Земля в пожизненном пользовании как оформить в собственность рб

Обновлено: 14.05.2024

ПОРЯДОК ПРОДАЖИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ НУЖДАЮЩИМСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ, И (ИЛИ) ВОЗВЕДЕННЫХ НА НИХ ЖИЛЫХ ДОМОВ, НЕЗАВЕРШЕННЫХ ЗАКОНСЕРВИРОВАННЫХ СТРОЕНИЙ ДО ИСТЕЧЕНИЯ 8 ЛЕТ СО ДНЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ТАКИХ ДОМОВ.

Когда вносится плата за земельный участок?

Нужно ли делать оценку?

Отчуждение с помощью Брачных договоров.

Адвокат по земельному и жилищному праву

По общему правилу, согласно статье 51-1 Кодекса Республики Беларусь о земле не допускается отчуждение земельных участков, предоставленных гражданам как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и (или) возведенных на них жилых домов, объектов недвижимости, образованных в результате их раздела, слияния или вычленения из них (долей в праве собственности на указанные объекты), до истечения восьми лет со дня государственной регистрации таких домов, за исключением отчуждения местным исполнительным комитетам при условии полного погашения льготного кредита на строительство жилых помещений (в том числе досрочного), если такой кредит привлекался.

Отчуждение гражданами незавершенных законсервированных строений, расположенных на земельных участках, предоставленных им как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, не допускается, за исключением отчуждения местным исполнительным комитетам при условии полного погашения льготного кредита на строительство жилых помещений (в том числе досрочного), если такой кредит привлекался.

Продать участок разрешается по истечении 8 лет после государственной регистрации построенного на нем жилого дома.

Вместе с тем, при возникновении указанных в статье 51-1 КоЗ обстоятельств гражданин, желающий произвести досрочное отчуждение недвижимого имущества, обращается в местный исполнительный комитет с заявлением, содержащим предложение о приобретении земельного участка и (или) дома, незавершенного законсервированного строения либо дачи разрешения на их отчуждение третьим лицам с обоснованием уважительных причин и приобщением соответствующих документов.

Справочно! Согласно статье 54 Кодекса Республики Беларусь о земле добровольная передача земельных участков, находящихся в частной собственности, в государственную собственность производится безвозмездно на основании заявления по решению соответствующег­о исполнительного комитета, принятому в соответствии с его компетенцией. Обязанность исполнительного комитета приобретать земельный участок на возмездной основе законодательством не установлена.

Справочно! Право на получение земельных участков гражданами как состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий может быть реализовано только один раз, поэтому при отказе от земельного участка в последующем землепользователь вправе претендовать на повторное получение земельного участка исключительно на общих основаниях.

В течение 10 рабочих дней исполком должен принять решение о разрешении отчуждения объектов или об отказе в выдаче такого разрешения. При этом, оценка обстоятельств, объективно свидетельствующих о невозможности использования недвижимого имущества, в каждом конкретном случае должна осуществляться по усмотрению местного исполнительного комитета, решения которого принимаются коллегиально, на основании конкретных обстоятельств и подтверждающих документов.

В случае отказа от приобретения объектов недвижимости исполнительный комитет вправе разрешить отчуждение земельного участка и (или) дома, незавершенного законсервированного строения третьим лицам при условии полного/досрочного погашения льготного кредита на строительство жилых помещений ОАО ”АСБ Беларусбанк“ (если кредит привлекался), а также при выполнении гражданином одного из следующих условий:

  • выкупа в частную собственность земельного участка, предоставленного в пожизненное наследуемое владение или аренду, либо внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка сроком на 99 лет, если земельный участок, предоставленный в пожизненное наследуемое владение или аренду на срок меньший, чем 99 лет, в соответствии с законодательством не может быть приобретен в частную собственность;
  • внесения гражданином Республики Беларусь платы в размере 100, 80 или 50 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, а если земельный участок был предоставлен в частную собственность соответственно без внесения платы, с внесением платы в размере 20 или 50 процентов от кадастровой стоимости земельного участка;
  • досрочного внесения платы за земельный участок, предоставленный в частную собственность, или платы за право заключения договора аренды земельного участка, предоставленного в аренду на 99 лет, если землепользователю предоставлялась рассрочка их внесения.

При этом внесение платы за земельный участок либо за право заключения договора аренды земельного участка осуществляется без предоставления рассрочки ее внесения. Ранее внесенная плата за право заключения договора аренды земельного участка подлежит зачету. Индексация ранее внесенной платы не производится.

Когда вносится плата за земельный участок?

Законодательство не содержит требования о том, что условием рассмотрения местным исполнительным комитетом заявления гражданина с предложением о приобретении является внесение платы за земельный участок. Порядок и условия внесения платы 100, 80 или 50 процентов от кадастровой стоимости земельного участка осуществляется после принятия местным исполнительным комитетом решения о приобретении недвижимого имущества либо дачи разрешения на отчуждение третьим лицам.

Нужно ли делать оценку?

Статья 51-1 КоЗ не содержит обязательных требований об оценке недвижимого имущества, однако для дальнейшей продажи возможно проведение оценки капитального строения.

Перечень случаев, при которых местные исполнительные комитеты вправе давать согласие на отчуждение, является открытым. Статья 51-1 КоЗ не содержит исчерпывающего перечня таких случаев. Отказ в выдаче разрешения может быть обжалован в вышестоящий исполком (облисполком), а затем и в судебном порядке.

Копия решения (выписка из решения) местного исполнительного комитета о предоставлении земельного участка в частную собственность либо аренду сроком на 99 лет (об изменении вида вещного права на земельный участок, о продлении срока аренды земельного участка до 99 лет) и (или) о разрешении отчуждения объектов направляется местным исполнительным комитетом землепользователю заказным письмом либо выдается под роспись в течение 10 рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления и предоставления документов, подтверждающих совершение указанных выше действий.

При этом до удостоверения соответствующего договора (купли-продажи, мены, дарения) и его государственной регистрации необходимо осуществить в установленном законодательством порядке государственную регистрацию прекращения:

  • залога (ипотеки) открытому акционерному обществу ”Сберегательный банк ”Беларусбанк“ строящегося или построенного жилого помещения;
  • залога земельного участка местному исполнительному комитету (в случае предоставления рассрочки внесения платы за право заключения договоров аренды земельных участков или платы за земельные участки, предоставляемые в частную собственность);
  • запретов отчуждения земельного участка и (или) дома, незавершенного законсервированного строения, установленных в соответствии с законодательными актами.

Принятие местным исполнительным комитетом указанного решения осуществляется на основании документов, определенных подпунктом 1.1.2-1 пункта 1.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. N 200 (далее - Перечень).

При этом документы, предусмотренные абзацами шестым - восьмым графы 3 подпункта 1.1.2-1 пункта 1.1 Перечня , в соответствии с примечанием " " к данному подпункту представляются заявителем по запросу местного исполнительного комитета только в случае принятия им решения, не связанного с отказом в осуществлении административной процедуры.

Такими документами являются:

документ, подтверждающий выкуп в частную собственность земельного участка, предоставленного в пожизненное наследуемое владение или аренду, либо внесение платы за право заключения договора аренды земельного участка сроком на 99 лет, если земельный участок, предоставленный в пожизненное наследуемое владение или аренду на срок меньший чем 99 лет, в соответствии с законодательством не может быть приобретен в частную собственность;

документ, подтверждающий внесение гражданином Республики Беларусь платы в размере 100, 80 или 50 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, если земельный участок был предоставлен в частную собственность соответственно без внесения платы, с внесением платы в размере 20 или 50 процентов от кадастровой стоимости земельного участка;

документ, подтверждающий досрочное внесение платы за земельный участок, предоставленный в частную собственность, или платы за право заключения договора аренды земельного участка, предоставленного в аренду на 99 лет, если землепользователю предоставлялась рассрочка их внесения.

В связи с изложенным при намерении гражданина произвести отчуждение земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества (долей в праве собственности на них) гражданином подаются в местный исполнительный комитет заявление и документы, предусмотренные абзацами вторым - пятым графы 3 подпункта 1.1.2-1 пункта 1.1 Перечня, а документы, предусмотренные абзацами шестым - восьмым графы 3 данного подпункта, - впоследствии, в случае принятия местным исполнительным комитетом решения, не связанного с отказом в осуществлении этой административной процедуры.

Таким образом, порядок совершения данной административной процедуры предусматривает, что местный исполнительный комитет при поступлении заявления гражданина предварительно прорабатывает вопрос о возможности принятия решения о разрешении отчуждения соответствующего земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества (долей в праве собственности на них) и в случае наличия правовых оснований для его принятия - истребует у гражданина дополнительные документы, предусмотренные абзацами шестым - восьмым графы 3 подпункта 1.1.2-1 пункта 1.1 Перечня.

Об отчуждении земельного участка, предоставленного гражданину для строительства и обслуживания капитального строения как состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в процессе принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов.

Осуществить отчуждение земельного участка, полученного гражданином как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе в процессе принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, возможно только местному исполнительному комитету, а в случае отказа местного исполнительного комитета от его приобретения им может быть дано разрешение на отчуждение земельного участка третьим лицам при соблюдении условий, предусмотренных частью второй статьи 51-1 Кодекса о земле.

Переоформить права на земельный участок, предоставленный на семью в целом в период брака одному из супругов как гражданину, состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, для строительства индивидуального жилого дома, на имя супруга (супруги), совместно состоящему (состоящей) на таком учете возможно следующим образом.

Согласно статье 23 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье имущество, нажитое супругами в период брака, независимо от того, на кого из супругов оно приобретено либо на кого или кем из супругов внесены денежные средства, является их общей совместной собственностью. Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения этим имуществом, если иное не предусмотрено Брачным договором.

Когда земельный участок был получен одним из супругов в период брака для строительства индивидуального жилого дома на семью в целом в частную собственность, супруги вправе обратиться в территориальную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним с заявлением о внесении в документы единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним исправлений в части указания в регистрационной книге сведений о том, что земельный участок, приобретённый на имя одного из супругов, принадлежит супругам на праве общей совместной собственности.

Если земельный участок был получен одним из супругов в период брака для строительства индивидуального жилого дома на семью в целом в пожизненное наследуемое владение, то, учитывая, что такой земельный участок находится в государственной собственности, супруги вправе обратиться в местный исполнительный комитет с соответствующим заявлением о внесении изменения в решение о предоставлении земельного участка в части указания на то, что земельный участок был предоставлен в общее совместное пожизненное наследуемое владение супругов. В последующем, супруги с указанным решением обращаются в территориальную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним с заявлением о внесении в документы единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним исправлений в части указания в регистрационной книге сведений о том, что земельный участок, предоставленный одному из супругов, принадлежит обоим супругам на праве общего совместного пожизненного наследуемого владения.

С учетом изложенного, переоформление таких земельных участков возможно путём заключения Брачных договоров.

Для получения полной юридической консультации по вашему вопросу со ссылкой на действующее законодательство посетитель вправе обратиться к адвокату персонально. Оказание юридической помощи производится на платной основе.

Если что-то осталось неясным или есть другие вопросы по этой же теме:

  • для максимально быстрого решения вопроса, созвонитесь с адвокатом и договоритесь о личной консультации;
  • или напишите комментарий с уточняющими вопросами по этой теме. Не создавайте новый вопрос!

Катковская Лилия Александровна

адвокат Минской городской коллегия адвокатов

Использование и опубликование материалов возможно только с согласия автора

Ответ: При работе с гражданами регистраторы недвижимости по удостоверению и регистрации сделок руководствуются двумя нормативными правовыми актами:

Указ отражает перечень документов, который должен быть представлен регистратору гражданином (заявителем), а Постановление определяет документы, которые регистратор запрашивает самостоятельно.

При удостоверении договора отчуждения (купли-продажи, дарения, безвозмездной передачи) имеет место административная процедура 22.18.1 Указа, дополнительно требуются документы, предусмотренные пунктом 82 Постановления.

Так, административная процедура 22.18.1 ”удостоверение договоров отчуждения“ Указа и п. 82 Постановления предусматривает следующие документы:

Согласно п. 15 Инструкции о порядке удостоверения регистратором документов, являющихся основанием для государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом, утвержденной постановлением Госкомимущества Республики Беларусь от 08.08.2013 № 38, в случае составления при удостоверении документа, являющегося основанием для регистрации сделки, заявлений, согласий, необходимых для удостоверения документа, являющегося основанием для регистрации сделки, регистратор проверяет личность подписавшего (подписавших), проверяет их дееспособность, полномочия представителей, о чем производит на этом документе соответствующую отметку.

Заявления, согласия должны быть подписаны в присутствии регистратора либо регистратору должно быть представлено согласие, удостоверенное нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, либо заявления, согласия, подлинность подписи на которых засвидетельствована нотариусом, должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, либо иными должностными лицам, уполномоченными в соответствии с законодательством свидетельствовать подлинность подписи на документе.

По основным началам гражданского законодательства граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством (принцип свободы договора), а добросовестность и разумность участников гражданских правоотношений презюмируется.

Для получения детальной консультации применительно к конкретной квартире необходимо обратиться в Агентство на прием к регистратору недвижимости, выбрав операцию ”удостоверение договоров“. Регистратором будут изучены имеющиеся архивные материалы на квартиру, в том числе и на предмет отсутствия неузаконенной перепланировки в квартире, предоставлен полный перечень документов, необходимых для совершения сделки, а также разъяснены иные правовые вопросы, связанные с процедурой удостоверения договора отчуждения с недвижимым имуществом.

Ответ: С учетом положений статьи 10 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З ”О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним“ (последовательность государственной регистрации) государственная регистрация создания капитального строения (здания, сооружения), создания незавершенного законсервированного капитального строения не может осуществляться ранее государственной регистрации создания земельного участка, на котором оно расположено. Поэтому государственной регистрации жилого дома должна предшествовать государственная регистрация земельного участка, на котором расположен жилой дом.

Государственная регистрация создания земельного участка и возникновения прав, ограничений (обременений) прав на него осуществляется по административной процедуре 22.1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 ”Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан“ (далее – Указ) и пункту 1 перечня документов и (или) сведений, запрашиваемых подчиненными Государственному комитету по имуществу Республики Беларусь государственными организациями при осуществлении административных процедур по заявлениям граждан, утвержденного Постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 09.11.2010 № 63 (далее – Постановление) на основании следующих документов:

  • заявление о государственной регистрации;
  • паспорт заявителя;
  • решение сельского исполнительного комитета о предоставлении земельного участка;
  • землеустроительное дело на вновь образованный земельный участок;
  • документ, подтверждающий внесение платы.

Государственная регистрация создания ранее эксплуатируемого капитального строения и возникновения права собственности на него, перешедшее по наследству, осуществляется по административным процедурам 22.4.1, 22.4.3 Указа и пункту 70 Постановления.

Стоимость услуг составляет:

  • по государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права пожизненного наследуемого владения на него – 1 базовая величина (при наличии ограничений в использовании – 1,2 базовой величины) и 0,5 базовой величины в счет уплаты государственной пошлины за получение правоудостоверяющего документа на земельный участок;
  • по технической инвентаризации жилого дома площадью до 50 кв.м. и составлению технического паспорта – ориентировочно 120 рублей (по состоянию на 10.03.2020);
  • по государственной регистрации создания капитального строения (жилого дома) и возникновения права собственности на него – 0,6 базовой величины.

Ответ: По положениям ст. 59 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З ”О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним“ если в соответствии с законодательством Республики Беларусь права, ограничения (обременения) прав являются связанными между собой (переход права собственности на капитальное строение (здание, сооружение) и возникновение, переход, прекращение права, ограничения (обременения) права на земельный участок, то их государственная регистрация осуществляется одновременно.

Согласно ст. 55 Кодекса Республики Беларусь ”О земле“ от 23.07.2008 № 425-З при переходе прав на капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения или долей в праве на данные объекты к их приобретателям переходят права на земельные участки, на которых они расположены. При переходе прав на капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения, расположенные на арендуемых земельных участках, или долей в праве на данные объекты к их приобретателям переходят права и обязанности по соответствующим договорам аренды земельного участка на оставшийся срок аренды соответствующего земельного участка.

Государственная регистрация перехода права на земельный участок осуществляется в установленном законодательством порядке на основании документов, представленных для осуществления государственной регистрации перехода права на капитальное строение.

Рекомендации Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь (приложение к письму от 25.02.2008 № 02-10/30) по вопросам применения Указа Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 ”Об изъятии и предоставлении земельных участков“ (далее – Указ) гласят, что если участок находился у прежнего владельца на праве аренды и при этом не меняется целевое назначение земельного участка, вид вещного права на него, его размер и границы, то регистратор одновременно со свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации выдает новому арендатору земельного участка копию договора аренды земельного участка, который имеется в регистрационном деле. На последнем листе копии договора или на чистом листе бумаги, сшитым с договором, делается отметка следующего содержания: ”Права и обязанности арендатора перешли к Фамилия, имя, отчество. Дата государственной регистрации перехода права аренды на земельный участок ”__“ _______2019г.“. Данная запись должна быть подписана регистратором и скреплена его печатью.

Отметка аналогичного содержания делается также на последнем листе копии договора, имеющемся в регистрационном деле.

По пп. 12.4 п. 12 Указа организация по государственной регистрации в течение 5 рабочих дней со дня совершения регистрационного действия по государственной регистрации перехода прав на земельный участок либо доли в праве на него при переходе прав на расположенные на нем капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения, или долей в праве на данные объекты к другому лицу уведомляет о переходе прав землеустроительную службу местного исполнительного комитета и территориальные налоговые органы по месту нахождения земельного участка.

Ответ: В соответствии со статьей 14 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З ”О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним“ (далее – Закон о регистрации) в компетенцию Агентства не входит полномочие по толкованию нормативных правовых актов (статья 70 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З ”О нормативных правовых актах Республики Беларусь“).

Вместе с тем считаем возможным высказать мнение по изложенному в обращении вопросу.

Согласно п. 2 ст. 399 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) предварительный договор должен быть заключен в форме, установленной законодательством для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. В соответствии со статьей 521 ГК договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Соответственно предварительный договор купли-продажи недвижимости также должен быть заключен в письменной форме.

Согласно п. 3 ст. 9 Закона о регистрации государственной регистрации подлежат договоры, которые являются или могут являться основанием возникновения, перехода, прекращения прав или ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, подлежащих государственной регистрации в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона о регистрации. Предметом предварительного договора является заключение в будущем основного договора (п. 1 ст. 399 ГК).

Следовательно, поскольку предварительный договор непосредственно не является основанием для перехода права собственности на недвижимое имущество, государственной регистрации предварительный договор купли-продажи недвижимого имущества не подлежит.

Ответ: Для государственной регистрации создания земельного участка и возникновения прав, ограничений (обременений) прав на него гражданин обращается в местный исполнительный комитет по месту нахождения этого участка с заявлением о выдаче правоудостоверяющего документа.

В заявлении о выдаче документа, удостоверяющего право на земельный участок, указываются имеющиеся у гражданина сведения об используемом им земельном участке, его площадь, желаемое вещное право на него.

Местный исполнительный комитет в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления рассматривает заявление гражданина о выдаче документа, удостоверяющего право на земельный участок, сообщает гражданину о результатах рассмотрения его заявления и при отсутствии основания для отказа в выдаче правоудостоверяющего документа поручает организации по землеустройству либо иному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, выполняющим работы по установлению границы земельного участка на местности, выполнить работы по установлению границы предоставленного земельного участка на местности по фактическому пользованию с учетом правоудостоверяющих документов, выданных смежным землепользователям.

Ответ: На местности может быть восстановлена только фиксированная граница земельного участка.

Восстановление нефиксированной границы земельного участка, а также границы земельного участка, установленной аэрофотогеодезическим способом, не производится. В отношении таких земельных участков по желанию заинтересованного лица выполняются работы по установлению фиксированной границы земельного участка геодезическим способом.

Восстановление фиксированной границы земельного участка заключается в отыскании на местности положения точек поворота ранее установленной геодезическим способом фиксированной границы земельного участка и закреплении при необходимости соответствующих точек новыми межевыми знаками взамен утраченных.

Восстановление границы земельного участка производится в присутствии землепользователя земельного участка или его представителя (в случае совершения действий от его имени).

Ознакомление заинтересованного лица с восстановленной границей и сдача межевых знаков на сохранность этому лицу осуществляются путем визуального обозрения точек поворота границы земельного участка.

Ответ: При выполнении работ по установлению либо восстановлению границы земельного участка точки поворота на местности закрепляются межевыми знаками. Не закрепляются на местности межевыми знаками точки поворота границ земельных участков, если этими точками являются углы капитальных строений (зданий, сооружений), столбы или углы капитальных ограждений, бордюров и другие твердые объекты местности.

Ответ: В случае наличия земельного спора в соответствии со ст. 92 Кодекса о земле его разрешение производится государственными органами:

  • земельные споры, кроме споров, предусмотренных частью второй настоящей статьи, разрешаются областным, Минским городским, городским (города областного, районного подчинения), районным, сельским, поселковым исполнительным комитетом в соответствии с его компетенцией и (или) в судебном порядке;
  • земельные споры, связанные с правом частной собственности на земельные участки, с наследованием земельных участков, споры между участниками совместного домовладения, лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности, и споры, связанные с возмещением убытков, разрешаются в судебном порядке.

Ответ: Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 N 384 перепланировка – изменение планировочных решений жилого и (или) нежилого помещений в процессе выполнения ремонтно-строительных работ. К работам по перепланировке относятся: изменение площади, количества жилых комнат и подсобных помещений в квартире за счет разборки существующих и (или) устройства новых перегородок, устройство, увеличение проемов в ненесущих стенах и перегородках.

Ответ: Для получения согласования (разрешения) на переустройство и (или) перепланировку гражданин подает в местный исполнительный и распорядительный орган (администрации Ленинского и Октябрьского районов г. Могилева) заявление и представляет документы, перечисленные в подпункте 1.1.21 пункта 1.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. N 200 “Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан”.

Ответ: Жилой дом возможно признать завершенным строительством при наличии следующих конструктивных элементов: фундамент, стены, крыша, пол, перекрытие (потолок), окна, двери, электроосвещение, отопление, внутренние междуэтажные лестницы (при наличии двух и более этажей), внутренняя отделка (допускается без отделки).

Ответ: Если иное не предусмотрено законодательством, срок действия результата независимой оценки составляет 12 месяцев с даты оценки, за исключением следующих целей оценки:

ПОРЯДОК ПРОДАЖИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ НУЖДАЮЩИМСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ, И (ИЛИ) ВОЗВЕДЕННЫХ НА НИХ ЖИЛЫХ ДОМОВ, НЕЗАВЕРШЕННЫХ ЗАКОНСЕРВИРОВАННЫХ СТРОЕНИЙ ДО ИСТЕЧЕНИЯ 8 ЛЕТ СО ДНЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ТАКИХ ДОМОВ.

Когда вносится плата за земельный участок?

Нужно ли делать оценку?

Отчуждение с помощью Брачных договоров.

Адвокат по земельному и жилищному праву

По общему правилу, согласно статье 51-1 Кодекса Республики Беларусь о земле не допускается отчуждение земельных участков, предоставленных гражданам как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и (или) возведенных на них жилых домов, объектов недвижимости, образованных в результате их раздела, слияния или вычленения из них (долей в праве собственности на указанные объекты), до истечения восьми лет со дня государственной регистрации таких домов, за исключением отчуждения местным исполнительным комитетам при условии полного погашения льготного кредита на строительство жилых помещений (в том числе досрочного), если такой кредит привлекался.

Отчуждение гражданами незавершенных законсервированных строений, расположенных на земельных участках, предоставленных им как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, не допускается, за исключением отчуждения местным исполнительным комитетам при условии полного погашения льготного кредита на строительство жилых помещений (в том числе досрочного), если такой кредит привлекался.

Продать участок разрешается по истечении 8 лет после государственной регистрации построенного на нем жилого дома.

Вместе с тем, при возникновении указанных в статье 51-1 КоЗ обстоятельств гражданин, желающий произвести досрочное отчуждение недвижимого имущества, обращается в местный исполнительный комитет с заявлением, содержащим предложение о приобретении земельного участка и (или) дома, незавершенного законсервированного строения либо дачи разрешения на их отчуждение третьим лицам с обоснованием уважительных причин и приобщением соответствующих документов.

Справочно! Согласно статье 54 Кодекса Республики Беларусь о земле добровольная передача земельных участков, находящихся в частной собственности, в государственную собственность производится безвозмездно на основании заявления по решению соответствующег­о исполнительного комитета, принятому в соответствии с его компетенцией. Обязанность исполнительного комитета приобретать земельный участок на возмездной основе законодательством не установлена.

Справочно! Право на получение земельных участков гражданами как состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий может быть реализовано только один раз, поэтому при отказе от земельного участка в последующем землепользователь вправе претендовать на повторное получение земельного участка исключительно на общих основаниях.

В течение 10 рабочих дней исполком должен принять решение о разрешении отчуждения объектов или об отказе в выдаче такого разрешения. При этом, оценка обстоятельств, объективно свидетельствующих о невозможности использования недвижимого имущества, в каждом конкретном случае должна осуществляться по усмотрению местного исполнительного комитета, решения которого принимаются коллегиально, на основании конкретных обстоятельств и подтверждающих документов.

В случае отказа от приобретения объектов недвижимости исполнительный комитет вправе разрешить отчуждение земельного участка и (или) дома, незавершенного законсервированного строения третьим лицам при условии полного/досрочного погашения льготного кредита на строительство жилых помещений ОАО ”АСБ Беларусбанк“ (если кредит привлекался), а также при выполнении гражданином одного из следующих условий:

  • выкупа в частную собственность земельного участка, предоставленного в пожизненное наследуемое владение или аренду, либо внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка сроком на 99 лет, если земельный участок, предоставленный в пожизненное наследуемое владение или аренду на срок меньший, чем 99 лет, в соответствии с законодательством не может быть приобретен в частную собственность;
  • внесения гражданином Республики Беларусь платы в размере 100, 80 или 50 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, а если земельный участок был предоставлен в частную собственность соответственно без внесения платы, с внесением платы в размере 20 или 50 процентов от кадастровой стоимости земельного участка;
  • досрочного внесения платы за земельный участок, предоставленный в частную собственность, или платы за право заключения договора аренды земельного участка, предоставленного в аренду на 99 лет, если землепользователю предоставлялась рассрочка их внесения.

При этом внесение платы за земельный участок либо за право заключения договора аренды земельного участка осуществляется без предоставления рассрочки ее внесения. Ранее внесенная плата за право заключения договора аренды земельного участка подлежит зачету. Индексация ранее внесенной платы не производится.

Когда вносится плата за земельный участок?

Законодательство не содержит требования о том, что условием рассмотрения местным исполнительным комитетом заявления гражданина с предложением о приобретении является внесение платы за земельный участок. Порядок и условия внесения платы 100, 80 или 50 процентов от кадастровой стоимости земельного участка осуществляется после принятия местным исполнительным комитетом решения о приобретении недвижимого имущества либо дачи разрешения на отчуждение третьим лицам.

Нужно ли делать оценку?

Статья 51-1 КоЗ не содержит обязательных требований об оценке недвижимого имущества, однако для дальнейшей продажи возможно проведение оценки капитального строения.

Перечень случаев, при которых местные исполнительные комитеты вправе давать согласие на отчуждение, является открытым. Статья 51-1 КоЗ не содержит исчерпывающего перечня таких случаев. Отказ в выдаче разрешения может быть обжалован в вышестоящий исполком (облисполком), а затем и в судебном порядке.

Копия решения (выписка из решения) местного исполнительного комитета о предоставлении земельного участка в частную собственность либо аренду сроком на 99 лет (об изменении вида вещного права на земельный участок, о продлении срока аренды земельного участка до 99 лет) и (или) о разрешении отчуждения объектов направляется местным исполнительным комитетом землепользователю заказным письмом либо выдается под роспись в течение 10 рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления и предоставления документов, подтверждающих совершение указанных выше действий.

При этом до удостоверения соответствующего договора (купли-продажи, мены, дарения) и его государственной регистрации необходимо осуществить в установленном законодательством порядке государственную регистрацию прекращения:

  • залога (ипотеки) открытому акционерному обществу ”Сберегательный банк ”Беларусбанк“ строящегося или построенного жилого помещения;
  • залога земельного участка местному исполнительному комитету (в случае предоставления рассрочки внесения платы за право заключения договоров аренды земельных участков или платы за земельные участки, предоставляемые в частную собственность);
  • запретов отчуждения земельного участка и (или) дома, незавершенного законсервированного строения, установленных в соответствии с законодательными актами.

Принятие местным исполнительным комитетом указанного решения осуществляется на основании документов, определенных подпунктом 1.1.2-1 пункта 1.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. N 200 (далее - Перечень).

При этом документы, предусмотренные абзацами шестым - восьмым графы 3 подпункта 1.1.2-1 пункта 1.1 Перечня , в соответствии с примечанием " " к данному подпункту представляются заявителем по запросу местного исполнительного комитета только в случае принятия им решения, не связанного с отказом в осуществлении административной процедуры.

Такими документами являются:

документ, подтверждающий выкуп в частную собственность земельного участка, предоставленного в пожизненное наследуемое владение или аренду, либо внесение платы за право заключения договора аренды земельного участка сроком на 99 лет, если земельный участок, предоставленный в пожизненное наследуемое владение или аренду на срок меньший чем 99 лет, в соответствии с законодательством не может быть приобретен в частную собственность;

документ, подтверждающий внесение гражданином Республики Беларусь платы в размере 100, 80 или 50 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, если земельный участок был предоставлен в частную собственность соответственно без внесения платы, с внесением платы в размере 20 или 50 процентов от кадастровой стоимости земельного участка;

документ, подтверждающий досрочное внесение платы за земельный участок, предоставленный в частную собственность, или платы за право заключения договора аренды земельного участка, предоставленного в аренду на 99 лет, если землепользователю предоставлялась рассрочка их внесения.

В связи с изложенным при намерении гражданина произвести отчуждение земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества (долей в праве собственности на них) гражданином подаются в местный исполнительный комитет заявление и документы, предусмотренные абзацами вторым - пятым графы 3 подпункта 1.1.2-1 пункта 1.1 Перечня, а документы, предусмотренные абзацами шестым - восьмым графы 3 данного подпункта, - впоследствии, в случае принятия местным исполнительным комитетом решения, не связанного с отказом в осуществлении этой административной процедуры.

Таким образом, порядок совершения данной административной процедуры предусматривает, что местный исполнительный комитет при поступлении заявления гражданина предварительно прорабатывает вопрос о возможности принятия решения о разрешении отчуждения соответствующего земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества (долей в праве собственности на них) и в случае наличия правовых оснований для его принятия - истребует у гражданина дополнительные документы, предусмотренные абзацами шестым - восьмым графы 3 подпункта 1.1.2-1 пункта 1.1 Перечня.

Об отчуждении земельного участка, предоставленного гражданину для строительства и обслуживания капитального строения как состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в процессе принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов.

Осуществить отчуждение земельного участка, полученного гражданином как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе в процессе принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, возможно только местному исполнительному комитету, а в случае отказа местного исполнительного комитета от его приобретения им может быть дано разрешение на отчуждение земельного участка третьим лицам при соблюдении условий, предусмотренных частью второй статьи 51-1 Кодекса о земле.

Переоформить права на земельный участок, предоставленный на семью в целом в период брака одному из супругов как гражданину, состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, для строительства индивидуального жилого дома, на имя супруга (супруги), совместно состоящему (состоящей) на таком учете возможно следующим образом.

Согласно статье 23 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье имущество, нажитое супругами в период брака, независимо от того, на кого из супругов оно приобретено либо на кого или кем из супругов внесены денежные средства, является их общей совместной собственностью. Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения этим имуществом, если иное не предусмотрено Брачным договором.

Когда земельный участок был получен одним из супругов в период брака для строительства индивидуального жилого дома на семью в целом в частную собственность, супруги вправе обратиться в территориальную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним с заявлением о внесении в документы единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним исправлений в части указания в регистрационной книге сведений о том, что земельный участок, приобретённый на имя одного из супругов, принадлежит супругам на праве общей совместной собственности.

Если земельный участок был получен одним из супругов в период брака для строительства индивидуального жилого дома на семью в целом в пожизненное наследуемое владение, то, учитывая, что такой земельный участок находится в государственной собственности, супруги вправе обратиться в местный исполнительный комитет с соответствующим заявлением о внесении изменения в решение о предоставлении земельного участка в части указания на то, что земельный участок был предоставлен в общее совместное пожизненное наследуемое владение супругов. В последующем, супруги с указанным решением обращаются в территориальную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним с заявлением о внесении в документы единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним исправлений в части указания в регистрационной книге сведений о том, что земельный участок, предоставленный одному из супругов, принадлежит обоим супругам на праве общего совместного пожизненного наследуемого владения.

С учетом изложенного, переоформление таких земельных участков возможно путём заключения Брачных договоров.

Для получения полной юридической консультации по вашему вопросу со ссылкой на действующее законодательство посетитель вправе обратиться к адвокату персонально. Оказание юридической помощи производится на платной основе.

Если что-то осталось неясным или есть другие вопросы по этой же теме:

  • для максимально быстрого решения вопроса, созвонитесь с адвокатом и договоритесь о личной консультации;
  • или напишите комментарий с уточняющими вопросами по этой теме. Не создавайте новый вопрос!

Катковская Лилия Александровна

адвокат Минской городской коллегия адвокатов

Использование и опубликование материалов возможно только с согласия автора

Мы попросили ответить на них начальника отдела правового и информационно-аналитического обеспечения главного управления землеустройства Гомельского облисполкома Анну Прикота.


Справочно: Единый банк данных земельных участков Гомельской области размещен на официальном сайте gomeloblzem.by.
Банк данных позволяет любому гражданину найти земельный участок:
• на любой вкус и кошелек;
• для любых целей и нужд (строительство жилого дома, садоводство, коммерческие нужды, сельское хозяйство и т. д.);
• в любом населенном пункте Гомельской области.

Перейти на нужный раздел сайта вы можете, воспользовавшись QR-кодом

Наряду с уже сформированными для продажи земельными участками заинтересованное лицо имеет возможность внести свои предложения о формировании участка на аукцион, обратившись с письменным заявлением в местный исполнительный комитет по месту нахождения земельного участка.


Относительно критериев земельных участков сообщаем, что строгих критериев нет, за исключением градостроительных и архитектурных регламентов. То есть размещение земельного участка в конкретном месте должно соответствовать и согласовываться с архитектурными и градостроительными нормами.

Например, земельные участки для индивидуального жилищного строительства, как правило, формируются в микрорайонах усадебной жилой застройки, и их площадь должна быть достаточной для размещения на нем жилого дома и хозяйственных построек (от 0,05 га).

Делить нельзя сохранить…

На этом примере рассмотрим варианты решения сложившейся ситуации.

1. В связи с разделом жилого дома (выделом долей в праве собственности) как имущества, совместно нажитого в период брака, и учитывая, что в законодательстве действует принцип единства судьбы земельного участка и капитального строения, расположенного на нем, должны быть выделены доли и в праве пожизненного наследуемого владения на земельный участок.

Доли в праве на земельный участок выделяются пропорционально долям в строении (жилом доме).

Справочно: В соответствии со статьями 69, 70 Кодекса Республики Беларусь о земле землепользователи земельного участка, на котором расположены капитальные строения (здания, сооружения), находящиеся в их общей долевой собственности, осуществляют права и обязанности пропорционально своим долям в праве собственности на капитальные строения (здания, сооружения) либо долям в праве общей собственности на общее имущество совместного домовладения.

При наличии документа о разделе жилого дома (судебное решение, свидетельство о праве собственности на долю в имуществе, нажитом супругами в период брака, выданное нотариусом) местный исполнительный комитет по месту нахождения земельного участка на основании заявления заинтересованного лица примет решение о предоставлении доли в праве на земельный участок.

2. Порядок пользования

В соответствии со статьей 250 Гражданского кодекса Республики Беларусь владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех его участников, а при недостижении согласия – в порядке, устанавливаемом судом. Таким образом, владение и пользование земельного участка может осуществляться в соответствии с установленным по соглашению сторон или судом порядком пользования.

Другими словами, порядок пользования представляет собой схему земельного участка, на которой обозначено, за кем из совладельцев закреплена та или иная территория.

3. Раздел земельного участка

Справочно: В соответствии с частью второй статьи 10 Кодекса Республики Беларусь о земле не допускается раздел земельных участков, предоставленных для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов, за исключением случаев, связанных с разделом этих домов.

Раздел земельного участка также производится по соглашению всех участников совместного домовладения, а при недостижении согласия – в судебном порядке.

4. Ограничение отчуждения

В дополнение к вышесказанному следует отметить, что граждане, получившие земельные участки как состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, до истечения 8 лет со дня государственной регистрации возведенных на них жилых домов не вправе отчуждать такие участки и (или) дома, а также объекты недвижимости, образованные в результате их раздела, слияния или вычленения из них, за исключением отчуждения местным исполнительным комитетам.

То есть даже после раздела жилого дома и земельного участка отчуждение вновь образованных изолированных помещений (квартир) будет запрещено в соответствии с вышеуказанной нормой.

Читайте также: