Проблемы привлечения к административной ответственности за земельные правонарушения

Обновлено: 04.05.2024

Гончарова Е.А., аспирантка ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права".

Земля - это уникальное богатство, дар природы. Статья 9 Конституции Российской Федерации провозглашает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Согласно положениям Земельного кодекса РФ, земля подлежит охране как главный природный объект. Одним из составляющих элементов обеспечения безопасного, надлежащего использования земли является институт юридической ответственности.

В связи с тем что земля обладает уникальными, присущими только ей свойствами, можно сделать вывод, что и охрану земельных отношений в первую очередь должны обеспечивать нормы специальной ответственности. Ученые называют ее земельно-правовой .

См.: Жариков Ю.Г., Улюкаев В.Х., Чуркин В.Э. Земельное право: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2003. С. 281, 265; Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Краснов. 9-е изд., перераб. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 443.

В юридической литературе не сложилось единого мнения о признании специальной земельно-правовой ответственности в качестве самостоятельного вида ответственности.

Однако институт земельно-правовой ответственности был предусмотрен еще в период действия советского права.

Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г. предусматривали в ст. ст. 15, 16, 50 земельно-правовые санкции, фактически выступавшие в качестве самостоятельных мер юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. N 54. Ст. 485.

В качестве особого института советского земельного права земельно-правовую ответственность рассматривал О.В. Измайлов .

Измайлов О.В. Ответственность за нарушение земельного законодательства: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1973. С. 7.

О.В. Измайлов полагал, что существующие традиционные виды ответственности не могут обеспечить в полном объеме охрану таких важнейших отношений, какими являются земельные отношения .

Измайлов О.В. Ответственность за нарушение земельного законодательства: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1973. С. 7.

В юридической литературе нет единого мнения об определении специальной земельно-правовой ответственности. Вследствие того что Земельный кодекс РФ не перечисляет данный вид ответственности, не дает законодательного толкования данного понятия, среди ученых возникают споры о существовании земельно-правовой ответственности.

Так, М.С. Ромадин, говоря о процедуре прекращения прав на землю, предусмотренной статьей 54 Земельного кодекса РФ, считает, что "если и можно в данном случае говорить о какой-либо ответственности, то только о гражданско-правовой (ответственность правообладателя перед собственником)" .

Ромадин М.С. Некоторые проблемы принудительного прекращения прав на землю в Российской Федерации // Государство и право. 2003. N 11. С. 93.

Однако положения ст. 45 Земельного кодекса РФ устанавливают перечень оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 27. Ст. 2711; N 41. Ст. 3993; N 52 (ч. 1). Ст. 5276; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 17; N 30 (ч. 1). Ст. 3122; 2006. N 17 (ч. 3). Ст. 1720; N 27. Ст. 2880; N 31 (ч. 1). Ст. 3453; N 50. Ст. 5282; N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 23; N 1 (ч. 1). Ст. 24; N 10. Ст. 1148.

Статья 54 Земельного кодекса РФ регулирует условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка.

Пункт 2 ст. 54 Земельного кодекса РФ предусматривает, что принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Практика привлечения недобросовестных землевладельцев и землепользователей к административной ответственности существует. Примером может выступать Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 июля 2007 г. N КА-А40/6647-07 . Суть дела в следующем. Общество с ограниченной ответственностью "N" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Решением названного Арбитражного суда от 14 февраля 2007 г., оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2007 г., в удовлетворении заявленного по делу требования отказано. Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество подало кассационную жалобу. В ходе проведенной проверки соблюдения земельного законодательства по использованию земельного участка был установлен факт его неиспользования более 10 лет по целевому назначению - для жилищного и иного строительства. Решение Арбитражного суда г. Москвы и Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда по тому же делу оставлены без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 июля 2007 г. N КА-А40/6647-07 (извлечения) // Система "Гарант".

Если вопрос о факте существования специальной земельно-правовой ответственности является спорным среди ученых, то о противоречивости и неполноте законодательства в области принудительного прекращения земельных прав спора нет.

Итак, можно выделить следующие проблемы, затрудняющие привлечение правонарушителей к земельно-правовой ответственности.

Во-первых, п. 3 ст. 54 Земельного кодекса РФ указывает на то, что уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля одновременно с наложением административного взыскания выносит предупреждение о допущенных земельных правонарушениях виновному лицу. Но в соответствии со ст. 72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Во-вторых, М.С. Ромадин подчеркивает, что не совсем ясно, насколько активна роль суда при рассмотрении вопроса о прекращении права на землю; сводится ли она только к тому, чтобы проверить законность и обоснованность решения органа, предоставившего земельный участок, о прекращении вещного права и тем самым подтвердить или опровергнуть принятое решение об изъятии земельного участка .

Ромадин М.С. Некоторые проблемы принудительного прекращения прав на землю в Российской Федерации // Государство и право. 2003. N 11. С. 95.

Неясным остается вопрос применения норм земельного и гражданского законодательства относительно принудительного прекращения прав на землю у собственников.

Статья 286 Гражданского кодекса РФ при регулировании порядка изъятия земельного участка по основаниям, предусмотренным ст. ст. 284 и 285 Кодекса, отсылает к земельному законодательству. Земельный кодекс РФ, в свою очередь, в ст. 44 говорит, что принудительное прекращение права собственности на земельный участок осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Статьи 284 и 285 Гражданского кодекса РФ предусматривают возможность принудительного прекращения права собственности на землю, если собственник земельного участка не использует его по целевому назначению или осуществляет использование земельного участка с грубым нарушением земельного законодательства. Но ст. 286 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным ст. ст. 284 и 285 Кодекса, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством. Сам же Гражданский кодекс РФ не содержит порядка изъятия земельных участков у собственников. Однако ст. 54 Земельного кодекса РФ упоминает только землепользователей и землевладельцев и как санкция не распространяется на собственников земельных участков. То есть два нормативно-правовых акта дают ссылку друг на друга, образуя при этом правовой вакуум.

Принудительное изъятие у правонарушителя земельного участка не означает, что этим его ответственность является исчерпанной. Принудительное изъятие земельного участка направлено прежде всего на прекращение противоправного воздействия субъекта на земельный участок. То есть необходима норма, согласно которой на бывшего собственника земельного участка, землевладельца, землепользователя будет возлагаться обязанность восстановить первоначальное состояние земельного участка либо возместить расходы на такое восстановление.

Анализ действующего законодательства позволил выявить ряд сложностей, без решения которых не будет применения надлежащей процедуры привлечения правонарушителей к специальной земельно-правовой ответственности.

  1. Прежде всего необходимо решить вопросы принудительного прекращения прав собственников на землю. Несмотря на то что Гражданский кодекс РФ в ст. ст. 285 - 286 затрагивает данные вопросы, применение такой процедуры на практике затруднительно. Порядок принудительного прекращения прав собственников на землю не разработан. Гражданский кодекс РФ, предусматривая основания привлечения собственников к ответственности, не устанавливает порядка привлечения к ней, а отсылает к Земельному кодексу РФ . Земельный кодекс РФ, в свою очередь, в ст. 54 упоминает только лиц, не являющихся собственниками земельного участка. Соответственно, так как речь идет о специальной земельно-правовой ответственности, применяемой в форме принудительного прекращения прав на землю ввиду ненадлежащего использования земельного участка, то и основания, и порядок привлечения к данной ответственности должны быть предусмотрены в Земельном кодексе РФ и должны распространяться как на лиц, не являющихся собственниками земельных участков, так и на собственников. То есть Земельный кодекс РФ должен быть дополнен статьей, касающейся порядка принудительного прекращения прав собственников на землю, а ст. 44 Кодекса должна быть дополнена основаниями, предусмотренными ст. ст. 284, 285 Гражданского кодекса.
  1. Также необходимо привести в надлежащее состояние процедуру принудительного прекращения прав на землю, регламентируемую статьей 54 Земельного кодекса РФ. Статья 72 Земельного кодекса РФ предусматривает муниципальный земельный контроль, ст. же 54 Кодекса предоставляет лишь органам государственной власти полномочия по наложению административного взыскания, предупреждению виновных лиц и уведомлению органа, предоставившего земельный участок, о допущенных правонарушениях. Соответственно, необходимо предоставить органам, которые осуществляют муниципальный земельный контроль, самостоятельно осуществлять подобные полномочия.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса РФ и Земельного кодекса РФ зачастую являются декларативными, не имеют механизма осуществления установленных требований, вследствие чего на практике возникают сложности применения законодательных норм. Поэтому представляется важным как с теоретической, так и с практической точки зрения обеспечить более точный и четкий механизм принудительного прекращения прав на землю ввиду ненадлежащего использования земельного участка.

В результате проведенного исследования теоретических положений, посвященных институту специальной земельно-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, в силу того, что Земельный кодекс РФ не раскрывает понятия ответственности, каждый ученый предлагает свое толкование. Но большинство ученых сходятся во мнении, что юридическая ответственность в области охраны и использования земель представляет собой комплекс принудительных мер, применяемых к правонарушителям в случае их неправомерного поведения.

Во-вторых, также ученые не сходятся во мнении относительно видов ответственности за нарушение земельного законодательства. Одни ученые делят их на общие и специальные (Б.В. Ерофеев , Ю.Г. Жариков ), другие говорят только о традиционных видах ответственности (О.И. Крассов и др.).

См.: Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Краснов. 9-е изд., перераб. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 444.
См.: Жариков Ю.Г., Улюкаев В.Х., Чуркин В.Э. Земельное право: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2003. С. 281, 265.
См.: Крассов О.И. Земельное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. С. 300.

В-третьих, расходятся мнения ученых и по поводу существования специальной земельно-правовой ответственности: одни полагают, что такой вид ответственности отсутствует (М.С. Ромадин , Ф.Б. Рысаев и др.), другие, напротив, утверждают обратное (Измайлов О.В. , Жариков Ю.Г , Ерофеев Б.В. и др.). Но необходимо отметить, что положения ст. 54 Земельного кодекса РФ дают законодательные основания полагать, что кроме традиционных видов ответственности существует еще и специальная земельно-правовая ответственность. Наличие специальной ответственности объясняется и тем, что земля обладает особыми чертами, принадлежащими только ей, и это не позволяет обеспечить ее правовой режим общими видами ответственности.

См.: Ромадин М.С. Некоторые проблемы принудительного прекращения прав на землю в Российской Федерации // Государство и право. 2003. N 11. С. 90 - 96.
См: Рысаев Ф.Б. Административно-правовое регулирование охраны окружающей среды в Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. наук. М., 2003. С. 19.
См.: Измайлов О.В. Ответственность за нарушение земельного законодательства: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1973. С. 7.
Жариков Ю.Г., Улюкаев В.Х., Чуркин В.Э. Земельное право: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2003. С. 281, 265.
Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Краснов. 9-е изд., перераб. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 443.

В-четвертых, исследование теоретических положений, разработанных учеными, позволяет сформулировать понятие земельно-правовой ответственности. Данная ответственность представляет собой специальную меру воздействия на правонарушителей за неисполнение земельного законодательства, применяется в качестве принудительного изъятия земельного участка у виновных лиц.

В-пятых, анализ положений Земельного кодекса РФ и Гражданского кодекса РФ, посвященных вопросам земельно-правовой ответственности, выявил ряд противоречий между данными законодательными актами. Рассмотренный порядок привлечения к специальной земельно-правовой ответственности указал на необходимость более детальной регламентации принудительного изъятия земельных участков. Особого внимания требуют вопросы принудительного прекращения прав собственников на землю.

Среди природных богатств, которыми дано владеть человеку, несомненно, самое ценное - земля . Охрана земель - одна из наиболее острых проблем современности. Меры юридической ответственности должны быть эффективными, так как они выступают гарантом прав и интересов граждан, регламентированных Конституцией РФ и другими законодательными актами. Для этого в первую очередь необходимо создать соответствующую законодательную базу как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Волкова Т.В. Правовые основы управления земельными ресурсами Российской Федерации / Под ред. К.Г. Пандакова. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2003. С. 6.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Гончарова Е.А., аспирантка ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права".

Земля - это уникальное богатство, дар природы. Статья 9 Конституции Российской Федерации провозглашает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Согласно положениям Земельного кодекса РФ, земля подлежит охране как главный природный объект. Одним из составляющих элементов обеспечения безопасного, надлежащего использования земли является институт юридической ответственности.

В связи с тем что земля обладает уникальными, присущими только ей свойствами, можно сделать вывод, что и охрану земельных отношений в первую очередь должны обеспечивать нормы специальной ответственности. Ученые называют ее земельно-правовой .

См.: Жариков Ю.Г., Улюкаев В.Х., Чуркин В.Э. Земельное право: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2003. С. 281, 265; Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Краснов. 9-е изд., перераб. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 443.

В юридической литературе не сложилось единого мнения о признании специальной земельно-правовой ответственности в качестве самостоятельного вида ответственности.

Однако институт земельно-правовой ответственности был предусмотрен еще в период действия советского права.

Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г. предусматривали в ст. ст. 15, 16, 50 земельно-правовые санкции, фактически выступавшие в качестве самостоятельных мер юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. N 54. Ст. 485.

В качестве особого института советского земельного права земельно-правовую ответственность рассматривал О.В. Измайлов .

Измайлов О.В. Ответственность за нарушение земельного законодательства: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1973. С. 7.

О.В. Измайлов полагал, что существующие традиционные виды ответственности не могут обеспечить в полном объеме охрану таких важнейших отношений, какими являются земельные отношения .

Измайлов О.В. Ответственность за нарушение земельного законодательства: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1973. С. 7.

В юридической литературе нет единого мнения об определении специальной земельно-правовой ответственности. Вследствие того что Земельный кодекс РФ не перечисляет данный вид ответственности, не дает законодательного толкования данного понятия, среди ученых возникают споры о существовании земельно-правовой ответственности.

Так, М.С. Ромадин, говоря о процедуре прекращения прав на землю, предусмотренной статьей 54 Земельного кодекса РФ, считает, что "если и можно в данном случае говорить о какой-либо ответственности, то только о гражданско-правовой (ответственность правообладателя перед собственником)" .

Ромадин М.С. Некоторые проблемы принудительного прекращения прав на землю в Российской Федерации // Государство и право. 2003. N 11. С. 93.

Однако положения ст. 45 Земельного кодекса РФ устанавливают перечень оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 27. Ст. 2711; N 41. Ст. 3993; N 52 (ч. 1). Ст. 5276; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 17; N 30 (ч. 1). Ст. 3122; 2006. N 17 (ч. 3). Ст. 1720; N 27. Ст. 2880; N 31 (ч. 1). Ст. 3453; N 50. Ст. 5282; N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 23; N 1 (ч. 1). Ст. 24; N 10. Ст. 1148.

Статья 54 Земельного кодекса РФ регулирует условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка.

Пункт 2 ст. 54 Земельного кодекса РФ предусматривает, что принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Практика привлечения недобросовестных землевладельцев и землепользователей к административной ответственности существует. Примером может выступать Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 июля 2007 г. N КА-А40/6647-07 . Суть дела в следующем. Общество с ограниченной ответственностью "N" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Решением названного Арбитражного суда от 14 февраля 2007 г., оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2007 г., в удовлетворении заявленного по делу требования отказано. Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество подало кассационную жалобу. В ходе проведенной проверки соблюдения земельного законодательства по использованию земельного участка был установлен факт его неиспользования более 10 лет по целевому назначению - для жилищного и иного строительства. Решение Арбитражного суда г. Москвы и Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда по тому же делу оставлены без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 июля 2007 г. N КА-А40/6647-07 (извлечения) // Система "Гарант".

Если вопрос о факте существования специальной земельно-правовой ответственности является спорным среди ученых, то о противоречивости и неполноте законодательства в области принудительного прекращения земельных прав спора нет.

Итак, можно выделить следующие проблемы, затрудняющие привлечение правонарушителей к земельно-правовой ответственности.

Во-первых, п. 3 ст. 54 Земельного кодекса РФ указывает на то, что уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля одновременно с наложением административного взыскания выносит предупреждение о допущенных земельных правонарушениях виновному лицу. Но в соответствии со ст. 72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Во-вторых, М.С. Ромадин подчеркивает, что не совсем ясно, насколько активна роль суда при рассмотрении вопроса о прекращении права на землю; сводится ли она только к тому, чтобы проверить законность и обоснованность решения органа, предоставившего земельный участок, о прекращении вещного права и тем самым подтвердить или опровергнуть принятое решение об изъятии земельного участка .

Ромадин М.С. Некоторые проблемы принудительного прекращения прав на землю в Российской Федерации // Государство и право. 2003. N 11. С. 95.

Неясным остается вопрос применения норм земельного и гражданского законодательства относительно принудительного прекращения прав на землю у собственников.

Статья 286 Гражданского кодекса РФ при регулировании порядка изъятия земельного участка по основаниям, предусмотренным ст. ст. 284 и 285 Кодекса, отсылает к земельному законодательству. Земельный кодекс РФ, в свою очередь, в ст. 44 говорит, что принудительное прекращение права собственности на земельный участок осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Статьи 284 и 285 Гражданского кодекса РФ предусматривают возможность принудительного прекращения права собственности на землю, если собственник земельного участка не использует его по целевому назначению или осуществляет использование земельного участка с грубым нарушением земельного законодательства. Но ст. 286 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным ст. ст. 284 и 285 Кодекса, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством. Сам же Гражданский кодекс РФ не содержит порядка изъятия земельных участков у собственников. Однако ст. 54 Земельного кодекса РФ упоминает только землепользователей и землевладельцев и как санкция не распространяется на собственников земельных участков. То есть два нормативно-правовых акта дают ссылку друг на друга, образуя при этом правовой вакуум.

Принудительное изъятие у правонарушителя земельного участка не означает, что этим его ответственность является исчерпанной. Принудительное изъятие земельного участка направлено прежде всего на прекращение противоправного воздействия субъекта на земельный участок. То есть необходима норма, согласно которой на бывшего собственника земельного участка, землевладельца, землепользователя будет возлагаться обязанность восстановить первоначальное состояние земельного участка либо возместить расходы на такое восстановление.

Анализ действующего законодательства позволил выявить ряд сложностей, без решения которых не будет применения надлежащей процедуры привлечения правонарушителей к специальной земельно-правовой ответственности.

  1. Прежде всего необходимо решить вопросы принудительного прекращения прав собственников на землю. Несмотря на то что Гражданский кодекс РФ в ст. ст. 285 - 286 затрагивает данные вопросы, применение такой процедуры на практике затруднительно. Порядок принудительного прекращения прав собственников на землю не разработан. Гражданский кодекс РФ, предусматривая основания привлечения собственников к ответственности, не устанавливает порядка привлечения к ней, а отсылает к Земельному кодексу РФ . Земельный кодекс РФ, в свою очередь, в ст. 54 упоминает только лиц, не являющихся собственниками земельного участка. Соответственно, так как речь идет о специальной земельно-правовой ответственности, применяемой в форме принудительного прекращения прав на землю ввиду ненадлежащего использования земельного участка, то и основания, и порядок привлечения к данной ответственности должны быть предусмотрены в Земельном кодексе РФ и должны распространяться как на лиц, не являющихся собственниками земельных участков, так и на собственников. То есть Земельный кодекс РФ должен быть дополнен статьей, касающейся порядка принудительного прекращения прав собственников на землю, а ст. 44 Кодекса должна быть дополнена основаниями, предусмотренными ст. ст. 284, 285 Гражданского кодекса.
  1. Также необходимо привести в надлежащее состояние процедуру принудительного прекращения прав на землю, регламентируемую статьей 54 Земельного кодекса РФ. Статья 72 Земельного кодекса РФ предусматривает муниципальный земельный контроль, ст. же 54 Кодекса предоставляет лишь органам государственной власти полномочия по наложению административного взыскания, предупреждению виновных лиц и уведомлению органа, предоставившего земельный участок, о допущенных правонарушениях. Соответственно, необходимо предоставить органам, которые осуществляют муниципальный земельный контроль, самостоятельно осуществлять подобные полномочия.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса РФ и Земельного кодекса РФ зачастую являются декларативными, не имеют механизма осуществления установленных требований, вследствие чего на практике возникают сложности применения законодательных норм. Поэтому представляется важным как с теоретической, так и с практической точки зрения обеспечить более точный и четкий механизм принудительного прекращения прав на землю ввиду ненадлежащего использования земельного участка.

В результате проведенного исследования теоретических положений, посвященных институту специальной земельно-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, в силу того, что Земельный кодекс РФ не раскрывает понятия ответственности, каждый ученый предлагает свое толкование. Но большинство ученых сходятся во мнении, что юридическая ответственность в области охраны и использования земель представляет собой комплекс принудительных мер, применяемых к правонарушителям в случае их неправомерного поведения.

Во-вторых, также ученые не сходятся во мнении относительно видов ответственности за нарушение земельного законодательства. Одни ученые делят их на общие и специальные (Б.В. Ерофеев , Ю.Г. Жариков ), другие говорят только о традиционных видах ответственности (О.И. Крассов и др.).

См.: Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Краснов. 9-е изд., перераб. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 444.
См.: Жариков Ю.Г., Улюкаев В.Х., Чуркин В.Э. Земельное право: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2003. С. 281, 265.
См.: Крассов О.И. Земельное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. С. 300.

В-третьих, расходятся мнения ученых и по поводу существования специальной земельно-правовой ответственности: одни полагают, что такой вид ответственности отсутствует (М.С. Ромадин , Ф.Б. Рысаев и др.), другие, напротив, утверждают обратное (Измайлов О.В. , Жариков Ю.Г , Ерофеев Б.В. и др.). Но необходимо отметить, что положения ст. 54 Земельного кодекса РФ дают законодательные основания полагать, что кроме традиционных видов ответственности существует еще и специальная земельно-правовая ответственность. Наличие специальной ответственности объясняется и тем, что земля обладает особыми чертами, принадлежащими только ей, и это не позволяет обеспечить ее правовой режим общими видами ответственности.

См.: Ромадин М.С. Некоторые проблемы принудительного прекращения прав на землю в Российской Федерации // Государство и право. 2003. N 11. С. 90 - 96.
См: Рысаев Ф.Б. Административно-правовое регулирование охраны окружающей среды в Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. наук. М., 2003. С. 19.
См.: Измайлов О.В. Ответственность за нарушение земельного законодательства: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1973. С. 7.
Жариков Ю.Г., Улюкаев В.Х., Чуркин В.Э. Земельное право: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2003. С. 281, 265.
Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Краснов. 9-е изд., перераб. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 443.

В-четвертых, исследование теоретических положений, разработанных учеными, позволяет сформулировать понятие земельно-правовой ответственности. Данная ответственность представляет собой специальную меру воздействия на правонарушителей за неисполнение земельного законодательства, применяется в качестве принудительного изъятия земельного участка у виновных лиц.

В-пятых, анализ положений Земельного кодекса РФ и Гражданского кодекса РФ, посвященных вопросам земельно-правовой ответственности, выявил ряд противоречий между данными законодательными актами. Рассмотренный порядок привлечения к специальной земельно-правовой ответственности указал на необходимость более детальной регламентации принудительного изъятия земельных участков. Особого внимания требуют вопросы принудительного прекращения прав собственников на землю.

Среди природных богатств, которыми дано владеть человеку, несомненно, самое ценное - земля . Охрана земель - одна из наиболее острых проблем современности. Меры юридической ответственности должны быть эффективными, так как они выступают гарантом прав и интересов граждан, регламентированных Конституцией РФ и другими законодательными актами. Для этого в первую очередь необходимо создать соответствующую законодательную базу как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Волкова Т.В. Правовые основы управления земельными ресурсами Российской Федерации / Под ред. К.Г. Пандакова. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2003. С. 6.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

В данной статье рассмотрены некоторые проблемы правоприменения норм юридической ответственности за нарушение земельного законодательства, приведены примеры из судебной практики. Авторы приходят к выводу, что эффективность привлечения к ответственности за нарушения в области охраны и использования земель напрямую зависит от качества установленного в государстве земельного правопорядка. Устранение пробелов в законодательстве об ответственности за земельные правонарушения и недостатков в его применении позволит создать эффективный механизм обеспечения охраны земель и рационального их использования.

Ключевые слова: Земельное законодательство, Правоприменение, Ответственность.

Avkchimovich V.V.

ORCID: 0000-0001-6077-9915, Postgraduate student, Tomsk State University, Institute of State and Law, Department of Civil Law and Procedure

PROBLEMS OF EBFORCEMENT OF LEGAL LIABILITY FOR VIOLATION OF THE RULES OF THE LAND LEGISLATION

Abstract

This article describes some of the problems of enforcement of norms of legal liability for the violation of land legislation, are examples of judicial practice. The authors concludes that the effectiveness of accountability for violations in the field of protection and use of land depends on the quality specified in the state law of the land. Address gaps in the legislation on liability for land violations and shortcomings in its implementation would create an effective mechanism to ensure the protection of lands and their rational use.

Keywords: Land legislation. Enforcement. A responsibility.

Основные законодательно закрепленные направления развития и применения норм в русле применения санкций за допущенные виновным лицом правонарушения в сфере земельного права по своей природе направлены как на исключение действий, противоречащих уже закрепленным законодательством требованиям правового порядка о рациональном использовании предоставленных в пользование или принадлежащих на праве собственности земель, так и на достижение позитивных действий по охране и использованию таких земель. Бесспорно, что главной целью рассматриваемого в настоящей статье института применения санкционных норм за нарушения земельного законодательства является обеспечение строгого следования закрепленным обязанностям не только по вопросам охраны земельных участков как собственности, но и рационального использования таких земель.

Основываясь на приведенных в докладе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации данных можно сделать вывод, что основными проблемами являются не качественное выполнение плановых мероприятий по надзору за состоянием земель, недостатки земельного правопорядка в целом.

Анализируя данное Постановление Правительства Российской Федерации, можно отметить, что законодателем отмеченные проблемы были решены не в полном объеме, поскольку признаки неиспользования земельных участков обозначены только в общей форме. Как представляется, необходимо доработать рассматриваемое постановление и внести в него дополнения.

Данный вывод подтверждается анализом судебной практики. Так, общество обратилось в суд к государственному органу с заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность истребуемого земельного участка. Причиной отказа в удовлетворении требований общества стало материальное доказательство использования обществом спорного земельного участка не в целях, указанных в договоре аренды (выращивание сельскохозяйственной продукции без права капитального строительства) [3].

Еще одной проблемой законодателя является сложность применения санкционных норм, указанных в статье 285 Гражданского кодекса Российской Федерации – изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства. Для пресечения правонарушений по указанному составу необходима качественная оценка состояния каждого конкретного земельного участка, что достаточно часто бывает невозможно. Во-первых, специально закрепленных правил рационального использования земельных участков действующим законодательством не закреплено. Во-вторых, законодательно закрепленные требования в области охраны земель не соотнесены с положениями статьи 285 ГК РФ.

Помимо указанных в данной статье проблем правоприменения законодательства, существует также проблема неисполнения норм права, предусматривающих ответственность за порчу земли. Законодатель видит решение проблемы такого правового нигилизма в ужесточении норм права, закрепляющих рассматриваемый состав правонарушения. Как представляется, ужесточение мер ответственности за любое правонарушение приведет к ожидаемому результату только при условии, что и другие механизмы правового порядка также будут выполняться беспрекословно (например, такие механизмы, как осуществление государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля, соблюдение требований по охране земель).

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что эффективность применения санкционных норм в рассматриваемой области прямо зависит от качества законодательного закрепления в государстве земельного правопорядка. Такой порядок должен включать в себя стабильность действующего законодательства, необходимую полноту и структурированность нормативно-правовой базы, последовательность и качественность проведения мероприятий по земельному контролю и надзору. Как одна из частей общего механизма государственного правового воздействия на земельные отношения в целом институт юридической ответственности за нарушения норм земельного права должен главной своей целью ставить обеспечение охраны земельных ресурсов, защиту прав и законных интересов собственников, владельцев и пользователей земель в нашем государстве.

Нельзя не согласиться с тем, что земельно-правовые санкции в настоящее время имеют значительный потенциал в сохранении земельного правопорядка. Анализируя действующее законодательство и судебную практику по рассматриваемому вопросу, автор приходит к выводу, что проблема неприменения земельно-правовых санкций состоит в том, что нет должного законодательного закрепления применения санкционных норм на практике. Например, в судебной практике встречаются иски о принудительном прекращении прав на земельные участки, которые не используются более 10 лет. Следовательно, основным направлением развития Российского законодательства в разрезе рассмотренных правоотношений должно быть гарантированное и эффективное воплощение действия уже закрепленного в нашем законодательстве механизма защиты интересов общества в рациональном использовании земельных ресурсов при помощи санкционных норм права.

Исключение из норм гражданского и земельного права описанных пробелов, а также упразднение недостатков по вопросам применения законодательства позволит создать эффективный и качественный механизм обеспечения и рационального использования земель и их охраны.

Содержание

Содержание

  • О понятии административной ответственности
  • О нарушении земельного законодательства
  • Об участниках и объектах земельных правоотношений
  • О правах и обязанностях собственников земли
  • Виды санкций за земельные правонарушения
  • О нарушении границ
  • Незаконное использование земельных фондов
  • Нарушения в области охраны природы
  • Нарушения на транспорте
  • Нарушение порядка установления земельных отношений
  • Уголовная ответственность

Право собственности на землю особенно эффективно защищается государством. За земельные правонарушения установлена ​​административная ответственность в виде штрафов и арестов. В данной статье будут проанализированы некоторые положения административного и земельного кодексов.

О понятии административной ответственности

Административная ответственность за земельные преступления выражается во многих видах и формах. Здесь все зависит от объекта вторжения и серьезности нарушения закона. Что такое административная ответственность в целом? Юристы говорят об одной из форм государственного принуждения. Представленный институт очень важен для прав и свобод человека, государства и общества.

Как можно идентифицировать земельные преступления? Земельный кодекс России говорит о противоправных действиях в сфере землепользования и охраны земель. Под защитой почвы понимается защита почвы от оползней, эрозии, затопления, загрязнения и т.д. Нерациональное использование земельных участков или полное отсутствие их защиты влечет за собой административную ответственность за земельные нарушения.

О нарушении земельного законодательства

Административная ответственность за нарушение Земельного кодекса устанавливается властями Российской Федерации как своего рода мера пресечения различных правонарушений в рассматриваемой сфере. Если изучить положения Земельного кодекса, становится ясно, за какие группы правонарушений может наступить административная ответственность. Вот основные моменты здесь:

  • вторжение на природный или хозяйственный объект;
  • нарушение требований или правил использования сайтов;
  • нарушение гражданских правоотношений на земельные участки;
  • серьезные нарушения порядка работы с землей и землеустройством – в виде досрочного рассмотрения заявлений или их полного игнорирования, нарушения порядка оформления земельных участков, неправомерного использования земельных участков и т. д.

Очень часто административная ответственность за земельные преступления возлагается не на конкретных граждан, а на юридических лиц в целом. Но в этом случае сотрудникам обвиняемой организации расслабляться не стоит: к ним тоже могут быть применены санкции, но уже дисциплинарные.

Об участниках и объектах земельных правоотношений

Прежде чем приступить к детальному анализу конкретных преступлений, санкции за которые регулируются Административным кодексом, желательно остановиться на вопросах и объектах взаимоотношений в рассматриваемой сфере. Согласно статье 5 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) в правоотношениях участвуют как сами граждане России, так и юридические лица, в том числе регионы Российской Федерации и различные муниципальные образования. Вот что можно назвать предметом:

  • землепользователи – лица, владеющие землей на правах постоянного или бесплатного пользования;
  • землевладельцы – люди, в собственности которых находятся земельные участки;
  • землевладельцы – лица, наследующие земельные владения;
  • держатели сервитутов – лица, имеющие право ограниченного пользования определенной территориальной территорией.

Здесь стоит выделить арендаторов и землевладельцев, которые также являются субъектами взаимоотношений на рассматриваемой территории. Объектами, как бы трудно их ни было угадать, является сама местность или ее части.

О правах и обязанностях собственников земли

Также следует обратить внимание на юридические обязанности и компетенцию субъектов земельных правоотношений. Вот что имеет право помещик:

  • строительство на его территории промышленных, жилых, культурных или иных построек;
  • использование земельного участка для собственных нужд в порядке, установленном законом;
  • юридическое выполнение ирригационных, мелиоративных, дренажных и других земляных работ;
  • посев и посадка различных овощных культур.

Каковы обязанности собственника земли? Здесь стоит обратить внимание на статью 42 ТК РФ, которая дает инструкции:

  • за осуществление своевременных платежей за землепользование;
  • на выполнение мероприятий по охране земель;
  • использовать земельный участок в строгом соответствии с установленным целевым назначением;
  • защитить землю от деградации, истощения, повреждений, загрязнения и т. д.

Несоблюдение предъявленных обязательств повлечет установление административной и судебной ответственности за земельные нарушения.

Виды санкций за земельные правонарушения

Какая ответственность предусмотрена законом за нарушение закона о земельных отношениях? Здесь всего два вида наказания: штраф и предупреждение. По мнению многих специалистов, останавливаться нельзя ввиду его неэффективности в этой сфере.

Предупреждение – это минимальное наказание. По сути, чиновник просто информирует виновную о несоблюдении закона. Просим прекратить нарушать действующие в России правила. Штраф – гораздо более суровая и серьезная мера. Конкретная денежная взыскание налагается на правонарушителя по решению суда (мирового судьи или районной инстанции.

О нарушении границ

Для начала стоит обратить внимание на статью 74 Земельного кодекса РФ, которая регулирует установление санкций как за административные, так и за уголовные и дисциплинарные правонарушения. Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение административного законодательства является виновным и противоправным действием или бездействием, за которое к пострадавшим должны быть наложены санкции. Рассматриваемый вид ответственности может нести лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Незаконное использование земельных фондов

Статьей 7.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ​​ответственность за несанкционированное использование или занятие определенной территориальной территории, в том числе полосы водного объекта, санитарно-защитной зоны или водоохранной зоны. Это преступление, как нетрудно догадаться, намного серьезнее простого нарушения границы. В статье 7.9 зафиксировано аналогичное нарушение, но уже связанное с захватом лесного фонда или лесной площади. Если было место для выкорчевывания деревьев, строительства больших зданий или несогласованной обработки древесины, то это могло повлечь за собой уголовное наказание. При этом за не особо серьезные нарушения границ лесного или водного фонда административная ответственность за земельные правонарушения будет относительно легкой, выражаясь в виде штрафов.

Нарушения в области охраны природы

Если в главе 7 КоАП РФ говорилось о нарушении границ и незаконном использовании определенных территорий, то в главе 8 говорится об административной ответственности за земельные и экологические преступления.

В статье 8.8 аналогичное правонарушение регулируется в акваториях, а в статьях 8.12 и 8.30 – в лесах и лесных ресурсах. Глава 10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях посвящена привлечению к административной ответственности за земельные правонарушения в сфере сельского хозяйства, в частности за ненадлежащую и вредную мелиорацию земель или ветеринарию.

Нарушения на транспорте

также необходимо обратить внимание на главу 11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в которой говорится об административной ответственности за совершение противоправных действий на транспортных средствах. Это, например, вредный выпас скота, покос травы, вспашка земли, повреждение или полный снос насаждений, сброс отходов в неположенных местах, выемка грунта или удаление слоя дерна, сброс промышленных, сточных, канализационных или сточных вод. • рекультивация в чистых реках или других несогласованных местах, установка рекламы или знаков без получения соответствующего разрешения, установка коммуникаций в неразрешенных местах и ​​многое другое.

Следует отметить, что большинство земельных и экологических преступлений совершается в транспортных средствах. Поэтому административная и дисциплинарная ответственность за земельные преступления такого типа вынесена в отдельную главу.

Нарушение порядка установления земельных отношений

В главе 19 КоАП РФ говорится об административной ответственности за нарушения в сфере несвоевременной подачи заявлений, оформления различных документов, бумаг и т.д. Здесь же можно найти ссылку на земельные нарушения. Так, в статье 19.9 КоАП РФ речь идет о нарушении сроков рассмотрения заявлений, в которых есть запрос на предоставление земельного участка или набора земельных участков. Здесь предусмотрена административная взыскание за земельные административные правонарушения.

также можно выделить статью 19.21, в которой говорится о несоблюдении установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Уголовная ответственность

Читайте также: