Ребенок испортил чужое имущество что делать

Обновлено: 28.05.2024

Главная > Консультации > Омбудсмен > В каких случаях родители возмещают вред, который дети нанесли школьному имуществу?

Вопрос о порче школьного имущества часто актуален в школе. Дети нередко могут случайно что-то сломать, разбить, испортить, находясь в школе. Каждый такой случай необходимо рассматривать отдельно, так как есть обстоятельства, которые определяют, кто именно впоследствии будет возмещать вред.

Почти в каждой школе есть правила для обучающихся, в которых сказано, что учащиеся обязаны:

  • выполнять требования устава и локальных нормативных актов школы по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
  • немедленно информировать педагогического работника, ответственного за осуществление мероприятия, о каждом несчастном случае, произошедшим с ними или очевидцами которого они стали;
  • уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы, не создавать препятствий для получения образования другими учащимися;
  • бережно относиться к имуществу школы;
  • соблюдать режим организации образовательного процесса, принятый в школе.

Все школьники знают эти правила, даже могут их рассказать наизусть, но случаи нарушения правил поведения встречаются и влекут за собой поломки. Учителя нередко говорят о том, что именно родители должны нести ответственность за то, что ребенок испортил школьное имущество. Родители считают, что если ребенок находился в школе, то только школа должны нести ответственность за порчу имущества.

Стоит отметить, что вопросы гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный имуществу организации, а также вопросы возмещения этого вреда, регулируются положениями именно гражданского законодательства, а не законодательства в области образования.

В соответствии с правилам ст. 1064 Гражданского кодекса РФ ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. В отдельных случаях допускается возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Есть специальные правила возмещения вреда, применимые для несовершеннолетних.

За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине. Если же малолетний гражданин причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной или иной организации, обязанной осуществлять за ним надзор, эта организация отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по её вине при осуществлении надзора (ст. 1073 Гражданского кодекса РФ).

Так, если обучающийся, которому не исполнилось 14 лет разбил стеллаж, окно, сломал стул (умышленно или по неосторожности), его нельзя привлечь к гражданско-правовой ответственности, а его родители будут возмещать вред только, если образовательная организация сможет снять с себя вину за ненадлежащий надзор, но на практике такие случаи не встречаются.

В этом случае образовательной организации вред придется возмещать самой. Это связано с тем, что дети до 14 лет считаются малолетними гражданами. То есть нести ответственность за свои поступки в полном объеме они не могут.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях. Например, обучающийся в возрасте 16 лет после уроков испортил смарт доску маркером или сломал проектор в образовательной организации, то не имеет значения его статус как обучающегося — возмещать вред придется ему самому за счет собственных средств. Если же у него нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 1074 Гражданского кодекса РФ).

Главным в вопросе причинения вреда несовершеннолетнего в школе является его возраст. Далее необходимо знать по чьей ответственностью находился ребенок на момент совершения противоправных действий. Должным ли образом за обучающимся осуществлялся присмотр.

Немаловажными обстоятельствами являются также форма вины причинителя вреда (умысел или неосторожность), время и место проступка. Должны быть известны все факты и обстоятельства, которые привели к порче имущества. Школа, в случае отказа от возмещения вреда родителями, может обратиться в суд с гражданским иском.

Не следует забывать, что к обучающимся можно применить меры дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, отчисление). Исключением будут обучающиеся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости). Кроме того, не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.

Меры дисциплинарного взыскания применяются за нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.

Когда управляющую организацию необоснованно обвиняют в причинении вреда общему имуществу, ей необходимо доказать свою невиновность и привлечь к ответственности нарушителей. Поможет в этом алгоритм, разработанный Сусаной Киракосян.

Нарушение правил пользования общим имуществом МКД

Cледуйте алгоритму для УО, ТСЖ и ЖК

  1. Проведите осмотр.
  2. Зафиксируйте факт нарушения требований ЖК РФ, Правил пользования жилыми помещениями № 25, фактическое состояние общего имущества в МКД и степень причинённого вреда или угрозу причинения вреда.
  1. На основании проведённого осмотра и составленного акта направьте претензию виновнику.
  1. Обратитесь в суд или административный орган, чтобы потребовать от виновного лица устранить недостатки или возместить причинённый ущерб.

Если в доме часто хулиганят в лифтах или портят почтовые ящики, вам поможет установка видеокамеры или нанятый консьерж. Важно использовать все возможные законные способы подтверждения факта вины третьего лица.

О том, как алгоритм работает в реальных условиях, вы узнаете, посмотрев видеозапись онлайн-семинара. Дальше мы приведём несколько примеров из судебной практики, когда в результате грамотно выстроенной защиты к ответственности за причинение ущерба общему имуществу были привлечены собственники.

Соберите показания свидетелей

В отношении гражданина был вынесен обвинительный приговор. Он, находясь в состоянии алкогольного опьянения, выломал в помещении консьержа дверь и измазал её своей кровью, разбил стекло на окне, сломал жалюзи, домофон, телевизор и аквариум.

Произошедшее подтвердили показания свидетелей. Сумма ущерба, причинённого ТСЖ, составила 100 068 рублей. В судебном заседании гражданин вину в совершении преступления признал частично. Согласился с тем, что повредил и уничтожил имущество, но указал, что действовал не из хулиганских побуждений, а потому, что испытывал личные неприязненные отношения к руководству ТСЖ.

Укажите на противоречивость представленных доказательств вашей вины

  • Ранее мировой суд прекратил производство, так как не обнаружил события правонарушения.
  • Представленные ГЖИ доказательства были противоречивы и не позволили сделать однозначный вывод о том, что именно явилось причиной отсутствия на момент проверки вентиляции в жилом помещении.

Такимипричинами могли быть недостатки конструкции МКД постройки 1940 года, действия самого собственника квартиры, который самовольно переместил газовую плиту и газовый водонагреватель, или действия УО, не предпринявшей необходимых мер по техобслуживанию и ремонту общего имущества.

Докажите предположительный характер заключений комиссий

В результате пожара, который случился в многоквартирном доме, в квартире было уничтожено принадлежащее истцу имущество. По мнению истца, пожар произошёл по вине управляющей организации.

Материалы дела не подтвердили, что причинителем вреда является именно УО. Заключения экспертов и специалистов, составленные в досудебном порядке, не установили точное место возникновения пожара, а сами заключения имели предположительный характер. Не была установлена причинно-следственная связь.

Суд указал, что оснований для возложения на УО ответственности по возмещению ущерба, причинённого пожаром, нет. А сам факт пожара не является безусловным и достаточным основанием для признания УО виновной в причинении убытков истцу.

5 оснований для применения судами положений о малозначительности

На заметку

Не всегда вина за причинённый общему имуществу МКД вред лежит на управляющей организации. Но чтобы это доказать, нужно потрудиться. Следуя приведённому выше алгоритму и опираясь на положительную для УО судебную практику, вы сможете минимизировать для себя риски и привлечь к ответственности третьих лиц.

Третьими лицами могут быть подрядчики, провайдеры и даже сами собственники и жители многоквартирного дома. Порой именно их действия или бездействие наносят непоправимый урон общедомовому имуществу.

  • фото- или видеофиксация, которая позволит подтвердить причинно-следственную связь;
  • показания свидетелей;
  • cоставление комиссионного акта – при вмешательстве в работу инженерных систем, установке незаконных конструкций;
  • заявление в полицию.

Если вину третьих лиц, за вред, причинённый общему имуществу не доказать, будет отвечать управляющая организация.

Больше подробностей о том, как защитить себя от возможных рисков и грамотно провести осмотр дома, вы узнаете из видеозаписи онлайн-семинара.

Дети портят вещи не без причины, но, как правило, сами не могут толком объяснить, зачем это сделали, так как для них эта задача слишком сложна: проанализировать поступок и найти скрытые причины, подтолкнувшие на это.

Психологи считают, что главной причиной деструктивного поведения детей становится их осознаваемая или бессознательная агрессия. Речь идет о детях старшего дошкольного возраста и младшего школьного: малыши до 4-5 лет познают мир, и портят вещи в основном из любопытства, у подростков агрессия связана с взрослением.

Причины детской агрессии

  • Устойчивая модель поведения. Познавая мир, дети пробуют разные модели поведения, в том числе и агрессивные. Устойчивой моделью станет та, которая позволяет добиться желаемого. Например, если получилось в драке отобрать игрушку, то ребенок будет драться снова и снова.
  • Копирование поведения. Особенность детского возраста — бессознательное копирование чьего-либо поведения. Чаще всего — родителей. Дети могут подражать и старшим братьям-сестрам, и учителю, и сверстнику, и любимому персонажу мультфильма. Если родители часто выясняют отношения в присутствии ребенка, решают разногласия силой или часто используют физические наказания, то деструктивное поведение (в том числе агрессия) обязательно будут проявляться и у ребенка.
  • Вседозволенность. Чрезмерные забота и внимание родителей часто приводят к тому, что ребенок становится избалованным, а порой и вовсе неуправляемым. Любое неисполнение желания приводит к агрессии.
  • Желание привлечь внимание родителей. Когда родители проводят мало времени со своим ребенком, то он, портя вещи, просто хочет, чтобы взрослые отвлекись от своих разговоров или гаджетов и обратили на него внимание.
  • Негативная эмоциональная атмосфера в семье. Любой ребенок, а особенно дошкольник – это лучший индикатор отношений в семье. Если он постоянно что-то портит, грубит и дерется, значит в семье что-то не так.
  • Самозащита. Ребенок может грубить, обзываться, злиться, протестуя против несправедливости или жестокости. Это происходит, если его потребности не удовлетворяются. Так же школьники используют агрессию для защиты своих интересов в классе, для отстаивания точки зрения. Чем чаще дети сталкивается с такими явлениями, тем устойчивее становится агрессия.

Убрать агрессию можно следующими способами:

Учите детей контролировать свое эмоциональное состояние, знакомьте их со специальными приемами саморегуляции. Например, предложите считать до 10 каждый раз, как он будет чувствовать сильную злость.

Расскажите о допустимых способах выражения агрессии и злости. Например, пусть рисует то, что вызывает агрессию, а затем рвет рисунок, бьет подушки или боксерскую грушу. Очень выручат в этой ситуации спортивные секции.

Переключайте внимание ребенка. Для разрядки эффективна осмысленная полезная работа, например, уборка. Или игра.

Установите правила в доме

На личном примере демонстрируйте бережное отношение к вещам, ведь дети на бессознательном уровне копируют поведение родителей. Так, если сломался стул – не спешите выбрасывать его, а попробуйте починить вместе с ребенком, объясняя попутно, что вещи стоят денег, поэтому их нужно беречь.

Большинство детей в той или иной мере портит имущество. Возьмем, к примеру, школьные принадлежности: линейки и тетради у многих разрисованы, карандаши сломаны, пенал пустой, клей потерян, ластики проткнуты насквозь ручками. В каждой школе имеются горы забытых и потерянных школьниками вещей — они их не берегут и не ищут. Дома лего, машинки и развивающие игры перемешаны и разбросаны по углам. Письменный стол поцарапан. Неудивительно, что родители злятся: им надоедает снова и снова покупать одни и те же вещи.

Не спешите ругать чадо после очередной его выходки, а постараетесь установить причину. Довольно часто дети сами называют причины их агрессивного поведения. После стоит вместе подумать, что сделать, чтобы в будущем такое поведение не повторялось.

Ребенок специально вредит и портит имущество: что предпринять?

Дети портят вещи не без причины, но, как правило, сами не могут толком объяснить, зачем это сделали, так как для них эта задача слишком сложна: проанализировать поступок и найти скрытые причины, подтолкнувшие на это.

Психологи считают, что главной причиной деструктивного поведения детей становится их осознаваемая или бессознательная агрессия. Речь идет о детях старшего дошкольного возраста и младшего школьного: малыши до 4-5 лет познают мир, и портят вещи в основном из любопытства, у подростков агрессия связана с взрослением.

Причины детской агрессии

  • Устойчивая модель поведения. Познавая мир, дети пробуют разные модели поведения, в том числе и агрессивные. Устойчивой моделью станет та, которая позволяет добиться желаемого. Например, если получилось в драке отобрать игрушку, то ребенок будет драться снова и снова.
  • Копирование поведения. Особенность детского возраста — бессознательное копирование чьего-либо поведения. Чаще всего — родителей. Дети могут подражать и старшим братьям-сестрам, и учителю, и сверстнику, и любимому персонажу мультфильма. Если родители часто выясняют отношения в присутствии ребенка, решают разногласия силой или часто используют физические наказания, то деструктивное поведение (в том числе агрессия) обязательно будут проявляться и у ребенка.
  • Вседозволенность. Чрезмерные забота и внимание родителей часто приводят к тому, что ребенок становится избалованным, а порой и вовсе неуправляемым. Любое неисполнение желания приводит к агрессии.
  • Желание привлечь внимание родителей. Когда родители проводят мало времени со своим ребенком, то он, портя вещи, просто хочет, чтобы взрослые отвлекись от своих разговоров или гаджетов и обратили на него внимание.
  • Негативная эмоциональная атмосфера в семье. Любой ребенок, а особенно дошкольник – это лучший индикатор отношений в семье. Если он постоянно что-то портит, грубит и дерется, значит в семье что-то не так.
  • Самозащита. Ребенок может грубить, обзываться, злиться, протестуя против несправедливости или жестокости. Это происходит, если его потребности не удовлетворяются. Так же школьники используют агрессию для защиты своих интересов в классе, для отстаивания точки зрения. Чем чаще дети сталкивается с такими явлениями, тем устойчивее становится агрессия.

Убрать агрессию можно следующими способами:

Учите детей контролировать свое эмоциональное состояние, знакомьте их со специальными приемами саморегуляции. Например, предложите считать до 10 каждый раз, как он будет чувствовать сильную злость.

Расскажите о допустимых способах выражения агрессии и злости. Например, пусть рисует то, что вызывает агрессию, а затем рвет рисунок, бьет подушки или боксерскую грушу. Очень выручат в этой ситуации спортивные секции.

Переключайте внимание ребенка. Для разрядки эффективна осмысленная полезная работа, например, уборка. Или игра.

Установите правила в доме



На личном примере демонстрируйте бережное отношение к вещам, ведь дети на бессознательном уровне копируют поведение родителей. Так, если сломался стул – не спешите выбрасывать его, а попробуйте починить вместе с ребенком, объясняя попутно, что вещи стоят денег, поэтому их нужно беречь.

Большинство детей в той или иной мере портит имущество. Возьмем, к примеру, школьные принадлежности: линейки и тетради у многих разрисованы, карандаши сломаны, пенал пустой, клей потерян, ластики проткнуты насквозь ручками. В каждой школе имеются горы забытых и потерянных школьниками вещей — они их не берегут и не ищут. Дома лего, машинки и развивающие игры перемешаны и разбросаны по углам. Письменный стол поцарапан. Неудивительно, что родители злятся: им надоедает снова и снова покупать одни и те же вещи.

Не спешите ругать чадо после очередной его выходки, а постараетесь установить причину. Довольно часто дети сами называют причины их агрессивного поведения. После стоит вместе подумать, что сделать, чтобы в будущем такое поведение не повторялось.


Ситуация стандартная и зачастую постоянная, парковки на внутридомовых территориях расположены вблизи детских площадок, где играют дети, а играют дети по разному и палками и мячами и камнями, и бегают вокруг машин, и катаются на велосипедах, самокатах.

Соседский ребенок испортил машину, что делать и как быть?

Соседский ребенок испортил машину, что делать и как быть?

И не редко такие игры заканчиваются в основном случайностями, в виде отломанных зеркал, разбитых стекл, появлением вмятин и царапин на кузовах транспортных средств.

Понятное дело, что детишки играли и сделали это не с злым умыслом, но тем не менее, кто же будет платить за ремонт, который произошел по вине маленьких шкодников.

Так же есть и другая сторона медали когда дети целенаправленно, из хулиганских побуждений наносят урон транспортному средству.

Такие действия можно отнести к:

Статья 167 УК РФ. Умышленные уничтожение или повреждение имущества

1. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба,-
наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2. Те же деяния, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия,-
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

КоАП РФ Статья 7.17. Уничтожение или повреждение чужого имущества Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба,-
влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Но как же быть? Детей нельзя привлечь ни к уголовной ни к административной ответственности.

Соседский ребенок испортил машину, что делать и как быть?

Соседский ребенок испортил машину, что делать и как быть?

Не так важно специально это было сделано или случайно, машину в любом случае нужно делать по вине маленьких озорников, и ответ кроется в гражданском кодексе. А именно в статье

ГК РФ Статья 1073 ГК РФ. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет.

Но помните, одного обвинения не достаточно, нужно иметь так же и доказательства, либо поймать хулигана за руку, и с ним направится к его родителям, либо иметь видеозапись происшествия.

Если родители не конфликтные и вполне адекватные люди они отдадут деньги на устранение поломки.

Соседский ребенок испортил машину, что делать и как быть?

Конфликт в таком случае будет улажен и родители сами отучат свое чадо играться рядом с машинами.

Если же родители окажутся не от мира сего, начнут упираться и отказываться платить, направляйтесь в суд.

Наличие у вас неопровержимых доказательств даст вам возможность выиграть дело в суде, и в таком случае вы получите свои деньги, а сторона ответчика не хотевшая решать вопрос мирным путем, заплатит в три раза больше, так как все судебные издержки лягут на проигравшую сторону.

Читайте также: