Заявление об отказе от обучения на дому ребенка

Обновлено: 03.05.2024

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

от 7 августа 2018 года N 05-283

Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении

Законодательство Российской Федерации в сфере образования предусматривает возможность организации обучения детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на дому или в медицинской организации. Статьей 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение может быть организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Минздравом России пересмотрен перечень заболеваний, наличие которых дает право детям на обучение на дому по основным общеобразовательным программам. Он утвержден приказом Минздрава России от 30 июня 2016 г. N 436н. В перечень внесены 60 групп наиболее часто встречающихся заболеваний у детей с указанием течения заболевания, препятствующих получению образования в условиях образовательной организации. Вместе с тем врачебная комиссия медицинской организации, в которой наблюдается ребенок, может принять решение о наличии медицинских показаний у ребенка для обучения по основным общеобразовательным программам на дому исходя из индивидуальных особенностей состояния здоровья вне зависимости от того, внесено заболевание или нет в указанный перечень. Соответствующие разъяснения Минздрава России были направлены в адрес руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья (письмо от 14.09.2016 N 15-3/10/2-5810).

Приказом Минобрнауки России от 02.09.2013 N 1035 указанные письма признаны недействующими на территории Российской Федерации и отменены.

В настоящее время учебная нагрузка определяется индивидуально согласно учебному плану, разработанному в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии. Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки обучающихся установлен СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 N 26. Для получения качественного образования для обучающихся на дому или в медицинской организации предусмотрена, в том числе, сетевая форма реализации образовательных программ, реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и различные формы организации образовательного процесса (приходящий на дом учитель, дистанционное обучение, посещение предметов в школе).

На основании вышеизложенного рекомендуем:

органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования проверять соблюдение норм законодательства в сфере образования в части обоснованности перевода обучающихся на обучение на дому или в медицинской организации и освоения ими в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом.

Организация обучения на дому

Субъект Российской Федерации

Количество обучающихся по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (по состоянию на начало 2018/2019 уч.г.), из них:

Как отказаться от дистанционного обучения в школе? Оформляется заявление на имя директора школы с передачей второго экземпляра в департамент образования по месту проживания. В заявлении указывается недопустимость школы односторонне менять условия договора и указать нарушаемые статьи законы. Отметим, что такой шаг не работает в условиях карантинных ограничений по всей стране или в определенных регионах.

Можно ли отказаться от дистанционки в школе

Рассматривая вопрос, могут ли родители отказаться от дистанционного обучения, необходимо понимать требования законодательства. Так, в ФЗ №273, статье 44 указаны права и обязательства сторон. Основные моменты:

  1. Мать / отец обязаны обеспечить детей образованием.
  2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение этих требований может повлечь ответственность.
  3. Органы госвласти и местного управления, а также школы помогают в обучении / воспитании детей, укреплении здоровья и т. д.
  4. Разрешается выбирать форму образования, предоставляемую учебным учреждением, языки, факультативные занятия, курсы и т. д.

Иными словами, в условиях пандемии оформить отказ от дистанционного обучения не получится (кроме некоторых исключений). В остальных случаях, если школа предоставляет разные формы передачи знаний, закон разрешает выбрать оптимальный вариант.


Как законно отказаться от дистанционного обучения

С учетом сказанного возникает вопрос по поводу оформления пожеланий, чтобы они были приняты администрацией учебного учреждения. Для этого необходимо знать, как законно отказаться от дистанционного обучения. Здесь возможны следующие варианты.

Как отказаться полностью

В условиях пандемии граждане обязаны подчиняться требованиям властей. Но сохраняется право написать заявление о недопустимости перехода на удаленное образование полностью или частично. Администрация школы обязана рассмотреть обращение и принять решение.

Рассмотренный вариант сработает, если у школы нет возможности обучения с использованием дистанционных технологий. В таком случае процесс должен быть организован очно, но с соблюдением карантинных правил. Отказаться от дистанционки таким способом, как правило, удается только в сельской школе.

Как отказаться от электронных технологий

Более реальный вариант, как избежать дистанционного обучения в школе в период карантина — написать заявление об отказе от электронных технологий. Образец для заполнения можно взять в органах Минпросвещения или в образовательном учреждении. В таком случае предлагается альтернативный вариант, позволяющий отказаться от применения ПК, телефонов и прочих гаджетов. При этом родители должны будут использовать стандартные учебники и тетради.


Как оформить заявление на отказ

В любом случае нужно попытаться защитить свои права и попробовать отказаться от удаленки. Для этого нужно знать, как написать заявление на отказ от дистанционного обучения в школе. В нем указываются следующие сведения:

  • имя директора МБОУ СОШ №…
  • адрес;
  • город департамента образования;
  • ФИО родителя / законного представителя;
  • адрес и телефон.

В тексте заявления необходимо указать причины отказа от дистанционного обучения и сослаться на нормы действующего законодательства. В частности, на ФЗ №273 (ст. 17 и 30), где указано, что образовательная организация не вправе принуждать к переходу на удаленную форму учебы. Кроме того, в ст. 27, п.7 указано, что школа отвечает за невыполнение возложенных на нее функций. Также в п. 9, ст.13 указанного ФЗ прописано, что запрещено применение методов, негативно влияющих на здоровье ребенка.

Образец отказа от дистанционного обучения можно взять в школе или в органах местного управления. Но чаще всего родители пишут письмо в свободной форме. Как вариант, можно оформить коллективное заявление, которое может иметь более весомый эффект.


Переводить ли ребенка на дистанционку

  • Защита здоровья ребенка в период карантинных ограничений.
  • Возможность построить темп обучения под особенности чада.
  • Вероятность определить слабые места ребенка и поработать над ними.
  • Доступность уроков, что позволяет прослушивать их неограниченное число раз для повторения.
  • Уменьшение нагрузки с позиции необходимости раннего пробуждения.
  • Привитие навыка самообразования.

С другой стороны, желание написать заявление против дистанционного обучения часто возникает на фоне недостатков. Выделим основные причины, почему стоит отказаться от удаленки:

  1. Отсутствие социализации и общения с другими детьми.
  2. Появление зависимости от разных гаджетов, без которых невозможен удаленный формат.
  3. Нагрузка на матерей / отцов, которым приходится полностью контролировать детей и процесс учебы.
  4. Недостаток практического применения.
  5. Отсутствие опыта онлайн-обучения у многих учителей, которые просто не умеют передавать знания в таком формате.

На фоне сказанного не удивительно, что вопрос, как отменить дистанционное обучение в школе, все чаще возникает у родителей. Ко всему этому добавляются психологические и физические проблемы со здоровьем у некоторых детей. Проблема в том, что выбор небольшой и вернуться к привычной форме при наличии карантинных ограничений не получится. А работа психолога-педагога в условиях удаленки не всегда понятна.


Родитель отказывается от удаленной учебы: что дальше

Выше мы кратко отмечали, что происходит, если родитель отказывается от формата дистанционного обучения. В таком случае он может добиться результата, если такая опция возможна для региона, где он проживает, и образовательного учреждения. Второй вариант — обучение ребенка без применения электронных технологий, но в таком случае нагрузка и ответственность полностью ложится на родителей. В этом случае речь идет о переходе на самообразование или семейное образование.

Экспресс-тестирование на антиген SARS-CoV-2

Сегодня родительская общественность широко обсуждает Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы и Департамента образования и науки г. Москвы от 13.10.2021 № 997/567. Итог: в школах был запущен пилотный проект экспресс-тестирования учащихся.


Несмотря на пристальное внимание к этой теме, многие до сих пор не знают, что в соответствии с Приказом они сами выбирают способ тестирования:

экспресс-тестирование ИХА силами образовательной организации — школа выделяет помещение и предоставляет либо своего служащего, прошедшего специальное обучение, либо медицинского работника;

проводят тестирование у своего ребенка самостоятельно в здании учебного заведения или предоставленном школой помещении (15-летние обучающиеся сами проводят экспресс-тестирование);

предъявляют отрицательный результат ПЦР-теста один раз в две недели (за исключением каникул).

Подобные документы подписываются на государственном уровне, прежде всего, для разрыва цепочки заболевших. Ограничение личных контактов поможет снизить уровень заболеваемости, а также не допустить дистанционного обучения. В прошлом году большинство детей учились удаленно, и не все оказались готовы к такому формату. А родители на себе ощутили всю тяжесть образовательного процесса: им пришлось совмещать родительские обязанности с учительскими.

Новый Приказ ассоциируется в основном с цифровизацией, некоторые считают ее бесполезной. Судя по тем темам, которые чаще всего поднимаются в соцсетях, родителей возмущают две вещи:

Кто-то будет лезть к их ребенку.

Если родитель/законный представитель откажется от выбора способа тестирования, ребенка не допустят к обучению, что, с их точки зрения, нарушает его право на образование.


Права детей

Права учеников влекут за собой и обязанности:

добросовестно осваивать образовательную программу;

выполнять индивидуальный учебный план;

посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом уроки;

осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям;

выполнять задания, которые даны педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

Однако закон позволяет сделать образовательный процесс непрерывным для ученика:

в пределах осваиваемой программы;

в порядке, установленном локальными нормативными актами.

2. Заочное обучение. Перевод здесь также определяется локальным актом образовательной организации.

3. Семейное образование.

Класс уходит на карантин


Допустим, тест показал, что у одного из ребят в классе ковид. В таком случае на карантин уходят, как правило, только контактные ученики. К ним относятся те, кто:

  • имел контакт (менее 1,5 м) с заболевшим одноклассником;
  • от 30 минут находился с ним в закрытом помещении за 2 дня до теста или появления первых симптомов.

Переболевшие COVID-19 в течение последних шести месяцев в эту группу не входят!

Если по каким-то причинам школьник отсутствовал на занятиях, а когда вернулся, класс уже был закрыт на карантин, он на него не распространяется. В прошлом году родители возмущались, что их не уведомляли о карантине или переводе на удаленку.


Даже при дистанционном обучении ответственность за освоение учебной программы лежит не только на родителях, но и на школе. Она отвечает за материалы, предоставленные учащимся, саму программу и проведение контрольных мероприятий. Обеспечение рабочего места и соблюдение расписания дистанционных уроков ложится уже на плечи родителей.

Допустим, учитель физкультуры на дистанционке сказал выполнить упражнения (домашнее задание). Если ребенок причинил себе вред, несмотря на то, что урок к тому времени уже закончился, опекуны вправе потребовать с него возмещения морального ущерба. Ведь это задание дал педагог. Правда, есть нюанс: родители-истцы могут разделить ответственность за ЧП с ответчиком-учителем.

По соглашению сторон родитель вправе:

Взять отпуск за свой счет.

Ежегодный оплачиваемый отпуск вне графика.

Перейти на удаленную работу.

Потребовать установить неполное рабочее время, если на иждивении находится ребенок в возрасте до 14 лет (ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет). Учтите, оплата труда будет рассчитана согласно фактически отработанному времени.

Взять больничный для ухода за ребенком в возрасте до семи лет.

Организация питания

В школах детям из льготных категорий предоставляется бесплатное горячее питание. Казалось бы, при переходе на дистанционку учебное заведение должно компенсировать его либо деньгами, либо продуктовыми наборами. На самом деле это не так.


В Москве, например, ежемесячные компенсационные выплаты за питание касаются льготников, которые:

не питаются в государственном общеобразовательном учреждении по состоянию здоровья (необходимо медицинское заключение);

обучаются на дому (дети-инвалиды) — когда учителя приходят к ребенку домой, включая проведение внеклассных занятий. Такое образование не имеет к дистанту никакого отношения. Из-за личных контактов с педагогами обязательное прохождение экспресс-теста их также касается;

получают семейное образования.

Отказ от электронных ресурсов

Встречаются случаи, когда целый класс отправлен на карантин, а родители вдруг понимают: у них нет учетной записи в МЭШ (Московская электронная школа). Все субъекты, где внедряется цифровая модель образования, должны предоставить школьникам все необходимые ресурсы для обучения на платформе ЭШ, а также возможность ведения электронного дневника.


Учебные заведения сейчас активно разрабатывают такие локальные нормативные акты. Так, классный руководитель раз в месяц будет информировать родителей о посещаемости и успеваемости их ребенка, а охрану и педагогов уведомят о выдаче конкретному ученику пропуска на бумаге.

Домашнее обучение - новый закон

Как перейти

Эта статья наглядно покажет, какие плюсы и минусы имеет домашнее обучение и семейное. Мы обсудим, как перейти и учиться дистанционно, разберем новый закон об образовании 2020 — 2021 — какие изменения произошли в России в этом году.

Домашнее обучение - новый закон

Домашнее обучение — новый закон

Закон об образовании и домашнем обучении

Статьи, касающиеся альтернативных вариантов получения образования:

  • Ст. 16 дает определение понятию дистанционного обучения в школе и регламентирует реализацию программ с использованием IT-технологий;
  • Ст.17 устанавливает возможность обучаться очно, заочно, а также получать образование в домашних условиях;
  • Ст. 44 касается прав и обязанностей родителей;
  • В ст. 63 говорится о том, что родители могут выбирать программы для детей, проходящих индивидуальное обучение на дому.

Школы, где есть экстернат, не имеют права отказать родителям в приеме или переводе ребенка на семейное, домашнее или дистанционное образование.

Виды дистанционного обучения на дому

Надомное и дистанционное обучение представляют собой особые условия организации занятий. Ребенок зачисляется в школу и является полноценным участником образовательного процесса. Семейное образование – внешкольное. Его организацией занимаются родители.

Домашнее обучение

Обучение с педагогом на дому

Надомные занятия организуются для детей, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья. Педагоги занимаются с ними дома по общей или специальной адаптированной программе. Она составляется исходя из психофизического состояния ребенка и в соответствии с его интеллектуальными возможностями.

В процессе обучения ребенок должен освоить образовательные программы начального, основного и (по желанию) среднего образования. В учебный план включаются дисциплины:

  • Русский язык;
  • Литература;
  • Математика;
  • Биология;
  • Химия;
  • Физика;
  • География;
  • История;
  • Иностранный язык;
  • Совмещенный курс окружающего мира и ОБЖ.

Продолжительность уроков регулируется в зависимости от состояния здоровья. Составляет от 25 минут до 1.5-2 часов в день.

В соответствии с санитарными нормами недельная нагрузка составляет:

  • Не более 8 часов в начальной школе;
  • 10 часов для учеников 5-8 классов;
  • 11 часов в 9 классе;
  • 12 часов для старшеклассников.

Дети получают учебники, пособия, пользуются школьной библиотекой. Как и другие ученики, пишут контрольные работы, проходят тестирования, сдают экзамены. Надомное обучение может проводиться дистанционно в заочной форме. Но такой способ больше подходит старшеклассникам, способным самостоятельно организовать свое рабочее время.

Дистанционно могут обучаться дети с сохранным интеллектом, не имеющие медицинских противопоказаний к использованию монитора. За получение образования и аттестата отвечает образовательное учреждение.

Кто имеет право на домашнее обучение

На надомное образование в России имеют право дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалиды. Существует перечень болезней, при которых их переводят на индивидуальное обучение на дому. Он утвержден приказом Минздрава № 436н от 20.06.2016 г.

  • Соматические (телесные) заболевания;
  • Психоневрологические (шизофрения, острые психозы, тяжелые неврозы);
  • Продолжительное восстановление после хирургических вмешательств или травм, нарушения поведения.

Решение о необходимости надомного образования принимает психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). В своих рекомендациях она указывает степень ограничения способности ребенка к обучению.

Как перевести ребенка на надомное обучение

Как перейти на надомное обучение

Узнать, как перевести ребенка на домашнее обучение можно в школе или департаменте образования. Что нужно сделать родителям:

Родители первоклассника с ОВЗ должны обратиться в департамент (отдел) образования. Им дадут список школ, куда можно прикрепить ребенка. После получения необходимых справок директор школы издает соответствующий приказ. В нем указывается учебная программа и преподаватели, которые будут вести занятия.

Родителям выдается журнал учета часов, освоенного материала и успеваемости ученика. В конце года по этому журналу выставляются итоговые оценки. В случае успешного освоения программы он переводится в следующий класс.

Семейное обучение

Количество детей, получающих семейное образование, с каждым годом становится больше. Многие родители считают, что такое домашнее обучение позволит раскрыть способности и творческий потенциал лучше, чем школа. Принимая решение о переходе на домашнее обучения без участия школы, они берут на себя ответственность за качество образования.

Семейное обучение

Что заставляет родителей выбирать домашнее обучение:

  • Ребенок сильно опережает своих сверстников в развитии, дома он сможет осваивать предметы по индивидуальному плану.
  • Родителям по роду деятельности приходится часто переезжать, а ребенку – менять школы.
  • Ребенок занимается профессиональным спортом, музыкой, живописью, другими видами искусства, что отнимает у него много времени. К тому же занятия могут не совпадать со школьным расписанием.
  • Религиозные или идеологические убеждения, не позволяющие родителям отдавать детей в школу;
  • Неразрешимые конфликты с одноклассниками и учителями.
  • Школьник может сам изъявить желание перевестись на домашнее обучение.

Семейное образование могут давать сами родители или нанимать для этого репетиторов. Форму выбирают с учетом мнения ребенка. Он может учиться очно-заочно или заочно. В Москве, например, работают центры домашнего обучения, работающие в удаленном режиме.

Программа составляется с соблюдением государственных образовательных стандартов. Количество часов по предметам и недельная нагрузка устанавливается родителями самостоятельно или по договоренности с преподавателями.

Достоинство семейного образования заключается в возможности уделить больше времени тем предметам, которые интересуют ребенка. Школа, где ученик числится экстерном, контролирует выполнение учебного плана.

Аттестация обязательна

Если учащийся не аттестован, он должен ликвидировать задолженность в установленные школой сроки. Иначе ему придется вернуться в класс и получать образование в очной форме.

Как перейти на семейное обучение

Если ребенок идет в первый класс, можно выбирать любую школу независимо от места жительства. Важно, чтобы в ее уставе было прописано положение о домашнем образовании и экстернате.

Как перейти на семейное обучение:

  1. Подать заявление директору школы.
  2. Известить о переводе местный отдел образования.
  3. После издания директором школы приказа заключить договор.

В отличие от надомной формы, семейная не предусматривает бесплатных визитов педагогов на дом и согласования с методистами учебной программы. Она оставляется на усмотрение родителей.

Оформление документов

Перевод на семейное обучение оформляется следующими документами:

  • Заявлением на имя директора об отчислении ребенка из школы. Родители получают на руки личное дело со школьной медицинской картой, справками о результатах ежегодных итоговых контрольных работ и освоении учебных программ.

Заявлением в любую школу о прохождении промежуточных аттестаций и зачисления ребенка в качестве экстерна. В заявлении также можно просить о предоставлении возможности пользоваться школьной библиотекой и посещать лабораторные занятия по некоторым предметам.

В договоре о допуске к аттестациям и экзаменам устанавливается порядок посещения необходимых практических и лабораторных занятий, график консультаций, сдачи контрольных работ и экзаменов. По согласованию с педагогами вы можете заменить форму аттестации. Например, заменить контрольную работу рефератом. В договоре также прописываются права и обязанности школы, родителей и ученика.

Как учиться дистанционно

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение имеет две разновидности:

  • Электронное обучение на курсах онлайн — чаще всего безличного участия преподавателя;
  • Дистанционное — когда педагог и ученик контактируют при помощи программ (видеосвязи, электронной почты, в режиме конференций).

Школы пользуются программой Zoom, Яндекс.учебник, ЯКласс, Учи.ру. Если низкое качество интернета не позволяет пользоваться специализированными сайтами, ученик может получать задание на электронную почту и через мессенджеры. Выполненное домашнее задание тем же путем отправляется на проверку. Контрольные работы тоже могут проводиться и сдаваться онлайн. Оформляется дистанционное обучение так же, как семейное.

Права и обязанности родителей

Согласно новому закону об образовании, родители обязаны обеспечить:

  • Условия для учебы и усвоение ребенком учебного материала;
  • посещение консультаций, лабораторных практикумов и явку на контрольные работы, аттестации и экзамены;
  • Информирование образовательного учреждения об участии в аттестации педагогов, обучающих ребенка дома.

Родители имеют право:

  • Получать от территориальных органов образования информацию о том, как перевести ребенка на домашнее обучение;
  • Знакомиться с образовательными программами, участвовать в составлении плана индивидуального обучения на дому;
  • Присутствовать на консультациях и аттестациях;
  • Приглашать преподавателей по своему выбору или обучать детей самостоятельно;
  • Получать социальную поддержку и (в отдельных регионах) компенсацию затрат на семейное образование.
  • Получать от школы методическую помощь.

Права и обязанности школы

Образовательная организация обязана:

  • Выдать учебники, пособия, литературу из фонда школьной библиотеки;
  • Оказывать консультативную и методическую помощь;
  • При досрочном прохождении курса обеспечить досрочную аттестацию;
  • по заявлению родителей перевести ребенка обратно на школьное обучение;
  • при успешном прохождении школьной программы допустить ученика к экзаменам и выдать ему аттестат об образовании.

Школа имеет право контролировать индивидуальное обучение на дому и освоение детьми образовательных программ.

Как сдавать промежуточную аттестацию

Документы выкладываются на сайте образовательного учреждения для открытого просмотра. Родители перед заключением договора должны ознакомиться с ними, чтобы понимать, каким образом будут проверяться знания ребенка. Если таких актов нет, то родители вправе выдвигать свои условия.

Аттестация на дистанционном обучении

В соответствии с договором контрольный материал можно сдавать один раз в четверть, в полугодие или сразу за весь учебный год. Время проведения аттестации может не совпадать с общепринятыми сроками. Все зависит от темпа освоения учебного материала.

Как проходит аттестация:

  • Учащийся получает контрольное задание, делает его дома в письменном виде, а в день аттестации приносит и сдает учителю;
  • В виде диктанта, сочинения, изложения, письменных тестов по математике;
  • В форме собеседования, реферата, презентации по географии, истории, биологии, обществознанию, иностранному языку.

Собеседования могут проходить в школе или по видеосвязи. Допускается в один день сдать два смежных предмета, например, историю и обществознание. мы подробно описываем в этой статье, как написать сочинение на высокий балл, даже если вы учитесь дома.

Как сдавать ЕГЭ и ОГЭ

Здоровые дети, получавшие образование по семейной форме или дистанционно, успешно освоившие учебную программу, допускаются к экзаменам и сдают их как все школьники:

  • Для допуска к выпускным экзаменом ученик должен успешно пройти все промежуточные аттестации;
  • В выпускных классах проводятся ОГЭ и ЕГЭ по двум обязательным предметам -русскому языку и математике, остальные — по выбору выпускника;
  • Для всех учащихся независимо от того, где и в какой форме они обучались, устанавливаются единые дни сдачи экзаменов.

Детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) предоставляются специальные условия сдачи ОГЭ и ЕГЭ. В зависимости от мобильности ребенка, он может сдавать выпускные экзамены в школе, дома или в медицинском учреждении. Испытание проводится в присутствии одного из родителей, а также медицинского работника. Время выполнения заданий для детей-инвалидов увеличивается на 1,5 часа. Если экзамен занимает более 4 часов, детей обеспечивают питанием.

ОГЭ и ЕГЭ вне школы проводится с выполнением минимальных требований:

  • Назначается руководитель пункта проведения экзаменов;
  • Присутствует один организатор и представитель ГЭК (Государственной экзаменационной комиссии);
  • Организуется видеонаблюдение. ГИА (государственная итоговая аттестация) для детей с ОВЗ проводится по единому графику для всех выпускников.

Дети-инвалиды на надомном обучении имеют право заменить ОГЭ и ЕГЭ на государственный выпускной экзамен (ГВЭ). Для этого родители заблаговременно подают заявление в школу. В нем указываются предметы, по которым ребенок будет сдавать экзамен.

Особенность Государственных выпускных экзаменов для инвалидов – пятибалльная шкала оценок.

ГВЭ сдается по двум обязательным предметам – русскому языку и математике. Дополнительных предметов может быть не более двух. Выпускник, сдавший госэкзамен, получает аттестат и вправе подать документы в ВУЗ. Однако его не зачислят по баллам, как ребят, сдавших ЕГЭ. Для таких абитуриентов ВУЗ организует вступительные испытания.

Можно ли отказаться от домашнего обучения

Отказ от дистанционного обучения

Возможность отказа от домашнего обучения и возвращения к традиционной форме школьного образования оговорена в законе (ст.44).

Для обратного перевода достаточно написать заявление и вернуть в школу личное дело. В него будут вложены табели успеваемости и пройденных за время домашнего обучения аттестаций.

Изменения в законе в 2020-2021 году

Закон № 164-ФЗ от 08.06.2020 г. (СМИ окрестили его новым законом о дистанционном обучении) закрепляет положения об электронном образовании в случае возникновения чрезвычайных ситуаций или их угрозы, а также при введении режима повышенной готовности. В нем также говорится о равнозначности выданных в этот период бумажных и электронных копий аттестатов.

Изменения в законе о дистанционном, семейном, домашнем обучении в 2022 году

Новый приказ Минпросвещения России №115 от 22 марта 2021 года

Этот документ относится к дистанционному обучению косвенно. Он регулирует процесс изучения школьных программ, контролирует деятельность школ. Так как на семейном или дистанционном обучении происходит зачисление в школу, то родителям-дистанционникам это будет также интересно.

Что нового:

Согласно ст. 63 закона об образовании, родители обязаны сообщить в местное самоуправление о своем решении перейти на дистанционное обучение с ребенком. Теперь этот срок точно установлен — минимум 15 календарных дней до начала учебного года.

Весь текст за 2 минуты

  • На основании закона родителям предоставляется возможность выбирать для своих детей формы получения образования. При надомном образование ребенка обучают дома школьные учителя. За получение образования отвечает школа.
  • Семейное образование предусматривает обязанность родителей обеспечить образовательный процесс, приглашая платных преподавателей, занимаясь с детьми самостоятельно или пользуясь услугами онлайн-школ.
  • Дистанционное обучение – это вариант организации учебного процесса, им могут воспользоваться все дети, обучающиеся дома.
  • Переход на домашнее образование осуществляется по заявлению родителей. Территориальные органы должны оповещаться о решении родителей, так как они ведут учет детей, получающих образование вне школы. Родители заключают договор со школой, в котором оговариваются все нюансы обучения и аттестации ребенка.

Выбирая домашнюю форму обучения, родителям нужно учитывать не только достоинства подобного образования, но и некоторые трудности – необходимость постоянного контроля, немалые финансовые вложения и отсутствие контакта ребенка с коллективом.

Читайте также: