Заявление о присвоении кадастрового номера земельному участку как ранее учтенному

Обновлено: 04.05.2024

РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ
ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ РАНЕЕ УЧТЕННЫХ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ

1.1. Работа по выявлению правообладателей осуществляется в отношении:

зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений.

1.2. Для организации работы по выявлению правообладателей орган государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, орган местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) направляют в действующий на территории субъекта Российской Федерации соответствующий орган регистрации прав письмо о предоставлении перечней, указанных в пункте 1.1 настоящих Рекомендаций, ранее учтенных объектов недвижимости (далее - перечни).

1.3. Орган регистрации прав осуществляет подготовку перечней в срок не более чем 5 рабочих дней со дня поступления указанного в пункте 1.2 настоящих Рекомендаций письма. Указанные перечни органом регистрации прав могут быть направлены по собственной инициативе.

1.4. Уполномоченным органам рекомендуется при получении перечня:

в возможно короткий срок (желательно не более чем 10 календарных дней):

- извещать граждан и юридических лиц (в том числе посредством опубликования извещения в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования, на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сети "Интернет", на информационных щитах в границах населенного пункта, на территории которого расположены ранее учтенные объекты недвижимости) о способах и порядке предоставления в уполномоченные органы сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости такими правообладателями, в том числе о порядке предоставления любыми заинтересованными лицами сведений о почтовом адресе и (или) адресе электронной почты для связи с ними в связи с проведением мероприятий по выявлению правообладателей (далее - извещение) с указанием информации, предусмотренной пунктом 1.5 настоящих Рекомендаций;

в разумный срок (желательно не более чем 30 календарных дней) сопоставлять содержащиеся в перечнях сведения:

- с имеющейся в их распоряжении архивной документацией;

- данными похозяйственных книг;

- документами, полученными от иных органов, организаций;

- сведениями, документами, представленными правообладателями таких объектов недвижимости (их уполномоченными представителями) либо иными лицами, права и законные интересы которых могут быть затронуты в связи с выявлением правообладателей.

1.5. В указанном в пункте 1.4 настоящих Рекомендаций извещении в числе прочего рекомендуется указывать информацию:

возможности и сроках обращения граждан в уполномоченные органы в целях обеспечения указанным органом государственной регистрации прав на объекты недвижимости, подпадающие под действие Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества":

- земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;

- находящихся на таких земельных участках объекты капитального строительства;

освобождении от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию возникшего до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ права на объект недвижимости (до 31.01.1998).

1.6. Уполномоченным органам, если ранее учтенным объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, после реализации предусмотренных пунктом 1.4 настоящих Рекомендаций мероприятий и в целях подтверждения существования таких объектов на момент проведения работ по выявлению правообладателей рекомендуется в соответствии с порядком проведения осмотра здания, сооружения или объекта незавершенного строительства при проведении мероприятий по выявлению правообладателей, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения ЕГРН, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН (далее - орган нормативно-правового регулирования):

провести осмотр здания, сооружения или объекта незавершенного строительства;

оформить акт осмотра здания, сооружения или объекта незавершенного строительства при выявлении правообладателей по форме, установленной органом нормативно-правового регулирования, если такие здание, сооружение или объект незавершенного строительства не прекратили свое существование.

размещает на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в сети "Интернет" следующие сведения об объекте недвижимости, правообладатель которого выявлен:

- кадастровый номер ранее учтенного объекта недвижимости, содержащийся в ЕГРН, вид, назначение, площадь, иную основную характеристику (при наличии);

- адрес объекта недвижимости (при отсутствии адреса - его местоположение);

- срок, в течение которого могут быть представлены возражения относительно сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости;

- фамилию, имя, отчество (при наличии) - в отношении выявленного правообладателя, являющегося физическим лицом;

- полное наименование юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер - в отношении правообладателя, являющегося юридическим лицом;

вручает проект решения с распиской в получении лицу, выявленному в качестве правообладателя, с указанием срока (тридцать дней со дня получения указанным лицом проекта решения), в течение которого им могут быть представлены возражения относительно сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости, либо направляет проект решения или в форме электронного документа и (или) электронного образа документа по адресу электронной почты, если сведения об электронной почте были представлены в уполномоченный орган правообладателем в письменном виде, или в форме бумажного документа заказным письмом с уведомлением о вручении.

направляет в орган регистрации прав заявление о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости с приложением такого решения и документов, содержащих сведения, полученные по запросам, направленным в соответствии с пунктом 1.4 настоящих Рекомендаций;

вручает копию решения с распиской в получении лицу, выявленному в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, либо направляет ее данному лицу способами, указанными в пункте 1.9 настоящих Рекомендаций.

1.12. Уполномоченный орган в отношении выявленных по итогам указанных в пункте 1.6 настоящих Рекомендаций работ объектов недвижимости, которые отвечают признакам ранее учтенных, но сведения о них в ЕГРН отсутствуют (например, имеется технический паспорт здания/помещения, выданный органом технической инвентаризации):

проводит мероприятия (в том числе подготовку необходимых документов), предусмотренные пунктами 1.4, 1.6 - 1.10 настоящих Рекомендаций;

1.13. В случае если по итогам работ, указанных в пунктах 1.6 настоящих Рекомендаций, уполномоченными органами в том числе выявлены объекты, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, имеющие признаки самовольных построек (в частности, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений), в течение 10 рабочих дней со дня выявления указанных объектов о таких объектах в территориальный орган Росреестра для осуществления мероприятий в сфере государственного земельного надзора и в орган муниципального земельного контроля для принятия соответствующих мер направляются необходимые сведения.

2. Особенности выявления правообладателей с учетом
положений Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном
порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого
имущества" (далее - Закон N 93-ФЗ)

2.1. Работа по выявлению правообладателей указанных в статье 12 Закона N 93-ФЗ ранее учтенных объектов недвижимости - земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, а также находящихся на таких земельных участках объектов капитального строительства осуществляется с учетом положений Закона N 93-ФЗ.

2.2. Уполномоченным органом работа по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, подпадающих под действие Закона N 93-ФЗ, проводится в отношении объектов, содержащихся в перечнях.

2.3. Уполномоченные органы в отношении объектов недвижимости, подпадающих под действие Закона N 93-ФЗ, по результатам проведения мероприятий, предусмотренных пунктом 1.4 настоящих Рекомендаций, инвентаризации имеющихся сведений и документов, поступивших обращений граждан организовывают работу по подаче в орган регистрации прав заявлений о государственной регистрации права собственности граждан на ранее учтенные объекты недвижимости, в отношении которых получены/имеются документы-основания (в том числе свидетельства о праве на наследство, государственные акты, свидетельства и другие документы, устанавливающие (удостоверяющие) права на объекты недвижимости, в том числе документы, указанные в абзаце втором пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), выписки из похозяйственных книг).

2.3.1. Форма заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество приведена в приложении N 1 к приказу Росреестра от 19.08.2020 N П/0310 (далее - приказ N П/0310).

2.4. Если в уполномоченный орган в отношении ранее учтенного объекта недвижимости, подпадающего под действие Закона N 93-ФЗ, заявление гражданина на проведение государственной регистрации прав не представлено, в отношении такого объекта недвижимости осуществляются мероприятия, предусмотренные пунктами 1.6 - 1.11 настоящих Рекомендаций.

3. Особенности выявления правообладателей при выполнении
комплексных кадастровых работ

Уполномоченный орган в отношении указанных в настоящем пункте Рекомендаций ранее учтенных объектов недвижимости организовывает работу (в том числе подготовку необходимых документов), предусмотренную пунктами 1.4, 1.6 - 1.11 настоящих Рекомендаций (в отношении ранее учтенных объектов недвижимости, подпадающих под действие Закона N 93-ФЗ, с учетом раздела 2 настоящих Рекомендаций).

После внесения в ЕГРН сведений об указанных в настоящем пункте Рекомендаций ранее учтенных объектах недвижимости уполномоченный орган проводит мероприятия, предусмотренные пунктами 1.4, 1.6 - 1.11 настоящих Рекомендаций (в отношении ранее учтенных объектов недвижимости, подпадающих под действие Закона N 93-ФЗ, с учетом раздела 2 настоящих Рекомендаций).

4. Особенности выявления правообладателей ранее
учтенных жилых и нежилых помещений в многоквартирных
домах (далее - МКД)

объектов недвижимости, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН;

объектов недвижимости, в отношении которых требуется осуществление государственной регистрации права.

4.3. Уполномоченные органы проводят анализ полученных перечней помещений.

организовать взаимодействие с гражданами, которым предоставлены такие помещения в порядке приватизации, по договорам найма (коммерческого), и юридическими лицами, которым помещения предоставлены по договорам аренды, заключенным на срок не менее года, в целях последующего представления документов в орган регистрации прав для государственной регистрации соответствующего права, ограничения права (если оно подлежит государственной регистрации).

5. Особенности выявления правообладателей ранее учтенных
объектов недвижимости в рамках проведения государственного
земельного надзора и муниципального земельного контроля

5.1. Должностным лицам Росреестра и органов муниципального земельного контроля при проведении мероприятий по государственному земельному надзору и муниципальному земельному контролю рекомендуется анализировать поступающую информацию в том числе на предмет возможности выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

5.2. Выявление ранее учтенных объектов недвижимости и их правообладателей осуществляется при:

подготовке к проведению и проведении административных обследований объектов земельных отношений, плановых и внеплановых проверок;

подготовке к рассмотрению и рассмотрении дел об административных правонарушениях в результате рассмотрения и анализа получаемой у органов государственной власти, органов местного самоуправления, архивных фондов, сведений, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, а также у правообладателей земельных участков и контролируемых лиц - информации об использовании земель.

Задайте вопрос юристу:

Фото: FOTOGRIN\shutterstock

В России права на недвижимость подлежат госрегистрации. Право распоряжаться имуществом, проводить сделки с ним и другие юридические действия у собственников возникают после его госрегистрации. При этом объект недвижимого имущества должен быть учтен в государственном кадастре недвижимости и описание объекта должно соответствовать его описанию в правоустанавливающем документе.

Рассказываем, в каких случаях требуется кадастровый учет недвижимости и как его провести.

Какими законами регулируется

В России существуют два закона, на основании которых осуществляются кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимость. Это Закон о кадастре недвижимости от 24.07.2007 N 221-ФЗ и Закон о регистрации от 21.07.1997 N 122-ФЗ. При кадастровом учете сведения об объектах вносятся в государственный кадастр недвижимости (ГКН), а госрегистрация прав и обременений вносится в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

Кадастровый учет недвижимости

Внесение сведений в ЕГРН о кадастровом учете может понадобиться как само по себе, так и вместе с регистрацией прав на недвижимость, отмечают в Росреестре. Ставить недвижимость на учет должен собственник независимо от его гражданства. Если владелец несовершеннолетний (до 14 лет), то за него это должны сделать родители или усыновитель, опекун. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, содержание права, основание его возникновения.

В каких случаях нужно ставить недвижимость на кадастровый учет

На кадастровый учет необходимо ставить недвижимое имущество в нескольких случаях:

Чаще всего кадастровый учет объектов недвижимости проводится одновременно с регистрацией прав. Это потребуется, если объект недвижимости:

Если характеристики объекта недвижимости не менялись, но у нее изменился собственник, то необходима только регистрация прав на недвижимость.


Наталья Тарасова, адвокат Московской коллегии адвокатов ГРАД:

— Земельный участок всегда стоит ставить на кадастровый учет, причем с определением границ, так как это гарантия того, что границы не будут нарушены, например соседями. Важно понимать реальные параметры участка, чтобы реагировать на какие-то изменения. Так, если площадь участка стала больше, дополнительные метры нужно будет узаконивать. Дом также стоит поставить на кадастровый учет, так как это исключает претензии со стороны налоговых органов и позволяет оценить параметры объекта. Постановка на кадастровый учет как дома, так и участка понадобится и при продаже, так как покупатели предпочтут полностью оформленные объекты.

Как проверить, стоит ли недвижимость на кадастровом учете

Чтобы проверить, стоит ли недвижимость на кадастровом учете, можно воспользоваться онлайн-сервисом Росреестра. Для поиска укажите один из критериев:

  • адрес объекта недвижимости;
  • условный номер или номер права из ЕГРН.

Документы для кадастрового учета

Пакет документов при постановке недвижимости будет различным в зависимости от того, какой объект вы регистрируете — земельный участок, дом, машино-место или другое сооружение.

Для начала нужно составить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав. (ссылка на форму заявления)

Документы, прилагаемые к заявлению о государственном кадастровом учете:

Сформировать перечень документов, необходимых для конкретного случая заявителя, поможет сервис Росреестра.

Сколько стоит поставить недвижимость на кадастровый учет

Постановка на государственный кадастровый учет осуществляется без взимания платы с заявителя. За осуществление государственной регистрации прав предусмотрена государственная пошлина.

Согласно ст. 333.17 Налогового кодекса госпошлина для физлица составляет 2 тыс. руб., для юрлица — 22 тыс. руб.

Сроки предоставления услуги

Операции по государственной регистрации прав и кадастровому учету недвижимости в различных случаях осуществляются в срок от пяти до 12 рабочих дней.

Чем подтверждается кадастровый учет

Сведения о ранее учтенных земельных участках подлежат обязательному внесению в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Без внесенных в ЕГРН сведений о ранее учтенном земельном участке не получится осуществить его раздел, а также объединение с соседним земельным участком. Кроме того, невозможно осуществить сделку купли-продажи, процедуру дарения, наследования, мены.

После внесения в ЕГРН сведений о земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости, такому земельному участку присваивается кадастровый номер и собственнику земельного участка выдается на руки выписка из ЕГРН.

Если у Вас имеются правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы на земельный участок, но в ЕГРН отсутствуют сведения о таком земельном участке, то наши специалисты проконсультируют Вас и подготовят все необходимые документы для внесения в ЕГРН сведений о Вашем земельном участке как о ранее учтенном объекте.

Внесение сведений о ранее учтенном земельном участке 1 объект 10 000 руб. 7 рабочих дней

Топографическая съёмка представляет собой совокупность работ по созданию топографических карт или планов местности посредством измерений .

В случае исключения объекта из перечня собственник получает возможность оплачивать налог на имущество исходя из его балансовой стоимости.

Росреестр: в 2023 году появится новый вид выписки из ЕГРН об установленных в пользу отдельного лица ограничениях прав

Росреестр разъяснил, как будет действовать закон о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости

Кадастровой ошибкой является ошибка, воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости. То есть в отношении границ земельных участков кадастровой ошибкой является ошибка, допущенная при определении координат характерных точек границ участка и воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости.

1) отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка;

Возможно ли оформить земельный участок, на котором располагается жилой дом? На дом документы есть, а на участок отсутствуют. Участок находится в Московской области. Благодарю.

Да, возможно в том случае, если Вы пользуетесь земельным участком 15 и более лет. Для этого сначала следует написать заявление в Ваш сельсовет, который после рассмотрения Вашего заявления вынесет решение об удовлетворении просьбы о передаче земельного участка в частную собственность, либо откажет. Затем Вы должны обратиться в землеустроительную организацию, которая произведет геодезическую съемку Вашего участка и сделает Вам Схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории. Затем на Ваш земельный участок формируется межевой план с целью дальнейшего получения кадастрового паспорта. После этого Вам нужно подать необходимый пакет документов в регистрационную палату с целью получения Свидетельства о государственной регистрации права.

Если же Вы пользуетесь Вашим земельным участком менее 15 лет, то величина превышения фактической площади Вашего земельного участка не должна быть более 10%. В противном случае, придется выкупать в собственность лишние сотки либо отказываться от них.

Межевание не является обязательной процедурой. Но, не зная точных границ своего участка, у Вас могут возникнуть споры с соседями. Даже если у Вас отличные отношения с соседями и Вы не конфликтуете из-за 3-ех сантиметров увеличенной грядки, то при продаже Вашего земельного участка покупатель скорее всего потребует документы, в которых будут четко установлены Ваши границы.

Поэтому дабы обезопасить себя от лишних проблем и споров, лучше произвести геодезическую съемку Вашего участка. Далее составить акт согласования границ и согласовать его со всеми соседями. После этого сформировать Межевой план и подать его в Кадастровую палату, в результате чего вы получите кадастровый паспорт Вашего земельного участка с установленными границами.

Здравствуйте! У меня возникла проблема. При переезде с одного места жительства в другое были утеряны все документы на земельный участок. Участок 8 сот., ИЖС, находится в собственности. Хочу произвести межевание, а документов нет. Что делать?

Поскольку у Вас утеряны все документы, то Вам следует обратиться в Архив Администрации Вашего района. Там Вам должны выдать дубликат. Важно еще понимать когда Вам было выдано свидетельство на земельный участок. Если у Вас было новое свидетельство, то собственнику следует обратиться в Росреестр и написать заявление о выдаче дубликата утерянного документа.

Если же дубликаты утерянных документов отсутствуют в Администрации, в регистрационной палате и в Росреестре, то для признания права собственности на земельный участок следует обращаться в суд.

1. Имеющиеся у правообладателя правоустанавливающие документы на объект были оформлены до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ, то есть не позднее 31 января 1998 года.

Предлагаем алгоритм из семи шагов. Следуйте ему, чтобы выявить правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

На заметку

Какую проблему решит новый закон

Шаг 1. Поднимите документы, где могут быть сведения о правообладателях

Информация о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости может быть в документах, которые находятся в муниципальных архивах. Также посмотрите распоряжения уполномоченного органа МСУ, осуществляющего мероприятия по выявлению правообладателей.

Шаг 2. Направьте запросы в органы государственной власти и организации

Если сведения о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости найти не удалось, направьте запросы:

  • в органы государственной власти;
  • в бюро технической инвентаризации. Именно эти организации занимались учетом и регистрацией прав на объекты недвижимости до конца 1997 года;
  • нотариусам.

Какую информацию можно запросить, посмотрите в таблице 1 ниже.

Ожидайте ответа в течение 15 дней. Отсчет этого срока начинается со дня, когда орган или нотариус получил запрос.

Таблица 1. Какую информацию запросить в госорганах, организациях и у нотариуса
Какую информацию запросить
В МВД либо его территориальный орган
О первичной выдаче и (или) замене российского паспорта, выданного правообладателю ранее учтенного объекта недвижимости, об адресе регистрации правообладателя по месту жительства и (или) по месту пребывания, о дате и месте его рождения
В ПФР
СНИЛС
1. О возможной смерти правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, перемене его имени.
2. О государственной регистрации правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в ЕГРЮЛ и ЕГРИП
В территориальный орган ФНС
О ранее учтенных объектах недвижимости и об их правообладателях
Нотариусу по месту открытия наследства
О лицах, у которых возникли права на ранее учтенный объект недвижимости в результате его наследования после смерти правообладателя
  • на официальном сайте уполномоченного органа МСУ муниципального образования, на территории которого расположены ранее учтенные объекты недвижимости;
  • информационных щитах в самом населенном пункте либо за его пределами, в зависимости от того, где находятся ранее учтенные объекты недвижимости.

Кроме сведений о правообладателях заинтересованное лицо должно сообщить в уполномоченный орган МСУ:

  • свой почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • свой СНИЛС.
Шаг 4. Подготовьте проект решения

Если удалось установить владельца недвижимости, подготовьте проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта. Что указать в этом документе, посмотрите в таблице 2 ниже.

Не подготавливайте проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости в двух случаях.

1. В ответ на запросы вы получили противоречивую информацию о правообладателе.

2. Здание, сооружение или объект незавершенного строительства прекратили свое существование.

Таблица 2. Что указать в проекте решения о выявлении правообладателя
Что указать в проекте решения
Пояснение
Кадастровый номер ранее учтенного объекта недвижимости, содержащийся в ЕГРН
Если номера нет, укажите вид, назначение, площадь, адрес или местоположение объекта
Информацию о правообладателе — физическом лице
Укажите Ф. И. О., дату и место рождения, вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность, СНИЛС, адрес регистрации по месту жительства или по месту пребывания
Информацию о правообладателе — юридическом лице
Укажите полное наименование, ИНН , основной государственный регистрационный номер
Информацию о подтверждающих документах
Документы должны подтверждать, что выявленное лицо — правообладатель ранее учтенного объекта недвижимости. Укажите реквизиты документов, если они есть
Результаты осмотра здания, сооружения или объекта незавершенного строительства
Результаты осмотра должны подтверждать, что на момент проведения мероприятия по выявлению правообладателей объект не прекратил свое существование. Акт осмотра приложите к проекту решения

На заметку

Как снять с учета объект, прекративший свое существование

Если ранее учтенный объект, сведения о котором внесены в ЕГРН, прекратил свое существование, обратитесь в Росреестр с заявлением о снятии этой недвижимости с государственного кадастрового учета. Акт обследования Росреестр не потребует. Достаточно приложить к заявлению акт осмотра объекта. Не позднее чем за 30 дней до подачи заявления уполномоченный орган МСУ обязан предупредить об этом лицо, выявленное в качестве правообладателя объекта недвижимости. Отправьте ему извещение заказным письмом с уведомлением о вручении. Либо вручите извещение лично и попросите расписаться в получении.

Шаг 5. Опубликуйте сведения об объекте и направьте проект решения правообладателю

В течение пяти рабочих дней с момента подготовки проекта разместите на официальном сайте муниципального образования сведения об объекте недвижимости. Укажите его кадастровый номер. Если выявленный правообладатель — физическое лицо, укажите его Ф. И. О. Если юридическое — полное наименование, ИНН и основной государственный регистрационный номер.

В тот же пятидневный срок направьте проект решения лицу, выявленному в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости. Вручите его лично под расписку или отправьте заказным письмом с уведомлением о вручении. Физлицу заказное письмо направьте по адресу регистрации по месту пребывания или по месту жительства. Юрлицу — по адресу в пределах местонахождения. В сопроводительном письме укажите срок, в течение которого адресат может представить возражения относительно сведений о правообладателе объекта.

На заметку:Если правообладатель сообщил адрес электронной почты, можно использовать его

Принимайте возражения, которые оформлены письменно на бумаге или в виде электронного документа. Сам предполагаемый правообладатель, его представитель или иное заинтересованное лицо может представить в уполномоченный орган МСУ:

  • сведения о подлежащих выявлению правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости;
  • документы, подтверждающие права на ранее учтенные объекты недвижимости.

Срок представления возражений — 30 дней со дня, когда лицо получило проект вашего решения.

Шаг 6. Примите решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости

На заметку: Заявление выявленного правообладателя о внесении в ЕГРН данной записи не потребуется

Когда предполагаемый правообладатель получит проект, подождите 45 дней. Если за это время вам не представят возражения, можно принять решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.

Если возражения поступили, не принимайте решение. В течение одного года вы вправе обратиться в суд с требованием о внесении в ЕГРН сведений о вещных правах на объект недвижимости, а также о выявленном правообладателе. Если суд вынесет решение в вашу пользу, запись внесут в реестр.

Шаг 7. Направьте сведения в Росреестр, а копию решения — правообладателю

После того как вы приняли решение о выявлении правообладателя, в течение пяти рабочих дней нужно:

Заявление в Росреестр. Направьте одно из двух заявлений. Если в ЕГРН уже есть сведения об объекте и не хватает только информации о правообладателе, подайте заявление о внесении сведений о правообладателе. Если информации о самом объекте в реестре тоже нет, подайте заявление о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и его правообладателе. Любое из этих заявлений направьте в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.

К заявлению приложите решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и документы со сведениями, полученными по запросам.

На заметку

Как провести комплексные кадастровые работы в отношении ранее учтенного земельного участка

Орган МСУ вправе обеспечить выполнение комплексных кадастровых работ (ККР) в отношении ранее учтенного земельного участка, чтобы уточнить его границы. Обратитесь от имени правообладателя участка в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета. Доверенность не потребуется. Но уведомить правообладателя необходимо. Если он возражает, ККР выполнить нельзя.

По результатам государственного кадастрового учета получите выписку из ЕГРН. Затем в течение 20 дней передайте ее правообладателю ранее учтенного земельного участка. Либо направьте ему выписку по обычной или электронной почте.

Читайте также: