Обязанность застройщика размещать информацию на сайте наш дом рф

Обновлено: 17.05.2024

Как с 1 июля 2018 года изменились требования к информационной открытости застройщика – комментирует Олег Островский, заместитель председателя комиссии по недвижимости Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Так, обязанность застройщика вести сайт и размещать на нем информацию заменена на обязанность размещать информацию в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС).

Согласно закону об участии в долевом строительстве, застройщики обязаны размещать в ЕИСЖС информацию, которую публикуют на собственных сайтах. Информация должна размещаться застройщиками в ЕИСЖС в виде файлов, либо путем заполнения интерактивных форм.

Сведения, которые должны быть размещены в ЕИСЖС, подробно изложены в предыдущей редакции 214-ФЗ. Принятые в июне 2018 года изменения существенно их дополняют.

Так, в законе расширен объем информации, которую застройщик обязан раскрывать в отношении каждого многоквартирного дома.

В частности, застройщик, кроме ранее указанной в законе информации, обязан дополнительно размещать в ЕИСЖС:

  • градостроительный план земельного участка (ГПЗУ);
  • схему планировочной организации земельного участка;
  • информацию о расчет размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости;
  • сведения о введении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве;
  • извещение о начале строительства;
  • сведения об открытии или закрытии расчетного счета застройщика;
  • правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором осуществляется строительство многоквартирного дома;
  • иную информацию, предусмотренную 214-м ФЗ.

Орган регистрации прав должен размещать в системе подробную информацию о:

(Часть вышеперечисленной информации размещается в закрытой части системы).

Контролирующие органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора размещают дополнительно в системе:

  • информацию о мерах, принятых по результатам проверки деятельности застройщика, содержащую сведения о выданных застройщикам предписаниях об устранении выявленных нарушений (реквизиты, срок выполнения, содержание предписания);
  • сведения о направлении материалов о выявленных нарушениях обязательных требований в государственные органы в соответствии с их компетенцией;
  • сведения о выполнении застройщиками предписаний органов контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
  • сведения о фактах невыполнения предписаний органов контроля;
  • перечень примененных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
  • сведения о привлечении к административной ответственности виновных лиц;
  • сведения об исполнении постановления по делу об административном правонарушении;
  • сведения об обжаловании решений и действий (бездействия) органов контроля либо его должностных лиц и о результатах такого обжалования;
  • информацию об отмене результатов проверки в случае, если такая отмена была осуществлена;
  • информацию о выданном заключении о соответствии выполнения работ, и применяемых строительных материалов в процессе строительства многоквартирного дома, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации.

Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, обязаны размещать в системе:

  • градостроительный план земельного участка;
  • разрешение на строительство объекта капитального строительства жилого назначения;
  • решение о прекращении действия разрешения на строительство;
  • о внесении изменений в указанное разрешение на строительство;
  • разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства жилого назначения.

Минстрой размещает в системе информацию о показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения на первичном рынке жилья в субъектах Российской Федерации.

Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства, кроме установленных ранее сведений, дополнительно размещает в системе:

Единый реестр застройщиков становится неотъемлемой частью единой информационной системы жилищного строительства.
Обязанность по размещению информации в ЕИСЖС возникает для всех юридических лиц, определенных 214-ФЗ, по истечении трех месяцев со дня официального опубликования закона, то есть уже с начала октября 2018 года.

Олег Островский:
«Таким образом, с учетом того, что соответствующую информацию в ЕИСЖС должны размещать не только застройщики, но и соответствующие органы, такая система является очень важным, в первую очередь, для потенциального покупателя жилья, источником объективной и достаточно обширной информации о самом застройщике и объектах строительства.

Источник: Пресс-служба Комиссии по работе с потребителями рынка недвижимости

1.2. Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства

Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства – это первая в России публично-правовая компания, которая регулирует отношения между застройщиками и дольщиками.
Если коротко, Фонд:
Формирует компенсационный фонд и выплачивает компенсации дольщикам в случае банкротства застройщика, вносившего отчисления в Фонд
Участвует в процедурах, предусмотренных при банкротстве застройщика
Финансирует работы на незавершенных объектах строительства, если застройщика признали банкротом либо выплачивает денежные компенсации

1.3. Реестр проблемных объектов

1.4. Критерии по которым объект признается проблемным

2. Признание застройщика проблемным.

Застройщик признается проблемным, в следующих случаях:
денежные средства граждан для строительства многоквартирного жилого дома привлекаются в нарушение требований, установленных Федеральным законом №214-ФЗ, а именно: отсутствует договор о долевом участии в строительстве; отсутствуют иные правоустанавливающие документы, такие как: облигации, жилищные сертификаты и тому подобное;
до регистрации договоров долевого участия привлекались денежные средства граждан и иных лиц;
застройщиком не соблюдаются нормативы финансовой устойчивости его деятельности;
нарушены сроки предоставления отчетности в Главное управление Государственного строительного надзора Московской области о финансовом состоянии организации более чем на 30 дней;
арбитражным судом возбуждено производство по делу о банкротстве;
возбуждено уголовное дело по факту незаконного образования (создания/реорганизации) застройщика, либо по факту незаконного использования документов для образования застройщика.

3. Банкротство застройщика.

3.1. Несостоятельность (банкротство), что такое?

3.2. Процедура банкротства застройщика

4. Эскроу-счет в долевом строительстве

Что такое эскроу-счет?
При совершении крупных сделок, например, покупке квартиры, каждый опасается за свои деньги, за честность продавца или компании-застройщика. К сожалению, случаи, когда люди теряют средства и не становятся собственниками недвижимости, время от времени случаются. Для безопасности подобных сделок банк может предоставить эскроу-счета. При этом он сам становится третьей стороной и отслеживает исполнение всех договорных обязательств.
Эскроу-счет в долевом строительстве
Согласно изменениям в 214-ФЗ с 1 июля 2019-го вложения покупателей, участвующих в долевом строительстве, застройщик может получить лишь с эскроу-счета. Счета застрахованы, здание возводится на средства банка. К застройщику финансовые вложения с эскроу-счета переходят после сдачи многоквартирного дома и подписания участником строительства акта приема-передачи квартиры, машиноместа, нежилого помещения. Если договор долевого строительства расторгнут, средства с эскроу-счета возвращаются участнику (покупателю), или, если он брал кредит – в кредитную организацию. Порядок возврата должен быть заранее отражен в договоре. Если застройщик не в состоянии достроить дом самостоятельно, то банк будет искать средства и возможности для завершения строительства. Если все-таки будет принято решение о прекращении строительства, то деньги в полном объеме вернутся на счет покупателя. При смене застройщика, по желанию, покупатель сможет как вернуть свои деньги, так и дождаться назначения нового застройщика и получить, в конце концов, свою недвижимость.
Гражданам-соинвесторам следует помнить о некоторых вещах:
1. Деньги, размещенные на счетах эскроу, страхуются Агентством по страхованию вкладов (далее- АСВ) в размере суммы, размещенной на эскроу-счете, но не более 10 млн. руб. То есть при покупке квартиры на сумму более 10 млн. руб., или при покупке нескольких квартир, участник долевого строительства должен понимать, что суммарное возмещение от АСВ, на которое он может рассчитывать, в случае банкротства банка, ограничено суммой в 10 млн. руб. (п.3, ст.12.2 177-ФЗ от 23.12.2003); 2. Денежные средства на счет эскроу вносятся после регистрации договора участия в долевом строительстве, на срок, который не может превышать более чем на шесть месяцев срок ввода в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, указанных в проектной декларации (п.4, ст.15.5 ФЗ-214). 3. Участник долевого строительства может забрать свои деньги со счета эскроу по следующим причинам:
договор ДДУ расторгнут (по соглашению сторон или в судебном порядке);
в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения договора;

5. Претензии к качеству дома

Согласно ст.7 Федерального закона N 214-ФЗ, застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства (т.е. дом, паркинг и т.п.), качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям. Если участник долевого строительства недоволен качеством купленной недвижимости, то он может написать претензию к застройщику, чтобы эти дефекты были устранены. Утвержденного образца не существует, от вас требуется указать все детали, четкие факты, суммы, сроки. Недостаток должен быть указан ясно, включая его полное описание и требование об устранении. Застройщик обязан рассмотреть претензию и в разумный срок (обычно не более 30 дней) устранить недостатки или дать аргументированный отказ от удовлетворения требований, изложенных в претензии. В случае, если и недостатки не устранены и ответа не последовало, можно направлять иск в суд, который будет принимать решение на основе тщательного и всестороннего исследования всех обстоятельств дела и предоставленных сторонами доказательств. В случае удовлетворения иска, застройщик понесет еще и судебные расходы.

6. Как Министерство осуществляет поиск инвестора?

7. Каким образом возможно повлиять на застройщика многоквартирного жилого дома, не исполняющего решение суда, вступившего в законную силу, по возврату денежных средств, вложенных в строительство квартиры по ДДУ?

8. Кто осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности застройщика?

Как с 1 июля 2018 года изменились требования к информационной открытости застройщика – комментирует Олег Островский, заместитель председателя комиссии по недвижимости Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Так, обязанность застройщика вести сайт и размещать на нем информацию заменена на обязанность размещать информацию в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС).

Согласно закону об участии в долевом строительстве, застройщики обязаны размещать в ЕИСЖС информацию, которую публикуют на собственных сайтах. Информация должна размещаться застройщиками в ЕИСЖС в виде файлов, либо путем заполнения интерактивных форм.

Сведения, которые должны быть размещены в ЕИСЖС, подробно изложены в предыдущей редакции 214-ФЗ. Принятые в июне 2018 года изменения существенно их дополняют.

Так, в законе расширен объем информации, которую застройщик обязан раскрывать в отношении каждого многоквартирного дома.

В частности, застройщик, кроме ранее указанной в законе информации, обязан дополнительно размещать в ЕИСЖС:

  • градостроительный план земельного участка (ГПЗУ);
  • схему планировочной организации земельного участка;
  • информацию о расчет размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости;
  • сведения о введении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве;
  • извещение о начале строительства;
  • сведения об открытии или закрытии расчетного счета застройщика;
  • правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором осуществляется строительство многоквартирного дома;
  • иную информацию, предусмотренную 214-м ФЗ.

Орган регистрации прав должен размещать в системе подробную информацию о:

(Часть вышеперечисленной информации размещается в закрытой части системы).

Контролирующие органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора размещают дополнительно в системе:

  • информацию о мерах, принятых по результатам проверки деятельности застройщика, содержащую сведения о выданных застройщикам предписаниях об устранении выявленных нарушений (реквизиты, срок выполнения, содержание предписания);
  • сведения о направлении материалов о выявленных нарушениях обязательных требований в государственные органы в соответствии с их компетенцией;
  • сведения о выполнении застройщиками предписаний органов контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
  • сведения о фактах невыполнения предписаний органов контроля;
  • перечень примененных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
  • сведения о привлечении к административной ответственности виновных лиц;
  • сведения об исполнении постановления по делу об административном правонарушении;
  • сведения об обжаловании решений и действий (бездействия) органов контроля либо его должностных лиц и о результатах такого обжалования;
  • информацию об отмене результатов проверки в случае, если такая отмена была осуществлена;
  • информацию о выданном заключении о соответствии выполнения работ, и применяемых строительных материалов в процессе строительства многоквартирного дома, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации.

Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, обязаны размещать в системе:

  • градостроительный план земельного участка;
  • разрешение на строительство объекта капитального строительства жилого назначения;
  • решение о прекращении действия разрешения на строительство;
  • о внесении изменений в указанное разрешение на строительство;
  • разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства жилого назначения.

Минстрой размещает в системе информацию о показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения на первичном рынке жилья в субъектах Российской Федерации.

Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства, кроме установленных ранее сведений, дополнительно размещает в системе:

Единый реестр застройщиков становится неотъемлемой частью единой информационной системы жилищного строительства.
Обязанность по размещению информации в ЕИСЖС возникает для всех юридических лиц, определенных 214-ФЗ, по истечении трех месяцев со дня официального опубликования закона, то есть уже с начала октября 2018 года.

Олег Островский:
«Таким образом, с учетом того, что соответствующую информацию в ЕИСЖС должны размещать не только застройщики, но и соответствующие органы, такая система является очень важным, в первую очередь, для потенциального покупателя жилья, источником объективной и достаточно обширной информации о самом застройщике и объектах строительства.

Источник: Пресс-служба Комиссии по работе с потребителями рынка недвижимости

Нередко на практике управляющие компании сталкиваются с такой ситуацией, что новый многоквартирный дом только введён в эксплуатацию, а им должен кто-то управлять. Возникает вопрос, как осуществляется управление МКД от застройщика, пока собственниками не выбран способ управления этим домом?

Определение субъекта управления МКД

После ввода МКД в эксплуатацию одним из приоритетных правовых вопросов является определение субъекта управления многоквартирным домом. Иначе говоря, нужно определить, кто будет управлять многоквартирным домом, введённым в эксплуатацию. Сложностью в ситуации является то, что на момент ввода МКД в эксплуатацию и некоторое время спустя не все жилые и нежилые помещения находятся в собственности. Поэтому не представляется возможным де-юре и де-факто провести общее собрание собственников для выбора способа управления МКД.

В это же время в течение 20 дней с момента ввода МКД в эксплуатацию орган местного самоуправления извещает о выставлении дома на открытый конкурс по выбору УК. В течение 40 дней с уведомления о мероприятии орган местного самоуправления должен провести этот конкурс и информировать всех дольщиков о его результатах в течение 10 дней со дня его завершения. Далее уже избранная по итогам открытого конкурса УК начинает управлять данным домом и заключает договоры управления с жильцами после регистрации ими права собственности на помещения в данном доме.

Таким образом, жилищное законодательство узаконило возможность не проводить общее собрание собственников для выбора способа управления МКД, а застройщику - заключить договор на управление МКД с выбранной им УК. А теперь рассмотрим эту схему подробно и по-порядку.

Управление МКД после ввода в эксплуатацию

До введения лицензирования УК застройщик мог сразу после ввода МКД в эксплуатацию заключить договор управления с управляющей компанией или управлять домом самостоятельно до заключения соответствующих договоров с избранной по итогам открытого конкурса управляющей компанией. Открытый конкурс, напоминаем, проводится органом местного самоуправления.

При этом лицензирование не внесло каких-то существенных коррективов в этой области и не лишило застройщика права выбора управляющей компании. До заключения договора управления МКД между застройщиком (п.6 ч.2 ст.153 ЖК РФ) и УК, выбранной по результатам открытого конкурса, управление домом осуществляется управляющей компанией, с которой застройщик должен заключить договор управления не позднее чем через 5 дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию дома (ч.14 ст.161 ЖК РФ).

После ввода МКД в эксплуатацию органы местного самоуправления должны провести открытый конкурс по выбору УК для управления многоквартирным домом, если в течение года до дня проведения конкурса собственники не выбрали способ его управления или принятое жильцами решение не реализовано (ч.4 ст.161 ЖК РФ).

Таким образом, после ввода МКД в эксплуатацию и до проведения открытого конкурса по выбору УК застройщик вправе заключить договор с любой управляющей компанией по своему усмотрению. Выбранная застройщиком УК будет осуществлять управление домом, пока МКД не будет выставлен на открытый конкурс или собственники не выберут на общем собрании другую управляющую компанию или иной способ управления.

В данном случае управляющая компания будет выступать в роли подрядчика у застройщика. Данная УК должна заключить договоры с РСО на основании акта ввода МКД в эксплуатацию (ПП РФ №124 от 14.02.2012). Застройщик после сдачи МКД в эксплуатацию должен платить УК за жилое помещение и коммунальные услуги (ст.153 ЖК РФ).

Если же застройщик сам осуществляет управление МКД без заключения договора управления с УК, то плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится дольщиками, принявшими помещения от застройщика по передаточному акту, с момента его передачи (п.6 ч.2 ст.153 ЖК РФ, п.7.3 ч.2 ст.155 ЖК РФ).

Должен ли застройщик учитывать мнение дольщиков при выборе УК?

На самом деле нет, поскольку застройщик не обязан считаться с мнением дольщиков в выборе управляющей компании. Данные лица до регистрации права собственности на жильё не имеют права высказывать своё мнение по вопросам управления МКД. Решение о выборе способа управления домом принимается исключительно собственниками помещений в МКД (ч.2 ст.161 ЖК РФ).

Основаниями для возникновения у застройщика права на заключение договора управления МКД с УК являются устав, разрешение на ввод дома в эксплуатацию и решение органа управления застройщика, уполномоченного на принятие соответствующих решений (Приказ Минстроя РФ №411/пр от 31.07.2014 года). Поэтому решение о заключении договора управления МКД и выборе конкретной УК может приниматься застройщиком единолично и по своему усмотрению.

Открытый конкурс

В соответствии с ч.13 ст.161 ЖК РФ в течение 20 дней со дня выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию МКД ОМСУ уведомляет о проведении открытого конкурса по выбору управляющей компании на официальном сайте в сети Интернет. Не позднее чем в течение 40 дней со дня размещения уведомления открытый конкурс должен быть проведён.

В течение 10 дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления извещает дольщиков, принявших от застройщика помещения в МКД по передаточному акту, о результатах и условиях договора управления. После регистрации права собственности все жильцы МКД должны будут заключить договор управления с выбранной по результатам открытого конкурса УК.

Роль застройщика по договору управления МКД

При заключении договора управления с УК до проведения открытого конкурса ОМСУ застройщик по договору фигурирует как заказчик. Поэтому он должен согласовать перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД и соответствующий размер платы.

Управляющая компания, в свою очередь, вправе выставлять квитанции на имя застройщика, поскольку он является единоличным собственником всех помещений до их передачи по соответствующему акту в собственность дольщиков (п.6 ч.2 ст.153 ЖК РФ, п.2 ст.8 ФЗ №214 от 30.12.2004). После регистрации права собственности обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникнет у жильцов МКД.

Договор управления между застройщиком и УК до проведения открытого конкурса заключается на срок не более 3 месяцев (п.3 ч.5 ст.162 ЖК РФ). При этом, согласно жилищному законодательству, при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия он считается продлённым на аналогичный срок и на действующих условиях (ч.6 ст.162 ЖК РФ).

Коммунальные платежи в новостройке до ввода в эксплуатацию МКД

До ввода МКД в эксплуатацию застройщик заключает договоры с РСО для нужд строительства. Это могут быть временные договоры электроснабжения, теплоснабжения для пусконаладочных и отделочных работ в холода. После ввода МКД в эксплуатацию необходимо заново заключить договоры ресурсоснабжения по постоянным схемам.

До ввода МКД в эксплуатацию обязанность по содержанию помещений ложится на застройщика по договорам с РСО (ст.210 ГК РФ).

После ввода МКД в эксплуатацию обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у дольщиков, принявших от застройщика помещения в доме по передаточному акту, с момента такой передачи (п.6 ч.2 ст.153 ЖК РФ).

Дольщик, получивший от застройщика помещение по акту приёма-передачи, считается потребителем коммунальных услуг (ПП РФ №354 от 06.05.2011). Следовательно, размер платы для потребителей КУ в жилых помещениях рассчитывается по тарифам для населения. Объём предоставленных КУ определяется по показаниям приборов учёта или по нормативам потребления (при отсутствии счётчиков).

Дольщики, признанные потребителями коммунальных услуг и вносящие за них плату, вправе требовать предоставления КУ надлежащего качества или перерасчёта размера оплаты за некачественные услуги (разд. IX Правил предоставления коммунальных услуг).

После заключения договора с выбранной застройщиком УК в течение 5 дней после получения разрешения на ввод МКД в эксплуатацию, а также после заключения договора управления с УК, выбранной на открытом конкурсе обязательства застройщика по договорам ресурсоснабжения прекращаются (ст.416 ГК РФ).

Это происходит потому, что вместе с передачей МКД в управление УК передаётся энергопринимающее оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в доме. Исполнителем коммунальных услуг становится управляющая компания.

Если застройщик не докажет, что заключал договор с УК или УК была выбрана на открытом конкурсе либо на общем собрании собственников помещений, то он не сможет доказать передачу компании энергопринимающих устройств. В данном случае он будет считаться абонентом по договору с РСО и обязан платить за коммунальные ресурсы до передачи МКД в управление УК или расторжения договоров ресурсоснабжения.

Надеемся, что вам все было понятно. Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!



Пресс-центр


Публикации о Росреестре


НОВЫЕ ПРАВИЛА ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

НОВЫЕ ПРАВИЛА ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Изменения в Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон о долевом строительстве) вносятся почти столько же времени, сколько существует сам Закон, – с 2005 года. Причина появления очередных изменений – попытка защитить покупателей жилья, усилить юридическую защиту прав участников долевого строительства. В сложных экономических условиях возрастает риск появления недостроенных объектов, поэтому необходимо создать новые механизмы защиты инвесторов.

Закон о долевом строительстве в своей изначальной редакции не смог предоставить дольщикам абсолютной гарантии получения жилья либо возвращения вложенных средств. Не удалось изменить ситуацию и с принятием последних нововведений в 2014 году, которыми устанавливались более жесткие требования к страховым компаниям, выдававшим гарантии застройщикам. На сегодняшний день десятки домов остаются недостроенными, список "обманутых дольщиков" сокращается медленно. На первичном рынке жилья по-прежнему многое зависит от самого покупателя, от его способности внимательно подойти к выбору застройщика, собрать информацию и провести необходимую проверку.

Последние изменения законодательства направлены на комплексную защиту интересов покупателей, они отражают общую тенденцию снизить риски участников долевого строительства. По сути, нынешние поправки - это реформа Закона о долевом строительстве. Изменения внесены почти в каждую статью существующего закона: в нем устанавливаются требования к информационной открытости застройщика, к финансовой устойчивости строительной компании, вводится дополнительный механизм финансирования строительства, а также предусмотрено создание компенсационного фонда, из которого обманутые дольщики смогут получить средства для достройки дома.

Самой важной новацией стало установление минимального размера уставного капитала компании-застройщика. Такая мера призвана убрать неустойчивых в финансовом плане застройщиков. Теперь минимальный размер уставного капитала должен составлять около 4 процентов от стоимости строящегося объекта; если капитал меньше, то застройщик не может привлекать для строительства деньги граждан. Так что теперь фирмы, которые имеют чисто формальный уставной капитал, составляющий смехотворную сумму в 10000 рублей, вообще не смогут приступить к возведению жилых домов. Ожидается, что это позволит освободить рынок от компаний-однодневок, не способных обеспечить инвесторам гарантии возвращения вложенных средств. Требования о минимальном размере уставного капитала будут предъявляться к застройщикам с 1 июля2017 года.

Застройщик не может привлекать деньги дольщиков, если в отношении него начата процедура банкротства или принято решение о ликвидации. Если строительная фирма значится в реестре недобросовестных подрядчиков, если компания не уплатила налоги или имеет задолженность по другим платежам в бюджет. Не позволят привлекать средства дольщиков строительной фирме, директор и главный бухгалтер которой имеют судимость за экономические преступления.

Существенным изменениям подверглись требования к размещению застройщиком информации о своей деятельности в сети Интернет.

На сайте застройщика в отношении объектов недвижимости, на которые привлекаются средства граждан, должны быть размещены следующие документы:

–результаты аудиторской проверки за год деятельности предприятия;

–результаты экспертизы проекта и сопутствующей ему документации, по которой будет строиться дом;

–заключение, выданное уполномоченным на то органом власти субъекта РФ, подтверждающее соответствие строительной организации, а так же её проектной декларации, требованиям настоящего закона;

–разрешение на осуществление строительства;

–подробная, качественно и без каких-либо ошибок заполненная проектная декларация, в которой почти 160 пунктов;

–документы прав собственности (чьей бы она не была) на земельный участок, отведённый под строительство, его площадь и кадастровый номер;

–в ситуации, когда размер уставного капитала меньше, чем оговорено в законе, публикуется и договор, подтверждающий наличие у застройщика поручителя, в котором обязательства по договорам с гражданами принимает на себя третья сторона.

Раскрытие информации предполагает также размещение на сайте фирмы-застройщика образца договора с гражданами и опубликование фотографий на всех этапах строительства. Информация должна быть доступна – в открытом и круглосуточном интерактивном для пользователя режиме. Доступ к ней не может быть затруднен необходимостью регистрации на сайте либо взиманием платы.

Вводится также новая схема предоставления денежных средств застройщику, при которой банк выдает застройщику целевой кредит на строительство, а дольщики вносят денежные средства на специальные экскроу-счета, открытые в таком банке. При этом застройщик получает средства с таких счетов только при условии завершения строительства и ввода объекта в эксплуатацию. Само же строительство осуществляется под контролем банка.

Внесенные в Закон о долевом строительстве изменения коснулись и условий самого договора долевого участия. Так, например:

–при условии надлежащего исполнения застройщиком требований закона и своих обязательств перед участником долевых отношений, покупатель недвижимости не вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора без обращения в судебные органы;

–в соглашении о долевом строительстве необходимо обязательно указывать место расположения жилого помещения на этаже;

–как приложение к договору долевого участия, застройщик при передаче квартиры должен предоставить будущему её владельцу инструкцию по эксплуатации объекта долевого строительства. Документ содержит информацию о правилах использования жилья, об элементах отделки, инженерно-техническом обеспечении;

–в соглашении между застройщиком и покупателем должен быть указан размер неустойки – 1 процент от стоимости жилья, при просрочке периода, отведенного на устранение выявленных строительных недостатков.

Основанием для расторжения договора является существенное изменение построенной квартиры, например, несоответствие площади жилья в размере 5 процентов.

Вступило в силу с 1 января 2017 года и важное правило в отношении устранения недостатков в объекте долевого строительства. Теперь участник долевого строительства будет вправе предъявить иск об устранении недостатков в суд к застройщику при условии, что недостатки выявлены в пределах гарантийного срока. Кроме того, застройщик во внесудебном порядке обязан устранить такие недостатки в срок, согласованный с участником долевого строительства. Иск предъявляется в суд в случае отказа застройщика от устранения недостатков. Гарантийный срок объекта долевого строительства составляет 5 (пять) лет. Этот срок исчисляется с даты передачи объекта. Таким образом, чтобы предъявить иск, участник долевого строительства должен принять объект, подписав передаточный акт.

Закон о долевом строительстве был дополнен статьей 23.2, согласно которой в целях дополнительной защиты прав участников долевого строительства будет создан специальный государственный компенсационный фонд. Застройщик до заключения договора с первым дольщиком будет обязан перечислить в фонд взнос в размере одного процента планируемой стоимости строительства объекта. Средства компенсационного фонда могут быть использованы в качестве возмещения гражданам-дольщикам в случае банкротства застройщика, а также могут передаваться в качестве финансовой помощи новому застройщику, принявшему права и обязанности обанкротившегося застройщика.

Для того чтобы у участников рынка была возможность перестроиться, изменения вводятся постепенно, в несколько этапов. Большинство положений нового закона вступило в силу с 1 января 2017 года. Требования к размеру уставного капитала застройщика, положения о счетах эскроу и поручительстве заработали с 1 июля 2017 года.

Норма о создании компенсационного фонда в сфере долевого строительства начинает действовать с момента принятия соответствующего закона.

Изменения, внесённые в Закон о долевом строительстве, направлены на устранение с рынка жилой недвижимости недобросовестных застройщиков. Соответственно, не должно быть и дольщиков, чьи права попраны, а надежды оказались обмануты. Как все будет на деле, какое влияние эти новшества окажут на сферу строительства жилья в доле с застройщиком, покажет время.

Читайте также: