Задачи по предоставлению земельного участка

Обновлено: 17.05.2024

(утв. Росземкадастром 17 февраля 2003 года)
(с изменениями от 18 апреля 2003 года)

Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Положением о проведении территориального землеустройства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396*.

* Собрание законодательства РФ, 10.06.2002, N 23, ст.2193.

2. В настоящих Методических рекомендациях дается описание состава и содержания работ, состава, содержания и оформления землеустроительной документации при проведении землеустройства в случаях:

1) изменения границ земельных участков;

2) восстановления границ земельных участков;

3) изъятия (выкупа) земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

4) перераспределения сельскохозяйственных угодий, используемых сельскохозяйственными организациями или находящихся в общей долевой собственности;

5) совершения гражданами или юридическими лицами сделок с земельными участками.

3. При образовании новых и упорядочении существующих земельных участков определяются:

1) местоположение границ земельных участков, в том числе ограниченных в использовании частей земельных участков;

2) варианты использования земель с учетом размера земельного участка, целевого назначения, разрешенного использования и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;

3) площади земельных участков и ограниченных в использовании частей земельных участков;

4) иные характеристики земель, необходимые для принятия решений собственниками земельных участков по их распоряжению.

4. Рекомендуется принимать во внимание, что работы по образованию новых и упорядочению существующих земельных участков, как правило, включают в себя два этапа:

1) составление проекта территориального землеустройства, его согласование и утверждение;

2) составление карты (плана) земельного участка по результатам установления границ земельного участка на местности и (или) съемки на местности частей земельного участка, занятых объектами недвижимости.

5. В зависимости от задания на выполнение работ (проведение землеустройства) землеустроительное дело может формироваться как по каждому этапу отдельно, так и одно на два этапа. Кроме того, каждый из этапов может выступать в качестве самостоятельного вида работ.

Задание подготавливается заказчиком или по его поручению подрядчиком на основе сведений государственного земельного кадастра о земельном участке (участках), предоставляемых в виде выписок в форме кадастровой карты (плана) земельного участка (территории), и утверждается заказчиком.

6. Рекомендуется принимать во внимание, что землеустроительное дело формируется в количестве не менее двух экземпляров. Один экземпляр землеустроительного дела в установленном порядке передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, а другой (другие) передается заказчику.

Составление проектов территориального землеустройства

7. При составлении проектов территориального землеустройства рекомендуется принимать во внимание, что:

7.1. Проект территориального землеустройства, как правило, содержит правовые, экономические, технические документы, включающие в себя расчеты, описание, проектные планы, в которых обосновываются и воспроизводятся в графической и текстовой форме мероприятия, реализация которых предусматривается при образовании новых и упорядочении существующих земельных участков.

При образовании новых и упорядочении существующих земельных участков проекты территориального землеустройства составляются в виде проектов границ земельных участков (вновь образуемых или упорядочиваемых земельных участков) и проектов перераспределения сельскохозяйственных угодий (на территории реорганизуемых или реорганизованных сельскохозяйственных организаций).

7.2. Проект территориального землеустройства составляется в соответствии с заданием на выполнение работ.

7.3. Составление проекта территориального землеустройства включает:

1) подготовительные работы;

2) составление проекта;

3) согласование проекта;

4) утверждение проекта;

5) формирование землеустроительного дела;

6) сдачу землеустроительного дела заказчику.

7.4. Подготовительные работы включают сбор и изучение сведений о земельных участках, содержащихся в государственном земельном кадастре, землеустроительной, градостроительной, лесоустроительной, геодезической, картографической и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.

7.5. В проекте территориального землеустройства, по результатам подготовительных работ и в соответствии с заданием на выполнение работ (на проектирование), решаются вопросы размещения земельных участков (участка), изменения или восстановления (упорядочения) границ земельных участков, перераспределения земель. В процессе проектирования рассматриваются возможные варианты проектных решений, проводится их обоснование и делается выбор наилучшего варианта. При этом учитывается следующее:

1) каждый земельный участок формируется по присущим только ему характеристикам: местоположение, целевое назначение земель, разрешенное использование, площадь, удостоверенные границы, ограничения в использовании земель, обременения правами иных лиц (сервитуты);

2) размер земельного участка устанавливается в соответствии с утвержденными в установленном порядке предельными размерами, нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией;

3) в общую площадь земельного участка под объектами недвижимости включается площадь, непосредственно занятая этими объектами, и площадь прилегающей территории, необходимая для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) конкретного объекта недвижимости в соответствии с установленными нормами;

4) в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метра). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута;

5) раздел земельного участка с целью образования новых самостоятельных земельных участков осуществляется таким образом, чтобы каждый вновь образуемый земельный участок мог использоваться в соответствии с разрешенным использованием без перевода его в состав земель иной категории за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) границы земельного участка устанавливаются в соответствии с требованиям эколого-ландшафтной организации территории;

7) не допускается изломанность проектируемых границ, если она не обусловлена существующими естественными или искусственными рубежами.

При составлении проектов территориального землеустройства на землях сельскохозяйственного назначения дополнительно учитывается следующее:

а) создаваемые организационно-территориальные условия должны обеспечивать рациональную и эффективную организацию сельскохозяйственного производства, сохранение почв и их плодородия, а также сохранение природной среды;

б) границы земельных участков, образуемых как для несельскохозяйственных нужд, так и для вновь формируемых сельскохозяйственных организаций, крестьянских фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств, устанавливаются с учетом их компактного размещения и, как правило, совмещаются с существующими границами полей севооборотов и рабочих участков, с естественными и (или) искусственными рубежами (реками, ручьями, каналами, лесополосами, дорогами и другими природными и созданными трудом человека объектами);

в) образование земельных участков на орошаемых или осушенных землях осуществляется на условиях, обеспечивающих функционирование мелиоративных систем.

7.6. Графическая часть проекта территориального землеустройства включает проектный план. Проектный план составляется на удобном для работы картографическом материале, на который предварительно нанесена информация, необходимая для принятия и обоснования проектных решений (границы существующих земельных участков, их кадастровые номера, границы охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель и т.п.).

7.7. Все проектные элементы (границы земельных участков, проезды или проходы, границы сервитутов), а также размеры земельных участков (площадь земельного участка, длины линий) и промеры, необходимые для определения местоположения проектных элементов на местности, отображаются на проектном плане красным цветом.

На полях проектного плана или в штампе указываются название проекта территориального землеустройства, объект (объекты) землеустройства, исполнитель работ и место для размещения реквизитов согласования и утверждения.

Используемые условные обозначения могут размещаться как на проектном плане, так и на отдельном листе.

7.8. Текстовая часть проекта территориального землеустройства включает пояснительную записку, ведомость вычисления площадей, материалы (документы), необходимые для обоснования принимаемых проектных решений при образовании нового земельного участка или упорядочении его границ.

7.9. Проектная документация брошюруется в том (тома). В начале тома дается оглавление (содержание). На обложке и титульном листе указываются название проекта территориального землеустройства, объект (объекты) землеустройства, исполнитель работ и место для размещения реквизитов согласования и утверждения. Допускается проектный план представлять в виде приложения и не брошюровать его вместе с другой проектной документацией.

7.10. Проекты территориального землеустройства согласовываются в установленном порядке.

Согласования представляются в виде писем или подписей на титульном листе и проектном плане, заверенных соответствующими печатями.

7.11. Проекты территориального землеустройства утверждаются собственниками земельных участков или уполномоченными ими лицами (землепользователями или землевладельцами земельных участков, на которых проводится землеустройство).

Подпись (подписи) утверждающего лица (лиц) ставится на проектный план и титульный лист проекта территориального землеустройства. Подписи юридических лиц заверяются печатью.

7.12. Материалы, полученные при составлении проекта территориального землеустройства, формируются в землеустроительное дело в следующей последовательности: титульный лист; оглавление; сведения государственного земельного кадастра о земельном участке (участках) в форме кадастровой карты (плана) земельного участка (территории); задание на выполнение работ; утвержденный проект; копии документов, удостоверяющих права на землю, или правоустанавливающих документов; письма с согласованиями проекта; извещения лицам, права которых могут быть затронуты при проведении землеустройства; копии доверенностей лиц, уполномоченных правообладателями земельных участков на участие в согласовании проектных решений; материалы подготовительных работ.

7.13. Подлинный экземпляр землеустроительного дела (содержащий подлинные исходные и созданные в процессе землеустройства документы) передается заказчику. Один экземпляр землеустроительного дела, сформированный из копий, заверенных исполнителем работ, передается в установленном порядке в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Составление карты (плана) земельного участка

8. При составлении карты (плана) земельного участка рекомендуется принимать во внимание, что:

8.1. Карта (план) земельного участка составляется на основе проекта территориального землеустройства и (или) сведений, содержащихся в кадастровой карте (плане) земельного участка (территории), с использованием сведений имеющегося картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных при съемке земельного участка и (или) при его межевании.

8.2. Составление карты (плана) земельного участка включает:

1) подготовительные работы;

2) установление на местности границ земельного участка;

3) съемку на местности частей земельного участка, занятых объектами недвижимости;

4) составление карты (плана) земельного участка;

5) формирование землеустроительного дела;

6) утверждение карты (плана) земельного участка и материалов межевания;

7) сдачу землеустроительного дела заказчику.

8.3. Подготовительные работы включают сбор и (или) изучение:

1) кадастровой карты (плана) земельного участка (территории);

2) документов, удостоверяющих права на землю (при их отсутствии - правоустанавливающих документов);

3) проекта территориального землеустройства и землеустроительной документации, связанной с перераспределением земель кадастрового квартала;

4) каталогов (списков) координат пунктов опорной межевой сети (ОМС);

5) градостроительной документации;

6) картографических материалов, материалов дистанционного зондирования, материалов инвентаризации земель и других материалов и документов, содержащих необходимую информацию для составления карты (плана) земельного участка;

7) адресов лиц, права которых могут быть затронуты при проведении землеустройства (правообладатели смежных земельных участков, правообладатели инженерных коммуникаций (электролинии, газопроводы, водопроводы и т.п.).

8.4. Полевое обследование территории земельного участка при проведении подготовительных работ включает выявление объектов недвижимости, состояния пунктов опорной межевой сети (ОМС). Результаты обследования отражаются в пояснительной записке.

8.5. При отсутствии сведений о наличии на территории земельного участка принадлежащих иным лицам инженерных коммуникаций и (или) их охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель, исполнитель работ направляет в соответствующие учреждения и организации письменные запросы о наличии и местоположении таких объектов и их зон. Если в течение 7 дней с момента получения запроса эти учреждения и организации не предоставляют запрошенную информацию или сообщают об ее отсутствии, то в пояснительной записке землеустроительного дела производится запись об отсутствии этих данных. Второй экземпляр запроса включается в землеустроительное дело.

8.6. Установление на местности границ земельного участка проводится при межевании земельного участка в соответствии с техническими условиями и требованиями проведения межевания, утвержденными Росземкадастром.

Цель данного практикума состоит в определении равновесия на рынке капитала и рынке земли.

Задачами практикума являются:

  • во-первых, определение равновесия на рынке капитала;
  • во-вторых, закрепление формул расчета дисконтированной стоимости;
  • в-третьих, анализ межвременного выбора потребителей;
  • в-четвертых, определение равновесия на рынке земли;
  • в-пятых, расчет земельной ренты, цены земли и арендной платы.

Оглавление

Задачи на дисконтированную стоимость

Задача 1

Постановка задачи: По корпоративной облигации выплачивается доход в первый год в размере 300 у. е., во второй год – 320 у. е., а в третий – 330 у. е. Определите дисконтированную стоимость потока доходов, если ставка банковского процента равна 5 % годовых.

Технология решения задачи: Дисконтированная стоимость определяется по формуле:

Ответ: 904 у. е.

Задача 2

Постановка задачи: Предприниматель собирается приобрести инвестиционный проект. Какую максимальную стоимость он может за него уплатить, если доход от использования проекта в первый год будет 100 у. е., а во второй – 130 у. е.? Ставка банковского процента составляет 10 %.

Технология решения задачи: Дисконтированный доход от инвестиционного проекта должен быть больше, чем его стоимость. Следовательно, максимальная стоимость проекта – это сумма дисконтированного дохода:

Ответ: 198,3 у. е.

Задача 3

Постановка задачи: Фирма планирует осуществить инвестиции в современную технологию, стоимость которой 800 у. е. Она рассчитана на 5 лет. Ежегодный доход разработчики обещают в размере 200 у. е. Следует ли фирме покупать технологию, если процентная ставка в экономике 10 % годовых?

Технология решения задачи: Чтобы ответить на этот вопрос, надо сопоставить стоимость технологии с дисконтированной стоимостью потока доходов от ее использования. Дисконтированная стоимость определяется по формуле

Таким образом, вернется только 758 у. е., затраты же составят 800 у. е., т. е. покупать технологию невыгодно.

Ответ: покупать не следует.

Задача 4

Постановка задачи: В результате инвестиций 10 000 у. е. в производство в начале года получается доход в конце года в размере 15 000 у. е. При какой ставке банковского процента инвестиции будут выгодны?

Технология решения задачи: Сначала определяется прибыль: 15 000 – 10 000 = 5 000 у. е. Затем определяется доходность инвестиций: . Чтобы инвестиции были выгодны, их доходность должна быть выше процентной ставки, следовательно, инвестиции выгодны, если процентная ставка меньше 50 %.

Ответ: менее 50 %.

Задачи на межвременной выбор потребителя

Задача 5

Постановка задачи: Допустим ежегодный доход потребителя 120 000 у. е. В первый год он потребляет 85 % своего дохода. Определите потребление второго года, если процентная ставка в экономике составляет 10 % годовых и потребитель использует весь доход.

Технология решения задачи: Потребление в первый год составляет: 120 000 * 0,85 = 102 000 у. е. Оставшаяся часть 18 000 у. е. сберегается. Если потребитель положит деньги в банк, это позволит ему на следующий год увеличить потребление на 18 000 * 1,1 = 19 800 у. е. Следовательно, во второй год потребление составит 120 000 + 19 800 = 139 800 у. е.

Ответ: 139800 у. е.

Задача 6

Постановка задачи: Допустим ежегодный доход потребителя 20 000 у. е. В первый год он потребляет 75 % своего дохода. Определите потребление первого и второго годов, если процентная ставка в экономике составляет 10 % годовых. Как оно изменится, если в первый год потребитель получит премию в размере 2000 у. е.?

Технология решения задачи: Потребление в первый год составляет: 20 000 * 0,75 = 15 000 у. е. Оставшаяся часть 5000 у. е. сберегается. Если потребитель положит деньги в банк, это позволит ему на следующий год увеличить потребление на 5000 * 1,1 = 5500 у. е. Следовательно, во второй год потребление составит 20 000 + 5500 = 25 500 у. е.

Премия, полученная в первый год, изменит потребление как первого, так и второго года:

С1 = (20 000 + 2000) * 0,75 = 16 500 у. е.

С2 = 20 000 + (22 000 - 16 500)* 1,1 = 26 050 у. е.

Следовательно, потребление первого года увеличится на 1500 у. е., второго – на 550 у. е.

Ответ: Первоначально потребление первого года составляло 15 000 у. е., второго 25 500 у. е. Премия позволила увеличить потребление первого года до 16 500 у. е. (на 1500 у. е.), второго – до 26 050 у. е. (на 550 у. е.).

Задача 7

Постановка задачи: Допустим ежегодный доход потребителя 30 000 у. е. В первый год он потребляет 80 % своего дохода. Определите потребление первого и второго годов, если процентная ставка в экономике составляет 8 % годовых и потребитель получил прибавку к зарплате во второй год в размере 3000 у. е.

Технология решения задачи: Потребление в первых год составляет: 30 000 * 0,8 = 24 000 у. е. Оставшаяся часть 6000 у. е. сберегается. Если потребитель положит деньги в банк, это позволит ему на следующий год увеличить потребление на 6000 * 1,1 = 6600 у. е. Следовательно, во второй год потребление составит 30 000 + 3000 + 6600 = 39 600 у. е.

Ответ: С1 =24 000 у. е., С2 = 39 600 у. е.

Задача 8

Постановка задачи: Потребитель имеет 10 000 $. Если он положит их в банк, то получит 11 500 $ через год. Инфляция составляет 8 %. Определите номинальную и реальную ставки процента в экономике.

Технология решения задачи: Надо найти доходность вклада в банк:

Это и будет номинальная ставка процента. Реальная ставка процента определяется из уравнения Фишера:

Ответ: номинальная ставка процента равна 15 %, реальная – 7 %.

Задача 9

Постановка задачи: Потребитель имеет 10 000 $. Если он положит их в банк, то получит 10 500 $ через год. Инфляция составляет 7 %. Определите, эффективно ли будет вложение в банк данной суммы денег?

Технология решения задачи: Надо определить реальную ставку процента:

5 % – 7 % = –2 %. Реальная ставка отрицательна, поэтому вложения в банк неэффективны.

Ответ: не эффективно.

Задача 10

Постановка задачи: Потребитель имеет вклад в банке, на который он планирует получить 600 у. е. через год, 400 у. е. через 3 года и 800 у. е. через 5 лет. Ставка процента в экономике 10 % годовых. Определите сегодняшнюю ценность будущих доходов потребителя.

Технология решения задачи: Чтобы получить текущую ценность будущих доходов потребителя, необходимо их дисконтировать:

Ответ: 1342,87 у. е.

Задачи на расчет земельной ренты, цены земли и арендной платы

Задача 11

Постановка задачи: Владелец земли, получающий 25 000 у. е. ежегодной ренты, решил её продать. Какова будет цена земли, если ставка банковского процента составляет 5 % в год.

Технология решения задачи: Цена земли определяется по формуле

Ответ: 500 000 у. е.

Задача 12

Постановка задачи: Определите, как изменится цена земли, если годовая земельная рента повысится с 2100 до 2800 $, а процентная ставка останется 7 % годовых.

Технология решения задачи: Цена земли определяется по формуле

Сначала цена земли была равна:

С ростом земельной ренты цена земли растет:

Следовательно, цена земли выросла на 10 000 $.

Ответ: увеличится с 30 000 до 40 000 $.

Задача 13

Постановка задачи: Земельный собственник со своего участка в 20 га ежегодно получает 30 000 у. е. земельной ренты. Процентная ставка увеличилась с 6 до 10 % в связи с пессимистическими ожиданиями экономических субъектов. Определите, выгодно ли продать этот участок в настоящее время?

Технология решения задачи: Надо найти, как изменится цена земли. Цена земли определяется по формуле

Цена земли упала, поэтому продавать землю невыгодно.

Ответ: невыгодно.

Задача 14

Постановка задачи: Спрос на землю в регионе описывается уравнением Qd = 1000 – 5R, где Q – площадь используемой земли, га; R – ставка ренты, тыс. у. е. за га. Площадь предлагаемой земли в регионе 800 га. Определите размер земельной ренты.

Технология решения задачи: Земельная рента определяется по равенству Qd = Qs:

1000 – 5R = 800; R = 40 тыс. у. е.

Ответ: 40 тыс. у. е.

Задача 15

Постановка задачи: Цена участка земли выросла с 20 000 до 30 000 у. е. Определите, как изменилась величина земельной ренты, если процентная ставка не изменилась, осталась равной 5 %.

Технология решения задачи: Цена земли определяется по формуле

Ответ: рента выросла с 1000 до 1500 у. е., т. е. в 1,5 раза.

Задача 16

Постановка задачи: За сданный в аренду участок землевладелец ежегодно получает 7000 у. е. арендной платы. На участке за счет заемных средств возведены постройки стоимостью 40 000 у. е. со сроком службы 20 лет. Определите земельную ренту, если банковский процент равен 5 %.

Технология решения задачи: Арендная плата включает в себя земельную ренту, амортизацию построек, процент на заемный капитал, отсюда:

Ответ: 3000 у. е.

Задача 17

Постановка задачи: На участке возведены постройки стоимостью 24 000 у. е., срок службы 8 лет. Арендатор пользуется машинами, механизмами, принадлежащими землевладельцу, стоимостью 15 000 у. е., срок службы которых 5 лет. Норма ссудного процента 10 %. Земельная рента составляет 3000 у. е. Определите арендную плату.

Технология решения задачи: Арендная плата включает в себя земельную ренту, амортизацию построек, процент на вложенный капитал.

(утв. Росземкадастром 17 февраля 2003 года)
(с изменениями от 18 апреля 2003 года)

Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Положением о проведении территориального землеустройства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396*.

* Собрание законодательства РФ, 10.06.2002, N 23, ст.2193.

2. В настоящих Методических рекомендациях дается описание состава и содержания работ, состава, содержания и оформления землеустроительной документации при проведении землеустройства в случаях:

1) изменения границ земельных участков;

2) восстановления границ земельных участков;

3) изъятия (выкупа) земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

4) перераспределения сельскохозяйственных угодий, используемых сельскохозяйственными организациями или находящихся в общей долевой собственности;

5) совершения гражданами или юридическими лицами сделок с земельными участками.

3. При образовании новых и упорядочении существующих земельных участков определяются:

1) местоположение границ земельных участков, в том числе ограниченных в использовании частей земельных участков;

2) варианты использования земель с учетом размера земельного участка, целевого назначения, разрешенного использования и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;

3) площади земельных участков и ограниченных в использовании частей земельных участков;

4) иные характеристики земель, необходимые для принятия решений собственниками земельных участков по их распоряжению.

4. Рекомендуется принимать во внимание, что работы по образованию новых и упорядочению существующих земельных участков, как правило, включают в себя два этапа:

1) составление проекта территориального землеустройства, его согласование и утверждение;

2) составление карты (плана) земельного участка по результатам установления границ земельного участка на местности и (или) съемки на местности частей земельного участка, занятых объектами недвижимости.

5. В зависимости от задания на выполнение работ (проведение землеустройства) землеустроительное дело может формироваться как по каждому этапу отдельно, так и одно на два этапа. Кроме того, каждый из этапов может выступать в качестве самостоятельного вида работ.

Задание подготавливается заказчиком или по его поручению подрядчиком на основе сведений государственного земельного кадастра о земельном участке (участках), предоставляемых в виде выписок в форме кадастровой карты (плана) земельного участка (территории), и утверждается заказчиком.

6. Рекомендуется принимать во внимание, что землеустроительное дело формируется в количестве не менее двух экземпляров. Один экземпляр землеустроительного дела в установленном порядке передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, а другой (другие) передается заказчику.

Составление проектов территориального землеустройства

7. При составлении проектов территориального землеустройства рекомендуется принимать во внимание, что:

7.1. Проект территориального землеустройства, как правило, содержит правовые, экономические, технические документы, включающие в себя расчеты, описание, проектные планы, в которых обосновываются и воспроизводятся в графической и текстовой форме мероприятия, реализация которых предусматривается при образовании новых и упорядочении существующих земельных участков.

При образовании новых и упорядочении существующих земельных участков проекты территориального землеустройства составляются в виде проектов границ земельных участков (вновь образуемых или упорядочиваемых земельных участков) и проектов перераспределения сельскохозяйственных угодий (на территории реорганизуемых или реорганизованных сельскохозяйственных организаций).

7.2. Проект территориального землеустройства составляется в соответствии с заданием на выполнение работ.

7.3. Составление проекта территориального землеустройства включает:

1) подготовительные работы;

2) составление проекта;

3) согласование проекта;

4) утверждение проекта;

5) формирование землеустроительного дела;

6) сдачу землеустроительного дела заказчику.

7.4. Подготовительные работы включают сбор и изучение сведений о земельных участках, содержащихся в государственном земельном кадастре, землеустроительной, градостроительной, лесоустроительной, геодезической, картографической и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.

7.5. В проекте территориального землеустройства, по результатам подготовительных работ и в соответствии с заданием на выполнение работ (на проектирование), решаются вопросы размещения земельных участков (участка), изменения или восстановления (упорядочения) границ земельных участков, перераспределения земель. В процессе проектирования рассматриваются возможные варианты проектных решений, проводится их обоснование и делается выбор наилучшего варианта. При этом учитывается следующее:

1) каждый земельный участок формируется по присущим только ему характеристикам: местоположение, целевое назначение земель, разрешенное использование, площадь, удостоверенные границы, ограничения в использовании земель, обременения правами иных лиц (сервитуты);

2) размер земельного участка устанавливается в соответствии с утвержденными в установленном порядке предельными размерами, нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией;

3) в общую площадь земельного участка под объектами недвижимости включается площадь, непосредственно занятая этими объектами, и площадь прилегающей территории, необходимая для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) конкретного объекта недвижимости в соответствии с установленными нормами;

4) в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метра). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута;

5) раздел земельного участка с целью образования новых самостоятельных земельных участков осуществляется таким образом, чтобы каждый вновь образуемый земельный участок мог использоваться в соответствии с разрешенным использованием без перевода его в состав земель иной категории за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) границы земельного участка устанавливаются в соответствии с требованиям эколого-ландшафтной организации территории;

7) не допускается изломанность проектируемых границ, если она не обусловлена существующими естественными или искусственными рубежами.

При составлении проектов территориального землеустройства на землях сельскохозяйственного назначения дополнительно учитывается следующее:

а) создаваемые организационно-территориальные условия должны обеспечивать рациональную и эффективную организацию сельскохозяйственного производства, сохранение почв и их плодородия, а также сохранение природной среды;

б) границы земельных участков, образуемых как для несельскохозяйственных нужд, так и для вновь формируемых сельскохозяйственных организаций, крестьянских фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств, устанавливаются с учетом их компактного размещения и, как правило, совмещаются с существующими границами полей севооборотов и рабочих участков, с естественными и (или) искусственными рубежами (реками, ручьями, каналами, лесополосами, дорогами и другими природными и созданными трудом человека объектами);

в) образование земельных участков на орошаемых или осушенных землях осуществляется на условиях, обеспечивающих функционирование мелиоративных систем.

7.6. Графическая часть проекта территориального землеустройства включает проектный план. Проектный план составляется на удобном для работы картографическом материале, на который предварительно нанесена информация, необходимая для принятия и обоснования проектных решений (границы существующих земельных участков, их кадастровые номера, границы охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель и т.п.).

7.7. Все проектные элементы (границы земельных участков, проезды или проходы, границы сервитутов), а также размеры земельных участков (площадь земельного участка, длины линий) и промеры, необходимые для определения местоположения проектных элементов на местности, отображаются на проектном плане красным цветом.

На полях проектного плана или в штампе указываются название проекта территориального землеустройства, объект (объекты) землеустройства, исполнитель работ и место для размещения реквизитов согласования и утверждения.

Используемые условные обозначения могут размещаться как на проектном плане, так и на отдельном листе.

7.8. Текстовая часть проекта территориального землеустройства включает пояснительную записку, ведомость вычисления площадей, материалы (документы), необходимые для обоснования принимаемых проектных решений при образовании нового земельного участка или упорядочении его границ.

7.9. Проектная документация брошюруется в том (тома). В начале тома дается оглавление (содержание). На обложке и титульном листе указываются название проекта территориального землеустройства, объект (объекты) землеустройства, исполнитель работ и место для размещения реквизитов согласования и утверждения. Допускается проектный план представлять в виде приложения и не брошюровать его вместе с другой проектной документацией.

7.10. Проекты территориального землеустройства согласовываются в установленном порядке.

Согласования представляются в виде писем или подписей на титульном листе и проектном плане, заверенных соответствующими печатями.

7.11. Проекты территориального землеустройства утверждаются собственниками земельных участков или уполномоченными ими лицами (землепользователями или землевладельцами земельных участков, на которых проводится землеустройство).

Подпись (подписи) утверждающего лица (лиц) ставится на проектный план и титульный лист проекта территориального землеустройства. Подписи юридических лиц заверяются печатью.

7.12. Материалы, полученные при составлении проекта территориального землеустройства, формируются в землеустроительное дело в следующей последовательности: титульный лист; оглавление; сведения государственного земельного кадастра о земельном участке (участках) в форме кадастровой карты (плана) земельного участка (территории); задание на выполнение работ; утвержденный проект; копии документов, удостоверяющих права на землю, или правоустанавливающих документов; письма с согласованиями проекта; извещения лицам, права которых могут быть затронуты при проведении землеустройства; копии доверенностей лиц, уполномоченных правообладателями земельных участков на участие в согласовании проектных решений; материалы подготовительных работ.

7.13. Подлинный экземпляр землеустроительного дела (содержащий подлинные исходные и созданные в процессе землеустройства документы) передается заказчику. Один экземпляр землеустроительного дела, сформированный из копий, заверенных исполнителем работ, передается в установленном порядке в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Составление карты (плана) земельного участка

8. При составлении карты (плана) земельного участка рекомендуется принимать во внимание, что:

8.1. Карта (план) земельного участка составляется на основе проекта территориального землеустройства и (или) сведений, содержащихся в кадастровой карте (плане) земельного участка (территории), с использованием сведений имеющегося картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных при съемке земельного участка и (или) при его межевании.

8.2. Составление карты (плана) земельного участка включает:

1) подготовительные работы;

2) установление на местности границ земельного участка;

3) съемку на местности частей земельного участка, занятых объектами недвижимости;

4) составление карты (плана) земельного участка;

5) формирование землеустроительного дела;

6) утверждение карты (плана) земельного участка и материалов межевания;

7) сдачу землеустроительного дела заказчику.

8.3. Подготовительные работы включают сбор и (или) изучение:

1) кадастровой карты (плана) земельного участка (территории);

2) документов, удостоверяющих права на землю (при их отсутствии - правоустанавливающих документов);

3) проекта территориального землеустройства и землеустроительной документации, связанной с перераспределением земель кадастрового квартала;

4) каталогов (списков) координат пунктов опорной межевой сети (ОМС);

5) градостроительной документации;

6) картографических материалов, материалов дистанционного зондирования, материалов инвентаризации земель и других материалов и документов, содержащих необходимую информацию для составления карты (плана) земельного участка;

7) адресов лиц, права которых могут быть затронуты при проведении землеустройства (правообладатели смежных земельных участков, правообладатели инженерных коммуникаций (электролинии, газопроводы, водопроводы и т.п.).

8.4. Полевое обследование территории земельного участка при проведении подготовительных работ включает выявление объектов недвижимости, состояния пунктов опорной межевой сети (ОМС). Результаты обследования отражаются в пояснительной записке.

8.5. При отсутствии сведений о наличии на территории земельного участка принадлежащих иным лицам инженерных коммуникаций и (или) их охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель, исполнитель работ направляет в соответствующие учреждения и организации письменные запросы о наличии и местоположении таких объектов и их зон. Если в течение 7 дней с момента получения запроса эти учреждения и организации не предоставляют запрошенную информацию или сообщают об ее отсутствии, то в пояснительной записке землеустроительного дела производится запись об отсутствии этих данных. Второй экземпляр запроса включается в землеустроительное дело.

8.6. Установление на местности границ земельного участка проводится при межевании земельного участка в соответствии с техническими условиями и требованиями проведения межевания, утвержденными Росземкадастром.

Прокурор Белгородской области обратился в суд с заявлением об оспаривании п. 3 ч. 2 ст. 3 Закона Белгородской области ссылаясь на то, что оспариваемая норма противоречит положениям ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права многодетных семей на бесплатное приобретение земельного участка в собственность.

Решением Белгородского областного суда от 24.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Отказывая в удовлетворении апелляционного представления прокурора Белгородской области, Верховный Суд Российской Федерации исходил из следующего.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (под. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы ст. 28 ЗК РФ, согласно п. 2 которой предоставление таких земельных участков в собственность осуществляется за плату.

Таким образом, федеральный законодатель предоставил полномочия по определению оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли законодателю субъекта Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемая норма принята законодательным органом субъекта РФ в пределах предоставленных полномочий и не противоречит положениям федерального законодательства и не содержит каких-либо ограничений в установлении порядка предоставления земельных участков многодетным семьям бесплатно.

Поскольку в ЗК РФ отсутствуют обязательные предписания о порядке предоставления бесплатно земельных участков многодетным гражданам на основании п. 2 ст. 28 ЗК РФ, суд правомерно сделал вывод о том, что установление в оспариваемом региональном нормативном правовом акте указанных условий являются элементами порядка предоставления земельного участка указанной категории граждан бесплатно.

Довод апелляционного представления о том, что оспариваемая норма лишает возможности бесплатного получения участков тех граждан, кто ранее приобрел земельные участки у организаций (участником, акционером) которых является Белгородская область или муниципальное образование, и осуществляет строительство на данных участках и создает неравные условия в получении льготы для граждан одной социальной категории, основан на произвольном толковании норм и не может повлечь отмену обжалуемого судебного постановления (определение Верховного Суда РФ от 21.05.2014 № 57-АПГ14-1).

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации

9 июля 2014, 10:51

Определение оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям является прерогативой законодателя субъекта Российской Федерации

Прокурор Белгородской области обратился в суд с заявлением об оспаривании п. 3 ч. 2 ст. 3 Закона Белгородской области ссылаясь на то, что оспариваемая норма противоречит положениям ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права многодетных семей на бесплатное приобретение земельного участка в собственность.

Решением Белгородского областного суда от 24.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Отказывая в удовлетворении апелляционного представления прокурора Белгородской области, Верховный Суд Российской Федерации исходил из следующего.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (под. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы ст. 28 ЗК РФ, согласно п. 2 которой предоставление таких земельных участков в собственность осуществляется за плату.

Таким образом, федеральный законодатель предоставил полномочия по определению оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли законодателю субъекта Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемая норма принята законодательным органом субъекта РФ в пределах предоставленных полномочий и не противоречит положениям федерального законодательства и не содержит каких-либо ограничений в установлении порядка предоставления земельных участков многодетным семьям бесплатно.

Поскольку в ЗК РФ отсутствуют обязательные предписания о порядке предоставления бесплатно земельных участков многодетным гражданам на основании п. 2 ст. 28 ЗК РФ, суд правомерно сделал вывод о том, что установление в оспариваемом региональном нормативном правовом акте указанных условий являются элементами порядка предоставления земельного участка указанной категории граждан бесплатно.

Довод апелляционного представления о том, что оспариваемая норма лишает возможности бесплатного получения участков тех граждан, кто ранее приобрел земельные участки у организаций (участником, акционером) которых является Белгородская область или муниципальное образование, и осуществляет строительство на данных участках и создает неравные условия в получении льготы для граждан одной социальной категории, основан на произвольном толковании норм и не может повлечь отмену обжалуемого судебного постановления (определение Верховного Суда РФ от 21.05.2014 № 57-АПГ14-1).

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Прокурор Белгородской области обратился в суд с заявлением об оспаривании п. 3 ч. 2 ст. 3 Закона Белгородской области ссылаясь на то, что оспариваемая норма противоречит положениям ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права многодетных семей на бесплатное приобретение земельного участка в собственность.

Решением Белгородского областного суда от 24.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Отказывая в удовлетворении апелляционного представления прокурора Белгородской области, Верховный Суд Российской Федерации исходил из следующего.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (под. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы ст. 28 ЗК РФ, согласно п. 2 которой предоставление таких земельных участков в собственность осуществляется за плату.

Таким образом, федеральный законодатель предоставил полномочия по определению оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли законодателю субъекта Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемая норма принята законодательным органом субъекта РФ в пределах предоставленных полномочий и не противоречит положениям федерального законодательства и не содержит каких-либо ограничений в установлении порядка предоставления земельных участков многодетным семьям бесплатно.

Поскольку в ЗК РФ отсутствуют обязательные предписания о порядке предоставления бесплатно земельных участков многодетным гражданам на основании п. 2 ст. 28 ЗК РФ, суд правомерно сделал вывод о том, что установление в оспариваемом региональном нормативном правовом акте указанных условий являются элементами порядка предоставления земельного участка указанной категории граждан бесплатно.

Довод апелляционного представления о том, что оспариваемая норма лишает возможности бесплатного получения участков тех граждан, кто ранее приобрел земельные участки у организаций (участником, акционером) которых является Белгородская область или муниципальное образование, и осуществляет строительство на данных участках и создает неравные условия в получении льготы для граждан одной социальной категории, основан на произвольном толковании норм и не может повлечь отмену обжалуемого судебного постановления (определение Верховного Суда РФ от 21.05.2014 № 57-АПГ14-1).

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации

9 июля 2014, 10:51

Определение оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям является прерогативой законодателя субъекта Российской Федерации

Прокурор Белгородской области обратился в суд с заявлением об оспаривании п. 3 ч. 2 ст. 3 Закона Белгородской области ссылаясь на то, что оспариваемая норма противоречит положениям ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права многодетных семей на бесплатное приобретение земельного участка в собственность.

Решением Белгородского областного суда от 24.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Отказывая в удовлетворении апелляционного представления прокурора Белгородской области, Верховный Суд Российской Федерации исходил из следующего.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (под. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы ст. 28 ЗК РФ, согласно п. 2 которой предоставление таких земельных участков в собственность осуществляется за плату.

Таким образом, федеральный законодатель предоставил полномочия по определению оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли законодателю субъекта Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемая норма принята законодательным органом субъекта РФ в пределах предоставленных полномочий и не противоречит положениям федерального законодательства и не содержит каких-либо ограничений в установлении порядка предоставления земельных участков многодетным семьям бесплатно.

Поскольку в ЗК РФ отсутствуют обязательные предписания о порядке предоставления бесплатно земельных участков многодетным гражданам на основании п. 2 ст. 28 ЗК РФ, суд правомерно сделал вывод о том, что установление в оспариваемом региональном нормативном правовом акте указанных условий являются элементами порядка предоставления земельного участка указанной категории граждан бесплатно.

Довод апелляционного представления о том, что оспариваемая норма лишает возможности бесплатного получения участков тех граждан, кто ранее приобрел земельные участки у организаций (участником, акционером) которых является Белгородская область или муниципальное образование, и осуществляет строительство на данных участках и создает неравные условия в получении льготы для граждан одной социальной категории, основан на произвольном толковании норм и не может повлечь отмену обжалуемого судебного постановления (определение Верховного Суда РФ от 21.05.2014 № 57-АПГ14-1).

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Читайте также: