За счет каких средств финансируются расходы по оценке муниципальной собственности

Обновлено: 01.05.2024

Финансирование закупок — это выделение средств на госзаказ из бюджетов разных уровней. Заказчики также используют и внебюджетные средства, то есть деньги от ведения предпринимательской деятельности и безвозмездные поступления.

Какие средства идут на закупки по ФЗ-44

Государственные закупки в рамках Федеральной контрактной системы — целевые. Это значит, что ведутся закупки на деньги, выделенные на определенные цели: заказчик не вправе потратить целевое финансирование на иные потребности.

Все трансферты бюджета строго контролируются. На стадии планирования проводится финансовый контроль: казначейство проверяет планы-графики, сверяет источник финансирования закупки по 44-ФЗ по смете или ПФХД, лимиты бюджетных обязательств и финансовые объемы, которые организация заложила на заказ.

Исполнение госзаказа и целевое использование денег проверяют другие контролирующие органы — счетная палата, контрольно-ревизионное управление, распорядители бюджета. РБС и ГРБС устанавливают, как правильно распоряжаться деньгами от госконтрактов, на региональном и муниципальном уровне и доводят локальные нормативы до подведомственных учреждений.

Следите за изменениями в закупках с помощью КонсультантПлюс!


В БК РФ и Федеральной контрактной системе указано, какие источники финансирования используются при государственных закупках по закону №44 (ст. 6 БК РФ, ст. 15 44-ФЗ):

  • бюджетные;
  • внебюджетные;
  • иные.

К бюджетным средствам относятся трансферты из федерального, регионального и местного бюджета. Субсидирование госзакупок ведется из доходов бюджета. В нормативах БК РФ разъясняется, получение госзаказа — внутренний или внешний источник финансирования: внешний, т. к. деньги на госзакупки выделяют из федеральных субсидий или местных бюджетов.

Где размещены бюджетные средства

Организации проводят субсидированные закупки не за счет налогоплательщиков. Налоговые поступления — это не основной источник бюджетного дохода. Кроме налогов, доходную часть формируют неналоговые доходы (внешнеэкономическая деятельность, использование государственного имущества, продажа активов) и безвозмездные поступления. Все эти деньги перераспределяются в равных долях и формируют расходную часть бюджета РФ. В целом на госзакупки отправляется не больше 7% всех расходов.


На поступления из бюджета госзаказчики проводят закупки. Вот куда обычно отдел закупа переводит деньги — поставщикам, которых определили по результатам конкурентных процедур и с которыми подписали контракт (в том числе и единственным поставщикам).

Кроме денег из бюджета, для заказов по закону №44 используют и внебюджет. В ст. 15 закона №44 закреплено, как по 44-ФЗ работать с внебюджетными средствами:

  1. Разместить положение о закупке не позже 15 дней с момента утверждения и закупать по ФЗ-223.
  2. Если не разместили положение, закупать по нормам ФЗ-44, но за внебюджетные деньги.

Кроме того, заказчики используют для госзакупок по ФЗ-44 иные внебюджетные средства — деньги внебюджетных фондов (ФФОМС), субвенции на конкретные цели, гранты (ч. 1 ст. 15 44-ФЗ).

За счет чего проводятся заказы по ФЗ-223

Обычно если источники финансирования в договоре — внебюджетные средства, то соглашение заключили по ФЗ-223 (исключения — в ст. 15 закона №44). Закон о закупках отдельными видами юридических лиц предусматривает осуществление заказов за счет собственных средств организации. Если заказчик разместил положение в ЕИС, он использует внебюджетные деньги только по ФЗ-223.

Основной источник финансирования по 223-ФЗ — это поступления от предпринимательской и приносящей доход деятельности. Во внебюджете учитывается оплата услуг и безвозмездные поступления, пожертвования. Эти средства отражаются в плане финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) и распределяются на госзакупки наравне с трансфертами из бюджета.

Закупочная деятельность отдельными видами юридических лиц ведется только за счет внебюджетных средств: бюджетные деньги по 223-ФЗ не используются.

Об авторе этой статьи

Александра Задорожнева Бухгалтер, эксперт проекта Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.

Источники финансирования капитальных вложений — это ресурсы, за счет которых производится расходование средств на нужды бюджетных, государственных и муниципальных учреждений. Как финансируются капитальные вложении в рамках федеральной контрактной системы, расскажем в нашей статье.

Что представляют собой источники финансирования капвложений

Источники финансирования (ИФ) — это различные фонды и поступления денежных средств из различных потоков, направленные на реализацию целевых задач и ведение финансово-хозяйственной деятельности организации.

Основные виды источников финансирования можно представить в следующих группах:

  1. Собственные финансы и внутрихозяйственные резервы предприятия.
  2. Займы, кредиты, ссуды.
  3. Привлеченные инвестиции, в том числе и иностранные.
  4. Средства государственных, федеральных, муниципальных (местных) бюджетов.
  5. Внебюджетные фонды.

Характеристика источников финансирования капитальных вложений определяется в зависимости от отраслевой принадлежности организации. К примеру, источники финансирования здравоохранения в совокупности представляют собой следующие средства:

  • бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов;
  • ОМС и добровольное медицинское страхование;
  • целевых фондов, направленных на охрану здоровья населения;
  • доходы организаций здравоохранения;
  • добровольные взносы и пожертвования физических и юридических лиц.

Основной источник финансирования бюджетного учреждения — средства бюджетов разных уровней. Это денежные потоки, рассчитанные для каждой организации на основе нормативов. Нормативные затраты исчисляются из расчетной единицы (обучение 1 ученика, лечение 1 больного) и направлены на достижение конечных результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Внебюджетные источники финансирования — это дополнительные фонды поступления денежных средств, получаемые вне бюджета. К ним относятся заработанные и незаработанные доходы: от предпринимательской деятельности, аренды имущества, доходность от ценных бумаг, добровольные пожертвования и прочие.

Теперь разберемся, как определяется стоимость источника финансирования, что это такое? Под стоимостью ИФ понимают процентное отношение сумм выплат, которые необходимо заплатить по каждому виду финансового ресурса в определенный промежуток времени. Проще говоря, это годовая процентная ставка за использование привлекаемых фондов.

Источники финансирования и закупочная деятельность

В настоящее время все предприятия, которые финансируются за счет бюджета, обязаны проводить закупки по нормам 44-ФЗ. К таким организациям относятся:

  1. Бюджетные, автономные, казенные учреждения.
  2. Федеральные государственные унитарные предприятия в части закупок для защиты прав, безопасности граждан РФ, а также гособоронзаказа.
  3. Юридические лица с полным государственным участием в части закупок за счет государственного субсидирования для целей капитального строительства и приобретения недвижимости.
  4. Государственные и публично-правовые компании. Для субсидированных заказов государственных корпораций на приобретение недвижимости и взносы в уставный капитал.
  5. Все юридические лица, закупающие объекты недвижимости и осуществляющие взносы на уставный капитал за счет бюджетных финансов.

Закупки на капитальные вложения автономных учреждений и унитарных предприятий, финансирующихся за счет бюджета, должны проводиться по общим правилам и нормативам, установленным 44-ФЗ.

Для автономных учреждений действуют положения ч. 4 ст. 15 44-ФЗ, в которой указано, что для госзаказа по капитальным вложениям АУ действует порядок, установленный в п. 1-3 ч. 1 ст. 1 44-ФЗ. Таким образом, автономная организация, финансируемая из бюджетов различных уровней, должна соблюдать нормы 44-ФЗ в части планирования, определения поставщиков, заключения договоров, а также мониторинга и аудита в области госзакупок.

При этом заключение контракта с единственным поставщиком для заказов по ч. 4 ст. 15 44-ФЗ — это нарушение принципов конкурентных закупок.

Что считается капитальным вложением в объекты государственной и муниципальной собственности

В том случае, если автономные учреждения осуществляют свою деятельность на основании государственного (муниципального) задания, то они финансируются из бюджетных денежных потоков. Следовательно, для закупок по нормам ч. 4 ст. 15 44-ФЗ и дальнейшего учета объектов госсобственности надлежит руководствоваться действующим бюджетным законодательством — ст. 78.2 и ст. 79 БК РФ. В них указано, что капитальные вложения в объекты государственной, муниципальной собственности допускаются только в следующих случаях:

  • при строительстве и реконструкции;
  • при покупке объектов капитального строительства.

Затраты на вышеуказанные цели должны осуществляться в соответствии с ч. 4 ст. 15 44-ФЗ. Если бюджетное субсидирование автономного учреждения производится согласно ст. 78.1 БК РФ (капремонт объектов, закупка различных основных средств), то закупочный процесс надлежит проводить по нормам 223-ФЗ.

Задорожнева Александра

По концессионному соглашению концедент (публично-правовое образование) передает концессионеру права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, в то время как право собственности остаётся принадлежать концеденту.

Согласно общим правилам, закрепленным в абз. 1 п. 1 ст. 256 НК РФ, амортизируемым имуществом для целей налога на прибыль, признается имущество, находящееся у налогоплательщика на праве собственности.

Однако абз. 6 п. 1 ст. 256 НК РФ из общего правила предусматривает исключение, согласно которому амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества или созданное в соответствии с законодательством РФ об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг или законодательством о концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения или концессионного соглашения.

При этом в соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 257 НК РФ, амортизация полученных концессионером объектов исчисляется исходя из первоначальной стоимости, которая определяется как рыночная стоимость такого имущества, определенная на момент его получения и увеличенная на сумму расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и доведение такого имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим Кодексом.

Между тем в практике возникают разногласия по поводу начислений концессионеру сумм налога на прибыль ввиду непринятия расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой прибыли в виде начисленной амортизации по имуществу, полученному в рамках концессионного соглашения, исходя из первоначальной стоимости такого имущества на момент его получения. В частности, когда переданные по концессионному соглашению объекты ранее были созданы за счёт бюджетных средств.

Правовым основанием для таких разногласий служат положения пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ, исходя из буквального толкования которых, не подлежит амортизации имущество при условии его создания (приобретения) за счет бюджетных средств целевого финансирования.

Подходы к применению положений пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ как к основанию для доначисления налога на прибыль организаций были сформированы в судебной практике. Так, например, фактические обстоятельства дела № А56-7181/2017[1]показывают, что на балансе налогоплательщика находятся транспортные средства, приобретенные за счет средств областного бюджета и переданные предприятию в хозяйственное ведение. Предприятие начисляло амортизацию по данным объектам основных средств и относило её в состав расходов по налогу на прибыль организаций.

Заметим, что амортизация имущества, полученного унитарным предприятием от собственника в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит у унитарного предприятия, которое как и концессионер, не является собственником полученного имущества (абз. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Однако допустимо ли распространять практику применения пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ, сформированную в отношении унитарных предприятий, на концессионера, когда последний получил объекты, ранее созданные за счёт бюджетных средств? Может ли концессионер в такой ситуации первоначальную стоимость полученного имущества для целей расчета амортизации определять именно исходя из его рыночной стоимости на момент получения? Иначе говоря, поставлена ли реализация права, предоставленного абз. 6 п. 1 ст. 256 НК РФ концессионеру, в зависимость от того, за счёт каких источников ранее был создан объект, переданный концессионеру?

Для ответа на эти вопросы необходимо обратиться к мотивам законодателя, предоставившего право начислять амортизацию, учитываемую в целях налогообложения, концессионеру (абз. 6 п. 1 ст. 256 НК РФ), который не является собственником объекта концессии и не понес расходов на его создание или приобретение.

Обратим внимание, что в абз. 6 п. 1 ст. 256 НК РФ речь идет также об учете амортизации в отношении имущества, полученного инвестором. В этой связи, оценивая цели предоставления концессионеру права начислять амортизацию, следует учитывать, что аналогичное право ранее было предоставлено организации-инвестору в отношении имущества, полученного от собственника в соответствии с законодательством РФ об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг (абз. 3 п. 1 ст. 256 НК РФ).

Обратимся к экономическому обоснованию налогообложения при введении в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 20.08.2004 № 110-ФЗ нормы абз. 3 п. 1 ст. 256 НК РФ, вступившей в силу 01.01.2005 г. В пояснительной записке к проекту Федерального закона от 20.08.2004 г. № 110-ФЗ (законопроект № 51717-4)[3]сказано, что учёт в составе расходов организации-инвестора амортизационных отчислений, начисляемых на переданное в пользование государственное и муниципальное имущество, напрямую влияет на результаты хозяйственной деятельности данной организации и сказывается положительно на общем размере устанавливаемых тарифов и сроке окупаемости привлеченных инвестиций. Из пояснительной записки усматривается мотив предоставления законодателем права инвестору уменьшить налогооблагаемую прибыль за счёта учёта в составе расходов амортизационных отчислений - недопущение роста тарифов на коммунальные услуги за счет снижения налоговой нагрузки инвестора.

Вместе с тем в финансово-экономическом обосновании проекта закона указывается, что принятие закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, поскольку в настоящее время объекты, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, управляются практически исключительно государственными или муниципальными унитарными предприятиями, которые начисляют амортизацию в структуре своих затрат. Следовательно, включение амортизации на государственное и муниципальное имущество в структуру себестоимости организаций, управляющих этим имуществом на основании соответствующих инвестиционных соглашений, не приведет к изменению общих доходов бюджетов и сформирует равные конкурентные условия по управлению государственным и муниципальным имуществом для организаций различной формы собственности.

При таком подходе формируются равные конкурентные условия для предприятий различных организационно-правовых форм. Обратное ставит государственные или муниципальные унитарные предприятия в преимущественное положение перед частными инвесторами.

Предоставление концессионерам права, предусмотренного абз. 6 п. 1 ст. 256 НК РФ, преследовало цель компенсировать расходы концессионера на поддержание имущества, находящегося в публичной собственности, в работоспособном состоянии, а также сократить сроки окупаемости инвестиций за счет использования данного имущества. Отсутствие указанного права у концессионера, с высокой долей вероятности, повлияло бы на рост тарифов для потребителей.

Таким образом, прослеживаются мотивы законодателя предоставить концессионеру право уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на сумму амортизации объектов, полученных от концедента по концессионным соглашениям. Вместе с тем такие экономические мотивы законодателя являются последовательными.

Так, при введении нормы абз. 10 п. 1 ст. 257 НК РФ из Заключения ответственного комитета (Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму) на проект федерального закона N 391871-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О концессионных соглашениях"[4] следует, что в целях расширения практики применения концессионных соглашений законопроект необходимо дополнить нормами, регулирующими особенности налогообложения концессионера при реализации концессионного соглашения, в том числе уточнить нормы ст. 256 Налогового кодекса, регулирующие порядок начисления амортизации на имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению.

Поэтому законодатель, вводя специальные нормы в п. 1 ст. 257 НК РФ (абз. 10), также преследовал цель предоставить концессионеру право уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на сумму расходов на амортизацию объектов, полученных от концедента по концессионным соглашениям исходя из первоначальной стоимости.

Таким образом, положения абз. 6 п. 1 ст. 256 НК РФ и абз. 10 п. 1 статьи 257 НК РФ, являясь специальными по отношению к пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ, предоставляют концессионеру право начислять амортизацию в отношении полученных объектов концессии вне зависимости от каких-либо дополнительных условий исходя из первоначальной стоимости, определяемой как их рыночная стоимость.

Экономическое содержание концессионных соглашений для концессионера и, как следствие, тарифы для потребителей в отношении услуг оказываемых концессионером, не могут ставиться в зависимость от основания, по которому объект, передаваемый в последующем в концессию, был получен в собственность публично-правовым образованием (т.е. за счёт каких средств был создан ранее).

Распространение действия нормы пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ на полученные от концедента объекты концессионных соглашений ставит в неравное положение концессионеров, получающих имущество, созданное ранее концедентом за счет средств целевого бюджетного финансирования, и концессионеров, получающих объекты, созданные (полученные) концедентом за счет других источников. В то время как концессионеру не всегда может быть известна информация об источниках, за счёт которых был создан полученный им объект концессионного соглашения.

Кроме того в пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ буквально идёт речь именно о приобретении или создании имущества самим налогоплательщиком за счёт бюджетных средств целевого финансирования. Однако в анализируемой ситуации концессионер имущество за счёт бюджетных средств не приобретает и не создает, а получает его во временное владение и пользование.

Попытки ограничить анализируемое право концессионера посредством применения положений пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ к переданным объектам, которые ранее создавались за счёт средств целевого бюджетного финансирования, могут привести к дестимулированию привлечения частных инвестиций в имущество казны, а также способствовать росту тарифов.

Действительно концессионер и унитарное предприятие начисляют амортизацию в отношении имущества, которое им не принадлежит на праве собственности, однако владение объектами недвижимости на праве хозяйственного ведения или оперативного управления отличается от владения на основании концессионного соглашения, что исключает возможность применения к рассматриваемым ситуациям одного правового подхода.

Унитарное предприятие, в отличие от концессионера, получает имущество не для целей его реконструкции (модернизации). Поэтому и экономические мотивы предоставления права начислять амортизацию унитарному предприятию и концессионеру являются различными.

По своей сути право начислять амортизацию по имуществу, полученному на основании концессионного соглашения, является налоговой льготой, направленной на стимулирование частных инвестиций в инфраструктурные проекты, а право начисления амортизации унитарным предприятием по объектам, полученным от собственника, обусловлено корпоративными отношениями.

На основании изложенного, реализация права, предоставленного абз. 6 п. 1 ст. 256 НК РФ концессионеру, по учёту амортизации имущества исходя из его первоначальной стоимости, которая определяется как рыночная стоимость такого имущества на момент его получения, не может быть поставлена, в зависимость от того, за счёт каких источников ранее был создан объект, переданный концессионеру.

К отношениям по концессии норма пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ может применяться лишь к новым объектам в случае, если концессионер осуществлял строительство (реконструкцию) объектов частично за счет средств бюджетного финансирования. Данный подход также был изложен в п. 4 письма Министерства финансов РФ от 27.03.2009 г. № 03-03-05/51, согласно которой если в ходе реализации концессионного соглашения в соответствии с условиями такого соглашения объекты амортизируемого имущества полностью или частично созданы за счет средств целевого бюджетного финансирования (не включаемых в состав доходов организации, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль), то суммы начисленной амортизации в отношении таких объектов (или их части) не отвечают базовому определению расходов, данному в статье 252 НК РФ, и не могут быть учтены в составе расходов организации.

Жукунова А. Л.

Разложим по полочкам учет имущества у арендодателя. И предложим решение в сложных ситуациях трактовки стандарта.

Могут ли учреждения сдавать в аренду недвижимое имущество?

Учреждения могут сдавать в аренду нежилые помещения, принадлежащие им на праве оперативного управления, при соблюдении определенных условий. Это следует из нормы Гражданского кодекса.

Так как собственником недвижимого имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, является учредитель, то только с его согласия учреждения могут распоряжаться имуществом:

  • бюджетным и автономным учреждениям согласие собственника имущества требуется на распоряжение недвижимым и особо ценным движимым имуществом (п. 2 и 3 ст. 298 ГК РФ);
  • автономные учреждения не нуждаются в согласии собственника на распоряжение недвижимым имуществом, приобретенным на средства от приносящей доход деятельности (п. 2 ст. 298 ГК РФ);
  • казенным учреждениям на распоряжение имуществом требуется согласия собственника всегда (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Перечисленные нормы можно применять при передаче имущества в аренду. Следовательно, чтобы сдать в аренду помещение, учреждению необходимо получить разрешение учредителя. И выполнить еще одно условие: отразить такую деятельность в своих учредительных документах.

На основании статьи 298 ГК РФ доходы, полученные от сдачи в аренду зданий и помещений, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного и автономного учреждения.

Доходы, полученные от такой деятельности казенного учреждения, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Как вели учет сдаваемого в аренду помещение до вступления в силу стандарта Аренда?

С 1 января 2018 года бухгалтеры учреждений госсектора столкнулись с трудностями учета. Найдем правильное решение.

1. Как определить тип аренды?

  • Объекты учета операционной аренды.
  • Объекты учета финансовой (неоперационной) аренды.

Сдаваемое в аренду помещение отнесем к операционной аренде, если:

  • срок пользования имущества меньше и несопоставим с оставшимся сроком полезного использования передаваемого в пользование имущества, указанным при его предоставлении. Например, сдаете в аренду здание на три года, а после окончания договора аренды срок его полезного использования — 25 лет;
  • на дату подписания договора аренды общая сумма арендной платы ниже и несопоставима со справедливой стоимостью передаваемого в пользование имущества на дату классификации объектов учета аренды. Например, по договору аренды тира общая сумма платежей за три года составит 360 000 ₽, а справедливая, т.е. рыночная стоимость этого здания — 20 млн ₽.

Перечисленные признаки по отдельности или вместе являются основанием для классификации объектов учета аренды в качестве объектов учета операционной аренды.

По мнению Минфина России в письме от 13.01.2017 № 02-07-07/83464, срок полезного использования — это не оставшийся срок амортизации передаваемого здания. Осуществлять указанное сопоставление на основе оставшегося срока амортизации передаваемого объекта аренды некорректно.

Срок полезного использования объекта учета аренды — это срок, в течение которого предусматривается, что учреждение-собственник имущества в своей деятельности будет пользоваться имуществом и дальше, после окончания договора аренды, в тех целях, ради которых он получен. В целях получения экономических выгод или полезного потенциала, связанных с пользованием объектом учета аренды.

Операционная аренда — это наиболее распространенный вид аренды, когда имущество сдают на значительно меньший отрезок времени, чем установленный срок его полезного использования. По этой причине арендные платежи меньше полной стоимости такого имущества.

Такие договоры учреждения заключают чаще всего, по новому стандарту их относят к объектам учета операционной аренды:

  • договоры, по которым есть арендная плата, но нет выкупной стоимости;
  • договоры, в которых есть условие о возврате имущества после окончания срока в условиях годности к дальнейшей эксплуатации.

Если в договоре есть условие операционной аренды и одно или несколько условий финансовой аренды, то договор считают договором финансовой аренды.

Не относят к договорам операционной аренды и являются финансовой арендой:

  • договоры лизинга вне зависимости от того, кто является балансодержателем по договору;
  • договоры с правом выкупа;
  • договоры безвозмездного, бессрочного пользования.
  • подписан договор аренды;
  • приняты обязательства по пользованию и содержанию имущества. Даже если нет договора, но есть расходы по содержанию имущества — начинаются арендные отношения.

3. Как перейти на учет аренды по новому стандарту?

Пример: бюджетное учреждение, общеобразовательная школа, имеет на балансе здание тира, владеет им на праве оперативного управления.

С 1 января 2017 года по согласованию с учредителем школа передает здание тира в пользование коммерческой организации. Договор аренды заключен на три года. Арендный платеж составляет 10 000 ₽ в месяц. Арендодатель возмещает расходы учреждения по коммунальным платежам. В договоре есть условие о возврате арендатором здания тира после окончания срока в условиях годности к дальнейшей эксплуатации. Бюджетное учреждение предполагает использовать этот актив в дальнейшей хозяйственной деятельности.

4. Как вести учет по договору операционной аренды в течение года?

Операции по учету, которые возникают ежемесячно в период действия договора аренды:

  1. Признаны доходы по операционной аренде доходами текущего финансового года (в сумме ежемесячного платежа):
    Дебет 2 401 40 121 Кредит 2 401 10 121
  2. Начислен НДС по доходам от сдачи имущества в аренду:
    Дебет 2 401 10 121 Кредит 2 303 04 730
  3. Начислены коммунальные расходы по сданному в аренду имуществу:
    Дебет 2 401 20 223 Кредит 2 302 23 730
  4. Начислены доходы от возмещения коммунальных услуг (по условным арендным платежам):
    Дебет 2 205 35 560 Кредит 2 401 10 135
  5. Получены денежные средства за аренду тира:
    Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 21 660
  6. Получены денежные средства на компенсацию коммунальных расходов:
    Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 35 660

Учет доходов по условным арендным платежам комментирует Александр Опальский:

Уменьшение показателя по счету 0 20521 000 надо отражать ежемесячно проводкой:

Дебет 2 20111 510 Кредит 2 20521 660 — получены денежных средства за аренду имущества (ежемесячно или по графику платежей).

Таким образом пользователи бюджетной бухгалтерской отчетности получат достоверную информацию о размере доходов учреждения от арендной платы за сданное имущество.

5. Что делать, когда закончится срок действия договора аренды?

Арендодателю нужно списать с 25 забалансового счета балансовую стоимость здания по окончании договора аренды. Одновременно в инвентарной карточке учета нефинансовых активов ф. 0504031 — отразить изменение данных о лице, ответственном за сохранность объекта, и сведения о местонахождении возвращенного объекта.

  • счета в рабочем плане счетов для отражения объектов учета аренды;
  • применяемые способы амортизации относительно объектов учета аренды;
  • особенности применения первичных учетных документов при отражении операций по объектам учета аренды, в том числе при изменении их стоимостных оценок в бухгалтерском учете;
  • порядок проведения инвентаризации объектов учета аренды.

Повышение квалификации для бухгалтера учреждения госсектора. Дистанционное обучение в Контур.Школе.

Жукунова А. Л.

Разложим по полочкам учет имущества у арендодателя. И предложим решение в сложных ситуациях трактовки стандарта.

Могут ли учреждения сдавать в аренду недвижимое имущество?

Учреждения могут сдавать в аренду нежилые помещения, принадлежащие им на праве оперативного управления, при соблюдении определенных условий. Это следует из нормы Гражданского кодекса.

Так как собственником недвижимого имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, является учредитель, то только с его согласия учреждения могут распоряжаться имуществом:

  • бюджетным и автономным учреждениям согласие собственника имущества требуется на распоряжение недвижимым и особо ценным движимым имуществом (п. 2 и 3 ст. 298 ГК РФ);
  • автономные учреждения не нуждаются в согласии собственника на распоряжение недвижимым имуществом, приобретенным на средства от приносящей доход деятельности (п. 2 ст. 298 ГК РФ);
  • казенным учреждениям на распоряжение имуществом требуется согласия собственника всегда (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Перечисленные нормы можно применять при передаче имущества в аренду. Следовательно, чтобы сдать в аренду помещение, учреждению необходимо получить разрешение учредителя. И выполнить еще одно условие: отразить такую деятельность в своих учредительных документах.

На основании статьи 298 ГК РФ доходы, полученные от сдачи в аренду зданий и помещений, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного и автономного учреждения.

Доходы, полученные от такой деятельности казенного учреждения, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Как вели учет сдаваемого в аренду помещение до вступления в силу стандарта Аренда?

С 1 января 2018 года бухгалтеры учреждений госсектора столкнулись с трудностями учета. Найдем правильное решение.

1. Как определить тип аренды?

  • Объекты учета операционной аренды.
  • Объекты учета финансовой (неоперационной) аренды.

Сдаваемое в аренду помещение отнесем к операционной аренде, если:

  • срок пользования имущества меньше и несопоставим с оставшимся сроком полезного использования передаваемого в пользование имущества, указанным при его предоставлении. Например, сдаете в аренду здание на три года, а после окончания договора аренды срок его полезного использования — 25 лет;
  • на дату подписания договора аренды общая сумма арендной платы ниже и несопоставима со справедливой стоимостью передаваемого в пользование имущества на дату классификации объектов учета аренды. Например, по договору аренды тира общая сумма платежей за три года составит 360 000 ₽, а справедливая, т.е. рыночная стоимость этого здания — 20 млн ₽.

Перечисленные признаки по отдельности или вместе являются основанием для классификации объектов учета аренды в качестве объектов учета операционной аренды.

По мнению Минфина России в письме от 13.01.2017 № 02-07-07/83464, срок полезного использования — это не оставшийся срок амортизации передаваемого здания. Осуществлять указанное сопоставление на основе оставшегося срока амортизации передаваемого объекта аренды некорректно.

Срок полезного использования объекта учета аренды — это срок, в течение которого предусматривается, что учреждение-собственник имущества в своей деятельности будет пользоваться имуществом и дальше, после окончания договора аренды, в тех целях, ради которых он получен. В целях получения экономических выгод или полезного потенциала, связанных с пользованием объектом учета аренды.

Операционная аренда — это наиболее распространенный вид аренды, когда имущество сдают на значительно меньший отрезок времени, чем установленный срок его полезного использования. По этой причине арендные платежи меньше полной стоимости такого имущества.

Такие договоры учреждения заключают чаще всего, по новому стандарту их относят к объектам учета операционной аренды:

  • договоры, по которым есть арендная плата, но нет выкупной стоимости;
  • договоры, в которых есть условие о возврате имущества после окончания срока в условиях годности к дальнейшей эксплуатации.

Если в договоре есть условие операционной аренды и одно или несколько условий финансовой аренды, то договор считают договором финансовой аренды.

Не относят к договорам операционной аренды и являются финансовой арендой:

  • договоры лизинга вне зависимости от того, кто является балансодержателем по договору;
  • договоры с правом выкупа;
  • договоры безвозмездного, бессрочного пользования.
  • подписан договор аренды;
  • приняты обязательства по пользованию и содержанию имущества. Даже если нет договора, но есть расходы по содержанию имущества — начинаются арендные отношения.

3. Как перейти на учет аренды по новому стандарту?

Пример: бюджетное учреждение, общеобразовательная школа, имеет на балансе здание тира, владеет им на праве оперативного управления.

С 1 января 2017 года по согласованию с учредителем школа передает здание тира в пользование коммерческой организации. Договор аренды заключен на три года. Арендный платеж составляет 10 000 ₽ в месяц. Арендодатель возмещает расходы учреждения по коммунальным платежам. В договоре есть условие о возврате арендатором здания тира после окончания срока в условиях годности к дальнейшей эксплуатации. Бюджетное учреждение предполагает использовать этот актив в дальнейшей хозяйственной деятельности.

4. Как вести учет по договору операционной аренды в течение года?

Операции по учету, которые возникают ежемесячно в период действия договора аренды:

  1. Признаны доходы по операционной аренде доходами текущего финансового года (в сумме ежемесячного платежа):
    Дебет 2 401 40 121 Кредит 2 401 10 121
  2. Начислен НДС по доходам от сдачи имущества в аренду:
    Дебет 2 401 10 121 Кредит 2 303 04 730
  3. Начислены коммунальные расходы по сданному в аренду имуществу:
    Дебет 2 401 20 223 Кредит 2 302 23 730
  4. Начислены доходы от возмещения коммунальных услуг (по условным арендным платежам):
    Дебет 2 205 35 560 Кредит 2 401 10 135
  5. Получены денежные средства за аренду тира:
    Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 21 660
  6. Получены денежные средства на компенсацию коммунальных расходов:
    Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 35 660

Учет доходов по условным арендным платежам комментирует Александр Опальский:

Уменьшение показателя по счету 0 20521 000 надо отражать ежемесячно проводкой:

Дебет 2 20111 510 Кредит 2 20521 660 — получены денежных средства за аренду имущества (ежемесячно или по графику платежей).

Таким образом пользователи бюджетной бухгалтерской отчетности получат достоверную информацию о размере доходов учреждения от арендной платы за сданное имущество.

5. Что делать, когда закончится срок действия договора аренды?

Арендодателю нужно списать с 25 забалансового счета балансовую стоимость здания по окончании договора аренды. Одновременно в инвентарной карточке учета нефинансовых активов ф. 0504031 — отразить изменение данных о лице, ответственном за сохранность объекта, и сведения о местонахождении возвращенного объекта.

  • счета в рабочем плане счетов для отражения объектов учета аренды;
  • применяемые способы амортизации относительно объектов учета аренды;
  • особенности применения первичных учетных документов при отражении операций по объектам учета аренды, в том числе при изменении их стоимостных оценок в бухгалтерском учете;
  • порядок проведения инвентаризации объектов учета аренды.

Повышение квалификации для бухгалтера учреждения госсектора. Дистанционное обучение в Контур.Школе.

Читайте также: