Являются ли права пользования землей и другими природными ресурсами инвестициями

Обновлено: 05.05.2024

О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда
Экологическое право
Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. – 153 с.

10.2. Понятие, содержание и формы права собственности на природные объекты и ресурсы

Основу правового регулирования отношений права собственности на природные ресурсы составляют положения Конституции РФ. Согласно ч.2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности; ст. 71 и 72 устанавливают разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Непосредственно формы собственности на каждый природный ресурс, основания возникновения, прекращения и порядок осуществления права собственности конкретного субъекта устанавливаются отраслевыми природоресурсными законами – Земельным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Законом о недрах РФ, Федеральным законом о животном мире и др.

Таким образом, право собственности на природные ресурсы в объективном смысле представляет собой институт экологического права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу возникновения, осуществления и прекращения права собственности различных субъектов на отдельные природные ресурсы и природные объекты.

Субъективная точка зрения определяет право собственности на природные ресурсы как содержание правомочия конкретного субъекта – собственника конкретного природного ресурса и механизм их реализации, устанавливает права и обязанности по владению, использованию, распоряжению данным природным ресурсом и его охране.

Особенностью правового регулирования отношений собственности на природные ресурсы является то, что человек, являясь частью природы, не может существовать, не используя в той или иной степени различные природные ресурсы, поэтому вопросы установления права собственности на данные объекты в высшей степени значимы как для отдельного человека, так и для государства и общества.

Согласно положениям п. 1 ст. 209 части первой Гражданского кодекса от 30.11.1994 № 51-ФЗ содержание права собственности составляют правомочия владения, пользования и распоряжения. При этом в отношении природных ресурсов как объектов права собственности указанные правомочия реализуются особенным образом.

Так, правомочие владения природными ресурсами проявляется как основанная на законе возможность иметь у себя данный природный ресурс, содержать его в своем хозяйстве (например, фактически обладать земельным участком, числить на своем балансе и т. п.). Правомочие пользования природными ресурсами выступает как возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования природного ресурса путем извлечения из него полезных свойств, его потребления (например, использование земельных участков для нужд сельского хозяйства, лесных участков для заготовки древесины и т. п.).

Правомочия распоряжения природными ресурсами означает возможность определения их юридической судьбы путем изменения их принадлежности, состояния или назначения (отчуждение земельных участков и иных природных объектов по договору или иным сделкам, передача земельных участков по наследству и т. п.).

В качестве характерной особенности следует отметить, что право собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами дополняет возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды.

Так, согласно ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Следует отметить, что не все природные объекты и природные ресурсы могут являться объектом права собственности. Установление права собственности возможно на землю (земельные участки и их части), недра (участи недр), леса (лесные участки и лесные насаждения), воды (водные объекты), животный мир и водные биологические ресурсы, а также на особо охраняемые природные территории. То есть, атмосферный воздух ввиду его физических свойств объектом права собственности являться не может.

Субъектами права собственности на природные ресурсы в соответствии со ст. 212 ГК РФ могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица. При этом законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В силу специфики и публичного значения природных ресурсов нахождение их в частной собственности существенно ограничено.

В частной собственности могут находиться:

– добытые из недр собственниками земельных участков общераспространенные полезные ископаемые (песок, глина, торф, гравий ст. 1.2 Закона РФ «О недрах);

– древесно-кустарниковая растительность, произрастающая на земельном участке, являющемся собственностью гражданина или юридического лица (ст. 20 Лесного кодекса РФ).

Муниципальной собственностью на природные ресурсы является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Органы местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, владеют, пользуются и распоряжаются такими участками. Они могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со ст.84 ЛК РФ могут передаваться юридическим лицам в аренду, а гражданам в безвозмездное срочное пользование. Порядок и условия передачи устанавливаются в соответствии с лесным, земельным и гражданским законодательством.

Федеральное законодательство не устанавливает права собственности на недра муниципальных образований. В компетенцию органов местного самоуправления входит выдача разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Что касается права собственности на водные объекты, то Водный кодекс устанавливает, что муниципальная собственность допускается только на обособленные водные объекты согласно ст. 34 ВК РФ. В собственности муниципального образования могут находиться особо охраняемые природные территории местного значения. К ним относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения.

Объектами права государственной собственности признается довольно широкий круг природных объектов и ресурсов природы. Это воды, недра, леса, особо ценные и охраняемые объекты и территории. Данные объекты Конституцией РФ и другими федеральными законами относятся к государственной собственности. В каждом случае характер природного объекта, его хозяйственное, экологическое и иное назначение играют существенное значение и в природоресурсном праве. В этом находит отношение закрепление особенностей регулирования в отношении каждого из них.

Право собственности на землю.

Наиболее важное значение среди объектов природы играет земля, что дало основание для установления особого правового режима этого природного объекта. Земельное законодательство установило разнообразные формы собственности на землю. Порядок распоряжения категориями земель различен и устанавливается в зависимости от того, разграничены ли эти земли или нет.

Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в соответствии с земельным законодательством. Также следует отметить, что ст. 214 ГК РФ установлена презумпция государственной собственности на землю и природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований.

Право собственности на водные объекты.

Водный кодекс в ст. 8 указал, что водные объекты находятся преимущественно в федеральной собственности. Исключения составляют пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности соответственно субъекту Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.

Законодатель установил неразрывную связь водного объекта с земельным участком, в границах которого находится этот объект. Так, в ч. 3 ст. 8 ВК РФ определено, что право собственности субъектов на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого они находятся. Не допускается отчуждение указанных водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которого они расположены.

Право собственности на леса.

В федеральной собственности согласно ст. 8 ЛК РФ находятся лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, которые не находятся в сфере гражданско-правового регулирования. Правовое положение лесных участков определено ЛК РФ, что они находятся в государственной и муниципальной собственности и могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в аренду. Лесной кодекс установил цели, для которых собственник может предоставлять лесные участки. Это прежде всего строительство и эксплуатация водных объектов, портов и прочее (ст. 44–46 ЛК РФ).

Право собственности на недра.

Субъектами права государственной собственности на недра и ресурсы недр признается РФ. От ее имени выступают соответствующие государственные органы. Пользователями недр признаются юридические лица и в незначительной части физические лица, как российские, так и иностранные, в равной мере в соответствии с законодательством о недрах.

Право собственности на животный мир.

К основным признакам животного мира относятся биологическое разнообразие и возобновляемость объекта, устойчивое существование (подобно водным и лесным ресурсам). Обладая суверенными правами, Российская Федерация в отношении объектов животного мира осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне в соответствии с другими ФЗ и иными нормативно-правовыми актами РФ и нормами международного права. Это означает, что никто не может использовать объекты животного мира, обитающие на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, без ее согласия. Животный мир, включая водные биологические ресурсы в пределах территории РФ, является государственной собственностью, разграниченной на федеральную и собственность субъектов РФ, в порядке, установленном федеральным законом.

Вопросы владения, пользования и распоряжения животным миром на территории РФ относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов.

К федеральной собственности относятся следующие объекты животного мира:

– редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ;

– обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

– населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ;

– подпадающие под действие международных договоров РФ;

– отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

– естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Федерации.

Отношения по владению, пользованию, распоряжению объектов животного мира регулируются гражданским законодательством в той мере, в которой они не урегулированы Федеральным законом.

Право собственности на особо охраняемые территории и объекты.

Особо охраняемые природные территории – это участки земли и водного пространства, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом различий в статусе и режиме устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:

– государственные природные заповедники, в том числе биосферные (федерального значения);

– национальные парки (федерального значения);

– природные парки (субъектов Российской Федерации);

– государственные природные заказники (федерального и регионального значения, субъектов Российской Федерации);

– памятники природы (федерального и регионального значения, субъектов Российской Федерации);

– дендрологические парки и ботанические сады (федерального и регионального значения);

– лечебно-оздоровительные местности (федерального, регионального и местного значения).

Особо охраняемые территории и объекты относятся к объектам общенационального достояния.

право собственности - выделяют из круга гражданско-правовых отношений в особую группу. Это особо охраняемые объекты.

o Освоенные и неосвоенные природные ресурсы (недра),

o исчерпамые (ресурсы природные) и неисчерпаемые (воздух)

o Возобновимые (воды, леса) и невозобновимые (минеральные ресурсы, земли)

o Легкодоступные и труднодоступные.

Природные ресурсы – компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты. Которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйств и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Природный объект – естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы сохранившие свои природные свойства.

Объективное право собственности – установлены в законодательстве правовые нормы определяющие пределы возможных действий собственника по приобретению, владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами и объектами не исключенными из гражданского оборота.

В субъективном смысле – юридически обеспеченную возможность субъекта определенную в законодательстве осуществлять в отношении принадлежащих ему природных ресурсов и объектов свои правомочия владения, пользования и распоряжения в соответствии со ст. 209 ГК по своему усмотрению.

2. неотделимость. Неотъемлемость природного ресурса от окружающей среды.

3. Отсутствие стоимости. Невозможность определить стоимость как совокупность затрат человеческого труда. Но может быть денежная оценка.

4. Законодательство ограничив основные правомочия собственника как правило в части пользования и распоряжения в силу их особой значимости для общества.

5. Необходимость их рационального использования, установление строгого режима охраны.

Формы собственности на природные ресурсы и объекты:

Государственная.

Федеральная и собственность субъектов.

Земельное законодательство шире всего регламентируется.

Водное - федеральная чаще всего, реже другие.

Недра - государственная (федеральная и субъектов чаще всего)

Усиление роли государства (прежде всего федеральная) собственность на природные ресурсы и объекты.

Муниципальная.

К РФ, ФЗ об общих принципа организации МСУ.

Специфика

- объектами права собственности могут быть земельные участки, предназначенные для обслуживания муниципальных потребностей города.

- объекты носят целевой характер (удовлетворяют определенные потребности - жилищно-коммунальные, санитарно- культурные, бытовые потребности соответствующей территории)

Животный мир, недра - не могут находиться в муниципальной собственности. Природные ресурсы могут! (песок, глина)

Частная.

Правовые нормы регулируют, закрепляют, охраняют состояние и их принадлежность гражданам и ЮЛ.

Основания прекращения права собственности.

1. при отчуждении собственником природных ресурсов, иные случаи утраты права собственности

2. при выкупе для государственных нужд земельного участка и других природных ресурсов и объектов (предусмотренные законодательством случаи)

3. при обращении на основании решения суда о взыскании на земельный участок и иные природные объекты и ресурсы.

4. При изъятии земельного участка или иного природного объекта и ресурса ввиду их ненадлежащего использования.

Виды права собственности.

Вид природного ресурса (объект) Государственная Муниципальная Частная
Земля (земли). Ст. 6 ЗК- понятие земельный участок. Это часть поверхности земли в том числе почвенный слой границы которой описаны и удостоверены в установленном законом порядке. + + +
Недра. Являются частью земной коры расположенной ниже почвенного слоя а при его отсутствии ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков простирающиеся до глубин доступных для геологического изучения и освоения. (25 км-Кольский полуостров- самая глубокая скважина) +
Добытые из недр полезные ископаемые + + +
Воды. Водный кодекс - водный объект это природный или искусств водоем, водоток или иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные черты и признаки водного режима. + (федеральная!) Исключения- пруды и обводненные карьеры Исключение- пруды и обводненные карьеры
Леса. (Лесной участок - собственности на них, но определения нет) В составе земель иных категорий регулируемых законодательством земельным. + В составе земель лесного фонда в федеральной собственности - -
Животный мир. Это совокупность живых организмов всех видов диких животных постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключит экономические зоны РФ (именно дикие животные) + - -
Атмосферный воздух. (в ФЗ определение) Это жизненно важный компонент окружающей среды представляющий собой естественную смесь газов атмосферы находящуюся за пределами жилых, проиводственных и иных помещений ( Его нельзя индивидуализировать. Поэтому минусы. Нельзя сосчитать) - - -
Особо охраняемые природные территории. ФЗ Об особо охран природных территориях- это участки земли, водной поверхности и воздушное пространство над ними где располагаются природные комплексы и объекты которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями ОГВ полностью или частично из хозяйств использования и для которых установлен режим особой охраны. + + только на 2 вида- курорты и лечебно- оздоровительные местности -

право природопользования.

Использование природы так называемое. Лечебно- оздоровит, рекреационные, экономические интересы - хозяйственные цели.

Это комплексный правовой институт, его составляющие земельное, водное, лесное и другие отрасли права.

Совокупность однородных правовых норм (институтов) устанавливающих основные условия, принципы и порядок природопользования, основания его возникновения, изменения и прекращения, а также содержание прав и обязанностей всех видов природопользователей. (объективный смысл)

1. прогнозирования и программирования соответствующих видов природопользования.

2. рационального и эффективного использования. Значит научно обоснованное. Правовой гарант - меры юридической ответственности за нерациональное использование.

3. устойчивого природопользования. (Судебная защита восстановления нарушенных прав)

4. платности использования всех видов природных ресурсов (имеется в виду специальное природопользование. Спец разрешение, заключение договора.)

5. целевой характер природопользования

6. минимизации ущерба экологического вреда окружающей природной среде и экологической безопасности населения.

Виды права природопользования.

1. По видам объектов эксплуатируемых.

2. Землепользования, лесопользование, пользование животным миров.

3. по сферам человеческой деятельности. Промышленности, транспорте, с/х.

4. По основаниям возникновения права. Право общего и специального природопользования. (спец документы разрешит, заключение договоров - гражданско-правовые сделки) Животный мир- охота пример, на основании лицензии.

Содержание права природопользования.

Прежде всего, предоставляет субъектам совокупность прав и обязанностей по использованию и охране природной среды.

1. вид природного ресурса имеет значение (6 видов недропользования например)

2. определяются титулом права на основании, которого используют тот или иной природный ресурс.

3. Социально-экономическим и экономико-экологическим характером использования того или иного природного ресурса.

Общие права субъектов природопользования:

1. свобода хозяйствования и самостоятельность в определении способов хозяйственной деятельности, характерной для обладателей права собственности, а также для основных видов природопользования.

2. Право использовать результаты хозяйственной деятельности.

3. Право возводить хозяйственные постройки.

4. Право требовать проведения государственной регистрации недвижимого имущества и всех разрешаемых сделок с ним.

5. Право получать информацию о качественном состоянии и количественных характеристиках состояния природных ресурсов.

6. Право на возмещение убытков, потерь, упущенной выгоды и др.

Общие обязанности субъектов права природопользователей:

1. обеспечение рационального и эффективного использования предоставленного природного участка.

2. Использование строго по целевому назначению, осуществление только конкретных видов природопользования (указаны в лицензии и иных документах).

3. Использование предоставленного участка способами, исключающими ухудшение его качества и отрицательное воздействие на окружающую среду.

4. Проведение мероприятий, направленных на сохранение и воспроизводство ресурсов.

5. Возмещение ущерба от экологического вреда, причиняемого нарушением природоресурсного законодательства тому или иному природному ресурсу и др.

Основания возникновения и прекращения права природопользования:

1. акты государственных органов (Постановления и распоряжения Правительства РФ, решение Правительства РФ)

2. лицензия (выдается уполномоченным федеральным органом)

3. Акты государственных органов субъектов РФ

4. Решения органов МС

5. Сделки и договоры.

8. Заключение трудового договора/контракта

9. Государственная регистрация актов, сделок, договоров и

Основания прекращения права природопользования:

1. смерть гражданина и ликвидация ЮЛ

2. добровольный отказ от использования природных ресурсов

3. прекращение трудового договора

4. совершение виновных действий

Право природопользования прекращается либо автоматически, либо актом органа, предоставляющим лицензию, либо решением суда.

Экологическое управление.

Виды экологического управления:

Гринчук: государственное, общественное, производственное, муниципальное и отраслевое управление.

Государственное управление — иполнительно-распорядительная деятельность органов исполнительной власти РФ и ее субъектов, направленная на организацию охраны и воспроизводства природных объектов и комплекса, предотвращение вредных воздействий на природу и человека, поддержание благоприятного состояния оркужающей среды.

Объект государственного управления: общественные отношения в области охраны окружающей среды, а также совокупность возможностей субъектов управления подчинять своей воле деятельность людей, издавать акты, осуществлять организацию деятельности.

Предмет: хозяйственная, культурная и иная деятельность ФЛ и ЮЛ, а также деятельность государственных органов и органов МС, осуществляемая на территории РФ и оказывающая влияние на состояние природных объектов и комплексов.

Муниципальное экологическое управление — деятельность органов МС, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствиях.

Экологическое управление — совокупность осуществляемых субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательств.

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Комментарий к Ст. 9 Конституции Российской Федерации

1. Часть первая комментируемой статьи призвана подчеркнуть значение природных ресурсов как достояния всего общества. К природным ресурсам традиционно относят землю, недра, леса, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир.

Особое выделение в Конституции РФ природных ресурсов имеет свои экономические и исторические причины. Что касается причин экономического характера, то, в отличие от большинства иных предметов материального мира, природные ресурсы не созданы трудом человека, а потому возможность нахождения их в собственности конкретных лиц всегда подвергалась сомнению. Одновременно трудно переоценить значение этих ресурсов для экономики. Все они являются ограниченными ресурсами (их количество конечно), и большинство из них потребляемы, а следовательно, невозобновляемы. Следовательно, поскольку природные ресурсы являются исчерпаемыми, при эксплуатации их месторождений должны быть учтены интересы будущих поколений. Режим эксплуатации не должен наносить непоправимый вред ни самим природным ресурсам, ни территории, на которой они расположены.

Отметим также, что на протяжении второй половины ХХ в. и в настоящее время добыча и экспорт природных ресурсов, в частности нефти и газа, является основным средством наполнения российского бюджета. При этом данные природные ресурсы распределены по территории России крайне неравномерно, например, 80% российского газа добывается в Ямало-Ненецком автономном округе, а 60% российской нефти — в Ханты-Мансийском автономном округе.

Что же касается земли как природного ресурса, то ее выделение в Конституции РФ среди иных природных ресурсов связано с тем, что вопрос о собственности на землю на протяжении длительного времени был одним из самых сложных в общественно-политической жизни России. До конца он не разрешен и сейчас.

Норма ч. 1 комментируемой статьи 9 Конституции РФ сформулирована таким образом, что может толковаться по-разному. Так, В.В. Гребенников обоснованно отмечает декларативность и неоднозначность понимания данной нормы*(32). Прежде всего, неясны вытекающие из нее особенности использования природных ресурсов и распоряжения ими. Кроме того, в части первой комментируемой статьи Конституция РФ говорит о народах, проживающих на определенной территории, а не о населении определенной территории. Поскольку в России крайне мало однонациональных территорий, то такая формулировка конституционной нормы не может быть признана удачной для того, чтобы истолковать смысл данной нормы.

Заметим, что по сравнению с предшествующим законодательством норма части первой комментируемой статьи Конституции РФ несколько изменилась, при этом принципиально изменился ее смысл. Согласно положениям п. 3 ст. III Федеративного договора — Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации*(33), земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик. В силу этого некоторые республики длительное время сохраняли в своих конституциях нормы о праве собственности на природные ресурсы, несмотря на то, что подобные положения не нашли отражения в действующей Конституции РФ 1993 г.

Для разрешения ситуации потребовалось вмешательство Конституционного Суда РФ, который высказал следующую позицию.

Из конституционных норм следует, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта Российской Федерации, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, т.е. как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения. Однако это не может означать, что право собственности на природные ресурсы принадлежит субъектам Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не предопределяет обязательной передачи всех природных ресурсов в собственность субъектов Российской Федерации и не предоставляет им полномочий по разграничению собственности на эти ресурсы*(34).

Комментарий к норме части первой ст. 9 Конституционный Суд России дал также в Постановлении от 9 января 1998 г. по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации*(35), где указал, что лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития и рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Таким образом, норма части первой комментируемой статьи должна трактоваться как обязанность органов власти Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, физических и юридических лиц по рациональному и эффективному использованию земли и других природных ресурсов, их охране от нерационального использования, порчи, заражения, восстановлению и улучшению возобновляемых природных ресурсов и экономному расходованию невозобновляемых. Все это должно осуществляться в интересах каждого землевладельца и природопользователя, а также многонационального народа России и каждого из входящих в его состав народов, с учетом обеспечения прав будущих поколений. При этом в определенных законом случаях необходимы некоторые ограничения прав и свобод собственников и иных лиц по использованию земли и других природных ресурсов требованиями их эффективного и рационального использования, охраны, всеобщими (социальными, экономическими, экологическими, градостроительными, технологическими и др.) интересами, правами других лиц, потребностями защиты основ конституционного строя, нравственности и здоровья населения *(36).

Обеспечение рационального и эффективного использования, а также охраны земли и других природных ресурсов предполагает осуществление всеми субъектами соответствующих мероприятий в данной сфере, а органами государственной власти — контроля над указанной деятельностью.

2. Конституция РФ отдельно выделяет такой объект права собственности, как земля и иные природные ресурсы. Фактически ч. 2 комментируемой статьи является специальной нормой по отношению к ч. 2 ст. 8 Конституции РФ.

Вопрос о собственности на природные ресурсы довольно сложен. Ранее они провозглашались исключительной собственностью государства. Ряд этих объектов (например, воздух) вообще не могут выступать объектом права собственности в силу своих физических особенностей.

Согласно положениям действующего законодательства России большинство природных ресурсов находится в государственной собственности.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности*(38).

Согласно Водному кодексу РФ от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу*(39). Такие водные объекты принадлежат собственнику земельного участка. Все иные водные объекты не являются объектами гражданских прав.

Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ предусматривает, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом*(40).

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности.

Таким образом, из действующего законодательства следует, что природные ресурсы находятся в государственной собственности, преимущественно федеральной, либо в собственности Федерации и ее субъектов.

Эта позиция законодателя наиболее полно соответствует части первой комментируемой статьи в предложенной Конституционным Судом России трактовке. При этом в последние годы наблюдается тенденция к передаче данных объектов в исключительную федеральную собственность.

Единственным исключением является земля. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ предусматривает государственную, муниципальную и частную собственность на землю*(42). Несмотря на некоторые ограничения в части оборота отдельных категорий земельных участков, по отношению к собственности на землю представлены все формы собственности.


Собственный участок земли – мечта многих людей. Одним он нужен для тихой семейной жизни, другим – чтобы вести крупное хозяйство, третьи планируют выгодно перепродать надел. Вне зависимости от цели необходимым условием ее достижения будет соответствующее право на землю.

Вопросы земельно-имущественных отношений в России регулируются в большой мере Гражданским кодексом и опираются на ключевое понятие права собственности, включающее в себя правомочия владения, пользования и распоряжения (ст. 209 ГК РФ).

Эти составляющие определяют объем полномочий, обязанностей и выгод, могут разделяться и передаваться третьим лицам. Как именно это происходит – читайте в статье.

Что это такое: общее понятие

Владение – это реальное обладание земельным участком, осуществляемое путем его межевания и ограждения, а также учета в хозяйстве, и подтверждаемое регистрацией права собственности.

Однако в некоторых случаях фактически владеть земельным участком может не собственник: когда земля находится в залоге, аренде или доверительном управлении.

В большинстве случаев владение подразумевает пользование, но не дает права распоряжения.


Пользованием называется извлечение из земли полезных свойств или дохода через свободное хозяйствование, сбор урожая, добычу полезных ископаемых и т.д., а также уход за участком и защита его от разрушения, загрязнения и заражения вредителями, вмененная в обязанность как собственникам, так и не собственникам земель (ст. 42 ЗК РФ). Больше информации о том, что такое пользование земельным участком, о сущности, получении и реализации этого права рассказано здесь.

Право распоряжения – это легитимное полномочие определять юридическую судьбу участка: изменять его категориальную принадлежность, состав собственников, владельцев и пользователей, а также сам порядок пользования участком; дарение земли, сдача ее в аренду или продажа и т.д.

Отличие права аренды от собственности на земельный участок

Лицо, пользующееся землей даже на законных основаниях, распоряжаться ею не может, поскольку правомочие распоряжения земельным участком принадлежит исключительно его собственнику. Граждане, таковыми не являющиеся, могут владеть и пользоваться землями на основании иных вещных или обязательственных прав, закрепленных в статьях 20—23 ЗК РФ соответственно:

  • бессрочного пользования;
  • пожизненного наследуемого владения;
  • аренды;
  • ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

Правомочие пользования, являясь одним из компонентов права собственности, представляет собой ограниченное вещное право и лишь дает возможность землепользователю через использование предоставленной земли реализовать свои потребности в соответствии с условиями договора и действующими законами (о предоставлении государственного акта на право пользования землей можно знать в этом материале).

Как установить факт принадлежности ЗУ, других природных ресурсов и водных недр?


Если собственник утратил документы, подтверждающие его имущественные права, а также в случаях, когда эти документы были испорчены, землевладелец и землепользователь может обратиться в суд для установления факта владения и пользования землей в порядке особого производства (п. 6 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ). Об утрате прав пользования ЗУ можно прочесть тут, а о том, как правильно составить иск об устранении препятствий в пользовании землей, подробнее узнайте здесь.

Процедура необходима и в случае приобретения имущества в собственность не собственниками по приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ).

Статья 234 ГПК РФ. Порядок заочного производства

При рассмотрении дела в порядке заочного производства суд проводит судебное заседание в общем порядке, исследует доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, учитывает их доводы и принимает решение, которое именуется заочным.

В отношении недвижимости, в том числе земли, действует условие добросовестного, открытого и непрерывного владения участком в течение 15 лет.

Дополнительными условиями для заявителя могут стать подтверждение отказа в выдаче документа о праве собственности или невозможности его восстановления, а также отсутствие спора по вопросу принадлежности земель.

Кто не может распоряжаться ЗУ?

Находящиеся в собственности земли не ограничены в обороте, а значит, собственники могут продавать их, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться ими иным образом.

Лица, получившие свои участки по праву пожизненного наследуемого владения до вступления в силу действующего Земельного кодекса, вправе распорядиться ими единственным образом – передать по наследству.


Иным гражданам, не являющимся собственниками участков, распоряжаться ими запрещено. Этот запрет распространяется на арендаторов и субарендаторов, землепользователей на безвозмездной основе и на праве бессрочного пользования, а также на лиц, пользующихся сервитутом и владеющих участками с определенным правовым режимом. К последней категории причисляют законных владельцев:

  • сельскохозяйственных наделов;
  • лесных и охотничьих угодий;
  • фермерских земель;
  • участков, предназначенных для природоохранных целей, осуществления научных исследований, обучения и т.д.

Права, обязанности и отношения

Права и обязанности собственников земель и других участников земельно-имущественных отношений закреплены в Главе VI Земельного кодекса России.

Собственник и землепользователь вправе:

  1. использовать для личных и хозяйственных нужд располагающиеся в границах надела полезные ископаемые, не состоящие на балансе государства, пресные подземные воды, озера и пруды, а также урожай, собранный на территории участка;
  2. возводить разнообразные жилые и нежилые сооружения в соответствии с установленными законом нормами.

Собственники земельных участков и лица, таковыми не являющиеся, обязаны:


  1. пользоваться и распоряжаться землями в соответствии с их целевым назначением, категориальной принадлежностью и разрешенным использованием, не нанося вред окружающей среде;
  2. сохранять на участках установленные в соответствии с законодательством знаки межевания, специальные геодезические отметки и т.п.;
  3. проводить мероприятия по охране земель, соблюдать регламент пользования лесами, водными и другими природными ресурсами;
  4. своевременно начинать и завершать освоение и возделывание земель в случаях, если соответствующие сроки прописаны в договорах;
  5. производить необходимые платежи, не допуская задержек и образования задолженности;
  6. соблюдать требования градостроительных регламентов, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных норм и требований;
  7. не допускать разрушения, засорения, заражения вредителями и ухудшения плодородия почвы на землях, предназначенных для сельского хозяйства;
  8. выполнять другие требования, предусмотренные Земельным кодексом и иными федеральными законами, регулирующими земельные отношения.

Передача полномочий

Законный владелец не обязан реализовывать в полной мере все правомочия относительно находящегося у него в собственности земельного участка, а может делегировать возможности владения и пользования другим лицам – как физическим, так и юридическим. При этом право собственности сохраняется за первоначальным обладателем, а объем переданных прав владения и пользования ограничен волей полноправного хозяина земли.


Например, в случае сервитута – ограниченного права пользования участком (чаще всего, для осуществления прохода и проезда через него, а также проведения необходимых благоустроительных, сельскохозяйственных и природоохранных работ) – передается только правомочие пользования. А при передаче участка на хранение в порядке секвестра – запрета или ограничения, налагаемого органами власти, – только право правомочия владения без пользования. О всех видах пользования ЗУ, в том числе серветуте и других, можно подробно прочесть тут.

Аренда земельного участка предполагает переход обоих правомочий к арендатору. В случае пожелания собственника земли о полном отчуждении участка и переходе его к новому субьекту права собственности последний приобретает и правомочие распоряжения имуществом.

Право собственности на землю провозглашено Конституцией РФ и включено в перечень основных прав и свобод гражданина. Собственник обладает полным набором правомочий и может по своему усмотрению, но не вразрез с законом, владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком, а также передавать полномочия этих действий частично или полностью другим лицам.

Знание юридических аспектов земельно-имущественных отношений позволяет в полной мере осуществлять права и обязанности их участников.

Представляю на обозрение тезисы статьи, доказывающей что все добытое в нашей стране, присвоено незаконно, то есть неосновательно. Этим людям даже лень исполнять собственные законы и соблюдать хоть какую-то законообразность. читайте. от себя торжественно клянусь доработать тезисы в удобоворимую статью, понятную не только юристам

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ

Статья 129. Оборотоспособность объектов гражданских прав

1. Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
2. Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
3. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Статья 209. Содержание права собственности

1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Данная норма является отсылочной к ст.129 ГК РФ (см. выше)

Статья 218. Основания приобретения права собственности

1. Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 настоящего Кодекса.

2. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Данную норму используют с точки зрения обоснования законности присвоения права собственности, однако это является вуалированием (см. выше комментарий к ст.218 ГК РФ)

Статья 235. Основания прекращения права собственности

1. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Статья 1102. Обязанность возвратить неосновательное обогащение

1. Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

2. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Статья 1.2. Собственность на недра

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, право собственности государства на содержащиеся в недрах полезные ископаемые установлены настоящим федеральным законом

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности .

Данная норма не устанавливает исключения (изъятия) из норм ст.218 ГК РФ. Таким образом, сделка по отчуждению должна быть, как условие перехода права собственности. Вопрос перехода права собственности на природные ресурсы от государства данной нормой не решается

Статья 6. Виды пользования недрами

Недра предоставляются в пользование для:

1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.

Таким образом, недропользование не предполагает и не создает условий для перехода права собственности на полезные ископаемые. Видом недропользования является лишь добыча, то есть производство работ по их извлечению.

Статья 7. Участки недр, предоставляемые в пользование

В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.

Опять же идет речь лишь о пользовании недрами (т.е. о производстве работ по извлечению ресурсов), вопрос перехода права собственности на полезные ископаемые, законом не урегулирован. Классическим недропользователем, например, является метрополитен, который однако ничего не присваивает.

Статья 11. Лицензия на пользование недрами

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Снова речь идет только о пользовании недрами, как недвижимым имуществом. Вопрос перехода права собственности снова данной нормой не решается. Более того, мы видим, что лицензия является лишь разрешением на недпропользование! То есть лицензия, сама по себе, не может являться отчуждательной сделкой.

Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Статья 12. Содержание лицензии на пользование недрами

Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать:

1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;

2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

3) указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;

4) указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);

6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;

7) согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;

Буквальное толкование данной нормы закона свидетельствует о том, что вопрос перехода права собственности и данной нормой также не урегулирован, поскольку не устанавливает способа перехода права собственности на добытые полезные ископаемые, как отчуждательной сделки, в отличии от права собственности на геологическую информацию (изложенную сразу ниже)

8) соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;

9) условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ;

10) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.

В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.

Лицензия на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции должна содержать соответствующие данные и условия, предусмотренные указанным соглашением.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Статья 22. Основные права и обязанности пользователя недр

Пользователь недр имеет право:

1) использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции;

2) самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству;

3) использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции и действующим законодательством;

Читайте также: