Античным философом полагавшим что высшие слои общества не должны иметь частной собственности был

Обновлено: 16.05.2024

Однако не всегда человек, умирая, вновь возвращается на звезды, откуда он может созерцать царство идей. Платон учил о переселении душ. Он учил о том, что, в зависимости от того, как человек себя ведет на земле, его душа получает соответствующее воздаяние: если человек всю жизнь страстно стремился к идее, отвращался от грубого, материального, чувственного мира, то после смерти его душа снова возвращается на звезды и оттуда созерцает мир идей; если же человек вел себя плохо, стремился к чувственным наслаждениям, то после смерти душа его может быть вселена по воле божества в какое-нибудь животное, например в свинью, пчелу, муравья, и может пройти целый круг таких превращений, пока она не очистится, не искупит свои пороки и не вернется в блаженное царство идей. Из этого очень краткого очерка ясна глубокая идеалистичность всей философии Платона: резкое обособление двух миров, презрение к материальному миру, отрицание прав тела, отрицание реальной жизни. И неслучайно христианство опиралось на платонизм как на одну из своих важнейших философских основ. Правда, платонизм был положен в основу христианством не столько в форме учения собственно Платона (платоновское учение было слишком абстрактным для христианства), сколько в форме неоплатонизма, учения позднейших последователей Платона.

Философия Платона отражает мировоззрение умирающих групп античной аристократии, которая была реакционна и раньше и стала тем более реакционной в период общего краха античного общества. Отход от мира, отрицание реальной жизни отражают тот глубокий кризис, в который вступило античное общество.

Остановимся еще на учении Платона о государстве.

Как известно, Платон был одним из первых создателей идеальной картины человеческого общества и государства.

В соответствии с тем, что вся человеческая жизнь должна быть посвящена служению идеям и стремлению к ним, Платон определял и задачи государства: оно должно ставить своей целью воспитывать людей в духе идей, т. е. подготовлять людей к восприятию идей, к соединению с царством идей. Для того чтобы эту задачу выполнить наиболее совершенным образом, государство, по мнению Платона, должно делить людей на три класса: ремесленников, воинов и правителей. Ремесленники состоят из ремесленников в собственном смысле слова, земледельцев и купцов.

Воины включают в себя и чиновников — это те, которые непосредственно администрируют и защищают государство. Что же касается правителей, то ими, по мнению Платона, должны быть философы, ибо только они способны управлять государством надлежащим образом. Ремесленники обязаны трудиться и доставлять материальные средства для всего государства. Их добродетель — умеренность и послушание двум высшим сословиям. Стражи, т. е. философы и воины, не трудятся, они только управляют государством. Для того чтобы они могли наиболее совершенно управлять государством, Платон считает необходимым разгрузить их от всяких материальных забот, поэтому все нужное для жизни им доставляет низшее сословие.

Что же касается ремесленников, то в государстве Платона они живут на основе частной собственности, потому что перед ними не стоят те высокие задачи, от которых она могла бы их отвлечь. Потребительский коммунизм, который Платон устанавливал для двух высших сословий, будучи последовательно развит, заставляет его выдвинуть тезис об общности жен.

В длительном процессе воспитания и обучения все подвергаются трем испытаниям: в 20, 30 и 50 лет. Только выдержавшие все три экзамена становятся правителями, остальные зачисляются на различные должности военного сословия.

Не без основания считают, что в утопии Платона мы находим не что иное, как идеализированный спартанский строй.

Античная мысль билась над проблемой выхода из наступившего в IV в. до н. э. кризиса. Платон видит такой выход в возврате к прежнему, в восстановлении старого полиса в его наиболее чистой спартанской форме. Ремесленники Платона — это рабы, а стражи — рабовладельцы, у которых уравнительность, необходимая для подчинения рабов, доведена до логического конца.

Идеал Платона есть не что иное, как идеализированная рабовладельческая общинно-государственная собственность.

История осмысления власти длится более 2,5 тысяч лет. При этом на период Античности и Средневековья приходится около полутора тысяч лет, что не может не свидетельствовать об их огромном значении для становления изучения феномена власти. Античные философы исследовали такие вопросы: как и почему возникает тирания власти? Как государственная машина власти влияет и оказывает давление на простого человека и каким образом можно защитить его от подавления всесильной машиной государства? Античные мудрецы полагали, что один из способов решения этой глобальной проблемы состоит в построении идеального государства, при котором невозможно возникновение тирании и отрицательное влияние власти на личность.

Первые европейские исследования в области понятия сущности власти традиционно связаны с именами выдающихся древнегреческих философов Платона, Аристотеля и Полибия. В своих трактатах они впервые провели классификацию и описании видов власти, ее влияния на человека, выявили схемы функционирования власти. Но, с другой стороны, большинство античных философов не исследовали вопросы, затрагивающие общие основания власти и не пытались найти то постоянное, что представляет собой феномен власти.

Учение Платона о разделении власти получило дальнейшее развитие в трудах Аристотеля. Подобно своему предшественнику, Аристотель решающее значение в деятельности государства придавал разделению труда. По его мнению, государство – это сложный механизм, состоящий из специфически различных элементов. Само собой разумеется, что каждый из вышеуказанных органов вершит свою власть. Он характеризовал объем полномочий каждой из властей следующим образом. Государственные институты обязаны проявлять заботу о идеальном правлении государства. На долю судебной власти приходится осуществление правосудия. Что касается законодательной власти, то она имеет широкие полномочия, поскольку является высшей властью.

В понимании Аристотеля власть – это прежде всего закон, основанный на принципах космоса, который упорядочивает все элементы бытия в мире. Идеальной формой государственного устройства Аристотель считал строй, включавший в себя наиболее положительные элементы олигархии и демократии, без недостатков присущих им, что должно обеспечить рост среднего класса.

Еще одним античным философом, изучающим проблемы власти, был Полибий. Он был сторонником принципа разделение властей, но рассматривал его иначе, чем Платон и Аристотель. Полибий активно выступал за разграничение полномочий между консулом, сенатом и народным собранием. При этом должна быть выстроена система сдержек и противовесов, в которой перечисленные ветви власти должны не только оказывать взаимную поддержку и влияние друг на друга, но сдерживать власть другого. При этом Полибий считал лучшей формой правления смешанную, основанную на симбиозе монархии, демократии и аристократии. В качестве примера, он приводит государственное устройство Рима и Спарты, где существовало разделение единой государственной власти между консулами (отождествлял с монархией), сенатом (аристократия) и народным собранием (демократия).

Изучение феномена власти продолжилось в рамках Римской империи. Среди известных римских философов и мудрецов можно выделить несколько фигур так или иначе имеющих отношение к власти: Луций Анней Сенека, Марк Аврелий и Цицерон. Они были не только крупными политическими деятелями, но и исследователями властных отношений в обществе. Причем, несмотря на то, что эти философы отделенны друг от друга почти столетием, они удивительно похожи в идейном отношении. И поскольку сочетание теории власти с практикой, а также гармоничное совмещение в одном человеке талантливого философа и яркого политика – явление, встречающееся не так часто то, деятельность и взгляды Сенеки, Марка Аврелия и Цицерона вызывает особый интерес.

Идея о разделении государственной власти была также развита в трудах древнеримского философа Цицерона. Характеризуя различные формы государственного устройства, наилучшей он считал смешанную форму, в которой власть должна быть поделена между народом, сенатом и магистратами. Цицерон не считал положительными формами власти демократию или монархию, поскольку в его понимании они были односторонними и неустойчивыми.

Таким образом, первые попытки исследовать феномен власти ограничились изучением практики повседневных отношений или, в лучшем случае, формулировали абстрактные категории метафизики и космологии. В тоже время, как только в вопросах о власти появляется метафизический аспект, тут же возникает проблема бытия власти на уровне взаимосвязи сущности и существования, что ведет к необходимости вывести феномен власти в самостоятельный объект исследования.

Томазо Кампанелла. Во все эпохи человеческой истории люди часто задавали себе вопрос о том, почему не все в жизни происходит так, как должно быть или - как хотелось бы. Например, почему существуют зависть, ненависть, страх и ложь. Ведь они только отравляют человеческую жизнь и поэтому должно быть так, чтобы их не было вовсе. Но почему-то они существуют, толкая людей на вражду и преступления.

Многие мыслители пытались найти главную причину общественных несчастий, чтобы показать ее людям, устранить и сделать жизнь счастливой. Вспомним, что китайский мудрец Конфуций говорил, что все беды происходят от нарушения основных принципов небесного порядка, по которому следует жить. Греческие киники считали корнем всех проблем имущество или частную собственность и различные общественные ограничения, мешающие людям жить так, как им хочется. Некоторые мыслители создавали проекты идеального общественного устройства, в которых общество в целом и каждый отдельный человек рисовались счастливыми и процветающими. Проект идеального общества и счастливой жизни называется утопией (от греческого слова топос - место и отрицательной частицы у - не). Дословно термин утопия можно перевести на русский так - место, которого нет или - несуществующее место.

Автором первой известной утопии был знаменитый греческий философ Платон, который считал, что в идеальном обществе должно быть три сословия: философов, воинов и земледельцев. Причем, каждое из этих сословий должно заниматься только своей профессиональной деятельностью и не вмешиваться ни в какие другие дела. Философы, как наиболее мудрые, должны управлять государством, воины - защищать его, а земледельцы - кормить. Вторым важным принципом идеального общества после разделения труда между сословиями должно быть, с точки зрения Платона, отсутствие частной собственности и имущественное равенство людей. Ведь если у всех всего поровну, считал он, тогда в обществе не может быть ни зависти, ни недовольства, ни ненависти, ни страха, ни вражды между людьми.

1. Какие принципы положены Кампанеллойв учение об идеальном обществе?

В эпоху Возрождения (вспомним, что это было возрождение духовных идеалов античности) тоже были созданы различные утопические модели. Наиболее известной из них является утопия о городе Солнца, автором которой был итальянский философ Томазо Кампанелла(1568 – 1639). Он нарисовал идеальное общество, по образу и принципу которого люди смогли бы построить настоящую счастливую жизнь.

Жители его утопического проекта населяют прекрасный белокаменный город и его живописные окрестности. Любому путнику издалека видны белые, одна над другой возвышающиеся стены города, плавящийся на солнце купол - двойной, большой венчается малым. Перед городом раскинулись зеленые поля и цветущие сады, в которых с песнями работают люди в одинаковых одеждах, с одинаково веселыми лицами. Население города работает все, только старость и болезнь освобождают от труда. Бездельников в городе нет. А среди широких пашен и роскошных лугов нет ни своих земель, ни чужих, а только общие. Окованные железом городские ворота открыты, в них может войти каждый, кто несет в себе добрые мысли и чувства. Если же к городу приближается враг, тогда все семь стен, одна выше другой, превращаются в неприступную крепость. Внутри эти стены расписаны превосходной живописью - геометрические фигуры и карты разных земель, алфавиты стран и виды растений, животных, минералов, портреты великих людей и орудия труда. Вдоль красочных стен ходят группами дети в сопровождении ученых старцев. Неграмотных в городе нет, потому что он весь - школа, дети, глядя на стены, играючи постигают науки. По мраморным лестницам, по крытым галереям, пересекая улицы, путник поднимается к широкой центральной площади, к величественному круглому храму, который внутри просторен, прохладен и освещен лучами, падающими из отверстия купола. В алтаре находятся два глобуса - Неба и Земли, и семь золотых лампад, знаменующих собой семь планет, освещают плитчатый пол, выложенный редкостным камнем.

2. В чем заключается сходство утопических моделей Платона и Кампанеллы?

Таким образом, все население города - это единая община (коллектив людей), которая спаяна одинаковыми целями, делами и идеалами. Один за всех и все за одного - вот главный принцип, по которому живут граждане города Солнца. Поскольку ни у одного из них нет личного имущества или частной собственности, а, наоборот, все общее, то жителям счастливого города не из-за чего враждовать, некому завидовать, не на кого обижаться и некого бояться. Где нет личной корысти, там нет преступлений, нет несчастий, считал Кампанелла вслед за Платоном. Люди делают одно общее дело, движутся к одной общей цели, они равны между собой, и поэтому никогда не конфликтуют, что делает все общество и каждого человека сильным, счастливым и уверенным в завтрашнем дне.

И также вслед за Платоном Кампанелла говорит, что руководить государством должен философ или мудрец, а не неизвестно кто. Ведь мудрец знает все или почти все и поэтому он может взять на себя ответственность за тысячи других людей. А если же руководитель государства не знает всего или же знает мало, или вообще ничего не знает, то ему надо шить сапоги, а не руководить государством, потому что он не умеет этого делать.

3. Каковы, на ваш взгляд, достоинства и недостатки принципов, по которым живут и трудятся граждане города Солнца?

4. Как вы думаете, может ли благая социальная теория на практике обернуться негативными последствиями? Какова, на ваш взгляд, главная причина этих последствий: несовершенство теории или ее неправильное практическое применение?

5. Что новое, по сравнению с утопическими проектами Платона и Кампанеллы внес в учение о государстве Макиавелли? В чем на ваш взгляд состоит коренное отличие подходов Платона и Макиавелли к проблематики государственного устройства?

Таким образом, именно Макиавелли впервые обратил внимание на важность постижения диалектики исторического процесса.

Наряду с утопическим проектом Кампанеллы, политическая теория Макиавеллизаложилиосновы политической науки, получившей дальнейшее развитие в Новое и, особенно, в Новейшее время.

6. Как вы думаете, какие постулаты политической теории Макиавелли получили развитие в последующие века? Почему?

7. Назовите положения теории Макиавелли, воспринятые им из античной политической мысли.

Новаторская политическая концепция Макиавелли опиралась на глубокое осмысление исторических судеб древних государств, их взлетов и падений, но не в меньшей мере и на вдумчивый анализ опыта современности, особенно тяжелейших испытаний, выпавших на долю Италии в связи с иноземным нашествием. Его концепцию отличали трезвые оценки особенностей политического развития разных народов, умение выявлять причинно-следственные связи важнейших событий прошлого и настоящего, стремление определить закономерности эволюции государственных форм — все это вне теологического контекста, характерного для античной и средневековой политической мысли. Как политический мыслитель, он произвел переворот в устоявшейся традиции, сделав учение о государстве последовательно светским, освободив его от официальной церковной морали.


Оглавление

  • От издателя
  • Благодарности
  • Введение
  • Часть I. Самое главное
  • Часть II. Проблема безбилетника
  • Часть III. Римское и обычное право: от статуса к контракту
  • Часть IV. От священного до нечестивого

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Собственность и процветание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Часть III. Римское и обычное право: от статуса к контракту

Глава 5. Римляне и сельские жители

Политическая мысль Греции не знала идеи прав как границ, налагаемых природой человека на то, что может делать государство, не выходя из рамок справедливости. Общество было разделено на сословия — рабов, ремесленников, вольноотпущенников, граждан — обладавших разными степенями неправоспособности. По некоторым оценкам, рабов в Афинах было больше, чем свободнорожденных.

Собственность в Риме

В сельской местности велась топографическая разметка земель, полученных гражданами от государства; обозначались межевые линии, следы которых до сих пор видны с воздуха. Ошибки землемеров подлежали судебному преследованию. На основании обмеров составлялся кадастр, который записывали на бумагу и гравировали на бронзе; одну копию оставляли на месте, другую отсылали в Рим. До нас дошла значительная часть составленной при императоре Веспасиане карты района в Галлии, выгравированной на камне. Обозначены дороги и реки, указаны площади частных и государственных участков земли [168] . В римской провинции Египет, где сухой климат сохранил богатые запасы папирусных документов, место монополии времен Птолемеев заняло частное предприятие, и государственные земли были приватизированы. В Египте очень педантично регистрировались все сделки с землей, тогда как в других местах империи изменения в титулах собственности фиксировались обычно только при проведении сплошной переписи.

Законы о собственности предусматривали наказание за неудобства, которые собственники могли создать своим соседям, что подтверждает наше представление о высоком уровне развития римского права. Юрист Ульпиан полагал, что закон не принимает мер против собственника, постройка которого перекрывает соседу доступ к свету и воздуху [171] . Но недавнее исследование показало, что закон отнюдь не был столь безразличен к правам тех, кто построил свой дом первым.

В другом примере право прохода было улучшено так, чтобы разрешить сбор плодов, упавших на соседский участок, право прохода и проезда должно предоставляться тому, кто никак иначе не может добраться до своего имения с дороги. Владелец должен смириться с тем, что соседская стена нависает над его владением на несколько дюймов, а истец может воспользоваться законом о неудобствах против соседа, от которого идет слишком много дыма, и т. п. Эти ограничения необузданного индивидуализма, содержащиеся в римском праве, только увеличивают наше уважение к нему, потому что показывают, что владельцам недвижимости не позволялось проявлять пренебрежение к соседям; имущественное право было развито в достаточной степени, чтобы соседи могли жить в мире.

В долгом развитии истории Рима мы находим конфликт по вопросам собственности. В этой знаменитой истории участвовали братья Гракхи — Тиберий и Гай — по рождению принадлежавшие к римской знати. Подобно всем спорам о собственности, этот конфликт косвенным образом рассказывает нам об обществе, в котором он возник, больше, чем можно было бы уяснить из чисто юридического понимания отношений собственности.

Задолго до этого, в 367 году до н. э., аграрный закон установил, что никто не должен иметь в собственности более 330 акров государственных земель. Со временем, однако, это ограничение перестало действовать. Богатые обходили закон, записывая землю на родственников и подставных лиц. Тиберий Гракх предложил восстановить старый закон, но при этом удвоить разрешенный предел владений. Высвободившиеся земли следовало разделить между безземельными гражданами. Словом, это был один из первых вариантов земельной реформы. Предстояло перераспределить значительные площади уже приватизированной собственности.

Чем ближе был день голосования на форуме, тем больше вопросов вставало перед Гракхом: разве не правильно будет разделить между людьми общую собственность, не следует ли учитывать прежде всего интересы граждан, а не рабов, не следует ли в большей степени учитывать интересы тех, кто отслужил в армии, дает ли доля в распределяемых землях долю влияния на государственные дела. Большую часть своих территорий римляне получили в результате завоеваний, доказывал он, и надеются занять остальные части обитаемого мира; но сегодня речь идет о национальной безопасности. Вопрос в том, хватит ли людей для этих будущих войн. Богатые, со своей стороны, были возмущены: они уже заплатили соседям за их земли, которыми владели теперь; приданое их жен было истрачено на улучшение земель; земля ушла в приданое их дочерям, и это могут подтвердить ростовщики, давшие кредиты под залог недвижимости. Бедные, со своей стороны, обвиняли богатых в том, что в их хозяйствах заняты рабы, а не граждане или вольноотпущенники.

Предложенный закон должны были уже вынести на голосование, когда другой трибун, Октавий, представлявший интересы крупных землевладельцев, воспользовался своим правом вето, и голосование перенесли. Через несколько дней его самого провалили на выборах за противодействие воле народа. Тут же был принят аграрный закон. Для контроля за ходом реформы была назначена комиссия из трех человек. В нее вошли сам Гракх, его брат Гай и его тесть Аппий Клавдий.

Принятие закона сделало Гракха популярным. За ним повсюду ходили толпы народа, как если бы именно он основал Италию. Тем временем крупные землевладельцы собирали силы для отпора. Когда настал срок переизбрания трибунов, они решили сместить Гракха, который уже выдвинул новые предвыборные обещания — к примеру, о сокращении срока службы в армии и о праве апелляции на судебные решения. Началось голосование, и первые две трибы уже проголосовали за Гракха. Но тут богатые римляне возмутились: закон не дает права два срока подряд занимать выборную должность. (Либо Гракх забыл об этом, либо богатые только что это придумали.)

На следующий день должно было состояться голосование на Капитолийском холме. Богатые и их многочисленные клиенты снова устроили Гракху обструкцию. Гракх подал заранее условленный сигнал, и началась свалка. Он сам и многие из его сторонников были убиты, а тела их сброшены в Тибр. Говорят, что это был первый кровавый конфликт в истории Римской республики; он положил начало цепи событий, позднее названных римской революцией. Гай Гракх в свой черед попытался довести реформы до конца — о призыве на воинскую службу с 17 лет, о разделе государственных земель между бедняками, о предоставлении италикам тех же избирательных прав, что и у римских граждан. Но и он был убит — через 12 лет после Тиберия.

Оба они, несомненно, симпатизируют Гракхам (в отличие от Ливия и Цицерона). Но и Плутарх, и Аппиан дают понять, что в расширяющейся республике назревала серьезнейшая проблема. В конечном счете она проистекала из самого устройства римской республики. У богатых действительно было решающее преимущество над бедными соседями, и дело не только в деньгах. Проблема была в том, что они могли вести свое хозяйство с помощью рабского труда.

Мелкие фермеры не могли конкурировать с ними, потому что землевладельцы имели право — иными словами, были обязаны — служить в римских легионах. Это отрывало их от хозяйства, иногда на несколько лет подряд. С другой стороны, рабам не было позволено служить в армии, потому что вооружать их считалось делом опасным. Как раз когда разворачивались эти события, на Сицилии уже несколько лет бушевало восстание, в котором участвовало около ста тысяч рабов. В общем случае свободная рабочая сила производительнее, чем труд раба, но в римской республике эта самая свободная рабочая сила часто отсутствовала, занятая в военных кампаниях, а рабы усердно трудились на латифундиях. Экономический эффект был сравним с тяжелым налогом на средний класс, который никак не затрагивал состоятельные слои.

Какой бы ни была действительная цель Гракхов, мотивом их действий стало перераспределение собственности. Мы еще не раз встретимся с этим явлением — с аграрной реформой, нацеленной на перераспределение собственности, но при этом игнорирующей более серьезную глубинную проблему. Можно даже считать общим правилом, что всякий раз, когда предлагается перераспределить землю, на самом деле существуют проблемы, почти заведомо имеющие более фундаментальный характер, чем распределение собственности. В том обстоятельстве, что у некоторых больше денег (а значит и земли), нет ничего плохого, и можно не опасаться, что так будет всегда, если за этим не стоит различие в правовой дееспособности. Но если различия в правовой дееспособности существуют, именно они должны быть целью реформ. А если этого не сделать, то даже после попытки аграрной реформы в распределении земельной собственности опять возникнет устойчивая диспропорция.

Глава 6. Англия впереди

В конце Мейтленд приходит к согласию с общепринятой точкой зрения, но надо признать: предположение о том, что феодальная система в Англии была другой и что ее, вероятно, задним числом причесали под Европу для простоты понимания, очень соблазнительно и интересно для любого, кто ищет глубинные различия между институтами в Англии и на континенте.

Средневековье обычно изображается как статичный мир, которым правят семейные узы, местные обычаи, неравенство статуса, сословные различия, власть сеньоров и зависимость вассалов, верность присяге и чувство долга. Защита предлагалась в обмен на службу или уплату оброка. Феодальное хозяйство мыслится как шахматная доска, на которой ходы (то есть акты экономического обмена) делаются лишь изредка: собственность контролируют короли, королевы, епископы и рыцари. Большинство игроков — низшее сословие, то есть пешки. Они знают свое место и всегда готовы при необходимости пожертвовать собой за короля. Правила игры определяются статусом.

Отличительной чертой английского права в период его формирования в XII и XIII веках было то, что его создавали судьи, а не законодатели, философы или короли. Английское общее право [common law] — выражение указывает на общенациональный закон, единый для всей страны, — создавалось, в отличие от статутного права, снизу. Оно было итогом массы судебных решений, определявших права людей, которые представили свои частные дела вниманию судов. Если не считать уголовного права, то важнейшей областью, как и в Риме, было разрешение имущественных споров. У судей была возможность опознать новые особенности каждого случая, благодаря чему закон приноравливался к всевозможным обстоятельствам, но обычно предполагалось, что решения судей подчинены прецеденту — они следовали той же норме, которая применялась в аналогичных случаях в прошлом.

Медленность пополнения совокупности норм закона позволяет накапливать мудрость и знание. Издержки и просчеты, допущенные прошлыми поколениями, со временем забываются. Это главный аргумент в пользу сохранения того, что существует издавна: оглядываясь в прошлое, не понять, чего ради затеяны перемены. Признание того, что прецеденты сложились на достойных основаниях, даже если эти основания уже не понятны нам досконально, наполняет закон духом праведного смирения (порой толкуемого как слепое преклонение). Закон постепенно открывали, а не изобретали во внезапном порыве.

Возникающие судебные нормы позднее могли быть закреплены в писаном праве или остаться неписаными. Считалось, что общее [general] законодательство просто формально фиксирует уже открытый и действующий на практике закон. Еще в XVII веке в Англии ставилось под сомнение право парламента принимать законы, несовместимые с общим правом.

Мейтленд и Хэллам выделили здесь тот самый элемент права, который обеспечил торговое первенство Англии и ее экономическое превосходство, при том что никто и не мыслил в понятиях экономики, когда этот принцип набирал силу. Равенство перед законом оказалось необходимым условием развития торговли. Итог многовековой эволюции права состоял в великой перемене после падения Римской империи, заключавшейся не в изменении имущественного права, а в огромном изменении права лиц.

Теория, может, и хороша, но вызывает определенные сомнения. Она строится на парадоксе: для децентрализации власти нужно сначала обеспечить ее централизацию. Но дело в том, что квинтэссенция децентрализации заключается в позволении людям самостоятельно принимать решения о собственности и добровольно вести обмен. Концентрация власти в одном месте обычно не бывает прелюдией к столь просвещенной политике.

По-видимому, централизация власти не была столь велика, как принято думать. Норманны были захватчиками и чужаками, которые одно время даже не говорили на местном языке и разумно решили, что для спокойствия страны лучше не трогать ее обычаи. Нам известно, что в царствование Иоанна Безземельного (1199–1216), то есть в период, очень важный для развития английского права, теряющий власть король под давлением баронов подписал Великую хартию вольностей, которая ввела ограничения королевской власти. Хартия была ориентирована на прошлое и требовала восстановления былых свобод. Генриху III пришлось несколько раз подтверждать хартию [211] .

Возможным объяснением отличительных особенностей Англии может быть ее островное положение, которое защищало страну от сотрясавших Европу разрушительных войн и научило англичан видеть друг в друге союзников, стоящих против общей внешней опасности. По той же причине они считали друг друга равноправными людьми. Централизацию власти можно было ослабить без риска того, что страна расколется на враждующие княжества.

Религия и собственность

К XVII веку самой богатой страной мира по показателю дохода на душу населения была Голландия. Грегори Кинг, которого иногда называют отцом исследований национального дохода, в 1696 году взялся оценить сравнительную силу французской, английской и голландской экономики и обнаружил, что в Голландии душевой доход на 15 % выше, чем в Англии, и почти вдвое больше, чем во Франции [213] . Голландия к тому же обладала наиболее высоким уровнем религиозной терпимости, и между этой особенностью Голландии и уровнем ее экономического процветания существовала важная связь.

Благодатное положение равенства перед законом зачастую подтачивается союзом государственной власти и религиозной веры. При этом перед властью открываются непреодолимые искушения. Крайне вероятным становится применение силы для достижения моральных целей, хотя уместнее было бы использовать убеждение. В ситуации, когда частная деятельность и договоренности оказываются объектом государственного контроля и наказания, собственность гибнет.

Тем временем экономисты, не замечая, что их аргументы образовали порочный круг, пытались объяснить экономическое развитие Англии с помощью данных экономической статистики о заработной плате, ценах, добыче угля, сбережениях и капитале. Но ничего определенного они из этого извлечь не сумели. Один набор цифр не может служить удовлетворительным объяснением другого. Математика не может возместить пренебрежение воздействием права.

Читайте также: