Я полагаю что земля которая распределялась бы между гражданами

Обновлено: 09.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области

Открытый урок истории в 9 классе

Подготовила: учитель истории и

обществознания 1 категории

Сорокина Н.Н.

с.Кумаксое 2016 г.

Цель: рассмотреть основные направления реформаторского курса ПА Столыпина, выявить суть, значение его аграрной реформы.

Образовательные:

1. Познакомить с новыми понятиями – хутор, отруб. Раскрыть разницу между ними.

2. Показать положительные и отрицательные последствия реформ Столыпина

Развивающие:

1. Продолжить развитие умений и навыков работы с историческим документом, давать оценку исторической личности.

2. Развивать умение анализировать историческую ситуацию, приводить аргументы в защиту своей позиции в ходе дискуссии

3. Развивать интерес к истории России

Воспитательные:

1.Определение собственной гражданской позиции по отношению к исторической реальности.

2. Воспитывать интерес к истории, историческим личностям.

Тип урока: комбинированный.

Способы организации деятельности: фронтальный, индивидуальный, групповой.

Форма деятельности: беседа, самостоятельная работа, работа с текстом, решение тестов и заданий в формате ОГЭ.

1.Орг. момент

Добрый день! Все готовы к уроку? Вам понадобятся учебник, маршрутный лист и желание узнать что-нибудь новое и полезное. В маршрутном листе вы будете выполнять задания, и выставлять себе оценки, а в конце урока вы узнаете свою оценку за весь урок. А начнем мы с проверки домашнего задания.

2. Проверка домашнего задания.

а) 9 января 1905 г. б) 9 февраля 1905 г. в) 1 марта 1905 г.

2. Подготовил и провел мирную демонстрацию рабочих к Николаю 2:

а) брат императора Владимир Александрович

б) лидер большевиков В. И. Ленин

в) священник Георгий Гапон

3. Петиция демонстрантов царю содержала:

а) только экономические требования

б) исключительно политические требования

в) экономические и политические требования

4. К событиям 1905г. не относятся:

а) Всероссийская политическая стачка

в) восстание моряков в Кронштадте

г) вооруженное восстание в Москве

5. В революционных событиях 1905г. наиболее активное участие принимали:

а) рабочие и матросы

б) крестьяне и казаки

в) мелкие и средние предприниматели

6. В результате первой русской революции население добилось от Правительства

а) амнистии политическим заключенным

б) введения всеобщего начального образования

в) отделения церкви от государства

1. Найдите верное высказывание:

а) расстрел мирного шествия 9 января 1905г. способствовал подрыву веры народа в справедливого царя и началу революции в стране

б) события 9 января 1905г. в Петербурге показали стремление властей к компромиссу с народом

в) революционные партии сумели превратить мирное шествие к царю в вооруженное восстание против власти

2. Найдите лишнее в перечне требований петиции рабочих к Николаю 2:

а) сокращение рабочего дня и повышение зарплаты

б) прекращение русско-японской войны

в) созыв Учредительного собрания и амнистия

г) конфискация промышленных предприятий в пользу рабочих

3. Результат революции 1905-1907:

а) Ликвидация помещичьего землевладения

б) Уничтожение сословного деления общества

в) Наделение крестьян бесплатной землёй из фонда царской семьи

г) Избрание Государственной думы.

4. В Манифесте, изданном 17 октября 1905, записано:

а) Отменить всеобщую воинскую повинность б) Ликвидировать помещичье землевладение

в) Предоставить политические свободы г) Созвать Демократическое совещание.

5. Практика создания подконтрольных властям рабочих организаций получила название

а) зубатовщина б) безобразовщина

в) кооперативный социализм г) народный социализм

6. Первая российская революция началась

а) 23 февраля 1917 г. б) 9 января 1905 г. в) 1 марта 1917 г. г) 5 декабря 1905

Взаимопроверка по эталону

Результат зафиксируйте в маршрутном листе.

О Столыпине много спорят :

В чём - то он исторически прав,

Ну, а может, принёс много горя,

Суть решений своих, не поняв.

Пустословить о нём можно много,

Осуждать, оскорблять, презирать,

Ну а мы его жизни дорогу

По ступеням хотим разобрать.

С чего начать рассказ судьбы России

В эпоху войн, реформ и кутерьмы?

С того, что люди в закоулках говорили

Давайте вместе проведём беседу,

Поговорим о прошлом, о былом…

О смутном времени иль может о победах

Речь заведём. Давайте, друзья начнём

Кто же он – П.А. Столыпин? Реформатор или реакционер? Его имя всегда вызывало и вызывает споры, и втягивает нас в круговорот страстных оценок.

По какой причине реформы П.А. Столыпина не были продолжены и закончены? Почему П.А. Столыпин остался реформатором – одиночкой? Какой след он оставил в истории Отечества? Актуальна ли тема сегодня?

На эти вопросы постараемся поразмышлять после изучения данной темы. Запишите тему урока в тетрадь.

Ознакомление с планом изучения нового материала.

Биография П.А. Столыпина.

Аграрная реформа П.А. Столыпина:

б) основные мероприятия.

Изучение нового материала.

Наш первый вопрос Биография П.А. Столыпина. Сейчас Хусаинова Карина будет вам рассказывать о Столыпине, а вы внимательное, её слушая, должны ответить на вопросы в маршрутном листе.

Петр Аркадьевич Столыпин родился 5 апреля 1862 года в Дрездене. Окончил Виленскую гимназию и в 1881 поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. По окончании университета поступил на службу в Министерство государственных имуществ.

В 1889 году перешел в Министерство внутренних дел. А 1903 году назначен Саратовским губернатором. В апреле 1906 года ушло в отставку правительство Витте. Столыпин был назначен министром внутренних делю Назначение это было не случайным – Столыпина поддерживали многие. Через два с половиной месяца Столыпин стал председателем Совета министров, сохранив за собой пост министра внутренних дел.

12 августа 1906 года — покушение на Петра Столыпина, организованное эсерами-максималистами. Во время званого вечера взрывается его дача на Аптекарском острове Петербурга.

В результате погибают 27 человек, среди нескольких десятков раненых оказываются сын и дочь Столыпина. Шестнадцатилетняя Наталья на всю жизнь остается инвалидом. Премьер-министр в результате теракта не пострадал.

Через неделю после покушения Столыпин подписывает указ о внедрении военно-полевых судов. В течение 48 часов три офицера рассматривали дело без учета каких-либо прав подсудимого, после чего выносили приговор, чаще всего — расстрел.

Программа состояла из двух частей

Успокоение страны при помощи чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

libcat.ru: книга без обложки

Воспоминания о моем отце П А Столыпине: краткое содержание, описание и аннотация

М Бок: другие книги автора

Кто написал Воспоминания о моем отце П А Столыпине? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Мария Бок: Петр Аркадьевич Столыпин. Воспоминания о моем отце. 1884—1911

Петр Аркадьевич Столыпин. Воспоминания о моем отце. 1884—1911

Мария фон Бок: Воспоминания о моем отце П.А. Столыпине

Воспоминания о моем отце П.А. Столыпине

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Воспоминания о моем отце П А Столыпине — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Всё и все были бы сравнены, земля стала бы общей, как вода и воздух. Но к воде и к воздуху не прикасается рука человеческая, не улучшает их рабочий труд, - иначе на улучшенные воздух и воду, несомненно, была бы наложена плата, на них установлено было бы право собственности. Я полагаю, что земля, которая распределялась бы между гражданами и отчуждалась бы у одних и передавалась бы другим местным социал-демократическим присутственным местом, - что эта земля получила бы скоро те же свойства, как вода и воздух. Ею бы стали пользоваться, да, но улучшать ее, прилагать к ней свой труд с тем, чтобы результаты этого труда перешли к другому лицу, - этого никто не стал бы делать.

Вообще, стимул к труду, та пружина, которая заставляет людей трудиться, была бы сломлена. Каждый гражданин - а между ними всегда были и будут тунеядцы - будет знать, что он имеет право заявить о желании получить землю, приложить свой труд к земле, затем, когда занятие это ему надоест, бросить ее и пойти опять бродить по белу-свету. Всё будет сравнено, - приравнять всех можно только к низшему уровню. Нельзя человека ленивого приравнять к трудолюбивому, нельзя человека тупоумного приравнять к трудоспособному. Вследствие этого культурный уровень понизится. Добрый хозяин, хозяин-изобретатель - самою силою вещей будет лишен возможности приложить свои знания к земле. Надо думать, что при таких условиях совершился бы новый переворот, и человек даровитый, сильный, способный - силою восстановил бы свое право на собственность, на результаты своих трудов. Ведь, господа, собственность имела всегда своим основанием силу, за которую стояло и нравственное право.

Ведь раздача земли при Екатерине Великой оправдывалась необходимостью заселения незаселенных громадных пространств, и тут была государственная мысль. Точно также право способного, право даровитого создало и право собственности на Западе. Неужели же нам возобновлять этот опыт и переживать новое воссоздание права собственности на уравненных и разоренных полях России. А эта перекроенная и уравненная Россия - что - стала бы она и более могущественной и богатой? Ведь богатство народов создает и могущество страны. Путем же переделения всей земли государство, в своем целом, не приобретет ни одного лишнего волоса хлеба. Уничтожены, конечно, будут культурные хозяйства. Временно будут увеличены крестьянские наделы, но, при росте населения, они скоро обратятся в пыль и эта распыленная земля будет высылать в города массы обнищавшего пролетариата. Но, положим, что эта картина неверна, что краски тут сгущены, - кто же, однако, будет возражать против того, что такое потрясение, такой громадный социальный переворот не отразится, может быть, на самой целости России. Ведь тут, господа, предлагают разрушение существующей государственности, предлагают нам среди других сильных и крепких народов превратить Россию в развалины - для того, чтобы на этих развалинах строить новое, неведомое нам отечество. Я думаю, что на втором тысячелетии своей жизни Россия не развалится. Я думаю, что она обновится, улучшит свой уклад, пойдет вперед, но путем разложения не пойдет, потому что где разложение - там смерть.

Теперь обратимся, господа, к другому предложенному нам проекту, проекту партии народной свободы. Проект этот не обнимает задачи в таком большом объеме, как предыдущий проект, задающийся увеличением пространства крестьянского землевладения. Проект этот даже отрицает, не признает и не создает ни за кем права на землю. Однако, я должен сказать, что и в этом проекте для меня не всё понятно, что и он представляется мне во многом противоречивым.

Докладчик этой партии в своей речи отнесся очень критически к началам национализации земли. Я полагал, что он логически должен, поэтому, придти к противоположному, к признанию принципа собственности. Отчасти это и было сделано. Он признал за крестьянством право неизменного, постоянного пользования землей, но вместе с тем, для расширения его владений, он признал необходимым нарушить постоянное пользование его соседей-землевладельцев и вместе с тем он гарантирует крестьянам ненарушимость их владений в будущем. Но раз признан принцип отчуждаемости, то кто же поверит тому, что, если понадобится со временем отчудить земли крестьян, они не будут отчуждены, и поэтому мне кажется, что в этом отношении проект левых партий гораздо более искренен и правдив, признавая возможность пересмотра трудовых норм, отнятие излишка земли у домохозяев. Вообще, если признавать принцип обязательного количественного отчуждения, т. е. принцип возможности отчуждения земли у того, у кого ее много, чтобы дать тому, у кого ее мало, - надо знать, к чему поведет это в конечном выводе, - это приведет к той же национализации земли. Ведь если теперь, в 1907 году, у владельца, скажем, трех тысяч десятин будет отнято две тысячи пятьсот и за ним останется пятьсот десятин культурных, то ведь с изменением понятия о культурности и с ростом населения, он, несомненно, подвергается риску отнятия остальных 500 десятин. Мне кажется, что и крестьянин не поймет, почему он должен переселяться куда-то вдаль, в виду того только, что его сосед не разорен, а имеет, по нашим понятиям, культурное хозяйство.

Я полагаю, что земля, которая распределилась бы между гражданами, отчуждалась бы у одних и предоставлялась бы другим местным социал-демократическим присутственным местам, что эта земля получила бы скоро те же свойства, как вода и воздух. Ею бы стали пользоваться, но улучшать ее, прилагать к ней свой труд, с тем чтобы результаты этого труда перешли к другому лицу, — этого никто не стал бы делать. Вообще стимул к труду, та пружина, которая заставляет людей трудиться, была бы сломлена. Каждый гражданин — а между ними всегда были и будут тунеядцы — будет знать, что он имеет право заявить о желании получить землю, приложить свой труд к земле, затем, когда занятие это ему надоест, бросить ее и пойти опять бродить по белу свету. Все будет сравнено, — но нельзя ленивого равнять к трудолюбивому, нельзя человека тупоумного приравнять к трудоспособному. Вследствие этого культурный уровень страны понизится. Добрый хозяин, хозяин изобретательный, самою силой вещей будет лишен возможности приложить свои знания к земле.

Надо думать, что при таких условиях совершился бы новый переворот, и человек даровитый, сильный, способный силой восстановил бы свое право на собственность, на результаты своих трудов. Ведь, господа, собственность имела всегда своим основанием силу, за которую стояло и нравственное право.

. Нужно снять те оковы, которые наложены на крестьянство, и дать ему возможность самому избрать тот способ пользования землей, который наиболее его устраивает. [ 8 ]

. Прежде чем изложить вам в общих чертах виды правительства, я позволю себе остановиться еще на одном способе разрешения земельного вопроса, который засел во многих головах. Этот способ, этот путь — это путь насилия. Вам всем известно, господа, насколько легко прислушивается наш крестьянин-простолюдин к всевозможным толкам, насколько легко он поддается толчку, особенно в направлении разрешения своих земельных вожделений явочным путем, так сказать, насилия. За это уже платился несколько раз наш серый крестьянин.

. Но прежде чем говорить о способах, нужно ясно себе представить цель, а цель у правительства вполне определенна: правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым, достаточным, так как, где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода. Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину, то есть соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и представить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность эта будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Такому собственнику-хозяину правительство обязано помочь советом, помочь кредитом, то есть деньгами. [ 8 ]

. Все улучшения в местных распорядках, в суде и администрации останутся поверхностными, не проникнут вглубь, пока не будет достигнуто поднятие благосостояния основного, земледельческого класса государства. [ 9 ]

. Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками — бунт погашается силой, а признание неприкосновенности частной собственности и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования — вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы. [ 9 ]

Вот тогда, тогда только писаная свобода превратится и претворится в свободу настоящую, которая, конечно, слагается из гражданских вольностей и чувства государственности и патриотизма. [ 30 ]

. В тех местностях России, где личность крестьянина уже получила определенное развитие, где община как принудительный союз ставит преграду для его самостоятельности, там необходимо дать ему свободу приложения своего труда к земле, там необходимо дать ему свободу трудиться, богатеть, распоряжаться своей собственностью; надо дать ему власть над землей, надо избавить его от кабалы отживающего общинного строя. [ 17 ]

…Господа, нужна вера. Была минута, и минута эта недалека, когда вера в будущее России была поколеблена, когда нарушены были многие понятия; не нарушена была в эту минуту лишь вера Царя в силу русского пахаря и русского крестьянина. Это было время не для колебаний, а для решений. И вот, в эту тяжелую минуту правительство приняло на себя большую ответственность, проведя в порядке ст. 87 закон 9 ноября 1906 года, оно делало ставку не на убогих и пьяных, а на крепких и на сильных. Таковых в короткое время оказалось около полумиллиона домохозяев, закрепивших за собой более 3.200.000 десятин земли. Не парализуйте, господа. дальнейшего развития этих людей, и помните, законодательствуя, что таких людей, таких сильных людей в России большинство. [ 17 ]


Двенадцатого августа 1906 года в субботу к подъезду дачи председателя Совета министров на Аптекарском острове подъехало ландо с тремя мужчинами. Двое — в форме жандармских офицеров, один — в штатском платье. Столыпин принимал в своем кабинете посетителей, в приемной ожидало несколько десятков человек, среди них были женщины с детьми. На балконе, прямо над крыльцом, сидели двое детей Столыпина, дочь Наташа и малыш Аркадий вместе с няней, молоденькой воспитанницей Красностокского монастыря Людмилой Останькович.

Через несколько минут взрывом бомбы дача будет разрушена, Останькович погибнет, малыш — ранен, а Наташа с раздробленными ногами окажется под копытами взбесившихся от боли раненых лошадей.

И все они мгновенно исчезают в страшном взрыве.

В этот день старшая дочь Столыпина, Маша, закончив с младшей сестрой Олечкой урок, пошла с ней из книжной гостиной наверх. Взрыв застал Машу в коридоре. Она собиралась открыть дверь, но никакой двери не было. Вместо двери — пустота, внизу — набережная, блеск Невки, деревья. Взрыв ошеломил девочку. Она подумала об отце: что с ним?

Несколькими днями раньше в Варшаве бросали бомбу в генерал-губернатора Скалона. В Саратове был разорван бомбой губернатор Блок. От взрывов сотрясалась жизнь. И дочь боялась за отца, не понимая, что случилось в России.

Маша Столыпина кинулась к окну, чтобы прыгнуть на крышу нижнего балкона и перебраться в кабинет Петра Аркадьевича. Ее остановил Казимир, слуга, взял обеими руками за талию и отодвинул в сторону.

Тут она увидела мать с белой от известки головой.

— Ты жива, — сказала мать. — Где Наташа и Адя?

Не было двух ее детей. Как каждая мать, супруга Столыпина думала прежде всего о родных детях.

Они вошли в верхнюю гостиную. Здесь лежала на кушетке выздоравливающая от тифа Елена. На полу среди осколков — горка. Стены и пол целы. Зато из соседней комнаты вся мебель вылетела в приемную и даже на набережную Невки.

Откуда-то снизу, с улицы, раздался голос Столыпина:

Мать вышла на балкон.

— Все дети с тобой? — спросил он.

— Нет Наташи и Ади, — с ужасом и тоской вымолвила Ольга Борисовна.

В эту минуту Столыпин, наверное, отдал бы посты министра внутренних дел и премьера, все честолюбивые упования, все патриотические планы ради одного слова о Наташе и Аркадии.

Маша хотела сбежать вниз по лестнице, но от лестницы осталось ступенек десять. Надо было прыгать на кучи щебня или ждать пожарных. Она спрыгнула, упала, вскочила на ноги и бросилась на шею отцу. Какое счастье было видеть его живым и невредимым!

Но что творилось кругом?! Кричали и стонали раненые, стлался дым, метались обезумевшие женщины. Шелестели липы, по дорожке ползли две Наташины черепахи, на газонах лежали мертвые и разорванные тела, тут нога, тут чья-то кисть, там челюсть.


П.А. Столыпин. Фото из Центрального госархива кинофотодокументов СССР.

Наташа и Аркадий были найдены под обломками дачи, тяжело раненными.

«Наташа была ранена очень серьезно, — вспоминала потом Мария Столыпина (по мужу — Бок), — и странно было видеть, когда ее переносили, это безжизненно лежащее тело с совершенно раздробленными ногами и спокойное, будто даже довольное лицо. Не издавала она ни одного звука: ни крика, ни стона, пока не переложили ее на кровать. Но тогда она закричала и кричала уже все время — так ее в больницу и увезли, — кричала так жалобно и безнадежно, что мороз по коже проходил от крика этой четырнадцатилетней девочки.

К вечеру увезли пострадавших. Кого в покойницкие, кого в лечебницы. Наташе предстояла ампутация обеих ног, немедленно, иначе не спасут. Это была цена, которую Столыпин должен уплатить за твердый курс, спасающий страну от трагедии революции.

Он умоляет докторов отложить операцию до утра. Они с трудом соглашаются. Наступает утро. Ампутацию снова откладывают. Потом сообщают, что попробуют сохранить обе ноги, а что дальше — останется калекой или поправится — это как Бог даст.

Надо думать, прошедшая ночь была для Столыпина мучительной. На нем лежала кровь его детей. Он не мог не знать, что и в дальнейшем ничто не убережет их — никакая охрана, никакие жандармы. Уберечь детей может только отец. При одном условии.

«Список лиц, убитых при взрыве бомбы на даче господина министра внутренних дел Столыпина 12 августа 1906 г.

1. Непременный член Ярославского губернского по земским и городским делам представителя Коллежский Асессор Николай Юльевич Слефогт — 32 лет.

2. Отставной статский советник Михаил Тимофеевич Вербицкий — 60.

3. Потомственный почетный гражданин Леонтий Клементьевич Клементьев — 59.

4. Запасный унтер-офицер кавалергардского полка из крестьян Смоленской губернии Духовищинского уезда Жиловичской волости деревни Новоселок Василий Прокофьев Солдатенков — 32.

5. Запасный боцман гвардейского экипажа из крестьян Курской губернии Дмитриевского уезда Михайловской волости слободы Жидневки Александр Иванов Проценков — 28.

6. Гражданский инженер Иероним Иулианович Терлецкий — 25.

7. Унтер-офицер Санкт-Петербургского жандармского дивизиона Иван Павлов Слепов — 27.

8. Коллежский регистратор Афанасий Ларионов Горбатенков — 45,

9. Крестьянин Нижегородской губернии Лукояновского уезда Крюковской волости села Крюкова Петр Григорьев Синятин — 47.

10. Сотенный медицинский фельдшер области Войска Донского Захар Семенов Мерзликин — 29.

11. Крестьянин Ковенской губернии и уезда Сурзинокской волости Свентаброкского общества Франц Казимиров Станюлис — 22.

12. Член Совета Министерства внутренних дел, сенатор, действительный статский советник Сергей Алексеевич Хвостов — 60.

13. Харьковский мещанин Александр Леонтьев Вольфович — 54.

14. Жена прапорщика запаса Ольга Истомина — 32.

15. Вдова действительного статского советника княгиня Евдокия Артемьевна Кантакузена — 56.

16. Князь Иван Александрович Некашидзе — 55.

17. Церемониймейстер Высочайшего двора действительный статский советник Александр Александрович Воронин — 43.

Читайте также: