Выявление проблем предоставления земельных участков юридическим лицам и гражданам

Обновлено: 17.05.2024

Так, 18.12.2012 Колпинским районным судом Санкт-Петербурга было рассмотрено дело № 2-1451/12, которым заявителю было отказано в обязании Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга предоставить в первоочередном порядке земельный участок в аренду для индивидуального жилищного строительства. По материалам дела истица, имеющая на иждивении несовершеннолетнего ребенка-инвалида, обратилась в Администрацию Колпинского района с заявлением о предоставлении в первоочередном порядке на основании Федерального закона № 181-ФЗ земельного участка в аренду без проведения торгов. Требование о предоставлении земельного участка без проведения торгов обусловлено положениями статьи 17 указанного Федерального закона, а также выводами Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2008 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17.09.2008.

В удовлетворении заявления было отказано. Истица обжаловала данное решение в судебном порядке. При отказе в удовлетворении указанных требований суд ссылался на отсутствие в Санкт-Петербурге действующего порядка предоставления земельного участка семьям, имеющим в своем составе инвалида или ребенка-инвалида. Данное обстоятельство обусловлено особенностью городской и земельной инфраструктуры города: плотная застройка не позволяет выделять необходимые земельные участки даже в рамках уже принятых законов.

Подобные проблемы характерны для большинства крупных городов России. Законодательством Московской области, например, также не предусмотрен порядок предоставления инвалидам земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, бесплатно.

Однако, на взгляд автора, данная причина не может являться обоснованием ущемления социальных прав отдельных категорий граждан в зависимости от места их проживания. В подобных городах высшим должностным лицам следует найти иные способы правовой защиты многодетных семей и семей, имеющих детей-инвалидов.

Вторая проблема, связанная с предоставлением земельных участков под ИЖС, представляет собой предъявление чрезмерных требований к кандидатам, а также расширительное толкование норм законодательства со стороны компетентных органов, ответственных за рассмотрение заявлений о предоставлении земельных участков по ИЖС. При данных обстоятельствах единственным способом защиты со стороны заявителей является обращение в суд. Следует отметить, что не всегда судебные органы при решении подобных вопросов встают на сторону государственных органов.

Судом при вынесении решения правомерно учтены и те обстоятельства, что дочь истца А., несмотря на проживание по иному адресу, находится на полном иждивении отца, он занимается ее воспитанием. С.Д. не лишен в отношении дочери родительских прав. Суд также отметил, что сам факт проживания ребенка отдельно от отца не имеет юридического значения, поскольку не свидетельствует о том, что ребенок не является членом семьи истца, не находится на его иждивении, как не свидетельствует о том, что отец не занимается воспитанием дочери.

Таким образом, обращение заявителя в судебные органы позволило восстановить ему его конституционное право на социальную защиту. При этом толкование судом норм регионального законодательства может быть использовано в качестве аргумента при рассмотрении схожих дел.

По существу дела: в ходе осуществления муниципального контроля за соблюдением земельного законодательства администрацией муниципального образования город Краснодар установлено, что В.М.А. на принадлежащем ей на праве собственности и предназначенном для индивидуального жилищного строительства земельном участке площадью 700 кв. м, расположенном по адресу: г. , , без получения разрешения на строительство, в нарушение целевого назначения земельного участка, с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил возводится жилой дом блокированной застройки с площадью застройки 580 кв. м. В этой связи администрация обратилась в суд с иском о сносе самовольной постройки. Ответчики предъявили встречный иск о признании за ними права собственности на возведенный дом, ссылаясь на то, что ими была предпринята попытка в получении разрешения на строительство. Судами первой и второй инстанции в удовлетворении требований администрации отказано, иски ответчиков удовлетворены полностью. Однако суд кассационной инстанции не согласился с выводами нижестоящих судов. Верховный Суд Российской Федерации при разрешении дела пояснил, что, во-первых: в силу положений Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19, понятие индивидуального жилого дома, помимо дома этажностью до трех этажей, предназначенного для проживания одной семьи, также включает жилой дом блокированной застройки — жилой дом с количеством этажей не более, чем три, состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи. Ответчики воспользовались вторым вариантом использования земельного участка. Однако суд отметил, что каждый из таких домов относится к разным видам разрешенного использования. Поскольку построенный ответчиками жилой дом относится к условно разрешенному виду использования земельного участка, ответчиками осуществлено строительство на земельном участке, не отведенном для этих целей. Проанализировав ряд норм Российского законодательства, суд пришел к выводу, что признание судом права собственности на самовольно возведенное строение возможно в случае установления наличия у строения единственного признака самовольной постройки — отсутствия разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию при установлении принятия лицом, создавшим самовольную постройку, соответствующих мер к легализации постройки, неправомерности отказа уполномоченным органом в выдаче разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию и отсутствия нарушений прав и охраняемых законом интересов других лиц, угрозы жизни и здоровью граждан сохранением самовольной постройки.

Между тем, несоответствие возводимого ответчиками строения целевому назначению земельного участка, на котором оно расположено, является условием, влекущим невозможность признания права собственности на самовольно возведенное строение в судебном порядке. Исходя из данных выводов, а также из того, что попытка обращения ответчика в виде оставления заявления о рассмотрении вопроса о возможности внесения изменений в карту зонирования правил землепользования и застройки в части установления территориальной зоны территории использованного земельного участка на зону застройки многоэтажными жилыми домами, не признана судом попыткой получения необходимого разрешения в силу пункта 3, статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд отклонил доводы ответчика и своим определением отменил ранее принятые судебные решения по делу.

На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: на практике мы получаем, что ввиду наличия значительных пробелов в законодательстве и злоупотребления правом со стороны некоторых граждан реально нуждающиеся в подобной социальной поддержке лица лишаются возможности в получении необходимой помощи со стороны государства.

1. В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

2. В извещении указываются:

1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;

2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;

3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;

4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;

5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;

6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;

7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;

8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект;

9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.

3. В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

4. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

5. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.

6. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.

7. В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Поле, пашня и лесополоса

Что такое неразграниченный земельный участок

Аэрофотосъемка земель

Вся земля в Подмосковье, как и по всей РФ, определяется по форме собственности как разграниченная и неразграниченная. Разграниченная земля – это земля, находящаяся в собственности: частной, федеральной, федерального субъекта или муниципальной. Неразграниченная – это та земля, на которую нет правоудостоверяющих документов.

Земля считается неразграниченной (государственной) до возникновения и регистрации прав на нее. Распоряжение земельными участками неразграниченной собственности определено земельным законодательством.

Получатели услуги


Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Государственная услуга по предоставлению земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду и собственность без проведения торгов предоставляется физическим, юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям. Однако, согласно статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, право на получение земли без торгов возникает только при соблюдении определенного ряда условий.

Так, в статье 39.3 Земельного кодекса установлены условия, при которых может осуществляться продажа таких земель, а также перечень лиц, которые могут выступать покупателями. В частности, допускается продажа:

В статье 39.6 Земельного кодекса РФ определены случаи, когда неразграниченные земли передаются без торгов в аренду. В частности, без торгов предоставляются:

земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, − членам данной некоммерческой организации;

  • земельный участок, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства − собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса;
  • земельные участки − гражданам, имеющим право на их первоочередное или внеочередное приобретение в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
  • земельный участок взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
  • земельный участок − лицу, которое в соответствии с Земельным кодексом имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;
  • земельный участок − гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества;
  • земельный участок, расположенный за границами населенного пункта, − гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;
  • земельный участок, необходимый для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, − лицу, с которым заключено такое соглашение (например, под инвестпроекты).

Исчерпывающие перечни случаев продажи участков неразграниченной госсобственности или предоставления их в аренду содержатся в Земельном кодексе РФ.

Как составить заявление

Ноутбук

Заявление на услугу проще всего подать через личный кабинет регионального портала госуслуг, где необходимо заполнить готовую форму. Подача данного заявления равно предусмотрена как в случае аренды земельных участков, так и при предоставлении их в собственность.

При этом юридическим лицам необходимо указать следующие данные:

  • сведения о ЕГРН;
  • ИНН;
  • наименование организации;
  • адрес организации;
  • организационно-правовая форма.

Физическим лицам нужно указать следующую информацию:

  • ФИО;
  • паспортные данные;
  • СНИЛС;
  • контактные данные.

И физическим, и юридическим лицам нужно указать в заявлении кадастровый номер участка, который требуется предоставить в собственность или аренду, срок аренды, адрес и площадь участка, а также сообщить цель запроса.

Куда подавать заявление

Макет домов

Самым удобным и быстрым способом подачи заявления является обращение через РПГУ, поскольку оно позволяет избежать хождения по структурам и дает возможность отследить весь процесс через личный кабинет.

С этой целью сначала нужно зарегистрировать личный кабинет и получить регистрацию в электронной системе ЕСИА.

Подать заявление можно, заполнив форму в личном кабинете портала госуслуг и приложив к ней электронные образцы документов (без ЭЦП). Получить результат услуги нужно будет в МФЦ, где потребуется предъявить оригиналы документов для сверки.

В результате предоставления услуги заявитель получит договор аренды земельного участка либо договор купли-продажи земельного участка.

Сроки оказания услуги

Документы, подписание

Источник: РИАМО, Анастасия Осипова

Срок рассмотрения заявления составляет от 8 до 50 рабочих дней, в зависимости от необходимости осуществления публикации о предстоящем предоставлении земельного участка и рассмотрения вопроса на Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области и Градостроительном совете Московской области.

Информация о результате рассмотрения заявления будет направлена в личный кабинет заявителя на портале госуслуг. Оригинал договора купли-продажи или договора аренды с подписью уполномоченного должностного лица и печатью администрации можно получить в МФЦ.

Информация о готовности результатов предоставляется также по единому телефонному номеру: 8 (800) 550-50-30.


Процедура предоставления ЗУ гражданам и юридическим лицам и регистрация права собственности актуальна и важна во все времена. Данные процедуры постоянно совершенствуются.

Что касается процедуры предоставления, то особо значимые изменения произошли с 1 марта 2015 года. В это время в Земельный кодекс было внесено большое количество поправок, в частности, изменен порядок предоставления земель из государственной и муниципальной собственности физическим и юридическим лицам. Как утверждает законодательство, данные изменения были внесены, чтобы процесс предоставления земель для населения был более понятным и прозрачным. Ранее сама процедура предоставления земель не была должным образом описана и урегулирована [1]. С 2015 по 2018 года существенных изменений не произошло, и процедура осталась прежней. Несмотря на все поправки, внесенные в законодательство, в данной процедуре до сих пор существуют пробелы.

Согласно Земельному Кодексу РФ, статья 39.14, процедура предоставления земельных участков осуществляется в несколько этапов:

– в самом начале происходит подготовка схемы расположения земельного участка;

– далее, гражданином или юридическим лицом, в уполномоченный орган подается заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

– затем, принимают решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в установленном порядке;

– на данном этапе осуществляется обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков; в случае, если на предыдущем этапе принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, то осуществляются кадастровые работы, необходимые для уточнения границ земельного участка;

– далее происходит кадастровый учет земельного участка, а также регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, исключение составляет только образование земельного участка из земель (земельного участка), на которые не разграничена государственная собственность;

– на предпоследнем этапе процедуры граждане или юридические лица подают заявления о предоставлении земельного участка;

– на завершающем этапе заключается договоры купли-продажи или аренды земельного участка, договор безвозмездного пользования земельным участком, принимается решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование [2].

Предоставление земельных участков осуществляют уполномоченные на то органы, компетенции которых четко разграничены в статьях 9–11 ЗК РФ. Из вышеуказанных статей следует, что предоставление осуществляется:

а) Правительством РФ, органами исполнительной власти, выступающих от имени Российской Федерации — в отношении земель, находящихся в федеральной собственности [3];

б) органами исполнительной власти субъектов РФ (администрация, правительство) — в отношении земель, находящихся в собственности субъектов РФ [4];

в) органами местного самоуправления — в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности [5].

Процедура регистрации права собственности так же регламентирована законодательством. В соответствии с Федеральным законом № 218, статья 29, государственная регистрация прав, включает в себя следующие этапы:

– прием заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

– далее, при наличии оснований, происходит возврат прилагаемых к заявлению документов без рассмотрения, как правило, это происходит при отсутствии документа, удостоверяющего личность;

– на данном этапе происходит правовая экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, чтобы проверить существуют ли причины для приостановки или отказа государственной регистрации прав или нет;

– далее, при отсутствии причин для отказа и приостановки, сведения для осуществления государственной регистрации прав вносят в Единый государственный реестр недвижимости; в случае наличия причин для приостановки или отказа в регистрации прав, уведомляют об этом и возвращают документы на доработку;

– на последнем этапе, как в случае отказа в регистрации права, так и после ее осуществления, происходит выдача документов [6].

В соответствии с законодательством, государственную регистрацию прав осуществляет орган регистрации прав. Органом регистрации прав является Росреестр.

Проведя анализ нормативно — правовых актов, можно сделать вывод, что на законодательном уровне у данных процедур нет недостатков, порядок процедур и уполномоченные органы установлены, но практика показывает, что по этим процедурам часто приходят приостановки и отказы. При процедуре регистрации права собственности, как правило, они связаны в основном с отсутствием необходимых документов при подаче заявления или погрешностями их заполнения, искажающих достоверность предоставленной информации. В отношении процедуры предоставления ЗУ приходят отказы еще и по причине того, что запрашиваемый земельный участок не соответствует Правилам землепользования и застройки и так же, как и при регистрации права, если допущены ошибки в предоставляемых документах или с отсутствием тех или иных необходимых документов. Так же остается проблемой то, что люди не знают, в какой именно уполномоченный орган следует обращаться для предоставления земельных участков.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что граждане или юридические лица недостаточно осведомлены какие документы нужны в данных процедурах, как правильно их заполнять, не владеют информацией о том, какой вид разрешенного использования у земельного участка, где находится вся необходимая информация и куда им следует обратиться с собранным пакетом документов.

Чтобы решить эту проблему, следует четко регламентировать какие документы необходимо предоставить для осуществления данных процедур, обозначить конкретнее какие органы уполномочены в выполнении упомянутых процедур. Так же данную информацию нужно сделать более доступной для всех слоев населения. Не каждый знает, в каком нормативно-правовом акте необходимая информация. Более лучшим решением проблемы будет то, что информация не будет разрознена, а содержаться в одном нормативно-правовом акте на каждую процедуру. Информация не должна содержаться только в интернет источниках, в противном случае она так и останется доступной не для всех, поэтому можно сделать бесплатное консультирование по телефону. Так же нужно обучать специалистов, которые консультируют, подготавливают или принимают бумаги, чтобы предоставлялась корректная информация.

Основные термины (генерируются автоматически): земельный участок, государственная регистрация, процедура предоставления, документ, муниципальная собственность, отношение земель, предварительное согласование предоставления, процедура, необходимая информация, орган регистрации.

Читайте также: