Возрастной и имущественный ценз это

Обновлено: 14.05.2024

ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ — установленный в законодательстве возраст, при наличии которого предоставляется право избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право).

В РФ право избирать предоставляется по всем видам выборов с 18 лет. Законодательство РФ не допускает никаких иных возрастных ограничений этого права.

Право быть избранным характеризуется своими возрастными особенностями. Согласно ФЗ от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" возраст кандидата не может быть ниже 21 года — на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, 30 лет — на выборах главы исполнительной власти субъектов РФ и 21 года — на выборах в органы местного самоуправления.

Для избрания депутатом ГД минимальный возраст установлен Конституцией РФ — 21 год, Президентом РФ — также Конституцией РФ — 35 лет. (В прежней Конституции для избрания Президента существовала верхняя возрастная планка — 65 лет. В действующую Конституцию она не включена.)

В.ц. устанавливается также для кандидатов на должности судей, а в отдельных странах — и на должности министров.

Гражданства ценз

Гражданства ценз ГРАЖДАНСТВА ЦЕНЗ — установленное конституцией или избирательным законом требование, согласно которому избиратель или кандидат на выборную государственную должность должен обладать гражданством данного государства.Г.ц. — один из самых

Грамотности ценз

Грамотности ценз ГРАМОТНОСТИ ЦЕНЗ — один из разновидностей образовательного ценза, требование избирательного закона, согласно которому избиратель или кандидат на выборную государственную должность должен уметь читать и писать на официальном языке (или одном из

Избирательный ценз

Избирательный ценз ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ (квалификации) — устанавливаемый конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления активного и пассивного избирательного права.В истории избирательного права использовались самые разнообразь цензы

Имущественный ценз

Имущественный ценз ИМУЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНЗ — требование избирательного закона, согласно которому избирательное право (активное или пассивное) предоставляется только гражданам, имеющим собственность определенной стоимости или вносящим налоги не ниже определенной суммы. В

Оседлости ценз

Оседлости ценз ОСЕДЛОСТИ ЦЕНЗ — в конституционном праве установленное законом требование, согласно которому получение гражданином активного или пассивного избирательного права обусловлено определенным сроком проживания в данной местности или стране к моменту

Партийный ценз

Партийный ценз ПАРТИЙНЫЙ ЦЕНЗ — в ряде государств с однопартийными режимами требование, согласно которому для обладания пассивным избирательным правом необходимо принадлежать к правящей политической партии. Иного рода П.ц. существуют в настоящее время в ряде стран с

Профессиональный ценз

Профессиональный ценз см. Служебный ценз.

Языковой ценз

Языковой ценз ЯЗЫКОВОЙ ЦЕНЗ — требование, согласно которому для обладания избирательными правами необходимо владеть официальным (государственным) языком (либо одним из официальных языков, либо всеми официальными языками) данного государства. Имеет распространение в

Установление принадлежности человека к определенной возрастной группе

Установление принадлежности человека к определенной возрастной группе Общая схема выявления возрастной характеристики человека по его запаховым следам не отличается по характеру построения работы от установления пола, биологического вида, других групповых признаков

Ценз Ценз (лат. census, от censeo — делаю опись, перепись), 1) в Древнем Риме перепись граждан с указанием имущества для определения их социально-политического, военного и податного положения. Согласно античной традиции, введение Ц. приписывается царю Сервию Туллию (6 в. до н. э.),

ограничительные условия допущения лица к пользованию какими-либо правами.

Словарь Ушакова

ценз, ценза, муж. (лат. census - перепись, оценка; имущество).

2. Условие, необходимое для внесения предприятия в тот или иной список, реестр (спец.).

3. В Англии и США - перепись населения или хозяйственная перепись, производящаяся в определенные промежутки времени (экон.).

Словарь Ожегова

ЦЕНЗ, а, м. (спец.).

1. Условия, допускающие человека к пользованию теми или иными политическими правами. Возрастной ц. Образовательный ц. Избирательный ц. (ограничивающий право человека избирать или быть избранным). Ц. оседлости (установленный законом срок проживания, необходимый для приобретения какихн. прав).

2. В англоязычных странах: периодическая перепись.

| прил. цензовый, ая, ое.

Словарь Ефремовой

  1. м.
    1. Условие, ограничивающее допущение лица к осуществлению определенных политических прав.
    2. Условие, необходимое для внесения предприятия в определенный список, реестр.
    3. Статистическая перепись.
    4. Периодическая оценка имущества граждан Древнего Рима для соответствующего разделения их на податные разряды.

    Энциклопедический словарь

    (лат. census, от censeo - делаю опись, перепись).

    1. в Древнем Риме перепись граждан с указанием имущества для определения их социально-политического, военного и податного положения.
    2. В средние века в Западной и Центральной Европе - крестьянская подать, оброк, то же, что чинш.
    3. См. Цензы избирательные.
    4. Статистическая перепись.

    Большой юридический словарь

    (лат. census, от censeo - делаю опись, перепись) -

    в Древнем Риме перепись граждан с указанием имущества для определения их социально-политического, военного и податного положения;

    в Средние века в Западной и Центральной Европе - крестьянская подать, оброк, то же, что чинш,

    см. Избирательные цензы;

    Большая Советская Энциклопедия

    (лат. census, от censeo ≈ делаю опись, перепись),

    в Древнем Риме перепись граждан с указанием имущества для определения их социально-политического, военного и податного положения. Согласно античной традиции, введение Ц. приписывается царю Сервию Туллию (6 в. до н. э.), разделившему граждан по имущественному принципу на 5 классов или разрядов. За основу Ц. были, видимо, приняты земельный надел или движимость; впоследствии перешли к денежному выражению Ц. Производился Ц. раз в 5 лет; контролировали его проведение цари, затем консулы, с 443 до н. э. ≈ цензоры , в императорскую эпоху ≈ императоры.

    В средние века в Западной и Центральной Европе ≈ крестьянская подать, оброк, то же, что чинш .

    Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    M. P.

    Ценз (в современном государственном праве) — совокупность условий, дающих лицу определенные политические или служебные права. Ц. бывает образовательный, в силу которого для занятия известных должностей (напр., должности учителя, судьи, прокурора, офицера и т.д.) требуется окончание курса учебного заведения известной категории или выдержание соответственного испытания. С общим развитием образования требование образовательного Ц. обыкновенно повышается для служебных прав, но в то же время, по мере демократизации общественного строя, понижается или отпадает для прав политических (т. е. права участия в парламентских и местных выборах), а также для права быть присяжным заседателем, так как в этой области он играет роль, аналогичную с ролью имущественного Ц., противоречащего демократическим началам; тем не менее в некоторых странах, напр., в Италии, доныне требуется грамотность для пользования избирательными правами. В России требование грамотности для присяжных заседателей введено в Судебные уставы только в 1887 г. Ц. возрастной — требование определенного возраста для пользования известными правами (в Германии для права выборов к рейхстаг — 25 л., во Франции — 21, в России для участия в земских выборах — 25 лет и т. д.). Точно так же известные должности не могут быть заняты лицами не достигшими определенного возраста. Ц. служебный, или стаж, — требование состояния на службе в определенных должностях определенное число лет для занятия высшей должности (особенное значение имеет стаж на судебной службе). Наибольшее значение, однако, имеет Ц. имущественный, в силу которого для занятия должности или пользования правами требуется обладание имуществом или ежегодным доходом не ниже определенного размера. Требование такого Ц. придает всему государственному строю специфически плутократический характер (см. Плутократия). Для политических выборов имущественный Ц. в течение всего XIX в., за некоторыми исключениями, либо понижается, либо окончательно исчезает. Так, в Англии парламентские реформы 1832, 1867 и 1884 гг. постепенным понижением имущественного Ц. распространили избирательное право почти на всех самостоятельных квартирохозяев. В Бельгии роль имущественного Ц. для избирательного права была уменьшена в 1893 г., в Испании совсем уничтожена в 1890 г. и т. д. Имущественного Ц. для избирательных прав не существует вовсе в Германской империи, во Франции, в Испании, Соед. Штатах, но он сохраняется в Австрии, Италии, Швеции и т. д., а также в Пруссии и др. германских государствах. Во многих случаях имущественный Ц. для пассивного избир. права (т. е. для права быть избранным) выше, чем для активного. В России право участия в земских или городских выборах построено на основе имущественного Ц.; имущественный Ц. служит также одним из оснований для права быть присяжным заседателем.

    Избирательные цензы – это установленные законом условия, которым должен соответствовать гражданин, чтобы обладать избирательным правом. Избирательные цензы есть как для активного, так и для пассивного избирательного права. Избирательные цензы можно разделить на две группы: естественные и произвольные, в какой-то мере ограничивающие свободу граждан.

    К естественным избирательным цензам следует отнести возрастной ценз требование, согласно которому избиратель должен достичь определенного возраста, после которого он приобретает право голоса. Невозможно представить, чтобы подросток, а тем более ребенок мог ответственно выбирать депутатов в представительные органы власти. До середины 60-х годов минувшего столетия в большинстве стран активным избирательным правом наделялись граждане в возрасте 21 года. Это был возраст полного совершеннолетия, возраст правосубъектности по гражданскому праву, когда человек мог вступить во владение наследством, самостоятельно совершать сделки и т.п.

    Однако в конце 50-х – начале 60-х годов этот возрастной ценз стал восприниматься как нечто противоестественное, не соответствующее жизненным реалиям. Когда Америка участвовала во Вьетнамской войне, в США существовала всеобщая воинская обязанность. Сложилась странная ситуация: молодежь, призываемая в армию и гибнущая там, не имела права участвовать в политической жизни страны. Это был абсурд. Снижение возрастного ценза до 18 лет началось в 60-е годы. В некоторых странах до сих пор существует возрастной ценз выше 18 лет (в Японии, Швейцарии он равняется 20 годам).

    Существует возрастной ценз и для пассивного избирательного права. Он, как правило, выше, чем для активного избирательного права, ибо человек, избираемый в парламент или муниципалитет, на должность судьи или мэра, должен обладать жизненным опытом. В разных странах этот возраст может составлять 25, 30, 32, 40 лет).

    В некоторых странах при регистрации избирателей проверяется образовательный ценз. Например, в ряде штатов США существовало правило, согласно которому избиратель при регистрации должен был прочесть несколько строк из Конституции США и объяснить, как он их понимает, т.е. нужно было продемонстрировать определенный уровень политического образования и образования вообще. Образовательный ценз более активно применяется при пассивном избирательном праве. В некоторых случаях от кандидата требуется удостоверение, что у него есть хотя бы среднее образование, а для избрания на определенные должности (президента) – диплом о высшем образовании. К образовательному цензу близок ценз грамотности: избиратель должен уметь читать и писать на языке той страны, где он проживает. Это что-то вроде упрощенного варианта образовательного ценза.

    Ценз оседлости (ценз проживания) представляет собой устанавливаемое законом требование, согласно которому право голосовать предоставляется гражданам, которые проживают в данной местности определенный период времени. Этот период может быть самым разным: в большинстве штатов США – 1–2 месяца, в ФРГ – 3 месяца, во Франции – полгода, в Канаде – 12 месяцев. Наличие такого ценза вполне объяснимо: человек должен прожить какое-то время в данном городе, чтобы почувствовать себя членом этой городской или сельской общины, стать частью социума. Особенно это касается выборов в местные органы.

    Иногда встречаются какие-то особые требования. Так, например, в Ирландии избиратель обязан иметь место для сна. Можно предположить, что в избирательном праве там отказано бродягам, живущим под мостами. Между тем речь идет о наемных сельскохозяйственных рабочих, живущих на чужих фермах. Поскольку эти люди живут не в своем доме, то, исходя из толкования этого правила, они лишаются активного избирательного права.




    Произвольные цензы, в той или иной мере ограничивающие права граждан, существуют далеко не везде. Так, в большинстве современных государств не существует избирательного ценза по признаку пола, т.е. женщины не ограничиваются в праве избирать и быть избранными. Однако такое положение было не всегда. До Первой мировой войны женщины имели избирательное право лишь в немногих государствах: Норвегии, Финляндии, Исландии, Дании, Австралии и Новой Зеландии. Позже во многих странах женщины добились избирательного права. Дальнейшее расширение прав женщин произошло после очередного мирового катаклизма – Второй мировой войны. Французские женщины получили избирательное право в 1944 г., итальянские – в 1945, японские – в 1946 г. Последними в Европе добились избирательного права женщины Швейцарии (в 1971 г.). В ряде стран Ближнего Востока, например в Саудовской Аравии или Объединенных Арабских Эмиратах, не только женщины, но и мужчины не имеют права голоса, поскольку там пока вообще нет никаких выборов.

    В ряде стран существует избирательный ценз для военнослужащих. Чаще военнослужащие лишаются пассивного избирательного права. Это представляется вполне логичным, поскольку военная служба не должна быть связана с политикой. Если человек намерен участвовать в политическом процессе, то он должен отказаться от военной карьеры и заняться карьерой политической.

    Иногда встречаются, хотя и редко, религиозные цензы. В Исламской Республике Иран, для того чтобы быть избранным в парламент, нужно быть мусульманином и активно проповедовать ислам. Там свыше 90% членов парламента – служители культа.

    Уже упоминалось об исключении из списков избирателей наркоманов, банкротов, лиц, лишенных избирательных прав, и т.д. Это специальные цензы для некоторых категорий граждан, чье участие в выборах государство считает нежелательным.

    Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание по приговору суда. В некоторых странах лишение избирательного права может быть видом наказания, и там, согласно приговору суда, человек не имеет права избирать и быть избранным.


    Выдающийся мыслитель античного мира Аристотель (384— 322 до н.э.) сформулировал принципы демократического управления богатые и бедные участвуют в управлении на базе очень низкого имущественного ценза к занятию должностей допускаются все граждане, за исключением тех, кто подвергается судебному преследованию и за абсолютным исключением рабов суверенен народ, а не закон. [c.7]

    Во-вторых, с расширением рамок избирательного права связанного с понижением и отменой имущественного ценза, предоставлением права голоса женщинам и молодежи, ведущие политические партии, в том числе ранее ориентировавшиеся на выражение интересов состоятельных слоев общества (в частности, либералы в Великобритании,демократы в США), стали прислушиваться к настроениям и интересам большинства рядовых граждан. [c.51]

    ИМУЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНЗ - показатель, характеризующий количество имущества (в натуральном или в денежном выражении), принадлежащего данному лицу. [c.110]


    Купцам первой и второй гильдий предоставлялась возможность занять выборные должности в городских сословных учреждениях. Здесь в силу вступал главный принцип - имущественный ценз, наличие капитала, и поэтому самые богатые купцы занимали городские должности, в частности, должность городского головы. Купцы получили также право и на внешнюю атрибутику купцы первой гильдии - ездить в городе в карете парою, в то время как купцы второй гильдии - в коляске парою. [c.129]

    ИМУЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНЗ — требование избирательного закона, в соответствии с которым активное и (или) пассивное избирательное право предоставляется только лицам, обладающим имуществом определенной стоимости или вносящим налоги не меньше определенной суммы. [c.261]

    Различают движимое, перемещаемое имущество и недвижимое имущество в виде земли и прикрепленных к ней объектов. Имущественный ущерб определяется на основании имущественного ценза — показателя, характеризующего количество имущества (в натуральном или денежном выражении), принадлежащего данному лицу. Если имущество собственника было застраховано, то страховая фирма выплачивает страховое возмещение по страхованию имущества вследствие наступления страхового случая. [c.703]

    Земская реформа изменила местное самоуправление. Городская реформа строилась на тех же принципах, что и земская. Распорядительным органом городского управления осталась городская дума. Если до Н 1870 г. городские думы состояли из депутатов от со- словных групп, то теперь они становились бессословными. Гласные (депутаты) городской думы избирались на основе имущественного ценза. В выборах гласных участвовали только плательщики городских налогов, т. е. владельцы недвижимости (предприятий, банков, домов ). Гораздо более последовательной, чем предыдущие две, была судебная реформа. Судебные уставы вводили вместо феодальных сословных судов цивилизованные судебные учреждения, общие для всех сословий, с одним и тем же порядком судопроизводства. Судебная реформа 1864 г. явилась самым крупным в истории России шагом к правовому государству. Все ее принципы и учреждения содействовали развитию в стране цивилизованных норм законности и правосудия. [c.37]


    Партнера искали в своей социальной группе - по положению, имущественному цензу, профессиональной принадлежности. Если село слыло бедным, в него старались не отдавать своих дочерей. В неравном браке в обмен на женщин, уступаемым родам, стоящим ниже по социальному положению и желающим иметь жен более высокого происхождения, высокопоставленные роды получают брачную компенсацию, размер которой тем больше, чем более высоко социальное положение отдаваемых им женщин. Таким образом, часть женщин перемещается вниз по иерархической лестнице, тогда как наверх поступают богатства, которые скапливаются в руках господствующих групп, распределяющих эти богатства среди своего окружения в форме даров или угощений. [c.91]

    Определение суммы налога (ценз) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Как видим, еще тогда закладывались основы декларации о доходах. [c.6]

    Цензы избирательные — установленные законом условия, необходимые для приобретения права участвовать в выборах представительных органов власти. Наиболее распространены цензы имущественные, оседлости, грамотности. [c.206]

    ЦЕНЗ - ограничительные условия допуска лица к пользованию какими-либо правами, например, возрастной Ц. Имущественный Ц. и т.п. [c.829]

    Определение суммы налога (ценз) проводилось каждые пять лет избираемыми чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам клятвенное заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. [c.5]

    Эту деятельность продолжил император Август Октавиан (63 до н.э. — 14 н.э.). Во всех провинциях были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за налогообложением. Были сокращены услуги откупщиков, а там, где они сохранились, за их деятельностью установлен строгий государственный контроль. Заново была проведена оценка налогового потенциала провинций с целью более справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи. Для этого проводились обмеры каждой городской общины с ее земельными угодьями, составлялись кадастры по каждому городу, содержавшие данные о землевладельцах. Проводилась перепись имущественного состояния граждан. Переписью руководили наместники провинций совместно с прокураторами, возглавлявшими финансовые учреждения провинций. Каждый житель был обязан в определенный день представить властям общины свою декларацию. Налоговые документы хранились в финансовом органе и служили базой для последующих переписей имущественного состояния (цензов). Чиновник, контролирующий проведение [c.6]

    Стремясь к консолидации сил господствующего класса (сенаторского сословия, всад-ничества, провинциальной знати, аристократии, зачастую не имевшей гражданства), Август заботился об их имущественном цензе. Для сенаторов он составлял один миллион сестерциев. В случае отсутствия такого уровня он выделял сенаторам из личных доходов дополнительные денежные средства. Для ослабления конфликтов между сенаторами и всадниками он перевёл всадничество во второе высшее сословие, имущественный ценз которого оценивался в 400 тыс. сестерциев. [c.37]

    В 1775 г. был опубликован манифест О высочайше дарованных милостях , в котором объявлялось, что всем и каждому дозволено открывать новые производства без какого-либо специального разрешения. Также в 1775 г. были восстановлены купеческие гильдии и введен высокий имущественный ценз на вступление в них. Правительство выкупало заводы у вельмож обратно в казну, но на состоянии промышленности это сказалось не слишком благоприятно, так как у государства не было необходимых средств для развития тяжелой индустрии. Абсолютно преобладающими были формы промышленности, основанные на различных видах подневольного труда. В начале царствования Екатерины в России было 655 промышленных предприятий, к концу - 2294. [c.33]

    Организация налогообложения была основана на цензе как описи населения и его имущества. Он был введен, по преданию, Сервием Туллием в 550 году до н.э. в целях налогообложения, а позже переписи населения. Последний ценз был проведен в 72 году н.э. Население делилось на сословия по имущественному положению I - не ниже 100 тысяч ассов, II - до 75 тысяч, III - до 50 тысяч, IV - до 25 тысяч, V - не ниже 12, 5 тысяч ассов. В оценку входило имущество по видам недвижимость, земля, инвентарь, драгоценности, одежда. Оно определялось по домашним учетным книгам. [c.203]

    Налоговые документы хранились в фининасовом органе и служили базой для последующих переписей имущественного состояния (цензов). [c.7]

    Читайте также: