В каком случае не будут нарушены права журналиста во время присутствия на избирательном участке

Обновлено: 01.05.2024

Участие СМИ в выборах – важная составляющая честных демократических выборов.

Участие СМИ в выборах можно условно разделить на три типа:

  1. Права кандидатов и/или политических партий на предвыборную агитацию.
  2. Права граждан на достоверную информацию.
  3. Контроль за проведением выборов.

Участие СМИ в выборах

Предвыборная агитация в СМИ имеет ряд условий и ограничений.

Одно из главных ограничений – предвыборная агитация в СМИ может начаться за 28 дней до голосования.

Не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов СМИ обязаны опубликовать сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади. Эти условия должны быть одинаковы для всех кандидатов. Данные сведения должны быть предоставлены в избирательную комиссию, организующую выборы.

Государственные и/или муниципальные СМИ обязаны предоставить кандидатам и избирательным объединениям бесплатное эфирное время или бесплатную печатную площадь, равные по времени и/или месту. Это не распространяется на специализированные государственные и/или муниципальные СМИ – культурно-просветительские, детские, технические, научные и др., а также на СМИ, выходящие реже 1 раза в неделю.

Агитационные материалы не могут сопровождаться редакционными комментариями в любой форме – заголовок, иллюстрация и т.д. На телевидении запрещается перекрывать передачу агитационных материалов трансляцией иных программ или иных агитационных материалов.

Участие в СМИ на выборах – это не только осуществление прав кандидатов и/или политических партий на предвыборную агитацию. Но также и осуществление прав граждан на достоверную информацию. Журналистские расследования, интервью, опросы общественного мнения и т.д.

В случае обнародования информационных материалов (в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата и/или политической партии, СМИ обязаны предоставить соответствующему кандидату возможность до окончания агитационного периода бесплатно обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации.

Для обнародования опровержения или иного разъяснения эфирное время должно быть предоставлено кандидату, политической партии в то же время суток, в которое была обнародована первоначальная информация, и его объем должен быть не меньше, чем объем эфирного времени, предоставленного для изложения первоначальной информации, но не менее 2 минут.

При опубликовании опровержения или иного разъяснения его текст должен быть набран тем же шрифтом, помещен на том же месте полосы и по объему должен быть не меньше, чем объем опровергаемого текста.

Непредоставление кандидату и/или политической партии возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение до окончания агитационного периода является основанием для привлечения организации, осуществляющей выпуск СМИ, и ее должностных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако если информационные материалы, наносящие вред репутации были обнародованы и/или опубликованы как часть агитационных материалов, предоставленных политическими конкурентами, в рамках использования ими бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади, СМИ не обязаны публиковать опровержения.

Однако распространять эти материалы можно, только:

  • если это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина;
  • если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц;
  • если демонстрация записи производится по решению суда.

Права журналистов СМИ на выборах в части контроля за выборами

Журналисты не вправе вмешиваться в деятельность комиссии.

  • присутствовать на всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с протоколами об итогах голосования, о результатах выборов;
  • присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение;
  • находиться в помещении для голосования в день голосования;
  • присутствовать при подсчете голосов избирателей;
  • знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов;
  • производить фото- и видеосъемку.

Журналисты на выборах вправе носить нагрудные знаки, не содержащие признаков предвыборной агитации, с указанием наименования организации, которую они представляют.

Представители СМИ на выборах немедленно после подписания протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования (в том числе составленного повторно) вправе обратиться к участковой избирательной комиссии с требованием выдать им заверенную копию этого протокола.

Участковая избирательная комиссия обязана выдать журналистам на выборах заверенную копию протокола, отметив факт этой выдачи в соответствующем реестре. Представитель СМИ, получивший заверенную копию протокола, расписывается в указанном реестре.

Выборы президента 2018. Архивное фото

Для СМИ-иноагентов ограничений не будет

Аккредитация СМИ в информцентр ЦИК РФ для работы на выборах президента 18 марта начнется с 12 февраля, сообщила руководитель управления пресс-службы и информации аппарата Центризбиркома Юлия Фелонина. По ее словам, вся необходимая информация для аккредитации будет размещена на сайте ведомства уже в пятницу.

Рабочие несут плакат с агитацией в поддержку действующего президента РФ Владимира Путина. Архивное фото

Секретарь ЦИК Майя Гришина отметила, что в информцентр будет действовать отдельная аккредитация, отличная от аккредитации СМИ на избирательные участки. "Удостоверение будет другой формы… Документов для аккредитации несколько больше", — пояснила она.

При этом, как заявила Фелонина, ЦИК РФ не выставляет никаких ограничений для аккредитации в информцентр для СМИ-иноагентов. "Мы не выставляем никаких ограничений, мы проверяем законность и чистоту всех документов", — сказала Фелонина, отвечая на вопрос, будут ли какие-то ограничения для аккредитации в информцентр ЦИК для СМИ-иноагентов.

"Если это СМИ, работающее на территории России, есть действующие свидетельства и действующие все документы, то они подают заявки, их все на равных условиях рассматривают… На данный момент у нас нет таких ограничений, если только мы в каждом конкретном случае смотрим каждого человека, каждый документ, каждый журналист получает персональное аккредитационное заявление", — добавила она.

Голосование на выборах президента

Успеть аккредитоваться до 15 февраля

Для освещения досрочного голосования в труднодоступных местностях России, которое начнется за 20 дней до выборов, журналистам лучше подать заявки на аккредитацию до 15 февраля.

Подготовка к выборам в президенты. Архивное фото

"По моим подсчетам, где-то до 15 февраля тем, кто будет работать на досрочном голосовании, желательно уже все заявки подать. Тогда вам открыт путь, в том числе, в вертолет на дальние участки — то, что всегда интересно, ярко для избирательной кампании, с этого начинается уже такой этап, как голосование избирателей", — сказала Гришина.

При этом, по ее словам, журналисты, имеющие аккредитацию избиркома для работы на избирательных участках, смогут присутствовать при голосовании на дому и проводить там съемку только с разрешения хозяина дома.

Удостоверение кандидата в президенты РФ Владимира Путина, выданное Центральной избирательной комиссией РФ. 6 февраля 2018

Она напомнила, что представители СМИ могут присутствовать на избирательном участке и проводить фото- и видеосъемку, если имеют соответствующую аккредитацию, и также должны предварительно уведомить главу участковой комиссии. Также журналисты имеют право знакомиться с итоговым протоколом после окончания голосования, получать его копию, но не должны мешать проведению голосования.

Прозрачность выборов президента России: контроль на каждом этапе

Памятки для журналистов

Российский Центризбирком также подготовил памятки представителям СМИ для работы на выборах президента РФ, в которых, в частности, содержится информация о правах журналистов на участках в день выборов, правила фото- и видеосъемки, а также взаимодействия с членами избиркомов.

Дмитрий Песков на ежегодной большой пресс-конференции президента РФ Владимира Путина. Архивное фото

По словам Гришиной, в памятке нет отдельных правил для иностранных журналистов, но если взять работу СМИ на избирательном участке, то для зарубежного корреспондента, который имеет аккредитацию МИД РФ, "эта памятка вполне актуальна, потому что он приравнен в правах для работы на участке с российскими журналистами".

Она напомнила, что для работы на участках представителям иностранных СМИ достаточно аккредитации МИД, также нужно предъявить удостоверения сотрудника средства массовой информации в участковой комиссии.

Памятка состоит из 28 страниц и 9 глав. В частности, там прописаны права журналистов по присутствию на участках в день выборов, их обязанности и правила фото- и видеосъемки, взаимодействие с членами избиркома, ответственность всех сторон за нарушение закона, работа в качестве наблюдателя, полномочия сотрудников полиции.

Предвыборная агитация

Бесплатный эфир для агитации

Люди на Красной площади в Москве. Архивное фото

Гришина также сообщила, что все кандидаты в президенты России и выдвинувшие их партии, если они подадут соответствующие заявки, могут получить в общей сложности 75 часов бесплатного эфира на федеральном ТВ в период агитации в СМИ, который начнется с 17 февраля. Жеребьевка по распределению бесплатного эфирного времени пройдет 13 февраля, а аналогичная жеребьевка относительно печатаной площади в периодических изданиях — 15 февраля.

Бесплатное эфирное время для агитации предоставляют четыре организации телерадиовещания на пяти федеральных каналах: Первый канал, Россия 1, Россия 24 (ВГТРК), ТВЦ и Общественное телевидение России.

"На каждом из каналов по часу на каждого кандидата и на каждую партию… Если подадут заявки все кандидаты и все выдвинувшие их партии, 15 часов гарантировано на каждом из каналов", — сказала Гришина на брифинге в пятницу, отвечая на вопрос о том, сколько бесплатного эфирного времени получат кандидаты и партии в ходе агитации в СМИ.

Сотрудники Центральной избирательной комиссии РФ. Архивное фото

"При этом это только на пяти каналах, а у нас еще 300 региональных, там то же самое", — добавила секретарь ЦИК.

На просьбу пояснить, какое именно время будет отведено для видеороликов и дебатов, Гришина уточнила, что этот вопрос пока прорабатывается каналами. Она отметила, что расчет происходит по определенной формуле: треть — партиям, половина — на дебаты. "На самом деле, получается в результате такой формулы, что на предвыборные ролики остается очень мало времени. Это такая особенность нашего федерального закона: с одной стороны, он создал преимущество для партийных кандидатов, с другой стороны, преимущество для совместных агитационных мероприятий", — пояснила Гришина.

Читайте также: