Установление порядка резервирования земель принудительного отчуждения земельных участков

Обновлено: 04.05.2024

Под резервированием земель подразумевается определенный тип ограничения прав по пользованию и распоряжению участком земли.

Резервирование земель. Понятие и особенности проведения резервирования земель для последующего удовлетворения нужд государственных и муниципальных органов

Под резервированием земель подразумевается определенный тип ограничения прав по пользованию и распоряжению участком земли.

Проведение резервирования земель возможно только при наличии определенных обстоятельств, среди которых:

Территории и зоны, в которых допустимо резервирование земель

На уровне земельного законодательства установлено, что проведение процедуры по резервированию земель допускается только в специально выделенных в документации зон планируемого размещения следующих видов объектов:

  • имеющих федеральное значение;
  • имеющих региональное значение;
  • имеющих муниципальное значение.

При этом разметить подобные объекты возможно только в пределах специально определенной территории, которая была указана в заявке от высшего исполнительного органа государственной власти.

Таким же образом осуществляется планирование территорий при необходимости создания особых экономических зон. Данные зоны могут быть созданы для удовлетворения целого ряда государственных проблем, среди которых:

  • развитие обрабатывающих отраслей экономики;
  • развитие высокотехнических отраслей экономики;
  • развитие туризма и санитарно-курортной сферы;
  • развитие транспортной инфраструктуры.

Создание любых из вышеперечисленных зон требуется проведения большого количества разных землеустроительных мероприятий.

Порядок и условия проведения резервирования земель для удовлетворения государственных и муниципальных нужд

В Земельном кодексе России отдельно выделена норма, подразумевающая, что любая федеральная или муниципальная собственность, которая не была предоставлена в пользование ни физическим, ни юридическим лицам, автоматически используется в мероприятиях, направленных на резервирование земель для нужд государства или для муниципальных нужд.

Согласно положениям данного Кодекса земли для удовлетворения нужд государства и отдельных субъектов государства не могут быть зарезервированы на срок больше семи лет. Если же речь идет о резервировании участков, входящих в состав специально отведенной федеральными законодательными актами экономической зоны, срок резервирования подобных земель не может превышать двух лет.

Если резервированный участок не был предоставлен во временную или постоянную собственность юридическим или физическим лицам и используется для проведения строительства и реконструкции транспортных средств и прочих линейных объектов, общий срок проведения данных мероприятий может быть продлен до двадцати лет.

Порядок резервирования земель определяется соответствующими постановлениями Правительства РФ.

Решение о резервировании земель должно быть принято специально уполномоченным на это федеральным органом власти. Если резервирование земель происходит для удовлетворения нужд определенного субъекта государства, данные действия уполномочен совершать региональный орган власти или орган местного самоуправления.

Решение о резервировании земель принимается на основании следующего перечня документов:

  • документ о планировании территорий;
  • документ о планировании территории при создании особой охраняемой территории или территории оборонительного характер
  • программы по проведению геологического изучения недр.

К решению о резервировании должны прикладываться схемы территории, на которую устанавливается ограничение, а также полный перечень кадастровый номеров участков, расположенных в границах данной территории. Решение о резервировании земель обязательно должно приниматься в отношении участков, которые находятся в пределах одного установленного в документе кадастрового округа.

Порядок принятия решения о резервировании, его содержание

Решение о необходимости проведения резервирования земель принимается уполномоченным на это федеральным или региональным органом власти, сфера деятельности которого включает в себя необходимость установления подобного рода ограничений на участки. В отдельных случаях, принимать решение о резервировании земель уполномочен и орган местного самоуправления.

Решение о резервировании земель должно содержать в себе следующую информацию:

  • цели, ради которых происходит резервирование земель, а также точные сроки, на которые устанавливается данное ограничение;
  • реквизиты документов, на основании которых осуществляется установка ограничений;
  • полный перечень ограничений на право собственности, владения и распоряжения участком земли. Данный перечень устанавливается на уровне федерального законодательства;
  • сведения о точном времени и месте, где стороны смогут ознакомиться со схемой проведения резервирования земельных участков;
  • полный перечень кадастровый номеров участков, которые подлежат резервированию.

В качестве дополнения к решению должны быть предоставлены схема проведения мероприятия, кадастровые номера всех участков, попадающих в данную резервируемую территорию.

Срок, на который возможно резервирование земель. Порядок прекращения ограничений прав, которые были установлены резервированием земель

На законодательном уровне выделяется следующие сроки резервирования земель:

  • два года, если речь идет о резервировании земель, находящихся в особой экономической зоне;
  • семь лет, если речь идет об обычном резервировании;
  • двадцать лет, если речь идет о земле, не предоставленной в пользование ни физическим, ни юридическим лицам и на которой происходит ремонт транспорта и прочих линейных объектов.

В земельном законодательстве установлены следующие виды обстоятельств, на основании которых резервирование может быть прекращено:

  • истечение срока, предусмотренного решением;
  • предоставление участка для удовлетворения нужд государства и субъектов государства. Участок при этом должен быть освобожден от прав третьих лиц;
  • государственный орган принял решение об отмене резервирования;
  • участок был изъят в установленном законом порядке;
  • резервирование было отменено на основании решения суда.

Документ об окончании резервирования должен быть передан в кадастровую палату и государственное учреждение, осуществляющее регистрацию прав на недвижимое имущество, чтобы снять все ограничения, установленные на данный объект недвижимости.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Земельный кодекс Российской Федерации в пункте 1 статьи 57 предусматривает, что возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, подлежат убытки, причиненные, в частности, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (подпункт 4), а также изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о его переводе из состава земель одной категории в другую без согласования с его правообладателем (подпункт 5). В соответствии с пунктом 5 статьи 57 порядок возмещения таких убытков устанавливается Правительством Российской Федерации.

Являясь собственником земельного участка с установленным на момент его приобретения видом разрешенного использования “для индивидуального жилищного строительства” и попавшего в границы объекта охраны (культурного наследия, ООПТ, водоохранных, санитарный и иных) возникает право на компенсацию владельцу такого земельного участка. О порядке и реализации такого права, подвергнутого анализу Конституционного суда и пойдет речь в настоящей статье.

Конституционный Суд в Постановлении от 5 марта 2020 года по делу о проверке конституционности подпунктов 4 и 5 пункта 1 и пункта 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.С.Бутримовой установил, что вследствие принятия указанных постановлений значительно ограничено право собственности на земельные участки в зависимости от их расположения на территории и в охранной зоне объекта культурного наследия, зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоне охраняемого природного ландшафта.

Далее по тексту основные позиции Постановления КС. В результате, вид разрешенного использования, принадлежащего собственнику земельного участка изменен на “земельные участки (территории) общего пользования”, а его кадастровая стоимость снизилась до 1 рубля.

Посчитав, что этим собственнику земельного участка могли быть причинены убытки, подлежащие взысканию на основании оспариваемых положений, было направлено исковое заявление в Тверской районный суд города Москвы к Министерству финансов Российской Федерации.

По мнению собственника земельного участка, подпункты 4 и 5 пункта 1 и пункт 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации противоречат Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 2, 8, 19, 34, 35, 55 и 56, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, они позволяют ограничивать права собственника земельного участка в результате установления зон охраны объекта культурного наследия без возмещения причиненных этим убытков.

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел подпункты 4 и 5 пункта 1 и пункт 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования на их основании решается вопрос о возмещении убытков в случае ограничения прав собственника земельного участка правомерными действиями органа государственной власти или органа местного самоуправления в связи с установлением зоны охраны объекта культурного наследия.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях (постановления от 16 июля 2008 года № 9-П, от 31 января 2011 года № 1-П, от 31 октября 2019 года № 32-П и др.), что конституционные гарантии охраны частной собственности законом, выражающие принцип ее неприкосновенности, а также конституционные гарантии судебной защиты распространяются как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере.

Право частной собственности не является абсолютным, его ограничения могут вводиться федеральным законом, если они необходимы для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, как это вытекает из положений статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с иными ее нормами, в частности статьями 17 (часть 3) и 19 (части 1 и 2). При этом такие ограничения должны отвечать требованиям справедливости, разумности и соразмерности. Вмешательство государства в отношения собственности не должно быть произвольным и нарушать равновесие между интересами общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности, что предполагает разумную соразмерность между используемыми средствами и преследуемой целью, с тем чтобы обеспечивался баланс конституционно признаваемых ценностей и лицо не подвергалось чрезмерному обременению.

Выраженный в статье 35 Конституции Российской Федерации общепризнанный в цивилизованных государствах принцип неприкосновенности собственности, являющийся одним из основополагающих аспектов верховенства права, призван гарантировать неприкосновенность права собственности во всех его составляющих, таких как владение, пользование и распоряжение имуществом, и включает в свое нормативное содержание конституционные гарантии обеспечения собственникам и иным правообладателям возможности свободно использовать принадлежащее им имущество, стабильности отношений собственности, недопустимости произвольного лишения имущества либо несоразмерного ограничения имущественных прав.

Фундаментальные правовые начала собственности и свободы экономической деятельности, как они определены в Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, лежат в основе любого законодательного регулирования в сфере отношений собственности, включая определение оснований и порядка возникновения, изменения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, установление объема их защиты и правомерных ограничений (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2004 года № 3-П и от 16 июля 2008 года № 9-П).

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, специальным случаем ограничения права частной собственности на землю выступает принудительное отчуждение земельного участка для государственных нужд, сопровождаемое равноценной компенсацией потерь, причиненных таким изъятием (определения от 2 октября 2019 года № 2619-О, № 2620-О и др.).

Данное ограничение порождает для лица наиболее существенные последствия, поскольку в результате оно утрачивает всю совокупность правомочий, принадлежащих собственнику, ввиду прекращения его права на изымаемый участок. В то же время статья 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации, закрепляя недопустимость принудительного отчуждения имущества для государственных нужд без предварительного и равноценного возмещения, предполагает – во взаимосвязи с ее статьями 17, 19 (части 1 и 2), 34 и 55 (часть 3) – необходимость предоставления лицу возмещения не только в случае обусловленного государственными нуждами прекращения права частной собственности, но и при таком административно-регулятивном воздействии в публичных интересах со стороны органов власти (в частности, путем принятия подзаконного нормативного акта, ограничившего право собственности по сравнению с тем, как его содержание определено в законе), которое предусматривает умаление содержания права собственности этого лица (в том числе по сравнению с правом собственности на аналогичные объекты, принадлежащие другим лицам, на которых не распространяется действие принятого подзаконного акта), уменьшение стоимости имущества, снижение его потребительских свойств либо усечение допустимых способов его использования.

Тем самым ограничение права частной собственности, осуществленное органами власти как мера сохранения памятников истории и культуры, т.е. в публичных интересах, и повлекшее утрату, полную или частичную, возможности владеть, пользоваться вещью и распоряжаться правом на нее, требует достижения и поддержания баланса личных и общих интересов при неукоснительном соблюдении конституционно обоснованных принципов справедливости, разумности и соразмерности.

Эффективной гарантией этого выступает установление надлежащих юридических процедур ограничения права собственности, непосредственно обеспечивающих такой баланс.

Земельный кодекс Российской Федерации в порядке реализации конституционных гарантий защиты права собственности закрепляет в качестве одного из принципов земельного законодательства необходимость сочетания интересов общества и законных интересов граждан, когда регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении каждому гарантий на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 11 пункта 1 статьи 1).

Развивая приведенное положение, данный Кодекс в статье 57, также направленной на обеспечение баланса частных и публичных интересов, предусматривает механизм возмещения убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости.

Статья же 571, введенная в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ и определяющая особенности возмещения убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, является по своему содержанию частным случаем нормы, закрепленной в статье 57 данного Кодекса, что подтверждается и переходными положениями к этому Федеральному закону: если причиненный вред не был возмещен до указанной в нем даты в рамках статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации в ранее действовавшей редакции, такой вред должен возмещаться в соответствии со статьями 57 и 571 данного Кодекса в редакции этого Федерального закона с учетом особенностей, им предусмотренных. Федеральный законодатель определил в пункте 1 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации случаи возмещения убытков в полном объеме, включая упущенную выгоду, отнеся к таковым, помимо прочего, ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (подпункт 4), а также изменение целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о его переводе из состава земель одной категории в другую без согласования с его правообладателем (подпункт 5).

Положения этой статьи, призваны, как того требует Конституция Российской Федерации, гарантировать соблюдение баланса частных и публичных интересов, в том числе при снижении потребительских свойств земельного участка или его рыночной стоимости по причине ограничения прав собственников.

На Правительство Российской Федерации возложены обязанности по установлению порядка, в котором соответствующее возмещение должно осуществляться. Правительство Российской Федерации приняло постановление от 7 мая 2003 года № 262 “Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц”.

Специалист в области процессуального права

Корпоративное право

Бизнес-медиация

Комментарии (3)

Право пользования организацией или частным физическим лицом земельным участком, равно как и недвижимым и иным имуществом, которое на нем располагается, однажды может быть ограничено и прекращено в интересах государства или муниципалитетов. Попасть под изъятие могут как земли, находящиеся в собственности лиц, так и используемые ими на иных правовых основаниях.

Общий порядок изъятия земли для государственных или муниципальных нужд предусматривается нормами Гражданского кодекса РФ и Земельного кодекса РФ. Конечно же, когда дело касается принудительного прекращения прав юридических и физических лиц на имущество, не связанное с применением каких-либо санкций, например, за совершение преступления, как это происходит в случае конфискации, необходимо обеспечивать баланс интересов тех, у кого имущество изымается, и тех, в чью пользу оно изымается. Именно поэтому возможность изъятия земли может быть реализована только в исключительных случаях, предусмотренных законом, и сопровождается обязательной компенсацией ее текущему владельцу. С другой стороны, чтобы исключить возможность злоупотребления земельными правами с целью получения выгоды от планируемого изъятия земли для государственных или муниципальных нужд за счет предоставляемой компенсации, государством применяется юридический механизм предварительного резервирования земельных участков. Это позволяет избежать лишних расходов, связанных с выкупом земли, а также заранее информировать заинтересованных лиц о своих планах в отношении данной земли.

Примеров государственных или муниципальных инициатив, для реализации которых у собственников или иных владельцев изымается земля, множество. Так, для целей строительства олимпийских объектов в г. Сочи был даже принят специальный порядок резервирования и изъятия земельных участков . Но в общих случаях такие решения принимаются с целью строительства автомобильных, железных дорог, строительства инженерной инфраструктуры или иных объектов государственного или муниципального значения.

См. Федеральный закон от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Итак, рассмотрим действующий порядок, а также правовые основания для резервирования и выкупа земельных участков для государственных нужд.

Основания резервирования и изъятия земельных участков

Земельный кодекс (п. 1 ст. 49, ст. 70.1) устанавливает перечень оснований для резервирования земель и изъятия земельных участков. К ним в том числе относятся:

В том случае если земля не предоставлена юридическим и физическим лицам, то резервирование земли также допускается в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. При этом следует помнить, что резервирование и изъятие для государственных или муниципальных нужд производятся в исключительных случаях при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Судебная практика. Постановлением ФАС Московского округа от 30.06.2004 N КА-А40/4871-04 по делу N А40-40207/03-96-420 суд установил, что при рассмотрении дела о признании недействительными ненормативных актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации об изъятии земельного участка, принадлежащего заявителю, нижестоящим судом не исследованы вопросы о том, возможно ли размещение объектов городского и муниципального значения на другом земельном участке, в результате чего дело было отправлено на новое рассмотрение.

В другом деле ФАС Северо-Кавказского округа от 23.03.2011 по делу N А32-5485/2010 о признании недействительным Постановления главы администрации муниципального образования г. Краснодар от 29.10.2007 N 1790 "Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка по ул. Октябрьской, 170 в Западном внутригородском округе города Краснодара" указал, что бремя доказывания отсутствия других вариантов возможного размещения муниципального объекта в силу п. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит на администрации. При этом суд по данному делу отметил, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка утвержденному п. 2 Решения городской Думы Краснодара от 26.02.2004 N 46 генеральному плану г. Краснодара и утвержденному Постановлением от 18.03.2009 N 815 проекту планировки территории центральной части г. Краснодара, на основании которой сделан обоснованный вывод об отсутствии у органа местного самоуправления на момент издания оспариваемого ненормативного правового акта обоснования необходимости размещения объекта транспортной инфраструктуры на принадлежащем заявителю земельном участке и отсутствии других вариантов его возможного размещения.

Порядок резервирования

Порядок резервирования земель регулируется Положением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 (далее - Положение). В соответствии с п. 2 Положения решение о резервировании земель для федеральных нужд принимает федеральный орган исполнительной власти по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в установленной сфере деятельности. Решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Решение о резервировании земель принимается на основании следующих документов:

  • документов территориального планирования (схемы территориального планирования) либо, при наличии, документации по планировке территории (проекты планировки территории, проекты межевания территории, градостроительные планы земельных участков);
  • решения об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения, регионального или местного значения;
  • государственных программ геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденных в установленном порядке.

Подготовка решения о резервировании земель осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости. При этом границы резервируемых земель могут не совпадать с границами земельных участков. То есть межевания земель и выделения земельных участков в целях резервирования не требуется. Следует отметить, что в решении о резервировании земель должны содержаться сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

В соответствии с Положением решение о резервировании земель может быть принято в отношении земельных участков, находящихся в пределах одного кадастрового округа. Кадастровый округ включает в себя, как правило, территорию субъекта Российской Федерации, а также акваторию внутренних вод и территориального моря, прилегающую к этой территории (Правила кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660, далее - Правила).

После принятия решения о резервировании земель исполнительный орган направляет копию решения и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) (п. 8 Правил). Государственная регистрация ограничения прав осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Заметим, что обязательной государственной регистрации подлежит не акт органов государственной власти или местного самоуправления о резервировании или изъятии, а ограничение (обременение) прав собственника соответствующего объекта недвижимости, возникающее на основании решения о таком резервировании (изъятии).

Ограничения прав, наложенные в связи с резервированием для государственных или муниципальных нужд, прекращаются по следующим основаниям (п. 10 Положения):

  • истечение указанного в решении срока резервирования земель;
  • предоставление в установленном порядке зарезервированного земельного участка, не обремененного правами третьих лиц, для целей, установленных решением о резервировании земель;
  • отмена решения о резервировании земель органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о резервировании земель;
  • изъятие в установленном порядке, в том числе путем выкупа, зарезервированного земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
  • решение суда, вступившее в законную силу.

Последствия резервирования

На основании п. 1 ст. 56.1 ЗК РФ в связи с резервированием для государственных или муниципальных нужд могут быть ограничены права собственников(землевладельцев, землепользователей, арендаторов):

  • возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения;
  • проводить оросительные, осушительные, культуро-технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты.

Ограничение прав устанавливается на срок резервирования. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок до 7 лет, а в случае если они не переданы гражданам или юридическим лицам, - на срок до 20 лет (п. 3 ст. 70.1 Земельного кодекса). Срок установления публичного сервитута и срок договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, ограничены сроком резервирования таких земель (п. 4.1 ст. 23 и п. 3.1 ст. 22 Земельного кодекса).

В случае осуществления строительства или иных улучшений земельного участка в границах зарезервированных земель после информирования о резервировании земель собственники (землевладельцы, землепользователи, арендаторы) несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством или иным улучшением (п. 8 ст. 31 Земельного кодекса).

Судебная практика. При рассмотрении дела N А41-К1-1408/05, касающегося определения выкупной цены за изымаемый земельный участок с находящимся на нем недвижимым имуществом, Десятый арбитражный апелляционный суд указал в Постановлении от 04.04.2007, 11.04.2007: в силу ст. 280 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка (ст. 281) затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.

Изъятие земельных участков

Резервирование земель позволяет ограничить отдельные права собственников (землевладельцев, землепользователей, арендаторов) как государственных (муниципальных), неразграниченных земель, так и частных земель. Изъятие, в том числе путем выкупа, производится по аналогичным основаниям в целях прекращения прав граждан и юридических лиц на земельные участки для государственных или муниципальных нужд.

Основные условия и порядок изъятия земельных участков регулируются ст. ст. 49, 55 Земельного кодекса и ст. ст. 279 - 283 Гражданского кодекса.

Выкуп осуществляется государством или муниципалитетом в зависимости от того, для чьих нужд выкупается земельный участок. Так, для нужд субъекта Российской Федерации земля должна выкупаться этим субъектом.

Отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд проводится при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка по соглашению, заключаемому с собственником, либо принудительно на основании решения суда.

О предстоящем изъятии собственника земельного участка должны уведомить не позднее чем за один год. Соответствующее уведомление направляется тем органом, который принял решение об изъятии.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" с 31.12.2012 будет действовать норма, в соответствии с которой не будет допускаться возможность принятия уполномоченными органами решений об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд в случае отсутствия документов территориального планирования.

Из п. 4 ст. 279 ГК РФ, ст. ст. 4, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" следует, что решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить в суд иск о выкупе земельного участка . Однако нарушение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд является основанием для отказа в выкупе земельного участка. В том же случае, если само решение о выкупе земельного участка было принято с нарушением установленных правил, по иску заинтересованных лиц такое решение может быть признано судом недействительным.

См. Постановление ФАС Поволжского округа от 07.09.2010 по делу N А55-3315/2009.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

1. К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся:

  • установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
  • установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
  • государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного надзора, землеустройства;
  • осуществление государственного земельного надзора;
  • установление порядка резервирования земель, принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) для государственных и муниципальных нужд;
  • резервирование земель, изъятие земельных участков для нужд Российской Федерации;
  • разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
  • иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Комментарии к ст. 9 ЗК РФ

1. В соответствии с п. п. "в", "д" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования (в том числе землепользования), а также земельное законодательство относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Комментируемая статья к числу полномочий Российской Федерации относит установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений. При этом установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации согласно п. "е" ст. 71 Конституции РФ признаются предметом исключительного ведения Российской Федерации. Правительство РФ как федеральный орган, возглавляющий систему исполнительной власти, в соответствии со ст. ст. 13, 14 и 18 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию, прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики, а также обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Полномочия Правительства РФ по формированию и обеспечению реализации федеральных целевых программ использования и охраны земель закреплены положениями комментируемой статьи. Среди федеральных целевых программ, закрепляющих основы федеральной политики в сфере регулирования земельных отношений, следует выделить:

Федеральную целевую программу "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)", утв. Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2001 г. N 745 и подпрограмму данной Программы "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2011 годы)", утв. Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2005;

Федеральную целевую программу "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года", утв. Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 99;

Федеральную целевую программу "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы", утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1999 г. N 694 и ряд иных.

Реализация закрепленных комментируемой статьей полномочий по установлению ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков основывается на положениях как земельного, так и гражданского законодательства. Так, ч. 3 ст. 129 ГК РФ закрепляет общее правило, регулирующее вопросы оборотоспособности земли и других природных ресурсов, согласно которому земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. При этом общие ограничения оборотоспособности земельных участков установлены положениями ст. 27 комментируемого Кодекса; специальные - рядом иных Федеральных законов (Водным, Лесным кодексами РФ и прочими законодательными актами).

К числу полномочий Российской Федерации в области земельных отношений также относятся государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра. Законодательные основы осуществления указанных полномочий закреплены положениями гл. XI комментируемого Кодекса (см. комментарий к соответствующим статьям).

Следует отметить, что от имени Российской Федерации полномочия в области земельных отношений осуществляют федеральные органы исполнительной власти - Правительство Российской Федерации и иные органы, действующая система и структура которых неоднократно претерпевала изменения и утверждена в настоящее время Указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти") и от 24 сентября 2007 г. N 1274, Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти".

К федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в настоящее время полномочия в сфере регулирования земельных отношений, следует отнести образованную Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 г. N 1847 Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), находящуюся в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации. Росреестр в соответствии с положениями данного Указа Президента РФ является правопреемником упраздненных Федерального агентства по геодезии и картографии (Роскартографии) и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости). Федеральной службе переданы функции упраздненных Федеральных агентств.

Институт резервирования земель для государственных и муниципальных нужд был введен в земельное законодательство с принятием Федерального закона от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд" (подробнее о порядке резервирования см. комментарий к ст. 70.1 ЗК РФ).

Комментируемой статьей установление порядка резервирования земель и изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд, а также резервирование земель и изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд Российской Федерации отнесены к полномочиям Российской Федерации. В данном случае федеральные органы исполнительной власти, выступая от лица собственника земель, находящихся в федеральной собственности, уполномочены устанавливать ограничения их оборотоспособности путем резервирования их для нужд Российской Федерации.

Следует отметить, что перечень полномочий, закрепленных за Российской Федерацией комментируемой статьей, не является исчерпывающим. К полномочиям федеральных органов исполнительной власти могут быть отнесены и иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. Согласно п. "д" ст. 71 Конституции РФ федеральная государственная собственность и управление ею относятся к предметам исключительного ведения Российской Федерации. При этом в соответствии с положениями комментируемой статьи Российской Федерации принадлежит исключительное право управления и распоряжения земельными участками, находящимися в федеральной собственности. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику имущества принадлежат правомочия владения, пользования и распоряжения им. Распоряжение имуществом, т.е. возможность определения его юридической судьбы, - неотъемлемое правомочие собственника, отличающее его от лиц, способных обладать имуществом на ином вещном или обязательственном праве. Между тем, помимо правомочия по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, рассматриваемый п. 2 комментируемой статьи закрепил за Российской Федерацией право управления ими. Несмотря на то что управление не предусматривается Гражданским кодексом РФ в качестве правомочий собственника, его следует считать сопутствующим правом, принадлежащим только собственнику имущества. Идеи о расширении содержания права собственности на имущество, и в частности землю как объект права собственности выдвигались учеными-юристами еще в период становления и развития советского земельного права. Так, еще А.В. Павлов утверждал, что государству как собственнику земель принадлежит также четвертое правомочие - правомочие управления. Г.А. Аксененок, подтверждая данное суждение, отмечал, что в праве государственной собственности на землю в СССР следует выделять четыре элемента: владение, распоряжение, управление и пользование. Проф. Е.А. Суханов, в свою очередь, опровергает теоретические попытки дополнить "триаду" правомочий собственника (владение-пользование-распоряжение) другими правомочиями, например правомочием управления. По его мнению, при более тщательном рассмотрении такие "правомочия" оказываются не самостоятельными возможностями, предоставляемыми собственнику, а лишь способами реализации уже имеющихся у него правомочий, т.е. формами осуществления субъективного права собственности.

См.: Павлов А.В. Конспект курса земельно-колхозного права. М., 1938. С. 23.

См.: Аксененок Г.А. Право государственной собственности на землю в СССР. М., 1950. С. 196.

См.: Суханов Е.А. Гражданское право: Учеб. В 2 т. Т. I. 2-е изд. / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2004.

Как отмечает проф. И.А. Иконицкая, после разграничения государственной собственности возникнет проблема определения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на распоряжение федеральной земельной собственностью.

См.: Иконицкая И.А. Некоторые теоретические вопросы права государственной собственности на землю // Журнал российского права. 2006. N 12.

В настоящее время полномочиями по управлению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, наделено находящееся в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. В частности, Федеральное агентство осуществляет в указанной сфере следующие полномочия:

  • осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности;
  • подготавливает и представляет в установленном порядке в Министерство экономического развития Российской Федерации предложения об установлении публичных сервитутов на земельные участки;
  • при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков:

а) принимает решение о проведении торгов в форме аукциона или направляет в установленном порядке в Минэкономразвития России для внесения в Правительство РФ предложения о проведении торгов в форме конкурса и об условиях конкурса;

б) определяет на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения ("шаг аукциона") при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, а также размер задатка;

в) определяет существенные условия договоров купли-продажи земельных участков, заключаемых по результатам аукциона;

г) выступает организатором торгов при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, а также осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации;

д) заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов;

осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом, в том числе в случае:

а) предоставления земельных участков органу государственной власти Российской Федерации (его территориальному органу), государственному унитарному предприятию, а также государственному учреждению, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти Российской Федерации;

б) предоставления органу государственной власти РФ (его территориальному органу), юридическому и физическому лицу земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности либо находившиеся в федеральной собственности до отчуждения;

в) прекращения прав указанных органов, юридических и физических лиц на земельные участки;

г) предоставления в собственность или аренду земельных участков, средства от продажи или аренды которых поступают в федеральный бюджет;

Право пользования организацией или частным физическим лицом земельным участком, равно как и недвижимым и иным имуществом, которое на нем располагается, однажды может быть ограничено и прекращено в интересах государства или муниципалитетов. Попасть под изъятие могут как земли, находящиеся в собственности лиц, так и используемые ими на иных правовых основаниях.

Общий порядок изъятия земли для государственных или муниципальных нужд предусматривается нормами Гражданского кодекса РФ и Земельного кодекса РФ. Конечно же, когда дело касается принудительного прекращения прав юридических и физических лиц на имущество, не связанное с применением каких-либо санкций, например, за совершение преступления, как это происходит в случае конфискации, необходимо обеспечивать баланс интересов тех, у кого имущество изымается, и тех, в чью пользу оно изымается. Именно поэтому возможность изъятия земли может быть реализована только в исключительных случаях, предусмотренных законом, и сопровождается обязательной компенсацией ее текущему владельцу. С другой стороны, чтобы исключить возможность злоупотребления земельными правами с целью получения выгоды от планируемого изъятия земли для государственных или муниципальных нужд за счет предоставляемой компенсации, государством применяется юридический механизм предварительного резервирования земельных участков. Это позволяет избежать лишних расходов, связанных с выкупом земли, а также заранее информировать заинтересованных лиц о своих планах в отношении данной земли.

Примеров государственных или муниципальных инициатив, для реализации которых у собственников или иных владельцев изымается земля, множество. Так, для целей строительства олимпийских объектов в г. Сочи был даже принят специальный порядок резервирования и изъятия земельных участков . Но в общих случаях такие решения принимаются с целью строительства автомобильных, железных дорог, строительства инженерной инфраструктуры или иных объектов государственного или муниципального значения.

См. Федеральный закон от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Итак, рассмотрим действующий порядок, а также правовые основания для резервирования и выкупа земельных участков для государственных нужд.

Основания резервирования и изъятия земельных участков

Земельный кодекс (п. 1 ст. 49, ст. 70.1) устанавливает перечень оснований для резервирования земель и изъятия земельных участков. К ним в том числе относятся:

В том случае если земля не предоставлена юридическим и физическим лицам, то резервирование земли также допускается в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. При этом следует помнить, что резервирование и изъятие для государственных или муниципальных нужд производятся в исключительных случаях при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Судебная практика. Постановлением ФАС Московского округа от 30.06.2004 N КА-А40/4871-04 по делу N А40-40207/03-96-420 суд установил, что при рассмотрении дела о признании недействительными ненормативных актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации об изъятии земельного участка, принадлежащего заявителю, нижестоящим судом не исследованы вопросы о том, возможно ли размещение объектов городского и муниципального значения на другом земельном участке, в результате чего дело было отправлено на новое рассмотрение.

В другом деле ФАС Северо-Кавказского округа от 23.03.2011 по делу N А32-5485/2010 о признании недействительным Постановления главы администрации муниципального образования г. Краснодар от 29.10.2007 N 1790 "Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка по ул. Октябрьской, 170 в Западном внутригородском округе города Краснодара" указал, что бремя доказывания отсутствия других вариантов возможного размещения муниципального объекта в силу п. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит на администрации. При этом суд по данному делу отметил, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка утвержденному п. 2 Решения городской Думы Краснодара от 26.02.2004 N 46 генеральному плану г. Краснодара и утвержденному Постановлением от 18.03.2009 N 815 проекту планировки территории центральной части г. Краснодара, на основании которой сделан обоснованный вывод об отсутствии у органа местного самоуправления на момент издания оспариваемого ненормативного правового акта обоснования необходимости размещения объекта транспортной инфраструктуры на принадлежащем заявителю земельном участке и отсутствии других вариантов его возможного размещения.

Порядок резервирования

Порядок резервирования земель регулируется Положением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 (далее - Положение). В соответствии с п. 2 Положения решение о резервировании земель для федеральных нужд принимает федеральный орган исполнительной власти по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в установленной сфере деятельности. Решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Решение о резервировании земель принимается на основании следующих документов:

  • документов территориального планирования (схемы территориального планирования) либо, при наличии, документации по планировке территории (проекты планировки территории, проекты межевания территории, градостроительные планы земельных участков);
  • решения об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения, регионального или местного значения;
  • государственных программ геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденных в установленном порядке.

Подготовка решения о резервировании земель осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости. При этом границы резервируемых земель могут не совпадать с границами земельных участков. То есть межевания земель и выделения земельных участков в целях резервирования не требуется. Следует отметить, что в решении о резервировании земель должны содержаться сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

В соответствии с Положением решение о резервировании земель может быть принято в отношении земельных участков, находящихся в пределах одного кадастрового округа. Кадастровый округ включает в себя, как правило, территорию субъекта Российской Федерации, а также акваторию внутренних вод и территориального моря, прилегающую к этой территории (Правила кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660, далее - Правила).

После принятия решения о резервировании земель исполнительный орган направляет копию решения и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) (п. 8 Правил). Государственная регистрация ограничения прав осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Заметим, что обязательной государственной регистрации подлежит не акт органов государственной власти или местного самоуправления о резервировании или изъятии, а ограничение (обременение) прав собственника соответствующего объекта недвижимости, возникающее на основании решения о таком резервировании (изъятии).

Ограничения прав, наложенные в связи с резервированием для государственных или муниципальных нужд, прекращаются по следующим основаниям (п. 10 Положения):

  • истечение указанного в решении срока резервирования земель;
  • предоставление в установленном порядке зарезервированного земельного участка, не обремененного правами третьих лиц, для целей, установленных решением о резервировании земель;
  • отмена решения о резервировании земель органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о резервировании земель;
  • изъятие в установленном порядке, в том числе путем выкупа, зарезервированного земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
  • решение суда, вступившее в законную силу.

Последствия резервирования

На основании п. 1 ст. 56.1 ЗК РФ в связи с резервированием для государственных или муниципальных нужд могут быть ограничены права собственников(землевладельцев, землепользователей, арендаторов):

  • возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения;
  • проводить оросительные, осушительные, культуро-технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты.

Ограничение прав устанавливается на срок резервирования. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок до 7 лет, а в случае если они не переданы гражданам или юридическим лицам, - на срок до 20 лет (п. 3 ст. 70.1 Земельного кодекса). Срок установления публичного сервитута и срок договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, ограничены сроком резервирования таких земель (п. 4.1 ст. 23 и п. 3.1 ст. 22 Земельного кодекса).

В случае осуществления строительства или иных улучшений земельного участка в границах зарезервированных земель после информирования о резервировании земель собственники (землевладельцы, землепользователи, арендаторы) несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством или иным улучшением (п. 8 ст. 31 Земельного кодекса).

Судебная практика. При рассмотрении дела N А41-К1-1408/05, касающегося определения выкупной цены за изымаемый земельный участок с находящимся на нем недвижимым имуществом, Десятый арбитражный апелляционный суд указал в Постановлении от 04.04.2007, 11.04.2007: в силу ст. 280 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка (ст. 281) затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.

Изъятие земельных участков

Резервирование земель позволяет ограничить отдельные права собственников (землевладельцев, землепользователей, арендаторов) как государственных (муниципальных), неразграниченных земель, так и частных земель. Изъятие, в том числе путем выкупа, производится по аналогичным основаниям в целях прекращения прав граждан и юридических лиц на земельные участки для государственных или муниципальных нужд.

Основные условия и порядок изъятия земельных участков регулируются ст. ст. 49, 55 Земельного кодекса и ст. ст. 279 - 283 Гражданского кодекса.

Выкуп осуществляется государством или муниципалитетом в зависимости от того, для чьих нужд выкупается земельный участок. Так, для нужд субъекта Российской Федерации земля должна выкупаться этим субъектом.

Отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд проводится при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка по соглашению, заключаемому с собственником, либо принудительно на основании решения суда.

О предстоящем изъятии собственника земельного участка должны уведомить не позднее чем за один год. Соответствующее уведомление направляется тем органом, который принял решение об изъятии.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" с 31.12.2012 будет действовать норма, в соответствии с которой не будет допускаться возможность принятия уполномоченными органами решений об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд в случае отсутствия документов территориального планирования.

Из п. 4 ст. 279 ГК РФ, ст. ст. 4, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" следует, что решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить в суд иск о выкупе земельного участка . Однако нарушение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд является основанием для отказа в выкупе земельного участка. В том же случае, если само решение о выкупе земельного участка было принято с нарушением установленных правил, по иску заинтересованных лиц такое решение может быть признано судом недействительным.

См. Постановление ФАС Поволжского округа от 07.09.2010 по делу N А55-3315/2009.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: