Установление порядка резервирования земель принудительного отчуждения земельных участков какой орган

Обновлено: 03.05.2024

Право пользования организацией или частным физическим лицом земельным участком, равно как и недвижимым и иным имуществом, которое на нем располагается, однажды может быть ограничено и прекращено в интересах государства или муниципалитетов. Попасть под изъятие могут как земли, находящиеся в собственности лиц, так и используемые ими на иных правовых основаниях.

Общий порядок изъятия земли для государственных или муниципальных нужд предусматривается нормами Гражданского кодекса РФ и Земельного кодекса РФ. Конечно же, когда дело касается принудительного прекращения прав юридических и физических лиц на имущество, не связанное с применением каких-либо санкций, например, за совершение преступления, как это происходит в случае конфискации, необходимо обеспечивать баланс интересов тех, у кого имущество изымается, и тех, в чью пользу оно изымается. Именно поэтому возможность изъятия земли может быть реализована только в исключительных случаях, предусмотренных законом, и сопровождается обязательной компенсацией ее текущему владельцу. С другой стороны, чтобы исключить возможность злоупотребления земельными правами с целью получения выгоды от планируемого изъятия земли для государственных или муниципальных нужд за счет предоставляемой компенсации, государством применяется юридический механизм предварительного резервирования земельных участков. Это позволяет избежать лишних расходов, связанных с выкупом земли, а также заранее информировать заинтересованных лиц о своих планах в отношении данной земли.

Примеров государственных или муниципальных инициатив, для реализации которых у собственников или иных владельцев изымается земля, множество. Так, для целей строительства олимпийских объектов в г. Сочи был даже принят специальный порядок резервирования и изъятия земельных участков . Но в общих случаях такие решения принимаются с целью строительства автомобильных, железных дорог, строительства инженерной инфраструктуры или иных объектов государственного или муниципального значения.

См. Федеральный закон от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Итак, рассмотрим действующий порядок, а также правовые основания для резервирования и выкупа земельных участков для государственных нужд.

Основания резервирования и изъятия земельных участков

Земельный кодекс (п. 1 ст. 49, ст. 70.1) устанавливает перечень оснований для резервирования земель и изъятия земельных участков. К ним в том числе относятся:

В том случае если земля не предоставлена юридическим и физическим лицам, то резервирование земли также допускается в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. При этом следует помнить, что резервирование и изъятие для государственных или муниципальных нужд производятся в исключительных случаях при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Судебная практика. Постановлением ФАС Московского округа от 30.06.2004 N КА-А40/4871-04 по делу N А40-40207/03-96-420 суд установил, что при рассмотрении дела о признании недействительными ненормативных актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации об изъятии земельного участка, принадлежащего заявителю, нижестоящим судом не исследованы вопросы о том, возможно ли размещение объектов городского и муниципального значения на другом земельном участке, в результате чего дело было отправлено на новое рассмотрение.

В другом деле ФАС Северо-Кавказского округа от 23.03.2011 по делу N А32-5485/2010 о признании недействительным Постановления главы администрации муниципального образования г. Краснодар от 29.10.2007 N 1790 "Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка по ул. Октябрьской, 170 в Западном внутригородском округе города Краснодара" указал, что бремя доказывания отсутствия других вариантов возможного размещения муниципального объекта в силу п. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит на администрации. При этом суд по данному делу отметил, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка утвержденному п. 2 Решения городской Думы Краснодара от 26.02.2004 N 46 генеральному плану г. Краснодара и утвержденному Постановлением от 18.03.2009 N 815 проекту планировки территории центральной части г. Краснодара, на основании которой сделан обоснованный вывод об отсутствии у органа местного самоуправления на момент издания оспариваемого ненормативного правового акта обоснования необходимости размещения объекта транспортной инфраструктуры на принадлежащем заявителю земельном участке и отсутствии других вариантов его возможного размещения.

Порядок резервирования

Порядок резервирования земель регулируется Положением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 (далее - Положение). В соответствии с п. 2 Положения решение о резервировании земель для федеральных нужд принимает федеральный орган исполнительной власти по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в установленной сфере деятельности. Решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Решение о резервировании земель принимается на основании следующих документов:

  • документов территориального планирования (схемы территориального планирования) либо, при наличии, документации по планировке территории (проекты планировки территории, проекты межевания территории, градостроительные планы земельных участков);
  • решения об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения, регионального или местного значения;
  • государственных программ геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденных в установленном порядке.

Подготовка решения о резервировании земель осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости. При этом границы резервируемых земель могут не совпадать с границами земельных участков. То есть межевания земель и выделения земельных участков в целях резервирования не требуется. Следует отметить, что в решении о резервировании земель должны содержаться сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

В соответствии с Положением решение о резервировании земель может быть принято в отношении земельных участков, находящихся в пределах одного кадастрового округа. Кадастровый округ включает в себя, как правило, территорию субъекта Российской Федерации, а также акваторию внутренних вод и территориального моря, прилегающую к этой территории (Правила кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660, далее - Правила).

После принятия решения о резервировании земель исполнительный орган направляет копию решения и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) (п. 8 Правил). Государственная регистрация ограничения прав осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Заметим, что обязательной государственной регистрации подлежит не акт органов государственной власти или местного самоуправления о резервировании или изъятии, а ограничение (обременение) прав собственника соответствующего объекта недвижимости, возникающее на основании решения о таком резервировании (изъятии).

Ограничения прав, наложенные в связи с резервированием для государственных или муниципальных нужд, прекращаются по следующим основаниям (п. 10 Положения):

  • истечение указанного в решении срока резервирования земель;
  • предоставление в установленном порядке зарезервированного земельного участка, не обремененного правами третьих лиц, для целей, установленных решением о резервировании земель;
  • отмена решения о резервировании земель органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о резервировании земель;
  • изъятие в установленном порядке, в том числе путем выкупа, зарезервированного земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
  • решение суда, вступившее в законную силу.

Последствия резервирования

На основании п. 1 ст. 56.1 ЗК РФ в связи с резервированием для государственных или муниципальных нужд могут быть ограничены права собственников(землевладельцев, землепользователей, арендаторов):

  • возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения;
  • проводить оросительные, осушительные, культуро-технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты.

Ограничение прав устанавливается на срок резервирования. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок до 7 лет, а в случае если они не переданы гражданам или юридическим лицам, - на срок до 20 лет (п. 3 ст. 70.1 Земельного кодекса). Срок установления публичного сервитута и срок договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, ограничены сроком резервирования таких земель (п. 4.1 ст. 23 и п. 3.1 ст. 22 Земельного кодекса).

В случае осуществления строительства или иных улучшений земельного участка в границах зарезервированных земель после информирования о резервировании земель собственники (землевладельцы, землепользователи, арендаторы) несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством или иным улучшением (п. 8 ст. 31 Земельного кодекса).

Судебная практика. При рассмотрении дела N А41-К1-1408/05, касающегося определения выкупной цены за изымаемый земельный участок с находящимся на нем недвижимым имуществом, Десятый арбитражный апелляционный суд указал в Постановлении от 04.04.2007, 11.04.2007: в силу ст. 280 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка (ст. 281) затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.

Изъятие земельных участков

Резервирование земель позволяет ограничить отдельные права собственников (землевладельцев, землепользователей, арендаторов) как государственных (муниципальных), неразграниченных земель, так и частных земель. Изъятие, в том числе путем выкупа, производится по аналогичным основаниям в целях прекращения прав граждан и юридических лиц на земельные участки для государственных или муниципальных нужд.

Основные условия и порядок изъятия земельных участков регулируются ст. ст. 49, 55 Земельного кодекса и ст. ст. 279 - 283 Гражданского кодекса.

Выкуп осуществляется государством или муниципалитетом в зависимости от того, для чьих нужд выкупается земельный участок. Так, для нужд субъекта Российской Федерации земля должна выкупаться этим субъектом.

Отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд проводится при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка по соглашению, заключаемому с собственником, либо принудительно на основании решения суда.

О предстоящем изъятии собственника земельного участка должны уведомить не позднее чем за один год. Соответствующее уведомление направляется тем органом, который принял решение об изъятии.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" с 31.12.2012 будет действовать норма, в соответствии с которой не будет допускаться возможность принятия уполномоченными органами решений об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд в случае отсутствия документов территориального планирования.

Из п. 4 ст. 279 ГК РФ, ст. ст. 4, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" следует, что решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить в суд иск о выкупе земельного участка . Однако нарушение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд является основанием для отказа в выкупе земельного участка. В том же случае, если само решение о выкупе земельного участка было принято с нарушением установленных правил, по иску заинтересованных лиц такое решение может быть признано судом недействительным.

См. Постановление ФАС Поволжского округа от 07.09.2010 по делу N А55-3315/2009.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.



Проблема неиспользования земель сельскохозяйственного назначения стоит достаточно остро уже на протяжении многих лет. С каждым годом ситуация только усугубляется по причине зарастания сельхозугодий древесно-кустарниковой растительностью. Пути решения данного вопроса заключаются в создании условий, соответствующих принятию мер, направленных на добровольный отказ от прав на неиспользуемые земельные участки. Другим способом является принудительное изъятие неиспользуемых земель сельхозназначения с целью продажи этих земель добросовестному правообладателю, желающему заниматься сельскохозяйственным производством.

Критерии существенного снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.07.2011 N 612. Существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее трех критериев, приведенных в этом Постановлении.

Причиной для изъятия земельного участка может послужить и его неиспользование в течение трех и более лет подряд для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с таким производством деятельности (п. 3 ст. 6 Федерального закона № 101-ФЗ). Признаки неиспользования земельных участков утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369.

Перед изъятием земельного участка в описанных ситуациях собственнику назначается административное наказание и выносится предупреждение. В случае не устранения собственником допущенных нарушений в установленный срок, проводится принудительное изъятие участка, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве.

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора (Россельхознадзор), вынесший предупреждение, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления от Россельхознадзора (его территориальных органов) материалов о неустранении правонарушений, связанных с ненадлежащим использованием или неиспользованием земельного участка, обязан обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.

При необходимости орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан обеспечить проведение кадастровых работ и установление вида разрешенного использования земельного участка, а также провести публичные торги по продаже изъятого земельного участка в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда о его изъятии.

В случае, если земельный участок находится в состоянии, непригодном для производства сельскохозяйственной продукции в связи с необходимостью проведения культуртехнических работ, начальная цена данного земельного участка уменьшается на величину расходов, связанных с необходимостью проведения культуртехнических работ в отношении такого земельного участка, но не более чем на 20 процентов. Начальная цена земельного участка при проведении повторных публичных торгов по продаже такого земельного участка в случае, если публичные торги признаны несостоявшимися, снижается еще на двадцать процентов.

Если и повторные публичные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, такой земельный участок может быть приобретен в муниципальную собственность по цене, равной пятидесяти процентам от начальной цены земельного участка, заявленной на повторных публичных торгах. При этом, если земельный участок не приобретен в муниципальную собственность, субъект Российской Федерации обязан приобрести указанный земельный участок по цене, равной пятидесяти процентам от начальной цены земельного участка, заявленной на повторных публичных торгах.

Отмечаем, что собственники неиспользуемых земель сельхозназначения имеют право отказаться от земельного участка в пользу муниципального образования. Для этого необходимо подать заявление об отказе от права на земельный участок в МФЦ (многофункциональные центры).

Источник: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Томской области

Каждый собственник земли и недвижимости рискует получить уведомление об изъятии своего имущества для государственных и муниципальных нужд. То есть недобровольно и в сжатые сроки поменять участок и здания на нём на денежную компенсацию, которая теоретически должна покрывать их стоимость и сопутствующие вопросы. Особенно актуально это для Москвы и Подмосковья, где активно идёт транспортное строительство и поставлены на поток проекты по комплексному развитию территории. Как понять, законно ли изъятие и как получить компенсацию?

Изъятие земельных участков и зданий для государственных и муниципальных нужд не может быть произвольным. Согласно п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса (ГК) и ст. 49 Земельного кодекса (ЗК) изъятие осуществляется в исключительных случаях, предусмотренным законом. В первую очередь это:

- строительство различных объектов инфраструктуры (транспорт, энергетика, инженерные коммуникации и т.д.) при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов;

- комплексное развитие территории (КРТ). В этом случае под снос могут попасть все объекты в границах проекта развития.

Специальные основания для сноса многоквартирных домов, в частности, реновация в Москве, заслуживают отдельного рассмотрения, в данной статье речь в первую очередь о нежилой недвижимости.

Основные вопросы для собственника– законно ли изъятие и если законно, то как получить адекватную компенсацию за имущество.

Законно ли изъятие?

Если собственнику стало известно о предстоящем изъятии – в первую очередь стоит оценить его законность. А именно - на каком основании такое решение принято, действительно ли имеются те исключительные обстоятельства, когда отходит на второй план неприкосновенность частной собственности.

В ряде случаев изъятие можно оспорить именно на том основании, что ситуация не является исключительной. Например – есть сравнимая по стоимости и срокам возможность строительства объекта без изъятия участков. Или же имущество планируется изъять фактически в интересах одного частного лица (например, для строительства дороги до соседнего участка).

Кроме того, даже при наличии законных оснований для изъятия активная позиция собственника может заставит уполномоченные органы подумать об альтернативных вариантах или, как минимум, не занижать цену выкупа.

Верховный суд (ВС) в определении № 309-КГ15-5924 по делу № А07-21632/2013 (вошло в Обзор судебной практики 13 апреля 2016 года) указал:

На данной позиции основан ряд судебных актов, признающих изъятие имущества незаконным[1]. Также суды учитывают соразмерность масштабов изъятия имущества, целям, в которых такое изъятие производится.

Нужно помнить, что для изъятия участков под инфраструктурное строительство планируемые объекты должны быть предусмотрены соответствующей градостроительной документацией – территориальными схемами, генеральными планами, проектами планировки территории.

Если есть сомнения в законности предстоящего изъятия то могут оспариваться в судебном порядке как решения и действия, связанные с изъятием, так и градостроительная документация, на основании которой оно планируется.

При этом необходимо учитывать, что решение об изъятии может быть оспорено в трёхмесячный срок (п. 14 ст. 56.6 ЗК). Соответственно, собственнику имущества, желающему его оспорить, необходимо самому обращаться в суд. Если он будет ждать, пока уполномоченный орган обратится к нему с иском об изъятии, то в этом споре заявить довод о незаконности такого изъятия собственник, скорее всего, уже не сможет. Суд будет разрешать лишь вопрос о размере компенсации.

Более того, если предметом спора будет являться только размер компенсации, то суд может сразу принять решение об изъятии имущества, а спор о величине компенсации выделить в отдельное производство. То есть сначала имущество будет изъято по предложенной уполномоченным лицом цене, а потом собственнику, возможно, доплатят компенсацию в соответствии с решением суда.

При комплексном развитии территории могут изыматься все нежилые объекты, попавшие в границы соответствующего проекта. Но и в этом случае не стоит забывать, что решение о комплексном развитии может быть принято только при наличии конкретных предусмотренных законом оснований, границы, на которые оно распространяется, не могут устанавливаться произвольно. В противном случае решение о КРТ может быть оспорено.

Если изъятие законно, то какая будет компенсация?

Рыночная оценка проводится после публикации решения о предстоящем изъятии и извещения о нём собственника. Принципиально важно, что во многих случаях организует оценку и выбирает оценщика ходатайствующее об изъятии лицо (например – инвестор), которое же и будет уплачивать компенсацию из своих средств.

По итогам оценки собственнику направляется предложение заключить договор купли-продажи объекта по соответствующей цене.

Для объектов, находящихся в собственности, компенсация рассчитывается исходя из рыночной стоимости, определяемой оценщиком. Такая оценка может быть ниже кадастровой стоимости.

Право аренды участка в соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 56.8 ЗК оценивается исходя из рыночной стоимости права аренды до истечения срока действия соответствующего договора. То есть оценивается стоимость, по которой в отношении участка могло бы быть заключено соглашение о перенайме. Такая оценка осложнена тем, что на практике право аренды на застроенные участки редко фигурирует в сделках отдельно от права собственности на здания на них. Отсутствует сложившийся рынок, который мог бы являться ориентиром для оценки.

Методика оценки права аренды установлена распоряжением Минимущества от 10 апреля2003 года № 1102-р. Однако данный документ носит весьма общий характер. При этом распоряжением прямо предусмотрено, что право аренды может иметь отрицательную стоимость если арендная палата по договору превышает её рыночный размер. В связи с этим при оценке права аренды, в отличие от собственности, существенно выше влияние усмотрения оценщика.

Размер компенсации не ограничивается одной лишь рыночной стоимостью имущества. В соответствии с п. 2 ст. 56.8 ЗК при определении размера возмещения в него включаются помимо рыночной стоимости участков или прав на них, убытки, причиненные изъятием участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода.

В части доказательств убытков и упущенной выгоды речь может идти как о договорах в отношении самого участка (субаренда, предварительные договоры купли-продажи), так и о договорах аренды помещений в здании и т.д. При наличии на участке действующего предприятия ‑ подтверждённые доходы от деятельности такого предприятия, которые будут потеряны в период его передислокации, штрафные санкции по договорам, которые не будут исполнены и т.д.

При этом в отдельных случаях размер убытков и упущенной выгоды довольно значителен, тогда как во многих других они носят символический характер. Так, в постановлении АС Московского округа от 21 февраля 2018 года № Ф05-21314/2017 по делу № А41-9514/2017 упущенная выгода определена в 3 740 000 руб. при рыночной стоимости участков в 9 900 000 руб. В постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 5 марта2020 года № 10АП-927/2020 по делу № А41-56695/2019 размер убытков составил боле 1 млн руб. при стоимости участка менее 5 млн руб.

Соответственно, собственнику стоит заранее позаботиться об оформлении документов, подтверждающих обязательства перед контрагентами, которые он не сможет исполнить в связи с изъятием, наличие иных оснований для возмещения связанных с изъятием расходов, упущенной выгоды или иных убытков.

Например, если планируемое к изъятию здание сдаётся в аренду, реальный размер арендной платы должен подтверждаться как договором, так и движением средств по счетам. Аналогично – в отношении выручки действующего на участке предприятия.

Как оспорить размер компенсации?

Не сложно предположить, в какую сторону чаще случаются отклонения размера компенсации от реальной рыночной стоимости.

Соответственно, стоимость, скорее всего, потребуется устанавливать в судебном порядке. И решающее значение будет иметь судебная экспертиза, в рамках которой подлежат установлению как рыночная стоимость имущества, включая право аренды, так и размер сопутствующих расходов собственника, упущенной выгоды.

При этом собственнику изымаемого имущества целесообразно занимать активную позицию с момента получения решения о предстоящем изъятии.

Если права на имущество надлежаще не оформлены

Существенно сложнее с объектами, на которые нет не только регистрации права, но и правоустанавливающих документов. Например, на вспомогательные объекты на площадках приватизированных предприятий. Но и на них, при определённых условиях, может быть признано право собственности на основании приобретательной давности. Так для объектов первых волн приватизации установленные сроки владения уже истекли, судебная практика по этому вопросу начинает скалываться в пользу владельцев.

Регистрацией подобных проблемных объектов в любом случае желательно озаботиться до возникновения связанных с ними проблем. Но если есть основания ожидать изъятие участка – это становится особенно актуальным.

Также велик риск, что уполномоченный орган при расчёте компенсации сочтёт находящиеся на участке объекты самовольными, находящимися в опасном для эксплуатации техническом состоянии или нарушающими разрешённое использование участка. Нередко проверки и предъявление соответствующих исков происходят незадолго до официального начала процедуры изъятия.

Как узнать о предстоящем изъятии?

Своевременное получение информации о предстоящем изъятии позволит, в том числе, подготовиться к спору о размере возмещения. Например, суд вряд ли с пониманием отнесётся к договорам с арендаторами или иными контрагентами, заключённым после официального уведомления собственника об изъятии или непосредственно перед ним. Так в постановлении АС Московского округа от 21 февраля 2018 года № Ф05-21314/2017 по делу № А41-9514/2017 отказано в возмещении убытков, подтверждённых заключённым собственником с другой коммерческой организацией соглашением о возмещении потерь. Дело в том, что соглашение составлено после публикации проекта планировки, предполагавшего изъятие участка.

Также риск изъятия для государственных нужд — это один из обязательных пунктов при проверке объекта недвижимости перед покупкой.

До принятия решения об изъятии соответствующий риск можно оценить исходя из градостроительной документации – генеральных планов и правил землепользования и застройки, территориальных схем, проектов планировки территории. В том числе из их проектов, вынесенных на общественные обсуждения. О возможном изъятии свидетельствует прохождение через участок планируемых объектов транспорта, его отнесение к зонам комплексного развития территорию и т.д.

[1] Постановление Арбитражного суда (АС) Западно-Сибирского округа от 2 марта 2020 года № Ф04-8055/2020 по делу № А45-13810/2019, постановление АС Поволжского округа от 25 сентября 2019 года № Ф06-51589/2019 по делу № А57-23758/2018.

Под резервированием земель подразумевается определенный тип ограничения прав по пользованию и распоряжению участком земли.

Резервирование земель. Понятие и особенности проведения резервирования земель для последующего удовлетворения нужд государственных и муниципальных органов

Под резервированием земель подразумевается определенный тип ограничения прав по пользованию и распоряжению участком земли.

Проведение резервирования земель возможно только при наличии определенных обстоятельств, среди которых:

Территории и зоны, в которых допустимо резервирование земель

На уровне земельного законодательства установлено, что проведение процедуры по резервированию земель допускается только в специально выделенных в документации зон планируемого размещения следующих видов объектов:

  • имеющих федеральное значение;
  • имеющих региональное значение;
  • имеющих муниципальное значение.

При этом разметить подобные объекты возможно только в пределах специально определенной территории, которая была указана в заявке от высшего исполнительного органа государственной власти.

Таким же образом осуществляется планирование территорий при необходимости создания особых экономических зон. Данные зоны могут быть созданы для удовлетворения целого ряда государственных проблем, среди которых:

  • развитие обрабатывающих отраслей экономики;
  • развитие высокотехнических отраслей экономики;
  • развитие туризма и санитарно-курортной сферы;
  • развитие транспортной инфраструктуры.

Создание любых из вышеперечисленных зон требуется проведения большого количества разных землеустроительных мероприятий.

Порядок и условия проведения резервирования земель для удовлетворения государственных и муниципальных нужд

В Земельном кодексе России отдельно выделена норма, подразумевающая, что любая федеральная или муниципальная собственность, которая не была предоставлена в пользование ни физическим, ни юридическим лицам, автоматически используется в мероприятиях, направленных на резервирование земель для нужд государства или для муниципальных нужд.

Согласно положениям данного Кодекса земли для удовлетворения нужд государства и отдельных субъектов государства не могут быть зарезервированы на срок больше семи лет. Если же речь идет о резервировании участков, входящих в состав специально отведенной федеральными законодательными актами экономической зоны, срок резервирования подобных земель не может превышать двух лет.

Если резервированный участок не был предоставлен во временную или постоянную собственность юридическим или физическим лицам и используется для проведения строительства и реконструкции транспортных средств и прочих линейных объектов, общий срок проведения данных мероприятий может быть продлен до двадцати лет.

Порядок резервирования земель определяется соответствующими постановлениями Правительства РФ.

Решение о резервировании земель должно быть принято специально уполномоченным на это федеральным органом власти. Если резервирование земель происходит для удовлетворения нужд определенного субъекта государства, данные действия уполномочен совершать региональный орган власти или орган местного самоуправления.

Решение о резервировании земель принимается на основании следующего перечня документов:

  • документ о планировании территорий;
  • документ о планировании территории при создании особой охраняемой территории или территории оборонительного характер
  • программы по проведению геологического изучения недр.

К решению о резервировании должны прикладываться схемы территории, на которую устанавливается ограничение, а также полный перечень кадастровый номеров участков, расположенных в границах данной территории. Решение о резервировании земель обязательно должно приниматься в отношении участков, которые находятся в пределах одного установленного в документе кадастрового округа.

Порядок принятия решения о резервировании, его содержание

Решение о необходимости проведения резервирования земель принимается уполномоченным на это федеральным или региональным органом власти, сфера деятельности которого включает в себя необходимость установления подобного рода ограничений на участки. В отдельных случаях, принимать решение о резервировании земель уполномочен и орган местного самоуправления.

Решение о резервировании земель должно содержать в себе следующую информацию:

  • цели, ради которых происходит резервирование земель, а также точные сроки, на которые устанавливается данное ограничение;
  • реквизиты документов, на основании которых осуществляется установка ограничений;
  • полный перечень ограничений на право собственности, владения и распоряжения участком земли. Данный перечень устанавливается на уровне федерального законодательства;
  • сведения о точном времени и месте, где стороны смогут ознакомиться со схемой проведения резервирования земельных участков;
  • полный перечень кадастровый номеров участков, которые подлежат резервированию.

В качестве дополнения к решению должны быть предоставлены схема проведения мероприятия, кадастровые номера всех участков, попадающих в данную резервируемую территорию.

Срок, на который возможно резервирование земель. Порядок прекращения ограничений прав, которые были установлены резервированием земель

На законодательном уровне выделяется следующие сроки резервирования земель:

  • два года, если речь идет о резервировании земель, находящихся в особой экономической зоне;
  • семь лет, если речь идет об обычном резервировании;
  • двадцать лет, если речь идет о земле, не предоставленной в пользование ни физическим, ни юридическим лицам и на которой происходит ремонт транспорта и прочих линейных объектов.

В земельном законодательстве установлены следующие виды обстоятельств, на основании которых резервирование может быть прекращено:

  • истечение срока, предусмотренного решением;
  • предоставление участка для удовлетворения нужд государства и субъектов государства. Участок при этом должен быть освобожден от прав третьих лиц;
  • государственный орган принял решение об отмене резервирования;
  • участок был изъят в установленном законом порядке;
  • резервирование было отменено на основании решения суда.

Документ об окончании резервирования должен быть передан в кадастровую палату и государственное учреждение, осуществляющее регистрацию прав на недвижимое имущество, чтобы снять все ограничения, установленные на данный объект недвижимости.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.


Эксперты по-разному оценили выводы Конституционного Суда. По мнению одной из них, признание оспариваемых норм неконституционными в отсутствии единообразного толкования их судами является крайней мерой, не соответствующей озвученным обстоятельствам. Другой считает, что позиция КС наполняет право частной собственности реальным содержанием, делая его более защищенным.

5 марта Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 11-П по делу о проверке конституционности подп. 4 и 5 п. 1 и 5 ст. 57 Земельного кодекса РФ, в котором признал большую часть оспариваемых норм противоречащими Конституции.

Попытка взыскать убытки вследствие изменения режима землепользования

Полагая, что принятием указанных постановлений ей причинены убытки, собственница обратилась в Тверской районный суд г. Москвы с иском к Минфину РФ о взыскании компенсации. По мнению истицы, ответчик не исполнил свои обязательства по выделению субвенций из федерального бюджета для компенсации имущественных потерь правообладателей в связи с введением охранных зон.

Суд, оценив собранные по делу доказательства, отказал в удовлетворении исковых требований, указав, что истица не представила доказательств причинения ей убытков незаконными действиями госоргана или должностных лиц. При этом суд указал, что лицо, заявляющее требование о возмещении внедоговорного вреда, обязано доказать его наличие и размер, противоправность поведения лица, причинившего вред, причинную связь между наступившими убытками и действиями (бездействием) причинителя вреда, а также его вину, за исключением случаев, когда ответственность наступает без вины.

Решение устояло в апелляции. Определениями Мосгорсуда и Верховного Суда РФ Ирине Бутримовой было отказано в принятии кассационных жалоб к рассмотрению. При этом отмечалось, что истицей не доказан факт причинения убытков незаконными действиями госорганов или должностных лиц (ст. 15, 16 и 1069 ГК РФ) и не оспорены правовые акты правительства Новгородской области, а его постановление от 13 января 2015 г. № 1 оспаривалось иным лицом в порядке КАС РФ, и Верховный Суд признал его законным.

В частности, как сообщалось в документе, согласно п. 8 Правил возмещения убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц (утверждены постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. № 262) и п. 2.2 и 2.5 Методических рекомендаций по расчету размера убытков, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 14 января 2016 г. № 10, размер выплат определяется как разница между рыночной стоимостью участка до и после введения ограничений.

Кроме того, указала заявительница, п. 4 ч. 1 ст. 57 ЗК императивно – без связи с виновными действиями лиц, установивших охранные зоны, ограничивающие права собственников участков, – обязывает выплатить им справедливую компенсацию, восстанавливающую нарушенное право.

КС признал часть оспариваемых положений противоречащими Конституции

Рассмотрев жалобу, Конституционный Суд указал, что подп. 5 п. 1 ст. 57 ЗК, на который сослались суды, регулирует частный случай возмещения убытков, причиненных правообладателю участка изменением его целевого назначения.

КС пояснил, что убытки заявительнице причинены установлением иных ограничений права собственности (подп. 4 п. 1 той же статьи Кодекса), поскольку указанными постановлениями правительства области категория земель не менялась, а были установлены специальные дополнительные ограничения использования участка, вводимые Законом об объектах культурного наследия. Указание на изменение вида землепользования, подчеркивается в постановлении, является результатом судебного толкования на основе сведений из ЕГРН.

Ссылаясь на собственные правовые позиции, КС отметил, что специальным случаем ограничения права частной собственности на землю выступает принудительное отчуждение участка для нужд государства, сопровождаемое равноценной компенсацией (определения от 2 октября 2019 г. № 2619-О, № 2620-О и др.). Данное ограничение порождает для лица наиболее существенные последствия, поскольку в результате оно утрачивает всю совокупность правомочий, принадлежащих собственнику, ввиду прекращения его права на изымаемый участок.

В то же время, подчеркивается в постановлении, ч. 3 ст. 35 Конституции, закрепляя недопустимость принудительного отчуждения имущества для государственных нужд без предварительного и равноценного возмещения, предполагает – во взаимосвязи с ч. 1, 2 ст. 17, 19, ст. 34 и ч. 3 ст. 55 – необходимость предоставления возмещения не только в случае обусловленного государственными нуждами прекращения права частной собственности, но и при таком административно-регулятивном воздействии в публичных интересах со стороны органов власти (в частности, путем принятия подзаконного нормативного акта, ограничившего право собственности по сравнению с тем, как его содержание определено в законе), которое предусматривает умаление содержания права собственности, а также уменьшение стоимости имущества, снижение его потребительских свойств либо усечение допустимых способов использования.

Тем самым, указал КС, ограничение права частной собственности как мера сохранения памятников истории и культуры, повлекшее утрату возможности владеть, пользоваться имуществом и распоряжаться правом на него, требует соблюдения баланса частных и публичных интересов при неукоснительном соблюдении принципов справедливости, разумности и соразмерности.

КС напомнил, что ст. 57.1, введенная в ЗК Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ и определяющая особенности возмещения убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, является частным случаем нормы ст. 57 Кодекса, что подтверждается, в том числе, переходными положениями к данному закону.

При этом подчеркивается, что согласно п. 5 ст. 57 ЗК Правительство РФ обязано установить порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, в целях реализации данных полномочий и было принято Постановление № 262. В этой связи, указал КС, п. 5 ст. 57 ЗК, не устанавливающий оснований возмещения убытков, причиненных ограничением прав на земельные участки, не может расцениваться как нарушающий конституционные права заявительницы.

В то же время Суд обратил внимание, что практика применения подп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 ЗК допускает возможность их неоднозначного толкования. Это, по мнению КС, связано с отсутствием ясности как в вопросе правовой природы предусмотренного этой статьей института возмещения убытков при ограничении прав правообладателей участков и, соответственно, так и в отношении юридических оснований для компенсации – в частности, за правомерные действия госорганов и органов местного самоуправления, которые носят принудительный характер. Высшая инстанция напомнила, что законодательные предписания в сфере гарантий права собственности должны обладать максимальной степенью ясности, не допускающей противоречивого толкования.

В обоснование своей позиции КС указал на различия в подходах судов к данному вопросу. Так, подход, имевший место в рассматриваемом споре, согласно которому для возмещения убытков предполагается установление условий, требуемых для наступления ответственности за незаконные действия органов государственной власти или местного самоуправления, встречается и в иных судебных актах (постановления Поволжского округа от 27 января 2014 г. по делу № А12-13434/2013 и от 5 апреля 2018 г. по делу № А55-29894/2015; АС Уральского округа от 13 июля 2016 г. по делу № А76-3497/2014 и др.).

В то же время в практике отражено и иное понимание оспариваемых норм, при котором положения ст. 57 ЗК рассматриваются судами в качестве частного случая положений ст. 161 ГК РФ – как предполагающие возмещение убытков, причиненных правомерными действиями госорганов (постановления АС Волго-Вятского округа от 8 июля 2016 г. по делу № А43-21632/2015; АС Северо-Западного округа от 29 октября 2018 г. по делу № А56-104231/2017 и от 28 февраля 2019 г. по делу № А56-99977/2017; Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2019 г. по делу № А56-99977/2017 и др.).

Обосновывая несоответствие оспариваемых законоположений нормам Конституции, КС указал, что в силу неопределенности нормативного содержания и с учетом противоречивого толкования на практике они не позволяют однозначно определить условия возмещения убытков в случае ограничения прав правообладателей земельного участка правомерными действиями госоргана или органа местного самоуправления в связи с установлением зоны охраны объекта культурного наследия. В этой связи, резюмируется в постановлении, в законодательство необходимо внести соответствующие изменения.

Впредь до внесения в законодательство указанных поправок основанием для возмещения убытков, причиненных собственникам участков ограничением их прав вследствие правомерного установления или изменения зоны охраны объекта культурного наследия, является само наличие таких убытков.

Правоприменительные решения по делу заявительницы КС признал подлежащими пересмотру.

Эксперты по-разному оценили выводы КС

При этом, добавила эксперт, Суд также обратил внимание на положения ст. 161 ГК, устанавливающей порядок возмещения ущерба, причиненного правомерными действиями госорганов и органов местного самоуправления, а также на ст. 57.1 ЗК, устанавливающую частный случай возмещения убытков при ограничении прав в связи с изменением режима землепользования участка на зону с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ).

При этом он добавил, что любой частный собственник – изначально более слабая сторона в отношениях с государством, и позиция КС о том, что умаление государством содержания права собственности лица, уменьшение в результате действий органов власти стоимости имущества, снижение его потребительских свойств должны быть компенсированы, наполняет право частной собственности реальным содержанием, делая его более защищенным.

Читайте также: