Указ о лишении церкви земельной собственности при екатерине 2 год

Обновлено: 05.05.2024

26 февраля 1764 года императрица Екатерина II издала указ о церковных владениях, который подводил черту под многовековым противостоянием между Русской Православной Церковью и Российским государством по вопросу о церковных владениях.

Важнейшими положениями этого законодательного акта были:

  1. Все имения Святейшего Синода, епархиальных кафедр, монастырей и приходов окончательно передавались государственной Коллегии экономии. Все церковные учреждения устранялись от управления этими имениями. Крестьяне, жившие в этих имениях, число которых по ревизии 1760 года составляло 910866 ревизских душ (то есть только мужчин), передавались в ведение Коллегии экономии, и в дальнейшем они именовались экономическими крестьянами.
  2. Вместо барщинной работы и разных оброков с 1 января 1764 года эти крестьяне обязаны были платить по 1,5 руб. подушного оклада, который через Коллегию экономии поступал в государственную казну.
  3. Для содержания церковных учреждений — епархиальных кафедр, монастырей и приходских церквей, ранее владевших землей, Коллегия экономии должна была выделять определенную сумму.
  4. Епархии были разделены на три класса, и содержание им назначалось в зависимости от класса.
  5. Для монастырей, вначале только великорусских, — то есть кроме тех, что были подчинены Киевскому митрополиту, — составлялись монастырские штаты, в которые были внесены 225 (Троице-Сергиева Лавра и Александро-Невский монастырь; 156 мужских монастырей; 67 женских монастырей) монастыей разделенные на 3 класса по уровню содержания.

По донесению Синода от 1 января 1762 года, во всех епархиях России насчитывалось 954 монастыря, с имениями и без, с 11 153 монашествующими. После секуляризации 1764 года Синод постановил упразднить 418 монастырей. Из оставшихся 226 получали содержание от государства, остальные же 310 монастырей, отныне известные как заштатные, должны были существовать на доброхотные приношения народа.

31 марта 1764 года вышло дополнительное распоряжение о том, чтобы заштатные монастыри тоже были разделены на 3 класса: 1 класс — 20 монастырей, 2 класс — 56 и 3 класс — 85, всего 161 монастырь (все мужские) с 1247 монахами. Остальные 149 монастырей упразднялись. Оставшиеся заштатные монастыри должны были существовать либо на доброхотные приношения народа, либо за счет расположенной около обителей ненаселенной земли, которую монахи обрабатывали собственными силами. Таким образом в Великороссии оставалось 387 монастырей.

Секуляризационная реформа была впоследствии распространена за пределы Великороссии. В 1786 году аналогичное положение установилось в Малороссии, т.е. Киевской, Черниговской и Новгород-Северской губерниях, а в 1788 году — на Слобожанщине, т.е. в Харьковской, Екатеринославской, Курской и Воронежской губерниях.

Для Русской Православной Церкви XVIII век стал веком потери своего авторитета. Российские правители пытались всячески отлучить духовенство от решения государственных вопросов и снизить церковное землевладение. Секуляризация церкви стала одним из пунктов такой политики.

Кроме того, в наследие от XVI и XVII веков Российской империи досталось непомерное количество монастырей, многие из которых к середине XVIII века оказались с минимальным числом монашествующих или совсем обезлюдели.

Движению против монастырского землевладения способствовало, сверх того, несоответствие его обету нестяжания, явно сквозившее сквозь компромисс, выработанный византийским правом ещё до времени принятия Русью христианства и перенесённый в Россию вместе с Номоканоном. Нестяжание (произвольная нищета) — один из трёх монашеских обетов, которые даются при пострижении. Монах, уповающий на Царство Небесное, странник в этом мире, поэтому он отрицается не только земных богатств, но даже минимального имущества

О подготовке реформы распорядилась в 1757 году императрица Елизавета Петровна, а её преемник Пётр III потребовал ускорить подготовку манифеста. За три месяца до своего свержения и убийства он успел подписать указ, предусматривавший передачу недвижимых церковных имуществ вместе с Коллегией экономии в ведомство Сената, а также прекращение дотирования монастырей, не способных обеспечить себя самостоятельно. Этот указ предельно обострил отношения императора, вообще не особо уважительно относившегося к православию, с Русской церковью.

Екатерина II в этом вопросе не отличалась от своих ближайших предшественников.

2 копейки 1740-го года императора Иоанна Антоновича. Пробный выпуск. На монете не детское, а взрослое изображение Иоанна Антоновича, украшенное бородой. Это означает, что была возобновлена чеканка его монет в ходе подготовки к его возврату на трон, то есть, уже после убийства Петра ІІІ. Коронации нового императора и его второго восшествия на трон не состоялось в связи захватом гвардейцами Петербурга и провозглашением Екатерины Алексеевны новой императорицей. Сам Иоанн Антонович был заколот Мировичем при попытке его освобождения из под стражи. Указание на монете года, 1740-го, означает что в случае успешного проведения операции по смене правителя, коронация была бы объявлена задним числом,

Почти сразу после своего воцарения она отменяет указ покойного Петра III об изъятии земель епархий, монастырей и храмов. До вступления на престол она обещала не посягать на церковные вотчины. Однако уже через три недели после отмены указа Петра правительница создает специальную комиссию для решения вопроса о церковных землевладениях.


Итак, можно выделить три основных причины:

Понравилось это:

Великорусские монастыри на 1764 год

Штатные первоклассные

  1. Троице-Сергиева Лавра (мужская)
  2. Санкт-Петербургский Александро-Невский монастырь (мужской)
  3. Новгородский Юрьев монастырь (мужской)
  4. Александровский Успенский монастырь (женский)
  5. Валдайский Иверский монастырь (мужской)
  6. Московский Вознесенский монастырь (женский)
  7. Московский Новодевичий монастырь (женский)
  8. Свияжский Успенский монастырь (мужской)
  9. Суздальский Покровский монастырь (женский)

Штатные второклассные

  1. Воронежский Алексеево-Акатов монастырь (мужской)
  2. Вятский Трифонов Успенский монастырь (мужской)
  3. Казанский Богородицкий монастырь (женский)
  4. Новгородский Антониев Богородице-Рождественский монастырь (мужской)
  5. Переславль-Залесский Данилов Троицкий монастырь (мужской)
  6. Псково-Печерский монастырь (мужской)

Штатные третьеклассные

  1. Белгородский Никольский монастырь (мужской)
  2. Иркутский Вознесенский монастырь (мужской)
  3. Московский Златоустовский монастырь (мужской)
  4. Николо-Угрешский монастырь (мужской)
  5. Путивльский Молченский монастырь (мужской)
  6. Селенгинский Троицкий монастырь (мужской)
  7. Тамбовский Вознесенский монастырь (женский)
  8. Хотьковский Покровский монастырь (женский)

Заштатные

  1. Артемиево-Веркольский монастырь (мужской)
  2. Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь (мужской)
  3. Ростовский Петровский монастырь (мужской)
  4. Саратовский Преображенский монастырь (мужской)
  5. Шаровкин Успенский монастырь (мужской)
  6. Ярославский Кирилло-Афанасиевский монастырь (мужской)

Упраздненные

История культуры

Последний важный аспект внутренней политики, который необходимо затронуть, касается церкви в период дворцовых переворотов.

В истории церкви рассматриваемых десятилетий протекало два внешне не схожих, но органически связанных между собой процессов, завершившихся превращением церкви в безропотную служанку государства. Один из них затронул материальные условия жизни духовенства, поставивший его в зависимость от светской власти. Так была проведена, хотя и не окончательно, секуляризация владений черного и белого духовенства. Другой процесс протекал в духовной сфере и сопровождался бесплодными попытками части духовенства восстановить порядки, существовавшие до проведения церковной реформы Петра I, нацеленной на возрождение патриаршества.

Частичную секуляризацию церковных владений Петр осуществил еще в 1701 году, но два десятилетия спустя вернул вотчины в полное распоряжение духовенства. Однако секуляризационный процесс приобрёл столь явные черты необратимости, что уже при Екатерине I было решено реформировать Синод, разделив его на два департамента, по 6 персон в каждом. Первый, состоявший из духовных иерархов, должен был ведать чисто церковными делами. Второму, укомплектованному светскими чиновниками, поручалось управлять вотчинами черного и белого духовенства. Мера эта мотивировалась стремлением облегчить заботы духовенства, которому поручалось попечение лишь о духовных делах. Позже, второй департамент получил наименование “Коллегии экономии” и в 1738 году был передан из синода в ведомство Сената. До завершения секуляризации оставался один шаг, и Анна Иоанновна готова была его сделать. Однако, как часто бывает в истории, вмешался случай. Инициатор реформы, Платон Иванович Мусин-Пушкин, оказался причастен к делу Волынского, о котором говорилось, и попал в немилость. А сама императрица, наложившая на него резолюцию “учинить по сему представлению” через полгода вообще умерла. Синоду после смерти Анны Иоанновны, удалось добиться ликвидации Коллегии экономии и создания после нее Канцелярии синодального экономического правления, полностью ему подчинявшейся.

Казалось бы, судьба церковных вотчин в правление набожной Елизаветы Петровны должна была находиться в полной безопасности, но даже она не могла противиться властному веянию времени, и в 1757 году передала управление вотчинами из рук монастырских служек в руки штаб и обер-офицеров, которым было велено составить опись монастырского имущества, а также обстоятельный перечень крестьянских повинностей. Однако секуляризация не была проведена. Синод и монастырские власти всячески саботировали деятельность офицеров, а сама Елизавета Петровна не проявила настойчивости, заявив согласно молве, что “как хотят после моей смерти, а я не подпишу”. И все же деятельность офицеров оказала влияние на секуляризацию земель. Духовенство убедилось, что взятие у него земель неизбежно, и поэтому принялось хищнически эксплуатировать крестьян. Крестьяне же ответили неповиновением монастырской администрации отказом выполнять повинности.

Упорное сопротивление крестьян многих монастырей еще больше ускорило секуляризацию церковных земель. Указ о полной секуляризации церковных земель был подписан Петром III 21 марта 1762 года. Сделал он это с необычайной легкостью. Во-первых, потому, что секуляризация долго вызревала и плоду осталось, как говорится, только упасть. Во-вторых, Петра не одолевали, подобно Елизавете Петровне, сомнения и он не был обременен ни глубокой верой, ни чувством уважение к православному духовенству, а даже наоборот. Указ этот, однако, не был претворен в жизнь. Через три месяца после его обнародования Екатерина Алексеевна свергла с престола своего супруга.

Напряженные отношения между светской и духовной властью в этот период сопровождались раздором в среде самого духовенства, в большинстве своем враждебно относившегося к церковной реформе Петра Великого и его сподвижнику, претворявшему ее в жизнь – Феофану Прокоповичу. Если при жизни Петра никто из церковных иерархов не осмеливался открыто нападать на Феофана, то после смерти императора он уже не чувствовал себя в безопасности. Волна доносов следовала одна за другой, и Прокоповичу довелось изощренно от этой волны обороняться.

Так, первым состряпал донос псковский иеромонах Савватий, действовавший по указке новгородского архиерея Феодосия, второго вице-президента Синода. Феофану Прокоповичу, обвиняемому в хищении драгоценностей с икон, удалось не только оправдаться, но и выдвинуть встречное обвинение против невоздержанного на язык Феодосия, придав им политическую окраску. В итоге, Феодосий оказался в ссылке и лишился новгородского архиерейства, а Феофан его приобрел. Этот прием оказался успешным, и Феофан в дальнейшем наносил удары своим противникам, возводя их поступки в ранг политических преступлений, сотрудничая при этом с тайной канцелярией. Так, в 1726 году последовал новый донос, который обвинял Феофана в недоброжелательном отношении к императрице Екатерине и во враждебности к православию вообще. Прокоповичу и на этот раз удалось оправдаться, а доносителя за неправый донос посадили за решетку.

Однако самые тяжелые времена для Феофана наступили после смерти Екатерины I, когда отрок-император Петр II оказался под влиянием Долгоруких, ненавидевших первого вице-президента. Если бы Петр II не умер так неожиданно и скоропостижно, то Феофану было бы не миновать падения и заточения в каком-нибудь глухом монастыре. Но он удержался. А после воцарения Анны Иоанновны укрепил свое положение настолько, что стал полновластным хозяином Синода. Ему без труда удалось изгнать из него таких противников, как Георгий Дашков, претендовавшего на патриаршее место, Игнатий Смола, Лопатинский и другие. Анна Иоанновна благоволила к Прокоповичу за оказанную им услугу во время бурных февральско-мартовских событий 1730 года. Ему также покровительствовали Бирон и Остерман.

В итоге, Прокопович стал проводить такую же политику преследования противников в духовном ведомстве, какую осуществляли Бирон и Остерман в светском. Так, они учинили над поверженными Голицыным и Долгоруким, не представлявшими для них никакой опасности, жестокую расправу. Таким же чувством мести руководствовался и Феофан Прокопович, зорко следивший за условиями жизни своих противников в монастырском заточении, требуя ужесточения содержания, хотя они не представляли угрозы ни для него, ни для церковной реформы в целом. Таким образом, Прокопович вошел в историю в двух ипостасях. Первая, как соратник Петра, образованнейшая личность, теоретик и практик преобразований. А с другой, как человек жестокий и мстительный, действовавший наперекор христианской морали и чувству милосердия.

Далее — Церковь и Синод

Последствия

Секуляризационная реформа 1764 года во многом положила начало новой эпохе в истории Русской Православной Церкви.

Для позднейшей истории русского монашества штаты определили не только финансовое положение, но во многом и духовное развитие монастырей. Появилось два разных типа не только обителей, но и монахов, а монастырский устав как основа иноческого жития надолго утратил свое значение. Определенное штатами содержание для монастырей было слишком мало, его едва хватало на братию, монастырские строения из года в год ветшали и разрушались, а настоятели опасались доносить об этом Синоду ввиду возможности упразднения монастыря. Чтобы улучшить финансовое положение обителей, настоятели зачастую стремились сократить предусмотренное штатами число монашествующих. Монастыри обеднели и обезлюдели, но в новых условиях, без бремени забот о собственности, появился и стимул для переустройства монашеской жизни на аскетических основах.

Последствия реформы

Финансовое положение монастырей стало определяться делением на штаты и классы, что привело к появлению разных типов как монастырей, так и самих монахов. Финансирование штатных монастырей было слишком мало, но настоятели не решались сообщать это Синоду, чтобы избежать упразднения монастыря. Из-за финансовых проблем приходилось сокращать число монахов, и монастыри стали разрушаться и безлюдеть.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Секуляризация церковных земель

Кроме того, в наследие от XVI и XVII веков Российской империи досталось огромное количество монастырей, многие из которых к середине XVIII века оказались с минимальным числом монашествующих или совсем обезлюдели.

О подготовке реформы распорядилась в 1757 году богомольная императрица Елизавета Петровна, а её преемник Пётр III потребовал ускорить подготовку манифеста. За три месяца до своего свержения он успел подписать указ, предусматривавший передачу недвижимых церковных имуществ вместе с Коллегией экономии в ведомство Сената, а также прекращение дотирования монастырей, не способных обеспечить себя самостоятельно. Этот указ предельно обострил отношения императора, вообще не особо уважительно относившегося к православию, с Русской церковью.

На протяжении всего XVIII столетия императорская власть расширяет свою власть над Церковью, и если при Петре и его первых преемниках речь шла о взятии под контроль центрального церковного управления, о упразднении патриаршества и учреждении Синода и, скажем так, отлаживании синодальной системы на верхнем уровне церковного организма, то во второй половине XVIII столетия Церковь лишается и своей хозяйственной самостоятельности.

Речь идет прежде всего о так называемой секуляризации церковных имении, об отобрании церковных имений в пользу государства. При этом мы должны иметь в виду, что достаточно обширное церковное землевладение, которое является основой церковной экономики – это явление имеет место, начиная с монгольского периода. В домонгольский период церковное землевладение, если и было, если и существовало, то не имело существенного значения для бытия церковного организма, когда Церковь в основном питалась от княжеской десятины. Но десятина перестает, как правило, выплачиваться князьями после Батыева нашествия в момент церковной разрухи и с этого момента, с XIII-XIV, а особенно в XV-XVI веках церковное землевладение достаточно активно разрастается. И с определенного момента рост церковных земель становится проблемой для княжеской, а затем и царской власти. Первая попытка по крайней мере ограничить рост церковного землевладения, или, скажем так, сделать первые подступы к секуляризации церковных имений, была предпринята еще великим князем Иваном III в самом начале XVI века на Соборе 1503 года Иван III вынес этот вопрос об ограничении церковного землевладения и даже попытался мобилизовать, с тем, чтобы обосновать это ограничение, идеи нестяжателей – идеи Нила Сорского.

Однако, в тот момент такое ограничение не удалось, но это не означало, что княжеская и царская власть сняла этот вопрос полностью с повестки дня. Фактически вопрос о секуляризации после Ивана III повторяется в русской истории каждые полвека. Мы видим подобные попытки при Иване Грозном в середине XVI века, мы видим то же самое у Бориса Годунова в конце XVI века. Первые попытки к ограничению церковной самостоятельности и церковного землевладения предпринимает потом Алексей Михайлович в середине XVII века, затем в самом начале XVIII века Петр опять возвращает Монастырский приказ. Но, правда, отменяет эту свою реформу после учреждения Синода, поскольку он понимает, что нужно сделать определенные уступки православной иерархии после того, как он принудил ее отказаться от патриаршества. Новый момент в секуляризационных попытках императорской власти наступает в середине XVIII столетия.

Уже при Елизавете Петровне создаются определенные комиссии, которые начинают готовить реформы секуляризации и это очень симптоматично. Вообще Елизавета Петровна – дочь Петра – занимала достаточно лояльную позицию по отношению к Церкви и по отношению к иерархам, но сама логика развития системы государственной церковности, огосударствления Церкви ставила на повестку дня вопрос не только об ограничении ее административной, но и экономической самостоятельности. Однако сама реформа начнется уже после ее смерти.

Петр III в марте 1762 года формулирует и выпускает указ о полной секуляризации церковных имуществ. Этот указ достаточно сильно взволновал духовенство, но на самом деле не имел практических следствий. Потому что, как мы знаем, уже летом 1762 года Петр III был свергнут с престола, а затем и погиб и на престол взошла его супруга – Екатерина II. Екатерина первоначально отменяет указ своего мужа о секуляризации имений церковных, как кощунственный акт, таким образом пытаясь привлечь на свою сторону православное духовенство. Но, что интересно, что отмена этого указа одновременно вызывает достаточно бурную реакцию церковных крестьян, которые очень надеялись, что в процессе секуляризации с них снимут значительное число повинностей, которые они несли к этому моменту. Но, что интересно, что как бы отказываясь на словах от секуляризационной политики своего мужа, Екатерина на самом деле не отказывается от проведения реформы. Уже осенью 1762 года в ноябре месяце создается комиссия о духовных имениях, а весной и летом следующего 1763 года комиссия начинает очень активную деятельность по подготовке к секуляризации, в частности летом 1763 года в губернии отправляются 77 обер-офицеров, то есть старших офицеров армии, в задачу которых входит описать церковное имущество. То есть четко представить себе, какие именно имения есть у епископских кафедр и монастырей. И 26 февраля 1764 года выходит указ о секуляризации церковных имений. Екатерина наконец ставит точку в этом долгом процессе спора государства и Церкви вокруг церковных имуществ.

Вообще реформа шла в несколько этапов. В 1764 году реформа была проведена прежде всего в Великорусских губерниях, в Малороссийских губерниях, а потом и в губерниях, присоединенных от Речи Посполитой, от Польши, она была проведена в 1780-е годы. В целом схема была такая, что вся церковная земля передавалась в ведение коллегии экономии и поэтому крестьяне, бывшие церковные крестьяне стали называться крестьянами экономическими, по названию этой коллегии. Государство изъяло у Церкви почти миллион душ крестьян, которые населяли эти имения и 8,5 миллионов десятин земли. А десятина – это чуть более гектара. При этом государство обязывалось выплачивать определенную компенсацию Церкви, но уже очень скоро стало ясно, что в лучшем случае компенсация равняется одной восьмой части того дохода, которое само государство получает от изъятых у Церкви земель. Кому выплачивалась эта компенсация? Она выплачивалась прежде всего епископским кафедрам, с одной стороны, с другой стороны, монастырям. И по мнению исследователя истории синодального периода Игоря Корнильевича Смолича, епископские кафедры в чем-то даже выиграли от секуляризации, поскольку оклады, положенные епископским, архиерейским домам вполне компенсировали их потери, совсем иначе было с монастырями. Монастыри получали крайне небольшие оклады и фактически речь шла о том, что монастырской русской экономике был нанесен существенный удар, который вверг ее – эту экономику – и само монашество, сами монастыри в глубокий и долгий кризис.


Главной причиной реформы по изъятию земельных владений стало излишнее распространение свободных от налога клерикальных участков. Это снижало доходы государства. Помимо этого, в империи было слишком много монастырей. В некоторых из них либо жило мало монахов, либо людей там не имелось вовсе. Так что мотив был понятен.

Также крайне остро стоял вопрос нестяжания. Согласно византийскому закону, монах не мог иметь собственность, но зато был вправе пользоваться имуществом монастыря.

Рис. 1 Недвижимая собственность


Рис. 1 Недвижимая собственность

Касательно необходимости реформировать существующий строй говорила еще императрица Елизавета. На правах ее преемника царь Петр III подписал указ об отмене церковного землевладения в пользу Сената, а также о прекращении содержания монастырей, не способных прокормить себя самостоятельно.

Предыстория и причины реформы

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Церковная реформа Екатерины II 490 руб.
  • Реферат Церковная реформа Екатерины II 250 руб.
  • Контрольная работа Церковная реформа Екатерины II 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Екатерина II во многом продолжала политику Петра, что видно и на примере взаимоотношений с Церковью.

28 февраля (8 марта) 1764 г. императрица выпускает Манифест о секуляризации монастырских земель, что определило имущественное-правовое положение Русской церкви.

Секуляризация (от лат. Saecularius – мирской) – это передача церковных земель в государственную собственность. Это определение появилось в XVII в., однако изъятие церковных земель происходило и раньше – в эпоху Реформации и первых буржуазных революций; массовая передача церковных земель государству происходила в XVI в. в Англии и Нидерландах.

В России секуляризацию пытался проводить еще Петр I, так ка он полагал, что церковные земли используются не по назначению и не должным образом, принося совершенно мало пользы. Он упразднил льготные права обителей, а после создания Монастырского приказа, их доходы перешли в ведение государства.

Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Причинами, почему Екатерина II решила провести секуляризацию церковных земель, стало стремление:

  • сократить площадь огромных белых (не платившие налог в казну) земель;
  • использовать изъятые земли более эффективно;
  • уменьшить количество малозаселенных монастырей;
  • повысить зависимость церкви от государственного аппарата.

Манифест

После свержения своего супруга Екатерина II издала собственный указ о секуляризации церковных земель. Были осуществлены следующие пункты:

  1. Все недвижимое имущество Синода переходило к Коллегии экономии.
  2. Отныне церковь не имела права управления имениями, монастырями и т. д.
  3. Все бывшие монастырские крестьяне также отходили Коллегии. Вместо барщины и натурального оброка им в обязанность вменялась подушная подать.
  4. Коллегия определяла размер монастырского содержания. Для этого все церковные учреждения делились на классы.

Это интересно. Иван Мелиссино, синодальный обер-прокурор, внес предложение по изменению церковного права. По его мнению, следовало отменить пост, упростить процедуру развода и ряд обрядов, а также разрешить вступать в брак в четвертый раз. Однако Екатерина Великая отклонила его идеи в силу чрезмерного новаторства.

Секуляризация: суть и возникновение

Термин возник в XVII веке, однако страны Европы начали конфискацию имущества церквей и монастырей гораздо раньше: при Реформации, во время первых буржуазных революций. В XVI веке процесс обращения государством церковной земельной собственности в светскую начался в Нидерландах и Англии. По причине Английского переворота середины XVII века вовсе были уничтожены архиепископства, епископства, а их имущество перешло к джентри.

Еще более масштабная секуляризация происходила в XVIII веке. Во Франции земли духовенства были национализированы после окончания Великой французской революции. Наполеоновские войны положили начало всеобщей западноевропейской конфискации храмового имущества в пользу государства.

Что касается Российской империи, то ограничить владения духовенства власть безуспешно пыталась еще с XV века. Но большую часть своих владений РПЦ начала терять из-за реформы, которая была проведена в годы правления Петра I. Он считал, что монастырские земли не используются должным образом, приносят мало пользы. Император уничтожил льготные права обителей, а в 1701 году возобновил деятельность монастырского приказа. С этого времени хозяйство, доходы обителей перешли под контроль светской власти.

Елизавета Петровна, а также ее преемник Петр III подготавливали радикальную церковную реформу, однако секуляризация церковных земель при Екатерине II превзошла все предыдущие проекты.

Ход реформы

На момент издания указа церковь располагала около 950 монастырями. Из них упразднили 418. Право на государственные дотации получили 200 учреждений. 300 оставшихся находились на самосодержании. То есть предполагалось, что монахи будут существовать на добровольные пожертвования, а также обрабатывать огороды собственными силами.

Начало реформы включало только центральные регионы России. Но со временем ее ход распространился на Киевскую, Новгород-Северскую, Черниговскую, Екатеринославскую, Курскую, Воронежскую и Харьковскую губернии.

Упраздненные клерикальные учреждения

На момент секуляризации 1764 года были закрыты следующие монастыри:

  • Александрова Чудова пустынь;
  • Александровский;
  • Аркажский;
  • Благовещенский;
  • Богородицкий;
  • Борщевский Троицкий;
  • Бречицкий Андроников;
  • Важеозерский;
  • Варлаамиев;
  • Варсонофьевский;
  • Воскресенский;
  • Дивногорский Успенский;
  • Дорогошанский Троицкий;
  • Зарецкий;
  • Кассианов Учемский;
  • Киево-Братский;
  • Клименецкий Свято-Троицкий;
  • Котельничский Предтеченский;
  • Куряжский Преображенский;
  • Лисицкий;
  • Макарьевская Хергозерская пустынь;
  • Маровский;
  • Крестовоздвиженский;
  • Моисеевский;
  • Живоносного источника;
  • Николаевская пустынь;
  • Николаевский Стародевичий;
  • Никольский Адриано-Андрусовский;
  • Нило-Сорская пустынь;
  • Новосильский Свято-Духов;
  • Печенгская Спасская пустынь;
  • Рдейский Успенский;
  • Рождественский;
  • Святогорская лавра;
  • Слободской;
  • Церковь Спаса на Запрудне;
  • Спасо-Каменный;
  • Спасо-Преображенский;
  • Сретенский Новодевичий;
  • Троицкий Битюцкий;
  • Успенский Кержебельмашский;
  • Ущельский Иовский;
  • Холковский;
  • Чердынский Успенский;
  • Череповецкий Воскресенский;
  • Яранский.

Данный список не является исчерпывающим.

Секуляризационная реформа Екатерины ІІ

секуляризация церковных земель при екатерине 2

Причины реформы

Секуляризационная реформа церковных земель Екатерины II стремилась к тому, чтобы:

  • сократить площади обширных беломестных (не плативших налог в казну) земель;
  • использовать конфискованные земли более эффективно;
  • уменьшить количество малозаселенных монастырей;
  • повысить зависимость церкви от государственного аппарата.

Одним из известных противников реформы был митрополит Сибирский Арсений Мациевич. Являясь глубоко верующим человеком, активным проповедником, членом Святейшего Синода, он открыто отстаивал независимость русской церкви от государства, угрожал анафемой. По указу императрицы он был лишен сана, а затем отправлен в Белозерский Ферапонтов монастырь.

Содержание указа

Начался 1764 год. Особая Комиссия, специально созданная для изучения истинного положения дел, предоставила Екатерине II проект изъятия храмовых владений в пользу казны. Он был одобрен императрицей.

Основные положения указа:

Нововведения в стране распространялись неравномерно. Только через через 22 года реформа затронула Новгород-Северскую, Черниговскую и Киевскую губернии, а затем – Воронежскую, Курскую, Екатеринославскую. Позднее Коллегия экономии была расформирована, а бывшие земли храмов и обителей окончательно закрепились за казной.

дата

Результаты, последствия

Реформа Екатерины II повлекла за собой огромные перемены в материальной сфере русской православной церкви.

Изменилась духовная жизнь церковнослужителей:

  • из-за реформы были изменены монастырские уставы;
  • упал нравственный авторитет духовенства;
  • из-за бедственного положения некоторые монастыри обезлюдели;
  • именно с екатерининской эпохи в Российской империи берут свое начало свобода вероисповедания, некоторые послабления для старообрядцев.

Значение

Таким образом, 26 февраля (8 марта) 1764 года – важная историческая дата, установившая новые материально-правовые отношения между РПЦ и светской властью, которые сохранились практически неизменными вплоть до 1917 года. Императрица умело провела коренной переворот церковного устройства, значительно увеличила доход казны. В 90-е годы XVIII века он составлял почти 4 миллиона рублей, из которых до церкви доходила лишь восьмая часть.

Екатерина Алексеевна не выступала против православной веры, однако считала, что духовенство не должно иметь полную экономическую независимость. Иначе оно имело бы полное право влиять на дела государства, диктовать свои условия во внутри- и даже внешнеполитических вопросах. Несмотря на то, что власть обещала заниматься благотворительностью по отношению к духовенству, делала она это крайне редко. Вырос оброк, что явилось одной из причин восстания под предводительством Емельяна Пугачева.

дата

Церковная реакция

После изъятия значительной части средств к существованию церковь не смела критиковать власть в открытую. Разумеется, реформа не была встречена положительно. Более-менее ясно свою позицию несогласия отстаивал только митрополит Ярославля Арсений. Однако вскоре его лишили сана и заключили в тюрьму, где он умер.

Рис. 2 Несогласный клир


Рис. 2 Несогласный клир

Церковный раскол и секуляризация православия – В.Ю. Инговатов

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон


Машков И. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон

В первом ряду таких центральных задач сегодняшнего времени стоит анализ проблем церковного раскола XVII в. Тема эта важна для понимания места и роли православия в нынешней России, потому что без осмысления культурных истоков современному христианству невозможно ответить на насущные вопросы человеческого существования. Процесс обмирщения церкви и православия в целом самым серьезным образом изменил расстановку сил и взаимовлияния религии и общественного организма. Причем этот процесс был во многом подготовлен насильственным характером реформы и спровоцированным ею расколом. В такой ситуации проблема сохранения христианской традиции в нашей культуре становится тесно связанной со способностью православия преодолеть свой собственный духовный разлад во имя спасения самой России.

Под термином «секуляризация

Путь к царству Христову оказался для раскола сознательным выбором. Он был как бы реализацией огромного потенциала внутренней духовной свободы. История, по сути, не оставила сторонникам старого обряда другого пути: либо принять никоновскую реформу, но погубить навечно свою душу, либо, веруя в истину Христову, идти за нее на любые испытания. Такой выбор всегда бывает предельным для человеческого духа. Но именно он наполняет жизнь истинным религиозным смыслом. В этом отношении старообрядчество было объективно поставлено Провидением на пути обмирщения православия.

В нашей культуре раскол выглядит особенным, ни с чем несравнимым явлением. По своим масштабам и по уровню мистического чувствования разлада с окружающим обществом раскол стал трагическим провозвестником гибели непорочного религиозного идеала во всем Третьем Риме — Московском государстве. Совращенный антихристом мир теряет свою благодатность. Поэтому церковная реформа в том виде, в каком ее начал Никон, в глазах приверженцев древлего благочестия вообще была знаменем конца сотворенного мира. А значит, и смысла бытийствования в нем. Здесь находят корни религиозного отвращения перед скверной падшести и власти светской, и власти духовной.

Искренне стремившийся к осуществлению теократического проекта, пусть и понимаемого им по-своему, В.С. Соловьев как-то напишет, что с русского раскола в России начинается закат нравственного авторитета духовенства

В самом деле, религиозное чувство русского верующего человека оставалось чистым и незамутненным в различных исторических и житейских коллизиях, пока он мог припадать к духовному источнику Истины Христовой. Древлеправославный уклад религиозного бытия помогал христианину преодолеть любые испытания. Вот, например, несмотря на ужасные притеснения народа Иваном Грозным широкие его массы оставались спокойны. И не безропотно, но несли нелегкое бремя царских кровавых забав. А при Алексее Михайловиче, прозванном Тишайшим, народ вдруг ощутил непереносимость жизни своей и ударился в бега. И не только — история раскола полна примеров и массовых самосожжений. Что же такое должно было случиться, чтобы настоящее смятение охватило огромные группы людей? Очевидно, что причина здесь скрыта не в индивидуальных особенностях характеров самодержцев. Царь может быть беспощаден, может быть лют, зато Бог милосерден. Но как существовать в мире, когда на место правды возвели кривду, а веру предков предали анафеме и объявили еретической?

На международной церковно-научной конференции в Москве в 1987 г. было обнародовано мнение Н.Ф. Каптерева

о геополитической подоплеке церковной реформы. Речь идет о том, что в русском царствующем доме созрело желание наследовать константинопольский престол. Вообще после падения Византии мысль эта неоднократно обсуждалась на Руси. Были и открытые призывы к походу на Царьград для освобождения христианских святынь. Подобное обращение еще за 150 лет до реформы было высказано Максимом Греком. Об этом сообщает например, Н.И. Костомаров. Следовательно, предположение Н.Ф. Каптерева означает, помимо прочего, и то, что Никон не был автором проводимой им реформы. То есть, выполняя социальный заказ, объективно служил целям секуляризации православной церкви, поскольку во имя эвентуальных политических дивидендов для царской власти пошел на исправление богослужебных книг не во имя чистоты православного обряда, а ради унификации русских и греческих текстов за счет первых. И проблема не в том, что это не уменьшило опечаток и нелепостей в текстах, а в том, что исправления проводились по книгам хоть и греческим, но уже исправленным по венецианским и германским изданиям. Остается лишь констатировать: обвинения в латинстве авторов и зачинателей реформы были отнюдь не беспочвенными.

Церковный раскол семнадцатого века действительно стал переломным для последующей судьбы православия в России. По существу, от этого исторического события можно вести отсчет духовного излома русского народа. Все наше послереформенное историческое движение не смогло избавиться от родимых пятен религиозной стратификации нашего общества. Ликвидация раскола возможна теперь, однако, не как простое возвращение к дореформенным служебным книгам и обрядам. Невозможно ее осуществить и в рамках экуменического движения. Перед Православием стоит гораздо более трудная и сложная задача: в условиях постмодернистской безрелигиозной культуры найти ответы на духовные запросы времени. Опыт старообрядчества есть опыт поиска смысла в утверждении истинной веры в ситуации предельного выбора между бытием и небытием. В этом отношении современная эпоха не просто должна его востребовать, но и сделать своим внутренним опытом.

Автор: Владимир Юрьевич Инговатов, д-р филос. наук

Источник: Старообрядчество. История и культура. Сб. науч. трудов. Выпуск 1. Под ред. Дементьевой Л.С., Старцева А.В., Старухина Н.А. Барнаул, 1999, с.111-115.

Причины, содержание и значение секуляризации церковных земель при Екатерине II

На протяжении всей истории России отношения между государством и церковью часто менялись коренным образом. С одной стороны, РПЦ, особенно в княжеский, царский, имперский периоды всегда поддерживала светскую власть. Она являлась авторитетным идеологическим проводником между государственным аппаратом и народом. С другой стороны, священство с властью нередко противостояли друг другу. В XVIII веке причиной того, что русское духовенство значительно потеряло свое влияние, явилась секуляризация церковных земель.


Секуляризация: суть и возникновение

Термин возник в XVII веке, однако страны Европы начали конфискацию имущества церквей и монастырей гораздо раньше: при Реформации, во время первых буржуазных революций. В XVI веке процесс обращения государством церковной земельной собственности в светскую начался в Нидерландах и Англии. По причине Английского переворота середины XVII века вовсе были уничтожены архиепископства, епископства, а их имущество перешло к джентри.

Еще более масштабная секуляризация происходила в XVIII веке. Во Франции земли духовенства были национализированы после окончания Великой французской революции. Наполеоновские войны положили начало всеобщей западноевропейской конфискации храмового имущества в пользу государства.

Что касается Российской империи, то ограничить владения духовенства власть безуспешно пыталась еще с XV века. Но большую часть своих владений РПЦ начала терять из-за реформы, которая была проведена в годы правления Петра I. Он считал, что монастырские земли не используются должным образом, приносят мало пользы. Император уничтожил льготные права обителей, а в 1701 году возобновил деятельность монастырского приказа. С этого времени хозяйство, доходы обителей перешли под контроль светской власти.

Елизавета Петровна, а также ее преемник Петр III подготавливали радикальную церковную реформу, однако секуляризация церковных земель при Екатерине II превзошла все предыдущие проекты.

Секуляризационная реформа Екатерины ІІ


Причины реформы

Секуляризационная реформа церковных земель Екатерины II стремилась к тому, чтобы:

  • сократить площади обширных беломестных (не плативших налог в казну) земель;
  • использовать конфискованные земли более эффективно;
  • уменьшить количество малозаселенных монастырей;
  • повысить зависимость церкви от государственного аппарата.

Одним из известных противников реформы был митрополит Сибирский Арсений Мациевич. Являясь глубоко верующим человеком, активным проповедником, членом Святейшего Синода, он открыто отстаивал независимость русской церкви от государства, угрожал анафемой. По указу императрицы он был лишен сана, а затем отправлен в Белозерский Ферапонтов монастырь.

Содержание указа

Начался 1764 год. Особая Комиссия, специально созданная для изучения истинного положения дел, предоставила Екатерине II проект изъятия храмовых владений в пользу казны. Он был одобрен императрицей.

Нововведения в стране распространялись неравномерно. Только через через 22 года реформа затронула Новгород-Северскую, Черниговскую и Киевскую губернии, а затем – Воронежскую, Курскую, Екатеринославскую. Позднее Коллегия экономии была расформирована, а бывшие земли храмов и обителей окончательно закрепились за казной.


Результаты, последствия

Реформа Екатерины II повлекла за собой огромные перемены в материальной сфере русской православной церкви.

Изменилась духовная жизнь церковнослужителей:

  • из-за реформы были изменены монастырские уставы;
  • упал нравственный авторитет духовенства;
  • из-за бедственного положения некоторые монастыри обезлюдели;
  • именно с екатерининской эпохи в Российской империи берут свое начало свобода вероисповедания, некоторые послабления для старообрядцев.

Значение

Таким образом, 26 февраля (8 марта) 1764 года – важная историческая дата, установившая новые материально-правовые отношения между РПЦ и светской властью, которые сохранились практически неизменными вплоть до 1917 года. Императрица умело провела коренной переворот церковного устройства, значительно увеличила доход казны. В 90-е годы XVIII века он составлял почти 4 миллиона рублей, из которых до церкви доходила лишь восьмая часть.

Екатерина Алексеевна не выступала против православной веры, однако считала, что духовенство не должно иметь полную экономическую независимость. Иначе оно имело бы полное право влиять на дела государства, диктовать свои условия во внутри- и даже внешнеполитических вопросах. Несмотря на то, что власть обещала заниматься благотворительностью по отношению к духовенству, делала она это крайне редко. Вырос оброк, что явилось одной из причин восстания под предводительством Емельяна Пугачева.


Русская церковь XIX века

В начале следующего столетия Александр I несколько ослабил контроль за деятельностью духовенства. С позволения государя монастыри получили право покупать пустующие земли. При Николае I улучшилось их материальное положение за счет отведенных под обители лесных участков. Открылись некоторые закрытые, а также были построены новые храмы и обители. К 1896 году было окончено строительство известного Ново-Афонского монастыря.

Важными центрами паломничества до сих пор остаются Оптинская пустынь и Дивеевский монастырь. При Александре II было разрешено строительство без испрашивания воли императора. Благодаря уступкам со стороны государства именно в XIX веке было заложено большое количество новых особножитий.

Видео

Данное видео представляет мнение кандидата исторических наук Алексея Беглова о секуляризационной реформе 1764 года.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ 1764

Секуляризационная реформа 1764 года — изъятие церковных владений, упразднение части монастырей, и определение содержания для епархий и некоторых обителей, проведенные правительством Российской империи в 1764 году.

Предпосылки

Реформа

26 февраля 1764 года императрица Екатерина II издала указ о церковных владениях, который подводил черту под многовековым противостоянием между Русской Православной Церковью и Российским государством по вопросу о церковных владениях.

Важнейшими положениями этого законодательного акта были:

  1. Все имения Святейшего Синода, епархиальных кафедр, монастырей и приходов окончательно передавались государственной Коллегии экономии. Все церковные учреждения устранялись от управления этими имениями. Крестьяне, жившие в этих имениях, число которых по ревизии 1760 года составляло 910866 ревизских душ (то есть только мужчин), передавались в ведение Коллегии экономии, и в дальнейшем они именовались экономическими крестьянами.
  2. Вместо барщинной работы и разных оброков с 1 января 1764 года эти крестьяне обязаны были платить по 1,5 руб. подушного оклада, который через Коллегию экономии поступал в государственную казну.
  3. Для содержания церковных учреждений — епархиальных кафедр, монастырей и приходских церквей, ранее владевших землей, Коллегия экономии должна была выделять определенную сумму.
  4. Епархии были разделены на три класса, и содержание им назначалось в зависимости от класса.
  5. Для монастырей, вначале только великорусских, — то есть кроме тех, что были подчинены Киевскому митрополиту, — составлялись монастырские штаты, в которые были внесены 225 (Троице-Сергиева Лавра и Александро-Невский монастырь; 156 мужских монастырей; 67 женских монастырей) монастыей разделенные на 3 класса по уровню содержания.

По донесению Синода от 1 января 1762 года, во всех епархиях России насчитывалось 954 монастыря, с имениями и без, с 11 153 монашествующими. После секуляризации 1764 года Синод постановил упразднить 418 монастырей. Из оставшихся 226 получали содержание от государства, остальные же 310 монастырей, отныне известные как заштатные, должны были существовать на доброхотные приношения народа.

31 марта 1764 года вышло дополнительное распоряжение о том, чтобы заштатные монастыри тоже были разделены на 3 класса: 1 класс — 20 монастырей, 2 класс — 56 и 3 класс — 85, всего 161 монастырь (все мужские) с 1247 монахами. Остальные 149 монастырей упразднялись. Оставшиеся заштатные монастыри должны были существовать либо на доброхотные приношения народа, либо за счет расположенной около обителей ненаселенной земли, которую монахи обрабатывали собственными силами. Таким образом в Великороссии оставалось 387 монастырей.

Секуляризационная реформа была впоследствии распространена за пределы Великороссии. В 1786 году аналогичное положение установилось в Малороссии, т.е. Киевской, Черниговской и Новгород-Северской губерниях, а в 1788 году — на Слобожанщине, т.е. в Харьковской, Екатеринославской, Курской и Воронежской губерниях.

Великорусские монастыри на 1764 год

Штатные первоклассные

Штатные второклассные

Штатные третьеклассные

Заштатные

Упраздненные

Последствия

Секуляризационная реформа 1764 года во многом положила начало новой эпохе в истории Русской Православной Церкви.

Для позднейшей истории русского монашества штаты определили не только финансовое положение, но во многом и духовное развитие монастырей. Появилось два разных типа не только обителей, но и монахов, а монастырский устав как основа иноческого жития надолго утратил свое значение. Определенное штатами содержание для монастырей было слишком мало, его едва хватало на братию, монастырские строения из года в год ветшали и разрушались, а настоятели опасались доносить об этом Синоду ввиду возможности упразднения монастыря. Чтобы улучшить финансовое положение обителей, настоятели зачастую стремились сократить предусмотренное штатами число монашествующих. Монастыри обеднели и обезлюдели, но в новых условиях, без бремени забот о собственности, появился и стимул для переустройства монашеской жизни на аскетических основах.

Секуляризация церковных земель

Вопрос секуляризации земель церкви в пользу Российской Империи можно разделить на 3 этапа:

Подготовка к принятию Манифеста

Примечательно, что подготовку и проведение секуляризации проводили 3 императора, которые известны своим специфическим отношением к религии. Первым из них является Пётр 1. Много раз уже говорилось о том, что Петр Великий всегда рассматривал церковь исключительно как государственный институт и не более. Поэтому как только в период его бесконечных воин государству потребовались деньги, император провел первую частичную секуляризацию церковных земель. Процесс был частичным, поскольку страна не была готова к тому, чтобы ликвидировать все церковные земли, а сам Петр опасался острой реакции духовенства и его влияния на людей.


Второй императорам, который продвигал вопросы секуляризации, был Пётр 3. Этот человек правил Российской Империей всего 6 месяцев, но успел наделать много. В частности это касается и вопроса конфискации церковных земель. Напомним, что Петр 3 был католиком, который принял православие перед принятием титула императора российского.


Наконец третий император, который и сформировал полную секуляризацию это Екатерина 2. Относительно ее религиозных взглядов мало информации, однако, абсолютно очевидно, что на начальном этапе своего правления, когда Указ и издавался, во главу угла Екатерина ставила вопросы абсолютизма и просвещения. Часть историков видят противоречия в том, что Екатерина 2 сначала отменила Указ Петра 3 о секуляризации, а затем его продублировала через 2 года. Однако в этом никакого противоречия нет. Дело в том, что, вступив на российский престол в 1762 году, Екатерина 2 должна была заручиться поддержкой, чтобы не стать очередной жертвой эпохи Дворцовых переворотов. Именно поэтому императрица сразу же отменила большинство указав своего предшественника, в том числе и касательно церковных земель. Только спустя 2 года, когда позиции Екатерины 2 стали достаточно крепкими, она вновь вернулась к данному вопросу и вновь провела секуляризацию, на этот раз полную.


Суть секуляризации и ее причины

Основные причины секуляризации церковных земель в России при Екатерине 2 следующие:

  • Экономические. Государственная казна находилась в плачевном положении: армия не получала зарплату 6 месяцев, военно-морской флот был в очень плохом состоянии, государство было вынуждено продать практически все монополии частным лицам. На этом фоне Российская Империя остро нуждалась в финансах и в новом источнике их пополнения. Церковные земли стали реальной возможностью решить экономические проблемы.
  • Социальные. Екатерина 2 своим указом подчинила церковь государству. Это то, что пытался сделать ещё Пётр 1. До секуляризации церковь обладала всем необходимым для самостоятельного существования. Фактически это было государство в государстве. После 1764 года церковь напрямую экономически зависела от государства.

По условиям указа о секуляризации 910 тыс крестьян, которые ранее относились к церковным землям, переходили под контроль Коллеги экономики. Отсюда и их название — экономические крестьяне. Они получали в распоряжение землю, которая раньше относилась к церкви. За пользование этой землей крестьяне не несли никакой повинности, кроме уплаты налога величиной в 1,5 руб в год. Эти деньги напрямую поступали в государственный бюджет. В совокупности это приносило государству ежегодный доход в размере 1,36 млн руб.


Значение и результаты

Главный итог церковный секуляризации земель заключался в стремительном обнищание монастырей и стремительном сокращении их количества. Кроме того, церкви и монастыри оказались в полной экономической зависимости от государства. Фактически произошло формирование новых отношений между церковью и государством. При этом очень важно отметить, что именно эта точка была апогеем, после чего отношения между церковью и государством становилось все лучше и положение церкви с каждым последующим императором становилось легче.

Относительно вопросов секуляризации очень часто Екатерину 2 обвиняют в неверии и в отрицательном отношении к религии в целом и к православной церкви в частности. Это не так. Прежде всего Екатерина была абсолютно практичным человеком, который устранял конкурентов. Она видела, что такое Дворцовые перевороты и очень опасалась их против себя. Поэтому церковь она воспринимала не как религиозный объект, а как значимый социальный институт, способный очень сильно влиять на настроение народных масс. Именно поэтому она полагала, что духовенство не должно иметь экономической независимости, а должно находиться в подчинении от государства. Только в этом случае церковь и государство могли выступать единым фронтом.

Аналогичные процессы в Европе

Секуляризация церковных земель не является российским изобретением, поскольку ранее аналогичные процессы проходили в Европе. Они начались в эпоху буржуазных революций в Англии и Нидерландах. Происходило это в 17 веке и также как и в России преследовало целью подчинить церковь государству и увеличить доходы бюджета. Однако если в 17 веке эти процессы носили в целом хаотичный характер, то в 18 веке, в период наполеоновских войн, вся Европа была охвачена процессом секуляризации и все церковные земли были конфискованы государством.

Судьба Манифеста после Екатерины 2

Формально манифест о секуляризации церковных и монастырских земель просуществовал до 1917 года. Однако реально с каждым последующим императором после Екатерины 2 положение церкви становилось заметно легче. Прежде всего это отражается в количестве монастырей, которые работали на территории России. Для демонстрации достаточно привести только следующие цифры:

  • 1808 год — в России 447 монастырей и примерно 5 тыс монахов.
  • 1815 год — в России 478 монастырей и примерно 6,5 тыс монахов.
  • 1917 год — в России 1257 монастырей и примерно 107 тыс монахов.

Здесь очень важно отметить, что численность монастырей достигалась не только за счет открытия новых монастырей, но в основном за счет восстановления старых монастырей, которые были закрыты при Екатерине 2. При этом шел процесс не только увеличение количества монастырей, но и постепенное наделение землёй церквей и монастырей. Например, в 1916 году Николай 2 издал указ, согласно которому церкви было передано 3,6 тысяч десятин пашни.

Читайте также: