Свидетельство на право собственности на землю 1997 года действительно ли

Обновлено: 14.05.2024

Достаточно часто граждане встречаются с проблемами при оформлении земельных участков, оставшихся после смерти их близких родственников. Своевременно не оформив свои наследственные права, наследники сталкиваются с определенными проблемами.

Такие проблемы из-за сложности их разрешения могут сохраняться долгие годы. Не редко, к нам в Коллегию обращаются граждане с подобными проблемами, которые возникли десятилетия назад.

Проблема может усугубиться тем, что возникает риск, так называемой, выморочности имущества, когда на наследственное имущество претендует государство, поскольку никто из наследников не принял его.

В связи с наличием различных оснований наследования и очередностей наследников, обычному человеку сложно разобраться во всех аспектах наследования и тогда только опытный адвокат по наследственным делам поможет Вам разобраться в таких вопросах.

В одном из подобных случаев, наследодатель скончался в 2014 году, оставив после себя наследство на имущество, в составе которого был земельный участок в сельском поселении. Наследниками по закону являлись супруга умершего и сын. На все имущество, кроме земельного участка, нотариусом было выдано свидетельство о праве на наследство, а на земельный участок было отказано в выдаче, поскольку отсутствовали правоустанавливающие документы о праве собственности на имя наследодателя.

На земельный участок имелось только Постановление, датированное 1988 годом, подписанное главой местной администрации, которая уже была упразднена. Наследодатель при жизни не определил границы земельного участка, не поставил его на кадастровый учет и не оформил право собственности на свое имя. Все это затрудняло процесс принятия наследниками наследства и создавало риск утраты земельного участка.

Тогда на помощь пришел опытный юрист по наследству, который сумел найти выход из ситуации и применить надлежащий применению Закон.

Для начала, надлежало доказать, что наследники вступили в наследство в течении установленных законом 6 месяцев, чтобы претендовать на имущество в виде земельного участка. Фактические действия, то есть содержание земельного участка, его обработка, уплата налогов и принятие части наследства, означали совершение действий, направленных на принятие наследства в целом, в том числе, на земельный участок.

Тут действует положения ст. 1153 ГК РФ: наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, вступил во владении или управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательства или притяжений третьих лиц, произвел за свой счет, расходы на содержание наследственного имущества, оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Далее, родственные отношения без труда подтверждались свидетельствами наследников о браке и рождении.

Трудность представляло предъявление суду правоустанавливающего документа на земельный участок, который не находился ни на праве пожизненно наследуемого владения, ни на другом ином основании.

В соответствии с требованием ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят только принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно статье 1181 ГК РФ, принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях.

Таким образом, обстоятельством, имевшим значение для разрешения возникшей проблемы наследника, принявшего наследство, о правах на наследуемое имущество, являлось принадлежность этого имущества наследодателю на праве собственности, а в отношении земельного участка, в том числе, и на праве пожизненного наследуемого владения.

Тогда наследственный адвокат нашел следующее основание.

Земельный участок был предоставлен наследодателю на основании Постановления главы администрации сельского поселения в собственность на договорных условиях для индивидуального жилищного строительства. Указанные обстоятельства имели место до введения в действие Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац первый).

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац второй).

Таким образом, по смыслу закона следовало, что поскольку из Постановления о предоставлении земельного участка наследодателю не возможно было установить право, на основании которого был предоставлен земельный участок, то наследодатель имел право оформить его в собственность в соответствии с Земельным кодексом РФ.

Важными моментами при постановке исковых требований являются следующие аспекты. От них зависит удовлетворение или отказ в таковом заявленных требований.

Сначала необходимо установить факт принятия наследником наследства, затем включить в наследственную массу имущество, которое установлено, поскольку наследственная масса уже была принята, затем признать право собственности на имущество в порядке наследования, дабы избежать повторного обращения к нотариусу.

Не все знают, что после вынесения решения судом о признании права собственности в порядке наследования, обращаться к нотариусу более не нужно. Нет необходимости тратить средства на получение свидетельства нотариуса. Достаточно обратиться в МФЦ с заявлением о регистрации и сдать туда решение суда с отметкой о вступлении в законную силу.

АКЦИЯ ГОДА


ООО "КИОН" генеральный директор компании КАМОЛОВ С.Н. Все сотрудники


Посмотреть другие

НЕ РЕДКИ СЛУЧАИ когда все документы, которые вы имеете, даже полученные вчера, имеют ноги. А ноги растут из 1992 года.

Разбор легитимности и действительности старых свидетельств на право собственности на землю необходим потому, что один из видных экспертов, комментирующий реалии, с которыми сталкиваются сегодняшние землевладельцы, прежде всего, садоводы, явно заблуждается, пытаясь неверно истолковать нормы ФЗ-218 от 13.07.2015 г. "О государственной регистрации недвижимости", а именно

статей 69 "Признание ранее возникших прав, прав, возникающих в силу закона. Ранее учтённые объекты недвижимости" и

статьей 70 "Особенность осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях".

За его пояснениями, типа "Караул, грабят" стоит неглубокое знание норм, что очевидно связано с таким же неглубоким анализом текста и его увязыванием с нормами других близких по теме законов. Эта основная причина ошибки налицо, а глубинные нам неведомы.

При подготовке содержания статьи, на первый взгляд показалось, что она уже почти готова: всего-то, напечатать текст нормативного правового акта и ведомственного документа. Но, когда пошёл отсчёт времени, изложение норм законодательства и их закрученность вокруг "синих" и "розовых" свидетельств на право собственности на землю, то тогда пришло понимание того факта, что неделя на эту статью - это провал всей задуманной инициативы. Времени нужно больше, чтобы основательно не только разъяснить всё то, что связано со старыми свидетельствами на право собственности на землю, но и увязать это с сегодняшними требованиями новых законов. И при этом всем нам необходимо найти ответы на следующие вопросы:

  • На основании каких нормативных правовых актов выдавались свидетельства на право собственности, др. вещных правах на землю до 2000 года?
  • Каким образом в Едином государственном реестре недвижимости учитываются сведения о правах на земельные участки, оформленные до 2000 года?
  • Какие нормы законодательства подтверждают легитимность старых свидетельств на право собственности на землю, выданные до 2000 года?
  • Есть ли необходимость смены старых свидетельств на право собственности на землю на новые, когда они будут заменены и в каких случаях?

СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ ОБРАЗЦА 1992 г.

1. Порядок выдачи свидетельства о праве собственности на землю
образца 1992 года, его содержание и связь с ЕГРН.

Для начала давайте определимся, о каких документах вообще идёт речь, чтобы не обсуждать то, о чём у отдельных новых садоводов нет понятия. Ниже представлены образцы свидетельств на право собственности на землю (представленным документам уже много лет и поэтому, к сожалению, качество картинки оставляет желать лучшего).


Не следует пренебрегать изучением данного материала по причине того, что у вас новое свидетельство о регистрации права собственности на землю, на другую недвижимость. Все документы, которые вы имеете, даже полученные вчера, имеют ноги. А ноги растут из 1992 года. Именно в это время у вас или теперь уже ваших предшественников появились основания для регистрации права собственности или другого вещного права на земельный участок. Эти основания и сейчас необходимо хранить вместе с остальными новыми документами. Страна большая. Мало ли что может произойти. Чиновников много, президент один, земельный участок у вас тоже один.

Обратите внимание на следующие реквизиты:

Во-первых, документ называется "Свидетельство о праве собственности на землю". Такое свидетельство имеет одну страницу и все необходимые сведения указаны на ней. Никаких приложений и дополнительных страниц для этих документов не предусматривалось.

Во-вторых, в документе, чуть выше круглой печати мелким шрифтом написано:

"Свидетельство является временным документом и действует до выдачи соответствующего государственного акта установленной формы".



В 1995 году, по крайней мере Комитеты по земельным ресурсам органов самоуправления граждан начали выдавать розовые свидетельства на право собственности на землю. Бланки таких свидетельств состояли из двух листов, где на основных двух внутренних страницах записывались почти все сведения, к-е вносятся и сейчас в новые свидетельства о регистрации права. От "синих" свидетельств "розовые" отличались тем, что в сведения были дополнительно включены:

  • паспортные данные собственника (в "синих" только Ф.И.О.);
  • реестровый номер земельного участка (потом этот номер трансформируется в кадастровый номер);
  • раздел с ограничениями и обременениями участка земли;
  • регистрационный номер и дата записи в реестре;
  • план на участок, передаваемый в собственность, выполненный в масштабе и в окружении других участков земли (является приложением к свидетельству);
  • раздел о совершении сделок и иных действий по распоряжению земельным участком;
  • бланк свидетельства являлся документом строгой отчётности и имел свой порядковый номер, серию и различные степени защиты.

Таким образом, свидетельство на право собственности на землю, было первым документом в РФ после распада СССР, к-е подтверждало право собственности физического лица на земельный участок. Других документов не было. Вернее они были, но права на землю не подтверждали. В этих случаях в 90-х годах при притязании физического или юридического лица на земельный участок необходимо было доказывать свои права и получать этот новый документ, к-м являлось свидетельство на право собственности на землю.

Порядок притязаний и способы доказательств своих прав подробно рассмотрен в Части 1 Гражданского кодекса, содержащей в себе специальный Раздел II "Право собственности и другие вещные права". Гражданский кодекс в новой редакции, уже новой России, вступил в силу 30.11.1994 года (ФЗ-51). Кодекс детально раскрывает все понятия, права и обязанности физических и юридических лиц, связанные с собственностью, в т.ч. с недвижимостью. Судя по дате вступления в силу, Гражданский кодекс не случайно был принят Государственной Думой в это время.

Чтобы перекинуть мостик в наш сегодняшний день, в 2017 год и дальше, нам обязательно нужно точно знать, как и каким образом выдавались свидетельства о праве собственности, где, кроме сундуков граждан, хранится вся информация об акте органа, принявшем решение о передаче земельного участка в собственность гражданина, как осуществлялся учёт земельных участков до 2000 г. и, наконец, можно ли найти эту информацию и подтвердить свои права в случае утери документов? Важно также знать и понимать весь процесс передачи в собственность земельных участков до 2000 г., чтобы иметь железобетонные основания для отстаивания своих прав на землю в случае игнорирования ваших старых документов или ссылок чиновников на отсутствие в архивах и недрах Государственного кадастрового учёта сведений о вашем участке, а как следствие, снятие его учёта или появления др. неприятностей, о к-х идёт речь на странице "МЕЖЕВАНИЕ". Используя эти знания и само содержание старого бланка свидетельства на право собственности на землю, вы всегда сможете доказать свои права и выиграть любой суд. О связи старых свидетельств образца 90-х годов можно посмотреть еще и ЗДЕСЬ .

17.09.1991 года Советом Министров РСФСР было принято Постановление № 493 "Об утверждении форм Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей"

Содержание Постановления СМ РСФСР № 493 от 17.09.1991 г. (только текст без приложений):

Совет Министров РСФСР постановляет:

  1. Утвердить прилагаемые формы государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землёй граждан (форма N 1), предприятий, учреждений, организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств (форма N 2).

Государственному комитету РСФСР по земельной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств в месячный срок утвердить инструкцию о порядке выдачи указанных государственных актов.

  1. Советам Министров республик в составе РСФСР, органам исполнительной власти краёв, областей и автономных образований обеспечить издание бланков государственного акта.

Министерству печати и массовой информации РСФСР предоставить в 1991-1993 годах полиграфическую базу для этих целей. Министерству по экономике РСФСР выделить по заявке Государственного комитета РСФСР по земельной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств необходимое количество офсетной бумаги N 1.

  1. Советам Министров республик в составе РСФСР, органам исполнительной власти краёв, областей и автономных образований, Государственному комитету РСФСР по земельной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств обеспечить проведение землеустроительных работ, связанных с оформлением и выдачей государственных актов.

Министерству экологии и природопользования РСФСР, Министерству сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, Министерству лесного хозяйства РСФСР, Министерству здравоохранения РСФСР, Государственному комитету РСФСР по архитектуре и строительству, Комитету по водному хозяйству при Совете Министров РСФСР принять участие в выполнении указанных работ.

Для нас важным является первый пункт постановления. Согласно ему Роскомземом 09.03.1992 г. была утверждена "Инструкция о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землёй". Для ленивых и ограниченных временем приводим краткое содержание данного документа:

Инструкция о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землёй от 09.03.1992 г.

  • Настоящая Инструкция заменила действовавшую с 1976 г. "Инструкцию о порядке составления, выдачи (замены) и хранения государственных актов на право пользования землёй" Министерства сельского хозяйства.

Обратите внимание: "право пользования землёй" - не есть "право собственности на землю". Между понятиями есть большая разница!

  • Согласно нормам Постановления СМ № 493 от 17.09.1991 г. на всей территории РСФСР действует и выдаётся единый документ о праве собственности на землю, другом вещном праве, к-й подтверждается Государственным актом.
  • Разработаны основы и условия передачи земли, утверждены органы, имеющие право распоряжаться земельными ресурсами.
  • Определены вид, размер и прочие атрибуты для государственных актов на право собственности на землю.
  • Установлены порядок и перечень мероприятий по подготовке государственного акта о передаче земли в собственность, на другом вещном праве гражданам и юридическим лицам, участие всех заинтересованных лиц в данных мероприятиях.
  • Разработан состав, наименование и содержание всех документов, входящих в государственный акт на право собственности на землю.
  • Определён порядок выдачи государственного акта о праве собственности на землю гражданам, другим лицам на другом вещном праве, порядок учёта всех сведений о выдаче актов и производства всех регистрационных записей, органы, осуществляющие данные функции.
  • Ответственными за хранение государственных актов о праве собственности на землю определены главы местных администраций (определены также лица, имеющие право доступа к таким документам) и собственники земли.

"Что даёт нам эта Инструкция?" - может возникнуть вопрос. А вот что:Данная инструкция подтверждает факт того, что выданные свидетельства на право собственности прошли:

  • государственную регистрацию права в полномочном государственном органе;
  • в ходе подготовки документов были определены границы участка;
  • согласно установленному порядку земельный участок поставлен на кадастровый учёт.

Отсутствие отметок в свидетельстве на право собственности на землю говорит о том, что все операции пункта 2.16 Инструкции (о перечне материалов по выдаче государственного акта) выполнены в полном объёме.

Отсюда следует то, что в Архивах районного (городского) комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам или в Архивах сельской, поселковой, городской администрации находятся книги записей государственных актов и вторые экземпляры государственных актов на право собственности на землю. Это палочка-выручалочка на случай потери документов. Далее нам необходимо проследить факт преемственности государственных организаций с 1991 по 2016 годы, а именно, историю преобразований комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам в управления государственной регистрации, кадастра и картографии по областям РФ:

Во времена Советского Союза центральным органом управления в сфере земельных отношений являлось Главное управление по землеустройству Министерства сельского хозяйства СССР. В государстве был установлен порядок, согласно которому все министерства и ведомства контролируют использование земли подведомственными им предприятиями и организациями.

В 90-х годах возникла необходимость перехода к рыночной экономике. Это привело к созданию Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве РФ (Роскомзем). Роскомзем являлся центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам земельных отношений и использования земельных ресурсов в стране. В таком статусе Комитет просуществовал около пяти лет, после чего были совершены кардинальные преобразования.

Согласно Указу Президента РФ в апреле 1998 г. было образовано Министерство Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Минземстрой России). Создание данной структуры было осуществлено посредством слияния нескольких ведомств.

В соответствии с Указом Президента РФ в сентябре 1998 г. вновь был создан Государственный земельный комитет Российской Федерации (Госкомзем России). Госкомзем России с этого времени осуществлял межотраслевую координацию деятельности в области земельных отношений, а также функциональное регулирование в данной сфере, включая ведение государственного учёта, оценку земель, землеустройство и государственный контроль за охраной земельных ресурсов.

Очередная реорганизация Госкомзема была произведена в 2000 г. Во исполнение Указа Президента РФ Правительство РФ создало Федеральную службу земельного кадастра Российской Федерации (Росземкадастр России). Росземкадастр являлся федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющим специальные функции по ведению государственного земельного кадастра и государственного учёта объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними; а также по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной земель.

В результате административной реформы в 2004 году Федеральная служба земельного кадастра России преобразована в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (уже знакомую нам - Роснедвижимость). Однако на этом реформирование не закончилось.

С 1 марта 2009 г Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, а его функции переданы Федеральной регистрационной службе Министерства экономического развития РФ (Росреестр). Это произошло в ходе выполнения Указа Президента № 1847, подписанного 25 декабря 2008 г., согласно которому Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 г. № 457, исполнение функции по государственному земельному контролю возложено на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. На территории субъектов РФ созданы территориальные органы - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Вывод: Свидетельство на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землёй однозначно и безусловно подтверждают:

  • право собственности (др вещного права) на земельный участок;
  • наличие факта государственной регистрации права, оформленного документально;
  • надлежащее установление и документальную фиксацию границ земельного участка.

Разгильдяйству подвержены все и собственники, и чиновники. Но между первыми и вторыми есть разница. Собственники от невыполненных обязанностей чиновниками могут потерять участок и пуститься во все тяжкие грехи в своём стремлении доказать свои права на земельный участок. А чиновник в лучшем случае получит только лёгкое внушение от своего начальника. Поэтому садоводам нужно использовать народную мудрость: "На бога надейся, а сам не плошай". Что из этого следует:

Важный совет: Имея на руках Свидетельство на право собственности на землю, выданное с 1992 и до 1999 г. включительно, собственнику садового земельного участка, не откладывая в долгий ящик, желательно до 01.01.2017 г. проверить все сведения, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости, Едином государственном реестре прав, а с 01.01.2017 г. в Едином государственном реестре недвижимости.

Обратите внимание: Вы всегда можете заменить старое свидетельство на право собственности на землю на новое свидетельство о регистрации права, но данные документы не подтверждают факт того, что сведения о вашей недвижимости, содержащиеся в ЕГРН, соответствуют нормам федерального законодательства.

Какие сведения нужно проверять? Как это сделать, не выходя из дома? Ответы на эти вопросы вы найдёте на странице: "МЕЖЕВАНИЕ". Если вы не найдёте сведений о своём участке в недрах управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, то пользуясь знаниями этой и второй страниц примите меры к внесению чиновниками сведений о вашей недвижимости в государственные реестры. Для этого ещё есть время.

И всё же, если вы обладаете необходимыми юридическими знаниями, опытом борьбы с нашим неповоротливым чиновничьим аппаратом, то даже в случае наличия на руках старого "розового" свидетельства на право собственности на землю можно продолжать спать спокойно. Может вам в удовольствие повоевать с местными администрациями, органами государственного кадастра, отстоять свои права в суде, а никто об этом пока не знает. Тогда вперёд, победа гарантирована. Просто она несколько передвинется в некоторое отдалённое будущее.

До июля 2016 года таким документом являлось свидетельство на право собственности, с июля 2016 года это была выписка из государственного реестра прав (ЕГРП), а с января нынешнего года правоудостоверяющим документом становится выписка из государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Документ, удостоверяющий права собственника


Удостоверяющий документ подтверждает возникновение или переход права на участок.

Фактически, это главный документ, который хранится у собственника и удостоверяет его право собственности.

По полученному свидетельству или выписке из реестра недвижимости можно продать или подарить участок или, к примеру, внести в качестве залога по ипотечному кредиту.

Действующий закон предусматривает выдачу выписки из ЕГРН в качестве удостоверяющего документа и подтверждения регистрации прав на землю.

Для регистрации собственности на участок, необходимы документы-основания возникшего права – правоустанавливающие документы.

Образец свидетельства о государственной регистрации права.


Это могут быть государственные акты на землю и различные договоры, по которым передается земельный участок (купли-продажи, дарения, мены). Такие акты на землю выдавались преимущественно до 1997 года и начала действия закона о необходимой государственной регистрации сделок с землей.

Это могли быть решения сельских советов о предоставлении участка в пожизненное наследуемое владение, бессрочное пользование либо в собственность бесплатно.

Такие госакты также являются документами-основаниями существующего права собственности наравне со свидетельствами нового образца.

Где получить?

Свидетельства о праве собственности, а также заменившие их выписки из ЕГРП и ЕГРН выдаются специальным федеральным органом, который уполномочен государством на проведение регистрации документов на землю - Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра).

По каждому субъекту Российской Федерации существуют филиалы Управления, но в целом, созданный и поддерживаемый в актуальном состоянии Единый реестр, который ведет Росреестр, содержит в себе данные обо всех недвижимых объектах, расположенных на территории страны, земельных участках, а также об их правообладателях.

Собственник земли может обратиться с заявлением и правоустанавливающими документами (согласно установленному законом перечня) в Управление Росреестра лично, посредством обращения в многофункциональный центр (МФЦ) или с электронным заявлением на портале Росреестра.

Получателем документов о праве собственности является правообладатель.

Правообладателем земли могут быть граждане, юридические лица, организации и учреждения, а также государственные органы.

Правоудостоверяющий документ на участок


С начала действия законодательства, согласно которому выдавались свидетельства на собственность, внешний вид документа претерпевал некоторые изменения. Изначально, в соответствии с Приказом Минэкономразвития, свидетельство печаталось на особом бланке розового цвета, с гербовым изображением и специальной защитой в виде водяных знаков.

Однако с 01.07.2015 года, специальный бланк заменен обычной белой бумагой формата А4 без каких-либо защитных знаков.

С новым форматом свидетельства о государственной регистрации права можете ознакомиться по ссылке.

Во временной промежуток с 01.01.2016 по 01.07.2016 года можно было получить свидетельство любой из двух форм (на бланке с водяными знаками или на обычной бумаге), а также выписку из ЕГРП, равнозначную свидетельству. Этот время называется промежуточным этапом и действительными считаются обе формы документа.

Пришедшие на смену свидетельствам о правах на землю выписки из ЕГРП также печатались на обычной бумаге, без каких-либо защитных знаков и специальных бланков.

Выписки из ЕГРН, выдаваемые с января 2017 года по внешнему виду похожи на кадастровый паспорт на землю или ранее выдаваемую выписку из реестра прав на недвижимость.

Следует отличать выписки из ЕГРН, выдаваемые в качестве правоудостоверяющего документа и выписки, предоставляющие информацию об объекте. В первом случае выписка является основным документом, обязательно в бумажном виде с синей печатью и выдается только правообладателю по итогам регистрации документов на землю. Во втором случае, такая выписка предоставляется любому заявителю, носит информационный характер и может быть как в бумажном, так и в электронном виде.

Пример выписки из ЕГРП доступен по ссылке.

Независимо от вида документа (свидетельство, выписка из ЕГРП, выписка из ЕГРН), документ о правах на землю содержит следующую обязательную информацию об участке и правообладателе:

  • серия и номер документа
  • дата выдачи
  • документ-основание возникшего права
  • данные собственника участка
  • вид права
  • сведения о земельном участке
  • наличие (отсутствие) обременений

Кроме этого, указывается номер записи регистрации, а также данные о государственном регистраторе, осуществляющем регистрацию права собственности.

Ошибка в документе

В случае обнаружения в свидетельстве или выписке о правах собственности на участок технической ошибки (опечатки, грамматической или иной ошибки), заинтересованное в исправлении ошибки лицо имеет право обратиться с заявлением установленной формы об исправлении техошибки в записях ЕГРН.

Заявление будет рассмотрено и допущенная ошибка будет устранена на основании решения государственного регистратора в течении трех (рабочих) дней. Заявитель получит уведомление об исправлении возникшей технической ошибки.

В случае получения отказа в исправлении обнаруженной ошибки в документе, решение Росреестра может быть обжаловано в судебном порядке.

договор дарения доли дома и доли земельного участка

Аренда дома на колесах в Москве поможет отлично провести выходные.

Хотите подарить часть дома и часть земельного участка? Процедура и особенности описаны в этой статье.

Полная процедура купли-продажи дачи описана здесь.

Восстановление в случае утери

Если удостоверяющие права на землю документы утеряны, но сохранены те, которые подтверждают возникновение права (например, договор дарения), возможно получить дубликат соответствующего документа. В таком случае, необходимо обратиться в Росреестр с заявлением о выдаче дубликата, правоустанавливающим документом на землю и гражданским паспортом.

Однако, если утеряны все документы, подтверждающие каким-либо образом существующее право собственности, существует возможность получения в Росреестре справки о содержании документов, устанавливающих права на землю либо копий самих удостоверяющих документов (кроме документов, заверенных нотариусом).

Госпошлина за получение дубликата свидетельства или выписки на участок (при наличии первичных правоустанавливающих документов) составляет 200 рублей для граждан и 600 для юридических лиц.

В случае выдачи справки об основаниях возникновения права собственности или копии договора, госпошлина составляет 300 рублей для граждан и 950 для организаций.

Срок, в течении которого можно получить повторный документ о правах на участок земли составляет тридцать календарных дней.


– До 2000 года выдавались свидетельства о праве собственности различных цветов и образцов. Независимо от формы и даты выдачи все они имеют юридическую силу. Следует отметить, что свидетельство служит подтверждением права собственности, а документ, на основании которого оно выдано, – основанием возникновения права собственности. Это может быть постановление администрации, свидетельство о праве на наследство по закону или завещанию, договор купли-продажи, договор о передаче в собственность и др.

Существуют ли принципиальные отличия между содержанием свидетельств о праве собственности на землю старого и нового образца?

– В свидетельствах нового образца содержится более подробная информация об объектах, земельных участках и строениях с указанием кадастрового или условного номера. Принципиальных различий в содержании нет, все свидетельства являются действительными независимо от их формы и содержания.

Нажмите для увеличения

Обязательно ли менять свидетельства старого образца на новые?


Эта норма направлена на защиту прав собственников. Если участок имеет координаты, то доказать, что сосед перенёс к вам свой забор и отнял 2 сот­ки земли, очень просто – достаточно вызвать представителя БТИ, который вынесет точки в натуру (цена – около 1500 рублей за 1 точку). При отсутствии координат придётся заказывать землеустроительную экспертизу стоимостью от 30 тыс. рублей.


Законом Московской области от 08.10.2015 № 156/2015‑ОЗ предельная максимальная цена кадастровых работ в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства установлена в размере 450 рублей за 100 м², но не более 7000 рублей за один земельный участок – при условии, что его размер не превышает предельный максимальный размер земельного участка более чем на величину предельного минимального размера земельного участка. С учётом установленных предельных минимальных и максимальных размеров земельных участков в Московской области: для садоводства – от 6 до 15 соток, для огородничества – от 4 до 10 соток и для дачного строительства – от 6 до 25 соток, максимальная стоимость кадастровых работ регулируется на участки для садоводства – до 21 сотки, для огородничества – до 14 соток и для дачного строительства – до 31 сотки.

С 1 марта 2018 года мы не ожидаем резкого повышения цен на кадастровые работы в Московской области, так как установленная законом предельная стоимость сегодня соответствует рыночной.

Кроме того, вспомните золотое правило: с соседями нужно дружить. Под руководством председателя подайте коллективную заявку на оформление в собственность 10–15 участков и строений одновременно с землями общего пользования – и вы сможете договориться о хороших льготах.


Если есть проблемы с наложением соседских участков – проще и дешевле договориться о совместном исправлении кадастровых ошибок, чем проходить судебную процедуру. Результат тот же: затраты намного меньше и по времени, и по деньгам.

Чтобы получить качественную услугу, обращайтесь к официальным представителям БТИ или кадастровым инженерам, используйте рекомендации соседей, которые уже оформили документы, внимательно читайте договор на услуги – в нём должны быть чётко указаны сроки и стоимость выполнения работы.

Срок рассмотрения заявления о постановке участка на государственный кадастровый учёт – от 5 до 10 рабочих дней. При одновременной регистрации прав собственности – от 7 до 12 дней.

Читайте также: