Срок действия отчета об оценке имущества должника в банкротстве

Обновлено: 28.04.2024

Когда в отношении физического лица невозможно ввести процедуру реструктуризации задолженности, либо условия предоставленной судом рассрочки были нарушены должником, в отношении него вводится процедура реализации имущества. Основная цель данного этапа банкротства – максимальное погашение требований кредиторов за счет продажи имущества должника на торгах.

Опись имущества гражданина

Процедура реализации имущества должника – многоэтапный процесс, который начинается с формирования конкурсной массы или описи имущества должника. Данная процедура входит в зону ответственности назначенного судом на процесс банкротства финансового управляющего. Он обязан составить детальный перечень имущества физического лица, которое подлежит реализации на торгах в счет погашения задолженности. Сюда попадает все имущество, которое принадлежит банкроту на правах собственности и на которое может быть наложено взыскание по закону.

Если инициатива о банкротстве физического лица исходит от самого должника, то в его обязанности входит самостоятельная опись имущества. Она прилагается к исковому заявлению в арбитраж о признании гражданина банкротом. В описи отображается принадлежащие должнику квартира, загородный дом, транспортные средства, ценности, земельные участки, доли в бизнесе, продукты питания и прочая ликвидная собственность.

Физлицо несет ответственность за сокрытие принадлежащего ему имущества. Назначенный управляющий обязан проверить представленные должником сведения и скорректировать конкурсную массу. Корректировка производится по двум направлениям:

  1. Первоначально исключается имущество, не подлежащее взысканию. Это, например, единственное жилье физлица (если только речь не идет об ипотечной квартире, которая заложена в банке); вещи и техника дешевле 10000 р.; одежда и обувь гражданина, денежные средства в пределах МРОТ и некоторое другое.
  2. Предпринимаются меры по наполнению конкурсной массы за счет имущества, которое было намеренно отчуждено физическим лицом в целях недопущения его взыскания. Для этого финансовый управляющий анализирует все совершенные сделки должником за последние три года и подает запросы в уполномоченные инстанции. При необходимости он может аннулировать подозрительные сделки и вернуть имущество в конкурсную массу. К таким относятся договора дарения, заключенные в последнее время, договора купли-продажи в пользу заинтересованных лиц и близких родственников.

В финальной скорректированной управляющим описи имущества физлица содержится детальный перечень собственности с указанием ее отличительных характеристик (кадастрового номера, марки, производителя, идентификационного кода и пр.), сведений о комплектности, состоянии, наличии дефектов.


Оценка имущества

Оценка имущества должников производится самостоятельно назначенным финансовым управляющим. Также он может привлечь к процедуре внешних оценщиков, оплатив их услуги из своего вознаграждения (перекладывать эти расходы на должника он не вправе).

Для оценки управляющий может ориентироваться на представленные платежные документы должником (чеки о покупке, договора купли-продажи), скорректировав стоимость имущества на коэффициент износа. Обычно в ходе оценки управляющий опирается на три подхода:

  1. Сравнительный – в данном случае стоимость определяется с учетом рыночных цен на аналогичные объекты.
  2. Затратный – оцениваются затраты на покупку аналогичного имущества (например, приобретение квартиры и проведение там отделочных работ для приведения в схожее состояние).
  3. Доходный – учитывается потенциальный доход, который можно было бы получить от владения данным имуществом (например, от возделывания земельного участка или сдачи его в аренду).

Приведенные подходы обычно применяются в комплексе.

С полученными управляющим результатами оценки вправе ознакомиться все стороны процедуры банкротства: как физическое лицо, так и его кредиторы.

Если результаты оценки кажутся уполномоченным инстанциям, должнику или кредиторам заниженными и несправедливыми, то они вправе потребовать проведение независимой экспертизы. Для этого приглашаются профессиональные оценщики, которые обладают разрешением на занятие оценочной деятельностью. По результатам оценки они представляют официальный отчет о стоимости имущества.

Работу оценочной компании обязан оплатить инициатор независимой экспертизы: собрание кредиторов или сам должник.

Но стоит понимать, что финансовый управляющий сам заинтересован в том, чтобы имущество банкрота было выставлено на торги и продано по максимальной цене. Ведь он получает вознаграждение по итогам этапа реализации в процентном отношении от размера погашенной задолженности (7% от удовлетворённых требований кредиторов). Поэтому обычно к результатам проведенной управляющим оценки вопросов не возникает.

После того как имущество было оценено и описано, управляющий представляет в суд положение, содержащее базовые условия предстоящей процедуры реализации имущества: опись, сроки и порядок реализации имущества, начальную цену продажи. На это управляющему отводится не более месяца. Положение проверяется судом на соответствие законодательства, после чего утверждается, либо отклоняется и направляется на доработку.

Имущество, составляющее конкурсную массу, может быть реализовано в двух форматах:

  • путем прямой продажи (для вещей дешевле 100 000 р.);
  • через электронные торги (для имущества дороже 100 000 р.).

Прямая продажа происходит по следующей схеме. Например, управляющим был описан телевизор, принадлежащий должнику. Его оценочная стоимость составила 20 тыс.р., что дешевле 100 тыс.р. и дает ему право не выставлять технику на торги. Управляющий подает объявление в газету или специализированной онлайн-площадке и продает телевизор заинтересованному лицу за 20 тыс.р. Вырученные от продажи деньги включаются им в конкурсную массу.

В отношении имущества дороже 100 тыс.р. управляющий организует торги. Все торги по банкротству сейчас проводятся в формате электронного аукциона на специализированных площадках. О месте и времени проведения торгов управляющим размещается информация в открытом доступе. В торгах вправе принять участие все желающие, обладающие ЭЦП и прошедшие предварительную регистрацию (иногда требуется внесение задатка).

Первоначально все имущество выставляется по оценочной стоимости с шагом на повышение. Если первый этап не привел к продаже, первоначальная оценка снижается на 10-15% и имущество вновь выставляется на торги. Наименее ликвидная собственность продается на торгах с дисконтом до 25% и с шагом на понижение. Побеждает на них участник, сделавший первую ставку.

Вырученные от продажи имущества средства распределяются между кредиторами, пропорционально размеру их требований. Часть средств должна быть передана супруге должника, если проданное управляющим имущество было приобретено в период брачного союза и относится к совместной собственности.

Если в ходе торгов удалось реализовать не все имущество физлица, вошедшее в конкурсную массу, то порядок действий будет следующим:

  1. Управляющий предлагает кредиторам принять имущество по его оценочной стоимости в счет погашения задолженности.
  2. Если кредиторы отказываются его принять, то нереализованное имущество подлежит возврату должнику по акту приема-передачи.

После прохождения процедуры реализации процесс банкротства физического лица считается завершенным. Даже если по результатам торгов не удалось удовлетворить все кредиторские требования, все обязательства списываются с должника и аннулируются.

Оценка имущества при банкротстве

Одна из процедур, применяемых в банкротстве физического лица и позволяющих списать все долги — это реализация имущества. Для того чтобы её пройти, необходимо подготовить опись имущества и провести его оценку.

Этот процесс часто вызывает вопросы у физических лиц, принявших решение обанкротиться. Правда ли, что при оценке вещей их стоимость сильно занижают? Кто будет оценивать имущество? Можно ли проконтролировать оценку?

Как происходит оценка имущества при банкротстве

Предварительный этап: опись имущества

Первое, что необходимо сделать перед оценкой — определить, какое имущество должника включено в конкурсную массу и будет реализовано. Для этого составляется опись, включающая полное перечисление всего движимого и недвижимого имущества, принадлежащего физическому лицу на момент банкротства.

  • Если инициатором банкротства был кредитор,

то имущество описывает финансовый управляющий, назначенный арбитражным судом при рассмотрении дела. При этом он выявляет скрытое имущество, смотрит, есть ли признаки преднамеренного либо фиктивного банкротства, разыскивает банковские счета и прочее.

  • Если инициатором банкротства был сам должник,

Какое имущество не подлежит изъятию и оценке

Ст. 446 ГПК РФ определяет имущество, которое не может быть включено в конкурсную массу и реализовано:

  • единственное жилье, за исключением залогового имущества (например, обремененной квартиры в ипотеку),
  • участок земли, на котором оно расположено
  • личные вещи
  • бытовая техника первой необходимости
  • продукты питания
  • скот, не используемый для предпринимательской деятельности
  • предметы, используемые для профессиональной деятельности, если они стоят не более 10 000 рублей
  • государственные награды и прочее

Это имущество не включается в опись и не подлежит оценке.

Основной этап: оценка

Оценка проводится только после описи имущества. В среднем, опись занимает 1-2 дня, не считая ситуаций, когда имущество банкрота исчисляется очень крупными суммами/размерами. В этом случае сроки увеличиваются.

Он самостоятельно проводит оценку в 80% случаев, поскольку это быстрее, проще и выгоднее для всех участников дела. При оценке имущества он обязательно ориентируется на рыночную стоимость предметов и степень их износа.

Если управляющему необходимо оценить стоимость автомобиля, то он анализирует аналогичные рыночные предложения, затем проверяет, в каком текущем состоянии находится автомобиль (салон, кузов, мотор, проводился ли их ремонт) и формирует итоговую стоимость транспортного средства с учетом его технического состояния.

Он привлекается к оценке самим финансовым управляющим либо другими участниками процесса (например, кредиторами), если они сомневаются в том, что стоимость имущества определена правильно.

Услуги эксперта оплачивает та сторона, которая пригласила его для проведения независимой оценки имущества.

Эксперт всегда работает только за вознаграждение. Обычно он привлекается, когда требуется оценка дорогостоящего имущества:

  • драгоценных камней
  • антиквариата
  • картин
  • ювелирных украшений и прочего

Методы, применяемые для оценки имущества

Чтобы провести оценку имущества при банкротстве физического лица, финансовый управляющий учитывает платежные документы, представленные должником (например, договор купли-продажи, квитанции и другие), а также использует разные подходы:

  1. Сравнительный. Стоимость предметов формируется с учетом рыночных цен, установленных на аналогичные объекты. Управляющие часто используют для оценки независимые площадки (Авито, Юла и другие), находят вещи с аналогичными характеристиками и отслеживают среднюю рыночную стоимость. Этот метод актуален для техники и оборудования.
  2. Затратный. Финансовый управляющий или профессиональный оценщик учитывает расходы должника на покупку имущества и дополнительные улучшения. Часто этот способ используется при определении стоимости квартиры или дома: поскольку одной покупки недостаточно, к ней прибавляются дополнительные расходы (например, на ремонт и отделку).
  3. Доходный. Во внимание принимается потенциальный доход, который удалось бы извлечь от владения имуществом должника (например, от сдачи дома в аренду или возделывания земельного участка). Актуальный метод оценки при включении в конкурсную массу коммерческой недвижимости.

Результаты оценки

С результатами оценки имущества вправе ознакомиться все участники процесса, включая должника и кредиторов. После того как все предметы описаны и оценены, управляющий передает в суд положение. На это у него есть ровно 1 месяц с момента завершения оценки имущества.

В положении указывается информация о порядке, условиях и особенностях реализации имущества. Обязательно указывается начальная цена, по которой будут продаваться вещи. Положение считается принятым после того, как оно будет утверждено арбитражным судом.

Можно ли доверять оценке, которая проводится финансовым управляющим?

Иногда финансовые управляющие при оценке имущества должника не занижают, а напротив, завышают цены. В этом одновременно заинтересованы все стороны, включая кредиторов, желающих получить деньги, потенциального банкрота и самого управляющего, получающего 7% от стоимости реализованного имущества. Так бывает, если управляющий выбран кредитором: он часто включает в опись имущества те предметы, которые по закону не могут быть реализованы, нарушает нормы права, желая получить большую выгоду, и оспаривает сделки, даже если признаки незаконности отсутствуют.

Во время процедуры банкротства очень важно заручиться поддержкой опытных юристов. Если вы оказались в такой ситуации и хотите обезопасить себя от неправомерных действий в процессе оценки имущества — обращайтесь за юридической помощью к нашим профессионалам.

Квалифицированно. Профессионально. Ответственно. Конфиденциально.

Оценщик занизил стоимость имущества должника. Как не допустить реализации активов за бесценок?

Суды всех субъектов запрещали оспаривать действия оценщика с помощью самостоятельного иска.

Закон № 229-ФЗ, устанавливая, что стоимость объекта оценки, указанная специализированной организацией в отчете об оценке, может быть оспорена сторонами исполнительного производства, не содержит ответа, какое материально-правовое требование необходимо заявить лицу, чье право нарушено, и в каком из видов судопроизводств данное требование должно рассматриваться (п. 3 ч. 4 ст. 85 Закона № 229-ФЗ).

Долгое время суды считали, что способом защиты интересов должника, который считает, что указанная в отчете (и, соответственно, в постановлении судебного пристава-исполнителя) стоимость имущества явно занижена, является оспаривание самого постановления судебного пристава-исполнителя в порядке производства из публичных правоотношений, а не предъявление иска об оспаривании отчета об оценке.

Этот вывод Президиума ВАС РФ был обоснован тем, что Закон № 229-ФЗ предусматривает для судебного пристава-исполнителя обязательность привлечения независимого оценщика без установления обязательности определенной им величины стоимости объекта оценки. Соответственно, оценка, данная имуществу оценщиком, носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной для судебного пристава-исполнителя и, следовательно, самостоятельное ее оспаривание посредством предъявления отдельного иска не допускается.

Нижестоящие суды часто применяли эти рекомендации Президиума ВАС РФ и, если должник предъявлял иск об оспаривании отчета об оценке, выполненного оценщиком в рамках исполнительного производства, это заканчивалось либо отказом в иске, либо прекращением производства по делу.

Так, Определением от 07.04.2010 № ВАС-219/10, ВАС РФ отказал в передаче дела № А49-368/2009 для пересмотра в порядке надзора, указав, что, прекращая производство по делу, суды правомерно исходили из того, что величина рыночной стоимости объекта оценки в рамках исполнительного производства не может быть оспорена посредством предъявления самостоятельного иска, так как привлечение к оценке имущества специалиста не меняет характера отношений, возникших в ходе исполнительного производства.

Выводы о невозможности оспаривания отчета об оценке посредством предъявления самостоятельного иска содержали судебные акты арбитражных судов всех инстанций всех субъектов РФ (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.08.2009 по делу N А33-3585/09, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.06.2009 по делу N А29-7291/2008, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.08.2006, 15.08.2006 N Ф03-А51/06-1/2529 по делу N А51-7661/05-26-121, Постановление ФАС Московского округа от 16.01.2008 N КА-А40/13917-07 по делу N А40-7766/07-130-70, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.08.2009 N Ф04-4770/2009(12416-А70-48) по делу N А70-8190/2008 и др.).

Между тем, позиция Президиума ВАС РФ, изложенная в Информационном письме от 30 мая 2005 г. № 92, представляется не безупречной и часто являлась причиной формального подхода к рассмотрению требований должников, чьи интересы были нарушены недостоверной оценкой их имущества.

Так, действительно, в ст. 85 Закона № 229-ФЗ не установлено, что в случаях, когда привлечение судебным приставом оценщика для оценки имущества должника является обязательным, обязательной для пристава является и установленная оценщиком цена имущества должника.

Вместе с тем, нигде в Законе № 229-ФЗ не прописан механизм и критерии оценки судебным приставом-исполнителем отчета об определении рыночной стоимости имущества должника, произведенного специализированной организацией.

Также, нигде в Законе не поименованы как случаи, так и само право пристава не принять выполненный специализированной организацией отчет об оценке имущества должника и, соответственно, отвергнуть определенную в данном отчете рыночную стоимость имущества, указав, к примеру, на ее недостоверность.

Получается, что формально, действия судебного пристава-исполнителя по принятию результатов оценки имущества должника, проведенной специализированной организацией, равно как и постановление судебного пристава-исполнителя, которое утверждает рыночную стоимость имущества должника, не могут являться незаконными, поскольку прямо предписаны ч. 4 ст. 85 Закона № 229-ФЗ.

Таким образом, оспорить действия или постановления судебного пристава-исполнителя, принявшего отчет об определении рыночной стоимости имущества должника, по мотиву несоответствия их закону (что, в силу ст. 198 и п. 4 ч. 1 ст. 199 АПК РФ, является основанием для признания действий незаконными, а ненормативного правового акта - недействительным), было крайне трудно.

В Постановлении от 23.10.2012 г. № 6083/12, содержащим оговорку о возможности пересмотра по новым обстоятельствам дел со схожими фактическими обстоятельствами, ВАС РФ указал на соответствие закону оспаривания стоимости объекта оценки посредством самостоятельного иска.

Если дословно, ВАС РФ указал, что, несмотря на то, что Закон № 229-ФЗ об исполнительном производстве не содержит положений о том, что величина стоимости объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя, он не наделяет судебного пристава-исполнителя полномочиями по изменению стоимости величины этой оценки, а также не предусматривает порядок внесения подобных изменений. Следовательно, оспаривание величины стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчете, посредством предъявления отдельного иска допускается законом и направлено на защиту прав и законных интересов как сторон исполнительного производства, так и судебного пристава-исполнителя, выносящего на основании отчета оценщика постановление об оценке имущества должника.

Безусловно, Постановление от 23.10.2012 г. № 6083/12 расширит возможности защиты нарушенных прав должников в исполнительном производстве, ведь оспаривание отчета об оценке в рамках искового производства не предполагает необходимости доказывания того обстоятельства, что действия судебного пристава-исполнителя по принятию результата оценки не являются законными.

Эффективнее оспаривать корректировку оценщика, которая снижает цену.

Существуют значительные сложности в доказывании и при оспаривании самого отчета об определении рыночной стоимости имущества должника, опять-таки, сформированные судебной практикой, соответствие которой смыслу закона вызывает сомнения.

В силу ст. 13 Закона № 135-ФЗ спор о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, может возникнуть в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта.

Таким образом, по общему правилу, допустимым доказательством несоответствия стоимости объекта оценки, указанной в отчете, его действительной рыночной стоимости, является иной отчет об оценке этого же объекта.

Вместе с тем, представление в суд иного отчета об оценке, которым определена иная рыночная стоимость объекта по сравнению со стоимостью, определенной специалистом, назначенным судебным приставом-исполнителем, далеко не всегда эффективно.

Согласно ч. 1 ст. 85 Закона № 229-ФЗ оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам.

В соответствии со ст. 3 Закона № 35-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

То есть, в действительности, чаще всего, имущество должников оценивают не по рыночной стоимости, а по стоимости в разы ниже рыночной.

При этом правоприменители не учитывают, что Закон № 229-ФЗ уже содержит механизм корректировки рыночной стоимости имущества должника, направленный на обеспечение возможности реализовать имущество должника в установленные Законом ограниченные сроки.

Так, в силу ч.ч. 1-3 ст. 92 Закона № 229-ФЗ, в случае объявления торгов несостоявшимися, проводятся вторичные торги. Начальная цена имущества на вторичных торгах постановлением судебного пристава-исполнителя снижается на пятнадцать процентов.

Далее, в случае объявления вторичных торгов несостоявшимися судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить имущество за собой. При этом, нереализованное имущество должника передается взыскателю по цене на двадцать пять процентов ниже его стоимости, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника.

Вместе с тем, некоторые арбитражные суды при вынесении судебных актов по данной категории дел придерживаются иной позиции.

Практика.

Таким образом, в ряде случаев, эффективно уделять особое внимание оспариванию размера корректировки стоимости имущества, подлежащего реализации, указанного в существующем отчете оценщика, в том числе, посредством предоставления отчета об оценке, обосновывающего иной размер корректировки.

Учитывая, что процесс приведения позиции правоприменителя относительно способов и методов защиты нарушенных прав должника в исполнительном производстве в соответствие с позицией законодателя уже начат Постановлением ВАС РФ 23.10.2012 г. № 6083/12, будем надеяться, что в скором времени вопрос о правильной оценке имущества должника в исполнительном производстве будет разрешен.


Оценка имущества должника. Кто и как оценивает – пристав или оценщик?

В процессе погашения долгов предусмотрено применение такой меры, как взыскание, обращенное на имущество должника. Судебный пристав-исполнитель налагает арест на движимое и недвижимое имущество лица, в отношении которого возбуждено исполнительное производство, и проводит его оценку.

Пристав-исполнитель вправе совершать оценку самостоятельно, за исключением случаев, когда закон дает четкие указания на привлечение оценщика. Привлечение к оценке профессионального эксперта состоится, если устанавливается стоимость:

  • произведений и предметов художественной или исторической ценности;
  • коллекционных денежных знаков;
  • драгоценных металлов, камней и изделий;
  • имущественных прав (кроме дебиторской задолженности);
  • ценных бумаг, не обращающихся на торгах;
  • недвижимости жилой и коммерческой;
  • автотранспорта, водных или воздушных судов;
  • предметов, стоимость которых превышает 30 тыс. рублей.

Еще одним поводом для привлечения к оценочным действиям эксперта является несогласие должника с оценкой имущества, произведенной приставом самостоятельно. Если должник не согласен с оценкой имущества, то он самостоятельно оплачивает услуги оценщика.

И так, при возникновении ситуации, когда судебный пристав-исполнитель по закону не может самостоятельно оценить те или иные предметы, к работе привлекается оценщик, путем оформления постановления о привлечении такового. Назначение конкретного оценщика оформляется актом.

Действия судебного пристава при оценке имущества

При необходимости привлечения эксперта судебный пристав соблюдает следующий порядок действий:

  • стоимость оценки имущества должника в описи указывается как примерная с обязательной отметкой о предварительном характере оценки;
  • назначает оценщика, который обладает правом на осуществление оценочной деятельности;
  • после получения отчета оценщика выносит постановление о состоявшейся оценке объекта в трехдневный срок.

Результаты оценки, проведенной оценщиком, могут быть оспорены в судебном порядке в десятидневный срок после извещения о состоявшемся событии. Извещает пристав, путем направления копий постановления в адрес участвующих в процессе сторон не позднее следующего дня после подписания постановления об оценке.

При оценивании стоимости имущества оценщик пользуется тремя подходами: сравнительным, доходным или затратным. Затраты на проведение оценки несет должник, они вычитаются из суммы, вырученной от реализации имущества должника.

Действия оценщика при оценке имущества должника

После заключения договора на проведение оценки с Федеральной службой судебных приставов оценщик выполняет следующие действия:

  • проводит исследование объекта оценки и анализирует рынок;
  • выбирает подходы и методы проведения оценки;
  • согласует полученные результаты;
  • оформляет отчет об оценке имущества должника, в котором отражены результаты оценки.

В течение полугода этот отчет – задокументированное основание для определения цены реализуемых объектов, по истечении этого времени если имущество не было реализовано, оценка проводится повторно.

Оценка имущества должника реализуется после вручения судебным приставом нужных для оценки сведений. Изъятое движимое имущество подвергается осмотру, недвижимость осматривается в присутствии пристава-исполнителя.

Срок проведения оценки имущества должника регламентируется в задании на оценку, которая согласовывается с судебным приставом-исполнителем.

Кратко об оценке имущества должника при банкротстве

Инициация оценки имущества должника при банкротстве исполняется кредитором, перед которым у должника задолженность. Требование о проведении оценки адресуется арбитражному управляющему. Срок выдвижения – десять дней после занесения должника в Единый реестр информации по банкротству.

Должнику следует знать, что рыночная стоимость не определяется с учетом мнений и пожеланий, оценщик определяет стоимость имущества на основании открытых рыночных данных. Итоговая цена такова, что по ней можно реализовать имущество на открытом рынке в условиях свободной конкуренции.

Читайте также: