Способы защиты имущественных и неимущественных прав конспект урока 11 класс

Обновлено: 25.04.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гражданское право. Урок для 11 класса по учебнику Л.Н.Боголюбова: базовый уровень. из-во "Просвещение", 2012.

Урок изучения нового материала.

Использованные методики- проблемного обучения, исследовательская( работа с документом), коммуникативная.

1. воспитание правовой культуры личности.

2. изучение Гражданского Кодекса РФ.

3. знакомство с правильным поведением в ходе реализации гражданских прав.

Управление образования администрации

Сергиево-Посадского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

141300, г. Сергиев Посад, ул. Дружбы, д. № 5

Открытый урок

по обществознанию

для 11 “Б” класса

по теме “Гражданское право”.

Подготовила и провела:

Косьмина О.А. – учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории.

Тема : “Гражданское право”.

Тип урока: комбинированный

1. Расширить знания учащихся по праву .

2. Повысить правовую культуру учащихся.

3. Воспитать грамотного гражданина, сознательно несущего ответственность за свои действия.

1.Создать условия для ознакомления учащихся с особенностями гражданского законодательства.

2. научить элементарным умениям правильного поведения в гражданских правоотношениях.

1. структура гражданского права

2. имущественные и личные неимущественные отношения

3. авторское право

4. патентное право

5. наследственное право

6. способы защиты гражданских прав.

Проблема: гражданское право является частным или публичным, естественным или позитивным.

- Найдите в тексте параграфа определение понятия ”Гражданское право”.

Гражданские правоотношения – это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные права граждан.

- Назовите источники Гражданского права.

Гражданский Кодекс РФ.

Федеральные законы о правах потребителя, о собственности, об авторском и патентном праве…

- Рассмотрим структуру гражданского права.

Субъекты Объекты Содержание

- Кто может быть субъектом гражданских правоотношений? Составим схемы

Частные Юридические Государство Органы муниципальной

Лица Лица и его субъекты власти.

Вещи Информация Деньги Ценные бумаги Договоры Сделки

Авторское право Изобретения Здоровье Репутация…

- Работая с текстом параграфа, дайте определение понятий “физические лица”, “юридические лица”.

Физическое лицо- человек, имеющий имя ( ИФО ), адрес регистрации, обладающий правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность – способность человека иметь права и обязанности. Наступает с рождения, оканчивается в момент смерти.

Дееспособность – способность человека реализовывать права и нести обязанности. Полная дееспособность наступает с 18 лет.

- Работая с текстом параграфа 22, заполните таблицу:

Наличие и объем дееспособности.

В целом недееспособны

1. Мелкие бытовые сделки

2. Распоряжение денежными средствами, предоставленными родителями

3. Жалобы в органы защиты и попечительства.

1. Самостоятельно распоряжаться своими доходами.

2. Делать вклады в банки.

3. Заключать сделки с письменного согласия родителей.

4. Обращаться в суд

Досрочно полную дееспособность могут получить подростки с 16 до 18 лет:

1. при вступлении в брак.

2. при работе по трудовому договору

3. при занятиях предпринимательской деятельностью.

Юридическое лицо – фирма, организация, имеющие название, адрес, осуществления предпринимательской деятельности, обладающие дееспособностью с момента регистрации в налоговых органах.

Как субъект гражданских правоотношений государство и его субъекты, муниципалитеты обладают равными правами с другими субъектами.

2. Найдите в тексте параграфа правовое содержание имущественных прав:

- владение – обладание имуществом

- использование – извлечение полезных свойств

- распоряжение – решение юридической судьбы вещи.

! Воздушные и морские суда, космические корабли и спутники – недвижимое имущество.

Ст. 131 Гражданский кодекс.

Деньги – платежное средство.

Ценные бумаги – акции, облигации, векселя, документы, удостоверяющие имущественные права.

Собственник – лицо, владеющее чем-либо.

Обязанности собственника ( например ) :

1. содержать объект собственности в надлежащем состоянии.

2. следить, чтобы объект собственности не нанес вреда гражданам и их имуществу.

3. при необходимости, платить налоги ( например, с имущества ).

3,4. Используя текст параграфа, составьте схемы:

Личные неимущественные права

Право на жизнь право на имя(псевдоним) право на честь и достоинство…

Право на интеллектуальную собственность

- это исключительные права как личного имущественного, так и неимущественного характера на результаты творческой деятельности.

Авторское право Патентное право.

5. Наследственное право.

Наследование – это переход прав и обязанностей умершего лица к его наследникам в соответствии с нормами права.

Наследодатель – лицо, передающее свое имущество по наследству.

Наследник – лицо, принимающее наследство по закону или завещанию.

Дата открытия наследства – дата смерти наследодателя.

Сроки вступления в наследство – 6 месяцев со дня смерти наследодателя.

Формы завещания – простая, закрытая, нотариально удостоверенная.

Наследники по закону:

1 очередь – дети, родители, усыновленные…

2 очередь – братья-сестры, тети-дяди…

Обязательная доля в наследстве – несовершеннолетним и недееспособным, находившимся у наследодателя на иждивении независимо от завещания( 2/3 от причитающегося по наследству).

Документы для вступления в наследство:

- документы, подтверждающие родство,

- свидетельство о смерти наследодателя,

- и другие, потребованные нотариусом.

6. Способы защиты гражданских прав – это предусмотренные законом меры, направленные на восстановление нарушенного гражданского права субъекта или на обеспечение этого права.

Признание права Восстановление права Возмещение убытков.

Компенсация морального вреда.

Пути защиты гражданских прав

Обращение в суд Обращение в государственные органы.

Решение проблемы – выводы учащихся по теме:

1. Гражданское право – это частное право, т.к. оно регулирует стороны личной жизни граждан, конкретные ситуации.

2. Это позитивное право – т.к., оно регулирует права граждан, приобретаемые ими в течении жизни.

3. Это самостоятельная отрасль права.

Домашнее задание : выучить параграф, сделать письменный анализ документа к параграфу по вопросам к нему.

Читайте также: