Улучшатся взаимоотношения между людьми если частную собственность заменить общественной

Обновлено: 04.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Объяснительная записка.

Без творческого применения нет полноценного усвоения знаний и способов деятельности, а следовательно, и достижения необходимого уровня развития исторического мышления. Достижение такого уровня возможно при решении учащимися проблемных задач сначала с помощью учителя, а затем соблюдая полную самостоятельность и доказательность решения. Проблемные познавательные задачи в курсах истории и обществознания должны составлять не случайную совокупность, а систему. Исследования показали, что эта система должна отвечать пяти показателям, отражающим характер реализации проблемных задач на практике. Первый показатель состоит в том, что эти задачи и вопросы всегда должны быть посвящены конкретной тематике или конкретным явлениям. Второй показатель системы проблемных задач предполагает всегда использование типологии общедоступных и в общеобразовательном отношении важных методов познания, таких как сравнительно-исторический метод, метод аналогий, статистический, метод установления причин по следствиям, определение целей действующих людей и групп по их действиям и следствиям этих действий, реконструкция целого по частям и т.д . Третьим показателем является перечень процедур творческой деятельности. Четвертым показателем системы задач можно считать ее соответствие возрастающей сложности, которая включает три критерия: - задача тем сложнее, чем больше в условии данных, которые надо ученику соотносить друг с другом; - задача усложняется по мере увеличения числа последовательных действий, необходимых для решения; - задача тем сложнее, чем больше параллельных, т.е. не вытекающих друг из друга, выводов необходимо сделать из ее условия. Пятый показатель системы задач методический. Он определяет количество задач каждого типа, их последовательность, темп возрастания сложности и т. д. Составляя задачи или пользуясь готовыми, учитель продумывает, в какой момент изучения темы, в отношении какого вопроса целесообразно предъявить ту или иную задачу, как она связана с другими, какова ее цель, к какому сдвигу в развитии мышления она должна привести. Задачи, которые мы используем на уроках желательно распределять по темам для более удобного применения.

Таким образом должна быть создана система задач, отвечающая пяти показателям:

Охватывающая все типы аспектных проблем.

Решаемая всеми типами методов познания.

Обучающая всем процедурам творческой деятельности.

Соблюдающая принцип постепенного возрастания сложности.

Учитывающая методические условия и необходимость индивидуализации включения учащихся в решение проблемных познавательных задач.

Собранные задания отличаются по своему характеру и сложности, хотя в самом тексте мы и не применили этого деления.

Виды проблемных задач.

1.Задания по методу обратных заключений.

2. Задания на создание принципиально нового подхода (способа, объяснения) при известности других.

3.Задания на осуществление самостоятельного переноса знаний в новую ситуацию.

4.Задания на соотнесение явления или факта и эпохи, частного факта и общей закономерности общественного явления.

5.Задания на выяснение специфики общественного явления и эпохи, установление различного социального смысла сходных явлений в разные эпохи.

6.Задания на видение структуры объекта.

7.Задания на видение новой проблемы в традиционной ситуации.

8.Задания на выяснение тенденций развития данного общественного явления.

9.Задания на оценку характера и значения явления.

10.Задания на выяснение структуры социального организма и выявление взаимоотношений между группами внутри касса.

11.Задания на определение преемственности между фактами, событиями, явлениями, эпохами.

12.Оценочные задания.

13.Сопоставление.

14. Контроверза. Явно спорное, порою бездоказательное утверждение.

15. Вопросы на сравнение.

16. Метод аналогий.

17. Задание на выяснение(видение) проблемы в новых условиях.

Проблемные задачи по своему характеру достаточно многообразны – они позволяют творчески применять знания, формировать опыт творческого мышления, закреплять материал и т.п. Они могут применяться в различных звеньях учебного процесса – при постановке целей урока, изучении нового материала, его закреплении и для домашних заданий.

Ценность комплексной системы обучения состоит в том, что методика решения задач проблемного характера может быть схожей. Различается только содержание таких задач. Проблема состоит в другом: при всяком ли методе обучения способам решения познавательных задач они выполняют функцию средства развития творческих возможностей учащихся, их познавательной самостоятельности? И другое: при всяком ли обучении способам решения познавательных задач процесс решения будет творческим, т.е. с проявлением характеристик и процедур творческой деятельности?

В теории и практике обучения способам решения задач существует три основных подхода:

3. Самостоятельный поиск учащимися способа и пути решения конкретных задач с последующим определением алгоритма некоторого класса задач.

В нашей практике обучения эти три подхода могут применяться в любом варианте. Они могут представлены к системе задач поочередно. Но возможно использование этих подходов в сочетании.

На начальном периоде обучения целесообразно использовать первый подход, когда учащиеся еще слабо владеют методикой решения задач. Желательно, чтобы этот период охватывал по-настоящему целую систему занятий. Но все же зависит от уровня развития способностей класса. Поэтому подход учителя будет дифференцирован. В основе классификации трех вариантов лежит степень самостоятельности учащихся при решении задач. Однако для целей развития познавательной самостоятельности и его важнейшего компонента – творческой деятельности первые два варианта не создают оптимальных условий. В этих условиях функция проблемных задач, направленная на развитие творческих возможностей учащихся не может быть осуществлена

В дальнейшем, когда ребята достаточно овладели методикой, учитель вполне может использовать третий подход, в разумном сочетании с первыми. Главным требованием для учителя должно стать то, что любой прием обучения решению познавательных задач не должен приводить к потере поискового характера деятельности учащихся. Это значит, что ни решение, ни способ его поиска учителем не сообщаются.

Обязательное условие успешного развития творческого мышления – постоянная требовательность к доказательности решения. Дети первоначально не умеют доказывать, а если их не приучить к этому, то и не привыкают к необходимости доказательств. Отсутствие навыков поисковой работы приводит к решению задачи, которое по преимуществу имеет характер необоснованной догадки, а это скорее всего приведет к ложному результату.

Устранение этих недочетов лучше всего осуществлять на простых задачах. Навыкам поисковой работы надо обучать не до, а в ходе решения задач. Давая первые задачи, необходимо объяснить важность доказательств, а затем указать остальные правила. Только собственный опыт и неоднократная фиксация внимания учащихся на ошибках могут привести к постепенному усвоению навыков решения задач. Учитывая сложившийся опыт можно использовать обобщенный подход к решению задач различной сложности.

Памятка для учащихся решающих познавательные задачи.

Внимательно прочтите условие задачи и запомните вопросы к ней.

Начните обдумывать данные условия (слово за словом, строку за строкой) и определите, что они дают для ответа.

Подумайте, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.

Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что из этих знаний может помочь решению.

Обязательно докажите свое решение. Если из условия задачи следует несколько выводов, каждый из них надо доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательство.

Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи?

Еще раз проверьте, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению. Все ли данные учли?

Проверьте, все ли возможные выводы по существу вопроса задачи вы сделали и доказали?

Эта памятка охватывает не все основные условия правильного решения задач и далеко не все навыки, необходимые для этого. Учащимся, имеющим незначительный опыт в решении таких задач, нецелесообразно давать перегруженную памятку. Ее можно применить впоследствии. Если приобретен опыт решения задач, то памятку можно не давать. Этот опыт накапливается у учащихся пос

Читайте также: