Способы физического подсчета имущества

Обновлено: 25.04.2024


Хорошо, когда все хорошо. Но так не бывает. В Вашей жизни могут произойти разного рода неприятности: болезнь, ДТП, увольнение с работы и т.п. Лучше, если Вы, как представитель гражданского общества, будете обладать знаниями, а главное, умением выходить из таких ситуаций. Одна из таких неприятностей: Вашему имуществу нанесен ущерб со стороны третьих лиц или по Вашей вине нанесен ущерб чьему-либо имуществу. В первой ситуации Вам необходимо получить полную и справедливую компенсацию, а во втором - минимизировать потери. Данная статья о том, как этого добиться.

В ситуации, когда произошло ДТП, все более или менее ясно: ничего не трогайте, вызывайте представителя ГИБДД, откройте приложение к полису ОСАГО и действуйте по инструкции. Система возмещения ущерба в целом отлажена, хотя и вызывает множество нареканий.

Другое дело, если причинен ущерб недвижимости, т.е. в ситуации, когда:


  • - Вашу квартиру или офис затопили соседи или Вас затопили фирмы, находящиеся над Вами, по своей вине или вине эксплуатирующих служб;
  • - протекла крыша или нарушилась герметичность стены;
  • - случился пожар по вине сторонних лиц, например, соседей или арендаторов;
  • - случились другие аварии недвижимости, например, появились трещины при перепланировке, или соседи пробурились к Вам в результате ремонта;
  • - все вышеперечисленное случилось по Вашей вине, но потерпевший требует заоблачные, ничем не обоснованные, суммы;
  • - Вас не устраивает сумма страховых выплат, которую насчитала страховая компания;
  • - необходима встречная экспертиза для защиты Вашей позиции в суде;
  • - Вы уже судитесь с противоположной стороной и хотите привлечь независимого оценщика для квалифицированной оценки ущерба, либо уже добились соответствующего определения суда.

2. Что необходимо знать или немного теории

При причинении повреждений имуществу, например, при заливе квартиры соседями, пожаре, повреждении автомобиля при ДТП и прочих, произошедших в результате чьих либо действий, гражданин имеет юридическую основу для восстановлении своих прав и компенсации понесенных убытков, в соответствии со Статьей 15 Гражданского Кодекса РФ ("Возмещение убытков"), которая гласит:


"1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы."


Положение об обязательности привлечения независимого оценщика при возникновении имущественных споров содержится в Статье 8 " Федерального закона №135-Ф3 “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”, которая гласит:


"Проведение оценки . является обязательным . при возникновении спора о стоимости объекта . ".


Ущерб, в соответствии с законом “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”, оценивают фирмы или индивидуальные предприниматели, обладающие лицензией на ведение оценочной деятельности и полисом страхования профессиональной ответственности.

Для оценки ущерба Оценщики, как правило, применяют затратный метод.


Предпосылка данного метода заключается в том, что стоимость любого имущества зависит от затрат на воспроизводство или замещение аналогичного имущества.

Согласно затратному подходу, стоимость оцениваемого объекта определяется, как сумма восстановительной стоимости составляющих элементов объекта за вычетом накопленного износа. Применительно к оценке ущерба от залива или пожара затратный метод предполагает расчет сметной стоимости ремонтно-восстановительных работ с учетом износа материалов на дату нанесения ущерба.

Под восстановительной стоимостью понимаются затраты по воссозданию объекта в первоначальном виде, включая в них предпринимательскую прибыль. В данном случае, это затраты на ремонтно-восстановительные работы внутренней отделки квартиры согласно смете, затраты на ремонт или восстановление поврежденного имущества (мебели, оргтехники, документов, баз данных и т.п.), затраты на химическую чистку подпорченного имущества.

Под накопленным износом понимается общая потеря стоимости оцениваемого объекта на момент оценки в процентном выражении, под воздействием физических, функциональных и внешних факторов.

Расчет стоимости ущерба производится в три этапа.

На первом этапе на основе данных, полученных от ремонтных и других организаций, определяется рыночная стоимость ремонтно-восстановительных работ по различным видам имущества, а именно:


  1. сметная стоимость ремонтно-строительных работ в помещении (сметные расчеты производятся (например, базисно-индексным методом) по заказу Оценщика силами специалиста-сметчика организации, имеющей лицензию на изготовление пректно-сметной документации, на основании Актов осмотров;
  2. стоимость ремонта имущества (данные о стоимости ремонта и восстановления мебели оценщики получают из прайс-листов или в результате опросов ремонтных организаций);
  3. стоимость чистки подпорченного имущества (данные о стоимости химчистки оценщик получает по Интернету).

На третьем этапе определяется сумма ущерба с учетом износа материалов.

Виновной стороной при заливе или пожаре в жилых зданиях, как показывает судебная практика, признаются:


Если вы предпринимаете переоборудование системы водоснабжения, т.е меняете разводку труб, устанавливаете водонагреватель, прокладываете шланг гибкой подводки и т.п., то все свои действия согласовывайте с эксплуатирующей организацией и, при необходимости, проводите силами ее работников. Обязательно сохраняйте ВСЕ квитанции, чеки и расписки о работах по ремонту вашей квартиры, офиса, а также чеки за мебель, ковры и оргтехнику. Заведите себе такую привычку, в наше время она сэкономит Вам большие средства.

4. Неприятное событие случилось. Готовьтесь к суду

Итак, неприятное событие свершилось. Что же следует предпринять? Первым делом, конечно, следует взять себя в руки и остановить приток воды в помещение. Если Вас топят соседи, то сходите к ним, если их нет дома или залив случился по причине аварии коммуникаций - звоните сразу в диспетчерскую эксплуатирующей организации. Не забудьте узнать, под каким номером в журнале записан Ваш вызов.

Не волнуйтесь и не вступайте в перепалку с виновником, сразу Вы не определите объективно, кто истинный виновник и какова стоимость ущерба. Виновниками могут быть и эксплуатирующие организации и соседи.

Вызовите работника эксплуатационной организации (ЖЭУ) для фиксации факта аварии. Он составит соответствующий акт, полностью описывающий все повреждения нанесенные помещению и Вашему имуществу. Один экземпляр акта должен обязательно остаться у Вас (если его у Вас нет, то запомните хотя бы его номер и дату составления, потом его можно затребовать через суд).

По возможности, пригласите двух свидетелей. Это могут быть Ваши соседи.

Если в результате происходящих событий у Вас или у Ваших близких резко ухудшилось самочувствие, вызовите скорую или врача на дом. Он зафиксирует Ваше состояние и примет необходимые меры.

Вызывать работников ЖЭУ следует даже при небольших повреждениях. Дефекты могут проявиться позже в большем объеме, поскольку часть воды может задержаться в конструкциях перекрытия.

Желательно вызывать работников ЖЭУ и при проявлении следов залива в других помещениях, иначе на суде виновник может сказать, что дефекты, не зафиксированные в акте ЖЭУ - не его вина. При составлении акта будьте внимательны, следует зафиксировать все повреждения как можно точнее.

После проявления всех следов аварии (при заливах — дождаться высыхания помещения) Вам следует встретиться с виновником аварии и попытаться уладить вопрос без обращения в суд. Здесь Вам пригодились бы сохраненные чеки и квитанции, чтобы обосновать сумму, предъявляемую к оплате. Упомяните также, что в случае несогласия виновника залива платить за ремонт Ваших помещений, Вы обратитесь в суд, и, в случае признания его вины судом, виновнику залива придется оплатить еще и Ваши судебные издержки. К ним относятся стоимость оценки ущерба, услуги адвоката и т.п. Иногда это срабатывает - человек пугается судебных хлопот. Вообще не один раз случалось, что потенциальный ответчик пугался приглашения на экспертизу (как сосед, так и эксплуатационщики), и дело улаживалось миром. Но ни в коем случае не следует расслабляться раньше, чем деньги окажутся в Ваших руках. Итогом переговоров должна быть сумма компенсации и крайняя дата, когда Вы ее получите.

Если миром уладить вопрос не удалось, или Вас кормят обещаниями, подыскивайте адвоката, специализирующегося на аналогичных делах. Адвоката может порекомендовать и оценщик, поскольку последнего судья часто вызывает в суд в качестве эксперта. Можно, конечно, самостоятельно написать исковое заявление, но грамотный юрист учтет все дополнительные факторы (например, моральный ущерб, упущенную выгоду от аренды затопленного помещения), а сумма, потраченная на оплату его услуг, вернется Вам в случае успешного исхода дела.

После проявления всех следов аварии приглашайте независимого оценщика для фиксации (фотографирования), замера объема повреждений и составления Акта осмотра. Осмотр производится в присутствии виновной стороны, которого Вы обязаны заранее оповестить телеграммой с уведомлением о вручении (текст телеграммы и сроки укажет оценщик). Виновная сторона может, конечно, проигнорировать приглашение или не подписать Акт, но в таком случае на суде у него будет менее выигрышная позиция. Акт осмотра - это основной юридический документ для последующего составления сметы на ремонтно-восстановительные работы, а также для оценки ущерба, нанесенного заливом Вашему домашнему имуществу (коврам, мебели, аппаратуре и т.п.).

Таким образом, стоимость работ получается несколько ниже реальной, хотя конечная цифра зависит от квалификации и опыта сметчика. Это сложившаяся в судах практика и искусственное увеличение стоимости ремонта может привести к проигрышу дела в суде.

Спешить с вызовом оценщика в день залива не следует. После подсыхания следы залива видны даже лучше. До вызова оценщика и фиксации дефектов ни в коем случае не устраняйте следы повреждений, никто составлять смету по акту ЖЭУ не будет, а если согласится - бегите от таких горе-экспертов.

Если Вы - потенциальный виновник залива, а причиной залива является некачественный шланг гибкой подводки (по этой причине происходит очень много заливов) или сверхнормативное давление в системе водоснабжения и т.п. - срочно приглашайте эксперта и получите заключение о причине аварии.

С юридической точки зрения можно делать ремонт помещения сразу после получения на руки отчета об оценке ущерба, с практической же точки зрения сначала убедитесь, что помещение окончательно просохло (2-4-недели). Вода может задержаться, например, в пустотах плит перекрытий.


После получения на руки отчета об оценке ущерба можно еще раз попытаться с виновником уладить дело миром. Если это не удалось, готовьтесь к судебной тяжбе. При соблюдении с Вашей стороны всех формальностей, т.е. все документы (отчет и лицензия оценщика, исковое заявление) в порядке, суд наверняка признает Вашу правоту.

И напоследок, два замечания.

Если до судебного разбирательства Вы уже провели ремонт, и сумма потребовалась значительно более крупная, чем та, что указана в отчете оценщика, может появиться искушение подать исковое заявление с другой суммой, обосновав его чеками, квитанциями и сметами организации, осуществлявшей ремонт. Но победный исход в данном случае не гарантирован. Если ответчик - человек разумный, он может усомниться в ценах, и в свою очередь попросить суд об экспертизе, а строители Ваши, поверьте, наверняка накрутили цены, и это обстоятельство всплывет в суде.

АКЦИЯ ГОДА

Дом и деньги на весах

Амортизация — это процесс постепенного переноса стоимости основных средств на затраты с целью покрытия износа.

Основные средства (ОС) — материальные объекты, использующиеся для производства, оказания услуг или управления компанией. Они долго служат (от одного года) и дорого стоят, от 100 000 рублей в налоговом учете или от 40 000 рублей в бухучете. Это недвижимость, оборудование, транспорт, земельные участки, оргтехника.

Ева Лаврушко, бухгалтер:

Срок полезного использования

Расчет амортизации основных средств регламентируется Налоговым Кодексом, если компания с помощью амортизационных отчислений уменьшает базу по налогу на прибыль. Для правильного определения срока полезного использования объекта (СПИ) нужен классификатор. В справочнике указано, что станок для обработки бетона относятся к пятой группе, срок использования 7-10 лет. В этих рамках можно выбрать период начисления.

Если амортизация нужна для управленческого учета, компания может сама установить этот срок. Чем он короче, тем больший размер амортизации будет перераспределяться на затраты, это может привести к повышению себестоимости продукции. И наоборот, если срок выбран очень длинный, оборудование может выйти из строя до того, как полностью самортизируется. Расчет амортизации основных средств предполагает разные методы, но компания может выбрать только один из них. Поменять способ можно один раз в пять лет.

Линейный метод

Используется в налоговом и бухгалтерском учете. Отчисления производятся равномерно, на протяжении всего периода использования. Формула для расчета:

Отчисления = Первоначальная стоимость : СПИ в месяцах

Для вибропресса был выбран СПИ 8 лет или 96 месяцев.

500 000,00 : 96 = 5 208,33 (руб.)

А вот так будет выглядеть таблица ежегодных начислений:


Таблица

Нелинейный метод

Отчисления = Стоимость группы ОС х Норма амортизации

Вибропресс относится к пятой группе, в компании только один станок, поэтому расчет проводится только для него. Норма амортизации для вибропресса 2,7. Амортизация рассчитывается каждый месяц, и ежемесячно снижает стоимость ОС. В первый год отчисления составят 139 982,11 рубля, что почти в два раза больше, чем при первом методе. В месяце, следующим за тем, когда суммарная стоимость группы ОС становится меньше 20 000 рублей, фирма может списать ее единоразово.

Таблица

Метод уменьшаемого остатка

Отчисления = Остаточная стоимость ОС : СПИ в месяцах х Коэффициент ускорения

500 000,00 : 96 х 3 = 15 625,00 (руб.) — отчисления в первый год использования (с августа 2021 по июль 2022).

500 000,00 — (15 625,00 х 12) = 312 500,00 (руб.) — остаточная стоимость на 1 августа 2022 года.

Каждый год отчисления будут уменьшаться, с августа 2022 по июль 2023 года они составят:

312 500,00 : 96 х 3 = 9 766,00 (руб.)

Если в конце периода амортизации остается несписанная сумма, ее можно включить в отчисления за последний месяц либо начислять амортизацию по 582 рубля до того, как сумма полностью спишется. Еще один вариант — увеличить амортизационные отчисления в последний год, платить не 582 рубля ежемесячно, а 1552 (разделить 18 626,45 рубля на 12 месяцев).

Таблица

Метод списания по сумме лет использования

Ускоренный метод, который списывает большую часть стоимости ОС в первые годы использования. Расчет амортизации основных средств проводится на основе первоначальной стоимости и суммы оставшихся лет полезного использования.

Норма амортизации = Оставшийся СПИ : Сумма лет СПИ х 100%

Сумма лет СПИ = 8 + 7 + 6 + 5 + 4 + 3 + 2 + 1 = 36

Норма амортизации (первый год) = 8 : 36 х 100% = 22,2%

Норма амортизации (второй год) = 7 : 36 х 100% = 19,4%

Отчисления = Первоначальная стоимость х Норма амортизации

500 000,00 х 22,2% = 111 111,11 (руб.) — сумма амортизации за первый год;

111 000,00 : 12 = 9 259,26 (руб.) — ежемесячные отчисления в первый год.

Таблица

Метод списания пропорционально произведенной продукции

Для расчета потребуются первоначальная стоимость ОС, плановая и фактическая производительность. Вибропресс производит 450 единиц тротуарной плитки в час. Компания планирует использовать его 7 часов каждый рабочий день. За весь срок эксплуатации в таком режиме будет произведено:

450 штук х 7 часов х 240 рабочих дней в х 8 лет = 6 048 000 (шт.)

Амортизация на тысячу штук = 500 000,00 : 6 048 = 82,67 (руб.)

Если за месяц компания произведет 78 000 единиц тротуарной плитки, отчисления составят:

78 х 82,67 = 6448,41 (руб.) — амортизация за месяц.

Этот способ позволяет учитывать износ относительно фактически произведенной продукции, но неверная постановка планов может привести к искажению амортизационных отчислений, поэтому лучше использовать его для ОС с небольшим СПИ. Трудно, конечно, предсказывать будущее, но предположим, что станок работал очень хорошо и выпустил плановый объем продукции за 7 лет. Амортизация перестала начисляться, его балансовая стоимость стала равна нулю.

Таблица

Расчет амортизации основных средств в управленческом учете

Компания сравнила разные методы расчета:

Таблица

Линейный оказался самым простым: списания одинаковые в течение всего периода.

При нелинейном методе амортизация затянулась на десять лет, пока остаточная стоимость ОС не стала меньше двадцати тысяч рублей, чтобы списать ее единоразово.

Метод уменьшаемого остатка позволяет списать в первый год самую большую сумму, но каждый год, в августе, сумма отчислений снижается, это нужно контролировать.

Этот же недостаток у метода списания по сумме лет полезного использования, но он, единственный из ускоренных, позволяет списать всю сумму пропорционально в течение СПИ, без остатка в последний месяц.

Списание пропорционально произведенной продукции позволяет понять, какова доля амортизации в себестоимости, но для оборудования с длительным СПИ может не подойти.

В результате был выбран линейный способ начисления амортизации. Компания сама выбирает, как учитывать амортизацию. Можно фиксировать начисление на бумаге, придумать таблицу в Excel или воспользоваться готовым решением. В сервисе ПланФакт можно удобно начислять амортизацию. Каждый месяц собственник будет видеть точные цифры в финансовых отчетах:

в отчете о прибылях и убытках — корректную прибыль;

в балансе — остаточную стоимость ОС.

Баланс

Баланс

494 800 рублей — остаточная стоимость вибропресса. Размер отчислений можно увидеть в отчете о прибылях и убытках:

Амортизация в отчете о прибылях и убытках

Амортизационный фонд — это не абстрактное понятие, а специальный счет, желательно, с процентами на остаток, чтобы покрывать инфляцию. Компания может переводить деньги на него раз в месяц или отчислять определенный процент прибыли с каждой сделки, периодически сверяясь с отчетом о прибылях и убытках, чтобы контролировать размер фонда. Если оборудование требует замены или ремонта, можно использовать деньги из амортизационного фонда, чтобы не брать кредит.

Резюмируем:

Амортизация — это процесс переноса стоимости ОС на издержки для покрытия износа.

Если компания платит налог на прибыль, она обязана рассчитывать амортизацию по нормам Налогового Кодекса.

Если компания рассчитывает амортизацию в целях управленческого учета, она может сама устанавливать критерии расчета.

Читайте также: