Собственник опо обязан нанять эксплуатирующую организацию

Обновлено: 16.05.2024

Вопрос от 12.11.2019:

Согласно п. 2 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 апреля 2019 года № 140), заявителями являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов (далее - ОПО) на праве собственности или ином законном основании (далее - заявители).

В связи с вышеизложенным, прошу разъяснить, может ли являться заявителем государственной услуги по изменению сведений, связанных с исключением ОПО из Реестра в связи со сменой эксплуатирующей организации, юридическое лицо, ранее эксплуатирующее данные ОПО (сведения о котором содержатся в Реестре как об эксплуатирующей данные ОПО организации).

Ответ: ПИСЬМО от 14 ноября 2019 г. N 11-00-15/10806 О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев обращение, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 23 Административного регламента для внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов, при смене эксплуатирующей организации, собственнику опасного производственного объекта (организации, эксплуатирующей ОПО на ином законном основании) необходимо подготовить заявление о предоставлении государственной услуги в соответствии с Приложением N 1 к Административному регламенту и документы, подтверждающие наличие оснований для внесения изменений, актуализированные сведения, характеризующие опасный производственный объект (в 2 экземплярах), оформленные согласно Приложению N 2 к Административному регламенту.

В качестве документов, подтверждающих наличие оснований для внесения изменений, могут являться договор аренды или иной договор между собственником и новой эксплуатирующей организацией, положения которого устанавливают правовую ответственность эксплуатирующей организации при эксплуатации опасного производственного объекта.

Таким образом, новая эксплуатирующая организация является заявителем в рамках предоставления государственной услуги по внесению изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов, связанных с исключением опасного производственного объекта из государственного реестра опасных производственных объектов в связи со сменой эксплуатирующей организации.

Начальник Правового управления Д.А.ЯКОВЛЕВ

Вопрос:

При исключении ОПО из государственного реестра в связи со сменой эксплуатирующей организации, оборудование уже принадлежит новому владельцу на праве собственности. Необходимо ли подтверждать факт владения данным имуществом организацией, исключающей ОПО?

Ответ: Необходимо подтверждать факт владения имуществом исключающей организации. Вероятно, оборудование было в аренде и факт того, что оно передано обратно по окончанию договора необходимо подтвердить для исключения задвоения в учете и подтверждение того, что оно снято с баланса исключающей организации.

Вопрос 14.06.2017:

Каким образом проходит процедура перерегистрации ОПО, в связи со сменой собственника? Какие документы и что необходимо предоставить в территориальный орган Ростехнадзора?

В соответствии с пунктами 18, 19 и 25 Административного регламента для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Реестре, организация, эксплуатировавшая ОПО, представляет в территориальный орган Ростехнадзора заявление о предоставлении государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с формой, установленной приложением № 3 к Административному регламенту (далее – заявление о предоставлении государственной услуги), а также документы, подтверждающие наличие оснований для внесения изменений, согласно описи, установленной приложением № 2 к Административному регламенту (далее – опись).

Вопрос от 19.12.2018:

Прошу разъяснить, какая организация должна представлять заявление для внесения изменений в государственный реестр опасных производственных объектов в связи со сменой эксплуатирующей организации (новая эксплуатирующая организация или старая).

Согласно пункту 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 1371, для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.

Таким образом, заявление о внесении изменений в государственный реестр ОПО подают заявители - организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию ОПО в настоящее время на праве собственности или ином законном основании, а не организации (индивидуальные предприниматели), которые эксплуатировали данный ОПО раньше.

Комментарий от нас:

Получается здесь приведены два совершенно разных ответа на один и тот же вопрос - кто должен подавать заявление в Ростехнадзор при смене эксплуатирующей организации.

В первом ответе, говорится, что обе организации подают заявления - одна об исключении из реестра, другая о постановке в реестр.

Второй ответ гласит, что достаточно только одной организации (новой) подать заявление о внесении изменений в реестр ОПО и этот ОПО будет как-бы закреплен за новой организацией и старой уже ничего подавать не надо. В принципе подход логичный, надо пробовать, но мы почему-то всегда шли по первому пути.

Кстати, если у организации несколько ОПО, а передан (продан) только один, то однозначно первый путь.

Вопрос от 12.2018:

Мы продаем опасный производственный объект - сети газопотребления (3 класс) другому юридическому лицу. В последующем хотим взять в аренду данное ОПО у этого юр. лица. Какие документы нужны для снятия регистрации с нашего предприятия и передачи для регистрации ОПО другому юр. лицу? Какие документы нужны для аренды данного ОПО?

Ответ: В случае продажи Вашей организацией опасного производственного объекта (ОПО) другому юридическому лицу с последующей арендой этого ОПО у нового владельца следует обратить внимание на следующее обстоятельство. Договор аренды является одним из законных оснований для эксплуатации объекта, таким образом, статус Вашей организации как эксплуатирующей ОПО III класса опасности и обязанной выполнять весь комплекс соответствующих требований промышленной безопасности не изменится.

В данном случае Вам будет необходимо обратиться с заявлением о внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре ОПО, в части изменений сведений об эксплуатирующей организации (статус владельца сменился на статус арендатора).

Договор аренды заключается в соответствии с законодательством Российской Федерации, в данном случае – нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.

Читайте также: