Сколько храмов в собственности рпц

Обновлено: 26.04.2024

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в воскресенье освятил храм Всех Святых в Страсбурге. После этого он выступил с речью и рассказал о довольно любопытном факте – у Русской Православной церкви ежедневно строится по три храма.

Сегодня мы строим примерно три храма в сутки, за 24 часа. 30 тысяч храмов за десять лет. И не от того, что у нас слишком много денег и не знаем, куда их потратить. Народ наш, прошедший через годы атеизма, и умом, и сердцем понял, что без Бога ничего не получается.

— Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Православие в цифрах: сколько храмов и духовных организаций у РПЦ?

Ежегодно Росстат публикует данные о количестве религиозных организаций в России. Данные в статистическую службу передаёт Минюст, который ведёт соответствующие реестры. Статистика разбита по разным конфессиям и типам религиозных организаций.

К началу 2019 года в Русской Православной Церкви действуют 309 епархий, что на 150 больше, чем в начале 2009 года

Если в 2009 году в Русской Православной Церкви насчитывалось 30 670 клириков, в том числе 27 216 священников и 3 454 диаконов, то в настоящее время свое служение в Московском Патриархате несут 40 514 клириков (рост в 9 844 человек), включая 35 677 (рост в 8 461 человек) пресвитеров и 4 837 диаконов (рост в 1 383 человек).

Если же вернутся к цифрам, представленным московским Патриархатом, то согласно им число храмов и помещений для богослужения за десять лет выросло на 32%. И это сопоставимо с темпами ввода в эксплуатацию жилищного фонда. Если в 2000 году общая площадь жилых помещений в России составляла 2787 млн квадратных метров, то на 2017 год она выросла на 33% до 3708 млн квадратных метров.

Количество церквей в США недавно публиковали на АШ: Количество христианских приходов в России и США, и школ заодно

там ошибочка по количеству приходов в России, так как указано общее количество приходов РПЦ, а надо было только на территории России: 17231 храмов.

1) Идет постоянная атака на Русскую Православную Церковь, как я и писал 2 года назад: Одной из целей атаки Запада на Россию является Православная церковь. Ситуация с тех пор ухудшилась, мы начинаем проигрывать на информационном фронте.

3) Строительство храмов с нуля практически не осуществляется. Даже достаточно богатый регион как Москва, при наименьшем количестве церквей на 100 тыс.населения, строит новые храмы в спальных районах с темпом 8 храмов в год. В других регионах счет идет на единицы новых церквей в год.

4) Ресурс по восстановлению полуразрушенных храмов уже почти исчерпан. Дальше открытие приходов резко приостановится — старые здания уже почти все отремонтированы, а на новые просто нет денег.

Патриарх Кирилл подсчитал количество храмов и численность духовенства РПЦ

  • Дневник
  • Основы православия
  • Святые и подвижники
  • Храмы и монастыри

Да, когда разрабатывается документация, проекты планировок выносятся на публичные слушания. После того как жители одобрили строительство, начинаются проектные работы. По словам Владимира Ресина, за пять лет работы программы было 27 участков, на которых первоначально хотели строить храмы, но из-за мнения жителей строительство отменили или перенесли.

Средняя стоимость строительства храма на 500 прихожан – 300 млн рублей, на 250 – 90 млн.

Годовой бюджет на строительство церквей в Москве 1 млрд руб.

В больших городах зарплаты высокопоставленных священников могут достигать доже миллиона рублей, а вот в глубинке нередко можно встретить служителей, которые вовсе не получают деньги за свою службу в церкви и зарабатывают на жизнь мирским трудом.

Как правило, размер заработной платы для служителя церкви – это определенный процент от пожертвований. Следовательно, в разных храмах можно получать разные деньги.

В Москве обычный священник может получать около 80 тыс. рублей, в Петербурге – около 50 тыс., а вот в глубинке он может жить на минимальную зарплату, или даже ниже. Все зависит от прихода, ведь в больших городах и региональных центрах больше людей, они более обеспеченные, кроме того, у многих храмов есть свои богатые покровители. В глубинке же и людей меньше, и их доходы, как правило, не позволяют делать весомые пожертвования.

Настоятели храма считаются своеобразными начальниками над священниками: они следят за порядком, исполнительностью и воспитанием своих подчиненных. При этом их зарплата в больших населенных пунктах вполне может достигать миллиона.

Епископы – это высший сан в православной церкви. Доходы такого церковнослужителя могут исчисляться даже несколькими миллионами, но точных цифр никто не знает.

Оценить состоятельность можно разве что по внешнему виду и предметам роскоши, которые они имеют. Например, давний скандал с невероятно дорогими часами патриарха Кирилла ясно дал понять, что он богат не только духовно.

Православное духовенство в России официально освобождено от подоходного налога от своего бизнеса. Это право действует только на производство и реализацию церковной атрибутики, например, свечей.

Если же приход решит, что на территории церкви уместно было бы торговать мягкими игрушками или продуктами питания, налог от такой торговли все же нужно будет отдавать государству.

Также каждый представитель церкви имеет право на отпуск от 20 до 30 дней, но для церковнослужителя он особенный. Даже на отдыхе он должен выполнять свои главные обязанности: молиться, причащаться, исповедовать.

В советское время они не могли претендовать на пенсию, но с 2004 года церковь официально делает отчисления в Пенсионный фонд за каждого из своих сотрудников. Суммы, как и зарплаты, напрямую зависят от каждой отдельно взятой церкви. Монахи же, как правило, даже получая пенсию, отдают ее на нужды обители.

Как оказалось, церковная карьера мало чем отличается от мирской. Священники так же занимают разные должности, ходят в отпуск, получают фиксированный оклад и премии. Да и карьеру им тоже всегда нужно начинать с малооплачиваемой работы, постепенно увеличивая опыт и, соответственно, оклад.

В главном кафедральном городе РПЦ – в Москве – в 1988 году насчитывалось около 50 храмов вместе с часовнями. К концу 2017 года их было уже 1154. Фактический прирост за тридцать лет – 2300%.

Это объясняется тем, что в Москве с 2010 года реализуется «Программа-200″ по возведению храмов в шаговой доступности. Инициатором программы сразу после своего избрания выступил патриарх Кирилл. Основная мотивация ‒ нехватка храмов в спальных районах столицы России при довольно плотной церковной застройке в историческом центре.

Сколько в России церквей и другие цифры, которые интересно знать

Одним из скандальных примеров применения ФЗ-327 стало требование РПЦ передать здание НИИ рыбного хозяйства и океанографии в Красносельском районе Москвы. Институт построили в советские годы на месте разрушенного монастыря. РПЦ удалось доказать, что фундамент, на котором было возвели здание НИИ, сохранился с дореволюционных времен и был частью комплекса религиозного назначения, а потому должен быть возвращен Московскому патриархату.

В 2017 году разгорелся конфликт вокруг Исаакиевского собора Санкт-Петербурга. РПЦ претендовала на приватизацию храма, который является музеем. После серии митингов руководство города решило памятник архитектуры не в собственность Московской патриархии, а в пользование.

В целом слова патриарха о темпах строительства церквей православных церквей соответствуют действительности, но речь идет не только о строительстве – возвращенные РПЦ храмы, закрытые в советский период, входят в общее количество приходов церкви.

Говоря о более чем 30 тысячах храмах Московская патриархия имеет в виду церкви не только в России, но и в Беларуси, Украине, Молдове.

Факт чек он фактчек. Ни в Украине, ни в Беларуси, ни тем более в Молдове РПЦ МП не построил ни одного храма за последние 20 лет. Они просто присвоили, украли существующие храмы местных правoславных общин.

  • Программа-200
  • строительство храма
  • храм

Согласно опросу, который был проведен в 2012 году относительно религии и того, к какой религиозной организации в современной России относят себя граждане, были получены следующие ответы:

  • К православным – 41%.
  • К верующим, которые не идентифицирует себя с определенной религиозной принадлежностью – 25%.
  • К атеистам – 13%.
  • Мусульман насчитывалось на тот временной этап – 4,7%.
  • Христиан – 4,1%.
  • Мусульман суннитов – 1,7%.
  • Православным вне определенной церкви – 1,5%.
  • Язычников – 1,2%.
  • Буддистов – 0,5.
  • Староверов – 0,5%.
  • К мусульманам-шиитам отнесли себя 0,5% опрошенных.
  • Католики – 0,5%.
  • Иудаисты – 1,5%.
  • Индуистов оказалось около 0,5%
  • К пятидесятникам себя отнесли 0,5%.
  • Русская православная церковь – всего 18550.
  • Старообрядческих – 387.
  • Римско-католических – 237.
  • Грекокатолических – 8.
  • Армянских апостольских церквей – 106.
  • Исламских – 5954.
  • Организаций, которые исповедуют буддизм – 269.
  • Исповедующих иудаизм – 268.
  • Христиан баптистов – 889.
  • Евангелистов – 878.
  • Лютеран – 222.
  • Новоапостольская церковь – 46 организаций.
  • Пресвитерианской церкви – 194.
  • Незначительное количество индуистических, организаций сикхов, ассирийской церкви шаманизма, караимов, молокан, церкви Последнего Завета, церкви Христа и других организаций, которых насчитывается от нескольких единиц до нескольких десятков, но не более сотни.

Если оценивать количество церквей, храмов и других религиозных организаций, объединений в стране и то, как они изменялись по своему численному составу, следует указать такие данные:

Что касается динамики, то стоит рассматривать не только сколько храмов и других типов действует на территории страны, а также сколько православных, мусульман и других групп верующих в определенных общинах существует на сегодняшний день. Причем этот показатель интересно рассматривать с точки зрения временной шкалы.

Ведь если мусульмане даже во времена Советского Союза считались традиционно верующими, то христиане, в преобладающем большинстве случаев, были отлучены от церкви на промежуток времени, в течение которого существовал СССР.

Поэтому на 2019 год ситуация с динамикой выглядит следующим образом – если в 1987 году к религиозным себя перечисляли около 9% населения, то к 2007 это число превысило отметку в 60% граждан от общего состава населения страны.

Такой резкий рост обусловлен тем, что вера не преследовалась в Российской Федерации (в отличие от СССР) и здесь сформировались различные религиозные течения. Единственное, на что необходимо обратить внимание – это запрет на деятельность экстремистских организаций, которые зачастую себя отождествляют с той или иной верой.

  • 2021 [3]
  • 2020 [4]
  • 2019 [7]
  • 2018 [5]
  • 2017 [5]
  • 2016 [6]
  • 2015 [10]
  • 2014 [10]
  • 2013 [9]
  • 2012 [15]
  • 2011 [15]
  • 2010 [11]
  • 2009 [17]
  • 2008 [21]
  • 2007 [19]
  • 2006 [23]
  • 2005 [26]
  • 2004 [33]
  • 2003 [25]

Монастырь Святой Екатерины в Штральзунде, являющийся образцом северо-германской готики, — один из старейших на побережье Балтийского моря. Он был основан в XIII веке. Сегодня в его стенах на трех уровнях размещается экспозиция Океанографического музея. Это один из примеров того, как в Германии используют помещения бывших церквей, закрывшихся из-за сокращения числа прихожан.

А вот новоапостольская церковь в Офтердингине неподалеку от Тюбингена превратилась в жилой дом. Принадлежит он одной супружеской паре. В Германии такой случай — не редкость. Здания многих бывших храмов сегодня используют для жилья, тем более что цены на такую недвижимость не кусаются. Бывает, что опустевшие сакральные строения даже выставляются на аукционы.

Хорошо сохранившийся монастырь Святого Магнуса, возведенный в баварском Фюссене в период с IX по XVIII века, является примером различных архитектурных стилей, в том числе и итальянского барокко. Это одна из главных местных достопримечательностей. Сегодня в нем располагаются библиотека и музей, где выставлена коллекция лютен и скрипок, изготовленных мастерами Фюссена.

Пять с половиной веков насчитывает история Дальхаймского монастыря под Падерборном (Северный Рейн — Вестфалия). За это время он претерпел немало бед и преобразований, но всегда влиял на жизнь города. В 2007 году здесь открылся уникальный Музей монастырской культуры. В числе прочего, посетители могут ознакомиться со старинными рецептами пива и осмотреть хорошо сохранившуюся монастырскую пивоварню.

Подсчет лентяев и бездарей подъехал.

Проекты 25 новых православных храмов подготовят в Москве в 2021 году

  • Трагедия в метро
  • Южный поток
  • Санкции
  • Катастрофа Boing-777
  • Украинский кризис
  • ЧебурNET
  • пакет Яровой
  • Рио 2016
  • Майдан 2014 V2.0

Католики всерьез обсуждают отмену обета безбрачия. На одной чаше весов — позиция многих влиятельных священников Латинской Америки, сексуальные скандалы, приверженность Ватикана новым веяниям, возможное сближение католической и других христианских церквей…

Дорогая дорога к храму: зачем России тысячи церквей

Созданную для проведения молебна и инвентаризации комиссию Екатеринбургской епархии Русской православной церкви (РПЦ) не пустили на территорию Среднеуральского женского монастыря, захваченного отлученным от церкви и лишенным сана священником Сергием (Романовым)…

С 1919 года образ, написанный в XIV столетии Феофаном Греком, хранится в Третьяковской галерее, и только в последние годы святыню в канун 1 сентября на несколько дней доставляют в Донскую обитель, чтобы верующие могли перед ней помолиться. В понедельник…

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил надежду на то, что на Украине после кончины митрополита Киевского Владимира сохранится каноническая церковь.Патриарх Кирилл в воскресенье совершил божественную литургию в Новодевичьем монастыре Москвы, а…

Во время недавнего визита в Страсбург патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил: "Мы строим в среднем три храма в сутки. Я не ошибаюсь, по три храма за 24 часа, 30 тысяч храмов за десять лет". Настоящее Время разбиралось, сколько храмов у Московской патриархии в разных странах и с какой скоростью растет их количество.

Один храм на восемь тысяч жителей

Показатель "три храма в день" ‒ не новый. Еще четыре года назад патриарх Кирилл говорил о таких темпах храмового строительства на конференции в Общецерковной аспирантуре.​

По данным на 1988 год, у Русской православной церкви было 6893 прихода (об этом Кирилл, тогда еще митрополит, рассказывал десять лет назад – на Поместном соборе, который выбрал его патриархом). Из них:

  • более половины общин – 3791 храм – располагались в Украине;
  • в России было около 2300-2400 церквей;
  • 477 приходов – в Беларуси;
  • 196 храмов – в Молдове.

За тридцать лет общее количество церквей Московского патриархата увеличилось почти на 32 тысячи и сейчас, согласно статистике РПЦ, достигает 38 649 общин. Из них:

  • в России – 17 231 религиозная община, принадлежащая Русской православной церкви (данные 2019 года);
  • в Украине – 12 122 прихода РПЦ (данные 2019 года);
  • в Беларуси – 1567 общин РПЦ (самые свежие данные – за 2012 год);
  • в Молдове – 1231 приход Московского патриархата (данные 2010 года).​

То есть общее число храмов РПЦ выросло более чем в пять раз, в России – в семь раз.

Установка креста на главный храм Росгвардии в Балашихе, 11 апреля 2019 года. Фото: ТАСС

Двести храмов для Москвы

В главном кафедральном городе РПЦ – в Москве – в 1988 году насчитывалось около 50 храмов вместе с часовнями. К концу 2017 года их было уже 1154. Фактический прирост за тридцать лет – 2300%.

Это объясняется тем, что в Москве с 2010 года реализуется "Программа-200″ по возведению храмов в шаговой доступности. Инициатором программы сразу после своего избрания выступил патриарх Кирилл. Основная мотивация ‒ нехватка храмов в спальных районах столицы России при довольно плотной церковной застройке в историческом центре.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершает чин освящения храма Воскресения Христова в Новой Москве, 14 апреля 2019 года. Фото: пресс-служба патриарха Московского и всея Руси

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершает чин освящения храма Воскресения Христова в Новой Москве, 14 апреля 2019 года. Фото: пресс-служба патриарха Московского и всея Руси

Место для храма определяет Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы из расчета одна церковь на 20 тысяч жителей и с учетом норматива "пешей доступности" в один километр. Деньги на строительство собирает "Фонд поддержки строительства храмов города Москвы". Фондом руководит Финансово-хозяйственное управление РПЦ, а в попечительский совет входят патриарх Кирилл, мэр Москвы Сергей Собянин, президент Сбербанка России Герман Греф, миллиардер Владимир Потанин, глава правления Газпрома Алексей Миллер, экс-глава РЖД Владимир Якунин.

По информации РБК, годовой бюджет программы составляет 1 млрд рублей. Средняя стоимость строительства храма вместимостью 500 человек – от 250 до 500 млн рублей, на 250 прихожан ‒ 90 млн рублей. Деньги на строительство поступают от юридических лиц, а правительство Москвы бесплатно выделяет земельные участки и проводит общественные слушания.

Освящение храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Норильске. Фото: пресс-служба патриарха Московского и всея Руси

Освящение храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Норильске. Фото: пресс-служба патриарха Московского и всея Руси

Постройка храмов время от времени сопровождается акциями протеста со стороны горожан. Один из наиболее известных случаев в Москве – конфликт из-за строительства в парке "Торфянка". Активная фаза противостояния пришлась на 2015-2016 годы. В результате власти приняли решение о выделении другого участка под храм.

Всего же за восемь лет реализации программы в столице России построили 85 новых храмов, а также установили 140 временных деревянных часовен. По словам депутата Госдумы и по совместительству советника патриарха по строительству храмов в Москве Владимира Ресина, за все время реализации программы от частных лиц поступило пожертвований на 30 млрд рублей.

Протесты жителей Екатеринбурга против строительства храма в сквере, 14 мая 2019 года. Фото: AP

Но храмы возводят не только в Москве: сайт патриархии регулярно публикует отчеты с освещения новых церквей в Калининграде, Норильске, Краснодаре и других городах. В Екатеринбурге конфликт жителей с РПЦ и мэрией фактически повторил события вокруг "Торфянки". Этот регион очень важен для Московской патриархии с символической точки зрения ‒ именно в Екатеринбурге был убит последний император Николай II, настоящий культ которого набирает популярность в современной России. Екатеринбург ‒ единственный город, который не будучи столицей, принимал выездное заседание Синода РПЦ (высший руководящий орган, что-то вроде кабинета министров).

Литургия в сотую годовщину расстрела Царской семьи на площади перед Храмом на Крови в Екатеринбурге. Фото: пресс-служба патриарха Московского и всея Руси

Литургия в сотую годовщину расстрела Царской семьи на площади перед Храмом на Крови в Екатеринбурге. Фото: пресс-служба патриарха Московского и всея Руси

НИИ рыбного хозяйства и лютеранские кирхи

Строительство храмов ‒ не единственный способ увеличить количество церковной недвижимости, который использует РПЦ. С 2012 года церковь получает в собственность здания, попадающие под действие принятого Госдумой закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения" (ФЗ №327). Согласно документу, все сооружения, которые ранее использовались в религиозных целях, должны быть возвращены церкви.

Одним из скандальных примеров применения ФЗ-327 стало требование РПЦ передать здание НИИ рыбного хозяйства и океанографии в Красносельском районе Москвы. Институт построили в советские годы на месте разрушенного монастыря. РПЦ удалось доказать, что фундамент, на котором было возвели здание НИИ, сохранился с дореволюционных времен и был частью комплекса религиозного назначения, а потому должен быть возвращен Московскому патриархату.

Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии. Фото: ТАСС

В 2017 году разгорелся конфликт вокруг Исаакиевского собора Санкт-Петербурга. РПЦ претендовала на приватизацию храма, который является музеем. После серии митингов руководство города решило памятник архитектуры не в собственность Московской патриархии, а в пользование.

Также РПЦ передавали лютеранские кирхи в Калининградской области, которые хотя и никогда не были православными, но формально являются "объектами религиозного назначения". По информации "Новой газеты", часть переданной недвижимости находилась в полуразрушенном состоянии и так и осталась без реставрации.

Строит ли РПЦ три храма в сутки?

В целом слова патриарха о темпах строительства церквей православных церквей соответствуют действительности, но речь идет не только о строительстве – возвращенные РПЦ храмы, закрытые в советский период, входят в общее количество приходов церкви.

Говоря о более чем 30 тысячах храмах Московская патриархия имеет в виду церкви не только в России, но и в Беларуси, Украине, Молдове.

Храм святого благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкине. Фото: пресс-служба патриарха Московского и всея Руси

Храм святого благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкине. Фото: пресс-служба патриарха Московского и всея Руси

Если сравнить количество православных храмов и численность населения, получится, что в России один такой храм приходится на 8,3 тысячи граждан, в Украине – на 2,4 тысячи жителей, в Беларуси – на 6 тысяч жителей, а в Молдове – на 2,3 тысячи жителей.

Но в случае с Украиной и Молдовой речь идет не только о приходах РПЦ.

Еще в начале 1990-х годов часть общин в Украине вышли из Московского патриархата и присоединились к Украинской греко-католической церкви, Украинской автокефальной православной церкви и Украинской православной церкви Киевского патриархата. Последние две перестали существовать в декабре прошлого года, объединившись в новую, независимую Православную церковь Украины. Сейчас в ПЦУ около шести тысяч общин.

В Молдове наряду с РПЦ функционирует и Румынская православная церковь. По данным на 2007 год, у нее 309 общин.

[*] РИО. СПб., 1902. Т. 113, кн. 1; Пре­об­ра­жен­ский И. Оте­че­ствен­ная цер­ковь по ста­ти­сти­че­ским дан­ным с 1840/41 по 1890/91 гг. СПб., 1901; Все­под­дан­ней­ший отчет обер-про­ку­ро­ра Св. Сино­да К. Побе­до­нос­це­ва по ведом­ству пра­во­слав­но­го испо­ве­да­ния за 1900 год. СПб., 1903. Прил.; Все­под­дан­ней­ший отчет обер-про­ку­ро­ра Св. Сино­да по ведом­ству пра­во­слав­но­го испо­ве­да­ния за 1914 год. Пг., 1916.

[**] В том чис­ле архи­ерей­ские домы.

Численность монашествующих в 1825–1914 гг. *

Год Мона­хи Послу­шники Мона­хини Послу­шницы Ито­го
1825 3727 2015 1882 3456 11080
1840 5122 3259 2287 4583 15251
1850 4978 5019 2303 6230 18530
1860 5648 5554 2931 7669 21802
1870 5750 5710 3226 11412 26098
1880 6481 2902 4759 14071 28213
1890 7189 5523 7306 20268 40286
1900 8578 8090 10082 31533 58283
1914 11845 9485 17283 56016

[*] РИО. СПб., 1902. Т. 113, кн. 1; Пре­об­ра­жен­ский И. Оте­че­ствен­ная цер­ковь по ста­ти­сти­че­ским дан­ным с 1840/41 по 1890/91 гг. СПб., 1901; Все­под­дан­ней­ший отчет обер-про­ку­ро­ра Св. Сино­да К. Побе­до­нос­це­ва по ведом­ству пра­во­слав­но­го испо­ве­да­ния за 1900 год. СПб., 1903. Прил.; Все­под­дан­ней­ший отчет обер-про­ку­ро­ра Св. Сино­да по ведом­ству пра­во­слав­но­го испо­ве­да­ния за 1914 год. Пг., 1916.

Из каких сословий выходило монашество
(на примере 1843 г.) *

Сосло­вия и социаль­ные группы Муж­ское попол­нение (кол-во чел.) Жен­ское пополнение
(кол-во чел.)
Духо­вен­ство 133 (51%) 19 (20%)
Дво­рян­ство 19 (7,3%) 15 (15,7%)
Отстав­ные ниж­ние чины 2 (0,7%)
Раз­но­чин­цы 34 (13,1%) 25 (26,3%)
Купе­че­ство и мещанство 54 (20,6%) 19 (20%)
Лица сол­дат­ско­го звания 1 (1%)
Воль­но­от­пу­щен­ные 3 (1,1%) 8 (2,1%)
Кре­стьяне 14 (5,4%) 14 чело­век (14,7%)
Все­го монашествующих 259 95
Ито­го 354

[*] Извле­че­ние из отче­та обер–прокурора Св. Сино­да за 1843 г. СПб., 1844. С. 19–20.

Количество образованных монахов (на примере Донского монастыря, данные за 1907–1908 и 1910–1911 гг.) *

Образо­вание Кол-во чел.
Выс­шее образование 1
Сред­нее обра­зо­ва­ние (в том чис­ле незаконченное) 4
Духов­ная училище 4
Сель­ская школа 3
Город­ское при­ход­ское училище 1
Домаш­нее обра­зо­ва­ние и неграмотность 23
Все­го монашествующих 36

Количество монастырских больниц в 1841–1914 гг. *

Год Чис­ло больниц Коли­че­ство мест
1841 377 232
1851 435 500
1861 464 739
1871 477 1086
1881 445 990
1891 450 1386
1900 503 2027
1914 550 2698

[*] Пре­об­ра­жен­ский И. Указ. Соч. Все­под­дан­ней­ший отчет обер–прокурора Св. Сино­да… за 1900 год. То же за 1914 год.

Количество монастырских богаделен в 1841–1914 гг. *

Год Чис­ло богаделен Коли­че­ство мест
1841 21 363
1851 19 438
1861 23 709
1871 36 687
1881 51 1050
1891 73 1606
1900 123 1774
1914 169 2252

[*] Пре­об­ра­жен­ский И. Указ. Соч. Все­под­дан­ней­ший отчет обер–прокурора Св. Сино­да… за 1900 год. То же за 1914 год.

Количество храмов, архиереев, священников, диаконов, монастырей и насельников в 1914–2000 гг. *

Год Хра­мы и молитве­нные дома Архи­ереи, свяще­нники и диаконы Мона­сты­ри и насельники
1914 54923 хр., 23593 час. 130 арх., 53234 свящ., 15694 диак., 48987 псал. 1025 мон., 94629 нас.
1917 78767 хр. и час. 130 арх., 120 тыс. свящ., диак. и псал. 1256 мон.,107035 нас.
1941 3732 (коли­че­ство дей­ству­ю­щих пра­во­слав­ных хра­мов силь­но уве­ли­чи­лось (более чем на 3 тыс.) в 1939 г. за счет террито­риальных при­об­ре­те­ний СССР) 28 арх., 5665 свящ. и диак. 64 мон., 5100 нас.
1945 10243 41 арх. 104 мон., 4632 нас.
1946 10544 62 арх., 9254 свящ. и диак. 101 мон.
1947 14092 66 арх., 9617 свящ. и диак. 99 мон., 4668 нас.
1948 14329 70 арх., 11846 свящ. и диак. 85 мон., 4632 нас.
1949 14477 73 арх., 11835 свящ. и 1280 диак. 75 мон., 4787 нас.
1950 14273 71 арх., 11571 свящ. и 1664 диак. 75 мон., 4748 нас.
1951 13867 69 арх., 11093 свящ. и 1152 диак. 70 мон., 4766 нас.
1952 13740 65 арх., 11093 свящ. и 1161 диак. 62 мон., 4639 нас.
1953 13508 65 арх., 12089 свящ. и диак. 60 мон.
1954 13422 65 арх., 11912 свящ. и диак. 59 мон., 4481 нас.
1955 13376 66 арх., 10863 свящ. и 1064 диак. 57 мон., 4487 нас.
1956 13417 65 арх., 12185 свящ. и диак. 57 мон., 4564 нас.
1957 13430 71 арх., 11122 свящ. и 1095 диак. 57 мон., 4661 нас.
1958 13414 73 арх., 11010 свящ. и 1086 дьяк. 56 мон., 4706 нас.
1959 13324 73 арх., 10835 свящ. и 1077 диак. 56 мон., 4649 нас.
1960 13008 11407 свящ. и диак. 42 мон., 3724 нас.
1961 11572 8252 свящ. и 809 диак. 33 мон., 3048 нас.
1962 10149 22 мон., 2185 нас.
1963 8580 73 арх., 7236 свящ. и 748 диак. 16 мон.
1964 7873 16 мон.
1965 7551 16 мон., 1500 нас.
1966 7523 16 мон.
1967 7481 6694 свящ. и 653 диак. 16 мон., 1400 нас.
1969 7369 16 мон., 1303 нас.
1970 7338 16 мон., 1273 нас.
1971 7274 75 арх., 6234 свящ. и 618 диак. 16 мон., 1200 нас.
1973 7150 6180 свящ. и диак. 16 мон.
1975 7062 58 арх., 5994 свящ. и 594 диак. 16 мон.
1976 16 мон.
1981 7007 16 мон.
1985 6806 74 арх. 17 мон.
1986 6794 74 арх. 17 мон., 1500 нас.
1988 6893 74 арх., 6674 свящ. и 723 диак. 22 мон., 1190 монашествующих
1989 10000 6893 свящ. 51 мон.
1990 11110 92 арх. 57 мон.
1991 12000 ок. 10000 свящ. и диак. 117 мон.
1993 14113 12013 свящ. и диак. 260 мон.
1994 15985 136 арх., 12841 свящ. и 1402 диак. 289 мон.
1995 17000 337 мон.
1997 18000 146 арх., 17000 свящ. и диак. 390 мон.
1998 19000 17500 свящ. и 2275 диак. 487 мон.
2000 19417 164 арх., 17500 свящ. и 2300 диак. 545 мон.

[*] Шка­ров­ский М. В. Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь в XX веке. М., 2010.

По закону при передаче собственности церкви культурным учреждениям необходимо предоставить равноценную площадь. Так, Московский реставрационный центр им. И. Э. Грабаря покинул храм Воскресения Христова в Кадашах, а здание было передано церковной общине. Центру нашли другую площадь — он переехал в бывшее здание авиационного института. Но что делать с музеями-храмами и музеями-заповедниками, которые сохраняют эти здания и территории, неясно.


Санкт-Петербург только что передал епархии Смольный собор, сейчас в стадии передачи Сампсоньевский собор. Получается, мы передали церкви два музейных сооружения из четырех. В нашем ведении остаются Исаакиевский собор и храм Спас на Крови. Я надеюсь, они сохранят нынешний статус. Мы не препятствуем проведению богослужений, сейчас они проходят два раза в день в Исаакиевском соборе. Но такое сожительство создает определенные сложности. Представьте коммунальную квартиру. Есть кухня, где стоят две плиты, и две хозяйки варят разное. Это не здорово. Но у приходов нет целого ряда забот, которые есть у общины на самостоятельном содержании: налоги на имущество здания, коммунальные затраты и другие проблемы. Формально ни Исаакий, ни Спас на Крови никогда не были в церковной собственности, они принадлежали государству и были на специальном содержании у синодальной комиссии. Требования отдать эти храмы появились не сегодня: еще полтораста лет назад были просьбы, но царское правительство отказывало.

Смольный монастырь, Санкт-Петербург. Кроме Исаакиевского собора Санкт-Петербургская епархия просила мэрию передать и часть бывшего Смольного монастыря — обе территории входят в один музейный комплекс. В мае 2016 года митрополит Варсонофий обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву. РПЦ претендовала на ту часть монастыря, где находятся факультеты политологии, социологии и международных отношений СПбГУ. Просьбу удовлетворили частично: церкви в безвозмездное пользование был передан лишь Смольный собор, памятник федерального значения. При этом он остался в собственности города, расходы на техническое содержание взял на себя приход собора.

Воскресенский собор, станица Старочеркасская. В 2010 году РПЦ были переданы 12 объектов, которые располагались на территории музея-заповедника, в том числе собор и несколько церквей. В 2015 году священники предъявили права на другие здания музея — дворец атаманов Ефремовых и атаманскую кухню. Власти решили передать здания церкви, но против выступил сам музей. Дирекция музея подала в арбитражный суд Ростовский области с требованием отменить решение. В суде РПЦ доказывала, что ранее там находился православный монастырь. Пресс-служба Донской митрополии утверждала, что передача зданий не повлечет закрытия музея. Стороны были готовы прийти к мировому соглашению, но достичь понимания не удалось — суд отказал в передаче музея РПЦ. Церковь намерена обжаловать это решение.


Игуменья Ксения (Чернега), глава юридической службы Московской патриархии:

Существует проблема необоснованных отказов передачи имущества, когда уполномоченные органы Росимущества, региональные органы власти отказывают в передаче культовых сооружений. Например, религиозная организация запрашивает доходный дом при монастыре, и орган исполнительной власти отказывает, утверждая, что здание религиозного назначения не имеет. В таких случаях мы обжалуем отказы в суде. Культурные памятники также могут передаваться религиозной организации. Другое дело — объекты ЮНЕСКО, эти памятники находятся в исключительной собственности государства и передаче не подлежат. Если говорить о таких объектах, как Исаакиевский собор, то это однозначно здания религиозного назначения, построенные для совершения богослужений. Согласно федеральному закону №327, подобные сооружения должны передаваться, даже если они имеют статус памятника. Неважно, кому Исаакиевский собор принадлежал до революции. Наше законодательство не предусматривает реституции, то есть возврата собственнику незаконно отнятого имущества.

И так, дано число храмов РПЦ в 1990 году - 2,5 тыс., которое выросло в 2017 году до 36,8 тыс.
Также дано число школ в 1990 году равное 69,7 тыс., а в 2017 году 41,8 тыс.

Исходя из этих цифр нужно вычислить когда число храмов превзойдет число школ в России?

Медитации убивают вашу способность менять окружающий мир (Ronald Purser - The mindfulness conspiracy. Guardian. Перевод Антон Занимонец)

Всемирный Русский Народный Собор предложил стратегию народосбережения как высший национальный приоритет

18 комментариев

Верное наблюдение, зависимость очевидная: сносятся храмы — строятся школы, строятся храмы — сносятся школы. Интереснее спрогнозировать на основе графика до коих пор такое попущение будет продолжаться. И вынести предложение для РПЦ по созданию стандарта проектов храмов, предусматривающих второе назначение — объектов культуры и спорта, на случай внезапного изменения политической конъюктуры. А в семинариях ввести педагогические дисциплины, на такой же случай — будет шанс отчизне послужить: не проповедовать, а преподавать. Меняй вывески и только, и никаких разрушений и гонений, лишь созидание.

А есть ещё казачество, которое тесно сплетается с силовыми ведомствами. У меня рядом, где местный участковый, соседняя дверь — местное казачество.

цифры для возбуждения эмоций

«С одной стороны, в том же докладе патриарха говорится, что в России на начало 2017 года открыто 36 678 храмов или помещений, в которых может совершаться Литургия. Но эту цифру нельзя брать за основу, потому что дальше из текста доклада выясняется, что сюда же входят и храмы зарубежья — если они относятся к Московскому Патриархату.

Считать на до НЕ количество школ, а количество учащихся — , оно МАКСИМАЛЬНО за последние 10 лет. Школ стало меньше, но они стали больше и лучше,

Бездумными людьми, легко манипулировать, даже если они читали ДОТУ ))))

@engineer 11 декабря 2018г. в 16:07:
Считать на до НЕ количество школ, а количество учащихся — , оно МАКСИМАЛЬНО за последние 10 лет.

Русская православная церковь ежегодно открывает почти 1,5 тысячи храмов, именно столько церквей в настоящее время существует и в Москве, сообщил патриарх Московский и всея Руси Кирилл на встрече с митрополитом Варшавским Саввой.

"Конечно, есть у нас радостные обстоятельства жизни, связанные, в первую очередь, с расширением церковной активности. Мы радуемся увеличению количества молодежи, открытию храмов. Мы открываем почти 1,5 тысячи храмов в год", — сказал патриарх на встрече во вторник в своей Даниловской резиденции.

По его словам, в Москве сейчас реализуется программа строительства храмов, которых в столице "примерно 1,5 тысячи вместе с монастырями".

"Но это не 1,5 тысячи приходов – приходов гораздо меньше. А именно приходская жизнь и формирует у человека религиозные представления, воцерковляет его… И поэтому когда мы говорим о строительстве новых храмов, мы говорим не просто о строительстве зданий, а о создании новых приходов. На сегодня таких полноценных приходов в Москве уже 500, когда я начинал свое служение, было 290", — сказал патриарх.

По его оценке, храмостроительство изменяет к лучшему и городской ландшафт. И если раньше церкви, в основном, были сосредоточены в старой, исторической части города, то теперь они появляются и в новостройках.

@AMX 11 декабря 2018г. в 16:39: @engineer 11 декабря 2018г. в 16:07:
Считать на до НЕ количество школ, а количество учащихся — , оно МАКСИМАЛЬНО за последние 10 лет.

У нас есть проблема с массово неходящими в школу учениками? Причём тут количество учащихся? Подумайте. Школ стало меньше, а количество учебных мест в них больше.

@AMX 11 декабря 2018г. в 16:40: Русская православная церковь ежегодно открывает почти 1,5 тысячи храмов, именно столько церквей в настоящее время существует и в Москве, сообщил патриарх Московский и всея Руси Кирилл на встрече с митрополитом Варшавским Саввой.

"Конечно, есть у нас радостные обстоятельства жизни, связанные, в первую очередь, с расширением церковной активности. Мы радуемся увеличению количества молодежи, открытию храмов. Мы открываем почти 1,5 тысячи храмов в год", — сказал патриарх на встрече во вторник в своей Даниловской резиденции.

По его словам, в Москве сейчас реализуется программа строительства храмов, которых в столице "примерно 1,5 тысячи вместе с монастырями".

"Но это не 1,5 тысячи приходов – приходов гораздо меньше. А именно приходская жизнь и формирует у человека религиозные представления, воцерковляет его… И поэтому когда мы говорим о строительстве новых храмов, мы говорим не просто о строительстве зданий, а о создании новых приходов. На сегодня таких полноценных приходов в Москве уже 500, когда я начинал свое служение, было 290", — сказал патриарх.

По его оценке, храмостроительство изменяет к лучшему и городской ландшафт. И если раньше церкви, в основном, были сосредоточены в старой, исторической части города, то теперь они появляются и в новостройках.

Вот я один вижу, что второй абзац представляет собой взаимоисключающие параграфы? Лучше, чтобы бизнесмены эти деньги за рубеж выводили, а земли под ларьки раздавали, как раньше?

@AMX 11 декабря 2018г. в 16:40:
"Конечно, есть у нас радостные обстоятельства жизни, связанные, в первую очередь, с расширением церковной активности. Мы радуемся увеличению количества молодежи, открытию храмов. Мы открываем почти 1,5 тысячи храмов в год", — сказал патриарх на встрече во вторник в своей Даниловской резиденции.

По его словам, в Москве сейчас реализуется программа строительства храмов, которых в столице "примерно 1,5 тысячи вместе с монастырями".

"Но это не 1,5 тысячи приходов – приходов гораздо меньше. А именно приходская жизнь и формирует у человека религиозные представления, воцерковляет его… И поэтому когда мы говорим о строительстве новых храмов, мы говорим не просто о строительстве зданий, а о создании новых приходов. На сегодня таких полноценных приходов в Москве уже 500, когда я начинал свое служение, было 290", — сказал патриарх.

схоластика и казуистика про веру Богу и вере в Бога порядком поднадоела.

Надо правильно вскрывать умолчания, о чем талдычат в текстах КОБ. Верующие, верят в существование Бога.

А теперь задайте вопрос, можно верить Богу не веря в существование Бога?

Попугаи бездумно повторяют "верить Богу", а смысла не понимают.

Так же, бездумно верующие текстам КОБ не понимают, как Иисус может быть Богом, Сущим от начала, но это уже другая тема .

Схоластика,говорите-может быть те ,кто писал тексты КОБ,оторваны от ЖИЗНИ?!

@engineer 12 декабря 2018г. в 13:03:
Так же, бездумно верующие текстам КОБ не понимают, как Иисус может быть Богом, Сущим от начала, но это уже другая тема .

Иисус может быть Богом,но не сыном Божьим.Как и каждый — Господь в пути по жизням. Вопрос в том, сколько на весах ДУШИ от БОГА,сколько от ДИАВОЛА . (притча о двух волках). Там взвесят и спросят с каждой души.

Читайте также: