Гражданин смирнов обратился с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка

Обновлено: 08.05.2024

Под свободными земельными участками следует понимать такие земельные участки, предоставление которых для указанных целей не нарушает законные права и интересы отдельных лиц заинтересованных в получении данных земельных участков и имеющих право на получение данных земельных участков. К таким лицам согласно ч.6 ст. 39.5 ЗК РФ относятся граждане, имеющие трех и более детей, которые образуют отдельную категорию граждан а также являются социально незащищенными слоями населения.

В ходе проверки установлено, что в сельских поселениях имеется очередь из льготной категории граждан претендующих на получение земельных участков в данном сельском поселении на безвозмездной основе, а предоставление земельных участков в аренду для ведения личного подсобного хозяйства не относящимся к такой категории гражданам является прямым нарушением требований п.4 ст. 3 ФЗ об ЛПХ и по своей сути является предоставлением Администрацией сельского поселения преимущества перед льготной категорией граждан, что противоречит смыслу, целям и задачам земельного законодательства.

Таким образом, предоставление в аренду земельных участков для ведения ЛПХ при наличии очереди из льготной категории граждан, претендующих на предоставляемые в аренду для ЛПХ участки, нарушает права и законные интересы таких граждан на получение земельных участков бесплатно

Статья 2 Устава города Ярославля наделяет его статусом городского округа.

Следовательно, в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ понятие "городской округ" определяется через понятие "городское поселение". Тем не менее, городские округа являются самостоятельным видом муниципальных образований, так как, в отличие от городских поселений, не входят в состав муниципального района.

Согласно ст. 39.18 ЗК РФ п.1. В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

2. В извещении указываются:

1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;

2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;

3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;

4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;

5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;

6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;

7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;

8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект;

9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.

3. В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Таким образом, нарушен принцип публичности, открытости, справедливости при предоставлении земельных участков.

Пунктом 2 Приказа Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" установлено, что в случае приобретения земельного участка в собственность одним из супругов к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагается нотариально заверенное согласие супруга на приобретение в собственность земельного участка.

В материалах, имеющихся в администрации поселения нотариально заверенные согласия супругов на приобретение в собственность земельных участков отсутствуют.

Согласно п.3 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.

Исключений из данного правила Федеральным законом N 171-ФЗ не предусмотрено.

Таким образом, в связи с обращением граждан, обратившихся до 1.03.2015г. в ЯМР за приобретением земельного участка не связанного со строительством, и по которому администрация ЯМР не приняла решение об утверждении схемы расположения земельного участка, администрации следует пояснить о необходимости проведения процедуры в соответствии с изменениями ЗК РФ, вступившими в силу с 1.03.2015 г. И утверждение схем расположения земельных участков таким категориям граждан не допустимо. Статьей 19.9 КоАП РФ за нарушение порядка предоставления земельных участков предусмотрена административная ответственность.

Злоупотребления полномочиями публичными субъектами в земельных правоотношениях проявляются в ненадлежащем использовании органами местного самоуправления своих прав и обязанностей (полномочий), что выражается в создании препятствий для реализации правомочий собственников земельных участков, иных правообладателей и (или) в создании преимуществ для одних лиц перед другими.

Ущемление граждан, юридических лиц и предпринимателей при предоставлении земельных участков является следствием неполноты правового регулирования в данной сфере, которая дает возможность должностному лицу поступать по собственному усмотрению.

Равные возможности граждан и организаций при использовании и приобретении публичной собственности могут быть обеспечены только с помощью адекватного юридического инструментария в виде конкурентных процедур, отсутствие которых - серьезнейший коррупциогенный фактор.

Прокурор Белгородской области обратился в суд с заявлением об оспаривании п. 3 ч. 2 ст. 3 Закона Белгородской области ссылаясь на то, что оспариваемая норма противоречит положениям ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права многодетных семей на бесплатное приобретение земельного участка в собственность.

Решением Белгородского областного суда от 24.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Отказывая в удовлетворении апелляционного представления прокурора Белгородской области, Верховный Суд Российской Федерации исходил из следующего.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (под. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы ст. 28 ЗК РФ, согласно п. 2 которой предоставление таких земельных участков в собственность осуществляется за плату.

Таким образом, федеральный законодатель предоставил полномочия по определению оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли законодателю субъекта Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемая норма принята законодательным органом субъекта РФ в пределах предоставленных полномочий и не противоречит положениям федерального законодательства и не содержит каких-либо ограничений в установлении порядка предоставления земельных участков многодетным семьям бесплатно.

Поскольку в ЗК РФ отсутствуют обязательные предписания о порядке предоставления бесплатно земельных участков многодетным гражданам на основании п. 2 ст. 28 ЗК РФ, суд правомерно сделал вывод о том, что установление в оспариваемом региональном нормативном правовом акте указанных условий являются элементами порядка предоставления земельного участка указанной категории граждан бесплатно.

Довод апелляционного представления о том, что оспариваемая норма лишает возможности бесплатного получения участков тех граждан, кто ранее приобрел земельные участки у организаций (участником, акционером) которых является Белгородская область или муниципальное образование, и осуществляет строительство на данных участках и создает неравные условия в получении льготы для граждан одной социальной категории, основан на произвольном толковании норм и не может повлечь отмену обжалуемого судебного постановления (определение Верховного Суда РФ от 21.05.2014 № 57-АПГ14-1).

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации

9 июля 2014, 10:51

Определение оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям является прерогативой законодателя субъекта Российской Федерации

Прокурор Белгородской области обратился в суд с заявлением об оспаривании п. 3 ч. 2 ст. 3 Закона Белгородской области ссылаясь на то, что оспариваемая норма противоречит положениям ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права многодетных семей на бесплатное приобретение земельного участка в собственность.

Решением Белгородского областного суда от 24.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Отказывая в удовлетворении апелляционного представления прокурора Белгородской области, Верховный Суд Российской Федерации исходил из следующего.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (под. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы ст. 28 ЗК РФ, согласно п. 2 которой предоставление таких земельных участков в собственность осуществляется за плату.

Таким образом, федеральный законодатель предоставил полномочия по определению оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли законодателю субъекта Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемая норма принята законодательным органом субъекта РФ в пределах предоставленных полномочий и не противоречит положениям федерального законодательства и не содержит каких-либо ограничений в установлении порядка предоставления земельных участков многодетным семьям бесплатно.

Поскольку в ЗК РФ отсутствуют обязательные предписания о порядке предоставления бесплатно земельных участков многодетным гражданам на основании п. 2 ст. 28 ЗК РФ, суд правомерно сделал вывод о том, что установление в оспариваемом региональном нормативном правовом акте указанных условий являются элементами порядка предоставления земельного участка указанной категории граждан бесплатно.

Довод апелляционного представления о том, что оспариваемая норма лишает возможности бесплатного получения участков тех граждан, кто ранее приобрел земельные участки у организаций (участником, акционером) которых является Белгородская область или муниципальное образование, и осуществляет строительство на данных участках и создает неравные условия в получении льготы для граждан одной социальной категории, основан на произвольном толковании норм и не может повлечь отмену обжалуемого судебного постановления (определение Верховного Суда РФ от 21.05.2014 № 57-АПГ14-1).

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Вопрос

Ответ

1.

Какие категории граждан имеют право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности?

Право на однократное получение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства имеют:

- граждане, являющиеся участниками целевых программ по поддержке молодых семей, реализуемых полностью или частично за счет средств областного бюджета;

- граждане, исключенные из целевых программ, в связи с достижением предельного возраста участников этих целевых программ, и со дня их исключения прошло не более 3 лет;

- граждане, вложившие средства в долевое строительство многоквартирных домов и признанные потерпевшими от действий (бездействия) застройщиков на территории Ярославской области;

- граждане, принятые на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющие в соответствии с федеральным законодательством право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в том числе:

* иные категории льготников в соответствии с федеральным законодательством.

- граждане, которым присвоено почетное звание "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации", "Заслуженный работник физической культуры СССР", спортивное звание "мастер спорта СССР международного класса", "гроссмейстер России", "гроссмейстер СССР", почетное спортивное звание "Заслуженный мастер спорта России", "Заслуженный мастер спорта СССР", "Заслуженный тренер России", "Заслуженный тренер СССР", "Заслуженный тренер РСФСР", принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

- граждане, уволенные с военной службы в запас (отставку) из числа военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, являющиеся ветеранами боевых действий, и граждане, уволенные из органов внутренних дел Российской Федерации из числа лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, являющиеся ветеранами боевых действий, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

- граждане, имеющие трех и более детей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Имеет ли право на бесплатное получение земельного участка многодетная семья, если она не признана нуждающейся в жилом помещении?

Да, имеет. Многодетная семья, не нуждающаяся в жилом помещении, имеет право однократно по своему выбору получить в собственность бесплатно земельный участок для одной из следующих целей: для ведения личного подсобного хозяйства, для дачного строительства и ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества.

Имеют ли право на бесплатное получение земельного участка семьи, имеющие на попечении трех и более детей?

Согласно пункту 4 статьи 1 Закона Ярославской области от 27.04.2007 года № 22-з право на однократное получение в собственность бесплатно земельного участка принадлежит гражданам (одному из родителей или единственному родителю), которые имеют трех и более родных и (или) усыновленных детей.

Таким образом, опекуны и попечители не имеют права на бесплатное получение земельного участка. Таким правом обладают только родные родители или усыновители.

Если многодетная семья получает бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства, снимается ли она с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении?

Нет, не снимается. В соответствии пунктом 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства граждане, имеющие трех и более детей, не снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Действие положения пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие с 17 июня 2011 года.

От чего зависят сроки предоставления земельных участков льготным категориям граждан?

Предоставление земельного участка гражданину осуществляется в соответствии с очередностью, с учетом указанных в заявлении цели использования и желаемого местоположения земельного участка.

С целью предоставления земельных участков администрация муниципального образования разрабатывает градостроительную документацию, проводит мероприятия по формированию участков и постановке их на кадастровый учет. Проведение данных мероприятий требует значительных бюджетных средств, в связи с этим в некоторых муниципальных образованиях имеется дефицит сформированных земельных участков. При этом в ряде муниципальных образований имеются уже сформированные и включенные в Перечень земельные участки, предназначенные для бесплатного предоставления в собственность граждан.

Куда обратиться за получением в собственность бесплатно земельного участка?

С заявлением о предоставлении земельного участка гражданин вправе обратиться в администрацию муниципального района, городского округа или администрацию городского поселения, в зависимости от желаемого местоположения земельного участка.

Где можно ознакомиться с информацией о земельных участках, предназначенных для бесплатного предоставления?

С информацией о земельных участках (кадастровый номер, адрес (местоположение), площадь, категория и вид разрешенного использования участков), предназначенных для бесплатного предоставления, можно ознакомиться на официальных сайтах администраций муниципальных образований области в сети Интернет.

Какова площадь земельного участка, который может быть бесплатно предоставлен?

Минимальные и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых на безвозмездной основе, установлены статьей 3 Закона Ярославской области от 27.04.2007 года № 22-з и составляют:

- для индивидуального жилищного строительства – от 400 до 2500 кв. м.;

- для ведения личного подсобного хозяйства – от 400 до 4000 кв. м.;

- для дачного строительства и ведения дачного хозяйства – от 400 до 5000 кв. м.

Как можно распорядиться полученным земельным участком, можно ли его продать?

Земельный участок предоставляется гражданам на праве собственности, поэтому гражданин вправе продать такой земельный участок или распорядиться любым иным способом по своему усмотрению.

Как гражданам, имеющим трёх и более детей, получить земельный участок в аренду без торгов в первоочередном порядке?

Земельные участки в этом случае предоставляются в порядке, установленном статьями 39.14 – 39.17 Земельного кодекса РФ. Гражданин самостоятельно выбирает или формирует понравившийся земельный участок, который при соблюдении всех установленных законодательством требований предоставляется данному гражданину в аренду без торгов.

Гражданам следует обращаться в органы, уполномоченные на управление и распоряжение земельными участками.

Закон позволяет приобрести в аренду земельный участок на территории любого муниципального образования Ярославской области для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта по выбору гражданина. Арендная плата в этом случае не превышает размера земельного налога.

Граждане, реализовавшие право на первоочередное приобретение земельных участков в соответствии с данной нормой закона, утрачивают право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно как граждане, имеющие трех и более детей. При этом за ними сохраняется право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно по другим основаниям.

Как гражданам, уволенным с военной службы в запас (отставку) из числа военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, являющиеся ветеранами боевых действий, и граждане, уволенные из органов внутренних дел Российской Федерации из числа лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, являющиеся ветеранами боевых действий, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, получить земельный участок в аренду без торгов в первоочередном порядке?

Законом Ярославской области от 22.12.2016 № 91-з установлено, что граждане, уволенные с военной службы в запас (отставку) из числа военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, являющиеся ветеранами боевых действий, и граждане, уволенные из органов внутренних дел Российской Федерации из числа лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, являющиеся ветеранами боевых действий, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют право на первоочередное приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в аренду без проведения торгов.

Земельные участки в этом случае предоставляются в порядке, установленном статьями 39.14 – 39.17 Земельного кодекса РФ. Гражданин самостоятельно выбирает или формирует понравившийся земельный участок, который при соблюдении всех установленных законодательством требований предоставляется данному гражданину в аренду без торгов.

Гражданам следует обращаться в органы, уполномоченные на управление и распоряжение земельными участками.

Достаточно часто граждане встречаются с проблемами при оформлении земельных участков, оставшихся после смерти их близких родственников. Своевременно не оформив свои наследственные права, наследники сталкиваются с определенными проблемами.

Такие проблемы из-за сложности их разрешения могут сохраняться долгие годы. Не редко, к нам в Коллегию обращаются граждане с подобными проблемами, которые возникли десятилетия назад.

Проблема может усугубиться тем, что возникает риск, так называемой, выморочности имущества, когда на наследственное имущество претендует государство, поскольку никто из наследников не принял его.

В связи с наличием различных оснований наследования и очередностей наследников, обычному человеку сложно разобраться во всех аспектах наследования и тогда только опытный адвокат по наследственным делам поможет Вам разобраться в таких вопросах.

В одном из подобных случаев, наследодатель скончался в 2014 году, оставив после себя наследство на имущество, в составе которого был земельный участок в сельском поселении. Наследниками по закону являлись супруга умершего и сын. На все имущество, кроме земельного участка, нотариусом было выдано свидетельство о праве на наследство, а на земельный участок было отказано в выдаче, поскольку отсутствовали правоустанавливающие документы о праве собственности на имя наследодателя.

На земельный участок имелось только Постановление, датированное 1988 годом, подписанное главой местной администрации, которая уже была упразднена. Наследодатель при жизни не определил границы земельного участка, не поставил его на кадастровый учет и не оформил право собственности на свое имя. Все это затрудняло процесс принятия наследниками наследства и создавало риск утраты земельного участка.

Тогда на помощь пришел опытный юрист по наследству, который сумел найти выход из ситуации и применить надлежащий применению Закон.

Для начала, надлежало доказать, что наследники вступили в наследство в течении установленных законом 6 месяцев, чтобы претендовать на имущество в виде земельного участка. Фактические действия, то есть содержание земельного участка, его обработка, уплата налогов и принятие части наследства, означали совершение действий, направленных на принятие наследства в целом, в том числе, на земельный участок.

Тут действует положения ст. 1153 ГК РФ: наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, вступил во владении или управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательства или притяжений третьих лиц, произвел за свой счет, расходы на содержание наследственного имущества, оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Далее, родственные отношения без труда подтверждались свидетельствами наследников о браке и рождении.

Трудность представляло предъявление суду правоустанавливающего документа на земельный участок, который не находился ни на праве пожизненно наследуемого владения, ни на другом ином основании.

В соответствии с требованием ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят только принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно статье 1181 ГК РФ, принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях.

Таким образом, обстоятельством, имевшим значение для разрешения возникшей проблемы наследника, принявшего наследство, о правах на наследуемое имущество, являлось принадлежность этого имущества наследодателю на праве собственности, а в отношении земельного участка, в том числе, и на праве пожизненного наследуемого владения.

Тогда наследственный адвокат нашел следующее основание.

Земельный участок был предоставлен наследодателю на основании Постановления главы администрации сельского поселения в собственность на договорных условиях для индивидуального жилищного строительства. Указанные обстоятельства имели место до введения в действие Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац первый).

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац второй).

Таким образом, по смыслу закона следовало, что поскольку из Постановления о предоставлении земельного участка наследодателю не возможно было установить право, на основании которого был предоставлен земельный участок, то наследодатель имел право оформить его в собственность в соответствии с Земельным кодексом РФ.

Важными моментами при постановке исковых требований являются следующие аспекты. От них зависит удовлетворение или отказ в таковом заявленных требований.

Сначала необходимо установить факт принятия наследником наследства, затем включить в наследственную массу имущество, которое установлено, поскольку наследственная масса уже была принята, затем признать право собственности на имущество в порядке наследования, дабы избежать повторного обращения к нотариусу.

Не все знают, что после вынесения решения судом о признании права собственности в порядке наследования, обращаться к нотариусу более не нужно. Нет необходимости тратить средства на получение свидетельства нотариуса. Достаточно обратиться в МФЦ с заявлением о регистрации и сдать туда решение суда с отметкой о вступлении в законную силу.

НДС – 2022

Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На курсе повышения квалификации осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>

Читайте также: