Входит ли полотенцесушитель в состав общего имущества

Обновлено: 19.05.2024

В межотопительный период коммунальная услуга по отоплению не предоставляется, то есть теплоэнергия для отопления помещений не потребляется. При этом очевидно, что полотенцесушители, установленные в ванных комнатах, тепло выделяют, то есть теплоэнергия потребляется, причем потребляется именно на обогрев помещения. Однако, полотенцесушители подключаются не к системе отопления, а к системе горячего водоснабжения (ГВС), и потребляется через них тепло, содержащееся в горячей воде, предназначенной для использования именно в качестве горячей воды, а не в качестве теплоносителя в системе отопления. При открытой системе теплоснабжения и наличии общедомового прибора учета (ОПУ), измеряющего потребленное в помещениях многоквартирного дома (МКД) тепло, теплоэнергия, потребленная через полотенцесушители, учитывается ОПУ в составе тепла, затраченного на нагрев воды до требуемой температуры (компонента ГВС на теплоэнергию). Очевидно, что чем больше тепла потреблено через полотенцесушители, тем больший объем теплоэнергии покажет прибор учета в качестве компонента ГВС на теплоэнергию, что может привести к большему размеру стоимости коммунального ресурса, предъявляемой к оплате исполнителю коммунальных услуг (ИКУ) в пользу ресурсоснабжающей организации (РСО) и большему размеру стоимости одного кубометра горячей воды, предъявляемой к оплате потребителям ГВС в пользу ИКУ.

Полотенцесушитель и система отопления

Полотенцесушитель предназначен для создания комфортного микроклимата, для снижения влажности, для ускорения высыхания воздуха и поверхностей в ванной комнате. Повышенная влажность, которая создается в ванной комнате в силу назначения этого помещения, способствует возникновению плесени, грибков, которые могут причинять вред здоровью человека. Для снижения риска возникновения плесени необходимо тщательно просушивать помещение, и именно для этого и предназначены полотенцесушители.

Немаловажно отметить, что полотенцесушитель должен работать и в отопительный, и межотопительный периоды, и именно поэтому он подключается не к системе отопления, а к системе горячего водоснабжения. То есть, несмотря на то, что полотенцесушитель по своей сути является отопительным прибором и излучает тепло, потребляемое именно на обогрев помещения, полотенцесушитель не относится к системе отопления и технически входит в систему горячего водоснабжения.

Юридически полотенцесушитель также является элементом системы горячего водоснабжения МКД и не относится к системе отопления. При этом площадь ванной комнаты, которую фактически можно признать отапливаемой полотенцесушителем, входит в площадь помещения, используемую при расчете стоимости коммунальной услуги по отоплению. То есть, законом установлено, что ванная комната, как и все прочие части жилого помещения, отапливаются теплоэнергией, потребляемой именно через систему отопления. Факт дополнительного (или отдельного от остальных частей помещения) отопления ванной комнаты полотенцесушителем законом не признается.

Приведенная позиция подтверждается судебной практикой.

Таким образом, считать полотенцесушитель отопительным прибором и учитывать теплоэнергию, потребленную через полотенцесушитель, в качестве теплоэнергии, потребленной на отопление, неправомерно.

Учет тепла, потребленного через полотенцесушитель

Возникает вопрос — если потребленное через полотенцесушитель тепло нельзя рассматривать, как тепло, затраченное на отопление, то каким образом ИКУ и РСО могут получить оплату этого тепла?

С учетом того, что полотенцесушители являются элементами системы горячего водоснабжения, многие ИКУ и РСО решили, что потребленное через полотенцесушители (и вообще в системе ГВС в целом) тепло, измеренное ОПУ, можно предъявить к оплате в качестве компонента на теплоэнергию в составе стоимости ГВС.

Однако, необходимо отметить, что такие действия не основаны на законе, поскольку Правила 354 не предусматривают использования при расчете стоимости ГВС показаний ОПУ, измеряющих объем потребления тепла в составе ГВС. Указанный вопрос был рассмотрен Верховным судом РФ, который установил, что при расчете стоимости ГВС использование в расчетах фактически потребленного в составе ГВС тепла неправомерно, а подлежит использованию в расчетах утвержденный субъектом РФ норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Полотенцесушители не являются отопительными приборами и не входят в систему отопления. Предъявление к оплате теплоэнергии, потребленной через полотенцесушители, как тепло, потребленное на коммунальную услугу по отоплению, неправомерно.

Фактически потребленное через элементы системы ГВС (в том числе и через полотенцесушители) тепло не может предъявляться к оплате потребителям или исполнителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению в составе стоимости ГВС. Применению в расчетах подлежит норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденный уполномоченными органами государственной власти субъекта РФ.

Для исключения необоснованных убытков у РСО и ИКУ, связанных с превышением фактически потребленной в составе ГВС теплоэнергии над утвержденным нормативом расхода теплоэнергии на нагрев ГВС, представляется единственно верным принимать меры для понуждения органов госвласти субъектов РФ утверждать реальные нормативы потребления теплоэнергии, отражающие фактические затраты тепла в составе ГВС, а не заниженные из популистских соображений нормативы, приводящие к убыткам организаций жилищно-коммунального комплекса.

Полотенцесушитель в доме

Многоквартирный панельный дом постройки 1973 года. Капитальный ремонт не проводился. У соседей напротив сорвало полотенцесушитель, залили 3 нижних этажа. Управляющая компания сказала, что ответственность лежит на собственнике жилья.
Знакомый инженер, работающий в ТСЖ, сказал, что такие полотенцесушители относятся к общедомовому имуществу, находящемуся на территории квартир. И их ремонт должен быть бесплатным.
Я очень боюсь, что и в нашей квартире в любой момент может сорвать полотенцесушитель.

Если полотенцесушитель изначально был предусмотрен в системе горячего водоснабжения дома и имеет не раздельную от основной трубы конструкцию (нет разделяющих вентилей на присоединении его к стояковой трубе) — он считается частью стояковой трубы горячего водоснабжения и, соответственно, относится к общему имуществу дома. То есть должен ремонтироваться управляющей компании (УК) за счёт тех платежей, которые мы вносим по платёжкам на содержание общедомового имущества.

Более того, даже вызвать стороннего специалиста, чтобы самостоятельно заменить полотенцесушитель, вы не можете. Так что в случае наличия подозрений на возможность протечки вы должны вызвать инженера УК.

Именно специалист управляющей компании должен определить, требуется ли полная замена полотенцесушителя или же достаточно просто его ремонта. Но в любом случае все расходы должны покрываться за счёт уже собранных средств и ни в коем случае собственник жилого помещения дополнительно ничего не оплачивает.

Порядок действий владельца квартиры по принуждению Управляющей компании к ремонту общедомового имущества

Ремонт и замена полотенцесушителя

Для начала необходимо позвонить в диспетчерскую УК и оставить заявку. Если что-то уже течёт, обычно этого хватает. Другое дело, что протечек пока нет, тогда УК может отказаться что-то делать бесплатно. Или скажут, что поставить хомут или свищ заварить могут бесплатно, а остальной ремонт - только за деньги.

Если УК всё же продолжает отказываться выполнять ремонт за свой счёт — нужно подавать письменное обращение в их адрес. Составляете заявление в двух экземплярах и требуете, чтобы делопроизводитель УК должным образом его зарегистрировал (поставил отметку о дате и входящем номере, подпись ответственного лица и печать).

Далее, если в течении недели управляющая компания никак не реагирует на поданное заявление, стоит обратиться с письменным заявлением в Жилищную инспекцию города. Их специалисты произведут осмотр и вынесут решение, в чью сферу ответственности входит полотенцесушитель. Если будет признано, что это общедомовое имущество, то отвечает УК и ей будет вынесено предписание об устранении выявленных нарушений и ремонте коммуникаций в заданные сроки.

Если все предыдущие старания не дали результат, с полученным набором официальных документов можно идти прокуратуру или суд. Успешная судебная практика по таким делам есть. Главное — взять инициативу в свои руки.

Ответственность владельца квартиры за состояние полотенцесушителя

Ремонт и замена полотенцесушителя

Возможно и такое, что полотенцесушитель является собственностью владельца квартиры. То есть он изначально спроектирован как отдельная часть системы — перед ним стоят вентили или же он был установлен дополнительно (возможно, предыдущим собственником). Всё зависит от технических особенностей системы.

В таком случае ремонтировать полотенцесушитель придётся за свой счёт — за подобное имущество управляющая компания не отвечает. Она может произвести ремонт или замену оборудования за дополнительную плату.

ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН

Любые ссылки УК на подзаконные акты в данном случае несостоятельны.

Нашел интересный момент, логическую цепочку.
Если полотенцесушитель не имеет отключающего вентиля и представляет собой единое целое со стояком, то это общедомовое имущество (практики об этом много есть).
Если расположение полотенцесушителя указано в техническом паспорте, то его изменение - это переустройство помещения (ст. 25 ЖК РФ). Без прохождения процедуры переустройства помещения УК не имеет права изменить конструкцию и вместо полотенцесушителя установить прямой стояк.

Поэтому ищите техпаспорт и смотрите, что там есть про инженерные и санитарно-технические сети.

Ну и кое-кая практика о техпаспорте: Дело № 2-2024/2010 Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.
Дело № 2а-5727/2017 Кировский районный суд г. Екатеринбурга
Есть и другие о техпаспортах, забейте в поисковике "технический паспорт помещения полотенцесушитель". В базе Гаранта у меня решений нет.


10 сентября 2020 09:43
Наталья ***

Это очень круто! еще его найти.

Нашла в инете: Заказать технический паспорт на квартиру можно в органах БТИ (Бюро технической инвентаризации/ниже инструкция) или ПИБ (Проектно‐инвентаризационное бюро). Заказ технического паспорта является платной услугой.
Чтобы получить техпаспорт идете с документами по квартире и паспортом в БТИ, заполняете заявление, оплачиваете госпошлину Далее сотрудник БТИ: проверит поданные заявление и документы, которые заберет для оформления (кроме паспорта); назначит день выдачи техпаспорта и, если это необходимо, день вызова техника в квартиру; выдаст расписку о получении от Вас документов, на основании которой Вы получите эти документы и технический паспорт. Если необходим осмотр квартиры после перепланировки или технический паспорт выдается первый раз, то в квартиру приедет техник с БТИ, который ее осмотрит и зафиксирует данные. Через дней 10 (а может быть и раньше) можно получить техпаспорт.

Вот я купила квартира, а теперь опять должна заплатить)) Наша система восхитительна. Постоянная выкачка денег(


10 сентября 2020 10:29
Наталья ***

Вот что мне ответило наше БТИ:

Добрый день, стоимость технического паспорта на квартиру 2000 рублей, в не зависимости от проведения полевых работ.

Как я понимаю - полевые работы - это выход техника на дом.
Наверно будут покупать полотенцесушитель и сама поставлю. С нашей системой бодаться. нервы только портить

сомневаюсь, что в техпасплорте на квартиру будет информация о полотенцесушителе, а уж тем более о его изогнутой форме.
По крайней мере я никогда такого не видела, хотя паспортов повидала немало.
информация о сетях скорее всего есть только в проекте на дом.

Компромисс - делать заявку за замену трубы, а со слесарем договариваться чтобы он установил купленный вами полотенцесушитель. Так как он будет работать в свое рабочее время по вашей заявке, возможно договориться с ним подешевле.


10 сентября 2020 15:45
Наталья ***

я ни одного паспорта не видела)))
думаете просить бесплатно установить - нагло?

наш слесарь - родственник председателя ТСЖ, за установку крана он 350р. берет (ну у нас не Москва. поэтому такие цены)

а это поди в Администрацию (управление строительства..) надо запрашивать, а они поди и не дадут))


Я все таки думаю что такая ситуация сложилась из за того, что полотенцесушитель - не батарея. Их то ни точно должны менять, есть судебная практика.
вот, нашла:
Верховный суд РФ при рассмотрении спора управляющей организации с Госжилинспекцией Псковской области, постановил, что батареи в квартирах в МКД входят в состав общедомового имущества. Поэтому УО не вправе брать с собственника помещения деньги за замену радиатора, эти работы выполняются за счёт средств на текущий ремонт. Судебный спор разгорелся после того, как управляющая организация демонтировала в одной из квартир МКД радиаторы отопления, поскольку они были неисправны, и установила запорную арматуру. Собственникам помещений в доме было предложено заплатить за новые батареи отдельно. Местная ГЖИ провела проверку и предписала УО заменить батареи за счёт средств, собранных на текущий ремонт. Управляющая организация этого не сделала, и Госжилинспекция выписала ей штраф в размере 10 тысяч рублей. УО обратилась в Верховный суд РФ, чтобы оспорить предписание ГЖИ и отменить штраф. В иске она сослалась на то, что радиаторы отопления не входят в состав общедомового имущества, и собственник должен нести расходы на их установку. ВС РФ с доводами УО не согласился. Суд отметил, что, согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, к общему имуществу в МКД относятся инженерные коммуникации и оборудование, обслуживающее более одного помещения. Кроме того, в п. 2 и п. 6 Правил, установленных ПП РФ № 491, сказано, что радиаторы входят в состав общего имущества, и их неисправность никак не влияет на обязанность УО установить новые батареи. В результате суд отказал управляющей организации в удовлетворении иска и оставил штраф, назначенный ГЖИ, в силе.
Источник: РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций

У соседа протек полотенцесушитель и затопил квартиру, причинив ущерб имуществу? Верховный суд объяснил нюансы подобных споров и указал, в каком случае виновен жилец, а в каком компенсацию должна выплатить управляющая компания.

Суть дела

Собственник обратился в суд с иском к управляющей компании, в котором потребовал компенсировать восстановительный ремонт после протечки полотенцесушителя в квартире сверху, а также расходы на оплату юридических услуг, заключение эксперта, почтовые переводы и тп.

Октябрьский суд Уфы удовлетворил претензии частично, при этом обязав заплатить расходы жительницу квартиры, где произошло ЧП, а не коммунальщиков. Вышестоящие инстанции с таким подходом согласились.

Согласно материалам дела, наймодателем квартиры, где произошла протечка, является город Уфа, а женщина, которую обязали оплатить ремонт, снимает ее на основании договора социального найма.

Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что наниматель нарушил Правила пользования жилыми помещениями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. №25. Кроме того, суд указал, что заявок на осмотр и ремонт санитарно-технического оборудования в аварийно-диспетчерскую службу и в УК от нее не поступало.

Суд апелляционной инстанции дополнительно указал, что даже неустановление точной причины протечки воды само по себе не доказывает отсутствие вины нанимателя и не относится к обстоятельствам, освобождающим от ответственности за причиненный ущерб.

Позиция ВС

В силу части 3 статьи 67 Жилищного кодекса наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан в том числе поддерживать надлежащее состояние жилого помещения и проводить текущий ремонт. Аналогичное положение содержится в пункте 10 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением правительства от 21 января 2006 г. №25, в котором дополнительно указывается, что наймодатель обязан осуществлять пользование жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов соседей.

Между тем в соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса управление коммунальщиками многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В частности, такое содержание должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни, здоровья и имущества граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением правительства от 13 августа 2006 г. №491.

При этом в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Как следует из пункта 10 Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества и др.

Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества (пункт 42 Правил).

«Таким образом, внутридомовые инженерные сети горячего и холодного водоснабжения до первого отключающего устройства, а также это устройство включаются в состав общего имущества многоквартирного дома. При этом обязанность по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, включая внутридомовые системы холодного и горячего водоснабжения до первого отключающего устройства, возложена на управляющую компанию.

Однако суды эти нюансы не учли.

Делая вывод о том, что причиной затопления являлись действия нанимателя квартиры, суд оставил без внимания то обстоятельство, что он сделан на основании составленного коммунальщиками акта, в котором какие-либо суждения о причинах данной протечки не содержатся, указывает ВС.

Вместе с тем материалы дела подтверждают, что наймодатель минимум дважды обращалась в управляющую компанию по факту протечки полотенцесушителя и вызывала работника на дом, но тот не смог устранить течь.

Данные доказательства однако какой-либо оценки при рассмотрении дела не получили, недоумевает высшая инстанция.

ВС напоминает, что решение суда является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Этим требованиям вынесенные судебные постановления не отвечают, считает ВС.

Он отмечает, что представитель наймодателя заявил суду апелляционной инстанции ходатайство о проведении судебной экспертизы с постановкой вопросов о причинах залива, а также определения размера ущерба. Однако суд оставил его без удовлетворения, указав, что в апелляционной жалобе данный довод отсутствует.

«Отказывая в удовлетворении ходатайства о проведении судебной экспертизы с целью установления причин протечки полотенцесушителя, суд апелляционной инстанции тем самым не только лишил ответчика возможности предоставить доказательства отсутствия своей вины, но и не установил наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и причиненным ущербом.

Читайте также: