С какой целью земская и городская реформы предусматривали имущественный ценз при выборах в органы

Обновлено: 12.05.2024

Земская реформа была проведена в 1864 г. и явилась следствием отмены в Российской империи крепостного права.

Причина введения органов местного самоуправления – негодное состояние дорог.

Впервые упоминание о земской реформе связано с 25 марта 1859 г., когда высочайшим повелением государя были окончательно определены основные положения будущего устройства всего местного хозяйственно-распорядительного управления – принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

Испанская колонизация Америки (1492-1898,конкиста)началась с открытия испанским мореплавателем Колумбом первых островов Карибского моря в 1492 году,которые испанцы посчитали частью Азии

Калита. Ну вообще вроде как потому что он кошель всегда с собой тоскал. А насчет политики. Ну грамотный человек был, умел финансами управлять, Углич выкупил. Орду подкупал, и т.д и т.п

2 февраля в России отмечается один из дней воинской славы — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год).

сейчас этот город назвается Волгоград

1.Климат и почва Новгородской земли были мало пригодны к развитию земледелия, но лес и удачное расположение на перекрёстке важнейших торговых путей способствовали господству морских, а также лесных промыслов: охота, рыболовство, солеварение, производство железа. В Новгороде проживало большое количество искусных ремесленников. Шла активная торговля с Булгарией, Прибалтикой, северо-немецкими городами, Скандинавией. 2. Все жизненно важные вопросы решались общим собранием жителей города, которое называлось Вече. Между собраниями городом руководили, выбранные на Вече городские чиновники: Посадник, что-то вроде мэра, Тысяцкий - начальник стражи, следил за порядком и архиепископ - выбирался из священников и руководил церковными делами. В качестве князя, Великий киевский князь предлагал одного из свои сыновей или родственников, а Вече принимало его, или нет! Это было решение народа. В мирное время князь даже не имел право жить в городе. В военное время он становился командующим новгородского ополчения и руководил боевыми действиями по обороне города. Как например Александр Невский.
3. Потому что Новгород был северной столицей Руси, он являлся и главным портом, хотя на самом деле республика была формальной, а на самом же деле там была ограниченная монархия
4.Князь не мог вмешиваться в дела городского управления,неразрешалось вести свою торговлю
5.церковь и новгородское государство в то время были очень взаимосвязаны. Новгород,был единственных городом где были архииреи(владыка). Во всех остальных обычные епископы. Владыка управлял не только церковью,но и управлял в Новгороде(городом,Новгородским гос-вом) (Я САМА ИЗ Великого Новгорода)
6.Особенностью Новгородской культуры была её простота и доступность. Она была созвучна вечевым порядкам и соответствовала свободолюбию и высокой политической активностью городского населения.Каменное зодчество в Новгородской земле, которые освоили здесь русские мастера, утратило свою былую монументальность. Сократилось княжеское правительство. Заказчиками храмов были бояре, купцы, общины прихожан. Их стали строить небольшими и одноглавыми. И эта простота была очень выразительна, храмы прекрасно вписывались в окружающий пейзаж.Своеобразием отличалось и новгородское летописание. В нем фигура князя отступала на задний план. Зато очень подробно и точно освещались события городской жизни, участие в ней новгородцев.Жители Новгородской республики отличались тем, что были в своём большинстве грамотными людьми. Ведь занятия ремеслом и торговлей требовало определённых знаний, умения считать и писать. О широком развитии письменности в новгородском быту свидетельствуют берестовые грамоты, найденные во время археологических раскопок. Они представляли собой письма простых горожан, хозяйственные записи, долговые расписки.

Соотнесите события,указанные на ленте времени,со следующими событиями:1)возникновение Золотой Орды;2)начало велико-монгольского

Доклад на тему быт в 15-16 веках одежда кратко,чтобы можно было написать в билет и выучить. Срочно. 21 мая зачёт по истории.

Правитель Византийской империи по- гречески именовался: 1. цезарем, 2. василевсом, 3. великим князем, 4. стратегом

Казахские земли, раньше зависимые от Коканда,в 1868 году вошли в состав какого генерал губернаторство?

Земства – органы выборного местного самоуправления. Именно в их выборности главное отличие от прежних органов губернской управы. Они были ответственны перед избирателями, а не перед вышестоящими чиновниками (хотя их деятельность и контролировали губернаторы).

2. Охарактеризуйте систему выборов, установленную реформой 1864 г.

Выборы проводились в соответствии с имущественным цензом, для крестьян были многоступенчатыми. Избиратели разделялись по куриям, которые имели не равную численность избирателей, но равное представительство. Таким образом, преимущество было у богатых землевладельцев (часто дворян) и крупных промышленников.

3. Расскажите о том, как проходило формирование органов управления в городах.

Избиратели в городах также делились на курии: конкретно на 3. Каждая из курий избирала одинаковое число гласных и в совокупности обеспечивала треть доходов городской казны. Но поскольку этими куриями были крупные, средние и мелкие хозяева, курии состояли из разного числа избирателей и наибольшее представительство в расчёте на одного избирателя имели крупнейшие собственники.

4. Какие принципы были положены в основу Судебной реформы? Как вы думаете, почему именно Судебная реформа стала наиболее последовательным преобразованием эпохи Александра II?

Эта реформа стала наиболее последовательной потому, что в этом случае российские власти наиболее точно повторили образец – английскую систему, в то время как в случае с другими реформами они пытались учесть российские особенности и в итоге реформы имели целый ряд негативных последствий.

Судебная реформа основывалась на следующих принципах:

  • равенство всех граждан перед законом;
  • независимость и несменяемость судей и следователей;
  • состязательность сторон;
  • гласность суда;
  • коллегиальность принятия решений не назначаемой коллегией присяжных.
5. Какие ограничения в доступе к образованию устраняла реформа системы просвещения?

Реформа устраняла сословные ограничения. То есть, в теории даже дети крепостных (в соответствии с крестьянской реформой уже бывших) могли поступать в университеты. Но фактически ограничения остались, потому что образование по-прежнему было платным, то есть недоступным малоимущим слоям общества.

6. Перечислите, какие новшества появились в военной сфере в 1860-1870-е гг.
  • всеобщая воинская повинность;
  • перевооружение армии, что включало разработку новых моделей вооружений;
  • специальные военные учебные заведения, дававшие разный уровень подготовки будущим офицерам разных рангов;
  • приём в специальные военные учебные заведения представителей всех сословий, что сделало и офицерский корпус всесословным;
  • изменена система подготовки рядового состава;
  • изменена организация армии – страна разделена на военные округа;
  • улучшение многого в материальном обеспечении солдат.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос

1. Объясните, почему после отмены крепостного права возникла необходимость проведения других реформ.

Отмена крепостного права сама по себе не требовала дополнительных реформ. К примеру, если бы при Александре I большая их часть перешла в разряд вольных хлебопашцев, система империи осталась бы в целом прежней. Но в середине XIX века крестьянская реформа нужна была не сама по себе, а в качестве основы модернизации. Модернизация требовала и других реформ, которые должны были коренным образом преобразовать общество, и особенно армию, чтобы избежать поражений в следующих войнах.

Реформа Содержание реформы Значение реформы
Земская реформа введение выборных органов местного самоуправления Появление выборных органов власти- важный шаг в политической модернизации, многие считали её основанием для введения парламента, составленного из представителей всех земств
Городская реформа Изменения порядка избрания органов городского самоуправления Органы власти в городах, избиравшиеся большей частью мужского населения — важный шаг в поэтической модернизации
Судебная Реформа Введение
современного
судопроизводства, которое во многом напоминала английский
Исчезла судебная волокита прошлых правлений (когда дело могло тянуться долгие годы), большая справедливость принятия судебных решений, появление новой прослойки адвокатов и других профессиональных работников судов
Военная реформа Создание армии, построенной и вооружённой по новому
модернизированному европейскому образцу
Создание современной русской армии, которая показала свою эффективность во время Русско-
турецкой воины 1877-1878 годов
Реформа системы образования Вводились разные типы учебных заведений, часть содержалась за счёт земств. Даровано было больше свободы в гимназиях и ВУЗах Доступ к образованию получили более широкие круги населения, включая женщин (но в основном из привилегированных слоёв). Университеты и отчасти гимназии стали рассадником вольнодумства

Думаем, сравниваем, размышляем:

3. Подумайте, почему Земская реформа не затронула многие национальные окраины страны.

Земская реформа давала явное преимущество в местных органах самоуправления дворянам. Потому её не стали вводить на окраинах, где дворянство считалось не лояльным (прежде всего, на землях бывшей Речи Посполитой, на которых только в 1863 году разгорелось восстание, а в 1864 году (году введения земств) войска подавляли последние очаги сопротивления).

4. С какой целью Земская и городская реформы предусматривали имущественный ценз при выборах в органы управления на местах?
5. Какие достоинства и недостатки, на ваш взгляд, имела реформа в области просвещения?
  • доступ к образованию получало всё большее число детей, включая девочек;
  • разделение на реальные и классические гимназии вводили элементы специализации ещё на уровне среднего образования, что снижало общую нагрузку;
  • благодаря платности высших ступеней образование считалось привилегией, а не обязанность, потому ученики ценили своё положение;
  • университеты пользовались большой внутренней автономией, что благотворно сказывалось на процессе преподавания.
  • начальные учебные заведения финансировались разными организациями, часто земствами, потому средств часто не хватало;
  • реформа не смогла сделать престижной профессию учителя в заведениях ниже гимназии во многом и из-за низкого жалования таких учителей;
  • образование так и не стало всеобщим, что тормозило и модернизацию в целом и индустриализацию в частности;
  • из-за платности образования в гимназиях и ВУЗах оно было доступно не всем.
6. Составьте с помощью компьютера схему, в которой отразите систему учебных заведений в России при Александре I.
Университеты Политехнические институты
Классические гимназии↑ Реальные училища↑
Начальные учебные заведения и домашнее обучение↑ Начальные учебные заведения и домашнее обучение↑
7. Как связаны Крымская война и проведение Военных реформ в 1860-1870-е гг.?

Они связаны напрямую. Именно Крымская война показала неэффективность вооружённых сил времён Никола I, также именно она указала на конкретные их слабые стороны.

8. Поразмышляйте, к каким последствиям привело введение всеобщей воинской повинности в Российской империи (рассмотрите как систему обороны страны так и социальную сферу).

– армия стала более многочисленной;

  • многочисленность армии и особенно резерва (в котором потенциально были почти все мужчины дееспособного возраста) позволили полководцами в полной мере воспринять систему Карла фон Клаузевица по которой, в частности, величие победы определялось величиной потерь, понесённых обеими сторонами – увлечение его идеями по всей Европе во многом привело к мясорубке Первой мировой;
  • армия стала всесословной (как её рядовой состав, так в результате реформы военных учебных заведений и офицерский корпус);
  • сокращение срока службы в зависимости от уровня образования было дополнительным стимулом к получению образования;
  • войны получили больший общественный резонанс, потому что воевала не профессиональная армия, имевшая мало связи с обществом, а призывники.
9. Используя Интернет, дополнительную литературу (в том числи художественные произведения авторов XIX в.), соберите информацию о том, как происходило обучение в гимназиях в 1870-е гг.

Обучение в гимназиях происходило по схеме, знакомой нам по школе – через объяснения учителя и ответы гимназистами заданного на дом задания в устном или письменном виде в зависимости от предмета. Отдельно следует отметить уровень преподавателей. Он был довольно высок.

Гимназическое образование было далеко не всеобщим, а элитарным. Гимназии были лишь в губернских городах, по одной на город. Потому туда собирались хорошие специалисты. Многие учёные совмещали работу в университете и в гимназии в городах, где университеты были. За обучение платили, но, тем не менее, оно было доступно не только высшим слоям общества, хотя дети совсем бедных родителей попасть в гимназии не могли.

Картинка ГДЗ - Параграф 17 ГДЗ Арсентьев Данилов 9 класс по истории Вариант 1

Параграф 17. Реформы 1860-1870-х гг.: социальная и правовая модернизация.
Каким переменам в жизни России способствовали реформы 1860-1870-x гг.?
В период правления Александра II в России были проведены либеральные реформы, затронувшие все стороны общественной жизни. Земская и городская реформы сыграли важную положительную роль, заложили основы системы самоуправления. Благодаря реформам первоначальные навыки управления и общественной работы получили значительные слои населения. Реформы закладывали начатки, пусть весьма робкие, гражданского общества и правового государства. Вместе с тем они сохраняли сословные преимущества дворян, а также имели ограничения для национальных районов страны.

1. Объясните, почему после отмены крепостного права возникла необходимость проведения других реформ.
После крестьянской реформы сформировались условия для либеральных преобразований. Можно сказать, что крестьянская реформа стала основой для дальнейшей модернизации страны.
2. Систематизируйте материал о реформах, создав в тетради таблицу «Либеральные реформы 1860-1870-х гг. (необходимо указать название реформы, ее основное содержание, значение).

название реформы основное содержание значение реформы
крестьянская реформа крестьяне становятся лично свободными, приобретают личные, имущественные и политические права. Земля предоставляется крестьянской общине. Размер надела устанавливается государством и регулируется уставными грамотами. Крестьянин выплачивает помещику выкуп или выкупные платежи государству. Реформа открыла путь новым экономическим отношениям, способствовала созданию рынка свободной рабочей силы. Она не решила проблему малоземелья. Сохранялся сословный строй общества. Реформа носила компромиссный характер.
земская реформа создание в уездах и губерниях новых выборных органов управления — земств Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция. Земства занимались улучшением местной жизни
городская реформа введение в стране всесословных органов самоуправления — городских дум городская реформа способствовала приобщению широких слоёв населения к решению вопросов управления. Это служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства.
судебная реформа Были созданы три типа судов: мировой суд, окружной суд и судебная палата. Мировой суд рассматривал мелкие уголовные и гражданские дела. Рассмотрение уголовных дел происходило с участием двенадцати присяжных заседателей. Реформа устанавливала гласность судебных процессов. Устанавливалась состязательность сторон судебная реформа являлась наиболее демократичной и последовательной
военная реформа созданы военные гимназии. Создавались низшие юнкерские училища. введение в 1874 г. всеобщей воинской повинности. Общий срок службы для сухопутных войск устанавливался в 15 лет. В армии отменены телесные наказания, улучшено питание, переоборудованы казармы, вводилось обучение солдат грамоте. перевооружение армии и флота. Изменялась система боевой подготовки. страна делилась на военные округа Россия получила массовую армию, соответствовавшую требованиям времени. Значительно усилилась боеспособность войск.
реформа образования учебные заведения могли открывать общественные учреждения и частные лица. всесословное образование, появление женского образования. Средними учебными заведениями с 1864 г. становились гимназии двух типов формирование всесословного доступного образования

3. Подумайте, почему Земская реформа не затронула многие национальные окраины страны.
На национальных окраинах дворянство могло поднять восстания (стремление к отделению), поэтому нельзя было предоставлять им еще больше самоуправления.
4. С какой целью Земская и городская реформы предусматривали имущественный цена при выборах в органы управления на местах?
Имущественный ценз предполагал участие дворян в выборах, так как считалось, что они более лояльны в выборах.
5. Какие достоинства и недостатки, на ваш взгляд, имела реформа в области просвещения?
Достоинства реформы в области просвещения:
- всесословность
- возможность женского образования
- ликвидация церковной монополии
- расширение автономии университетов
- увеличение числа учебных заведений
Недостатки реформы:
- выпускницы гимназий не имели права поступать в университеты
- образование было платным
6. Составьте с помощью компьютера схему, в которой отразите систему учебных заведений в России при Александре II.

7. Как связаны Крымская война и проведение Военных реформ в 1860-1870-e гг.?
Крымская война показала техническое отставание русской армии, показала необходимость реформ и преобразований в данной сфере.
8. Поразмышляйте, к каким последствиям привело введение всеобщей воинской повинности в Российской империи (рассмотрите как систему обороны страны, так и социальную сферу).
Введение всеобщей воинской повинности привело к сокращению численности армии в мирное время, созданию запаса обученного личного состава. Это позволяло увеличить численность армии, проводить качественную военную подготовку.
9. Используя Интернет, дополнительную литературу (в том числе художественные произведения авторов XIX в.), соберите информацию о том, как происходило обучение в гимназиях в 1870-e.
В 70-х гг. определились симпатии нового министерства: три тенденции должны были лечь в основу задуманной реформы:
- Преобладание классического типа школы
- Точная регламентация учебных планов и программ
- Установление тесной связи между образовательной и воспитательной функцией средней школы.

На этой странице вы сможете найти и списать готовое домешнее задание (ГДЗ) для школьников по предмету История, которые посещают 9 класс из книги или рабочей тетради под названием/издательством "История России", которая была написана автором/авторами: Арсентьев, Данилов. ГДЗ представлено для списывания совершенно бесплатно и в открытом доступе.

Владимир Павлович Журавлёв, кандидат юридических наук,
Председатель Избирательной комиссии Ленинградской области







Уездное земское собрание


Количество уездных гласных в зависимости от численности населения уезда колебалось от 10 до 96, губернских гласных — от 15 до 100. В 1865—1867 гг. среди уездных земских гласных дворяне составляли 42%, крестьяне — 38, купечество — 10, духовенство — 6,5, прочие — 3%. В губернских земских собраниях дворяне абсолютно преобладали — 74,2%, купечество составляло 10,9, крестьянство —10,6, прочие—4%.
Земства многое делали для улучшения жизни населения, но это тема для другой статьи. Авторитет земств в глазах населения постоянно возрастал пропорционально производимой работе. В глазах же чиновной бюрократии земство превращалось в здоровенное бревно и не вызывало нежных чувств. Российское самодержавие всячески ограничивало деятельность земств, их возможности, полномочия.
В правление Александра III в рамках проводившихся контрреформ были утверждены новые положения о


земствах (1890 г.) и городах (1892 г.). Процент жителей, имевших право избирать и быть избранными в земские и городские органы, резко сократился за счет расширения избирательных прав дворянства. Сокращение численности провинциального дворянства приводило к тому, что в первом избирательном съезде выборы часто носили фиктивный характер. Количество избирателей-дворян часто не превышало числа гласных, подлежащих избранию. В таком случае голосование не проводилось, все избиратели, прибывшие на съезд, автоматически становились членами уездного земского собрания. Руководящие места в этих органах также были отданы дворянам.


Участники городской думы




Собрание было правомочно осуществлять выборы, если число присутствующих превышало число вакансий. Если число избирателей, прибывших на выборы, было меньше числа избираемых гласных, следовало назначить новые выборы. Повторное собрание приступало к выборам при любом количестве избирателей. Право избрания в гласные имели все участники собрания, в том числе уполномоченные. Один человек мог подать не более двух голосов: один лично и один по доверенности.
Производились выборы путем тайного голосования шарами. Избранными считались кандидаты, получившие более половины голосов членов собрания. Городская дума избирала членов распорядительного органа — городской управы и главное должностное лицо городского самоуправления — городского голову. Таким образом, последний являлся главой городской думы и городской управы.


___________________
1. Корнилов А.А. Из истории вопроса об избирательном праве в земстве. СПб., 1906. С.6—7.
2. Гармиза В.В. Подготовка земской реформы 1864 г. М., 1957. С.131.
3. Цит. по: Гармиза В.В. Подготовка земской реформы 1864 г. М., 1957. С.232.
4. Высочайше утверждённое Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. //Полное собрание законов Российской империи. Собр. II. Т.XXXIX. Отд-ние 1-е. СПб. 1867. Ст.40934. С.2.
5. Высочайше утвержденное Городовое положение от 16/28 июня 1870 г. //Полное собрание законов Российской империи. Собр. II. Т.XLV. Отд-ние 1-е. СПб. 1874. Ст.48498. С.825.

Владимир Павлович Журавлёв, кандидат юридических наук,
Председатель Избирательной комиссии Ленинградской области







Уездное земское собрание


Количество уездных гласных в зависимости от численности населения уезда колебалось от 10 до 96, губернских гласных — от 15 до 100. В 1865—1867 гг. среди уездных земских гласных дворяне составляли 42%, крестьяне — 38, купечество — 10, духовенство — 6,5, прочие — 3%. В губернских земских собраниях дворяне абсолютно преобладали — 74,2%, купечество составляло 10,9, крестьянство —10,6, прочие—4%.
Земства многое делали для улучшения жизни населения, но это тема для другой статьи. Авторитет земств в глазах населения постоянно возрастал пропорционально производимой работе. В глазах же чиновной бюрократии земство превращалось в здоровенное бревно и не вызывало нежных чувств. Российское самодержавие всячески ограничивало деятельность земств, их возможности, полномочия.
В правление Александра III в рамках проводившихся контрреформ были утверждены новые положения о


земствах (1890 г.) и городах (1892 г.). Процент жителей, имевших право избирать и быть избранными в земские и городские органы, резко сократился за счет расширения избирательных прав дворянства. Сокращение численности провинциального дворянства приводило к тому, что в первом избирательном съезде выборы часто носили фиктивный характер. Количество избирателей-дворян часто не превышало числа гласных, подлежащих избранию. В таком случае голосование не проводилось, все избиратели, прибывшие на съезд, автоматически становились членами уездного земского собрания. Руководящие места в этих органах также были отданы дворянам.


Участники городской думы




Собрание было правомочно осуществлять выборы, если число присутствующих превышало число вакансий. Если число избирателей, прибывших на выборы, было меньше числа избираемых гласных, следовало назначить новые выборы. Повторное собрание приступало к выборам при любом количестве избирателей. Право избрания в гласные имели все участники собрания, в том числе уполномоченные. Один человек мог подать не более двух голосов: один лично и один по доверенности.
Производились выборы путем тайного голосования шарами. Избранными считались кандидаты, получившие более половины голосов членов собрания. Городская дума избирала членов распорядительного органа — городской управы и главное должностное лицо городского самоуправления — городского голову. Таким образом, последний являлся главой городской думы и городской управы.


___________________
1. Корнилов А.А. Из истории вопроса об избирательном праве в земстве. СПб., 1906. С.6—7.
2. Гармиза В.В. Подготовка земской реформы 1864 г. М., 1957. С.131.
3. Цит. по: Гармиза В.В. Подготовка земской реформы 1864 г. М., 1957. С.232.
4. Высочайше утверждённое Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. //Полное собрание законов Российской империи. Собр. II. Т.XXXIX. Отд-ние 1-е. СПб. 1867. Ст.40934. С.2.
5. Высочайше утвержденное Городовое положение от 16/28 июня 1870 г. //Полное собрание законов Российской империи. Собр. II. Т.XLV. Отд-ние 1-е. СПб. 1874. Ст.48498. С.825.

Читайте также: