О мыслимом отвлеченно значащимся в списках недвижимое имущество

Обновлено: 17.05.2024

Направляем полученное в связи с обращением письмо Минэкономразвития России от 12.02.2020 N Д23и-4183 с рекомендациями по вопросу разграничения движимого и недвижимого имущества в целях определения объектов налогообложения по налогу на имущество организаций.

Ознакомьте с письмом сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налогообложения имущества организаций, в т.ч. обеспечивающих проведение камеральных налоговых проверок.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 февраля 2020 г. N Д23и-4183

ОБЪЕКТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

АТОМНОЙ СТАНЦИИ, К ОБЪЕКТАМ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение относительно разграничения движимого и недвижимого имущества и сообщает, что согласно пункту 12.4 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452, разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти в случаях, если на них возложена соответствующая обязанность.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации в данной части.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Понятие объектов капитального строительства предусмотрено в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и определено как "здание. сооружение . за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие)".

В данном понятии присутствует некоторая неопределенность, которая не позволяет достоверно отделить "настоящие" объекты капитального строительства от "ложных", которые являются улучшением земельного участка (гражданское законодательство также использует для обозначения этого правового явления понятие "составная часть"), из-за отсутствия ясности в вопросе, что является улучшением. Однако из приведенного ряда примеров следует, что к объектам капитального строительства не относятся такие сооружения, которые хотя и имеют прочную связь с землей, не требуют разрешения на строительство или декларации о начале строительства. Следовательно, под объектами капитального строительства нужно понимать те здания и сооружения, которые строятся на основании разрешений на строительство (уведомлений о начале строительства).

Что касается соотношения между понятием "объект капитального строительства" и "недвижимая вещь", то следует отметить отсутствие полного соответствия.

Во-первых, указанные понятия разные по своему объему: недвижимой вещью является не только постройка, но и земельный участок, и образованные из постройки помещения, и машино-места.

Во-вторых, указанные понятия применяются для разных целей. Используемое в градостроительном законодательстве понятие "объект капитального строительства" применяется прежде всего для описания общественных отношений в ходе строительства здания или сооружения, его ремонта, реконструкции (часть 1 статьи 4 ГрК РФ). В то же время гражданское законодательство употребляет понятия "недвижимая вещь", "недвижимость", "недвижимое имущество" для определения зданий и сооружений как вещей, по поводу которых возникают права и обязанности участников гражданского оборота. При этом представляется возможным отождествить оба понятия, когда они применяются к уже построенному зданию (сооружению). Другими словами, вероятность признания капитального объекта после завершения его строительства объектом недвижимости (или образования из него объекта недвижимости) весьма высока, в то время как некапитальная постройка, как правило, не становится недвижимостью. Эти доводы подкреплены решениями Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ).

В частности, в определении от 22 декабря 2015 г. по делу N 304-ЭС15-11476, А27-18141/2014 при решении вопроса о признании вещи недвижимостью предлагалось представить доказательства возведения здания в установленном законом и иными нормативными актами порядке на земельном участке, предоставленном для строительства объекта недвижимости, с получением разрешительной документации с соблюдением градостроительных норм и правил. В определении от 1 апреля 2019 г. N 309-ЭС19-2232 было указано, что дополнительным признаком недвижимой вещи является признак самостоятельности недвижимой вещи. Указанные выводы ВС РФ позволяют сделать заключение, что для признания объекта недвижимостью нужны такие же условия, что и для признания здания (сооружения) объектом капитального строительства: наличие разрешения (уведомления) о строительстве и наличие самостоятельной хозяйственной ценности, т.е. возможности быть отдельным предметом в гражданском обороте.

Учитывая изложенное, представляется, что строения и сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию, относятся к объектам капитального строительства и с большой степенью вероятности - к объектам недвижимости.

Некапитальная постройка, то есть сооружение, которое не имеет прочной связи с землей и конструктивные характеристики которого позволяют осуществить его перемещение и (или) демонтаж, последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения его основных характеристик (в том числе киоски, навесы и другие подобные строения, сооружения) можно отнести, с точки зрения гражданского права, к отделимым улучшениям.

Что касается улучшений земельного участка, которые ГрК РФ не признает ни объектами капитального строительства, ни объектами некапитального строительства, то гражданское право их с большей вероятностью считает неотделимыми улучшениями (составными частями) земельного участка.

Согласно Перечню видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300 (далее - постановление N 1300), использование земель и земельных участков без предоставления и установления сервитута может осуществляться с целью размещения объектов, для большинства из которых предусмотрено условие об отсутствии необходимости получения разрешения на строительство, то есть являющихся либо неотделимыми улучшениями земельного участка, либо некапитальными объектами.

В силу пункта 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности также могут быть установлены дополнительные случаи, когда получение разрешения на строительство не требуется.

Таким образом, по мнению Департамента недвижимости, объекты, попадающие под регулирование части 17 статьи 51 ГрК РФ, не могут являться объектами капитального строительства.

Обращаем внимание на мнение ВС РФ, изложенное в определении от 2 августа 2019 г. N 306-ЭС19-12084, согласно которому земельным законодательством и постановлением N 1300 не предусмотрено в качестве основания для использования публичных земель в особом порядке (без их предоставления) строительство капитальных объектов.

Учитывая изложенное, в случае если объекты, речь о которых идет в обращении, построены и введены в эксплуатацию с получением разрешительной документации, т.е. как объекты капитального строительства, то такие объекты с большей степенью вероятности относятся к объектам недвижимости.

Дополнительно отмечаем, что ранее позиция Департамента недвижимости относительно критериев отнесения отдельных видов объектов к недвижимому имуществу была изложена в письме от 11 октября 2016 г. N Д23и-4847 (размещено в сети "Интернет", а также в справочно-правовой системе "КонсультантПлюс") и исходит из того, что сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию с получением разрешительной документации, т.е. как объекты капитального строительства, с большой степенью вероятности относятся к объектам недвижимости.

Также для сведения сообщаем, что в целях полноценного вовлечения в гражданский оборот объектов недвижимого имущества, совершенствования вопросов их государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на них Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием представителей предпринимательского сообщества разработаны и внесены в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования законодательства о недвижимом имуществе" и "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях приведения их в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации в части совершенствования законодательства о недвижимом имуществе", направленные на совершенствование сложившегося гражданского оборота недвижимости.


Верховный Суд России фактически установил с 2021 года новый критерий разграничения движимого и недвижимого имущества для целей налога на имущество организаций. И сразу скажем, что он имеет прямое отношение к бухгалтерам и бухгалтерскому учёту. Рассказываем, из чего теперь исходить при налогообложении строений, сооружений, производственного оборудования, машин и т. д.

Решение Верховного Суда РФ

По мнению налоговиков, компания неправомерно отнесла энергоустановку в состав движимого имущества и применила льготу (освобождение), установленную п. 21 ст. 381 НК РФ. Стоимость энергоустановки должна быть включена в базу по налогу на имущество организаций, поскольку данный объект должен рассматриваться в качестве недвижимого имущества — части здания энергоцентра, предназначенного для обслуживания гостиницы.

Однако Верховный Суд РФ признал правомерным включение инспекцией стоимости энергоустановки в налоговую базу для исчисления налога на имущество организаций.

Он заключил, что общество законно приняло энергоустановку к бухгалтерскому учету в качестве отдельного инвентарного объекта и не включало стоимость этого объекта в базу по налогу на имущество организаций, считая её движимым имуществом. То есть, оборудованием. И прочная связь с землёй здесь — не самый главный критерий.

Аргументация у ВС РФ такая:

  • сами по себе критерии ГК РФ прочной связи вещи с землей, невозможности раздела вещи в натуре без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения, а также соединения вещей для использования по общему назначению в сложную вещь не позволяют однозначно решить вопрос о праве налогоплательщиков на льготу. Дело в том, что они не позволяют разграничить инвестиции в обновление производственного оборудования и создание некапитальных сооружений от инвестиций в создание (улучшение) объектов недвижимости — зданий и капитальных сооружений;
  • в обоих случаях приобретаемые активы до окончания монтажа не имеют прочной связи с землей, а после начала эксплуатации — могут образовывать сложную вещь с объектом недвижимости, разделение которой без разрушения или повреждения становится невозможным или экономически нецелесообразным;
  • наличие (отсутствие) сведений об объекте основных средств в ЕГРН нельзя использовать в качестве безусловного критерия оценки правомерности применения льготы.

В итоге, ВС РФ пришёл к выводу, что необходимо использовать установленные в бухгалтерском учете критерии признания имущества налогоплательщика (движимого и недвижимого) в качестве соответствующих объектов ОС.

Основа классификации объектов основных средств в бухгалтерском учете:

Согласно этим классификаторам, оборудование не относится к зданиям и сооружениям и формирует самостоятельную группу основных средств. Исключение — прямо предусмотренные ОКОФ случаи, когда отдельные объекты признаются неотъемлемой частью зданий и включаются в их состав (например, коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации; оборудование встроенных котельных установок, водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации).

Соответственно, исключение из объекта налогообложения применимо к машинам и оборудованию, выступающим движимым имуществом при их приобретении. Они правомерно приняты на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, а не в качестве составных частей капитальных сооружений и зданий.

Позиция ФНС

Заключение

Согласно позиции ВС РФ 2021 года, поддержанной налоговиками, связь с землей и госрегистрация в ЕГРН не могут быть безусловными критериями отнесения объекта к недвижимости. Нужно исходить из правил бухучета: если имущество по ОКОФ — оборудование, а не здание или сооружение, то оно движимое.

АКЦИЯ ГОДА


Муниципальный район "Хангаласский улус"

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Logo

О порядке выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости

О порядке выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости

О порядке выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости

Управлением сформирован перечень более чем из 180 тысяч ранее учтенных объектов, в отношении которых в ЕГРН отсутствуют сведения о государственной регистрации прав.

Наибольшее количество объектов без прав отмечаются в г. Якутск – более 36,8 тысяч и пригородах – более 15,5 тысяч объектов.

Также, большое количество объектов без прав в Алданском (свыше 12,9 тыс. объектов), Вилюйском – (более 11,5 тыс. объектов), Ленском – (более 10,9 тыс. объектов) районах.

Наименьшее количество объектов без прав в северных районах республики: Эвено-Бытантайский, Жиганский, Оленекский и Аллаиховский (менее 300 объектов).

Что такое ранее учтенные объекты недвижимости и как они появились?

Следует отметить, в соответствии с законом ранее возникшие права на недвижимость признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН при условии, что документы, подтверждающие возникновении указанного права, оформлены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, действовавшего в момент их оформления.

В частности, решение принято уполномоченным органом, до 1998 года недвижимость регистрировалась в учреждениях БТИ, земельных и исполнительных комитетах, на документах имеются все необходимые удостоверяющие записи БТИ, нотариуса, органа местного самоуправления, иных органов, документы скреплены печатями, штампами и т.д.

С появлением в 1998 системы регистрации прав информация о правообладателях ранее учтенной недвижимости так и осталась в других организациях, закон предусмотрел внесение сведений о таких правах в ЕГРН в заявительном порядке.

Зачем оформлять права на такие объекты?

Государственная регистрация прав в ЕГРН:

- необходима при совершении сделок с недвижимым имуществом (дарение, купля – продажа, аренда, оформления наследства и т.д.);

- необходима при рассмотрении вопросов компенсации при ограничении прав на землю, утраты имущества в результате стихийных бедствий.

В этой связи, Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия) призывает всех правообладателей ранее учтенной недвижимости внести сведения о своих правах в ЕГРН.

Как оформить права на ранее учтенные объекты недвижимости?

Сделать это можно в МФЦ, обратившись с имеющимися документами на недвижимость. Написать заявление и в течение 5 рабочих дней орган регистрации прав рассмотрит представленные собственником документы, и по результатам их рассмотрения примет соответствующее решение о внесении сведений в ЕГРН. Процедура бесплатная.

В том случае, если же по каким-то причинам собственник не внес самостоятельно права в ЕГРН, то орган местного самоуправления по результатам проведения работ по выявлению правообладателя направит соответствующие документы в Управление.

Предварительно собственнику будет направлено уведомление администрации органа местного самоуправления с проектом решения о выявлении правообладателя объекта недвижимости. В течение 30 дней владелец рассматривает данный проект решения и при наличии возражений относительно выявленных уполномоченным органом сведений направляет их в адрес администрации. В случае если по истечении 45 дней с момента направления проекта решения от собственника не поступят возражения, орган местного самоуправления направит заявление и документы в Росреестр, в ЕГРН будут внесены соответствующие сведения о правообладателе.

Вместе с тем, внесение по инициативе органа местного самоуправления сведений о выявленном правообладателе в ЕГРН не заменяет собой регистрацию ранее учтенного права в ЕГРН. Правообладатель вправе обратиться в Росреестр с заявлением о регистрации своего права в ЕГРН.


Муниципальный район "Хангаласский улус"

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Logo

О порядке выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости

О порядке выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости

О порядке выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости

Управлением сформирован перечень более чем из 180 тысяч ранее учтенных объектов, в отношении которых в ЕГРН отсутствуют сведения о государственной регистрации прав.

Наибольшее количество объектов без прав отмечаются в г. Якутск – более 36,8 тысяч и пригородах – более 15,5 тысяч объектов.

Также, большое количество объектов без прав в Алданском (свыше 12,9 тыс. объектов), Вилюйском – (более 11,5 тыс. объектов), Ленском – (более 10,9 тыс. объектов) районах.

Наименьшее количество объектов без прав в северных районах республики: Эвено-Бытантайский, Жиганский, Оленекский и Аллаиховский (менее 300 объектов).

Что такое ранее учтенные объекты недвижимости и как они появились?

Следует отметить, в соответствии с законом ранее возникшие права на недвижимость признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН при условии, что документы, подтверждающие возникновении указанного права, оформлены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, действовавшего в момент их оформления.

В частности, решение принято уполномоченным органом, до 1998 года недвижимость регистрировалась в учреждениях БТИ, земельных и исполнительных комитетах, на документах имеются все необходимые удостоверяющие записи БТИ, нотариуса, органа местного самоуправления, иных органов, документы скреплены печатями, штампами и т.д.

С появлением в 1998 системы регистрации прав информация о правообладателях ранее учтенной недвижимости так и осталась в других организациях, закон предусмотрел внесение сведений о таких правах в ЕГРН в заявительном порядке.

Зачем оформлять права на такие объекты?

Государственная регистрация прав в ЕГРН:

- необходима при совершении сделок с недвижимым имуществом (дарение, купля – продажа, аренда, оформления наследства и т.д.);

- необходима при рассмотрении вопросов компенсации при ограничении прав на землю, утраты имущества в результате стихийных бедствий.

В этой связи, Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия) призывает всех правообладателей ранее учтенной недвижимости внести сведения о своих правах в ЕГРН.

Как оформить права на ранее учтенные объекты недвижимости?

Сделать это можно в МФЦ, обратившись с имеющимися документами на недвижимость. Написать заявление и в течение 5 рабочих дней орган регистрации прав рассмотрит представленные собственником документы, и по результатам их рассмотрения примет соответствующее решение о внесении сведений в ЕГРН. Процедура бесплатная.

В том случае, если же по каким-то причинам собственник не внес самостоятельно права в ЕГРН, то орган местного самоуправления по результатам проведения работ по выявлению правообладателя направит соответствующие документы в Управление.

Предварительно собственнику будет направлено уведомление администрации органа местного самоуправления с проектом решения о выявлении правообладателя объекта недвижимости. В течение 30 дней владелец рассматривает данный проект решения и при наличии возражений относительно выявленных уполномоченным органом сведений направляет их в адрес администрации. В случае если по истечении 45 дней с момента направления проекта решения от собственника не поступят возражения, орган местного самоуправления направит заявление и документы в Росреестр, в ЕГРН будут внесены соответствующие сведения о правообладателе.

Вместе с тем, внесение по инициативе органа местного самоуправления сведений о выявленном правообладателе в ЕГРН не заменяет собой регистрацию ранее учтенного права в ЕГРН. Правообладатель вправе обратиться в Росреестр с заявлением о регистрации своего права в ЕГРН.

Читайте также: