С какими законами связаны первые шаги по изменению структуры собственности в годы перестройки
Обновлено: 16.05.2024
Основные направления развития права в период перестройки – это приоритетные векторы развития механизмов правового регулирования, правовых институтов и правовой системы в СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Органы государственной власти СССР подробнее в 1985-1991 гг.
Основные реформы, анонсированные на пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г., были ориентированы на преодоления масштабных кризисных явлений в политической и социально-экономической сферах.
Основными задачами были определены ускорение, гласность и перестройка, которые коснулись всех сфер жизни в общества, включая правовую систему. Ускорение предполагало избавление от застойных явлений не только в государственном аппарате и экономике, но и в социальной и партийной жизни общества. Гласность предполагала развитие в стране открытой самокритики и критики, широкое обсуждение различного рода недостатков, наиболее полное вовлечение во все эти процессы общественности.
Основные мероприятия, направленные на обновление советского общества:
- принятие реформ, ориентированных на новую модель социализма (основной принцип предложенных программ - демократизация всех сфер жизни общества) (январь, 1987 г.);
- утвержден закон о государственных предприятиях, согласно которому предприятия могли самостоятельно определять виды выпускаемой продукции, устанавливать цены, принимать меры для ее реализации, утверждать штаты работников, порядок оплаты труда; закон предусматривал использование рыночных механизмов;
- согласно принятому закону о выборах народных депутатов были внесены изменения в действующую Конституцию СССР (вводилась двухуровневая система высших органов власти - Съезды народных депутатов По данной теме мы уже выполнили реферат Депутаты законодательного органа власти подробнее и Верховный Совет СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Верховный суд РФ подробнее ) (1 декабря 1988 г.);
- была отменена цензура, стали появляться новые радиостанции, телевизионные программы, газеты и журналы;
- введение многопартийности позволило появиться различным политическим партиям и общественным движениям;
- население страны получило реальное право выражать собственное мнение на митингах, демонстрациях, забастовках и т.д.
Готовые работы на аналогичную тему
Попытки создания основ правового государства
В материалах пленумов ЦК КПСС, в решениях XIX Всесоюзной партийной конференции коммунистической партии подчеркивалось, что преобразование государственного строя в стране должно обеспечить формирование основ правового государства.
Для построения правового государства необходимо было решить ряд задач:
- повысить эффективность и авторитет государственных учреждений и органов, укрепить систему представительных органов власти, изменить подходы в работе высшего руководства страны;
- создать избирательную систему, в основе которой лежали бы демократические принципы, обеспечить свободное выдвижение и выбор кандидатов;
- отказаться от диктата партийной системы в руководстве государственными органами;
- добиться установления повсеместно независимой судебной власти, повысить ее роль в реализации правосудия.
В законе о выборах предоставлялось право выдвижения в депутаты неограниченного числа кандидатов, а также проведения выборов на альтернативной основе. Первыми демократичными выборами в стране стали выборы Съезда народных депутатов Союза ССР, проведенные в 1989 году.
Развитие права в период перестройки
Для развития права в период перестройки характерен рост роли законодательства союзных республик. В конце 1980-х гг. нормы этого законодательства часто противоречили нормам общесоюзного законодательства.
На первом этапе перестройки в 1986-1988 гг. изменения в сфере гражданского права не касались основ социалистической экономики. В основном они касались вопросов правового регулирования, индивидуально-трудовой деятельности, аренды, кооперации и т.д. В тоже время социально-экономический кризис, неудачи экономических преобразований в стране способствовали развитию частной собственности и предпринимательства, переходу к либерализации экономической жизни.
Изменения, коснувшиеся гражданского права:
Изменения в трудовом праве были обусловлены важностью принятия мер, направленных на расширение доли участия рабочих и трудящихся в управлении предприятиями, обеспечение гарантий в условиях экономического кризиса. На предприятиях создавались специальные советы трудовых коллективов, которые представляли интересы трудящихся, получали широкие полномочия в сфере контроля за деятельностью руководства предприятия. Для руководителей предприятий устанавливалась выборность.
Перестройка в СССР — это масштабные перемены в идеологии, экономической и политической жизни Советского общества в период 1985 - 1991х годов.
Целью реформ была всесторонняя демократизация сложившегося в СССР общественно-политического и экономического строя.
Перестройка в СССР 1985 -1991 ее причины, цели, этапы и последствия
Предпосылки перестройки СССР (различные точки зрения)
Противники ГорбачеваМ.С.: Заговор мирового империализма и масонства с целью ослабления и развала "великой державы"
Михайл Горбачев и его стронники: Обьективная необходимость, обусловленная кризисными явлениями во всех сферах жизни общества.
Перестроичная реформа общества 1985 года была связана с кризисом, причины которого:
— экономические (неэффективность командно-административной системы)
— внешнеполитические (тенденция к изоляции от мирового сообщества)
— внутриполитические (концентрация власти в руках консервативного партийного аппарата)
— демонтаж командно-административной системы
— обеспечение разнообразия форм собственности
— создание хозяйственного саморегулирующегося механизма при сохранении направляющей роли государства
— повышение экономической активности
— открытость для окружающего мира
Основные этапы перестройки в СССР
Первый этап перестройки 1985-1987 гг.
— Неудача преобразований традиционными командно-административными мерами
— Попытки экономических реформ путем перестройки управления народным хозяйством
— Предоставление предприятиям самостоятельности и перевод их на хозрасчет
— Начало развития частной инициативы (индивидуальная трудовая деятельность, появление кооперативов)
— Начало реформы политической системы
— Политическое пробуждение общества и его раскол на демократов и коммунистов
— Обострение борьбы общественно-политических сил
— Перестроечные процессы приобретают автономный, неуправляемый характер
— Самоподрыв и самоустранение власти
— Начало конфликтов в сфере межнациональных отношений
— Усиление борьбы за власть между республиканскими политическими элитами и унитарным центром
Третий этап перестройки 1990-1991 гг.
— Кризис и крах перестройки
— Углубление реформы политической системы
— Отмена монопольного права КПСС на власть
— Учреждение поста Президента СССР
— Выработка путей перехода к рыночной экономике
— Нарастание политического противоборства
— Августовский путч 1991г.
— Обвальный распад общественных структур и государства
Итоги и последствия перестройки СССР кратко
Положительные итоги и результаты:
— Ликвидация тоталитарной системы и и монополии КПСС на власть
— Начало перехода к рыночной экономике
— Создание постоянного действующего парламента
— Начало демилитаризации страны
— Ликвидация гонки вооружения и военного противостояния держав
— Утверждение политическихсвобод, свободы совести и вероисповедания
Отрицательные итоги и результаты:
— Распад СССР и образование СНГ
— Обострение межнациональных противоречий
— Ухудшение продовольственного обеспечения страны
— Ослабление власти в центре и на местах
Схема перестройки в СССР 1985-1991 гг
Перестройка в СССР ее политика гласности и политические реформы 1985-1991 гг
Политические реформы Перестройки
Мероприятия перестройки СССР
Изменения в кадровой политике
27–28 января 1987г. — пленум ЦК КПСС по вопросам кадровой политики: необходимо осуществлять подбор кадров при условии поддержки целей и идей перестройки
— Массовая замена и омоложение партийно-государственных кадров на центральном и местном уровнях (за период 1985–1990гг. было заменено 85% руководящих работников ЦК КПСС, на республиканском уровне – до 70%).
— Усиление роли местных руководителей
— Появление публикаций произведений учёных и литераторов, в отношении которых прежде вводились ограничения (БухаринН.И., ИльинИ.А., БердяевН.А., ЗамятинЕ.И., А. Н. и Б. Н. Стругацки, ПлатоновА.П. и другие).
— Сентябрь 1987г. – образование Политбюро ЦК КПСС Комиссии по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями 30-40х гг. и начала 50х гг. (руководитель секретарь ЦК КПСС ЯковлевА.Н.).
— Усиление спонтанного процесса формирования новых политических партий (от монархических до анархистских). — Появление в республиках обще-ственно-политиче-ских организаций:
Политическая реформа перестройки СССР
— Учреждение нового высшего законодательного органа власти – Съезда народных депутатов СССР и соответствующих республиканских съездов.
— Выборы сроком на 5 лет народных депутатов:
• март 1989г. – СССР;
• март 1990г. – союзных, автономных республик и местных Советов – проводились на альтернативной основе (лишь на союзном уровне 1/3 депутатских мест резервировалась для выдвиженцев от общественных организаций: КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС и друугие)
— Из числа народных депутатов формировались постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик.
— Запрет на совмещение должности министра и статуса депутата.
— Ограничение пребывания на выборных должностях двумя сроками министра и статуса депутата.
— Ограничение пребывания на выборных должностях двумя сроками
12-15 марта 1990 г. — 3-й Чрезвычайный съезд народных депутатов СССР: учреждение института президентства
— 14 марта 1990г. – избрание первым (и последним ) Президентом СССР ГорбачёваМ.С.
— Отмена на 3-ем Съезде народных депутатов ст. 6 Конституции СССР, законодательно закреплявшую руководящую и направляющую роль КПСС.
• Либеральнодемократическая партия России (декабрь 1989г.),
• Демократическая партия России (май 1990г.),
• Конституционнодемократическая партия (сентябрь 1990г.),
• Социал-демократическая партия России (май 1990г.),
• Республиканская партия РФ (ноябрь 1990г.) и другие.
2-13 июля 1990г. — дискуссия на 28 сьезде КПСС по вопросу о преодолении внутрипартийного кризиса среди представителей образовавшихся накануне этого съезда внутрипартийных фракций:
— Центристская (реформистско-обновленческая) платформа
— Расхождение позиций при общем осознании неизбежности изменений и критике политического курса ГорбачёваМ.С..
— Сокращение численности КПСС (с 1985г. по лето 1991г. – с 21 до 15 миллионов человек).
— Из лиц, вышедших из КПСС, были сформированы:
• Движение демократических реформ (ВольскийА., ШеварнадзеЭ., ЯковлевА.).
• Демократическая партия коммунистов России (РуцкойА.).
• Республиканская партия (ЛысенкоВ., ШостаковскийВ.).
Читайте также: