Описание идеального государства где царит порядок и установлена коллективная собственность утопия

Обновлено: 14.06.2024

Одним из самых популярных направлений в современной художественной литературе является антиутопия. В произведения такого жанра рассказывается об обществах, где со временем берут верх авторитарные тенденции, личность находится под полным контролем государства. Но данный жанр возник как противопоставление другому, более старому литературному направлению — утопии.

О жанре утопии

Утопия представляет собой произведение, в котором описывается идеальное с точки зрения автора общество. Для утопических государств характерно совершенное политическое устройство, население их живёт в достатке и не тратит энергию на простое выживание, все могут реализовать свои творческие устремления. Социальные противоречия сняты.

Ещё возможен вариант не уже существующего или существовавшего государства, а процессов, направленных на коренные социальные, политические и экономические преобразования, реформы, ведущие к построению совершенного общества.

Интерес к жанру с новой силой вспыхнул в эпоху Возрождения, когда многие европейские мыслители надеялись, что в ходе интенсивного освоение мира, Западная цивилизация где-нибудь на новооткрытых землях столкнётся с идеальным обществом. И оно сможет стать образцом для построения таких же утопических государств в Старом Свете.

Позднее на утопические размышления наслаиваются философские концепции и возникают различные политические движения, ставящие перед собой цели построения идеального государства. Ярким примером такого синтеза может служить социализм.

Идеи Мора и Кампанеллы

Одно из важнейших мест в философских воззрения Мора и Кампанеллы занимает вопрос социального равенства и справедливости. Эта идея была одной из ключевых концепций всей эпохи Возрождения, в рамках которой творили данные авторы.

Социальная справедливость напрямую связана с понятием счастья. И счастье для всего народа было возможно только в случае отсутствия любой частной собственности, а также равного для всех людей труда.
Кроме того, чтобы избежать социального неравенства, всё должно быть унифицировано — жилища людей, одежда, и даже мысли. Оба мыслителя были приверженцами учения Платона, и считали, что во главе идеального общества самые умные и опытные люди.

Но даже в совершенном государстве, считали Мор и Кампанелла, невозможно было избежать двух важных проблем: войны и преступности. Но войну они видели лишь в качестве средства обороны от агрессивных соседей. Она ни в коем случае не должна быть инструментом государства в достижении своих целей.

И так же дела обстояли с преступностью — философы понимали, что даже при идеальном строе найдутся те, кто захочет приступить закон. Поэтому система правосудия вынуждена будет существовать даже при совершенном социальном устройстве.

Творчество писателей показало неразрывную связь вопроса о социальной справедливости с проблемой общественного идеала и путями к его реализации. И хотя способы реализации совершенного государства, предложенные Мором и Кампанеллой, оказались нереальными. Но они подстёгивали дальнейшие поколения мыслителей к разработке более совершенных подходов к развитию общества и достижению социальных идеалов.

Среди Индийского океана лежит остров-гора, на котором раскинулся красивый город. В произведении детально описываются горожане, их быт, социальное и политическое устройство поселения.

В Городе Солнца воплотились извечные мечты человечества о всеобщем равенстве и благоденствии. Там отсутствует частная собственность. Политическое устройство — теократия, по своей структуре напоминающая монашеский орден. Главой государства является самый мудрый и опытный священник Солнце. Немного ниже его в иерархии стоят три соправителя:

  • Мощь отвечает за военную сферу;
  • Мудрость заведует науками и образованием;
  • Любовь занимается обеспечением благоденствия населения.

Важные проблемы жизни государства обсуждаются на всенародном собрании, которое созывается дважды в месяц. В этом городе существует закон и правосудие. Законов очень мало, они предельно чётко и ясно сформулированы. Наказания соразмерны проступку. Пытки не допускаются.

Главным источником социального зла считается эгоизм. Поэтому, чтобы не было зависти, всё в государстве унифицировано — одежда, украшения, мебель и т. д. Отсутствие какой-либо собственности касается и сексуального аспекта. Не существует чьих-то жён и мужей, отношения максимально свободные. Мужчина и женщины равны в своих правах.

Труд всеобщий, каждый человек работает по 4 часа в день. Люди трудятся в соответствии со своими природными склонностями. Моральные вопросы находятся в ведении религии. Жители города могут в любой момент свергнуть власть, если она их не устраивает. Они все как один поднимаются на оборону своей страны, если ей грозит опасность извне.

После Платона прошло всего 9 лет до битвы при Херонее и Панэллинского конгресса в Коринфе, который ознаменовал конец политической независимости Греции.

Новой эпохой стал эллинизм, период великого рабства с его огромными военно-монархическими империями, поглотившими старый классический полис. Платон ничего не знал о грядущей великой эпохе. Но, как и все принципиальные люди своего времени, он отчаянно искал выход из социально-политических условий, которые его окружали. Утопия оказалась для него выходом.

Идеальное государство трактуется Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной социальной и политической жизни — в полисе. Создавая идеальное общество, Платон проводит аналогию между справедливым человеком и справедливым государством. Так, трем основам (частям) человеческой души — рациональной, свирепой и жадной — соответствуют три аналогичные основы — совещательная, защитная и деловая, а им соответствуют три класса — правители, воины и производители (ремесленники и крестьяне).

Идеальное государство Платона — это справедливое правление лучших и благороднейших. Таким образом, лучший вид политии — это когда среди правителей выделяется один правитель — монархия, когда несколько правителей — аристократия.

Негативные формы правления

С точки зрения своего идеального государства, Платон делит существующие формы государства на две большие группы:

  1. Допустимые формы государства
  2. Регрессивные — упадочный.

Принадлежность ко второму и третьему классам, а это классы воинов-защитников и правителей-философов, определяется уже не профессиональными, а моральными критериями. Платон ценит моральные качества этих людей гораздо выше, чем моральные качества первого класса.

Таким образом, Платон создает тоталитарную систему разделения людей на классы, которая несколько смягчается возможностью перехода из класса в класс (это достигается путем длительного образования и самосовершенствования). Этот переход осуществляется под руководством правителей.

Актуальность трудов Платона в современном мире

Древнегреческие полисы — в форме аристократической республики, аристократической монархии и тимократии — в классический период своего развития были не менее социалистическими, чем российское государство до революции 1991 г. Платон жил в эпоху, когда эти коллективистские принципы в организации общества-государства в значительной степени закончились, а индивидуалистические формы правления — олигархия, демократия и тирания, свидетелем которых он был, не вызывали у него симпатий, поскольку разрушали главный принцип государственного устройства — принцип справедливости. Кстати, этот принцип лежал и в основе дореволюционного российского государственного строительства. Нарушение этого принципа всегда ведет к разрушению состояния общества и вырождению человека, и неважно, является ли общество коллективистским или индивидуалистическим.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: