Публичная собственность это в экономике

Обновлено: 03.07.2024

Значительная часть недвижимых объектов и земель до сих пор находится в государственной собственности.

Правильно это или нет, можно говорить об этом много, но для простых граждан важно уже сейчас различать основные формы собственности.

Согласно Конституции РФ на территории страны признается три основные формы:

Если вы успели заметить, в приведенном перечне легко улавливается некая иерархия, в которой главную позицию занимает государство, сохраняя тем самым прежний статус обладания правом на все стратегически важные объекты недвижимости, в том числе земельные участки.

Собственно, как государство, так и его муниципалитеты обладают, как принято говорить юридическим языком, публичной, то есть общественной собственностью. Следовательно, это понятие трактуется широко.

Это важно знать: несмотря, что обе формы подразумевают общий для всех характер публично-правовых имущественных отношений, они подразумевают разные виды полномочий и объектов права. Для государства это практически все объекты федерального значения (территории, здания и сооружения) и субъекты прав (субъекты РФ), тогда как для муниципалитетов это их поселения (города и села). Часто на территории конкретного субъекта РФ действуют оба режима публичной собственности.

Понятие публичной собственности

Публичная собственность

Согласно законодательству России государство точно такой же самостоятельный субъект права, подобно физическим и юридическим лицам. Но конкретно правом публичной собственности являются органы власти (федеральные или муниципальные).

Однако, юридическую ответственность за имущество и земли все же несут не они непосредственно, а государство или его конкретное публично-правовое образование (муниципалитет).

Ее можно определить по компетенции органа власти, закрепленной в законах РФ. Приведем несколько примеров.

Пример №1

Одним из самых известных способов изменения статуса публичного имущества является приватизация. По всей стране прошло несколько ее этапов, и вот в очередной раз приватизируются госучреждения и их земли. Эти процессы подразумевают переход собственности в частные руки, то есть в частную собственность.

Правом на акции и доли приватизируемых государственных и муниципальных компаний обладают различные комитеты и фонды по управлению имуществом. В случае нарушений процедуры приватизации, к примеру, продажей фондами имущества умышленно по заниженной стоимости частным владельцам, ответственность несут либо государство (если объект находился в компетенции федерального центра), либо администрация муниципального образования (города, села и т.д.).

Из этой статьи вы узнаете о функция и задачах Кадастровой палаты.

Читайте здесь для чего нужен проект межевания линейных объектов.

Пример №2

Исторические и культурные памятники часто служат объектом отчуждения вследствие вынужденно принимаемых решений на государственном уровне.

Правом проводить процедуру купли-продажи или передачи культурных ценностей наделены комитеты Министерства культуры РФ. Ошибки, потенциально допущенные ими, будут исправляться от имени государства, а не конкретно комитетом или фондом при министерстве. Например, необоснованная безвозмездная передача картин представителю музея другого государства может повлечь прямой материальный ущерб обществу.

Недостатки и явные преимущества публичной собственности

С другой стороны, если учитывать, что до сих пор в публичной собственности может оставаться земельный участок или квартира, то здесь обнаружится сразу несколько рисков для человека, владеющего ими на правах по договору социального найма. Он известен своими ограничениями и жесткими государственными положениями.

Например, наниматель не вправе продать государственное (публичное) жилье от своего имени и получить от этой сделки прибыль. Нарушая обязательные требования Жилищного кодекса РФ, наниматель может быть выселен на вполне реальных основаниях, без предоставления другой жилой площади. Собственниками являются ведомства или муниципальные органы власти.

Читайте здесь о функциях и задачах Росреестра.

Плюсы есть и они очевидны

Плюсы

Опять возвращаясь к теме повальной приватизации жилого фонда, продемонстрируем преимущество нахождения квартир в публичной собственности:

  • частники обязаны платить налог на имущество, а нахождение квартиры в публичной собственности освобождает граждан от подати;
  • в случае возникновения природных бедствий и утери публичного жилья, можно надеяться на скорое возмещение убытков в виде новой квартиры или дома;
  • наниматель всегда лучше защищен от мошенничества, чего нельзя сказать о частных собственниках при продаже квартир. Их просто нельзя будет забрать у нанимателей.

Это важно знать: квартиры, особенно выдаваемые в советский период государством, имели очень маленькую жилплощадь. Семьи разрастались, и возникала потребность в улучшении условий проживания. То есть существовала возможность получить более просторную жилплощадь. Подобные санитарные нормы действуют и сегодня. И только для обладателей квартир, находящихся в публичной собственности, доступно бесплатное расширение.

Из этого видео вы узнаете о праве собственности:

Обще́ственная со́бственность — собственность, находящаяся во владении, распоряжении и использовании обществом, выступающим как коллективный субъект.

Содержание

Характеристика общественной собственности

(В. И. Ленин ст."Империализм, как высшая стадия капитализма")

(Ленин. Грозящая катастрофа и как с ней бороться.национализация синдикатов)

Социалистическая собственность

С точки зрения теории марксизма, общественная собственность возникает в результате ликвидации частной собственности в ходе социалистической революции и обобществления основных средств производства (часто, но не всегда, понимаемого в виде национализации), которое объективно подготавливается всем ходом развития капитализма [1] .

Практическая реализация

Согласно статье 10 Конституции СССР 1977 года,

Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир в их естественном состоянии являются неотъемлемым достоянием народов, проживающих на данной территории, находятся в ведении Советов народных депутатов и предоставляются для использования гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям.

Экономическая система СССР развивается на основе собственности советских граждан, коллективной и государственной собственности.

В теории это должно было заложить фундамент для замены рыночных отношений непосредственно общественными (нерыночными). На практике же, в СССР в процессе развития его экономико-политической системы наблюдалось два процесса:

  • Постепенно общественная собственность стала полностью отождествляться с государственной;
  • При этом происходил постепенный дрейф от такой государственной-общественной собственности в сторону частной, хотя и урезанной: в рамках госсобственности произошло хозяйственное и экономическое обособление предприятий, что выражалось в том числе в их фактическом владении произведённым продуктом, а позднее — отчасти и средствами производства.

В результате, в условиях отсутствия реальных действенных общественных или представительных демократических механизмов контроля, наделённая государством хоть и урезанным, но действительным правом владения и распоряжения его собственностью бюрократическая администрация фактически монополизировала за собой эти права, обособилась от общества и превратилась в самостоятельную силу. [3]

Украина

В современной Украине, согласно пункту 1 статьи 13 Конституции, недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы страны являются объектами общественной собственности украинского народа:

Статья 13. Земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа. От имени Украинского народа права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, определенных настоящей Конституцией. Каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с законом. [4]

В штате Аляска с конца 50-х годов ХХ в. отрабатывалась модель общественной собственности в ресурсном секторе. В ней был закреплён участок в 103 млн акров (почти треть территории штата), в котором имелись значительные запасы нефти. В структуру общественного сектора впоследствии была включена и социальная сфера штата. Для реализации права общественной собственности в 1976 году был создан находящийся под общественным контролем Постоянный нефтяной фонд Аляски под управлением Alaska Permanent Fund Corporation, в который входили ежегодные отчисления (25 %) от нефтяных доходов частных компаний, добывающих нефть на условиях долгосрочной аренды.

Этот фонд является совместной собственностью всего населения штата, что, в частности, выражается в выплате всем жителям Аляски (кроме осуждённых преступников) дивидендов — за 2000 год они составили 1 964 доллара на человека, при общем объёме фонда в 25 млрд долларов. [3] На конец 2005 года его объём составил $32 млрд, а дивиденды — $845 на человека. Наименьший размер дивидендов — $331,29 на человека (1984 год); наибольший — $3 269 на человека (в 2008 году); среднее значение колеблется между $600 и $1 500.

Общественное достояние

Мы делаем сложные дела простыми. Опыт адвокатов более 8 лет. 96% успешных дел!

Чем мы можем Вам помочь?


Право государственной и муниципальной (публичной) собственности


Субъекты права публичной собственности

Особенностями правового положения государства и других субъ- ектов публичной собственности являются, во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности2; во-вторых, осуществление ими этого права в публичных (общественных) интересах.

Публичная собственность в соответствии с российским законо- дательством имеет две разновидности – государственную и муници- пальную собственность. Право государственной собственности харак- теризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляю- щего федеральную собственность) и ее субъекты – республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собствен- ность) (п. 3 ст. 214 ГК).
Муниципальная собственность относится к публичной, ибо муни- ципальные образования, не будучи государственными образованиями, тем не менее приобретают особый, публично-правовой статус. Поэто му их положение как собственников строится по модели государственной собственности. Субъектами права муниципальной собственности в п. 1 ст. 215 ГК объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом.

Стороной конкретных правоотношений собственности юридиче- ски является именно государство или иное публично-правовое об- разование, а не его орган (последний может стать самостоятельным участником гражданских правоотношений только в качестве юриди- ческого лица – учреждения, не являющегося собственником своего имущества).

Объекты права публичной собственности

Российская Федерация и ее субъекты могут быть собственниками любого имущества, в том числе изъятого из оборота или ограниченного в обороте (ст. 129 ГК). Фактически субъекты РФ в настоящее время яв- ляются собственниками лишь отдельных видов изъятого из оборота иму- щества. Муниципальные же образования могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества только по специальному указанию закона и не вправе иметь в собственности вещи, изъятые из оборота.
Объекты публичной собственности распределяются между Рос- сийской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образова- ниями как самостоятельными собственниками принадлежащего им имущества. Порядок отнесения государственного имущества к феде- ральной собственности и к собственности субъектов РФ должен уста- навливаться специальным законом (п. 5 ст. 214 ГК). Применительно к земельным участкам этот вопрос решается ст. 16–19 ЗК1.

Если же объекты государственной собственности прямо не упомя- нуты ни в одном из приложений к названному постановлению, они пе- редаются в собственность соответствующих субъектов РФ после спе- циального обращения по этому поводу их высших органов (а до этого момента считаются находящимися в федеральной собственности).

Таким образом, имущество, составляющее собственность субъектов РФ, образуется за счет федерального имущества в случаях его прямой передачи (отчуждения) от Российской Федерации в собственность ее со- ответствующего субъекта. Такая передача неоднократно имела место на протяжении 90-х гг. по специальным постановлениям Правительства РФ. В свою очередь субъект РФ вправе передавать находящиеся в его собственности объекты в муниципальную собственность. Такого рода передача осуществляется безвозмездно, будучи публично-правовым ак- том распоряжения государственным собственником своим имуществом. В дальнейшем же, после завершения разграничения публичной собст- венности, отчуждение публичного имущества, в том числе в пользу дру- гих публичных собственников, возможно только на гражданско-право- вых (чаще всего – договорных) началах, ибо имущественные отноше- ния равноправных собственников, в том числе публичных, составляют предмет гражданско-правового регулирования (п. 1 ст. 2 ГК)1.

К числу вещей, составляющих объект исключительно федеральной собственности, по действующему законодательству относятся ресур- сы континентального шельфа, территориальных вод и морской эко- номической зоны Российской Федерации, некоторые особо охраняе- мые природные объекты (в том числе некоторые заповедники, целеб- ные источники и т.п.), особо ценные объекты историко-культурного наследия и некоторые художественные ценности, большинство видов вооружений и объектов оборонного значения, оборудование некото- рых важнейших предприятий и учреждений. Эти виды имущества, как правило, изъяты из оборота.

Некоторые виды недвижимостей, прежде всего природные ресур- сы, могут находиться только в федеральной или в государственной собственности субъектов РФ, но не в муниципальной (и не в част- ной) собственности. К ним относятся участки недр, водные объекты (кроме обособленных – прудов и т.п.), природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т.п.), земли особо охраняемых природных территорий. Они, однако, могут передаваться другим ли- цам в пользование (аренду), что позволяет относить их к вещам, су- щественно ограниченным в обороте.

Вместе с тем в собственности субъектов РФ может находиться только имущество, необходимое для осуществления возложенных на них за- конодательством полномочий, а также для обеспечения деятельности их органов власти, должностных лиц и других работников1. Перечни такого имущества должны устанавливаться законами субъектов РФ.

В собственности муниципальных образований теперь также может находиться лишь то имущество, которое предназначено для решения ими вопросов местного значения или осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, а также для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц и других работников2.
Имущество, находящееся в собственности субъектов РФ или му- ниципальных образований и не отвечающее названным требованиям, подлежит либо перепрофилированию (изменению целевого назначе- ния), либо передаче другим субъектам публичной собственности, либо отчуждению (приватизации). Тем самым установлен принцип целево- го характера публичного имущества, находящегося в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности. Он направлен на дальнейшее ограничение непосредственного участия публично-пра- вовых образований в экономической деятельности.

Распределенное и нераспределенное государственное и муниципальное имущество

Находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за го- сударственными или муниципальными предприятиями и учреждениями на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оператив- ного управления. Это распределенное публичное имущество составля- ет базу для участия в имущественном обороте данных организаций как самостоятельных юридических лиц. Оно не может служить для обес- печения покрытия возможных долгов публичного собственника, ибо унитарные предприятия как юридические лица не отвечают своим иму- ществом по долгам своего учредителя (п. 5 ст. 113 ГК) – этим имущест- вом они должны отвечать по собственным долгам перед своими креди- торами. По смыслу закона имущество учреждений и казенных предпри- ятий также не должно обращаться на погашение долгов создавшего их публичного собственника, если только последний не изымает это иму- щество в установленном законом порядке (п. 2 ст. 296 ГК).

Закон специально оговаривает, что находящиеся в публичной собст- венности земля и другие природные ресурсы могут стать объектом взы- скания кредиторов соответствующего публично-правового образова- ния только в случаях, прямо предусмотренных специальным законом (абз. 2 п. 1 ст. 126 ГК). В его отсутствие такого рода объекты, по сути, забронированы от взыскания кредиторов.

Приватизация государственного и муниципального имущества

Приватизация представляет собой особый способ передачи иму- щества из публичной в частную собственность, связанный с отчуж- дением большого количества объектов, находившихся в публичной собственности в силу особенностей организации прежней, огосудар- ствленной экономики. Она является временной, переходной мерой по формированию материальной базы для развития рыночного хозяйст- ва и соответствующего ему имущественного оборота.

Следует иметь в виду, что заключаемые в ходе приватизации сдел- ки по приобретению в частную собственность приватизируемого иму- щества являются гражданско-правовыми договорами (чаще всего – до- говорами купли-продажи), а потому подпадают под действие общих норм гражданского права, хотя их содержание, а также порядок за- ключения и исполнения в изъятие из принципа свободы договоров во многом определены законом императивно. Решение же о приватиза- ции конкретного объекта (недвижимости) следует рассматривать как одну из форм осуществления публичным собственником своего правомочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом.

Приватизацию можно определить как отчуждение (переход) не- движимого имущества из государственной или муниципальной собст- венности в частную собственность граждан или определенных юриди- ческих лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежа щих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных об- ществ (удостоверенных ими прав).

В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества дол- жен выступать публичный собственник. Согласно действующему Зако- ну о приватизации функциями по приватизации по общему правилу об- ладает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а по специальному поручению правительства продажу приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированные го- сударственные учреждения (п. 1 ст. 6). Аналогичным образом организу- ется приватизация государственного и муниципального имущества1.
В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества согласно п. 1 ст. 5 Закона о приватизации могут выступать любые фи- зические и юридические лица, за исключением юридических лиц, в ус- тавном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%, а также унитарных предприятий и публичных учреждений – не- собственников. Очевидно также, что в этой роли не могут выступать другие публично-правовые образования.
В качестве объектов приватизации могут выступать принадлежащие публично-правовым образованиям на праве собственности:

  1. имущественные комплексы унитарных предприятий, причем со- вместно с занимаемыми ими земельными участками (ст. 11, 27 и п. 2 ст. 28 Закона о приватизации);
  2. отдельные здания, строения, сооружения, а также объекты, строи- тельство которых не завершено, совместно с занимаемыми ими зе- мельными участками (п. 1 ст. 28 Закона о приватизации);
  3. акции открытых акционерных обществ (ст. 19, 22, 26 ЗК);
  4. объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) (ст. 29 Закона о приватизации);
  5. земельные участки (ст. 28, 30, 34, 36 ЗК);
  6. жилые помещения (ст. 2 и 11 Закона о приватизации жилья).

Таким образом, речь идет главным образом об отчуждении находя- щегося в публичной собственности недвижимого имущества. Движи- мое имущество переходит из публичной в частную собственность в ре- зультате обычных сделок купли-продажи (например, поставки продук- ции государственных и муниципальных унитарных предприятий) или иных действий по его отчуждению, а не в порядке приватизации.

Что касается приватизации принадлежащих публично-правовым образованиям акций, то отчуждение этих аналогов ценных бумаг сви- детельствует о переходе корпоративных или обязательственных, а не вещных прав (тем более что акции существуют в бездокументарной форме, не будучи объектом вещных прав).
Приватизация государственного и муниципального имущества осу- ществляется исключительно предусмотренными в законе способами. К их числу в соответствии со ст. 13 Закона о приватизации относятся:

По окончании аукционных или конкурсных торгов с их победите- лем заключается договор купли-продажи приватизируемого имущества. При этом право собственности к покупателю объекта приватизации по конкурсу переходит только после полной оплаты имущества и вы- полнения условий конкурса (который не может превышать один год). Поэтому такой договор может считаться сделкой, заключенной под отлагательным условием (п. 1 ст. 157 ГК).

Внесение государственного и муниципального имущества в устав- ные капиталы открытых акционерных обществ в оплату приобретае- мых акций (ст. 25 Закона о приватизации) предполагает приобретение публично-правовым образованием их пакета в размере не менее, чем 25% плюс одна акция. Государственное имущество (помимо денеж- ных средств) может быть также внесено в уставные капиталы государ- ственных корпораций, юридически являющихся частными собственни ками своего имущества. Однако в этом случае используются правила специальных законов о создании таких корпораций и не применяют- ся нормы Закона о приватизации.
Приватизация жилых помещений и земельных участков произво- дится в соответствии со специальными нормами жилищного и земель- ного законодательства.

Что такое собственность публично-правовых образований?

Помимо подробно описанных прав граждан и юридических лиц в отношении имущественного права, в Российской федерации выделяют право на владение и распоряжение имуществом для государственных субъектов.

Собственность публично-правовых образований – что это значит и какие правовые аспекты применимы в отношении имущественных прав этих субъектов?

Публично-правовые образования

Понятие публично-правовое образование (ППО) часто встречается в законодательных актах, но его трактовка часто неоднозначна.

Действительно, термин употребляется в Гражданском и Бюджетном кодексах РФ при уточнении аспектов участия ППО в гражданско-правовых отношениях, но не имеет четко прописанной формулировки.

В юридической практике под публично-правовыми образованиями понимают некоторые субъекты Российской Федерации.

Согласно статье 124 Гражданского кодекса РФ, в список субъектов гражданского права включены не только граждане и юридические лица, но и государство.

Субъекты гражданско-правовых отношений делят на несколько категорий:

  • республики;
  • автономные области;
  • автономные округа;
  • края;
  • области;
  • города федерального значения.

Любой из перечисленных субъектов территориально, юридически, законодательно и конституционно обладает особым публичным статусом и считается публично-правовым образованием.

Право собственности

Статья 212 ГК РФ наделяет ППО правом собственности наравне с другими субъектами, если иное не установлено законодательством.

Владение, управление и распоряжение имуществом субъектами признаются и защищаются Конституцией, если это удовлетворяет нескольким условиям:

  • не причиняет ущерба окружающей среде;
  • не нарушает прав и законных интересов членов публично-территориального коллектива и других лиц.

Имущественные отношения публично-правовых образований регулируются так же, как у гражданских субъектов и юридических лиц.

Что такое собственность публично-правовых образований на простом языке и какими нормами она устанавливается? В соответствии с подразделом 3 ГК РФ, под определением понимают имущество (объекты гражданских прав), принадлежащие государственным субъектам.

В определении имущественных прав есть строгая иерархия. Право собственности в Российской Федерации (в его составе и субъектах РФ), а также муниципальных образованиях возникает на основании Федерального закона № 52-ФЗ от 30.11.1994 г и ст. 218 ГК РФ.

Имущественные права государственных публично-правовых образований

Имущественные права государственных публично-правовых образований

Правовое обоснование права государственной собственности закреплено ст. 214 ГК РФ. Согласно законодательству, государственной собственностью признается имущество, которое:

  • является имуществом РФ (федеральная собственность);
  • является имуществом субъектов РФ (собственность субъекта РФ).

Имущественные права государственных публично-правовых образований закрепляются за унитарными предприятиями и учреждениями. В обязанности предприятий входит владение, управление, пользование и распоряжение государственной собственностью на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 294, 296 ГК РФ).

В список также включена казна, которую составляют средства федерального бюджета и бюджетные средства (казна) субъектов РФ.

Государство имеет право владение всеми типами федерального имущества, в том числе ограниченного и изъятого из оборота.

Существует ряд объектов гражданских прав, законодательно закрепленных за государственными публично-правовыми образованиями Постановлением ВС РФ №3020-1 от 27.12.1991 года (под ред. от 24.12.1993 года, далее Положение*).

Федеральная публичная собственность включает следующее имущество:

  • земля, не принадлежащая гражданам, юридическим лицам или муниципальным образованиям;
  • недра и ископаемые ресурсы;
  • лесной фонд;
  • водные ресурсы (в том числе территориальных вод);
  • ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны;
  • железные дороги;
  • производственные мощности по производству и использованию ядерных и радиоактивных материалов (атомные станции, ядерное оружие);
  • исторически значимые объекты на федеральном балансе;
  • объекты культурного наследия федерального значения;
  • монетные дворы и другие предприятия по изготовлению государственных знаков и др.

Перечисленные объекты изъяты из оборота и не могут принадлежать частным или юридическим лицам. Государство вправе распоряжаться собственностью в соответствии с собственными нуждами, с учетом получения пользы заинтересованными лицами.

Собственность муниципальных публично-правовых образований

Собственность муниципальных публично-правовых образований

Муниципальная форма собственности регламентируется ст. 215 ГК РФ. Имущественные права этого субъекта гражданских правоотношений распространяются на объекты гражданских прав, которые принадлежат публично-правовым образованиям на правах муниципальной собственности.

Имущество закрепляется за муниципальными предприятиями на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 294, 296 ГК РФ).

Положение* причисляет к собственности муниципальных публично-правовых образований следующие объекты в рамках ответственности местной исполнительной власти:

  • жилищный и нежилой фонд;
  • объекты инженерной инфраструктуры городов;
  • учреждения образования и здравоохранения;
  • социально-бытовые объекты и т. д.

Собственность также составляют средства местного бюджета и иные средства, не распределенные между муниципальными учреждениями и предприятиями (муниципальная казна).

Управление публичной собственностью

Как любая собственность, имущество публично-правовых образований может использоваться для извлечения пользы владельца. Осуществление прав собственности происходит посредством участия этих образований в гражданских правоотношениях (ст. 124 ГК РФ).

Управление имуществом осуществляется в соответствии со ст. 125 ГК РФ и выполняется следующим образом:

Поскольку имущественные права государственных и муниципальных ППО построены по принципу раздельности имущества, эти образования не отвечают по обязательствам друг друга (ст. 126 ГК РФ).

Передача прав собственности публично-правовых образований

В соответствии со ст. 217 ГК РФ, имущественные права государственных и муниципальных собственников можно передать гражданским и юридическим лицам. Особенно часто это право интересует потенциальных собственников в отношении земли.

Передача объектов выполняется в соответствии с законами о приватизации. Приватизация ограничена для некоторых юрлиц и некоммерческих организаций.

Помимо земельных участков, в рамках приватизации можно приобрести:

  • предприятия;
  • промышленные и гражданские здания и сооружения, в том числе незавершенные);
  • акции открытых акционерных обществ.

Как собственность публично-правовых образований перевести в частную и как выкупить земельный участок? Порядок приобретения и прекращения права собственности государственных и муниципальных публично-правовых образований регулируется соответствующими статьями Гражданского и Земельного кодекса (если законодательством для объектов собственности не предусмотрено другое).

Особенности приобретения земельных участков

Особенности приобретения земельных участков

Гражданско-правовые отношения в отношении такой части имущества публично-правовых образований, как земля, дополнительно регламентируются Земельным кодексом.

В 2022 г. права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, можно приобрести следующим образом:

  • возвести на арендованной земле жилой дом или другое капитальное строение;
  • организовать на арендованной земле сельского поселения крестьянско-фермерское хозяйство;
  • выиграть тендер по продаже земельных участков.

Чтобы убедиться, что земля находится в собственности публично-правового образования, нужно найти свободный от застроек, но сформированный по требованиям ЗК РФ (статья 11) участок на кадастровой карте РосРеестра.

Если сведения на электронном ресурсе не соответствуют действительности, точную информацию можно получить при запросе выписки из ЕГРН.

Имущественное право публично-правовых образований четко регламентируется законодательством РФ. Собственность ППО – это имущество государства, его субъектов и муниципальных образований, которыми владельцы имеют право распоряжаться в интересах публично-территориального коллектива.

Порядок управления публичными объектами гражданско-правовых отношений в РФ определяется Гражданским и Земельным кодексами, а также соответствующими законами и подзаконными актами.

Читайте также: