В каком году было создание министерства государственных имуществ

Обновлено: 09.05.2024

В Российской империи при учреждении в 1802 г. системы министерств специального органа, ответственного за развитие сельского хозяйства, создано не было. Управлением государственными землями и крестьянами ведал отдельный департамент Министерства финансов. Первым ведомством, в компетенцию которого вошли проблемы аграрного сектора, стало Министерство государственных имуществ, созданное в 1837 г. Его основной функцией было упорядочение управления государственными крестьянами. После отмены в 1861 г. крепостного права, особый статус государственных крестьян был ликвидирован, и основной сферой деятельности Министерства государственных имуществ стало управление сельским хозяйством и сельской промышленностью. В 1894 г. ведомство было преобразовано в Министерство земледелия и государственных имуществ.

В 1915 г. Главное управление землеустройства и земледелия было преобразовано в Министерство земледелия, которое просуществовало до осени 1917 г. Последним царским министром земледелия был Александр Риттих (1916-1917), во Временном правительстве пост руководителя ведомства занимали видные деятели партии эсеров Виктор Чернов и Семен Маслов.

В ноябре 1917 г. на II Всероссийском съезде советов был утвержден состав первого советского правительства - Совета народных комиссаров. В его структуре был образован Народный комиссариат (Наркомат) земледелия РСФСР, который оставался главным ведомством в области сельского хозяйства вплоть до 1929 г. Первым руководителем наркомата был Владимир Милютин.

Согласно конституции СССР 1924 г., вопросы сельского хозяйства относились к сфере компетенции республиканских властей. Однако в 1929 г. на общесоюзном уровне был создан Наркомат земледелия СССР. Задачей нового ведомства было "внесение единства в планирование и руководство сельскохозяйственным производством в масштабе Союза ССР и сосредоточение в едином центре непосредственного управления крупными сельскохозяйственными предприятиями". При этом республиканские наркоматы сохранялись.

С 1938 г. Наркомат земледелия СССР возглавил Иван Бенедиктов - первый советский руководитель этого ведомства с высшим сельскохозяйственным образованием. В 1943 г. он был понижен в должности до первого заместителя наркома земледелия СССР. Главой ведомства стал секретарь ЦК ВКП(б) Андрей Андреев.

Сразу после войны система государственного управления СССР была реформирована. Наркоматы ликвидировались, а вместо них создавались отраслевые министерства. В 1946 г. в системе общесоюзного правительства было образовано Министерство земледелия СССР. В 1947 г. в результате ряда укрупнений, оно было преобразовано в Министерство сельского хозяйства СССР. В 1946-1955 гг. его вновь возглавлял Иван Бенедиктов. Позднее дольше всех, с 1976 г. по 1985 г., пост руководителя агропромышленного комплекса СССР занимал Валентин Месяц.

В Советском Союзе, помимо основных ведомств, регулирующих сельскохозяйственную отрасль, действовали отдельные министерства для каждого агропромышленного направления. В частности, после Великой Отечественной войны в СССР действовали Министерство заготовок, Министерство животноводства, Министерство плодоовощного хозяйства СССР и др.

В 1985 г. по инициативе генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева в СССР была проведена реформа управления сельским хозяйством. На базе шести ликвидируемых союзно- республиканских министерств и ведомств - Минсельхоза, Минплодовощхоза, Минпищепрома, Минмясомолпрома, Минсельстроя и Госкомитета сельхозтехники СССР, был создан Государственный агропромышленный комитет СССР, единый орган управления сельскохозяйственным комплексом страны. Однако в 1989 г. деятельность Госагропрома была признана неэффективной, и он был упразднен. Управление сельским хозяйством было передано на республиканский уровень.

В апреле 1991 г. в структуре правительства СССР было вновь образовано ведомство по вопросам аграрного сектора - Министерство сельского хозяйства и продовольствия СССР, которое просуществовало до ноября 1991 г.

После провозглашения суверенитета РСФСР, 14 июля 1990 г. в России было образовано собственное Министерство сельского хозяйства и продовольствия, которое возглавил Геннадий Кулик. 15 ноября 1991 г. оно было переименовано в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. В 1992-1993 гг. и 1994-2000 гг. ведомство снова называлось Министерством сельского хозяйства и продовольствия. Существующее ныне название министерства было установлено 20 мая 2000 г.

Министерство государственных имуществ — российское министерство, заведовавшее государственными землями и иным государственным имуществом в Российской империи.

При учреждении министерств в 1802 году создание отдельного ведомства для надзора за государственными имуществами не предусматривалось. Эти функции распределялись между подразделениями Министерства внутренних дел и Министерства финансов. С 1811 года управлением государственными имуществами занимался Департамент государственных имуществ Министерства финансов, затем — V отделение Собственной е.и.в. канцелярии.

Министерство государственных имуществ было учреждено 26 декабря 1837 года. В 1843 году в состав Министерства перешёл из финансового ведомства Лесной департамент вместе с Корпусом Лесничих. В 1845 году был образован Департамент сельского хозяйства, в 1848—1856 и 1874—1881 гг. в ведении министерства находилось Государственное коннозаводство. С 1873 по 1905 год в состав министерства входил Горный департамент, до этого находившийся в финансовом ведомстве. В 1894 году ведомство было преобразовано в Министерство земледелия и государственных имуществ. В мае 1905 года оно снова меняет профиль и статус — реорганизуется в Главное управление землеустройства и земледелия, в котором сосредоточилось осуществление столыпинских аграрных реформ. В октябре 1915 года Главное управление вновь преобразуется в Министерство земледелия.

Министерству государственных имуществ вверялось управление государственными имуществами (казенными землями, казенными оброчными статьями, лесами казенного ведомства), общий надзор за исполнением повелений о сбережении лесов и поощрении лесоразведения, заведование горной и соляной частями, охранение источников минеральных вод и заведование Кавказскими минеральными водами, заведование кустарными промыслами, попечение над некоторыми категориями населения, организация управления крестьянами, которое повысило бы их благосостояние.

Министр земледелия и государственных имуществ являлся одновременно и главноуправляющим горною частью, которой он заведовал посредством Горного Департамента, высшего горного учреждения — Горного Совета, Горного Ученого Комитета и местных горных установлений.

Первым министром государственных имуществ был П. Д. Киселев, занимавший этот пост с 1837 по 1856 гг. В 1872—1879 гг. ведомство возглавил П. А. Валуев, в 1881—1893 гг. — М. Н. Островский, в 1893—1905 гг. — А. С. Ермолов, в 1908—1915 гг. — А. В. Кривошеин. Всего до 1917 года сменилось восемнадцать министров.

Дом Министерства государственных имуществ, Исаакиевская площадь, 4 (Большая Морская ул., 42, р. Мойки наб., 87), арх. Ефимов Н. Е. (1847—1853 гг.) — Памятник архитектуры федерального значения.

Похожие страницы:

Управление Государственным имуществом области на примере Государст

. из главных задач министерства государственных имуществ. Министерство государственных имуществ является самым поздним . Федеральный орган по управлению государственным имуществом — Министерство государственного имущества Российской Федерации (Мингосимущество .

Государственное правовое регулирование Российской империи в первой половине XIX века

. году было создано Министерство государственных имуществ, которому поручено управление государственными крестьянами; упорядоченно оброчное . , юстиции, а также государственное казначейство на правах министерства. Каждому министру предписывалось создать .

Гражданско- правовые аспекты государственной регистрации залога недвижимости

. деятельности Комиссии осуществляет Министерство государственного имущества Российской Федерации. 2.4. Порядок государственной регистрации ипотеки Государственная регистрация осуществляется .

Государственные и муниципальные финансы (5)

. , правительство, Министерство финансов РФ, Министерство государственного имущества РФ и другие). Тема 4. Государственный и муниципальный . собственностью осуществляет Министерство государственного имущества РФ. Российский фонд федерального имущества РФ .

Правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества

. Минимущество РФ. Этот орган – правопреемник Министерства государственного имущества РФ, а оно в свою очередь – Госкомимущества . функции поручено Российскому фонду федерального имущества. Покупателями государственного имущества могут быть любые физические .

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

Влияние Сената на деятельность министерств было незначительным. Министры не имели права устанавливать новые или отменять существующие узаконения; при необходимости законодательных решений, а также в ряде др. случаев, особенно связанных с толкованием законов, они обязаны были входить с представлениями в Государственный Совет. На практике же изданием различных предписаний и разъяснений министерства оказывали существенное влияние на действовавшее законодательство. Чтобы обойти Государственный Совет, министры широко использовали Комитет министров, решения которого, утвержденные царем, получали силу закона. Большое значение имели личные доклады министров императору. Важнейшие государственные вопросы часто решались по резолюции царя на докладе министра в обход и Государственного Совета, и Комитета министров.

Сеть министерств в течение более 100 лет их деятельности была сравнительно стабильной. Наиболее значительные изменения ее в 1-й пол. XIX в. связаны с образованием объединенного Министерства духовных дел и народного просвещения (1817—24), созданием в 1826 Министерства императорского двора (с 1893 — и уделов) и Министерства государственных имуществ (1837). Министерство императорского двора включало департамент уделов; ему же были подведомственны Эрмитаж, Академия художеств, Русский музей, Дирекция императорских театров, Археологическая комиссия. В 1852—56 из Министерства императорского двора временно выделилось особое Министерство уделов. Министр двора был поставлен вне контроля Сената и др. высших органов власти, подчиняясь исключительно царю. При образовании Министерства государственных имуществ (МГИ) ему было передано управление государственными имуществами (землями, оброчными статьями, лесами) и казенными крестьянами, до 1837 сосредоточенное в ведении Министерства финансов. В 1848—56 и 1874—81 в ведении МГИ было также государственное коннозаводство, а в 1873—1905 — горное дело (в частности, казенные и частные горные заводы). В 1881 заведование государственным коннозаводством было выделено в самостоятельное Главное управление. В качестве самостоятельных ведомств в 1865—68 и 1880—81 действовало Министерство почт и телеграфов, а в 1902—05 — Главное управление торгового мореплавания и портов. С сент. 1916 по февр. 1917 на правах министерства действовало Главное управление государственного здравоохранения. Частыми были реорганизации департаментов и передачи их из одного министерства в другое. Развитие структуры центрального управления значительно отставало от потребностей жизни страны. Только в 1905 было создано Министерство торговли и промышленности, включившее учреждения, ранее находившиеся в ведомстве Министерства финансов и МГИ.

После Февральской революции 1917 система министерств была сохранена. 1 (14) марта в министерства были назначены комиссары из членов Государственной думы, а 2 (15) марта — министры Временного правительства, которые 4 (17) марта приступили к обязанностям. Ликвидировано было лишь Министерство императорского двора и уделов. Реорганизации подвергся Департамент полиции. В мае и авг. 1917 Временным правительством было образовано 5 новых министерств: труда, почт и телеграфов, продовольствия, государственного призрения, исповеданий. Принципы внутренней организации министерств были сохранены.

Перечень министерств и главных управлений в России (1802 — окт. 1917). Список министров и главноуправляющих:

Министерство внутренних дел, МВД (8.09.1802—25.10(7.11).1917), было важнейшим в системе центральных учреждений Российской Империи. С 1811 по 1819 часть его функций осуществляло Министерство полиции, после упразднения которого в 1819 все полицейские функции перешли к МВД. Это министерство заведовало не только местными административно-полицейскими учреждениями, но и продовольственным делом на местах, городским и земским хозяйством (в т. ч. учреждением и проектированием городов, ярмарок, отводом городских земель), здравоохранением, государственной статистикой, почтовым делом и многими другими областями. В ведении МВД находились также благотворительные (богоугодные) заведения. Министры: Кочубей В. П. (8.09.1802—24.11.1807), Куракин А. Б. (24.11.1807—31.03.1810), Козодавлев О. П. (31.03.1810—24.07.1819), Голицын А. Н. (3.08.1819—4.11.1819), Кочубей В. П. (4.11.1819—28.06.1823), Кампенгаузен Б. Б. (28.06.1823—29.08.1823), Ланской В. С. (29.08.1823—19.04.1828), Закревский А. А. (19.04.1828—19.11.1831), Блудов Д. Н. (12.02.1832—15.02.1839), Строганов А. Г. (10.03.1839—23.09.1841), Перовский Л. А. (23.09.1841—30.08.1852), Бибиков Д. Г. (30.08.1852—20.08.1855), Ланской С. С. (20.08.1855—23.04.1861), Валуев П. А. (23.04.1861—9.03.1868), Тимашев А. Е. (9.03.1868—27.11.1878), Маков Л. С. (27.11.1878—6.08.1880), Лорис-Меликов М. Т. (6.08.1880—4.05.1881), Игнатьев Н. П. (4.05.1881—30.05.1882), Толстой Д. А. (30.05.1882—25.04.1889), Дурново И. Н. (28.04.1889—15.10.1895), Горемыкин И. Л. (15.10.1895—20.10.1899), Сипягин Д. С. (20.10.1899—2.04.1902), Плеве В. К. (4.04.1902—15.07.1904), Святополк-Мирский П. Д. (26.08.1904—18.01.1905), Булыгин А. Г. (20.01.1905—22.10.1905), Дурново П. Н. (23.10.1905—22.04.1906), Столыпин П. А. (26.04.1906—5.09.1911), Макаров А. А. (20.09.1911—16.12.1912), Маклаков Н. А. (16.12.1912—5.06.1915), Щербатов Н. Б. (5.06.1915—26.09.1915), Хвостов А. Н. (26.09.1915—3.03.1916), Штюрмер Б. В. (3.03.1916—7.07.1916), Хвостов А. А. (7.07.1916—16.09.1916), Протопопов А. Д. (16.09.1916—28.02(13.03).1917), Львов Г. Е. (2(15).03.1917—7(20).07.1917), Церетели И. Г. (10(23).07.1917—24.07(6.08).1917), Авксентьев Н. Д. (25.07(7.08).1917—2(15).09.1917), Никитин А. М. (4(17).09.1917—25.10(7.11).1917).

Министерство иностранных дел (8.09.1802—25.10.1917) состояло гл. обр. из прежней Коллегии иностранных дел. Затем в его состав входили: канцелярия министра, Департамент внешних сношений (до 1847), Департамент внутренних сношений (с 1898 2-й Департамент), Азиатский департамент (с 1898 1-й Департамент), Департамент хозяйственных и счетных дел (с 1869 Департамент личного состава и хозяйственных дел), Особая канцелярия министра (до 1862). Особенностью этого министерства было то, что многие наиболее привлекательные для образованных дворян должности предполагали службу за границей, в посольствах и миссиях. Министерству подчинялись его Петербургский и Московский главные архивы. Министры: Воронцов А. Р. (8.09.1802—16.01.1804), Чарторыйский А. А. (16.01.1804—17.06.1806), Будберг А. Я. (17.06.1806—30.08.1807), Румянцев Н. П. (30.08.1807—1.08.1814), Нессельроде К. В. (10.08.1814—15.04.1856), Горчаков А. М. (15.04.1856—28.03.1882), Гирс Н. К. (28.03.1882—14.01.1895), Лобанов-Ростовский А. Б. (26.02.1895—18.08.1896), Шишкин Н. П. (19.08.1896—1.01.1897), Муравьев М. Н. (1.01.1897—8.06.1900), Ламздорф В. Н. (9.06.1900—28.04.1906), Извольский А. П. (28.04.1906—14.09.1910), Сазонов С. Д. (4.09.1910—7.07.1916), Штюрмер Б. В. (7.07.1916—10.11.1916), Покровский Н. Н. (30.11.1916—2(15).03.1917), Милюков П. Н. (2(15).03.1917—2(15).05/5(18).05.1917), Терещенко М. И. (5(18).05.1917—25.10(7.11).1917).

Министерство юстиции (8.09.1802—25.10(7.11).1917) долгое время состояло из канцелярии министра и единственного департамента, разделенного в 1890 на два номерных департамента (1-й и 2-й). При министре действовала также Консультация (1803—1917), Межевое управление (с 1870), Главное тюремное управление (с 1895, ранее находилось в составе МВД). Министр юстиции являлся по должности генерал-прокурором Сената. Министры: Державин Г. Р. (8.09.1802—7.10.1803), Лопухин П. В. (8.10.1803—1.01.1810), Дмитриев И. И. (1.01.1810—30.08.1814), Трощинский Д. П. (30.08.1814—25.08.1817), Лобанов-Ростовский Д. И. (25.08.1817—18.10.1827), Долгорукий А. А. (18.10.1827—20.09.1829), Дашков Д. В. (20.09.1829—14.02.1839), Блудов Д. Н. (15.02.1839—31.12.1839), Панин В. Н. (31.12.1839—21.10.1862), Замятнин Д. Н. (21.10.1862—18.04.1867), Урусов С. Н. (18.04.1867—15.10.1867), Пален К. И. (15.10.1867—30.05.1878), Набоков Д. Н. (30.05.1878—6.11.1885), Манасеин Н. А. (6.11.1885—1.01.1894), Муравьев Н. В. (1.01.1894—14.01.1905), Манухин С. С. (21.01.1905—16.12.1905), Акимов М. Г. (16.12.1905—24.04.1906), Щегловитов Н. Г. (24.04.1906—6.07.1915), Хвостов А. А. (6.07.1915—7.07.1916), Макаров А. А. (7.07.1916—20.12.1916), Добровольский Н. А. (20.12.1916—28.02(13.03).1917), Керенский А. Ф. (2(15).03.1917—5(18).05.1917), Переверзев П. Н. (5(18).05.1917—6(19).07.1917), Ефремов И. Н. (10(23).07.1917—24.07(6.08).1917), Зарудный А. С. (25.07(7.08).1917—2(15).09.1917), Демьянов А. А. (упр.) (3(16).09.1917—25.09(8.10).1917), Малянтович П. Н. (25.09(8.10).1917—25.10(7.11).1917).

Министерство коммерции (8.09.1802—25.07.1810). Министр: Румянцев Н. П. (8.09.1802—25.07.1810).

Министерство полиции (25.07.1810—4.11.1819). Министры: Балашов А. Д. (25.07.1810—28.03.1812), Вязмитинов С. К. (28.03.1812—15.10.1819), Балашов А. Д. (15.10.1819—4.11.1819).

Главное управление духовных дел разных вероисповеданий (25.07.1810—24.10.1817). Главное управление иностранных вероисповеданий (15.05.1824—2.02.1832). Главноуправляющие: Голицын А. Н. (25.07.1810—24.10.1817), Шишков А. С. (15.05.1824—25.04.1828), Блудов Д. Н. (25.04.1828—2.02.1832).

Министерство императорского двора, с 1893 — Министерство императорского двора и уделов (22.08.1826—28.02(13.03).1917). В него входили: Кабинет Его Императорского Величества (созданный в 1704), в ведении которого находилось личное имущество императора, земли, горные заводы и фабрики; Придворная Его Императорского Величества контора (созданная в 1786), ведавшая содержанием дворцов, парков, Эрмитажа и т. п., а до 1854 также устройством придворных церемоний и придворным штатом; Гофинтендантская контора (1797—1851), наблюдавшая за Зимним дворцом, Мраморным, Петергофским, Царскосельским и другими дворцами и Михайловским замком; Придворная конюшенная канцелярия (с 1889 Придворная конюшенная часть); Егермейстерская контора (с 1882 Императорская охота). В состав министерства вошел и Департамент уделов, управлявший удельными, т. е. принадлежавшими членам Императорской семьи имениями (в 1852—56 самостоятельное Министерство уделов, в 1892 переименовано в Главное управление уделов). В подчинении министерства состояли Дирекция императорских театров, Придворный оркестр (с 1882), Придворная певческая капелла (с 1801), Императорская Академия художеств, а также ряд специальных управлений дворцовыми городами (Царское Село, Гатчина и т. д.) и великокняжеских контор, ведавших имуществом членов Императорской фамилии, и некоторые другие придворные учреждения. В придворном ведомстве сохранялась система особых придворных чинов, существовали относительно более благоприятные условия для служебного продвижения придворных служителей. Особый порядок действовал для артистов и музыкантов, находившихся вне Табели о рангах, но пользовавшихся преимуществами придворной службы. Министры: Волконский П. М. (22.08.1826—27.08.1852), Адлерберг В. Ф. (30.08.1852—17.04.1870), Адлерберг А. В. (17.04.1870—17.08.1881), Воронцов-Дашков И. И. (17.08.1881—6.05.1897), Фредерикс В. Б. (6.05.1897—28.02.(13.03).1917).

Министерство уделов (30.08.1852—9.11.1856). Министр: Перовский Л. А. (30.08.1852—9.11.1856).

Министерство почт и телеграфов (15.06.1865—9.03.1868 и 6.08.1880—16.03.1881). Министры: Толстой И. М. (25.06.1865—21.09.1867), Тимашев А. Е. (14.12.1867— 9.03.1868), Маков Л. С. (6.08.1880—16.03.1881).

Главное управление государственного коннозаводства (1.06.1881—25.10(7.11).1917). Главноуправляющие: Воронцов-Дашков И. И. (1.06.1881—6.05.1897), вел. кн. Дмитрий Константинович (25.05.1897—13.11.1905), Зданович А. И. (22.11.1905—28.11.1912), Щербатов Н. В. (1.01.1913—5.06.1915), Стахович П. А. (28.07.1915—28.02(13.03).1917).

Главное управление торгового мореплавания и портов (7.11.1902—27.10.1905). Главноуправляющий: вел. кн. Александр Михайлович (7.11.1902—27.10.1905).

Министерство торговли и промышленности (27.10.1905—25.10(7.11).1917) создано на основе т. н. Центральных учреждений по части торговли и промышленности, объединявших отделы торговли, промышленности, торгового мореплавания и портов и учебный Министерства финансов. Помимо этого, в состав нового министерства вошли Главное по фабричным и горнозаводским делам присутствие, Главная палата мер и весов, Горный департамент (входивший в 1807—74 в состав Министерства финансов, а в 1874—1905 — Министерства государственных имуществ), а также Комитет по техническим делам (при Отделе промышленности), Геологический комитет и ряд других комитетов и комиссий. Министры: Тимирязев В. И. (28.10.1905—18.02.1906), Федоров М. М. (18.02.1906—4.05.1906), Философов Д. А. (27.07.1906—6.12.1907), Шипов И. П. (23.01.1908—13.01.1909), Тимирязев В. И. (14.01.1909—5.11.1909), Тимашев С. И. (5.11.1909—17.02.1915), Шаховской В. Н. (18.02.1915—28.02(13.03).1917), Коновалов А. И. (2(15).03.1917—27.05(9.06).1917), Степанов В. А. (упр. 27.05(9.06).1917—4(17).07.1917), Прокопович С. Н. (25.07(7.08).1917—25.09(8.10).1917), Коновалов А. И. (25.09(8.10).1917—25.09(7.11).1917).

Главное управление государственного здравоохранения (1.09.1916—22.02(7.03).1917). Главноуправляющий: Рейн Г. Е. (1.09.1916—22.02(7.03).1917).

Министерство труда (5(18).05.1917—25.10(7.11).1917). Министры: Скобелев М. И. (5(18).05.1917—2(15).09.1917, Гвоздев К. А. (2(15).09.1917—25.10(7.11).1917).

Министерство почт и телеграфов (Временного правительства) (6(19).05.1917—25.10(7.11).1917). Министры: Церетели И. Г. (5(18).05.1917—24.07(6.08).1917), Никитин А. М. (25.07(7.08).1917—25.10(7.11).1917).

Министерство государственного призрения (5(18)05.1917—25.10(7.11).1917). Министры: Шаховс-

кой Д. И. (5(18).05.1917—2(15).07/4(17).07.1917), Барышников А. А. (упр. 10(23).07.1917—24.07(6.08).1917), Ефремов И. Н. (25.07(7.08).1917—24.09(7.10).1917), Кишкин Н. М. (25.09(8.10).1917—25.10(7.11).1917).

Министерство вероисповеданий (5(18).08.1917—25.10(7.11).1917). Министр: Карташев А. В. (5(18).08.1917—25.10(7.11).1917).

  1. Н. А. Благовещенский. Четвертное право. М. 1899.

1. Государственное крестьянство и его категории

Казённые крестьяне назывались еще и государственными крестьянами. Это было большое сообщество, которые, как и помещичьи крестьяне, работали на земле, но не были отданы помещикам, а сохранили прямые отношения с государством. Государственные крестьяне находились в существенно лучшем положении, чем крестьяне помещичьи, хотя мы не раз встретим утверждения, что их положение тоже было тяжёлым, и оно, безусловно, было таковым, но характерно, что частновладельческие крестьяне постоянно стремились перейти в положение государственных.


Собственно говоря, желание свободы, которое имели крепостные, и о котором не раз писал Николаю Павловичу граф Бенкендорф в 1820-1830 годы, было не желанием свободы вообще, и тем более не желанием свободы политической, о которой неграмотные крестьяне имели самое скромное представление, а именно стремлением перейти в категорию государственных крестьян.

Но при этом лично свободные крестьяне были прикреплены к земле. Земля считалась принадлежащей не им, а государству, и поэтому они, во-первых, только с определёнными оговорками могли продавать, покупать, отдавать в залог землю и, во-вторых, работая на этой земле, они были обязаны нести определённые подати и повинности, то есть часть своих сил отдавать государству.


Особенно много черносошных крестьян было на Русском Севере и в Сибири. Русский Север или Поморье, охватывающее территорию тогдашней Архангелогородской, потом Архангельской губернии (ныне Архангельская область, выделенная из неё северная часть Карелии и Мурманская область), называлось Голубой Русью. Это был исторический центр черносошных земель. Также — Вологодская губерния, Олонецкая губерния и практически весь Урал и Сибирь.

Карта Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерний,
Подробный атлас Российской империи, Н. И. Зуев., 1860 г.

Вторая группа, составлявшая сословие государственных крестьян, — это бывшие церковные крестьяне. Дело в том, что после государства церковь была вторым крупнейшим землевладельцем, возможно даже равным государству по количеству принадлежавшей ей земли. В XV—XVII веках патриаршая, митрополичьи, архиепископские и епископские кафедры, а также многие крупные монастыри владели большим количеством крестьян. Примерно треть всех частновладельческих крестьян в стране к концу XVII века находилась в руках церкви. Значительная часть церковных крестьян в XVII веке принадлежала главным храмам Москвы, Владимира и некоторых других городов. У храмов были свои населённые имения.


К концу XVII — началу XVIII века положение церковных крестьян ничем не отличалось от положения частновладельческих помещичьих крепостных. Они были обложены отнюдь не милостиво тяжелыми барщинами и оброками. Их образование было очень слабым, и вообще жизнь церковных крепостных была тяжёлой. Кстати говоря, это был один из аргументов Екатерины в пользу секуляризации церковных имуществ, может быть, фальшивый, а, может быть, и не совсем, ведь в молодости Екатерина была склонна проявлять человеколюбие, характерное для Европы XVIII века.


Церковные крестьяне были лично несвободны. На них могли возлагать тягло достаточно произвольно, и формально эти тягла не определялись, всё зависело только от человеколюбия управляющего или настоятеля монастыря. Но человеколюбия, как правило, было немного.


Однако после перехода в Казённое ведомство к церковным крестьянам вернулась личная свобода, они были уравнены в правах с черносошными крестьянами. Они были привязаны к земле, несли государственные повинности, вместо барщины на монастырь платили денежные оброки и, как и государственные крестьяне, несли некоторые натуральные повинности (строительство дорог, строительство пристаней и так далее). К концу XVIII века экономические крестьяне слились с государственными крестьянами.

Особую группу государственных крестьян составляли сибирские пашенные крестьяне. Ради освоения Сибири людям разных сословий, и городским мещанам, и даже обедневшим дворянам, но в первую очередь государственным крестьянам, было разрешено переезжать в Сибирь и получать там в собственность землю, с которой они могли жить и торговать.


Гидрографическая и орографическая карта Сибири, Подробный атлас Российской империи,
Н. И. Зуев., 1860 г.

В качестве уплаты за свою землю, они должны были обрабатывать ещё и казённое поле — рук в Сибири не хватало. С казённого поля сибирские пашенные крестьяне ничего уже не имели, с него брался продуктовый оброк — так называемый отсыпной хлеб, то есть зерно, которое вымолачивалось и отдавалось государству. Кроме того, существовала десятинная государева пашня — 1/10 часть своей земли была государственной пашней, которую надо было обработать. Это был уже просто налог трудом. С 1769 года натуральный оброк для сибирских пашенных крестьян был заменён денежной выплатой. По первой ревизии (1719 года, то есть в царствование Петра I) им полагалось платить подушную подать в 71,5 копейки, а к концу царствования Александра она возросла более чем в десять раз и составила 7,5-10 рублей ассигнациями.


Для того, чтобы защищать эти оборонные линии, необходимы были военные поселения. Людей для службы здесь нанимали, им платили. Часто на засечные линии приезжали селиться выходцы из небогатых дворян и государственные крестьяне. Последние имели право, как и дворяне, владеть крестьянами.

Но постепенно границы государства раздвигались (Россия, как вы знаете, имела тенденцию к росту), и эти засечные линии — Белгородская, Тульская — остались глубоко в тылу.


Территориальный рост Российской империи. От Иоанна Грозного до Николая II,
изда
ние А.А. Ильина, 1898 г.

Военные функции жителей этих земель стали никому не нужны, но сами люди остались. Землю они уже получили, дворы построили, детям и внукам имущество передали. У кое-кого из них были крестьяне. Но количество крестьян у однодворцев было небольшим. В 1830 году, во времена, когда однодворцы свои военные функции уже, естественно, не выполняли, миллион однодворцев (а их был именно миллион) владел только одиннадцатью тысячами крепостных.

Итак, однодворцы размещались именно в тех губерниях, где когда-то были засеки: Тульская, Белгородская, Смоленская, Воронежская, Курская, Орловская, Брянская, Тамбовская, Пензенская и Рязанская.


Итак, однодворцы могли иметь крестьян. В отличие от всех остальных крестьян, и государственных, и частновладельческих, они не могли подвергаться телесным наказаниям. И уже в конце XVII века они имели фамилии, тогда как фамилии большинства крестьян появились только во второй половине XVIII века. Даже шляхта Украины и Белоруссии, которая не смогла доказать своего дворянства, также причислялась к однодворцам, но в отличие от других однодворцев, не должна была подвергаться рекрутскому набору. То есть тот рекрутский набор солдат, который с Петра I стал нормой и который распространялся на однодворцев, на шляхту однодворцев Украины и Белоруссии не распространялся. Также украинские и белорусские бывшие шляхтичи сохраняли право доискиваться своего дворянства и, если доискивались, то, естественно, переходили в дворянское сословие с его привилегиями.


Поскольку детей рождалось много и однодворческие деревни переполнялись, то с согласия однодворцев, и только с их согласия, их переселяли на новые земли в Поволжье, Сибирь, где они сохраняли свой статус. Когда была присоединена Бессарабия, то мазылы и рупташи - сословия, которые находились между бессарабским боярством и простыми крестьянами, с 1847 года тоже были причислены к однодворцам.

Сами однодворцы не просто считали себя дворянами, но часто даже аристократами, но обедневшими и разорившимися. У многих из них в избах хранились старинные грамоты о даровании им дворянства. Эта была такая же большая святыня, как и семейные иконы.

Однодворец работал сам. Он был обычным крестьянином, но помнившим, что он был князем или дворянином, и потому очень высоко себя державшим.

Вы видите, однодворцы — это особое сословие, о котором, кстати, не так много известно, хотя сейчас уже появились специальные работы, посвящённые этим людям. Я напомню, что сословие однодворцев насчитывало миллион человек, и если учесть, что во всей николаевской России население составляло около семидесяти миллионов, то можно сделать вывод — однодворцы занимали довольно большой сегмент общества.

Пётр I специальными указами требовал не учить однодворцев грамоте и счёту, чтобы лишить их дворянских амбиций. Эти люди были нужны как налоговое податное население и как рекруты в армию, тем более что в армии они ценились, поскольку имели традицию воинского служения. Но всё же, несмотря на эти требования Петра, которые, кстати, показывают, что неграмотность русских людей вовсе не случайная вещь, а, начиная с Петра Великого, сознательная политика имперского правительства, грамотность среди однодворцев была существенно более высокой, чем среди остальных категорий крестьян. Детей грамоте учили сами родители, а также нанятые дьячки или бродячие грамотеи. Но учились грамоте дети, конечно, туго. Существовала традиция — после того, как учитель помог освоить и научил мальчика или девочку читать очередную книгу, например, Псалтырь, то переход к следующей книге всегда отмечался так называемыми деньгами на кашу. Родители ребёнка выносили учителю котёл каши и сверху сыпали монеты (как правило, конечно, медные).



Как я уже сказал, однодворцы по численности занимали значительный сегмент в обществе. В одной Орловской губернии в 1830-х годах их проживало до ста пятидесяти тысяч. И вообще, несмотря на то, что государи передавали часть государственных крестьян в частные владения, численность государственных крестьян росла. И происходило это по двум следующим причинам.

Одна из них заключалась в характерной русской двойственности. Государство поощряло бегство частновладельческих крестьян, и в случае, если помещики беглых не отыскивали, делало вид, что это новые люди и давало им статус государственных крестьян, обычно поселяя на новые недавно освоенные земли в Сибирь, в Заволжье, на Алтай. А вторая причина была более социальной. Поскольку уровень жизни государственных крестьян был тоже, конечно, не блестящий, но выше, чем у частновладельческих, то и детская смертность среди них была намного ниже. Соответственно, численность государственных крестьян увеличивалась быстрее, чем частновладельческих. Относительная численность государственных крестьян на момент переписи 1724 года составляла 19% населения, а к переписи в 1858 году государственные крестьяне составляли уже 45% населения на территории, охваченной той самой первой ревизией 1724 года. Одновременно относительная численность крепостных уменьшилась с 63% в 1724 году до 35% в 1858 году.

Конечно, существовала ещё и третья причина роста численности государственных крестьян — выкуп разорившихся имений. Когда помещик разорялся, он закладывал имение в банк, надеясь выкупить его потом, а когда не мог этого сделать, имение секвестировалось и поступало государству, а его частновладельческие крестьяне становились крестьянами государственными. Соответственно, их права расширялись, и помещичьи крестьяне всегда завидовали этим счастливчикам.

Казённые крестьяне и земли, на которых они жили, при Александре I и Николае Павловиче находились в распоряжении Департамента государственных имуществ в составе Министерства финансов. И неслучайно. Крестьяне рассматривались только как рентодатели, только как источник государственного дохода, так же как рудники, леса и другие природные угодья, которые приносили прибыль.


2. Самоуправление крестьян

Все русские крестьяне, независимо от того, какие они были, частновладельческие или государственные, имели самоуправление. Это были не бесправные картофелины в мешке. Это были организованные и имеющие возможность самим решать свои проблемы, люди. Другое дело, что в деревнях частновладельческих крепостных помещик, особенно если это был мелкопоместный владелец крестьян, часто вмешивался в их жизнь, в решения их сходов. А если это был какой-нибудь вельможа, который жил в Петербурге или за границей, то крестьяне даже в частновладельческой деревне чувствовали себя лучше, хотя, конечно, их часто обирали тяжёлыми оброками и изнуряли барщиной, и они не имели права сами определять себе размер барщины и оброка. Борьба за так называемые инвентари, то есть за чётко определённое количество трудов и средств, которые крестьянин должен отдать помещику, как вы помните по предшествующей лекции, была одной из главных форм борьбы, если не самих крестьян, то радетелей крестьянской жизни, тех образованных людей, тех чиновников, которые действительно хотели блага крестьянам.

Итак, помещик мог забрать у крестьян всё, он мог даже определить их себе дворовыми, а всю их землю взять себе под распашку, продать другому помещику и так далее. Но если он так не делал, если он не вмешивался в жизнь крестьян, то крестьянский мирской сход сам принимал решения о своих проблемах: кому какая земля принадлежит или какие земли находятся в общем владении (в основном, это были земли для выпаса скота, часто лес и какие-то охотничьи угодья, важные для крестьян).

Читайте также: