Проведение инвентаризации имущества должника п 2 ст 99 зоб

Обновлено: 01.05.2024

Ситуация, когда должник выводит все свои активы, является очень распространенной (читайте нашу статью “ Как‌ ‌выводят‌ ‌активы‌ ‌в‌ ‌преддверии‌ ‌банкротства ‌ ”).

И тем не менее, кредиторам часто удается взыскать долг. Но для этого надо хорошо знать действующее законодательство и судебную практику, чтобы правильно выбрать тот или иной способ защиты в зависимости от конкретной ситуации.

Рассмотрим в общих чертах, что может предпринять кредитор, столкнувшийся с выводом активов, в зависимости от того, введена в отношении должника процедура банкротства или нет.

Если должник вывел активы и в отношении него не введена процедура банкротства, то кредитору при определенных условиях доступны следующие способы защиты его прав.

1.1. Внеконкурсное оспаривание сделок по выводу активов

“Внеконкурсное” — производное от словосочетания “конкурсное производство”. В данном случае кредитор вне рамок дела о банкротстве оспаривает сделку по выводу активов должника, совершенную между должником и третьим лицом.

Данный способ защиты пока плохо развит в нашей стране, не всегда встречает понимание у судов и имеет свои сложности на этапе исполнительного производства.

Тем не менее, иногда это является единственной возможностью для кредитора восстановить имущественную массу должника и получить долг.

Правовая основа для для таких исков — это сочетание статей 1, 10 и 168 ГК РФ (сделка со злоупотреблением правом) либо пункт 1 статьи 170 ГК РФ (мнимая сделка).

Причем, если будет установлено, что активы выводились по цепочке последовательных сделок и приобретатели активов лишь формально выражали волю на получение права собственности на имущество должника (т.е. они фактически использовались в качестве инструмента для вывода активов, создавая иллюзии последовательно перехода права собственности), то все эти сделки следует признавать притворными (п.2 ст.170 ГК РФ).

В этом случае следует оспаривать прикрываему сделку, т.е. ту единственную сделку по передаче права собственности на имущество от должника к бенефициару: лицу, числящемуся конечным приобретателем, либо вообще не названному в формально составленных договорах.

В случае признания такой прикрываемой сделки недействительной владелец выведенных активов должен будет вернуть их должнику в порядке реституции (Определения СКЭС Верховного Суда РФ от 19.06.20 № 301-ЭС17-19678, от 26.11.2018 N 305-ЭС15-12239(5), от 31.07.2017 N 305-ЭС15-11230).

Более подробно о данном иске можно прочитать в нашей статье “ Внеконкурсное оспаривание сделок, совершенных во вред кредиторам ”.

1.2. Взыскание убытков с лиц, которые участвовали в выводе активов должника

Когда должник выводит имущество, он передает его другим лицам под видом различных сделок, а те, в свою очередь, передают его дальше по цепочке.

Как правило, такие лица (соучастники) прекрасно понимают, что они участвуют в схеме по выводу активов.

А если так, то они должны нести деликтную ответственность по правилам главы 59 ГК РФ “Обязательства вследствие причинения вреда”. В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина или юрлица (в нашем случае — имуществу кредитора), подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Таким образом, с “соучастников” вывода активов должника можно попытаться взыскать убытки.

Если, например, должник фиктивно продал имущество своему близкому родственнику, а тот подарил это имущество другому родственнику и будет установлено, что эти родственники знали о том, что они участвуют в выводе активов, то с них можно потребовать возмещения убытков в солидарном порядке.

Причем данный иск о взыскании убытков можно заявить одновременно с иском о признании сделки по выводу активов недействительной или объединить эти требования в один иск (о допустимости конкуренции исков см. нашу статью “ Подача конкурирующих исков к разным ответчикам — эффективный способ возмещения имущественных потерь ”).

В том же Определении СКЭС Верховного Суда РФ от 19.06.20 № 301-ЭС17-19678 говорится: “ Однако это не является препятствием для признания за потерпевшим права требовать возмещения имущественного вреда, возникшего вследствие противоправного вывода активов, от лиц, участвующих в заведомо незаконной схеме, в результате умышленных противоправных действий которых был утрачен контроль над имуществом (чьи действия были направлены на умышленное создание необходимых объективных условий для совершения недействительной прикрываемой сделки) – статья 1064 Гражданского кодекса.

Хотя основания этих требований различны, они преследуют единую цель – возместить в полном объеме (статья 15 Гражданского кодекса) убытки продавца, поэтому обязательства приобретателя (бенефициара – стороны недействительной прикрываемой сделки) и причинителя вреда (лица, участвующего в выводе активов через подписание притворных договоров) являются солидарными (статья 1080 Гражданского кодекса), что также позволяет исключить возникновение неосновательного обогащения на стороне пострадавшего ”.

Следует помнить, что в данном случае взыскиваются убытки, причиненные именно кредитору, а не должнику. Поэтому есть серьезные доводы в пользу того, что размер таких убытков можно рассчитать только после того, как у должника не остается имущества, на которое можно обратить взыскание (т.е. размер убытков не всегда равен стоимости выведенного актива).

1.3. Привлечение КДЛ к субсидиарной ответственности после прекращения производства по делу о банкротстве или завершения конкурсного производства

Многие считают, что привлечь контролирующее должника лицо ( далее — КДЛ ) к субсидиарной ответственности можно только в процедуре банкротства. Однако это не так.

В соответствии с п.3 ст.61.14 Закона о банкротстве кредитор имеет право на такой иск, если в отношении должника ранее возбуждалось дело о банкротстве, но производство по этому делу было прекращено в связи с отсутствием средств для финансирования процедуры банкротства или было завершено конкурсное производство.

При этом, если истцом является кредитор по текущим обязательствам, то его требование должно подтверждаться решением суда. Если же истцом является конкурсный кредитор, то необходимо, чтобы он заявлял свое требование в деле о банкротстве (детали — в законе).

Данный иск, также как и вышерассмотренный, является деликтным по своей правовой природе. По сути, это групповой косвенный иск в интересах всего сообщества кредиторов (как правило) о возмещении вреда, причиненного КДЛ кредиторам (Определение СКЭС Верховного Суда РФ от 3.07.20 № 305-ЭС19-17007 (2)).

Но в отличие от рядового деликтного иска, указанного в разделе 1.2 настоящей статьи, иск о привлечении КДЛ к субсидиарной ответственности гораздо выгоднее для кредиторов, поскольку для этого иска законодатель предусмотрел специальные презумпции вины ответчика, облегчающие процесс доказывания (п.2 ст.61.11 Закона о банкротстве), особый порядок определения размера ответственности виновного лица, особые правила об исковой давности и т.д.

1.4. Взыскание с КДЛ убытков, причиненных должнику, по корпоративным основаниям после прекращения производства по делу о банкротстве

Если размер вреда, причиненного должнику, недостаточен для привлечения КДЛ к субсидиарной ответственности (т.е. вред есть, но он не стал причиной банкротства), то с такого КДЛ можно потребовать возмещения убытков по корпоративным основаниям (ст.53.1 ГК РФ, ст.71 Закона об акционерных обществах, ст.44 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Право кредитора на такой иск предусмотрено подп.2 п.3 ст.61.20 Закона о банкротстве.

Но это право может возникнуть только, если в отношении должника было возбуждено дело о банкротстве, а затем чтобы оно было прекращено в связи с отсутствием средств для финансирования процедуры банкротства. Также необходимо, чтобы требование кредитора было включено в реестр требований кредиторов (далее — РТК) (п.69 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53).

В таком случае, уже после прекращения производства по делу о банкротстве конкурсный кредитор может заявить требование о взыскании с КДЛ убытков, причиненных должнику в результате вывода активов.

В отличие от убытков, указанных в разделе 1.2 настоящей статьи, в данном случае кредитор в силу прямого указания закона взыскивает в свою пользу убытки, причиненные должнику (а не кредитору).

Поэтому кредитору не обязательно ждать, когда у должника не останется имущества, на которое можно обратить взыскание. Размер убытков ограничен размером требований кредитора к должнику.

Если должник вывел активы и в отношении него введена процедура банкротства, то кредитор может прибегнуть к следующим способам защиты своих прав.

2.1. Оспаривание сделок по выводу активов, если должник находится в процедуре банкротства

После введения в отношении должника процедуры банкротства сделки по выводу активов можно оспаривать как по специальным основаниям, предусмотренным Законом о банкротстве (см. нашу статью “ Как кредитору взыскать деньги с банкрота. Часть I. Оспаривание сделок и действий ”), так и по общим (небанкротным) основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Во всех случаях заявление об оспаривании сделок должника рассматривается в деле о банкротстве.

Кредитор может подать заявление об оспаривании сделки, если размер его требования составляет более 10% общего размера кредиторской задолженности, включенной в РТК (не считая размера требований кредитора, в отношении которого сделка оспаривается, и его аффилированных лиц).

Если размер требования кредитора составляет меньшую величину, то ему необходимо обратиться к арбитражному управляющему с просьбой подать соответствующее заявление об оспаривании сделки от своего имени.

2.2. Истребование выведенного актива из чужого незаконного владения

Если активы были выведены по цепочке сделок, первая сделка является недействительной и нет оснований расценивать всю цепочку как единую сделку, то вернуть имущество в конкурсную массу должника можно по виндикационному иску к конечному владельцу активов.

Однако кредиторы не имеют право самостоятельно подавать такой иск, его должен подавать арбитражный управляющий от имени должника.

В этом случае кредиторам остается только обращаться к арбитражному управляющему с просьбой истребовать имущество должника из чужого незаконного владения и, если тот откажется это сделать, то обжаловать бездействие управляющего.

2.3. Привлечение КДЛ к субсидиарной ответственности

Контролирующих должника лиц можно привлечь к субсидиарной ответственности либо за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника о собственном банкротстве, либо за невозможность полного погашения требований кредиторов (фактически — за доведение должника до банкротства).

За невозможность полного погашения требований кредиторов КДЛ отвечает не только когда его действия (бездействие) привели к объективному банкротству должника, но и в том случае, когда после наступления объективного банкротства такое лицо совершило действия (бездействие), существенно ухудшившие финансовое положение должника (подп.2 п.12 ст.61.11 Закона о банкротстве).

Кредитор вправе самостоятельно подать заявление о привлечении КДЛ к субсидиарной ответственности.

2.4. Взыскание убытков с КДЛ

С КДЛ взыскиваются убытки, когда нет оснований для привлечения его к субсидиарной ответственности (либо когда должнику причинен вред до наступления объективного банкротства и он не стал причиной банкротства, либо когда вред причинен после появления признаков объективного банкротства и он несущественно ухудшил финансовое положение должника).

В этом случае, на основании ст.61.20 Закона о банкротстве с КДЛ можно взыскать убытки за нарушение законодательства о юрлицах, т.е. по корпоративным основаниям (ст.53.1 ГК РФ, ст.71 Закона об акционерных обществах, ст.44 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

В данном случае речь идет об убытках, причиненных должнику, а не кредитору.

Кредитор вправе самостоятельно, от имени должника (в силу прямого указания закона) подать соответствующее заявление о взыскании убытков, причиненных контролирующими лицами должнику.

Помимо этого кредитор вправе подать заявление о взыскании убытков с КДЛ или гражданина-должника за нарушение законодательства о банкротстве. Правовое основание для такого заявления — ст.61.13 Закона о банкротстве.

2.5. Взыскание убытков с лиц, которые участвовали в выводе активов должника и которые не являются КДЛ

Бывает, что в цепочке сделок по выводу активов участвуют лица, формально никак не связанные с должником и не являющиеся КДЛ.

В этом случае таких лиц нельзя привлечь к субсидиарной ответственности либо взыскать с них убытки по корпоративным основаниям или за нарушение законодательства о банкротстве.

Вместе с тем, с таких лиц можно попробовать взыскать убытки по общим нормам главы 59 ГК РФ “Обязательства вследствие причинения вреда”.

Сегодня поговорим об описи имущества должника, которую проводит финансовый управляющий в процедурах банкротства физических лиц.

Общие положения. Сроки проведения описи.

В соответствии со ст. 213.9 , 213.25 закона о банкротстве финансовый управляющий обязан разыскивать, собирать имущество должника, реализовывать его. Для этого он должен провести инвентаризацию имущества.

Сроки проведения инвентаризации по физическим лицам не установлен, но суды руководствуются положениями ст. 129 закона о банкротстве, пункт 2 которой гласит:

принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника

Таким образом, именно в срок три месяца финансовый управляющий обязан понять какое имущество у должника есть, какие сделки нужно оспаривать и какое имущество в конкурсную массу не будет включено.

Для этого он делает запросы , получает ответы , изучает выписки по счетам должника. Подробнее об этом можно почитать в статье Как финансовый управляющий ищет имущество банкротов?

Итогом всей его деятельности является составление описи имущества должника. В дальнейшем данная опись сравнивается с той описью , что должник представил в суд вместе с заявлением о банкротстве.

После составления описи имущества должника, финансовый управляющий обязан имущество самостоятельно оценить, разработать положение о торгах и утвердить его в суде или на собрании кредиторов.

Приходит ли финансовый управляющий домой к должнику для составления описи?

Это один из популярных вопросов на первичной консультации. Формально финансовый управляющий обязан прийти к должнику и провести опись имущества. На практике это не совсем так.

Если финансовый управляющий утвержден по предложению должника, то все оформляется согласно полученным ответам от государственных органов. В квартиру никто не приходит и не описывает мебель и технику. Суды тоже этого не требуют, так как не все подлежит продаже, в связи с установленным иммунитетом ст. 446 ГПК РФ.

Если же финансовый управляющий утвержден по предложению кредитора, то тут вероятность выезда в жилище к должнику высока. Часто при недопущении должника, финансовый управляющий получает доступ в жилище к должнику через суд с помощью службы судебных приставов. Описывает он все подряд.

Что включает финансовый управляющий в опись имущества?

Еще один вопрос, который задается на консультациях.

Финансовый управляющий включает в опись имущество все, что можно продать в соответствии с законодательством РФ. Это может быть вторые жилые помещения (квартиры, дома), дачи, земельные участки, транспортные средства (автомобили, мотоциклы, самолеты, пароходы, квадроциклы и т.д.), предметы роскоши (картины, антиквариат и т.д.), драгоценности (кольца, цепочки и т.д.), породистые домашние животные (стоимостью более 10 тыс. руб.) и даже огнестрельное оружие.

Что не может забирать для продажи финансовый управляющий подробнее я описывал в статье Имущество, которое не может быть реализовано в рамках процедуры банкротства физических лиц .

В случае если управляющий изъял лишнее, то необходимо в соответствии со ст. 213.25 закона о банкротстве обращаться в суд с заявлением об исключении этого имущества из конкурсной массы. О том как это сделать в следующей статье.

Что происходит после описи имущества?

Финансовый управляющий несет персональную ответственность за сохранность всего выявленного имущества должника до его продажи. В силу ст. 213.9 закона о банкротстве именно на нем лежит эта обязанность.

Большинство финансовых управляющих составляют договор ответственного хранения с должником и оставляют ему имущество на хранение до его передачи покупателю после торгов. Остальные же стараются имущество забрать, чтобы самому передать его на сохранность привлеченной организации и реализовать.

Ответственный хранитель обязан обеспечить сохранность имущества, не должен им пользоваться. В случае его утраты или возникновения неисправности по его вине, с него могут быть взысканы убытки или он может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 312 УК РФ.

Если же финансовый управляющий сам использует имущество или не обеспечивает его сохранность, то именно он несет риски взыскания убытков.

После оценки и реализации имущества должника, происходит распределение вырученных денежных средств. О том как управляющий их распределяет читайте в статье: Как происходит распределение денег после реализации имущества должника физического лица?

В заключении хотелось бы отметить, что прежде чем вступать в банкротство потенциальным банкротам нужно подготовиться к делу. Обязательно изучить ст. 446 ГПК РФ, ст.101 ФЗ "Об исполнительном производстве", постановление Пленума ВС РФ №45 от 13.10.2015 года и Постановление Пленума ВС РФ №48 от 25.12.2018 года, а также статьи закона о банкротстве, указанные мной в этой статье.

Закон №127-ФЗ о банкротстве - опубликование информации и сроки

Пункт 1 ст. 28 Закона N 127-ФЗ предусматривает, что сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с Законом N 127-ФЗ, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации по результатам проведенного регулирующим органом конкурса между редакциями печатных изданий.

Согласно п.6 ст.28 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения:
1) о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

Срок опубликования: конкурсное производство – не позднее 10 дней с даты утверждения конкурсного управляющего (пункт 1 статьи 28).

В соответствии с пунктом 29 ПП ВАС № 60 по аналогии срок применялся к иным процедурам до 17.08.2013 (до вступления в силу Приказа № 178).

2) о прекращении производства по делу о банкротстве;

Срок опубликования –– 3 рабочих дня с даты получения судебного акта (пункт 3.1 Приказа № 178). Место публикации: официальное издание и ЕФРСБ.

3) об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего;

Срок опубликования –– 3 рабочих дня с даты получения судебного акта (пункт 3.1 Приказа № 178). Место публикации: официальное издание и ЕФРСБ.

4) об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника;

Срок опубликования –– 3 рабочих дня с даты получения судебного акта (пункт 3.1 Приказа № 178). Место публикации: официальное издание и ЕФРСБ.

5) о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов;

6) об отмене или изменении предусмотренных абзацами вторым — шестым настоящего пункта сведений и (или) содержащих указанные сведения судебных актов;

Срок опубликования –– 3 рабочих дня с даты получения судебного акта (пункт 3.1 Приказа № 178).

7) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения.

Перечень сведений подлежащих публикации

Перечень сведений, подлежащих опубликованию и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, в соответствии с нормами данной статьи является открытым и предполагает возможность включения в него сведений, подлежащих обязательному опубликованию в соответствии с иными нормами Закона о банкротстве.

В соответствии с п 7.8. Приказа МЭР РФ №54 организатор торгов в течение трех рабочих дней со дня заключения договора купли-продажи направляет для размещения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о заключении договора купли-продажи имущества (предприятия) должника (дата заключения договора с победителем открытых торгов или сведения об отказе или уклонении победителя открытых торгов от заключения договора, дата заключения договора с иным участником торгов и цена, по которой имущество (предприятие) приобретено покупателем). Место публикации: ЕФРСБ.

Согласно п.5.1 Закона отчет об оценке имущества должника подлежит включению внешним управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение двух рабочих дней с даты поступления копии этого отчета в электронной форме. Место публикации: ЕФРСБ.

Арбитражный управляющий обязан включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания.(п.2 ст.99, п.2 ст.129 Закона) Место публикации: ЕФРСБ.

Перечень сведений, подлежащих опубликованию и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, в соответствии с нормами данной статьи является открытым и предполагает возможность включения в него сведений, подлежащих обязательному опубликованию в соответствии с иными нормами Закона о банкротстве.

Также п.7 ст.28 Закона установлено, что сведения, подлежащие обязательному опубликованию при проведении процедур банкротства в соответствии с п. 6 ст.28 Закона, помимо обязательного опубликования в официальном издании и включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, могут быть опубликованы в иных средствах информации.

Принятие соответствующего решения отнесено к Закона компетенции общего собрания кредиторов должника или комитета кредиторов.

Кроме того, в соответствии с абз. 2 п. 7 данной статьи устанавливается дополнительное право собрания кредиторов принять решение о включении в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовании иных сведений о должнике.

В соответствии с п. 8 если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, сведения, подлежащие опубликованию, должны содержать:

  • наименование должника, его адрес и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета);
  • наименование арбитражного суда, принявшего судебный акт, дату принятия такого судебного акта и указание на наименование процедуры, применяемой в деле о банкротстве, а также номер дела о банкротстве;
  • фамилию, имя, отчество утвержденного арбитражного управляющего, его индивидуальный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета, адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации такой организации, ее индивидуальный номер налогоплательщика и адрес;
  • установленную арбитражным судом дату следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • иную информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами регулирующего органа.
  • наименование должника, его адрес и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета);
  • наименование арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве, указание на наименование процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, а также номер дела о банкротстве;
  • фамилия, имя, отчество утвержденного арбитражного управляющего на дату завершения процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, его индивидуальный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета, адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации такой организации, ее индивидуальный номер налогоплательщика и адрес;
  • наличие заявлений о признании сделок должника недействительными, поданных в соответствии с главой III.1 настоящего Федерального закона, с указанием даты рассмотрения указанных заявлений, результатов их рассмотрения и результатов обжалования судебных актов, принятых по результатам рассмотрения указанных заявлений;
  • наличие жалобы на действия или бездействие арбитражного управляющего с указанием даты подачи жалобы, лица, которому направлялась жалоба, краткого содержания жалобы и принятого на основании рассмотрения жалобы решения;
  • стоимость выявленного в результате инвентаризации имущества должника и дата окончания инвентаризации в случае, если в ходе процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, проводилась инвентаризация.

В соответствии с п.2 ст.99, п.2 ст.129 Закона сведения о результатах инвентаризации имущества должника включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение трех рабочих дней с даты ее окончания:

  • сумма расходов на проведение процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, в том числе с указанием размера выплаченного арбитражному управляющему вознаграждения и обоснованием размера выплаченных сумм, с указанием суммы расходов на оплату услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, оснований для превышения размера оплаты таких услуг, определенного в соответствии со статьей 20.7 настоящего Федерального закона;
  • балансовая стоимость (при наличии) имущества должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, а также дата, на которую эта стоимость определена;
  • выводы о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства;
  • источник покрытия расходов на проведение процедуры, применявшейся в деле о банкротстве;
  • дата и основание прекращения производства по делу о банкротстве в случае, если арбитражным судом принято соответствующее решение.
  • даты вынесения судебных актов о введении наблюдения и об окончании наблюдения, а также даты вынесения судебных актов об изменении сроков такой процедуры;
  • размер требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов на дату вынесения судебного акта об окончании наблюдения (в том числе с выделением суммы требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, основного долга и начисленных неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций), общая сумма погашенных в ходе наблюдения требований по каждой очереди требований;
  • выводы по результатам анализа финансового состояния должника (в том числе выводы о достаточности средств должника для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника), сведения о дате проведения первого собрания кредиторов и принятых им решениях, сведения о резолютивной части судебного акта по результатам наблюдения.
  • даты вынесения судебных актов о введении финансового оздоровления и об окончании финансового оздоровления, а также даты вынесения судебных актов об изменении сроков такой процедуры;
  • размер требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов на дату вынесения судебного акта об окончании финансового оздоровления (в том числе с выделением суммы требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, основного долга и начисленных неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций), общая сумма погашенных в ходе финансового оздоровления требований по каждой очереди требований;
  • сведения о дате проведения собрания кредиторов по результатам финансового оздоровления и принятых им решениях, а также сведения о резолютивной части судебного акта по результатам финансового оздоровления.
  • даты вынесения судебных актов о введении внешнего управления и об окончании внешнего управления, а также даты вынесения судебных актов об изменении сроков такой процедуры;
  • размер требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов на дату вынесения судебного акта об окончании внешнего управления (в том числе с выделением суммы требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, основного долга и начисленных неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций), общая сумма погашенных в ходе внешнего управления требований по каждой очереди требований;
  • сведения о дате проведения собрания кредиторов, утвердившего план внешнего управления, о сделках, подлежащих согласованию с собранием кредиторов (комитетом кредиторов) в соответствии со статьей 104 настоящего Федерального закона;
  • сведения о предложении арбитражного управляющего по результатам внешнего управления, содержащемся в отчете внешнего управляющего, сведения о дате проведения собрания кредиторов по результатам внешнего управления и принятых им решениях, а также сведения о резолютивной части судебного акта по результатам внешнего управления.
  • даты вынесения судебных актов о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о завершении конкурсного производства, а также даты вынесения судебных актов об изменении сроков такой процедуры;
  • размер требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов на дату закрытия реестра требований кредиторов (в том числе с выделением суммы требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, основного долга и начисленных неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций), общая сумма удовлетворенных в ходе конкурсного производства требований по каждой очереди требований;
  • сведения о стоимости активов, не включенных в конкурсную массу, привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, сведения о результатах оценки имущества должника, если такая оценка проводилась, с указанием имущества, даты проведения оценки и стоимости имущества в соответствии с отчетом об оценке;
  • сведения о дате проведения собрания кредиторов по результатам конкурсного производства и принятых им решениях, а также сведения о резолютивной части судебного акта по результатам конкурсного производства.

Соответствующие сведения вносятся (включаются) в информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения обязанности по их опубликованию, установленной соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом. (п.3.1 Приказа №178).

Полный перечень сведений обязательных публикации в ЕФРСБ, определен:

Сроки публикации сведений

Общим сроком для опубликования сведений в ЕФРСБ установлен срок в три рабочих дня с даты возникновения соответствующего факта, если самим законом или приказом не предусмотрен другой срок.

Датой начала течения срока опубликования сведений в ряде случаев указывается дата, когда лицо узнало о возникновении соответствующего факта. В соответствии со сложившейся судебной практикой такой датой признается дата опубликования мотивировочной части судебного акта на сайте арбитражного суда (картотека арбитражных дел).

Важно!

Судебная практика не дает однозначного ответа на вопрос с какого момента считается исполненной обязанность по включению сведений в ЕФРСБ.

Состав информации обязательной к публикации и дополнительные сведения в полной таблице.

Во всех процедурах банкротства участвует арбитражный управляющий. В случае признания должника банкротом запускается процедура конкурсного производства, а арбитражный управляющий получает статус конкурсного управляющего. Рассказываем об особенностях работы конкурсного управляющего, его полномочиях и задачах в рамках конкурсного производства.


Закон о банкротстве (№ 127-ФЗ от 26.10.2002) предусматривает несколько процедур, направленных на восстановление платёжеспособности должника. В каждой из них участвует арбитражный управляющий, имеющий определённый статус — финансового, временного, административного или внешнего управляющего. Статус определяет объём полномочий арбитражного управляющего и задач, которые он должен решить в рамках конкретной процедуры.

Если антикризисные меры не помогли восстановить платёжеспособность должника и закрыть его обязательства, а также если в конкретном деле применить эти обязательства нельзя, арбитражный суд признаёт должника банкротом. За этим следует переход к финальной процедуре банкротства — конкурсному производству, то есть реализации имущества и погашению долгов за счёт вырученных средств. В этой процедуре также участвует арбитражный управляющий — в статусе конкурсного управляющего. Это уже не антикризисный менеджер, поскольку банкротство состоялось. Это специалист, главная задача которого — обеспечить максимально возможное погашение долгов.

В делах о банкротстве граждан и ИП конкурсного управляющего нет. Его функции исполняет финансовый управляющий, который, если была реструктуризация, обычно просто переназначается судом для новой процедуры — реализации имущества.

Статус конкурсного управляющего и его полномочия определены в статьях 127 и 128 закона о банкротстве.

Конкурсного управляющего утверждает суд вместе с принятием решения о признании должника банкротом и запуском конкурсного производства. Порядок утверждения и требования к кандидатуре управляющего точно такие же, как и к арбитражным управляющим в целом.

Если в деле уже были какие-то процедуры банкротства, например наблюдение или финансовое оздоровление, конкурсным управляющим часто становится тот же самый специалист, который ранее участвовал в процессе. Таким образом, арбитражный управляющий сохраняется, только меняется его статус. Но может быть назначен и новый специалист.

В случаях, когда суд сразу принимает решение о признании должника банкротом, например при признании банкротом ликвидируемого должника, конкурсный управляющий утверждается в общем порядке — исходя из предложенной кредиторами кандидатуры или из числа членов саморегулируемой организации, предложенной должником.

Конкурсный управляющий работает с момента утверждения его кандидатуры до завершения конкурсного производства или прекращения дела. Фактически он становится руководителем юридического лица — к нему переходят все соответствующие полномочия.

Управляющий обязан:

  1. Принять в ведение и управление имущество должника.
  2. Провести инвентаризацию принятого имущества и включить информацию о её результатах в ЕФРСБ.
  3. Провести оценку имущества с привлечением независимого оценщика, если оценка требуется.
  4. Принять меры для поиска и возврата имущества должника.
  5. Обеспечить сохранность имущества должника.
  6. Решить вопрос с взысканием дебиторской задолженности должника.
  7. Вести реестр требований кредиторов, при наличии оснований заявлять возражения на такие требования.
  8. Передать подлежащие обязательному хранению документы должника на такое хранение.
  9. Обеспечить уведомление работников должника об увольнении в связи с ликвидацией юридического лица, признанного банкротом.
  10. Совершать другие действия, которые обязательны для конкурсного управляющего в соответствии с законодательством о банкротстве.

Управляющий вправе:

  1. Распоряжаться имуществом должника, заключать с ним сделки. Исключение — сделки с заинтересованностью, которые управляющий может заключать только при наличии согласия собрания кредиторов.
  2. Увольнять работников должника, включая его руководство.
  3. Отказаться от исполнения должником текущих сделок, кроме случаев, когда есть обстоятельства, препятствующие восстановлению платёжеспособности должника.
  4. Обращаться от имени должника в суд для признания его сделок и решений недействительными.
  5. Взыскивать от имени должника с контролирующих его лиц убытки, причинённые их действиями или бездействием.
  6. Ставить перед судом вопрос о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.
  7. Истребовать имущество должника у третьих лиц, в том числе в судебном порядке.
  8. Расторгать в судебном порядке договоры, заключённые должником.
  9. Принимать решения и совершать другие законные действия для возврата имущества должника.

Как должники и кредиторы могут контролировать деятельность конкурсного управляющего

Управляющий работает во взаимодействии как с должником, так и с кредиторами. При этом он может использовать только законные инструменты и работать строго в рамках закона о банкротстве.

Должник и кредиторы могут контролировать деятельность управляющего, принятые им решения и итоги деятельности на основе сведений, поступающих в ЕФРСБ. Например, в реестре отражаются сведения об инвентаризации имущества, уведомления о полученных требованиях кредиторов, заявления о признании сделки недействительной и другие поданные в суд заявления (иски), вынесенные по ним судебные акты, объявления о проведении торгов.

На основе данных ЕФРСБ можно получить детальную картину о ходе конкурсного производства. На каждую опубликованную информацию формируется карточка. Если опубликованные сведения сопровождаются документами, их можно найти в карточке, скачать и ознакомиться. Например, после инвентаризации имущества в ЕФРСБ будет опубликована не только информация об этом, но и опись имущества.

У кредиторов больше возможностей. Управляющий обязан представлять им отчёты о своей деятельности, положении должника, его имуществе и финансах на момент открытия и по ходу конкурсного производства.

Если управляющий действует незаконно, злоупотребляет правами, его действия (решения, бездействие) должник и кредиторы могут обжаловать, обратившись в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Серьёзные нарушения позволяют заявить требование о замене управляющего.

Основные мероприятия в рамках конкурсного производства

Работа конкурсного управляющего нацелена на максимально полное погашение долгов перед кредиторами. Для этого проводится инвентаризация и оценка имущества, взыскиваются дебиторские задолженности, оспариваются сделки должника для возврата активов, к субсидиарной ответственности по долгам привлекаются контролирующие должника лица. Возможностей у управляющего много. Итог — формирование конкурсной массы. Это имущество в дальнейшем продаётся на торгах, а вырученные средства включаются в состав имущества и направляются на покрытие задолженности в порядке очерёдности. Организатором торгов является конкурсный управляющий.

Торги — финальный аккорд конкурсного производства. Они проводятся на электронных площадках. Основные формы — открытый аукцион (самый распространённый вариант) и закрытое публичное предложение.

Следить за ходом торгов нужно на той электронной площадке, где они проводятся. Для регистрации на площадке, участия в торгах и электронного документооборота необходима квалифицированная электронная подпись.

Результаты конкурсного производства

По результатам конкурсного производства управляющий составляет отчёт. К нему прилагаются документы о продаже имущества, реестр требований кредиторов с размером удовлетворённых требований, перечень неудовлетворённых требований по текущим обязательствам и другие документы, установленные ст. 147 закона о банкротстве.

Отчёт управляющего рассматривается судом. Если требования кредиторов не погашены полностью, конкурсное производство завершается, и это становится основанием для исключения должника из ЕГРЮЛ. Если все требования погашены, дело прекращается.

На стадии конкурсного производства должник и кредиторы в любой момент до вынесения судом окончательного решения могут заключить мировое соглашение. Если суд его утвердит, дело прекращается.

Читайте также: