Страховой случай в имущественном страховании это

Обновлено: 16.05.2024

Страхование — надежный и недорогой способ защитить свои имущественные интересы и возместить ущерб от кражи, затопления, пожара. Рецепт идеальной страховки прост — предусмотреть в договоре все важные условия.

Что застраховать

Страхование жилья (жилой дом, его часть, квартира, комната и т.д.) охватывает его конструктивные элементы и элементы отделки, установленное внутри оборудование. Часто граждане страхуют не только жилье, но и имущество в нем. Например, квартиру вместе с бытовой техникой, мебелью, отделочными материалами. В этом случае речь идет о комбинированном страховании в рамках имущественного. Такой подход позволяет защитить интересы страхователя, связанные с утратой (гибелью) или повреждением имущества при наступлении страхового случая .

Застраховать можно:

— строения (жилые дома, хозпостройки (погреб, гараж, баня, беседка, летняя кухня и т.д.), ограждение земельного участка и т.д.);

— жилые помещения (квартира в многоквартирном жилом доме, включая относящиеся к ней помещения (балкон, лоджия и т.д.), комнаты, конструктивные элементы отделки, оборудование внутри квартиры и т.д.);

— домашнее имущество (бытовая техника, мебель, иные предметы домашней обстановки, обихода, хозяйства, быта и потребления, включая стройматериалы и т.д.).

Приведенный перечень примерный. Конкретные объекты и условия имущественного страхования каждый страховщик (организация, которая занимается страхованием) определяет самостоятельно.

Что страхуется обязательно

Обязательного страхования требуют :

— жилые дома и строения, не отделенные от них сооружения (например, жилой дом с пристройкой, которая составляет с ним единое целое);

— квартиры в блокированном жилом доме и не отделенные от них строения, сооружения.

Страховать необходимо и в случае, если одно из указанных строений постоянно используют для проживания и хознужд не только владелец и члены его семьи, но и иные лица с согласия собственника .

Страховая стоимость строений рассчитывается с учетом Положения о порядке оценки .

Страховать не обязательно :

— строения, принадлежащие гражданам, место пребывание которых неизвестно;

— садовые домики (дачи);

— строения в населенных пунктах, используемые гражданами периодически под садовые домики (дачи);

— хозпостройки (подсобные и дворовые), гаражи, расположенные отдельно от строения, подлежащего обязательному страхованию;

— квартиры в многоквартирных жилых домах.

От страховых взносов (платы страховщику за страхование) освобождаются граждане, перечисленные в п. 124 Положения N 530 и п. 2 — 13 ст. 3 Закона о социальных льготах.

Обратите внимание!
Страховые случаи при обязательном страховании связаны только с утратой (гибелью) или повреждением застрахованного строения . Домашнее имущество страхуется отдельно и добровольно.

Как добровольно застраховать жилье

1. Подать страховщику устное или письменное заявление.

— сведения о страхователе;

— сведения об имуществе, которое страхуется (его наименование (дом, квартира, иное имущество), где оно находится, кому принадлежит, какими документами это подтверждается);

— факторы, которые могут повлиять на степень страхового риска (наличие охранной сигнализации, условия эксплуатации и т.д.);

— страховую стоимость имущества (его действительную стоимость в день заключения договора страхования);

— способ определения размера ущерба;

— иные условия, необходимые для целей страхования.

Форму заявления выбирает страховщик. Он может (но не обязан) осмотреть страхуемое имущество и составить его опись. Если стоимость страхуемого имущества вызывает сомнения, страховщик вправе назначить экспертизу достоверности оценки .

Обратите внимание!
Гражданин обязан сообщить страховщику неизвестные тому обстоятельства, от которых зависит вероятность наступления страхового случая и размер возможных убытков .

2. Внимательно изучить правила страхования.

Правила добровольного страхования имущества каждый страховщик разрабатывает самостоятельно. Но утверждает их и согласовывает Минфин.

Ознакомиться с видами и правилами (условиями) страхования можно на официальном сайте страховщика либо в его офисе.

Правила страхования обязательны, даже если не упоминаются в тексте договора страхования .

Их незнание либо невыполнение их условий чревато самыми неприятными последствиями. Например, несвоевременно уведомив страховщика о страховом случае, можно лишиться страхового возмещения .

Правила добровольного страхования включают :

— описание объектов страхования — что относится к строениям (жилым домам, хозпостройкам и т.д.), жилым помещениям (квартирам), домашнему имуществу и т.д.;

— описание страхового случая (что признается стихийным бедствием, несчастным случаем, неправомерными действиями третьих лиц и т.д.) и документы, которые его подтверждают;

— порядок определения страховой суммы (лимита ответственности), уплаты страхового взноса (страховой премии);

— сроки и территорию действия договора страхования, порядок вступления его в силу;

— права и обязанности страхователя и страховщика;

— порядок и строки уведомления страховщика о страховом случае, составления акта о страховом случае;

— сроки страховых выплат;

— прочие условия страхования.

Правила страхования прилагаются к договору, в нем делается отметка об этом .

3. Заключить договор страхования.

Это можно сделать и в электронной форме . Договор вступит в силу со дня уплаты страхового взноса либо его части, если иное не предусматривают правила страхования .

Договор страхования должен содержать существенные условия :

1) о конкретно определенном имуществе, которое страхуется;

2) страховом случае, при наступлении которого страховщик обязан произвести страховую выплату;

3) размере страховой суммы (лимита ответственности), в пределах которой производится страховая выплата (страховое возмещение);

4) сумме страхового взноса (страховой премии) и сроках его уплаты;

5) сроке действия договора (сроке страхования);

6) основаниях расторжения договора раньше установленного срока;

7) порядке возврата страхователю страхового взноса (страховой премии) в случае неисполнения обязательства или досрочного расторжения договора;

8) ответственности за неисполнение обязательств.

Что делать при страховом случае

Прежде всего незамедлительно уведомить о нем страховщика или его представителя. Договор или правила страхования могут предусматривать определенный срок и способ уведомления.

При их нарушении страховщик вправе отказать в выплате страхового возмещения .

Обратим внимание: страхователь должен зафиксировать страховой случай в компетентных органах и получить документ, подтверждающий причинно-следственную связь между страховым случаем и причиненным ущербом.

Например, залитие квартиры и повреждение имущества удостоверят работники жилищно-экплуатационной организации (ЖЭУ), хищение имущества — сотрудники правоохранительных органов.

Исходя из изложенного, предлагаем следующий порядок действий.

1. В случае утраты (гибели) или повреждения застрахованного имущества (например, из-за пожара или удара молнии, взрыва, аварии отопительной системы, водопроводной и канализационной сети, неправомерных действий третьих лиц) незамедлительно заявить в компетентные органы (МЧС, ОВД и т.д.). О фактах гибели или повреждения жилых помещений и имущества в многоквартирных жилых домах, связанных с их эксплуатацией, также заявить в ЖЭУ, обслуживающий дом.

2. Незамедлительно сообщить страховщику или его представителю о причиненном ущербе, если иные сроки и порядок уведомления не закрепляет договор или правила страхования .

3. Принять меры для уменьшения размера ущерба и выполнять указания страховщика, если они последуют .

4. Сохранить до составления акта осмотра представителем страховщика поврежденное имущество в том виде, в котором оно оказалось после происшествия, и обеспечить возможность его последующего осмотра.

5. Представить страховщику письменное заявление о происшедшем событии, приложить к нему подробную опись утраченного (погибшего) или поврежденного имущества и документ о причинно-следственной связи между страховым случаем и причиненным ущербом.

Как получить страховое возмещение

Решение о признании заявленного случая страховым и выплате страхового возмещения страховщик принимает, исходя из условий, изложенных в договоре и (или) правилах страхования.

— заявления страхователя о выплате страхового возмещения с подробным перечнем утраченного (погибшего) или поврежденного имущества и указанием причин, обстоятельств, размера повреждений;

— акта осмотра погибшего или поврежденного имущества;

— документов, подтверждающих факт, причины, обстоятельства наступления заявленного случая, объем причиненного ущерба.

Если страховщик признает заявленный случай страховым (составляет акт о страховом случае), то рассчитает сумму страхового возмещения. Порядок расчета и выплаты страховщик определяет в договоре и (или) в правилах страхования.

Что делать, если страховщик не хочет платить или занижает оценку

Причиной может стать:

— неуведомление или несвоевременное уведомление страховщика о страховом случае ;

— отсутствие обязанности страховщика платить страховое возмещение и возмещать убытки ;

— вина страхователя в ущербе, его умысел или грубая неосторожность ;

— умышленное непринятие страхователем разумных мер, чтобы уменьшить возможный ущерб;

— препятствия, созданные страхователем при определении обстоятельств, характера и размера ущерба;

— разночтения и неправильная трактовка условий договора и (или) правил страхования либо их несоблюдение;

— отсутствие необходимых документов либо ошибки в их заполнении и т.д.

Если возникают какие-либо сомнения по поводу оценки ущерба и (или) расчета суммы страхового возмещения, их стоит развеять и не бояться спорить со страховщиком. В этом случае можно обратиться к нему за разъяснениями (с письменной претензией), воспользоваться услугами независимого оценщика и (или) подать иск в суд. Госпошлина составит 5% цены иска.

Наступление страхового случая

Наступление страхового случая является ключевым моментом, в результате которого страховая организация обязана выполнить свои договорные обязательства перед клиентом, а именно: выплатить страховое обеспечение пострадавшему лицу.

Согласно терминологии страховым случаем называется наступление события, в результате которого были затронуты имущественные интересы страхователя и его жизни или здоровью был причинен вред. Четкое установление данного факта имеет значение, ведь именно он является точкой отсчета для принятия решения о дальнейших выплатах (компенсациях) клиенту. Бывают ситуации, когда произошедшее нельзя квалифицировать как страховой случай, и тогда выплаты не положены.

В определении момента наступления страхового случая заключаются доказательства причинно-следственной связи между страховым риском и данным событием. Данное действие является отправным для страховой организации в оценке верного объема убытков и размера компенсации пострадавшему. Таким образом, определение момента наступления страхового случая – это ключевой критерий для дальнейших действий со стороны страховщика по отношению к клиенту. Предоставление правильным образом заполненных подтверждающих документов является обязательным.

Застраховать можно следующие виды рисков:

  • Получение различных травматических повреждений;
  • Установление любой группы инвалидности в результате несчастного случая;
  • Гибель от несчастного случая или внезапной болезни.

Обладателями страховых полисов могут стать не только взрослые, но и дети. В некоторых страховых организациях можно оформить так называемый семейный полис в рамках одного договора. Чаще других, выбирают страховку, которая действительна 24 часа в сутки и с большим спектром действия, т.е. когда с клиентом несчастный случай может произойти где угодно (дома, на улице, на работе, во время занятий физической активностью, во время отдыха и др.). Помочь правильно сориентироваться при выборе наиболее подходящей программы помогут специалисты, которые проконсультируют обо всех особенностях страховых продуктов.

Ваши действия при наступлении страхового случая

Однако, даже купив полис, многие теряются, когда происходит наступление страхового случая. На деле все просто и страховка – это инструмент, который реально помогает и работает в критических ситуациях. Клиент обязан уведомить страховщика о наступлении страхового случая в тот срок, который указан в договоре. Несвоевременное уведомление без уважительных причин может служить основанием для отказа в выплате компенсации.

Процедура действий клиента:

  • Обратиться в страховую организацию, с которой у вас заключен договор и полис которой есть на руках;
  • Заполнить письменное заявление установленной формы для получения страховой выплаты;
  • Предоставить полис и/или договор страхования;
  • Предъявить все документы, удостоверяющие личность заявителя (самого застрахованного лица или наследника, представляющего его интересы);
  • Собрать весь перечень документов, которые удостоверяют факт случившегося страхового случая.

Денежные компенсации клиенты могут получить одним из двух способов: наличными деньгами в кассе страховщика или же безналичным переводом на счет получателя.

Согласно сути страхования организация обязуется компенсировать все расходы, возникающие у клиента в результате наступления страхового случая. При этом размер возмещения может значительно превысить взносы. В этом заключается экономический смысл страховки. Наступление страхового случая и выплаты по нему обязательно должны проводиться в сроки, указанные в документах.

Любая информация является конфиденциальной. Страховщик не вправе разглашать любые данные: будь то состояние здоровья, сведения о профессиональной деятельности, страховой сумме, имущественном положении дел и др. Согласно гражданскому кодексу нарушение тайны страхования влечет за собой обязанность компенсировать нанесенный клиенту моральный вред и любые убытки.

Разбираемся, в каких случаях получится возместить убытки, как выбрать страховую компанию и что делать, если наступил страховой случай.

Как работает страхование жилья

Этот вид страхования пригодится, когда у вас есть недвижимость и вы хотите защитить себя на случай, если с жильём что-то произойдёт. Пожар, взрыв газа, ограбление, стихийное бедствие, соседи забыли закрыть кран в ванной — во всех этих ситуациях вы рискуете понести серьёзные убытки и даже совсем потерять дом или квартиру. Страхование помогает возместить потери частично или полностью.

Для этого вы заключаете договор со страховой компанией, в котором будет прописано:

  • что именно вы страхуете;
  • какие случаи будут считаться страховыми;
  • на какую сумму вы хотите застраховать жильё.

После вы регулярно платите взносы. Если страховой случай всё-таки наступает, компания оценивает ущерб и выплачивает вам сумму, предусмотренную договором. То есть всё работает примерно так же, как и с любой другой страховкой.

Что можно застраховать в квартире или доме

Всё: от жилья целиком до отделки, мебели и других предметов интерьера. Обычно страховые компании предлагают такие варианты объектов страхования:

  • конструктивные элементы — пол и потолок, стены и перегородки, балконы и лоджии;
  • инженерное оборудование — трубы, счётчики, проводка и прочие коммуникации;
  • внутренняя отделка — напольное и потолочное покрытие, обои, краска или декоративная штукатурка, окна, двери и любые части декора;
  • движимое имущество — техника, мебель, ценные личные вещи;
  • право на собственность — такое страхование называется титульным и помогает сократить убытки, если при покупке жилья вы столкнулись с мошенниками.

Важно помнить, что жилищное страхование распространяется далеко не на любое движимое имущество. Не стоит рассчитывать, что вам компенсируют стоимость всей вашей одежды, украшений, детских игрушек и бабушкиного сервиза на 12 персон. Что-то из дорогих вашему сердцу вещей вы сможете застраховать, но всё будет зависеть от страховой.

От чего можно застраховать жильё

  • соседи залили водой;
  • прорвало водосточную или канализационную трубу;
  • жильё ограбили;
  • произошёл пожар.

Поэтому в первую очередь стоит застраховать дом или квартиру именно от этих рисков. Но это, конечно, не полный список. Страховые компании предлагают ещё несколько опций:

  • стихийные бедствия;
  • взрыв газа;
  • конструктивные дефекты;
  • техногенные аварии;
  • действия животных;
  • падение летательных аппаратов и их частей; .

Кроме того, есть возможность застраховать свою гражданскую ответственность. Такая страховка помогает возместить ущерб, если по вашей вине пострадала чужая недвижимость, например вы залили соседей.

Также страховая компания может покрывать расходы на временное проживание и хранение вещей, уборку территории, оформление и оплату документов и справок, которые нужны для восстановления жилья.

Каждый страховщик предлагает на выбор свой перечень рисков или пакетные варианты, которые включают всё сразу.

Как оформить страховку

1. Выберите надёжную страховую компанию

Важно, чтобы у страховщика была лицензия Центрального банка России. Проверить это можно на официальном сайте. Также стоит обратить внимание на тарифы и другие условия. Например, чтобы компания указала в договоре все важные для вас страховые риски.

2. Внимательно прочитайте условия договора

Нужно понимать, что основная цель страховой компании — заработать, а не спасти вас от разорения. Поэтому информация на красивых сайтах страховщиков и в калькуляторах стоимости страховки может немного отличаться от реальности и сглаживать не слишком удобные условия. Важно максимально точно прояснить для себя:

  • что именно компания считает страховым случаем;
  • когда она может отказать вам в выплате;
  • как происходит процедура оценки и возмещения ущерба;
  • какие документы потребуются, когда наступит страховой случай;
  • каков точный размер страховых взносов.

Например, вы хотите, чтобы компания возместила вам ущерб в случае затопления. Но если внимательно прочитать договор, может выясниться, что страховым случаем будет считаться только ситуация, когда вас залили соседи, а прорыв трубы или наводнение — уже нет. Та же история и с пожарами: некоторые компании не возмещают ущерб, если пожар случился из-за дефектов проводки или поломки электрических приборов.

3. Оцените стоимость имущества

Вы сами выбираете, на какую сумму застраховать жильё и то, что в нём находится. Именно её вам выплатит страховая компания, если что-то случится. Но от этой же суммы напрямую зависит и стоимость вашей страховки.

4. Узнайте, можно ли использовать франшизу

  • Условная: вам возместят ущерб, только если он выше определённой суммы. Например, ваша условная франшиза — 5 000 рублей. Если ущерб меньше 5 000 рублей, вы разбираетесь с ситуацией сами, если больше, его возмещает страховая компания. Скажем, вас залили соседи, наступил страховой случай. Ремонт обойдётся вам в 15 000 рублей. Эту сумму полностью выплатит страховщик.
  • Безусловная: вы устанавливаете сумму, которую в любом случае компенсируете самостоятельно, а остальное вам добавит страховщик. Если ваша безусловная франшиза 5 000 рублей, а ремонт после того, как вас залили соседи, обойдётся в 15 000, то страхования компания возместит вам 10 000 рублей.

5. Почитайте отзывы

Иногда страховые компании радостно заключают договоры и принимают от клиентов деньги, но сами с выплатами не спешат. Они затягивают процесс, заставляют в рабочее время собирать бумажки и стоять в очередях, при оценке существенно занижают размер ущерба.

Предвидеть такое развитие событий во время заключения договора сложно, нарушением закона всё это не является, а оспаривать решение страховой будет себе дороже. Так что стоит обратиться к чужому опыту и заранее узнать, что пишут о компании её клиенты.

6. Принесите все необходимые документы и подпишите договор

Обычно вам будет достаточно паспорта и документа, подтверждающего право собственности на жильё. Некоторые страховые компании могут попросить дополнительные документы, например выписку из ЕГРН.

Как получить страховую выплату

Если наступил страховой случай, вам нужно сделать следующее:

  • Как можно скорее сообщить обо всём в страховую компанию. Обычно в договоре прописан срок, в течение которого вы должны это сделать. Иногда это три дня, иногда сутки. Если вы опоздаете, деньги могут не выплатить.
  • Обратиться в службу, которая зафиксирует случившееся. Это может быть полиция, МЧС, управляющая компания. От них требуется документ, подтверждающий произошедшее, например справка о пожаре, постановление о возбуждении уголовного дела в случае ограбления и так далее.
  • Подать в страховую компанию необходимые документы. Как правило, это действующий страховой полис, квитанции об оплате страховых взносов и бумаги, подтверждающие, что наступил страховой случай.
  • Дождаться решения страховщика. Компания вызовет оценщика, примет решение и, если оно будет положительным, полностью или частично возместит ущерб.

В каких случаях страховку могут не выплатить

Такие ситуации перечислены в договоре страхования, и у каждой компании они свои. Как правило, вам могут отказать по нескольким причинам.

  • Ваша ситуация не считается страховым случаем: вы застраховали дом от стихийного бедствия, а на него упал фонарный столб.
  • Всё случилось по вашей вине: вы оставили включённым утюг и ушли на работу, а в квартире начался пожар.
  • Вы нарушали условия договора: например, не вносили вовремя страховые взносы или поздно обратились в страховую компанию.

Если страховая компания отказывает вам в выплате компенсации без видимых причин, вы можете обратиться с жалобой в Центральный банк.

Пишу для Лайфхакера о продуктивности, мотивации, отношениях, социальных проблемах и ловушках мышления. Выбираю для статей проверенные источники информации — научные работы, статистику, мнения экспертов.

Договор страхования имущества — это соглашение, по которому одна сторона за плату принимает на себя обязательства возместить ущерб другой стороне или выгодоприобретателю при наступлении определенного в документе случая.

Если нужна страховка вещей, недвижимости, обстановки квартиры, заключается договор страхования имущества в письменном виде. Чтобы закон признал его действительным, необходимо включить указанные в законе условия. А чтобы страхование было выгодным, правильно оцените условия договора.

Виды договоров страхования

Классификация обычно производится по следующим основаниям:

  • объект, имущество, которое страхуется: вещи (дача, автомобиль, отделка, гараж), жизнь или здоровье (неимущественные права и интересы), ответственность;
  • обязательность: страховка может быть как добровольной (КАСКО), так и обязательной (ОСАГО).

Из этого перечня видно, что понимается под договором имущественного страхования, — это страховка имущества на случай его утраты или повреждения.

В каких случаях составляется договор страхования имущества

Гражданский кодекс РФ предусматривает добровольность страховки как общее правило, то есть заключение договора имущественного страхования осуществляется по решению сторон. В некоторых правоотношениях заключение такого соглашения является условием подписания основного контракта, например, при получении кредита, ипотеки.

Существенные условия

В соответствии со ст. 942 ГК РФ, стороны должны при оформлении страховки согласовать следующие условия, в противном случае соглашение не будет считаться заключенным по ст. 432 ГК РФ:

  • объект страховки, то есть имущество, которое можно идентифицировать. Имущество определяйте конкретно: если в полисе указана техника в квартире, при повреждении отделки возмещение не положено;
  • страховые риски, то есть события, на случай которых страхуется имущество. При подписании документа необходимо обязательно обратить внимание на перечень этих событий. Например, при подписании КАСКО от ущерба угон не является страховым случаем и выплату страхователь не получит;
  • срок;
  • размер страховой суммы. Это, в соответствии со ст. 947 ГК РФ, сумма, в пределах которой страховщик обязуется осуществить выплату (не выше действительной стоимости вещи).

Таким образом, при заключении договора страхования имущества страховая сумма —это лимит полагающегося страхователю возмещения.

Иные важные условия

Остальные важные условия: права и обязанности сторон, ответственность при нарушении обязательств, порядок уплаты премии и выплаты возмещения, расторжения соглашения. Чаще всего страховые компании (СК) эти условия объединяют в унифицированных правилах, а подтверждением заключения контракта является полис или свидетельство, где указывается, что страховщику выданы правила (это отдельная книжка или брошюра) и он с ними согласен.

Таким образом, формировать перечисленные выше условия у страхователя возможности нет, он либо соглашается на условия, изложенные в правилах, принятых решением руководства страховой компании, либо нет. Ознакомиться с этим документом необходимо, чтобы оценить принятые на себя обязательства, права и обязанности страховой компании, и особенно порядок подтверждения наступления страхового события и обращения за выплатой к страховщику (сроки, документы, необходимость фиксации события в правоохранительных или иных уполномоченных государственных органах).


Порядок заключения, выдача полиса

Страхователь подает заявление, документы о праве собственности на имущество (или иные, принятые в СК) и подписывает контракт. В ст. 940 ГК РФ предусмотрена возможность оформления одного документа — полиса (свидетельства).

В офисе компании-страховщика при заключении договора страхования имущества страховщик может просто выдать полис и унифицированные, принятые в СК, правила. Устно заключить такое соглашение нельзя, это отдельно указано в ч. 1 ст. 940 ГК РФ. В полисе необходимо указать существенные условия, обратить внимание на правильность оформления следующих граф:

  • страхователь — это гражданин, страхующий вещь, в графе указывается фамилия, имя, отчество, адрес, паспортные данные, телефон;
  • предмет — страхуемый объект (проверьте правильность написания наименования и характеризующих признаков в соответствии с правоустанавливающими документами);
  • страховая сумма (это лимит возмещения);
  • срок действия;
  • страховая премия и порядок ее внесения;
  • случаи страховки, при которых выплачивается возмещение (обычно указана группа перечня из правил).

Таким образом, как заполнить договор страхования, определяет СК, обычно это делает представитель - агент, страхователь подписывает полис.

Срок действия

Необходимо обратить внимание, что в соответствии со ст. 957 ГК РФ, контракт начинает действовать в момент уплаты премии (ее части). В соглашении стороны вправе договориться об ином.

Причины для расторжения или признания недействительным

В соответствии со ст. 958 ГК РФ, досрочно прекращается контракт в случае гибели вещи. Также страхователь вправе отказаться от него в любое время, но без права на возврат уплаченной премии, если не указано иное в соглашении.

Читайте также: