Признание права на земельный пай

Обновлено: 04.05.2024

Пай подразумевает обособленную часть земли от общего массива, принадлежащего нескольким дольщикам. Такая земля находится за чертой города и предназначена для сельского хозяйства. Основное использование возможно для разведения скота, выращивания аграрных культур, переработки сельскохозяйственной продукции.

Ввиду своей ценности и плодородности сельскохозяйственные угодья находятся под особой охраной государства, зафиксированной в Земельном кодексе (ЗК). Оборотоспособность угодий СХН основана на принципах:

  • возможность приватизации;
  • локализация допустимой площади;
  • неизменность целевого назначения;
  • у государства и совладельцев преимущество в выкупе пая;
  • собственность возникает исключительно у гражданина РФ.
  • купить;
  • унаследовать;
  • образовать выдел.

Исключения по распространению действия данного ФЗ составляют выделенные паи, отведенные под фермерство с разрешением на садоводческую и огородную деятельность. Их оборот регулируется нормами ЗК и Гражданского кодекса (ГК).

Оформление пая земли в собственность при покупке: пошаговая инструкция

Практическое применение законодательных актов судом в земельных вопросах нередко вызывает спорные моменты. Это обусловлено отсутствием правоприменительной иерархии и конкретики в нормативах.

К примеру, Постановлением Верховного суда № 54 установлено, что договор купли-продажи на будущую недвижимость (то есть участок, еще не прошедший регистрацию) имеет законную силу. ГК РФ тоже не устанавливает запретов в отношении будущих объектов, в то время как директивами ЗК РФ четко определено, что право собственности на землю возникает только в рамках очерченных границ и после регистрации в кадастровом учете.

Поскольку обязанность по регистрированию объекта все равно возникнет, а также во избежание потенциальных судебных прецедентов, обеим сторонам сделки стоит пройти указанные ниже этапы оформления.

Шаг 1.Подготовительный процесс

Владелец пая, пожелавший реализовать свою часть земли, прежде должен удостовериться, что:

  • земля состоит на кадастровом учете (подробнее о том, что такое кадастровый учет);
  • совершена регистрация в Росреестре (ЕГРН).

план земельного участка

Помимо вышеуказанного, нужно совершить следующее:

  • известить государственный орган о продаже пая земли;
  • уведомить остальных владельцев общего надела.

Правило преимущественной покупки органами власти

Для земель сельхозназначения действует правило преимущественной покупки государством (ППП), оно определено требованиями закона об обороте земель СХН. Продавец обязан известить подведомственный орган о намерении реализовать земельный пай. Уведомление должно содержать следующую информацию об участке:

  • адрес;
  • стоимость;
  • площадь (в гектарах/квадратных метрах).

В судебной практике встречаются прецеденты, когда государственный орган отрицает получение извещения. В качестве дополнительной меры и во избежание спорных ситуаций можно одновременно с направленным извещением сделать публикацию в газете.

Игнорирование данного действия влечет за собой недействительность сделки купли-продажи и не несет юридических последствий. Это означает, что пай будет возвращен продавцу.

Когда не действует ППП:

ППП дольщиков

Стоит отметить, что преимущество покупки также регулируется Гражданским кодексом, который обзывает предложить другим владельцам из общего надела осуществить выкуп земельного пая. Сделать это можно одновременно с направлением извещения в уполномоченную службу.

Наряду с вышеуказанным, законом об обороте земель СХН определено, что при наличии более 5 дольщиков распоряжение паями устанавливается кворумом голосов общего собрания. Если на нем находится более 20% участников, или у присутствующих пайщиков совокупная доля составляет 50% и более от надела – собрание считается состоявшимся.

Шаг 2. Договор купли-продажи

Сделка по отчуждению имущества должна быть заключена в письменной форме соответствующим договором.

Оформление земельного пая в собственность сопровождается договором с обязательным указанием цены, точного описания объекта покупки и заверяется подписями сторон. Без соблюдения этих требований, договор не несет юридической силы. Стандартный договор состоит из следующих пунктов:

  • преамбула – персонализирует стороны договора (ФИО, адрес проживания, паспортные данные) и выражает волеизлияние сторон в заключении сделки;
  • предмет – содержит детальное описание и характеристики объекта сделки, кадастровый номер, целевое назначение, делимый/неделимый, наличие/отсутствие ограничительных прав или обременений (подробно о том, что такое обременение на землю), указание правоустанавливающих документов и прочее;
  • цена – стоимость имущества, порядок и сроки расчетов;
  • права и обязанности продавца и покупателя – здесь описывается порядок передачи земельного пая и уплаты за него;
  • заключительные положения – порядок внесения изменений, дополнений и основания расторжения (если таковые могут быть), количество экземпляров (обязательно 3);
  • реквизиты и подписи сторон;
  • приложение в виде акта приема-передачи.

По желанию можно добавить разделы: ответственность сторон (за нарушения договорных обязательств), форс-мажоры (обстоятельства непреодолимой силы, которые могут повлиять на исполнение условий договора).

Нотариальное заверение не является обязательным, за исключением случаев:

  • собственник признан законом недееспособным или не достиг совершеннолетнего возраста;
  • если земельный пай не выделен из общего массива (тогда требуется согласие всех владельцев).

Шаг 3. Перечень документов для регистрации приобретенного земельного пая

  • копии паспортов сторон;
  • экземпляр договора купли-продажи;
  • свидетельство на пай;
  • протокол, подтверждающий согласование границ;
  • подтверждение из Налоговой службы (ФНС) об отсутствии задолженностей;
  • кадастровая выписка;
  • подтверждение направления уведомления уполномоченной службе (корешок, расписка о получении и, если есть, официальный отказ).

Шаг 4. Обращение в регистрационный орган

Завершающим этапом приобретения имущества является обращение в Росреестр или многофункциональный центр (МФЦ). Для этого необходимо:

  1. заполнить бланк о признании права собственности (здесь можно посмотреть образец заявления);
  2. оплатить госпошлину – составляет 100 р.;
  3. сдать документы по перечню;
  4. срок рассмотрения документов составляет 5 – 7 рабочих дней, после чего необходимо получить онлайн или лично выписку из ЕГРН.

образец зявления о выделении земельного участка

Как выделить земельный участок из общего надела: пошаговая инструкция

Отведение наделов при изменении формы собственности прежде велось с целью инвестирования и изготовления аграрного продукта. По этой причине жители имели возможность приобрести паи безвозмездно. На сегодняшний день выделение участка с целью реализации либо совершения иных отчуждающих сделок сопровождается обязательством по оформлению кадастровой документации и налоговыми издержками.

Образование земельного пая в натуральном выражении предусмотрено двумя способами:

  • согласие пайщиков о разграничении территории надела, подтвержденное соответствующим протоколом;
  • самостоятельное образование выдела.

Рекомендуемый алгоритм действий для самостоятельного выделения доли земли

  1. Заключить договор на оказание услуг с организацией или квалифицированным кадастровым инженером для подготовки межевого проекта (читайте: что такое межевой проект).

Площадь пая устанавливается согласно документации на землю, при этом границы могут быть изменены с утверждением инженера.

  1. Утвердить подготовленный межевой проект с дольщиками.
  • личные данные (ФИО, контакты);
  • сведения об инженере, ответственном за проект, и его контактные данные;
  • уникальный кадастровый номер каждой части надела;
  • способы обсуждения или направления предложений в части изменения или доработок по проекту.

После утверждения проекта на земельном участке устанавливаются границы путем проведения кадастровых работ. Законом допускаются отклонения от проекта в части изменения площади участка, но не более 10%.

Завершающим этапом будет межевой план электронного формата с цифровой подписью ответственного инженера.

Чтобы полноправно стать собственником, необходимо обратиться в Регистрационную палату и сдать документы по перечню:

  • заполненный формуляр;
  • подтверждение согласования межевого проекта;
  • паспорт заявителя;
  • акт на землю (если ранее регистрация осуществлялась, то необходимости нет);
  • уплата налогового сбора (350 р.).


Решение уполномоченным органом принимается не позднее 12 рабочих дней, после чего необходимо получить бумажную или электронную выписку из ЕГРН.

Инструкция по оформлению наследственного пая

Недвижимость, в том числе земельный пай, может переходить по наследству (узнайте, как оформить документы на наследство земельного участка). Законом об обороте земель СХН установлены ограничения в части категории наследников.

Ограничения в части наследственного права

Право собственности на участок или земельный пай не считается правомерным, если:

  • лицо, претендующее на имущество, является иностранцем – лица, не являющиеся гражданами РФ, могут только арендовать земельный пай СХН;
  • допущены нарушения максимально допустимых размеров площади земельного участка или пая – более 10% от общего надела;
  • наследуемое имущество передано юридическим лицом – директивами ГК РФ установлено, что завещание может быть составлено только физическим лицом.

Если граждане не могут быть признаны полноправными владельцами, но являются наследниками по завещанию, закон обязывает их произвести отчуждение пая земли в течение 1 года со дня возникновения факта наследства. Алгоритм отчуждения идентичен сделке купли-продажи (описан выше).

Формы возникновения права наследственности

Наследование предполагает переход имущества от умершего к другому лицу. Наследники определяются двумя способами:

  1. По закону – наследодатель перед смертью не оставил письменных распоряжений своим имуществом, в связи с чем наследство передается по очередности. Она устанавливается по степени родства (первая очередь – супруги, дети, вторая – двоюродные родственники и т. д.)
  2. Право по завещанию – наследники определены наследодателем в форме нотариально заверенного завещания.

Сроки принятия наследства

В общепринятом смысле срок открытия наследственного права возникает по истечении 6 месяцев с даты установления фактической смерти (медицинское заключение либо решение суда). Соответственно, в этот период необходимо подтвердить свое вступление в наследство.

наследование земельного участка

Есть также специальные сроки продолжительностью в 3 месяца, они наступают, когда первый наследник отказался от наследства (по истечении 6 месяцев) и право переходит другому родственнику по очередности.

Вступление в наследство: алгоритм действий

Для вступления в права наследства необходимо выполнить ряд действий, предусмотренных законодательством:

  1. Обратиться к нотариусу и подать заявление о принятии в наследство земли.
  2. Предоставить документы по перечню:
  • документальное подтверждение смерти наследодателя (свидетельство о смерти или решение суда);
  • паспорт предполагаемого наследника;
  • завещание или документы, подтверждающие степень родства;
  • подтверждение права собственности на земельный пай умершего (выписка из ЕГРН, свидетельство на пай и другие), в течение 3-х рабочих дней нотариус самостоятельно запрашивает такие сведения в уполномоченном органе;
  • заключение оценочной компании о стоимости участка.
  1. Оплатить налоговый сбор:
  • для наследников первой очереди – 0,3% от стоимости имущества, но не более 100000 р.;
  • остальные наследники оплачивают налог в размере 0,6% от стоимости земли, но сумма не может превышать 1000000 р.

От уплаты налогового сбора освобождаются родственники, совместно проживавшие с умершим, и несовершеннолетние наследники.

  1. Получить свидетельство о праве на наследство земельного пая (как правило, по истечении 6-месячного срока).
  2. Зарегистрировать право собственности в ЕГРН и поставить земельный пай на кадастровый учет (подробнее описано выше).

Отказ в оформлении земельного пая

Основания

При рассмотрении документов муниципальный орган имеет право приостановить регистрацию соответствующим решением. Заявителю предоставляется срок не более 30 дней для устранения причин, препятствующих возникновению надлежащих прав. Причины можно свести к 3-м основным направлениям:

  • непредставление требуемых документов (к примеру, межевой план земельного участка или доверенность на представителя);
  • предоставление ложных сведений;
  • неверное заполнение заявки или отсутствие в ней подписи.

Когда причины приостановления не устранены, государственный орган выносит отказ в регистрации права на земельный пай.

Обжалование в комиссии

Первой инстанцией для обжалования отказа в регистрации земельного пая является апелляционная комиссия при уполномоченном органе, где вынесен отказ. Обжаловать решение нужно в течение 30 дней с даты его получения.

Для обращения необходимо заполнить бланк и приложить копии документов. Заявление рассматривается комиссией в течение 1 месяца. Если решение об отказе в регистрации пая земли осталось без изменений, повторное обращение не допускается.

Оспаривание в суде

Длительное время в нашей стране земельные наделы выделялись гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, и при этом зачастую не проводились никакие учетно-регистрационные процедуры. Результатом этого стала парадоксальная ситуация, когда хозяин, много лет обрабатывавший участок, не является официально его собственником.

– Понятие приобретательной давности встречается во многих законодательных актах, наиболее важным из них является 234-ая статья Гражданского Кодекса РФ. Согласно ей любое физическое и юридическое лицо, которое владеет каким-либо имуществом, не являясь при этом его законным владельцем, но охраняя и храня его как свое личное, по истечению некоторого срока времени (то есть приобретательной давности) имеет полное право зарегистрировать свое право собственности на данное имущество в официальном порядке. Для недвижимости срок подобного владения - не менее 15 лет, а для других видов имущества – не менее 5 лет. При определении приобретательной давности фактический владелец имущества может также учитывать и тот срок владения, который был у лица, относительно которого он является правопреемником.

Для того чтобы воспользоваться таким юридическим механизмом требуется соблюдение некоторых условий.

Во-первых, фактический владелец должен на протяжении всего времени владения бесхозным или чужим имуществом относится к нему как к своему, то есть содержать его: добросовестно, открыто (без скрытия факта владения от других граждан) и непрерывно – земельный участок должен находиться во владении постоянно на всем указанном временном периоде. Законодательство не признает приобретательную давность в том случае, если пользование участком прерывалось. В то же время непрерывность учитывается при наследовании, если наследник продолжает владеть участком наследодателя.

Во-вторых, имущество должно быть получено пусть не официально оформленным способом, но, как минимум, не незаконно. То есть, приобретательная давность не распространяется на вещи, фактический владелец которых заполучил их по подделке документов, применения насилия или прочими противоправными методами.

В-третьих, на данное имущество, как минимум, до наступления приобретательной давности не должно быть посягательств со стороны тех лиц, которые имеют полное право зарегистрировать на него свое право собственности.

И в-четвертых, полностью исключается возможность приобретения имущества по приобретательной давности, если его собственник предоставил его же фактическому владельцу по официальному договору (аренда, рента и т.п.). Только соблюдение всех указанных условий дает возможность обратиться в суд с иском о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности.

Также Наталья Дергачева отмечает, что если все условия соблюдены, для того, чтобы сделать владение земельным участком законным, нужно исковое заявление в суд. Чтобы заявление рассматривалось, нужно иметь документы, подтверждающие основания для владения наделом.

  • выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая отсутствие владельца;
  • архивные справки;
  • подтверждение родственных связей с наследодателем (если участок переходил в наследство);

Также придется приложить доказательные материалы, указывающие на факт правомерного использования надела. Сюда можно отнести показания свидетелей; квитанции об оплате коммунальных услуг по проведенным коммуникациям (если такие имеются); согласие собственника.

В случае положительного решения суда можно будет обратиться за регистрацией права собственности. Для этого потребуется перечень следующих документов.

  • Положительное решение суда, устанавливающее законность прав на приобретение земли.
  • Документ, подтверждающий личность заявителя.
  • Выписка из Единого государственного реестра недвижимости и другие сопутствующие документы на недвижимость.
  • Чек об оплате государственной пошлины в пользу государства

Для подачи документов на регистрацию следует обратиться в ближайший многофункциональный центр, срок проведения учетно-регистрационных процедур составляет не более 7 рабочих дней. После оформления этих документов недвижимость перейдет в полное, законное владение, и граждане смогут им распоряжаться по своему усмотрению, в том числе – продавать, дарить и завещать.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Вавилычевой Т.Ю.,

судей Горохова Б.А., Назаренко Т.Н.

рассмотрела в судебном заседании 22 декабря 2015 г. по кассационной жалобе Кердевар О.С. на решение Адлерского районного суда г. Сочи от 5 февраля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 9 апреля 2015 г. дело по иску Кердевар О.С. к администрации Адлерского района г. Сочи об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на земельный участок в порядке наследования.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения представителя Кердевар О.С. - Репникова И.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Кердевар О.С. обратилась в суд с иском к администрации Адлерского района г. Сочи об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на земельный участок в порядке наследования.

В обоснование требований указала на то, что после смерти ее супруга Кердевара В.С. в 2011 г. открылось наследство, включающее в себя квартиру в г. , земельный участок площадью кв. м, расположенный по адресу: , и находящийся на нем жилой дом площадью кв. м, по адресу: г. .

Завещание Кердевар В.С. не составил, после смерти его родителей Кердевара С.И. и Кердевар А.В. в 2003 г. и 2010 г. соответственно он фактически принял наследство в виде земельного участка, однако не успел документально оформить право в порядке наследования.

Наследниками первой очереди к имуществу Кердевара В.С. является истец и сын наследодателя Кердевар С.В. В установленный законом срок они обратились к нотариусу с заявлениями о принятии наследства. 17 августа 2013 г. им были выданы свидетельства о праве на наследство по закону по 1/2 доли каждому на квартиру и жилой дом. В выдаче свидетельства о праве на наследство на земельный участок нотариусом отказано по причине отсутствия у наследодателя надлежащим образом оформленных документов.

Истец просила установить факт принятия ею наследства, открывшегося после смерти ее супруга Кердевара В.С., состоящего из земельного участка площадью кв. м, расположенного по адресу: кадастровый номер , признать за ней право собственности в порядке наследования по закону на указанный земельный участок в размере 1/2 доли.

Решением Адлерского районного суда г. Сочи от 5 февраля 2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 9 апреля 2015 г. решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Кердевар О.С. ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений как вынесенных с существенным нарушением норм материального права.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А. от 8 октября 2015 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в кассационном порядке и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А. от 26 ноября 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в порядке, предусмотренном статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились и не сообщили о причинах неявки.

Дело рассматривается Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит состоявшиеся по делу судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела судами были допущены такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, постановлением главы Молдовского сельского Совета Адлерского района г. Сочи от 5 ноября 1992 г. N 247/10 отцу Кердевара В.С. - Кердевару С.И. выделен спорный земельный участок для строительства индивидуального жилого дома.

28 декабря 1992 г. на основании указанного постановления администрацией Молдовского сельсовета Адлерского района Кердевару С.И. было выдано свидетельство N 280 о праве собственности на землю с указанием о передаче земельного участка в пожизненное наследуемое владение.

На спорном участке родителями Кердевара В.С. - Кердеваром С.И. и Кердевар А.В. был построен жилой дом.

После смерти родителей, Кердевара С.И. и Кердевар А.В., Кердевар В.С. фактически принял наследство, в том числе земельный участок и расположенный на нем жилой дом, однако право на него не оформил.

После смерти супруга Кердевар О.С. - Кердевара В.С. в 2011 г. наследники первой очереди - истец и их совместный сын также фактически приняли наследство. Обратного при рассмотрении дела не доказано.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что постановление главы Молдовского сельского Совета Адлерского района г. Сочи от 5 ноября 1992 г. N 247/10 и кадастровый паспорт на земельный участок от 21 февраля 2007 г. не содержат сведений о принадлежности земельного участка, поскольку Кердевар В.С. не оформил наследственных прав на спорное имущество.

С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, указав при этом на то, что в правоустанавливающих документах не содержатся сведения о виде права, на основании которого был предоставлен земельный участок.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает выводы судов основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Кроме того, при разрешении спора судом не были приняты во внимание имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, что привело к вынесению незаконного решения.

Согласно ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии со ст. 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.

Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для разрешения требований наследников о правах на наследственное имущество, является принадлежность данного имущества наследодателю на праве собственности, а в отношении земельного участка - на праве пожизненного наследственного владения

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что спорный земельный участок предоставлялся Кердевару С.И. на праве пожизненного наследственного владения. Вместе с тем, на данный участок было выдано свидетельство о праве собственности. Указанные обстоятельства имели место до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".

В силу пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

В случае, если указанный в настоящем пункте земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается.

Требования указанных норм материального права судами не учтены, а выводы судов об отсутствии данных о виде права на спорный участок не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам - свидетельству о праве собственности.

Земельный участок не был оформлен прежним собственником жилого дома - супругом истца Кердевар О.С. - Кердеваром В.С., к которому имущество перешло в порядке наследования. Вместе с тем, Кердевар В.С. своевременно обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства и фактически вступил во владение и управление спорным участком, предоставленным его отцу до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Этот факт при рассмотрения дела ответчиком не оспаривался.

При таких обстоятельствах у истца, как наследника, возникло право требовать признания за ним права собственности на спорный земельный участок.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем решение Адлерского районного суда г. Сочи от 5 февраля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 9 апреля 2015 г. подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, с учетом всех установленных по настоящему делу обстоятельств и с соблюдением требований материального и процессуального закона разрешить возникший спор.

Руководствуясь статьями 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

решение Адлерского районного суда г. Сочи от 5 февраля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 9 апреля 2015 г. отменить.

Согласно п. 2 ст. 12.1 данного Закона невостребованной может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники или наследование которой юридически невозможно.

Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными.

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

Орган местного самоуправления обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ, и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет (при его наличии) список невостребованных земельных долей не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности.

Такая информация также должна размещаться на информационных щитах, находящихся на территории данного муниципального образования. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности.

Такое заявление является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка. Это предусмотрено п. 6 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Ранее в п. 5 ст. 13 упомянутого Закона содержалось правило о том, что невостребованные земельные доли должны быть выделены в участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.

Однако новая редакция Закона содержит принципиально иное правило. Общее собрание участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования списка невостребованных земельных долей вправе принять решение по вопросу об этих невостребованных земельных долях. Если общее собрание участников не примет никакого решения, то орган местного самоуправления по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными.

Требование органа местного самоуправления о признании за ним права собственности на земельный участок может быть заявлено путем предъявления иска к собственникам невостребованных земельных долей в суд по месту нахождения земельного участка (ч. 1 ст. 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и подлежит рассмотрению судом в порядке искового производства. Указанные нормы вступили в действие с 1 июля 2011 года.

С учетом изложенного, настоятельно рекомендуем участникам оборота земель сельскохозяйственного назначения заранее ознакомиться с официальным текстом закона и при необходимости проконсультироваться со специалистами.

Прокуратура
Ульяновской области

Прокуратура Ульяновской области

24 апреля 2020, 10:30

Что такое невостребованные земельные доли?

Согласно п. 2 ст. 12.1 данного Закона невостребованной может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники или наследование которой юридически невозможно.

Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными.

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

Орган местного самоуправления обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ, и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет (при его наличии) список невостребованных земельных долей не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности.

Такая информация также должна размещаться на информационных щитах, находящихся на территории данного муниципального образования. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности.

Такое заявление является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка. Это предусмотрено п. 6 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Ранее в п. 5 ст. 13 упомянутого Закона содержалось правило о том, что невостребованные земельные доли должны быть выделены в участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.

Однако новая редакция Закона содержит принципиально иное правило. Общее собрание участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования списка невостребованных земельных долей вправе принять решение по вопросу об этих невостребованных земельных долях. Если общее собрание участников не примет никакого решения, то орган местного самоуправления по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными.

Требование органа местного самоуправления о признании за ним права собственности на земельный участок может быть заявлено путем предъявления иска к собственникам невостребованных земельных долей в суд по месту нахождения земельного участка (ч. 1 ст. 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и подлежит рассмотрению судом в порядке искового производства. Указанные нормы вступили в действие с 1 июля 2011 года.

С учетом изложенного, настоятельно рекомендуем участникам оборота земель сельскохозяйственного назначения заранее ознакомиться с официальным текстом закона и при необходимости проконсультироваться со специалистами.

Читайте также: