Кто из следующих философов отрицательно относился к институту частной собственности

Обновлено: 15.04.2024

Философия хозяйства рождается, как попытка заглянуть в иные смысловые сферы, чем это может сделать наука как таковая; поместить размышляющее и переживающее сознание в такое смысловое пространство, которое доступно только философствующему сознанию (не уму только, но и сердцу); ответить на такие вопросы, на которые наука вообще, экономическая наука и политическая экономия даже не стремятся ответить, а по существу и не могут. И среди этих вопросов доминируют вполне родственные вечным вопросам: что есть человек и его жизнь, почему, зачем и куда устремлен человек хозяйствующий, какие цели и последствия имеет человеческое хозяйство, к какому общему результату оно может привести?

Основной целью данного реферата является попытка рассмотреть одно из фундаментальных понятий политэкономии с философской точки зрения. И, может быть, найти нравственное оправдание собственности в условиях современной действительности.

Категория собственности является предметом рассмотрения различных наук, вследствие чего можем говорить об экономическом, правовом, социологическом, философском истолковании собственности. Собственность в ее социологическом и правовом понимании определяется как совокупность материальных или духовных ценностей или денежных средств, принадлежащих определенным лицам – собственникам, которые обладают юридическим правом на владение, использование и распоряжение объектом собственности. В современной социологии изучаются способы приобретения собственности, владения ею, контроля над ней, а также институты, поддерживающие распределение собственности, последствия отношений собственности для индивидов и социальных структур, ценности или идеологии, оправдывающие и обосновывающие право собственности.

Глава 1. Собственность в экономической теории

Ближе всего традиционное определение собственности к англо-саксонской правовой системе, которая определяет право собственности как совокупность частичных прав собственности, что соответствует отношениям частичного и монопольного присвоения в отечественной концепции собственности.

Марксистские теоретики рассматривали собственность как исторически детерминированную общественную форму присвоения материальных благ, выражающую отношения людей друг к другу в процессе общественного производства. Истории известны различные формы собственности. Характер права собственности зависит от конкретного общества, стадии его развития, его исторических и культурных особенностей. В хозяйственной деятельности людей известны два основных правовых режима: частной собственности (которая может быть индивидуальной частной или коллективной, как, например, в акционерной компании) и государственной собственности, а также смешанные на основе этих двух правовые режимы.

По определению Маркса, собственность есть отношение к условиям производства как к своим и осуществляется оно только через производство. Отношения собственности в марксистской политической экономии раскрываются через систему производственных отношений. Производственные отношения в политической экономии рассматриваются как

1. социально-экономические отношения (отношения собственности);

2. организационно-экономические (менеджмент, маркетинг и др.);

Методологию К. Маркса, предложенную им социально-экономическую парадигму собственности советские экономисты творчески применили к анализу производственных отношений реального социализма. В их трудах общественная собственность на средства производства исследована как основа производственных отношений социализма, проанализированы пути сближения двух ее форм – государственной и кооперативно-колхозной, раскрыта органическая связь различных форм собственности, включая частную (личную) собственность, с отношениями социалистического хозяйствования.

Собственность как правовое отношение, согласно канонам марксисткой политической экономии вторична по сравнению с собственностью как экономическим отношением; это юридическое выражение и закрепление существующих в данном обществе производственных отношений. В соответствии с таким подходом считалось, что политэконом вправе оставить изучение правовых аспектов собственности другим социальным наукам.

Глава 2. Собственность в философии

Проблема собственности также являлась предметом размышлений многих философов. Можно выделить круг проблем, который составляет предметное ядро философии собственности. Среди них: вопрос об онтологических корнях собственности, сопряженность духовной и материальной, вещественной и невещественной собственности, духовно-этическое обоснование собственности, соотношение свободы и собственности, место и роль собственности в жизни личности и общества. Для философии хозяйства проблема собственности имеет значимость в связи с тем, что она является важным регулятором отношений в хозяйстве. Создание целостной картины философских оснований проблемы собственности возможно только на основе анализа имеющихся подходов, трактовок, аспектов, представленных в трудах философов, так или иначе обращающихс к данной проблеме.

а) непосредственное вступление во владение, поскольку воля имеет свое наличное бытие в вещи как в чем-то позитивном;

б) поскольку вещь есть нечто негативное по отношению к воле, последняя имеет свое наличное бытие в вещи как в чем-то, что должно быть отрицаемо, - потребление;

Список используемой литературы

1. Бердяев Н.А. Философия неравенства. – М., 1990;

2. Булгаков С.Н. Христианский социализм. – Новосибирск, 1991;

3. Бурганов А.Х. Философия и социология собственности. – М., 2000;

4. Гегель Г.В.Ф. Философия права. – М., 1990;

5. Гиренок Ф.И. Почему хозяйство софийно? // Философия хозяйства, 2001. № 4;

6. Данилов – Данильян В.И. Экономико – математический энциклопедический словарь – Инфра-М, 2003;

7. Ильин И.А. Путь к очевидности. – М., 1993;

10. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002;

12. Осипов Ю.М. Философия хозяйства. М., 2001;

13. Соловьев В.С. Оправдание добра. – М., 1996;

14. Франк С.Л. Духовные основы общества - М., 1992;

16. Чичерин Б. Н. Собственность и государство. — СПб.: Издательство РХГА, 2005;

17. Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991.

18. Интернет ресурсы:

[4] Соловьев В.С. Оправдание добра. – М., 1996

[5] Бердяев Н.А. Философия неравенства. – М., 1990

[6] Франк С.Л. Духовные основы общества - М., 1992

[7] Ильин И.А. Путь к очевидности. – М., 1993

[8] Булгаков С.Н. Христианский социализм. – Новосибирск, 1991

Читайте также: