Причины разорения крестьян земельный закон братьев гракхов

Обновлено: 19.05.2024

Автор: Коноплева Олеся Владимировна

Населенный пункт: Вологодская область, г. Вологда

Цель урока: выяснить причины, основное содержание и последствия принятия реформ Гракхов.

Задачи урока:

  • Продолжать работу с историческими понятиями.
  • Развивать умение работать с историческими документами.
  • Продолжить обучение навыкам поисковой деятельности, учить сопоставлению фактов, формулировать выводы и аргументировать свою точку зрения,

УУД:

Личностные:

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • уважать мнение других, формировать навыки сотрудничества, умение работать в группе, оценивать работу класса в целом, оценивать собственную деятельность;
  • развивать умение давать оценку историческим событиям с позиции гуманистических нравственных ценностей.
  • воспитать у учащихся представление о законах, как форме организации коллективной жизни.

Метапредметные (УУД):

  • Коммуникативные УУД:
  • излагать свою точку зрения (позицию);
  • анализировать и аргументировать свои суждения;
  • делать выводы.
  • Регулятивные УУД:
  • определять цель, проблему в деятельности;
  • оценивать степень и способы достижения поставленных задач, целей.
  • Познавательные УУД:
  • определять понятия;
  • строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;

Предметные:

  • рассмотреть причины разорения крестьян в Риме и его последствия;
  • познакомиться с реформой, выяснить её основные положения; выяснить, каковы последствия этой реформы.

Тип урока: усвоение новых знаний

Основное содержание темы, понятия и термины: Народные трибуны, Закон

Необходимое оборудование: учебник, раздаточный материал, иллюстрации, оценочный лист.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Дан звонок, и все мы смело
Принимаемся за дело
Путь нелегкий предстоит
В даль дорога побежит
Мы промчимся чрез века
Через многие года
Пронесемся над лесами
И окажемся мы с вами…
Далеко за много лет…В том истории секрет……

В 40-е годы II века до н.э. было временем сравнительно спокойным для Римской республики. Страшный враг Карфаген был повержен, установилось господство над Македонией и Грецией. В Средиземноморье у Рима врагов больше не было. Внешних врагов больше не было, однако, внутри общества накопились такие противоречия, которые в конечном итоге приведут к восстанию рабов и масштабному движению за земельную реформу.

Представим себя на месте исследователей. Что бы Вас могло заинтересовать, узнав о введении такого закона?

Цель нашего урока: выяснить причины, основное содержание и последствия принятия реформ Гракхов.

Подготовка к восприятию нового материала.

Учащиеся высказывают свои предположения:

1. причины проведения реформы?

2. содержание закона?

3.последствия, проведенных преобразований?

Записывают тему урока.

Самоопределение, смыслообразование(Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Чтобы узнать о земельной реформе нам необходимо вспомнить, ряд определений, которые мы изучали на предыдущих уроках.

Предлагаю сыграть в игру: учитель бросает мячик, ученик поймавший мяч должен назвать определение соответствующее термину.

Ответы учеников:

Народные трибуны – это выборная должность, главной целью которой было обеспечение правовой защиты простого народа от своеволия властей

Народное собрание-это высший орган власти, состоящий из граждан Рима, который утверждал законы, обсуждаемые и одобряемые сенатом.

Сенат- один из высших государственных органов власти в Древнем Риме

Закон -установленное государственной властью общеобязательное правило, регулирующее какую-нибудь область общественно - правовых отношений.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

Предлагаю вам работать согласно нашего плана.

1.Причины проведения реформ

Для решения этого вопроса вам понадобятся исторические документы, которые есть на ваших столах (Каждая группа получает карточку с пунктами закона, которые необходимо проанализировать и ответить на поставленные вопросы) (Приложение1)

Факт 1. Вернулся римский крестьянин в Италию после длительных заморских походов, а его земельный участок зарос сорняками, плетень развалился, сарай для скота пуст, т. к. жена вынуждена была продать быков. Чтобы восстановить хозяйство, купить скот, нужны большие средства.

Факт 2. Не все крестьяне сразу продавали участок. Вернувшись, они работали от зари до зари, пытаясь восстановить хозяйство. Однако и такие крестьяне разорялись. Соберёт он, например, пшеницу, привезёт её в город на продажу. А там за зерно предлагают такую ничтожную плату, что хоть вываливай весь урожай в реку.

Факт 3. Крупные землевладельцы давно поняли, что пшеницу выращивать невыгодно, дешевле её завозить из Сицилии и других провинций. Нанимать на работу в своё хозяйство крестьян тоже накладно. Ведь можно бесплатно использовать труд рабов. И пусть по качеству оливковое масло и вино, произведённое рабами хуже, чем произведённое в хозяйстве крестьянина, но труд рабов в имении обходился настолько дёшево, что рабовладелец продавал вино и оливковое масло по более низкой цене. Это неизбежно вело крестьян к разорению.

1.Изучив факты, нам предстоит сформулировать причины проведения реформы?

2.Подумать, чем было опасно для Рима разорение крестьян?

Вывод: Проведение земельной реформы стало справедливым требованием того времени, разорение крестьян- собственников и возможное ослабление Рима.

Ученики фиксируют ответы.

Вы удачно справились с первой поставленной задачей!

Причины, необходимые для проведения реформы вы назвали верно.

Как вы думаете, кто мог защитить права бедных, разорившихся крестьян?

Вспомните, каковы были обязанности Народных Трибунов?

Так, Риме должность народного трибуна в 133 году до н. э занимал Тиберий Гракх, он происходил из знатного плебейского рода. Им сразу же был предложен земельный закон.

Переходи к рассмотрению нашей второй задачи - содержание закона?

С эти законом вы познакомитесь, прочитав документ. (Приложение 2)

Земельный закон Т. Гракха:

1.Каждому владельцу разрешается иметь не более 500 югеров земли, если у него есть сыновья, то на каждого сына приходится 250 югеров, но на каждую семью не может приходится больше 1000 югеров земли (250 гектаров)

2. Излишки государственной земли должны быть переданы в казну и из них должны быть нарезаются участки по 30 югеров бедным гражданам в наследственную аренду. Продажа этих участков категорически запрещена.

3.Для проведения реформы создается специальная комиссия из 3-х человек, избираемая Народным собранием сроком на 1 год с последующим переизбранием.

Вопросы:

1.Каким образом распределялись общественные земли?

2.Как вы думаете, изданные законы справедливы или нет?

Вывод: в результате проведенной реформы произошло перераспределение земель. Землей были наделены бедняки, в пользование разрешалось иметь строго определенное количество земли.

Ученики фиксируют ответы в маршрутный лист

Вы удачно справились со второй поставленной задачей!

Ребята, нам осталось выяснить последствия проведенных преобразований- это третья задача.

Задание:

1.Кому мог не понравиться земельный закон?

(Обратитесь к пункту учебника на с.235 и подтвердите какую- либо точку зрения, выполните задание №5 в маршрутном листе).

2.Какие действия могут предпринять слои недовольные этим законом? (ваши предложения)

3. С гибелью Т. Гракха завершается ли действие земельного закона?(с. 236-237)

Рассматриваются причины разорения римских крестьян во II в. до н. э. и его последствия. С одной стороны, беспрерывные войны в отдаленных районах приводили к запустению крестьянских участков в Италии, с другой - мелкие неустойчивые хозяйства не выдерживали конкуренции с крупными хозяйствами, основанными на рабском труде, и дешевым провинциальным хлебом. Немалую роль в разорении крестьян играли прямые захваты их участков знатью. Поскольку неимущим гражданам не разрешалось служить в армии, разорение крестьянства значительно ослабило военную мощь Рима.

Борьба крестьян за землю, а также стремление отдельных представителей римской знати укрепить армию привели к при-нятию земельного закона. Однако крупные землевладельцы яростно сопротивлялись проведению закона в жизнь; усилить войско путем аграрной реформы не удалось, и в конце I в. до н. э. в Риме появляется наемная армия, в которой могли служить за плату все бедняки.

Варианты начала урока: I. А 1. II. А 2-3. III. Б 1-6. Вопросы и задания:

А. 1., Сравните рабовладение в Риме с рабовладением в других древних государствах. Руководя работой, учитель предлагает найти различие по трем направлениям:

Учитель может предложить найти сходство по двум направлениям: 1) использование труда рабов (приведите примеры, на каких работах использовали рабов во всех древних странах); 2) положение рабов (повсюду раб считался вещью, принадлежащей своему господину).

- Этот человек хорошо одет, он не нуждается ни в еде, ни в питье. Хозяин имения не наказывает его, не требует от управляющего тяжелого, изнуряющего труда. Напротив, от самого управляющего зависят судьбы всех рабов в имении.

И все же управляющий - раб! Он всегда помнит, что господин может лишить его места, заставить работать на прессе, заковать в кандалы, продать и т. п. По римским законам он так же бесправен, как и остальные рабы, он - вещь, которой хозяин может распоряжаться, как пожелает.

План изучения: 1. Разорение крестьян в Италии. 2. Борьба крестьян за землю и закон Тиберия Гракха. 3. Превращение римской армии в наемную.

1. Пока римляне завоевывали Италию, крестьяне были довольны: при дележе земли они получали свою долю. Заморские же походы крестьянам выгодны не были: они приводили к их разорению. (Учитель напоминает, что ограбление провинций обогащало главным образом верхушку римского общества.) Эта мысль - она перекликается с материалом по истории Египта (см. пособие, стр. 125) - может быть раскрыта на трех примерах.

2) Не все крестьяне сразу продавали участок. Тоскует иной крестьянин где-нибудь в Африке по своему хозяйству. Мечтает о том времени, когда он снова начнет пахать и сеять, ухаживать за быками, стричь овечью шерсть, делать душистый-сыр. Вернувшись, он работает от зари до зари, пытаясь восстановить хозяйство. Однако и такой крестьянин неизбежно разоряется. Соберет он, например, пшеницу, привезет ее в город на продажу. А там за зерно предлагают такую ничтожную плату, что хоть вываливай весь урожай от досады в реку!

В чем дело? Почему так подешевела пшеница? Учащиеся способны ответить на вопрос, если раньше отмечалось, что зерно в изобилии привозилось из Сицилии и других провинций.

Крупные землевладельцы Италии давно поняли, что пшеницу выращивать невыгодно. Как они перестроили свое хозяйство? Почему мелким землевладельцам-крестьянам это было не под силу? Учащиеся вспоминают: оливки и виноград растут долго. Учитель добавляет, что для перестройки хозяйства необходимы пресс, рабы. Денег не хватает, и крестьянин залезает в долги. Однако труд рабов в имении обходится настолько дешево, что рабовладелец продавал вино и оливковое масло по более низкой цене, чем крестьянин. Бьется крестьянин.год-другой, терпит нужду, но в конце концов вынужден расстаться со своим участком.

3) Бывало и по-другому. Возвращается легионер из похода и узнает, что богатый сосед захватил его участок. Кому тут жаловаться? Можно, конечно, пойти в Рим с просьбой расследовать дело, но у богача в сенате много друзей, и крестьянин вряд ли добьется справедливости.

Крестьяне, потерявшие землю, искали себе пристанище и скудное пропитание в больших городах Италии. Бедняки ютились там в крошечных каморках под крышами многоэтажных домов, на черных лестницах, в сырых подвалах и прямо под открытым небом. Полуголодные и праздные, они толпились на городских площадях, зарабатывая себе на хлеб порой самыми грязными способами.

Очень сильно были обеспокоены положением крестьян братья Гракхи, внуки знаменитого полководца Сципиона Африканского, победителя Ганнибала. Старший из братьев - Тиберий был известен как безукоризненно честный человек и герой нескольких войн. Семнадцатилетним юношей он участвовал в осаде Карфагена и во время штурма первым забрался на крепостную стену.

Тиберий знал также, что римская беднота считает несправедливым захват знатью почти всех государственных земель. Обнищавшие крестьяне стекались в Рим, требуя передела земли. На стенах домов и даже на могильных памятниках бедняки писали воззвания, в которых призывали к борьбе за землю. Наблюдая создавшееся положение, Тиберий нашел, как ему казалось, путь для усиления армии и государства.

Знакомя учащихся с законопроектом Тиберия, учитель обращает внимание прежде всего на его фактическое содержание. Тиберий предложил принять закон, по которому у богатых рабовладельцев следовало отобрать часть земли. Сенат не поддержал Тиберия, и он вынужден был обратиться за помощью к бедноте (можно прочитать отрывок из речи Тиберия, стр. 200, 201).

В Риме предложить новый закон мог только римлянин, занимающий государственную должность. Поэтому Тиберий заявил о своем желании стать народным трибуном; он и был избран на эту должность в 133 г. до н. э.

Законы принимало народное собрание, в котором большинство составляли бедняки. Поэтому сенаторы поняли, что им будет трудно помешать принятию земельного закона. По их наущению другой трибун - Октавий, крупный землевладелец, наложил вето на предложение Тиберия Гракха. Тогда Тиберий поступил так, как до него никто не поступал в римской истории.

- Народ выбирает трибуна, - сказал Тиберий, обращаясь к собранию, - для того, чтобы трибун защищал его интересы. Может ли быть трибуном человек, который идет против воли народа?

- Нет, - закричали в ответ, - не может!

- Я предлагаю, - продолжал Тиберий, - проголосовать, достоин ли Октавий быть трибуном.

Учитель отмечает, что после принятия закона началась раздача земли и несколько тысяч бедняков получили наделы. Однако Тиберий не успел в течение года наделить всех бедных граждан землей. Он предложил, чтобы его избрали народным трибуном на следующий год.

О гибели Тиберия и деятельности Гая Гракха учащиеся могут узнать в ходе чтения учебника (§ 48, пп. 3-4).

3. В конспективной форме сообщается о превращении римской армии в наемную.

Разорение крестьян в Италии. Огромный приток в Италию и ограбление римлянами провинций обогащали рабовладельцев но разоряли крестьян Италии. Обработка земли силами рабов обходилась дешево. К тому из провинций в Италию привозили много дешевого хлеба.

Цены на хлеб упали. Крестьяне, занимавшиеся хлебопашеством, беднели и разорялись. Богатые рабовладельцы скупали их земли за бесценок.

Разорившиеся крестьяне шли в Рим и в другие города искать заработка. Но и там они не находили его, так как почти все работы выполнялись рабами. В Риме скопились десятки тысяч безработных и бездомных людей.

Тревога среди рабовладельцев. Крестьяне, потерявшие землю, не служили в войске. Число людей, призываемых на военную службу, уменьшалось. Римское войско начало слабеть. Это тревожило рабовладельцев.

Беспокоило их также скопление в имениях и на рудниках множества рабов, ненавидевших своих угнетателей. Особенно напугало рабовладельцев огромное восстание рабов в Сицилии, вспыхнувшее в 137 году до н. э. Многие рабовладельцы были убиты, их богатства разделены между восставшими. С большим трудом римляне подавили восстание.

Однако лишь немногие из рабовладельцев поняли, как опасно было для них разорение крестьян. Смело и открыто говорили об этом Тиберий к Гай Гракхи, происходившие из знатной плебейской фамилии.

Земельный закон Тиберия Гракха. Старший из братьев Гракхов — Тиберий приобрёл известность благодаря своей выдающейся храбрости: участвуя в штурме Карфагена, он первым ворвался на крепостную стену. Еще большую славу доставила Тиберию его честность, редко встречавшаяся у знатных людей Рима. Народное собрание избрало Тиберия народным трибуном на 133 год до н. э.

Тиберий красноречиво защищал предложенный им закон (см. приложение к § 50). Однако сенат, состоявший из богатейших рабовладельцев, с издевательством встретил и отверг его предложение.

Тиберий был бессилен один бороться с могущественным сенатом, но его поддержали народные массы. Повсюду на стенах домов, на колоннах, даже на могильных плитах появились надписи. В них беднота призывала трибуна действовать решительно и обещала ему свою поддержку.

Многолюдное народное собрание, созванное Тиберием, приняло земельный закон. Комиссия во главе с самим Тиберием приступила к отобранию излишков земли и наделению ею бедноты. Сенат, боясь народного возмущения, не осмелился прямо нарушить волю собрания.

Гибель Тиберия и Гая Гракхов. Враги Тиберия распространили клевету, что он хочет стать царём. На народном собрании они подняли страшный шум, не давая ему произнести ни слова.

Гай Гракх пытался продолжить дело своего брата. Он также был избран народным трибуном. По приказу сената войска и вооружённые рабовладельцы напали на сторонников Гая. За его голову было обещано дать столько золота, сколько она весит. В ужасной резне на улицах Рима погибли 3 тысячи человек. Среди них был и Гай Гракх.

Переход в Риме к наёмной армии. Чтобы, пополнять войска, полководцам пришлось нанимать бедняков, которых раньше не принимали на военную службу. Среди голодавшей бедноты находилось немало желавших служить в войске за плату.

В конце II — начале I века до н. э. римская армия вновь усилилась. Но состав её изменился. Она состояла в основном из наёмников, готовых служить тому, кто им более щедро заплатит.

Из сочинения древнегреческого историка.

С негодованием говорил Гракх о массе рабов, непригодных для военной службы, всегда неверных по отношению к своим господам. Он напомнил о том, как незадолго до того в Сицилии господа пострадали от рабов, как трудно и долго римлянам пришлось бороться с этими рабами, как затянулась эта борьба, как опасна она была.

Распятые

Рабы на площади

Военный лагерь

Перевозка рабами хозяина

Из составленного Плутархом жизнеописания Тиберия Гракха.

Как ни свирепствовала в первое время реакция, но целиком уничто­жить дела Гракхов она не могла. Важнейшие мероприятия и законы Гая Гракха прочно вошли в жизнь, так как отвечали назревшим общественным потребностям. Суды надолго остались в руках всадников, откупная систе­ма получила дальнейшее развитие в том направлении, которое было наме­чено Гаем. Вероятно, сохранились италийские колонии. Удержался и но­вый тип колоний вне Италии. В Юнонии фактически остались колонисты, хотя законом Минуция Руфа колония как таковая была упразднена (уже после гибели Гая). В 118 г. была выведена колония в Нарбон (в Южной Галлии, недалеко от Пиренеев). Вероятно, уцелели и многие второстепен­ные законы Гая Гракха.

Сложнее обстояло дело с аграрной реформой. Отобрать назад несколько десятков тысяч мелких участков, нарезанных из государственной земли, было невозможно: никакая реакция не могла на это пойти, не рискуя вы­звать гражданскую войну. Но можно было так изменить аграрный закон, чтобы, не покушаясь прямо на новую мелкую собственность и даже, по-видимому, действуя в интересах новых собственников, извратить саму идею аграрной реформы и тем привести ее к диаметрально противоположным результатам. Это тем легче было сделать, что в аграрном законе содержа­лись пункты утопические, противоречащие экономическому развитию. Таковы были статьи закона, касавшиеся неотчуждаемости земельных на­делов.

Реакция и пошла по этому пути. Прежде всего, возможно, еще в 121 г., наследственная аренда и неотчуждаемость гракханских участков были отменены. Это не могло вызвать ни малейшего протеста со стороны их держателей. Наоборот, они были довольны тем, что руки у них оказыва­лись развязанными. Но зато теперь вновь открылась возможность скупки крестьянских наделов крупными собственниками.

Затем была упразднена аграрная комиссия (вероятно, в 119 г.). Тогда же было установлено, что государственные земли не подлежат дальней­шим переделам и что участки государственной земли в рамках законной нормы, находящиеся в руках посессоров, являются их полной собственно­стью. Однако такие участки были обложены особым налогом. Суммы, по­лученные отсюда, подлежали раздаче народу.

Наконец, вероятно, в 111 г., было отменено и это последнее ограниче­ние частной собственности. По закону народного трибуна Спурия Тория (lex Thoria)[263], подытожившему предыдущее законодательство, все бывшие государственные земли, независимо от того, являлись ли они мелкими наделами, полученными по lex Sempronia, или крупными участками в рам­ках лимитов, установленных тем же законом (500—1 тыс. югеров), объяв­лялись частной собственностью, не подлежащей ни дальнейшим переде­лам, ни обложению. В будущем частным лицам запрещалось занимать го­сударственные земли, которые исключительно должны были сдаваться в аренду цензорами или служить общественными пастбищами. Чтобы за­добрить мелких собственников, для бесплатного пользования пастбищем был установлен очень низкий максимум: 10 голов крупного и 50 голов мелкого скота.

Таким образом, окончательным результатом аграрной реформы оказа­лось полное торжество частной собственности на землю. Причины этого лежали не столько в реакции, сколько в экономике. В конце II в. до н. э., в эпоху расцвета рабовладельческого строя, нельзя было искусственно воз­родить мелкое сельское хозяйство, и сама жизнь отмела те утопические элементы, которые были в аграрной реформе. Исторические результаты реформы в известной степени оказались противоположными тем целям, которые ставили перед собой реформаторы. Хотя положение римского крестьянства на некоторое время улучшилось, аграрный вопрос не был решен и, заметим, не мог быть решен в рамках рабовладельческой систе­мы. Наоборот, превращение значительной части государственных земель в частную собственность только развязало игру экономических сил и об­легчило процесс концентрации земли.

Значение деятельности братьев Гракхов в истории Рима было очень велико. Их реформы ускорили развитие производительных сил и содей­ствовали укреплению рабовладельческого строя. Разделом большей части государственных земель, выводом колоний, улучшением путей сообще­ния они помогали развитию частной собственности, торговли и денежно­го хозяйства. Они подготовили вопрос о включении италиков в состав рим­ского гражданства и вплотную подошли к его решению. Их реформы ук­репили экономические и политические позиции всадничества, окончательно обособив его от нобилитета. Гракхи внесли значительные улучшения в рим­ский государственный аппарат путем административных и конституцион­ных реформ. При них римская демократия достигла высшей точки своего расцвета. Одно мгновение могло показаться, что сенаторской олигархи­ческой республике нобилей приходит конец и ее сменяет развитая антич­ная демократия типа афинской.

В свете этих фактов и соображений вопрос о том, были ли Гракхи революционерами, является в значительной мере праздным. Конечно, они не были революционерами в строгом смысле этого слова, так как не со­бирались уничтожать рабовладельческий строй и заменять его какой-ни­будь другой социальной системой. Наоборот, цель их реформ в конеч­ном счете состояла в укреплении этого строя. Но, выступая против су­ществующей олигархической системы во имя демократии и выходя в своей политической деятельности далеко за конституционные рамки, они не­зависимо, быть может, от своих субъективных намерений действовали как революционеры.

Почему же Гракхи погибли, а их реформа не переросла в демократи­ческую революцию и не была доведена до конца? Причины в конечном счете нужно искать в слабости италийской демократии. Во-первых, как всякая античная демократия она была ограничена, так как не включала в себя основную массу трудового населения — рабов. Во-вторых, демокра­тия Италии страдала от глубокого внутреннего противоречия: противоре­чия между гражданами и негражданами, римлянами и италиками. Как раз в это противоречие уперлось демократическое движение Гракхов, и имен­но оно помешало ему перерасти в общеиталийскую демократическую ре­волюцию. И в дальнейшем эти специфические черты италийской демокра­тии будут служить оковами для развертывания подлинной народной рево­люции.

Значение столыпинской аграрной реформы (1906–1910) для государственного управления

Значение столыпинской аграрной реформы (1906–1910) для государственного управления Реформаторская концепция П. А. Столыпина предполагала нахождение опоры для правительства в среднем слое собственников. Такой слой в России был крайне малочисленным, и необходимо было

Реформы братьев Гракхов

Реформы братьев Гракхов Первой вспышкой кризиса был трибунат Тиберия Гракха. В 133 г. до н. э. избранный народным трибуном Тиберий Семпроний Гракх предложил аграрный закон, имевший своей целью частичное восстановление полисного равновесия времен ранней республики.

Историческое значение деятельности Петра

Историческое значение деятельности Петра Мы приступили к изложению эпохи преобразований с тем убеждением, что эта эпоха была обусловлена всем ходом предшествовавшей исторической жизни России. Мы ознакомились поэтому с существенными чертами допетровской жизни, как она

Историческое значение деятельности Екатерины II

Историческое значение деятельности Екатерины II Историческое значение деятельности Екатерины II определяется довольно легко на основании того, что было сказано нами об отдельных сторонах екатерининской политики.Мы видели, что Екатерина по вступлении на престол мечтала

§ 2. Историческое значение столыпинской аграрной реформы

§ 2. Историческое значение столыпинской аграрной реформы Столыпинская аграрная реформа — понятие условное, ибо она не составляет цельного замысла и при ближайшем рассмотрении распадается на ряд отдельных мероприятий. Не совсем правильно и название реформы, так как

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО Бурная военная и реформаторская деятельность Александра Македонского оборвалась совершенно неожиданно. Царь готовил поход в Аравию, а в дальнейшем помышлял об экспедиции в Карфаген, Италию, на Сицилию, мечтая

РЕФОРМЫ ТИБЕРИЯ И ГАЯ ГРАКХОВ

РЕФОРМЫ ТИБЕРИЯ И ГАЯ ГРАКХОВ Одна из главных особенностей Римского государства состояла в том, что такое занятие как политика было возведено на очень высокий уровень. В ней так или иначе участвовали самые широкие слои населения, были выработаны порой довольно сложные

Конец аграрной реформы. Историческое значение деятельности Гракхов

Конец аграрной реформы. Историческое значение деятельности Гракхов Как ни свирепствовала в первое время реакция, но целиком уничто­жить дела Гракхов она не могла. Важнейшие мероприятия и законы Гая Гракха прочно вошли в жизнь, так как отвечали назревшим общественным

ВОЕННОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

ВОЕННОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ После сокрушительного поражения в битве у Красных скал, основные драматические события которой на самом деле развернулись у Вороньего леса, Цао Цао оправился не сразу. Он считал, что его поражение – это всего лишь стечение

ИСТОРИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ

ИСТОРИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ Поражение Тохтамыша в июне 1391 года имело далеко идущие последствия. Пытаясь восстановить свое былое могущество, золотоордынский хан приступил к поиску новых союзников. Результатом его переговоров с Грузией стал грузинский поход Тимура.

Историческое значение Урарту

Историческое значение Урарту В формировании народностей Закавказья и Армянского нагорья и их государств Урартское государство сыграло главную роль. Известно, что само царство Урарту было объединением, которое в своем составе имело разнородное в этническом отношении

Историческое значение деятельности Петра

Историческое значение деятельности Петра Мы приступили к изложению эпохи преобразований с тем убеждением, что эта эпоха была обусловлена всем ходом предшествовавшей исторической жизни России. Мы ознакомились поэтому с существенными чертами допетровской жизни, как она

Историческое значение деятельности Екатерины II

Историческое значение деятельности Екатерины II Историческое значение деятельности Екатерины II определяется довольно легко на основании того, что было сказано нами об отдельных сторонах екатерининской политики.Мы видели, что Екатерина по вступлении на престол мечтала

Историческое значение

Историческое значение Итак, образ Ломоносова оказывался сложен и претендовал на ключевое положение в русской культуре: он соединял и объединял в некоторое духовное единство историю государства, общества, науки, литературы, апеллируя вместе с тем к высшим смыслам

Читайте также: