Регион как крупный объект собственности рассматривается парадигмой

Обновлено: 13.05.2024

Итоги реализации национальных проектов и отраслевых программ, увы, оказались неутешительными: в большинстве регионов процессы деградации проектных территорий преобладали над развитием. В связи с этим возникла необходимость экспертизы уже принятых проектов и разработки новых, лучших, скорректированных с учетом полученных результатов. Однозначно, на новых смысловых основаниях и не в сложившейся хозяйственной парадигме.

Встает вопрос, как оценивать состояние регионов, ведь некоторые показатели могли бы вырасти, тем более что процесс идет на фоне ускорения технического прогресса, а вот социальная обстановка однозначно деградирует.

Если причина внешняя, то результаты будут в принципе иметь один знак, отличаясь только по величине падения, а если дело в проектах, то оценки будут разными.

Пока рассмотрим уровень стратегий, программ и проектов регионального развития (гармонизации).

· необходимостью определить системные жизненные функции государства, региона, города, поселения и их естественные границы;

· построением классификации регионов, их основных элементов;

· системным анализом последствий ошибок: искусственного объединения или разделения территорий;

· определением принципов проектирования и планирования регионального развития;

· качеством исходной информации и системой мер внешней гармонизации жизни;

· выбором способов оценки состояния внутренней жизни региона по результатам проектирования.

Сейчас миллионы людей оторваны от своей земли и брошены в другие края, превращены в мигрантов и эмигрантов. Запад и восток всерьез рассматривают ресурсы России как общую, то есть свою собственность.

Основным критерием оценки результатов проектирования и реализации программ регионального развития является возможность лишь извлечения прибыли при полном привлечении ресурсов и достижения искусственно созданных критериев рейтингования регионов и их глав. Требования социального, духовного и природного благополучия звучат вдогонку, скорее, как ритуальные.

Тем не менее, мы ведем понятийные разработки для более осмысленного управления процессами гармонизации там, где нас слышат и уверены в необходимости системных, целостных решений именно в интересах человека, в возможности реализации им своего творческого потенциала.

В рамках логики возможны любые операции: деление, объединение, перестановки и любой результат может иметь значение. В реальности это не так: здесь больше ограничений, но и выше энергия. Пока остаемся в пределах элементарной логики.

Анализируя смысл понятия, можно отметить две основные трактовки:

Происхождение понятия

Связанные понятия и определения (см. Приложение 1): региональная политика, региональная экономика, региональное управление, регионоведение, сепаратизм, федерализм, автаркия, мобратство, интеграция, экономическая самостоятельность региона, региональная безопасность.

Анализ понятия

· часть чего-то целого;

· особенность природных условий и природных ресурсов;

· однородные природные условия;

· совместная материально-техническая база;

· устойчивые хозяйственные связи;

· единая система управления;

· единая инфраструктура (социокультурная и производственно-хозяйственная);

· единая ресурсная база.

1. это, прежде всего, территориальное явление , и потому территориальный признак должен быть отражен в нем как базовый, как обозначение территориальной единицы государства Российской Федерации и как общее название Субъекта Федерации;

2. определённая территория (группа территорий), обладающая целостностью и взаимосвязью её составных элементов;

3. это целостная часть целостной социальной и административной системы , а потому должна обладать их основными чертами, хотя и не сводиться к ним;

4. пространство, способное обеспечить замкнутый воспроизводственный цикл и определенную хозяйственную специфику, обладающее необходимыми человеческим и природным потенциалами;

5. часть целостного мира, государства с присущим только ему менталитетом, образом мышления, традициями, мировоззрением и мироощущением;

6. часть страны , отличающаяся от других совокупностью естественных и (или) исторически сложившихся, относительно устойчивых хозяйственно-географических, иных особенностей и связей, нередко сочетающихся с особенностями национального состава населения и антропологических предрасположенностей к различным видам деятельности;

Результаты методологической экспертизы понятия Регион

· Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие всех элементов социально-хозяйственно-культурных систем, интегрирующим их в единую гармоничную целостность, является деятельность человека. Человек - органическая часть каждой из подсистем, он и часть природы, и основной компонент производительных сил регионального хозяйства и, наконец, часть населения, так как через связи и отношения с другими людьми образует собственно региональную социальную общность;

· Решения о производственной специализации принимаются исключительно исходя из природно-геологических, исторически сложившихся устоев и предпочтений, антропологических особенностей рода деятельности. Иные решения должны иметь долгосрочные государственные программы образовательного, инфраструктурного обеспечения, сбалансированные стратегии развития всех элементов социально-хозяйственных систем;

· Важным признаком региона является управляемость, которая непосредственно связана с административно-территориальным делением страны. Управляемости, во многом, способствует целостность региона, ибо региональные органы управления призваны обеспечивать координацию (управление) всех элементов общественного хозяйства: материального производства, природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов и человеческого капитала, а также многообразие связей – человеческих, торговых, финансовых, социальных, экологических, производственных, которые обладают определенной пространственной и временной устойчивостью;

· институциональные - хозяйственная самостоятельность, политико-хозяйственное и административное единство государства, соблюдение конституционных прав населения и обеспечение его безопасности;

· хозяйственные - создание условий и возможности осуществления хозяйственной деятельности, межотраслевой координации и кооперации, для обеспечения жизнедеятельности населения и возможностей реализации людьми своих творческих возможностей;

· социальные – создание условий для со­циального и культурного развития отдельных территорий, формирование сред развития и гармоничной социальной инфраструктуры;

Всем заинтересованным детальный методологический анализ понятия может быть представлен специалистами Московского методолого-педагогического кружка.

Концептуальные основания самоопределения региона

Но для сырьевого региона возникают две основные опасности.

Отношение между частью и целым, страной и регионом, связано с отстаиванием каждым своих интересов. Эти отношения могут входить в дисгармонию двух типов: 1) Эгоцентризм части и противопоставленность её интересам целого и 2) Завышенные требования к части от целого и потеря частью своего нормального самовоспроизводства.

Типологизация (систематизация) регионов

· инструментом для формирования и принятия государственных решений;

· взвешенной научной основой агрегирования потенциала гармонизации от муниципального до регионального и национального уровней.

Основные обобщенные группы критериев проведения понятийной систематизации регионов:

· Первичный символ региона (ведущая характеристика или доминантная тема жизнедеятельности региона);

· Сакральное региональное пространство (критерии и показатели сакральной, физической и социальной географии, георелигиозных и исторических исследований, наличие памятников духовной культуры, духовные и культурно-исторические традиции, природой заложенные возможности гармонизации, историческая предрасположенность к видам деятельности и межнационального взаимодействия, склонность к творческой деятельности и кооперации);

· Природный потенциал гармонизации (природой заложенные возможности гармонизации и ограничения по использованию природных ресурсов человеком с учётом возобновляемости и невозобновляемости природных и минерально-сырьевых ресурсов);

· Потенциал развития социокультурной сферы и человеческого потенциала (перспективы повышения профессиональной квалификации и окультуривания населения региона, антропологический потенциал, историческая предрасположенность к видам деятельности и межнационального взаимодействия, склонность к творческой деятельности и кооперации, отраслевая ориентация системы регионального образования);

· Цивилизационный и государственный потенциалы региона (место региона в сохранении цивилизационного баланса, в государственной межрегиональной кооперации, обеспечении полной защищенности государства и природного баланса, сроки жизненных циклов технологических решений ключевых отраслей промышленности и сельского хозяйства, возможности перепрофилирования регионального хозяйства, участие в межрегиональной кооперации, инфраструктурный потенциал (связь, коммуникации - транспорт, дороги, энергетика), сфера услуг (строительство, коммунальные, государственные (муниципальные, региональные и др.), возможности природопользования и природообустройства).

· прорабатываем механизмы сборки (агрегирования) стратегий государственной гармонизации и учета приоритетов национального развития при управлении процессами регионального совершенствования и обеспечения самодостаточности;

· детализируем и конкретизируем систематизацию для всех регионов Российской Федерации, с проведением аналитических исследований и разработок региональных стратегий на основе этой систематизации.

Самоопределение региона

Ответственно переходить к проектированию будущей жизни региона можно только тщательно изучив его исторические предпосылки, антропологические особенности коренного населения, наличие природных ресурсов, нынешнее состояние и ответив на следующие ключевые вопросы:

· Каков тип региона и какова его отличительная специфика, сложившаяся исторически? Какова его роль в стране?

· Есть ли устойчивость и надёжность региона в воспроизводстве своей жизни? Какова зависимость региона от центра?

· Нет ли опасных негативных тенденций, требующих оперативных мер? Каково проблемное поле региона сегодня?

· Какой акцент необходимо усилить: повышение уровня соответствия требованиям целого страны или повышение уровня самостоятельности и самодостаточности региона?

· Каковы позитивные тенденции его социально-хозяйственно-культурных объектов? Что целесообразно подхватить и усилить с точки зрения дальнейшего улучшения?

Характеристика глубины и масштабов проблемного поля региона позволит определить, стратегия какого типа необходима: либо нейтрализация негативных факторов и восстановление функционирования (если регион в динамике ухудшения состояния), либо совершенствование (если уже есть стабильное функционирование), либо – развитие (если есть реальные возможности качественного рывка).

Типы стратегий развития регионов

Если же какие-то ресурсы в регионе со временем убывают (иссякают природные ресурсы, люди покидают регион или смертность превышает рождаемость и т.п.) или теряют свою функциональность (загрязняется атмосфера, озёра, реки и т.п.), то можно говорить о деградации региона. Так сугубо потребительское отношение жителей региона к природным ресурсам (добыча чего-либо в чрезмерных объемах), нарушение экологической сообразности (использование вредных генно-модифицированных технологий, промышленное производство, загрязняющее природу и т.п.) могут приводить к ухудшению условий жизни для будущих поколений и способствовать медленному увяданию (деградации) региона.

Мы понимаем, что для выхода из системного, духовного кризиса теперь нужно очистить документы, законы, нормативные акты, кодексы, вернув им способность защищать лес, воду, землю, жизнь людей, а не право на прибыль.

Приложение 1.

Связанные определения и понятия

Автаркия (самодостаточность) - укрепление внутренних позиций Региона в ущерб третьей стороне.

Интеграция – процесс сближения и сращивания регионов.

Мобратство – экономические и политические союзы регионов.

Пространство - форма существования материальных объектов и процессов, которая характеризует их структурность и протяженность. Пространство - это отношения взаимоположения и координации объектов, сосуществующих в некоторый момент времени.

Региональную безопасность - способность общественной системы региона обеспечить высокий уровень стабильности, устойчивости, жизнедеятельности его населения и ее конкурентные возможности во взаимоотношении с внешним миром в целях надежного существования и безопасного развития.

Региональная политика — составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения. Является составной частью политики государства, направленной на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития.

Региональная экономика — прикладная экономическая наука, изучающая основы рационального размещения производства и рынков сбыта продукции.

Регионоведение – это комплексная, интегральная социально-хозяйственная дисциплина, изучающая закономерности процесса формирования и функционирования (включая управление) политической и социально-хозяйственной системы региона с учетом исторических, демографических, национальных, религиозных, антропологических, экологических, политико-правовых, природно-ресурсных особенностей, места и роли в общероссийском и международном геополитическом пространстве.

Самодостаточность - это способность социально-экономической системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия и ресурсы собственного существования в настоящем и будущем.

Сепаратизм – разделение на части целой территории, региона и разрыв устоявшихся внутренних связей, стремление отделяющейся части жить (выжить) самостоятельно;

Федерализм – это форма решения вопроса о территориально-политической организации общества и разграничении предметов ведения между федеральными центрами и субъектами федерации (регионами).

Экономическая самостоятельность региона - степень обеспеченности его хозяйственными ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-хозяйственных вопросов и задач, которые входят в компетенцию регионального уровня управления развитием.

Читайте также: