При выборах в органы местного самоуправления избирателей делили по принципу имущественного

Обновлено: 25.04.2024

В рамках сегодняшнего занятия мы обсудим вопросы активного и пассивного избирательного права, регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, составления и уточнения списков избирателей на выборах различного уровня, проводимых в Российской Федерации.

В начале своей лекции хотела бы уделить внимание активному и пассивному избирательному праву граждан Российской Федерации, так как эти вопросы, собственно, и определяют кто, на каких выборах и в качестве кого может принимать участие в избирательной кампании.

Статья 32 Конституции Российской Федерации и статья 4 Федерального закона об основных гарантиях наделяют активным избирательным правом и правом на участие в референдуме гражданина РФ, достигшего возраста 18 лет, не содержащегося в местах лишения свободы по приговору суда и который не признан судом недееспособным.

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона активным избирательным правом в избирательном округе обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах соответствующего избирательного округа.

Таким образом, вопрос определения наличия у гражданина активного избирательного права может ставиться только по отношению к определенным выборам.

Так, на федеральных выборах активным избирательным правом обладают все граждане Российской Федерации; на региональных выборах: в едином избирательном округе – граждане Российской Федерации, чье место жительства расположено в пределах субъекта Российской Федерации, в одномандатном (многомандатном) избирательном округе – в пределах соответствующего избирательного округа; на муниципальных выборах главы муниципального образования – граждане Российской Федерации, чье место жительства расположено в пределах муниципального образования, на выборах представительного органа муниципального образования – в пределах соответствующего избирательного округа.

Вместе с тем Федеральный закон позволяет законодателям субъектов Российской Федерации исходя из местных условий предоставить активное избирательное право гражданину, место жительства которого расположено за пределами соответствующего избирательного округа.

Таким образом, граждане Российской Федерации могут голосовать на выборах органов государственной власти и местного самоуправления по месту своего жительства, и только в случае, если законодатель субъекта Российской Федерации впрямую наделил их активным избирательным правом, то они также смогут принять участие в выборах и по месту своего пребывания или проживания.

Если говорить о пассивном избирательном праве, то Статья 32 Конституции РФ и статья 4 Федерального закона налагает определенные ограничения на право граждан Российской Федерации избираться в органы государственной власти и местного самоуправления.

К таким ограничениям относятся:

1. Отбывание наказания в местах лишения свободы по приговору суда.

2. Признание судом гражданина недееспособным.

3. Наличие гражданства иностранного государства либо вид на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Вместе с тем данные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Также не имеют право быть избранными:

осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, связанных с производством и распространением экстремистских материалов или пропагандой и публичным демонстрированием нацисткой атрибутики или символики (статьи статьи 20.3 и 20.29 КОАП), если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт экстремистских высказываний в ходе избирательной кампании;

в отношении гражданина имеется вступившее в силу решение суда о лишении его права занимать государственные и муниципальные должности в течение определенного срока, если голосование на выборах состоится до истечения указанного срока.

Также законами могут устанавливаться дополнительные условия реализации пассивного избирательного права, такие как достижение определенного возраста (не более 21 года) и замещение выборной должности в течение определенного числа сроков.

Теперь давайте перейдем к основному вопросу моей лекции – регистрации (учету) избирателей, участников референдума, составлению и уточнению списков избирателей.

Единственным законным основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума в пределах Российской Федерации является факт нахождения места жительства гражданина Российской Федерации на соответствующей территории, а за пределами территории Российской Федерации – факт их постоянного проживания или нахождения в длительной заграничной командировке на территории соответствующего иностранного государства.

Граждане, находящиеся в местах временного пребывания, учитываются и регистрируются в качестве избирателей по месту жительства. Исключение сделано лишь для вынужденных переселенцев, которые учитываются по месту пребывания. Это связано с тем, что обстоятельства, вынудившие гражданина покинуть место жительства, практически исключают его возвращение, по крайней мере, в ближайшее время. Впредь до избрания нового места жительства, учет вынужденного переселенца как избирателя (участника референдума) по месту пребывания призван обеспечить реализацию его избирательных прав и права на участие в референдуме.

Установление факта нахождения места жительства гражданина на территории соответствующего муниципального образования отнесено к исключительной компетенции органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Таковыми, как уже отмечалось, в настоящее время являются органы Федеральной миграционной службы, а там, где они отсутствуют – местные администрации поселений.

Основной особенностью регистрации (учета) избирателей в Российской Федерации по сравнению со многими западными странами является то, то от самого избирателя не требуется выполнения каких-либо действий для включения себя в число избирателей и в списки избирателей. Государственные органы и органы местного самоуправления самостоятельно выполняют задачу по регистрации (учету) избирателей.

На практике это происходит следующим образом.

Органы, осуществляющие регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства, выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина (как правило, это территориальные органы Федеральной миграционной службы) не реже чем один раз в месяц представляют главам местных администраций сведения о фактах выдачи и замены паспортов, регистрации и снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Сведения о фактах смерти граждан представляют ежемесячно органы записи актов гражданского состояния, так называемые ЗАГСы.

Военные комиссариаты сообщают главе местной администрации о гражданах, призванных на военную службу.

Органы (учреждения) уголовно-исполнительной системы сообщают о гражданах, содержащихся в местах лишения свободы, а также суды предоставляют информацию о признании гражданина недееспособным. Эти две категории граждан лишены избирательного права.

Главы местных администраций обобщают эти сведения и не реже чем один раз в месяц передают их в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации для формирования и ведения регистра избирателей, участников референдума.

Регистр избирателей, участников референдума ведется на территориальном (районном), региональном (субъект Российской Федерации) и федеральном уровне. В регистре избирателей, участников референдума содержатся следующие персональные данные: фамилия, имя, отчество, пол, гражданство, дата и место рождения, наименование документа, удостоверяющего личность, серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование или код органа, выдавшего документ, иные персональные данные, предусмотренные федеральными законами.

Информация, содержащаяся в регистре избирателей, участников референдума используется при составлении списков избирателей на всех выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации, при проверке подписных листов, собранных в поддержку выдвижения кандидатов на выборах различного уровня, жертвователей (физических лиц) в избирательные фонды, фонды политический партий, а численность избирателей – при образовании избирательных округов и избирательных участков. Регистр используется также при решении иных задач, не связанных с выборами, референдумом, например, при формировании списков присяжных заседателей.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации на основании сведений, представляемых высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, Министерством иностранных дел и главой администрации города Байконур, устанавливают общую численность избирателей, участников референдума Российской Федерации.

Теперь давайте остановимся на вопросах составления и уточнения списков избирателей.

На практике у избирателей и представителей СМИ часто возникает вопрос – кто несет ответственность за достоверность информации, содержащейся в списках избирателей или за отсутствие в них того или иного избирателя.

Тут необходимо отметить следующее. Задача составления и уточнения списков избирателей является комплексной. Информацию для составления списков избирателей представляют различные органы, организации и должностные лица. Они же несут и ответственность за полноту и достоверность представляемой информации.

Так, первоначально списки избирателей составляются как правило территориальными избирательными комиссиями на основании сведений, поступивших от глав местных администраций, командиров воинских частей. После составления списка и передачи его в участковые избирательные комиссии список избирателей за 20 дней до дня голосования представляется избирателям для ознакомления и дополнительного уточнения.

Далее на этапе уточнения списков избирателей поступают сведения от тех же органов и организаций, что и при учете избирателей, а также от вышестоящих избирательных комиссий.

В принципе, сбой может произойти на любом из этих этапов. Например, территориальный орган ФМС России своевременно не сообщил в избирательную комиссию о регистрации избирателей по месту жительства на территории соответствующего избирательного участка. В результате указанные избиратели, явившись в день голосования на избирательный участок, не обнаруживают себя в списке избирателей.

Необходимо отметить, что федеральным законодательством избирателям предоставлено право уточнения информации, содержащейся в списках избирателей, чем они, к сожалению, пользуются не так часто. Поэтому, чтобы полностью исключить возможность недостоверности данных, содержащихся в списках избирателей, мы рекомендуем избирателям до дня голосования явиться в помещение для голосования избирательного участка по месту жительства с документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации (паспортом), и сверить свои персональные данные в списке избирателей.

Теперь давайте перейдем к вопросам включения в списки избирателей и голосования отдельных категорий избирателей, к которым не применяется общий порядок.

В то же время на выборах в органы местного самоуправления военнослужащие, проходящие службу по призыву, если место жительства этих военнослужащих до призыва находилось за пределами соответствующего муниципального образования, в списки избирателей не включаются.

Также хочу отметить, что в силу специфики прохождения воинской службы военнослужащие могут отсутствовать в день голосования в месте расположения воинской части. В этом случае, чтобы принять участие в голосовании, им необходимо получить открепительное удостоверение. При отсутствии такой возможности (например, если военнослужащий был командирован до начала периода выдачи открепительных удостоверений) военнослужащие могут быть включены в список избирателей по месту временного пребывания на основании личного письменного заявления, поданного в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Таким же правом обладают и избиратели, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы.

Теперь давайте остановимся на порядке включения в списки избирателей, находящихся в местах временного пребывания – больницах, санаториях, домах отдыха и т.д.

Данным избирателям при наличии возможности (плановая госпитализация, заранее запланированная поездка) необходимо получить открепительное удостоверение в территориальной (участковой) избирательной комиссии по месту жительства.

Вместе с тем этой категории избирателей, если они не имели возможности получить открепительные удостоверения, предоставлена возможность голосования по месту временного пребывания (больницы, санатории, дома отдыха и т.д.) при наличии у них активного избирательного права (регистрации по месту жительства в пределах соответствующего избирательного округа). Для этого данным избирателям необходимо не позднее чем за три дня до дня голосования подать в участковую избирательную комиссию по месту их пребывания личные письменные заявления о включении в список избирателей.

Избиратели, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации или находящиеся там в длительных командировках, включаются в списки избирателей на избирательных участках, образованных за пределами Российской Федерации, при обращении в участковую комиссию до дня или в день голосования.

Избиратели, не имеющие места жительства в пределах Российской Федерации, включаются в списки избирателей на специально образованных или определенных избирательных участках на федеральных выборах или на иных выборах, в случае, если им предоставлено активное избирательное право соответствующим законом.

На выборах в органы местного самоуправления существует и еще одна особенная категория избирателей. Это граждане иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры. Например, избирать глав муниципальных образований, не являющихся главами местных администраций, имеют право граждане Казахстана, Киргизстана, Туркменистана. Для этого им необходимо явиться на избирательный участок с документом, подтверждающим право на постоянное проживание на территории Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования. Указанным документом, в частности, является вид на жительство.

НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

от 22 декабря 1995 года N 11-ОЗ

О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления

Собрание депутатов Ненецкого автономного округа
(Постановление от 29 ноября 1995 года N 39)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные принципы выборов

1. В соответствии с настоящим окружным законом проводятся выборы:

- депутатов представительных органов местного самоуправления;

- выборных должностных лиц местного самоуправления (глав муниципальных образований).

Депутаты выборных представительных органов местного самоуправления, глава муниципального образования (в соответствии с уставом муниципального образования) избираются на альтернативной основе гражданами Российской Федерации, проживающими на соответствующей территории Ненецкого автономного округа, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участие граждан в выборах является добровольным.

Контроль за волеизъявлением избирателей запрещается.

Статья 2. Избирательные права граждан

1. Право избирать депутатов выборных представительных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, принадлежат каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18 лет на день выборов и проживающему на соответствующей территории Ненецкого автономного округа.

2. Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, политическим партиям и движениям.

3. Депутатом выборного представительного органа местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший к моменту избрания 18 лет, проживающий на соответствующей территории не менее 1 года.

4. Главой муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 21 года, проживающий на соответствующей территории не менее 1 года.

5. Выборным должностным лицом местного самоуправления сельского поселения (старостой) может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 18 летнего возраста, проживающий на соответствующей территории.

6. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 3. Выборы в представительный орган местного самоуправления. Выборы должностных лиц местного самоуправления

1. Депутаты представительного органа местного самоуправления избираются по одномандатным (один избирательный округ - один депутат) избирательным округам, образуемым на основе нормы представительства избирателей на один избирательный округ с учетом местных демографических особенностей, сроком на 4 года.

2. Выборы должностных лиц местного самоуправления проводятся по одномандатным избирательным округам, включающим всю территорию соответствующего муниципального образования (поселения), в которых они избираются.

Статья 4. Назначение выборов

1. Дата проведения выборов в органы местного самоуправления назначается Собранием депутатов Ненецкого автономного округа не позднее, чем за два месяца до выборов.

2. Дата проведения выборов должностных лиц местного самоуправления назначается представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования не позднее, чем за два месяца до выборов.

Статья 5. Право выдвижения кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления

1. Кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления, претенденты на выборные должности местного самоуправления выдвигаются избирательными объединениями группами избирателей, в том числе по месту работы, учебы и жительства. Допускается самовыдвижение кандидатов.

Статья 6. Проведение выборов избирательными комиссиями

1. Подготовка, проведение выборов в представительные органы местного самоуправления и, выборных должностных лиц местного самоуправления, обеспечение избирательных прав граждан Российской Федерации, проживающих на соответствующей территории Ненецкого автономного округа, возлагаются на избирательные комиссии. Избирательные комиссии в пределах своих полномочий независимо от других государственных органов и организаций.

2. Избирательные комиссии работают коллегиально. Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями осуществляется открыто и гласно.

Статья 7. Финансирование выборов

1. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов в представительные органы местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления производятся за счет средств, выделяемых из соответствующих (городского, поселковых, сельских) бюджетов.

Статья 8. Право на предвыборную агитацию

1. Органы местного самоуправления обеспечивают гражданам Российской Федерации, избирательным объединениям свободное проведение предвыборной агитации.

2. Кандидатам и избирательным объединениям гарантируются равные условия доступа к местным средствам массовой информации.

Глава II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Статья 9. Образование избирательных округов

1. Для проведения выборов в представительные органы местного самоуправления создаются на территории муниципального образования одномандатные избирательные округа.

2. Одномандатные избирательные округа охватывают по совокупности всю территорию соответствующего муниципального образования. Их число соответствует числу депутатских мандатов.

3. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом округе определяются соответствующей территориальной избирательной комиссией на основании данных учета избирателей, предоставляемых главами соответствующих администраций, утверждаются не позднее, чем за 50 дней до дня выборов и доводятся до сведения населения не позднее, чем за 45 дней до дня выборов.

4. Для проведения выборов должностных лиц местного самоуправления создаются на территории муниципального образования одномандатные избирательные округа, включающие всю территорию соответствующего муниципального образования (поселения).

Статья 10. Образование избирательных участков

1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки.

2. Избирательные участки образуются не позднее чем за 30 дней до дня выборов с учетом создания максимальных удобств для избирателей из расчета от 20 до 3000 избирателей на каждом участке. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.

3. Военнослужащие, проживающие на территории соответствующих поселений, голосуют на общих избирательных участках.

4. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий обнародуются (публикуются) территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 30 дней до выборов.

Статья 11. Списки избирателей

1. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, предоставляемых по установленной форме главой местной администрации.

2. В список избирателей включается каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям статьи 2 настоящего закона (на день выборов) и проживающий на территории соответствующего избирательного участка. Гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.

3. Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по улицам, домам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения и адрес избирателя. При этом, против фамилии тех избирателей, которым исполняется к дате выборов 18 лет ставится число, месяц и год рождения.

4. Уточненный список избирателей предоставляется участковой избирательной комиссией для всеобщего ознакомления на избирательных участках не позднее чем за 20 дней до дня выборов.

Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка в период после указанного срока и до дня выборов, включаются участковой комиссией в дополнительный список избирателей на основании документов, подтверждающих их место жительства.

5. Список избирателей - военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают на территории воинских частей, составляется на основании сведений, представляемых командиром воинской части в установленные сроки.

Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.

Глава III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

Статья 12. Система избирательных комиссий

1. Для организации и проведения выборов в представительные органы местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления образуются избирательные комиссии:

- в городе Нарьян-Маре, в поселках Амдерма, Искателей и в центрах сельсоветов - городская, поселковые и сельские территориальные избирательные комиссии в составе 6 - 8 членов;

- в каждом избирательном округе - окружная избирательная комиссия в составе 5 - 6 членов;

- в каждом избирательном участке - участковая избирательная комиссия в составе 5 - 9 членов.

Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются открытым голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии.

2. В сельсоветах, поселках могут не образовываться окружные избирательные комиссии. В этом случае функции окружных избирательных комиссий выполняют территориальные избирательные комиссии.

Статья 13. Порядок формирования избирательных комиссий

1. Избирательные комиссии образуются постановлением главы муниципального образования или решением представительного органа местного самоуправления на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства.

2. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, либо лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.

3. Кандидаты в депутаты в представительный орган местного самоуправления (в должностное лицо местного самоуправления) вправе иметь своего представителя в соответствующей избирательной комиссии на правах члена комиссии с совещательным голосом.

4. Территориальные избирательные комиссии образуются не позднее 45 дней до дня выборов.

Окружные избирательные комиссии образуются не позднее 45 дней до дня выборов.

Участковые избирательные комиссии образуются не позднее 30 дней до дня выборов.

Статья 14. Полномочия территориальных избирательных комиссий

1. Территориальные избирательные комиссии:

а) - осуществляют контроль за организацией выборов в представительный орган местного самоуправления (должностного лица местного самоуправления) на соответствующей территории;

б) - руководят работой окружных, участковых избирательных комиссий;

в) - образуют избирательные округа;

г) - рассматривают заявления и жалобы на решения и действия окружных и участковых избирательных комиссий и принимают по ним решения;

д) - обеспечивают соблюдение равных правовых действий предвыборной деятельности всех кандидатов;

е) - устанавливают общие результаты голосования на соответствующей территории, доводят их до сведения населения;

ж) - распоряжаются денежными и материальными средствами, выделенными на проведение выборов;

з) - осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим законом.

Территориальные избирательные комиссии образуются на срок полномочий депутатов представительного органа.

Статья 15. Полномочия окружных избирательных комиссий

1. Окружные избирательные комиссии:

а) - регистрируют кандидатов и их доверенных лиц, выдают им удостоверения установленного образца;

Читайте также: