Предоставление земельного участка под родовое захоронение

Обновлено: 17.05.2024

1. Утвердить Положение о порядке предоставления и использования земельных участков на общественном кладбище для семейного (родового) захоронения под погребение.

3. Постановление вступает в силу после его официального опубликования, распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2019 года.

4. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.

Глава поселения С.В. Субботина

Приложение к постановлению

администрации с.п.Зайцева Речка

от 29.12.2018 № 184

Положение

о порядке предоставления и использования земельных участков

на общественном кладбище для семейного (родового) захоронения

под погребение

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.2. Требования настоящего Положения обязательны для исполнения на территории сельского поселения Зайцева Речка.

1.3 До момента определения в установленном порядке Специализированной службы по вопросам похоронного дела ее полномочия, определенные настоящим Положением, осуществляет администрация с.п.Зайцева Речка.

2. СЕМЕЙНЫЕ (РОДОВЫЕ) ЗАХОРОНЕНИЯ

2.1. Семейные (родовые) захоронения граждан (далее - семейные захоронения) - это отдельные участки земли на общественных кладбищах для погребения двух и более умерших близких родственников. Места для создания семейных захоронений предоставляются как непосредственно при погребении умершего, так и под будущие захоронения.

2.2. Участки под создание семейных захоронений предоставляются в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, утвержденными муниципальными правовыми актами с.п. Зайцева Речка, регулирующими организацию и содержание мест захоронений.

2.3. Создаваемые семейные захоронения не подлежат сносу и могут быть перенесены только на основании правовых актов администрации с.п. Зайцева Речка, в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, и иных стихийных бедствий.

2.4. Места семейных захоронений могут быть отнесены к объектам, имеющим культурно-историческое значение, в порядке, установленном действующим законодательством.

3. ПРАВО ГРАЖДАН НА СОЗДАНИЕ СЕМЕЙНЫХ (РОДОВЫХ) ЗАХОРОНЕНИЙ.

3.1. Правом на резервирование земельного участка для создания семейного захоронения обладают лица, состоящие в близком родстве.

3.2. К близким родственникам в соответствии с настоящим Положением относятся супруг, дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья, родные сестры, внуки, дедушки, бабушки.

3.3. Степень родства, указанного в пункте 3.2 настоящего Положения, должна быть подтверждена соответствующими документами (свидетельство о рождении, свидетельство о браке, постановление об усыновлении).

4. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ

СЕМЕЙНОГО (РОДОВОГО) ЗАХОРОНЕНИЯ

4.1. Создание, определение размера земельного участка, предоставляемого под семейное захоронение, и содержание семейного захоронения осуществляется на основании постановления администрации с.п. Зайцева Речка.

4.2. Для создания родового (семейного) захоронения предоставляются участки следующих размеров:

- на два места 2,5 м x 2,0 м;

- на три места 3,5 м x 2,0 м;

- на четыре места 4,5 м x 2,0 м.

В иных случаях размеры предоставляемых земельных участков для погребения определяются Специализированной службой на месте.

4.3. Для предоставления (резервирования) земельного участка под создание семейного захоронения заинтересованное лицо (заявитель) обращается в Специализированную службу по вопросам похоронного дела. Специализированной службой по вопросам похоронного дела по согласованию с заявителем предварительно определяется место семейного захоронения и составляется акт предварительного согласования места семейного захоронения. В акте предварительного согласования места захоронения указываются местонахождение участка (наименование кладбища, номер квартала, сектора, участка), размер и условия использования (под непосредственное или будущее захоронение). Акт предварительного согласования составляется в двух экземплярах, один из которых вручается заявителю.

4.4. Для решения вопроса о предоставлении (резервировании) места для семейного захоронения заинтересованное лицо (заявитель) представляет в администрацию с.п. Зайцева Речка следующие документы:

1) заявление о предоставлении места для создания семейного захоронения с указанием круга лиц, которых предполагается похоронить (перезахоронить) на месте семейного захоронения (далее - лица, указанные в заявлении);

2) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя, с приложением подлинника;

3) копии документов, подтверждающих степень родства лиц, указанных в заявлении, с приложением подлинников;

4) акт предварительного согласования места семейного захоронения.

4.5. Не допускается требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных настоящим Положением. Все представленные документы принимаются по описи, копия которой вручается заявителю в день получения всех необходимых документов, указанных в пункте 4.4 настоящего Положения, с отметкой о дате регистрации их приема.

4.6. В случае если место для семейного (родового) захоронения предоставляется под будущее погребение, решение о предоставлении места для семейного (родового) захоронения или об отказе в его предоставлении принимается в срок, не превышающий четырнадцати календарных дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

4.7. В случае если погребение должно быть осуществлено в настоящее время, решение о предоставлении места для семейного (родового) захоронения или об отказе его предоставления принимается в день представления заявителем в администрацию с.п. Зайцева Речка медицинского свидетельства о смерти или свидетельства о смерти, выдаваемого органами ЗАГС, а также документов, указанных в пункте 4.4 настоящего Положения.

4.8. Отказ в предоставлении (резервировании) места для создания семейного захоронения допускается в случаях, если:

1) заявитель отказался от мест, предложенных для создания (резервирования) семейного захоронения;

2) заявитель выразил желание получить место, которое не может быть отведено под создание (резервирование) семейного захоронения в связи со структурными особенностями кладбища и архитектурно-ландшафтной средой кладбища;

3) заявитель не представил документы, указанные в пункте 4.4 настоящего Положения.

Заявитель вправе обжаловать отказ в предоставлении (резервировании) места для создания семейного захоронения в судебном порядке либо повторно обратиться с заявлением о предоставлении места для создания семейного захоронения после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в предоставлении (резервировании) места для создания семейного захоронения.

5. ВЫДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, РЕГИСТРАЦИЯ И ПЕРЕРЕГИСТРАЦИЯ СЕМЕЙНОГО ЗАХОРОНЕНИЯ

5.1. Каждое семейное захоронение в течение 3 дней после выделения земельного участка регистрируется Специализированной службой по вопросам похоронного дела в книге по установленной форме, с указанием номера земельного участка, его размера и лица (заявителя), на которое регистрируется семейное захоронение.

5.2. Специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение 10 дней с момента регистрации семейного захоронения оформляется удостоверение о семейном захоронении, в котором указываются: наименование кладбища, на территории которого предоставлено место для создания семейного захоронения, размер и место его расположения на кладбище (номер квартала, сектора, участка), фамилия, имя, отчество лица, ответственного за семейное захоронение, а также фамилии, имена, отчества лиц, указанных в заявлении, информация о произведенных погребениях. Удостоверение о семейном захоронении выдается лицу, ответственному за семейное захоронение.

Информация о каждом следующем погребении в семейном захоронении вносится Специализированной службой по вопросам похоронного дела в удостоверение о семейном захоронении.

5.3. По заявлению лица, ответственного за семейное захоронение, а также в случае его смерти семейное захоронение должно быть перерегистрировано на близкого родственника в трехдневный срок с момента подачи заявления.

5.4. Одновременно с перерегистрацией семейного захоронения Специализированной службой по вопросам похоронного дела вносятся соответствующие изменения в удостоверение о семейном захоронении и иные регистрационные документы.

6. ПОРЯДОК ПОГРЕБЕНИЯ НА СЕМЕЙНОМ ЗАХОРОНЕНИИ

В удостоверении о семейном захоронении Специализированной службой по вопросам похоронного дела производится отметка о захоронении.

6.3. Надмогильные сооружения устанавливаются в пределах отведенного земельного участка.

Надмогильные сооружения (надгробные плиты, памятники, ограды, цветник, цоколи) устанавливаются или заменяются на другие на общих основаниях, после чего регистрируются Специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Установленные гражданами на семейном захоронении надмогильные сооружения являются их собственностью.

7. ПОРЯДОК СОДЕРЖАНИЯ СЕМЕЙНОГО ЗАХОРОНЕНИЯ

7.2. При отсутствии надлежащего ухода за семейным захоронением более трех лет правовой акт о создании семейного захоронения может быть отменен постановлением администрации с.п.Зайцева Речка по представлению Специализированной службы по вопросам похоронного дела.

На трафарете указываются требование о приведении семейного захоронения в надлежащий вид и последствия неисполнения данного требования.

7.3. В случае отнесения семейного захоронения к объектам, имеющим историко-культурное значение, Специализированная служба по вопросам похоронного дела обеспечивает его сохранность в соответствии с законодательством об охране и использовании памятников истории и культуры.

8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

8.1. Контроль за исполнением настоящего Положения возложить на главного специалиста по внешнему благоустройству администрации с.п. Зайцева Речка в соответствии с полномочиями, определенными муниципальными правовыми актами с.п. Зайцева Речка.

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Для создания семейного (родового) захоронения необходимо обратиться:

1) в департамент городского хозяйства администрации городского округа Тольятти (далее - департамент), отдел благоустройства и озеленения.

Место нахождения и почтовый адрес: 445011, Самарская область, г. Тольятти, ул. К. Маркса, дом 42, каб 119.

График работы отдела: понедельник - четверг с 8.00 часов до 17.00 часов; по пятницам - с 8.00 часов до 16.00 часов (по 30.09.2019 г. включительно);

выходные дни - суббота, воскресенье,

обеденный перерыв - с 12.00 часов до 13.00 часов.

В предпраздничные дни продолжительность времени работы сокращается на 1 час.

Телефон: 8 (8482) 54-31-16.

2) в ближайшее отделение МФЦ.

2. Кто может обратиться с заявлением?

С заявлением о предоставлении участка земли для создания семейного (родового) захоронения может обратиться физическое лицо либо его уполномоченный представитель.

3. Нужно ли платить за создание семейного (родового) захоронения?

После принятия решения о предоставлении участка земли для создания семейного родового захоронения заявителем вносится плата за сохранение в течение последующих двенадцати календарных месяцев участка земли за лицами, которые могут быть погребены на одном семейном (родовом захоронении).

Размер платы равен половине минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), установленного по состоянию на 1 января года, в котором вносится плата, за один свободный участок, предоставляемый для погребения одного умершего.

Например, Вы обратились с заявлением о предоставлении участка земли для создании семейного (родового) захоронения на 3 захоронения и вносите плату в 2019 году. МРОТ на 1 января 2019 года в Самарской области составляет 11 280 рублей. Таким образом, Вы должны заплатить за резервирование земельного участка в течение последующих 12 календарных месяцев 16 920 рублей (11 280:2х3=16 920). При увеличении МРОТ с 1 января 2020 года размер следующей платы за резервирование земельного участка в течение последующих 12 календарных месяцев увеличится. После осуществления одного захоронения, последующая плата будет взиматься за оставшиеся свободными 2 места и так далее до заполнения всего участка.

Важно. Невнесение ответственным лицом платы в установленном порядке является основанием для отмены решения о предоставлении участка земли для создания семейного (родового) захоронения, исключения данного семейного (родового) захоронения из реестра семейных (родовых) захоронений, признания удостоверения (паспорта) семейного (родового) захоронения недействительным. В этом случае участок земли данного семейного (родового) захоронения, оставшийся на момент отмены решения свободным, предоставляется администрацией для создания иного захоронения либо семейного (родового) захоронения.

4. Размер участка земли, предоставляемого для создания семейного (родового) захоронения?

В городском округе Тольятти для создания семейного (родового) захоронения предоставляется участок размером от 3,0 х 2, 5 метра (на 2 захоронения) до 9,0 х 2,5 метра (на 6 захоронений).

5. На каких кладбищах возможно создание семейного (родового) захоронения?

Предоставление участков для создания семейных (родовых) захоронений, которые будут осуществляться после подачи заявления о предоставлении участка земли или формирование которых началось на момент подачи заявления о предоставлении участка земли, производится администрацией на кладбищах городского округа Тольятти, расположенных по адресам:

    Самарская область, город Тольятти, Комсомольский район, северо-восточнее здания, имеющего адрес Поволжское шоссе, 5 - Тоазовское новое кладбище;

Самарская область, городской округ Тольятти, г. Тольятти, Обводное шоссе, земельный участок № 53/3;

Самарская область, городской округ Тольятти, г. Тольятти, Обводное шоссе, земельный участок № 53/5.

Предоставление участков земли для создания семейных (родовых) захоронений с учетом захоронений, которые уже осуществлены на момент подачи заявления, производится администрацией городского округа Тольятти на общественных кладбищах городского округа Тольятти при наличии рядом с существующим захоронением свободного участка земли, размеры которого обеспечивают соблюдение установленных норм.

6. Какие документы необходимо предоставить?

Для формирования нового семейного (родового) захоронения:

  • заявление;
  • документ, подтверждающий личность заявителя;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя физического лица.

Для формирования семейного (родового) захоронения в случае, если на участке земли уже имеется захоронение или его формирование началось на момент подачи заявления:

  • заявление;
  • документ, подтверждающий личность заявителя;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя физического лица;
  • свидетельство о смерти (медицинское или выданное органами ЗАГС).

Для формирования семейного (родового) захоронения в случае, если на участке земли уже имеется захоронение:

  • заявление;
  • документ, подтверждающий личность заявителя;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя физического лица;
  • свидетельство о смерти ранее захороненного, выданное органами ЗАГС;
  • документы, подтверждающие родство или супружеские отношения между заявителем и ранее захороненным (например, свидетельство о рождении, свидетельство о браке и т.п.).

7. Что происходит после подачи заявления?

После подачи заявления :

  • уполномоченный орган администрации рассматривает Ваше заявление и принимает решение о предоставлении (об отказе в предоставлении участка земли для создания семейного (родового) захоронения.

При принятии решения о предоставлении Вам участка земли для создания семейного (родового) захоронения:

Суд подчеркнул, что отсутствие решения органов местного самоуправления об изъятии земельного участка и несоблюдение процедуры такого изъятия для муниципальных нужд сами по себе не лишают правообладателя права на возмещение убытков


Верховный Суд поддержал собственников, у которых местная администрация фактически изъяла для муниципальных нужд в целях осуществления захоронений принадлежащий им на праве частной собственности земельный участок без предоставления компенсации (Определение № 4-КГ21-25-К1).

В связи с этим собственники обратились в суд с иском к Администрации о взыскании стоимости участка и прекращении на него права собственности, поскольку фактически они лишены права пользования принадлежащей им территорией по целевому назначению. Истцы просили суд взыскать в их пользу рыночную стоимость земельного участка – по 2,4 млн руб. каждому – и передать его в муниципальную собственность.

27 февраля 2020 г. суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, поскольку Администрация не претендовала на изъятие спорного объекта недвижимости для муниципальных нужд и не возмещала собственникам причиненные убытки. Помимо этого суд указал: поскольку между истцами и ответчиком не было зафиксировано договорных правоотношений о порядке использования спорного участка, то, соответственно, он используется Администрацией для муниципальных нужд самовольно.

В кассационной жалобе в Верховный Суд собственники просили отменить судебные акты апелляции и кассации. Рассмотрев материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам ВС согласилась с доводами жалобы и удовлетворила требования кассаторов.

Суд подчеркнул, что использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса, и в этих случаях данная территория может быть использована только под зеленые насаждения.

Судебная коллегия, обращаясь к п. 3 ст. 49 ЗК РФ, указала, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, предусмотренным федеральными законами. При этом Верховный Суд пояснил, что принудительное изъятие участка возможно при условии предварительного и равноценного возмещения.

Таким образом, ВС продемонстрировал, что отсутствие решения органов местного самоуправления об изъятии земельного участка и несоблюдение процедуры такого изъятия для муниципальных нужд сами по себе не лишают правообладателя такого участка права на возмещение убытков, причиненных фактическим лишением имущества. По мнению коллегии, данное обстоятельство не было учтено судом апелляционной инстанции при принятии решения об отказе в иске.

ВС также отметил, что суд кассационной инстанции не исправил допущенные апелляцией нарушения, ограничившись формальным указанием на осведомленность истцов о существовании кладбища на спорном земельном участке более 20 лет, а также на отсутствие вины ответчика в невозможности использования истцами земельного участка по назначению. В связи с этим он напомнил, что кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дел, а должен проверять законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм.

Таким образом, Суд отменил определение кассации и направил дело на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.

Юрист Содружества земельных юристов Татьяна Граблина считает, что поставленная в определении проблема прежде всего заключается в притеснении частных интересов собственников земельного участка со стороны административного органа. По ее мнению, смысл приведенных Верховным Судом норм сводится к тому, что местная администрация фактически лишает законных собственников земли права на использование принадлежащего им имущества в соответствии с разрешенным назначением.

Татьяна Граблина заметила, что в судебной практике уже были дела, подобные рассматриваемому. Например, в одном из них постановлением ФАС Московского округа по делу №А41-20317/11 были возмещены потери в отношении рыночной стоимости собственнику земельного участка, сначала граничащего с кладбищем, а потом на территории которого были произведены несанкционированные захоронения. Кроме этого, юрист отметила, что актуальность проблемы обусловлена и тем, что близкое расположение к территориям захоронений приводит к опасности для жизни и здоровья людей с экологической точки зрения (апелляционное определение Липецкого областного суда от 1 марта 2016 г. по делу №33-268/2016).

Адвокат, управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев положительно оценил позицию Верховного Суда в данной ситуации, так как, по его словам, определение закрепляет в судебной практике наиболее важное положение о том, что собственник может требовать устранения нарушений своих прав независимо от наличия или отсутствия факта лишения права владения.

Перерыв:
с 13: 00 до 14: 00

Выходные дни:
суббота, воскресенье


Дымченко Наталья Петровна

Глава сельского поселения Покур

Об утверждении Положения о порядке предоставления и использования земельных участков на общественном кладбище для семейного (родового) захоронения под погребение

АДМИНИСТРАЦИЯ
СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ПОКУР
Нижневартовского района
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25.06.2019 г. №93

Об утверждении Положения
о порядке предоставления
и использования земельных
участков на общественном
кладбище для семейного
(родового) захоронения под погребение

1.Утвердить Положение о порядке предоставления и использования
земельных участков на общественном кладбище для семейного (родового) захоронения под погребение.

2.Постановление опубликовать (обнародовать) на официальном сайте
администрации сельского поселения Покур.

3.Постановление вступает в силу после его официального опубликования,
и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2019 года.

4. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.

Исполняющий обязанности
главы сельского поселения Покур В.И.Палкина

Приложение к постановлению
администрации сельского
поселения Покур
от 25.06.2019 №93

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке предоставления и использования земельных участков
на общественном кладбище для семейного (родового) захоронения
под погребение

1. Общие положения

2. Семейные (родовые) захоронения

2.1. Семейные (родовые) захоронения граждан (далее - семейные захоронения) - это отдельные участки земли на общественных кладбищах для погребения двух и более умерших близких родственников. Места для создания семейных захоронений предоставляются как непосредственно при погребении умершего, так и под будущие захоронения.
2.2. Участки под создание семейных захоронений предоставляются в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, утвержденными муниципальными правовыми актами сельского поселения Покур, регулирующими организацию и содержание мест захоронений.
2.3. Создаваемые семейные захоронения не подлежат сносу и могут быть перенесены только на основании правовых актов администрации сельского поселения Покур, в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, и иных стихийных бедствий.
2.4. Места семейных захоронений могут быть отнесены к объектам, имеющим культурно-историческое значение, в порядке, установленном действующим законодательством.

3. Право граждан на создание семейных (родовых) захоронений

3.1. Правом на резервирование земельного участка для создания семейного захоронения обладают лица, состоящие в близком родстве.
3.2. К близким родственникам в соответствии с настоящим Положением относятся супруг, дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья, родные сестры, внуки, дедушки, бабушки.
3.3. Степень родства, указанного в пункте 3.2 настоящего Положения, должна быть подтверждена соответствующими документами (свидетельство о рождении, свидетельство о браке, постановление об усыновлении).

4. Порядок создания семейного (родового) захоронения

4.1. Создание, определение размера земельного участка, предоставляемого под семейное захоронение, и содержание семейного захоронения осуществляется на основании постановления администрации сельского поселения Покур.
4.2. Для создания родового (семейного) захоронения предоставляются участки следующих размеров:
- на два места 2,5 м x 2,0 м;
- на три места 3,5 м x 2,0 м;
- на четыре места 4,5 м x 2,0 м.
В иных случаях размеры предоставляемых земельных участков для погребения определяются Специализированной службой на месте.
4.3. Для предоставления (резервирования) земельного участка под создание семейного захоронения заинтересованное лицо (заявитель) обращается в Специализированную службу по вопросам похоронного дела. Специализированной службой по вопросам похоронного дела по согласованию с заявителем предварительно определяется место семейного захоронения и составляется акт предварительного согласования места семейного захоронения. В акте предварительного согласования места захоронения указываются местонахождение участка (наименование кладбища, номер квартала, сектора, участка), размер и условия использования (под непосредственное или будущее захоронение). Акт предварительного согласования составляется в двух экземплярах, один из которых вручается заявителю.
4.4. Для решения вопроса о предоставлении (резервировании) места для семейного захоронения заинтересованное лицо (заявитель) представляет в администрацию сельского поселения Покур следующие документы:
1) заявление о предоставлении места для создания семейного захоронения с указанием круга лиц, которых предполагается похоронить (перезахоронить) на месте семейного захоронения (далее - лица, указанные в заявлении);
2) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя, с приложением подлинника;
3) копии документов, подтверждающих степень родства лиц, указанных в заявлении, с приложением подлинников;
4) акт предварительного согласования места семейного захоронения.
4.5. Не допускается требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных настоящим Положением. Все представленные документы принимаются по описи, копия которой вручается заявителю в день получения всех необходимых документов, указанных в пункте 4.4 настоящего Положения, с отметкой о дате регистрации их приема.
4.6. В случае если место для семейного (родового) захоронения предоставляется под будущее погребение, решение о предоставлении места для семейного (родового) захоронения или об отказе в его предоставлении принимается в срок, не превышающий четырнадцати календарных дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
4.7. В случае если погребение должно быть осуществлено в настоящее время, решение о предоставлении места для семейного (родового) захоронения или об отказе его предоставления принимается в день представления заявителем в администрацию сельского поселения Покур медицинского свидетельства о смерти или свидетельства о смерти, выдаваемого органами ЗАГС, а также документов, указанных в пункте 4.4 настоящего Положения.
4.8. Отказ в предоставлении (резервировании) места для создания семейного захоронения допускается в случаях, если:
1) заявитель отказался от мест, предложенных для создания (резервирования) семейного захоронения;
2) заявитель выразил желание получить место, которое не может быть отведено под создание (резервирование) семейного захоронения в связи со структурными особенностями кладбища и архитектурно-ландшафтной средой кладбища;
3) заявитель не представил документы, указанные в пункте 4.4 настоящего Положения.
Заявитель вправе обжаловать отказ в предоставлении (резервировании) места для создания семейного захоронения в судебном порядке либо повторно обратиться с заявлением о предоставлении места для создания семейного захоронения после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в предоставлении (резервировании) места для создания семейного захоронения.

5. Выделение земельного участка, регистрация и перерегистрация семейного захоронения

5.1. Каждое семейное захоронение в течение 3 дней после выделения земельного участка регистрируется Специализированной службой по вопросам похоронного дела в книге по установленной форме, с указанием номера земельного участка, его размера и лица (заявителя), на которое регистрируется семейное захоронение.
5.2. Специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение 10 дней с момента регистрации семейного захоронения оформляется удостоверение о семейном захоронении, в котором указываются: наименование кладбища, на территории которого предоставлено место для создания семейного захоронения, размер и место его расположения на кладбище (номер квартала, сектора, участка), фамилия, имя, отчество лица, ответственного за семейное захоронение, а также фамилии, имена, отчества лиц, указанных в заявлении, информация о произведенных погребениях. Удостоверение о семейном захоронении выдается лицу, ответственному за семейное захоронение.
Информация о каждом следующем погребении в семейном захоронении вносится Специализированной службой по вопросам похоронного дела в удостоверение о семейном захоронении.
5.3. По заявлению лица, ответственного за семейное захоронение, а также в случае его смерти семейное захоронение должно быть перерегистрировано на близкого родственника в трехдневный срок с момента подачи заявления.
5.4. Одновременно с перерегистрацией семейного захоронения Специализированной службой по вопросам похоронного дела вносятся соответствующие изменения в удостоверение о семейном захоронении и иные регистрационные документы.

6.Порядок погребения на семейном захоронении

7. Порядок содержания семейного захоронения

8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

8.1. Контроль за исполнением настоящего Положения возложить на главного специалиста по внешнему благоустройству администрации сельского поселения Покур в соответствии с полномочиями, определенными муниципальными правовыми актами сельского поселения Покур.

Читайте также: