Предоставление сведений фондом капитального ремонта многоквартирных домов

Обновлено: 16.05.2024

В целях выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах собственникам помещений необходимо:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, вентиляции, систем противопожарной автоматики и дымоудаления;

2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;

3) ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, ремонт или замену надкровельных элементов, ремонт или замену системы водоотвода с заменой водосточных труб и изделий;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, в том числе ремонт отмостки;

5) утепление и ремонт фасада, в том числе ремонт балконов, утепление, ремонт или замену окон в составе общего имущества, входных наружных дверей, ремонт и утепление цоколя;

6) ремонт или замену мусоропроводов, систем пневматического мусороудаления, установку промывочных устройств для мусоропроводов, крышек мусороприемных клапанов и шиберных устройств – для домов с отметкой лестничной площадки верхнего этажа 15 метров и выше;

7) ремонт фундамента многоквартирного дома;

8) работы по благоустройству и озеленению земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, если границы и размер земельного участка определены в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности;

9) разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

10) оказание услуг по проведению строительного контроля в процессе капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;

11) техническое обследование общего имущества в многоквартирном доме;

13) проведение экспертизы проектной документации в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

13) работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства.).

3. Определится с выбором подрядной организации, которая будет проводить капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

4. Совместно с подрядной организацией выйти на многоквартирный дом для составления дефектной ведомости на капитальный ремонт и последующего составления подрядной организацией локального сметного расчета на капитальный ремонт.

5. Инициировать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме с включением в повестку дня следующих вопросов (решения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме; об использовании фонда капитального ремонта принимаются не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме! (статьи 44, 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ)):

ВНИМАНИЕ!

Если подрядной организации необходимо выплатить аванс (не более 30% (статья 190 ЖК РФ, статья 11 Закона № 167-ОЗ)) вопрос о выплате аванса также включается в повестку!

1. Об избрании председателя и секретаря общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

2. Об избрании членов счетной комиссии общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

3. Об утверждении повестки дня по каждому пункту, включая все указанные вопросы.

4. Об определении порядка подписания протокола общего собрания.

5. Об определении места хранения протокола общего собрания.

6. Об утверждении перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту.

7. Об утверждении предельно допустимой стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту.

8. Об утверждении сроков проведения капитального ремонта.

9. Об утверждении источников финансирования капитального ремонта.

10. Об утверждении подрядной организации на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту.

11. О выплате подрядной организации аванса на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту.

12. Об утверждении лица, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено подписывать договор с подрядной организацией на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту, а также участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

13. О выборе оповещения собственников помещений многоквартирного дома о решениях, принятых общим собранием.

6. В соответствии с частью 4 статьи 177 ЖК РФ для перечисления подрядной организации аванса (если аванс предусмотрен договором об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее – Договор)), предоставить владельцу специального счета:

– протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

– Договор с приложением локального сметного расчета.

7. В соответствии с частью 4 статьи 177 ЖК РФ для перечисления денежных средств подрядной организации, выполнившей работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме предоставить владельцу специального счета:

– протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

– Договор с приложением локального сметного расчета;

– акт о приемке выполненных работ по Договору (унифицированная форма № КС-2), утвержденный постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 года № 100).

ВНИМАНИЕ!

Договор должен предусматривать установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами (пункт 2 части 4 статьи 177 ЖК РФ)

Преимущества формирования фонда капитального ремонта

на специальном счете

1. Средства фонда капитального ремонта аккумулируются на счете одного многоквартирного дома и не могут быть направлены на ремонт других многоквартирных домов.

2. Работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома можно провести ранее срока, установленного региональной программой, при наличии необходимой суммы.

3. Собственники помещений в многоквартирном доме сами выбирают перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; предельно допустимую стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту; сроки проведения капитального ремонта; источники финансирования капитального ремонта; подрядную организацию.

4. Возможность на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме разместить временно свободные средства фонда капитального ремонта на специальном депозите в российской кредитной организации.

5. Получение доходов от размещения на специальном депозите временно свободных средств фонда капитального ремонта, которые могут использоваться для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

6. Законом 167-ОЗ установлен минимальный размер фонда капитального в отношении многоквартирного дома в размере 50% оценочной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, по достижении которого собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников вправе принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением собственников, которые имеют задолженность по уплате этих взносов.

7. В случае признания владельца специального счета банкротом денежные средства, находящиеся на специальном счете, не включаются в конкурсную массу.

8. На денежные средства, находящиеся на специальном счете, не может быть обращено взыскание по обязательствам владельца этого счета, за исключением обязательств из Договоров, заключенных на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта.

Хочу задать вам очень интересный вопрос, который затрагивает многих россиян.

Все мы ежемесячно платим за капитальный ремонт наших домов. Если кто-то из собственников не оплачивает эти квитанции, то региональный фонд капитального ремонта может выставить неустойку или штраф. А если сам фонд капитального ремонта не выполняет взятые на себя обязательства — не делает вовремя ремонт, — могут ли собственники взыскать с него неустойку или штраф за просрочку сроков работ? Как это можно сделать?

С фонда капремонта нельзя взыскать неустойку или штраф за просрочку работ: это не предусмотрено законом. Но если капремонт окажется некачественным или пройдет с нарушением срока, то с фонда можно потребовать убытки или заставить все переделать. Расскажу подробнее, как это работает.

Зачем нужен фонд капитального ремонта

Фонд капитального ремонта, ФКР, еще его называют региональным оператором, — это некоммерческая организация, которую создали власти региона, чтобы собирать с собственников помещений в многоквартирных домах взносы на капремонт общего имущества.

Еще ФКР составляет программу капитального ремонта всех многоквартирных домов региона, ищет подрядчиков, контролирует процесс и принимает работу. Региональный оператор существует на деньги регионального бюджета. Взносы собственников помещений в МКД нельзя использовать на нужды ФКР — они идут только на капремонт.

Курс о больших делах

Собственники помещений в МКД могут собирать деньги на капитальный ремонт и без участия регионального оператора — на специальном счете в банке. Для этого нужно провести общее собрание собственников и выбрать владельца счета, например УК или ТСЖ. В ответе я буду говорить только о случаях, когда жильцы платят взносы в ФКР.

К капитальному ремонту относится:

  1. Ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения.
  2. Ремонт, замена, модернизация лифтов, лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
  3. Ремонт крыши.
  4. Ремонт подвальных помещений, которые относятся к общему имуществу.
  5. Ремонт фасада.
  6. Ремонт фундамента многоквартирного дома.

Местные власти могут отнести к капитальному ремонту и другие работы. Например, утепление фасада, устройство выходов на кровлю, установку общедомовых приборов учета электроэнергии, воды и другие.

Региональный оператор организует капремонт конкретного дома не когда ему захочется, а согласно региональной программе. Ее заранее утверждают власти региона. В программе есть информация обо всех домах — что и когда нужно ремонтировать. На основе этой информации ФКР составляет программу капремонта по каждому дому.

После этого собственники в течение трех месяцев должны провести общее собрание, рассмотреть список работ и решить, нужны они или нет. Если общее собрание одобрит предложение регионального оператора, то ФКР привлекает подрядные организации, составляет для них задание, а при необходимости и проектную документацию. Также фонд заключает договор.

После подписания договора работа ФКР не заканчивается. Фонд обязан контролировать, насколько качественно подрядчики выполняют задание и укладываются ли в срок. После окончания работ ФКР обязан все проверить и принять работу. В приемке могут участвовать и представители УК, и собственники квартир.

Дальше в идеале собственники получают отремонтированный дом, а подрядные организации — деньги. Но не всегда все идет по плану.

Что собственники могут требовать от фонда капремонта

Качество работ. Не всегда подрядчики хорошо делают свою работу. Бывает, что штукатурка осыпается уже через месяц после приемки, а отремонтированные лифты снова не работают.

После окончания капремонта региональный оператор отвечает за качество работ в течение минимум пяти лет с даты подписания акта приемки. Поэтому если собственники недовольны качеством работ, то должны обращаться именно в ФКР, а не к подрядчикам. Жалобу можно составить в произвольной форме, лучше, если она будет коллективной. Если региональный оператор игнорирует жалобы, нужно жаловаться в орган жилищного надзора. Следующий этап — суд.

Выполнение работ в срок. Если региональный оператор нарушает срок капремонта, обратитесь в жилищную инспекцию. Это ведомство, которое следит за тем, чтобы ФКР выполнял свою работу качественно и в срок.

Мне не удалось найти в судебной практике дела по искам граждан о затягивании срока капремонта. Зато есть случай, когда региональный оператор начал ремонт слишком рано, и это стало поводом для иска.

Из-за ремонта систем отопления отключился общедомовой счетчик тепловой энергии. В результате собственникам пришлось платить сначала по среднемесячному объему потребления, а потом по нормативам. Из-за этого счет на отопление стал больше на 30%. Собственник одной из квартир потребовал признать незаконным решение о проведении капремонта раньше срока, но суд в иске отказал. Обжалование не помогло.

Возвращаясь к вашему вопросу, отмечу, что никаких санкций и неустоек в отношении регионального оператора из-за нарушения срока не предусмотрено.

Безопасность своего имущества. Иногда от капитального ремонта страдают собственники квартир.

Например, в Рязани рабочие что-то неправильно закрыли во время ремонта крыши, и жильцов затопило. Дело дошло до Верховного суда, и решение было в пользу собственника — региональный оператор должен возместить сумму ущерба.

Тишина. В Москве, например, нельзя делать ремонт в будни с 13:00 до 15:00 и с 19:00 до 09:00, а еще в воскресенье и праздники. Если подрядчики нарушают это правило, пригрозите им штрафом. Для юрлиц это 40 000—80 000 Р . В регионах могут быть другие правила — нужно смотреть местные законы.

Еще фонд капитального ремонта должен расходовать средства только на ремонт домов согласно региональной программе. Важно проследить, чтобы дома были отремонтированы фактически, а не только на бумаге. Такое тоже бывает.

О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Принят Государственной Думой 6 июля 2007 года

Одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет и цели настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. (В редакции Федерального закона от 25.12.2012 № 270-ФЗ)

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) капитальный ремонт многоквартирного дома - проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим Федеральным законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 417-ФЗ)

2) аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года или применительно к положениям главы 65 настоящего Федерального закона после 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; (В редакции федеральных законов от 28.06.2014 № 200-ФЗ, от 31.12.2017 № 483-ФЗ, от 28.11.2018 № 436-ФЗ, от 27.12.2019 № 473-ФЗ)

3) переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 25.12.2012 № 270-ФЗ)

4) предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда - предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном настоящим Федеральным законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, а также в случаях досрочного завершения региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе таких программ с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. (В редакции федеральных законов от 25.12.2012 № 270-ФЗ; от 28.06.2014 № 200-ФЗ)

Глава 2. Статус, цели деятельности и функции Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Статья 3. Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

1. В целях настоящего Федерального закона создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд).

2. Фонд создается Российской Федерацией. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Фонда определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон "О некоммерческих организациях") и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими деятельность некоммерческих организаций, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 01.12.2008 № 225-ФЗ)

21. На Фонд не распространяются положения пунктов 3, 5, 7, 10 и 14 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях". (Часть введена - Федеральный закон от 01.12.2008 № 225-ФЗ)

3. Фонд имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

41. Фонд вправе заключать договоры банковского счета, банковского вклада (депозита) с государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ" в случае, если это предусмотрено Федеральным законом от 17 мая 2007 года № 82-ФЗ "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ". (Часть введена - Федеральный закон от 29.07.2017 № 267-ФЗ; в редакции федеральных законов от 29.12.2017 № 470-ФЗ; от 28.11.2018 № 452-ФЗ)

42. Фонд вправе открывать банковские и иные счета, заключать договоры банковского вклада (депозита) в кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным в соответствии с частью 4 настоящей статьи, в случае включения таких кредитных организаций в перечень кредитных организаций, размещенный для указанных целей Банком России на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", если иное не установлено Правительством Российской Федерации. (Часть введена - Федеральный закон от 29.07.2017 № 267-ФЗ)

43. Фонд вправе открывать лицевые счета в Федеральном казначействе в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. (Часть введена - Федеральный закон от 31.12.2017 № 483-ФЗ)

44. В течение срока реализации утвержденного Советом директоров Банка России в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень кредитных организаций, предусмотренный частью 42 настоящей статьи, на дату утверждения указанного плана, Фонд вправе открывать в таком банке банковские и иные счета, заключать с ним договоры банковского вклада (депозита) вне зависимости от соответствия (несоответствия) такого банка установленным в соответствии с частью 4 настоящей статьи требованиям при условии принятия Советом директоров Банка России решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка. При этом в случае установления Правительством Российской Федерации лимитов размещения средств Фондом в кредитных организациях в соответствии с частью 4 настоящей статьи указанные лимиты определяются в отношении такого банка на последнюю квартальную отчетную дату, предшествующую дате утверждения Советом директоров Банка России плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства такого банка. (Часть введена - Федеральный закон от 27.12.2019 № 469-ФЗ)

45. В течение срока реализации плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень кредитных организаций, предусмотренный частью 42 настоящей статьи, по состоянию на дату утверждения указанного плана, такой банк не исключается из указанного перечня при условии принятия Советом директоров Банка России решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка. (Часть введена - Федеральный закон от 27.12.2019 № 469-ФЗ)

46. В случае, если банк, включенный в перечень кредитных организаций, предусмотренный частью 42 настоящей статьи, на дату утверждения в отношении такого банка плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства, исключен из указанного перечня до дня принятия Советом директоров Банка России решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка в течение срока реализации указанного плана, такой банк включается Банком России в указанный перечень не позднее чем в течение пяти рабочих дней, следующих за днем принятия этого решения. (Часть введена - Федеральный закон от 27.12.2019 № 469-ФЗ)

5. Местом нахождения Фонда является город Москва.

6. Фонд действует до 1 января 2026 года и подлежит ликвидации в соответствии со статьей 25 настоящего Федерального закона. (В редакции федеральных законов от 29.12.2010 № 441-ФЗ; от 25.12.2012 № 270-ФЗ; от 23.07.2013 № 240-ФЗ; от 30.10.2017 № 311-ФЗ; от 28.11.2018 № 436-ФЗ)

Статья 4. Цели деятельности и функции Фонда

1. Целями деятельности Фонда в соответствии с настоящим Федеральным законом являются обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, осуществления информационно-разъяснительной и иной деятельности, направленной на просвещение граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, содействие в подготовке кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства. (В редакции федеральных законов от 25.12.2012 № 270-ФЗ; от 28.12.2013 № 417-ФЗ; от 28.11.2018 № 436-ФЗ)

2. Для достижения указанных в части 1 настоящей статьи целей Фонд осуществляет следующие функции:

1) рассматривает представленные субъектами Российской Федерации заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда (далее также - заявка);

2) принимает решение о соответствии заявок и прилагаемых к заявкам документов требованиям, установленным настоящим Федеральным законом;

3) принимает решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок;

4) осуществляет методическое обеспечение подготовки субъектами Российской Федерации заявок и прилагаемых к заявкам документов;

5) осуществляет мониторинг реализации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, принятых в соответствии с требованиями жилищного законодательства (далее - региональные программы капитального ремонта), краткосрочных планов реализации региональных программ капитального ремонта, утвержденных органами государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - краткосрочные планы реализации региональных программ капитального ремонта), региональными операторами своей деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, а также выполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда; (В редакции федеральных законов от 25.12.2012 № 270-ФЗ, от 28.12.2013 № 417-ФЗ, от 28.11.2018 № 436-ФЗ, от 22.12.2020 № 459-ФЗ)

51) выполняет в порядке и в случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации, функцию агента Правительства Российской Федерации по предоставлению социальных выплат на приобретение жилых помещений на территории Российской Федерации гражданам, относящимся к категориям, установленным федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации; (Пункт введен - Федеральный закон от 27.12.2019 № 473-ФЗ)

52) в порядке и на условиях, которые определены наблюдательным советом Фонда, привлекает кредитные и иные заемные средства в целях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с частью 5 статьи 19 настоящего Федерального закона; (Пункт введен - Федеральный закон от 22.12.2020 № 459-ФЗ)

53) в порядке и на условиях, которые определены Правительством Российской Федерации, привлекает средства Фонда национального благосостояния и предоставляет за счет привлеченных средств займы юридическим лицам и приобретает облигации юридических лиц при их первичном размещении в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры, при этом Фонд вправе выступать участником синдиката кредиторов в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 486-ФЗ "О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; (Пункт введен - Федеральный закон от 01.07.2021 № 275-ФЗ)

54) создает юридические лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе специализированные общества проектного финансирования, осуществляет права учредителя в отношении юридических лиц, созданных им и являющихся унитарными юридическими лицами, а также осуществляет корпоративные (членские) права и несет обязанности в отношении юридических лиц, участником (членом) которых является; (Пункт введен - Федеральный закон от 01.07.2021 № 275-ФЗ)

6) осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции.

3. Функции, указанные в части 2 настоящей статьи, Фонд осуществляет безвозмездно.

Статья 5. Имущество Фонда

1. Имущество Фонда формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации, которые включают в себя первоначальный имущественный взнос Российской Федерации в размере двухсот сорока миллиардов рублей и вносимые в соответствии с частью 11 настоящей статьи дополнительные имущественные взносы Российской Федерации, а также доходов, полученных Фондом от инвестирования временно свободных средств, и других не запрещенных законом поступлений. Фонд вправе передать в собственность Российской Федерации средства в размере, не превышающем размера переданного Фонду первоначального имущественного взноса Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ)

11. Формирование имущества Фонда за счет дополнительных имущественных взносов Российской Федерации осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Такие дополнительные имущественные взносы Российской Федерации направляются на увеличение лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, рассчитанных для субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 1 настоящей статьи, частями 2 - 5 и 7 статьи 17 настоящего Федерального закона, на возврат привлеченных Фондом в соответствии с пунктом 52 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона кредитных и иных заемных средств и уплату процентов за их использование и (или) возмещение расходов по возврату указанных средств и уплате процентов за их использование, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством Российской Федерации. Нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации могут устанавливаться порядок и условия увеличения лимитов предоставления финансовой поддержки за счет таких дополнительных имущественных взносов Российской Федерации, а также особенности предоставления финансовой поддержки за счет указанных в настоящей части средств Фонда, в том числе изменение условий предоставления, приостановления и возобновления предоставления этой поддержки, расходования и возврата данных средств Фонда, осуществления мониторинга, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. (Часть введена - Федеральный закон от 17.12.2009 № 316-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 23.07.2013 № 240-ФЗ, от 28.12.2013 № 417-ФЗ, от 23.04.2018 № 93-ФЗ, от 22.12.2020 № 459-ФЗ)

2. Имущество Фонда принадлежит ему на праве собственности и используется для выполнения его функций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

3. Обеспечение деятельности Фонда осуществляется за счет:

1) доходов от инвестирования временно свободных средств Фонда; (В редакции Федерального закона от 29.12.2010 № 437-ФЗ)

2) имущества Фонда в размере, не превышающем в целом за все время деятельности Фонда одной десятой процента первоначального имущественного взноса Российской Федерации, указанного в части 1 настоящей статьи, в случае недостаточности доходов от инвестирования временно свободных средств Фонда. В случае осуществления расходов за счет имущества Фонда доходы от инвестирования временно свободных средств Фонда используются в первую очередь для возмещения имущества Фонда в пределах таких расходов. (В редакции федеральных законов от 29.12.2010 № 437-ФЗ; от 23.07.2013 № 240-ФЗ)

31. Доходы, полученные Фондом от инвестирования временно свободных средств, и другие не запрещенные законом поступления направляются в том числе на уплату процентов за использование кредитных и иных заемных средств, привлеченных Фондом в соотве

О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Принят Государственной Думой 6 июля 2007 года

Одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет и цели настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. (В редакции Федерального закона от 25.12.2012 № 270-ФЗ)

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) капитальный ремонт многоквартирного дома - проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим Федеральным законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 417-ФЗ)

2) аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года или применительно к положениям главы 65 настоящего Федерального закона после 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; (В редакции федеральных законов от 28.06.2014 № 200-ФЗ, от 31.12.2017 № 483-ФЗ, от 28.11.2018 № 436-ФЗ, от 27.12.2019 № 473-ФЗ)

3) переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 25.12.2012 № 270-ФЗ)

4) предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда - предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном настоящим Федеральным законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, а также в случаях досрочного завершения региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе таких программ с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. (В редакции федеральных законов от 25.12.2012 № 270-ФЗ; от 28.06.2014 № 200-ФЗ)

Глава 2. Статус, цели деятельности и функции Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Статья 3. Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

1. В целях настоящего Федерального закона создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд).

2. Фонд создается Российской Федерацией. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Фонда определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон "О некоммерческих организациях") и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими деятельность некоммерческих организаций, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 01.12.2008 № 225-ФЗ)

21. На Фонд не распространяются положения пунктов 3, 5, 7, 10 и 14 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях". (Часть введена - Федеральный закон от 01.12.2008 № 225-ФЗ)

3. Фонд имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

41. Фонд вправе заключать договоры банковского счета, банковского вклада (депозита) с государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ" в случае, если это предусмотрено Федеральным законом от 17 мая 2007 года № 82-ФЗ "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ". (Часть введена - Федеральный закон от 29.07.2017 № 267-ФЗ; в редакции федеральных законов от 29.12.2017 № 470-ФЗ; от 28.11.2018 № 452-ФЗ)

42. Фонд вправе открывать банковские и иные счета, заключать договоры банковского вклада (депозита) в кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным в соответствии с частью 4 настоящей статьи, в случае включения таких кредитных организаций в перечень кредитных организаций, размещенный для указанных целей Банком России на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", если иное не установлено Правительством Российской Федерации. (Часть введена - Федеральный закон от 29.07.2017 № 267-ФЗ)

43. Фонд вправе открывать лицевые счета в Федеральном казначействе в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. (Часть введена - Федеральный закон от 31.12.2017 № 483-ФЗ)

44. В течение срока реализации утвержденного Советом директоров Банка России в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень кредитных организаций, предусмотренный частью 42 настоящей статьи, на дату утверждения указанного плана, Фонд вправе открывать в таком банке банковские и иные счета, заключать с ним договоры банковского вклада (депозита) вне зависимости от соответствия (несоответствия) такого банка установленным в соответствии с частью 4 настоящей статьи требованиям при условии принятия Советом директоров Банка России решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка. При этом в случае установления Правительством Российской Федерации лимитов размещения средств Фондом в кредитных организациях в соответствии с частью 4 настоящей статьи указанные лимиты определяются в отношении такого банка на последнюю квартальную отчетную дату, предшествующую дате утверждения Советом директоров Банка России плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства такого банка. (Часть введена - Федеральный закон от 27.12.2019 № 469-ФЗ)

45. В течение срока реализации плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень кредитных организаций, предусмотренный частью 42 настоящей статьи, по состоянию на дату утверждения указанного плана, такой банк не исключается из указанного перечня при условии принятия Советом директоров Банка России решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка. (Часть введена - Федеральный закон от 27.12.2019 № 469-ФЗ)

46. В случае, если банк, включенный в перечень кредитных организаций, предусмотренный частью 42 настоящей статьи, на дату утверждения в отношении такого банка плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства, исключен из указанного перечня до дня принятия Советом директоров Банка России решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка в течение срока реализации указанного плана, такой банк включается Банком России в указанный перечень не позднее чем в течение пяти рабочих дней, следующих за днем принятия этого решения. (Часть введена - Федеральный закон от 27.12.2019 № 469-ФЗ)

5. Местом нахождения Фонда является город Москва.

6. Фонд действует до 1 января 2026 года и подлежит ликвидации в соответствии со статьей 25 настоящего Федерального закона. (В редакции федеральных законов от 29.12.2010 № 441-ФЗ; от 25.12.2012 № 270-ФЗ; от 23.07.2013 № 240-ФЗ; от 30.10.2017 № 311-ФЗ; от 28.11.2018 № 436-ФЗ)

Статья 4. Цели деятельности и функции Фонда

1. Целями деятельности Фонда в соответствии с настоящим Федеральным законом являются обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, осуществления информационно-разъяснительной и иной деятельности, направленной на просвещение граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, содействие в подготовке кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства. (В редакции федеральных законов от 25.12.2012 № 270-ФЗ; от 28.12.2013 № 417-ФЗ; от 28.11.2018 № 436-ФЗ)

2. Для достижения указанных в части 1 настоящей статьи целей Фонд осуществляет следующие функции:

1) рассматривает представленные субъектами Российской Федерации заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда (далее также - заявка);

2) принимает решение о соответствии заявок и прилагаемых к заявкам документов требованиям, установленным настоящим Федеральным законом;

3) принимает решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок;

4) осуществляет методическое обеспечение подготовки субъектами Российской Федерации заявок и прилагаемых к заявкам документов;

5) осуществляет мониторинг реализации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, принятых в соответствии с требованиями жилищного законодательства (далее - региональные программы капитального ремонта), краткосрочных планов реализации региональных программ капитального ремонта, утвержденных органами государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - краткосрочные планы реализации региональных программ капитального ремонта), региональными операторами своей деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, а также выполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда; (В редакции федеральных законов от 25.12.2012 № 270-ФЗ, от 28.12.2013 № 417-ФЗ, от 28.11.2018 № 436-ФЗ, от 22.12.2020 № 459-ФЗ)

51) выполняет в порядке и в случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации, функцию агента Правительства Российской Федерации по предоставлению социальных выплат на приобретение жилых помещений на территории Российской Федерации гражданам, относящимся к категориям, установленным федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации; (Пункт введен - Федеральный закон от 27.12.2019 № 473-ФЗ)

52) в порядке и на условиях, которые определены наблюдательным советом Фонда, привлекает кредитные и иные заемные средства в целях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с частью 5 статьи 19 настоящего Федерального закона; (Пункт введен - Федеральный закон от 22.12.2020 № 459-ФЗ)

53) в порядке и на условиях, которые определены Правительством Российской Федерации, привлекает средства Фонда национального благосостояния и предоставляет за счет привлеченных средств займы юридическим лицам и приобретает облигации юридических лиц при их первичном размещении в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры, при этом Фонд вправе выступать участником синдиката кредиторов в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 486-ФЗ "О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; (Пункт введен - Федеральный закон от 01.07.2021 № 275-ФЗ)

54) создает юридические лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе специализированные общества проектного финансирования, осуществляет права учредителя в отношении юридических лиц, созданных им и являющихся унитарными юридическими лицами, а также осуществляет корпоративные (членские) права и несет обязанности в отношении юридических лиц, участником (членом) которых является; (Пункт введен - Федеральный закон от 01.07.2021 № 275-ФЗ)

6) осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции.

3. Функции, указанные в части 2 настоящей статьи, Фонд осуществляет безвозмездно.

Статья 5. Имущество Фонда

1. Имущество Фонда формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации, которые включают в себя первоначальный имущественный взнос Российской Федерации в размере двухсот сорока миллиардов рублей и вносимые в соответствии с частью 11 настоящей статьи дополнительные имущественные взносы Российской Федерации, а также доходов, полученных Фондом от инвестирования временно свободных средств, и других не запрещенных законом поступлений. Фонд вправе передать в собственность Российской Федерации средства в размере, не превышающем размера переданного Фонду первоначального имущественного взноса Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ)

11. Формирование имущества Фонда за счет дополнительных имущественных взносов Российской Федерации осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Такие дополнительные имущественные взносы Российской Федерации направляются на увеличение лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, рассчитанных для субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 1 настоящей статьи, частями 2 - 5 и 7 статьи 17 настоящего Федерального закона, на возврат привлеченных Фондом в соответствии с пунктом 52 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона кредитных и иных заемных средств и уплату процентов за их использование и (или) возмещение расходов по возврату указанных средств и уплате процентов за их использование, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством Российской Федерации. Нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации могут устанавливаться порядок и условия увеличения лимитов предоставления финансовой поддержки за счет таких дополнительных имущественных взносов Российской Федерации, а также особенности предоставления финансовой поддержки за счет указанных в настоящей части средств Фонда, в том числе изменение условий предоставления, приостановления и возобновления предоставления этой поддержки, расходования и возврата данных средств Фонда, осуществления мониторинга, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. (Часть введена - Федеральный закон от 17.12.2009 № 316-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 23.07.2013 № 240-ФЗ, от 28.12.2013 № 417-ФЗ, от 23.04.2018 № 93-ФЗ, от 22.12.2020 № 459-ФЗ)

2. Имущество Фонда принадлежит ему на праве собственности и используется для выполнения его функций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

3. Обеспечение деятельности Фонда осуществляется за счет:

1) доходов от инвестирования временно свободных средств Фонда; (В редакции Федерального закона от 29.12.2010 № 437-ФЗ)

2) имущества Фонда в размере, не превышающем в целом за все время деятельности Фонда одной десятой процента первоначального имущественного взноса Российской Федерации, указанного в части 1 настоящей статьи, в случае недостаточности доходов от инвестирования временно свободных средств Фонда. В случае осуществления расходов за счет имущества Фонда доходы от инвестирования временно свободных средств Фонда используются в первую очередь для возмещения имущества Фонда в пределах таких расходов. (В редакции федеральных законов от 29.12.2010 № 437-ФЗ; от 23.07.2013 № 240-ФЗ)

31. Доходы, полученные Фондом от инвестирования временно свободных средств, и другие не запрещенные законом поступления направляются в том числе на уплату процентов за использование кредитных и иных заемных средств, привлеченных Фондом в соотве

Читайте также: