Как выделить земельный участок из муниципальной собственности в частную для строительства

Обновлено: 04.05.2024

Предоставление государством, а также законодательными органами местных администраций земельных наделов гражданам и официальным юридическим организациям регулируется законами Земельного, Гражданского, Градостроительного и Жилищного кодекса РФ.

Выделение земель характеризуется определенными особенностями предоставления земельных участков для строительства и других нужд.

А также разными тонкостями в процедуре сделки, зависящей от разновидности видов выделяемых земель, определенных обстоятельств и категории людей, которым эта земля предоставляется.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Законодательная основа

Земельный кодекс РФ является основополагающим, ключевым документом, регламентирующим процесс выделения территорий субъектам желающим получить землю во временное пользование или приобрести ее в собственность.

Статья 5 ЗК РФ определяет круг лиц, которые могут принимать участие в установленных законодательством земельных отношениях и владеют предоставленным государством правом пользоваться выделенной им земельной территорией. Для каждой категории перечисляемых статьей субъектов характерны некоторые особенности предоставления земельных участков гражданам.

Тонкости выделения территорий гражданам

Статья ЗК РФ 39.18 оговаривает особенности предоставления земли гражданам России на различные предусмотренные цели, которые предполагают:

  • организацию дачных хозяйств;
  • ведение садоводства; ;
  • ведение ЛПХ на территориях населенных пунктов;
  • организацию фермерских хозяйств.

Статья оговаривает особенности процедуры предоставления земель на все вышеуказанные цели, устанавливает порядок действий уполномоченных администраций, а также определяет сроки выполнения поставленных перед ними задач.

Особенность предоставления населению земельных наделов состоит, в предоставлении территорий под определенные предусмотренные законами РФ определенные цели, которые прописываются в законах, а затем и в заключаемых с гражданскими лицами договорах.

Особенность процедуры выделения земельных наделов подразумевает под собой действия местных административных органов власти, которые после принятия заявления, в течение 30 дней обязаны произвести официальную публикацию информации о предоставляемых людям участках и разместить их на определенном сайте уполномоченной для решения этих вопросов организации.

Статья регламентирует содержание извещения, которое содержит информацию о площади выделяемого гражданину земельного надела, кадастровый номер, решение о межевании территории, указывает время приема лиц, для их ознакомления со схематическим изображением участка, предоставляет адрес сайта, где опубликован данный документ.

Справка: Если участок требует образования согласно электронной схеме, то она прилагается к публикуемому в сети извещению.

Одной из важных особенностей выделения наделов земли для гражданских лиц является тот факт, что опираясь на четвертый пункт статьи, граждане РФ, которые заинтересованы в приобретении запрашиваемой территории имеют право подавать заявление на участие в аукционе.

Если на протяжении 30 дней заявки больше не поступают, уполномоченная принимать решение в отношении этого вопроса организация подготавливает необходимый предусмотренный законодательством документ, с условием предварительного утверждения границ земли. В противном случае гражданин получает извещение о предстоящем проведении межевания земельного надела.

Образование земельной территории, уточнение ее границ, проведение межевания и организация торгов возлагается на уполномоченный административный орган власти.

Особенности предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства

Особенности предоставления земельного участка для жилищного строительства состоят в том, что территории выделенные субъектам с указанной в соглашении целью должны использоваться строго по назначению. На землях, выделенных под ИЖС, например, невозможно построить многоквартирный дом, потому что согласно статье 48, пункт 3 объектом индивидуального строительства является здание, имеющее не более трех этажей, при условии проживания в нем только одной определенной семьи.

ГрК РФ, Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование

3. Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

На выделенных для строительства территориях под многоквартирное жилье, невозможно построить индивидуальный частный дом, потому что особенность земельных наделов как раз и заключается в целевом использовании выделяемых государством участков.

Особенность предоставляемых для строительства жилья территорий определяется особыми условиями и требованиями, предъявляемыми для сооружения таких построек, где обязательно учитывается возможность подведения к домам инженерно-технических коммуникаций.

Градостроительное зонирование позволяет определить зоны для ИЖС, а также урегулировать вопрос с многоквартирным строительством жилых домов.

Особенности предоставления земельных участков в городе

Предоставление участков земли на территории городов осуществляется городскими местными администрациями на общих основаниях, правилами, установленными ЗК РФ, а также другими правовыми законодательными документами.

Статья 83 ЗК РФ отделяет земли населенных пунктов от земель других категорий и определяет предоставление таких наделов исключительно под строительство, а также развитие населенного пункта.

ЗК РФ, Статья 83. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов

  1. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
  2. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Статья 85 указывает на определенные зоны, которые расположены в пределах городской территории, благодаря чему рассчитывается возможность предоставления земель. Город разделен на девять территориальных зон:

  • производственные;
  • жилые;
  • сельскохозяйственные;
  • общественно-деловые;
  • реакционные;
  • военные;
  • инженерные;
  • иные территориальные зоны, которые подразумевают под собой площади, улицы, парки, скверы.

Особенности предоставления земель сельскохозяйственного назначения

Предоставление субъектам в пользование земель сельскохозяйственного значения регулируется ФЗ РФ № 101 от 24.07.2002 года.

Закон устанавливает порядок купли-продажи наделов земли с/х значения, регулирует передачу земли в аренду, оговаривает условия предоставление сельскохозяйственных территорий в собственность.

Особенности выделения таких территорий в собственность состоит в том, что они имеют строго определенное целевое предназначение и могут использоваться исключительно в целях выращивания с/х продукции, а также строительства объектов сельскохозяйственного назначения.

Возможность получить территорию земли указанного профиля в аренду имеют гражданские и официальные юридические лица на общих установленных законодательством основаниях, которые также имеют право приобрести территорию в собственность через организованные местными администрациями аукционы.

На период до пяти лет право на выделение сельскохозяйственной земли имеют фермерские хозяйства, а также отдельные организации сельскохозяйственного профиля участвующие в государственной программе поддержки развития с/х.

Тонкости выделения наделов в собственность

Особенности предоставления земельных участков в собственность, в том, что это предполагает значительное расширение прав их владельцев при распоряжении земельным наделом, который потом можно продать, обменять, подарить или передать согласно праву наследства.

Но получение надела земли в собственность обусловлено определенными особенностями, а также требованиями закона, которые ставят перед субъектом определенные условия:

  • если произошла покупка участка на аукционе;
  • если участок приобретен методом безвозмездного пользования (как бесплатно получить земельный участок в собственность?);
  • если предоставленная на пять лет в аренду территория предполагала строительство дома и условия были выполнены;
  • если арендованная территория была раньше приватизирована пользователем;
  • если земля передается в собственность официальному юридическому лицу, как уставной капитал;
  • если надел земли был унаследован от предыдущего владельца, подарен им, произошел процесс мены или был составлен акт купли-продажи территории;
  • если произошел процесс мены или был составлен акт купли-продажи территории.
    на предоставление земельного участка и кто имеет право на льготы?
  • В каких областях Дальнего Востока можно получить гектар земли бесплатно?
  • Как без проведения торгов купить землю или взять ее в аренду?
  • Можно ли бесплатно получить участок от государства и что делать, если отказали?

Заключение

Особенности выделения земельных территорий гражданским лицам, а также официальным юридическим организациям могут быть совершенно разными, точно также отличаются требования к субъектам участвующим в правовых земельных отношениях, но алгоритм действий для каждой категории лиц остается практически неизменным.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

vydelenie-zemelnogo-uchastka-mnogodetnym-semyam

Выделение земельного участка — процедура, в результате которой образуется новая территория. Используется при оформлении совладельцем части надела в автономную собственность.

В натуре из общей долевой собственности

Если эта процедура проводится по обоюдному согласию собственников, выдел доли участка в натуре из общей долевой собственности не вызовет особых трудностей и дополнительных вопросов. По окончании этого процесса, образовавшийся участок переоформить в органах росреестра.

Выделение участка возможно при наличии следующих случаев:

  • Надел оформлен в собственность, с обязательным выделением долей.
  • Участок должен быть делимым.
  • Иные сособственники должны дать своё согласите на проведение этой процедуры. Желательно, чтобы это было нотариально оформлено.

Обратиться нужно в местное отделение кадастровой палаты и заполнить там заявление на проведение этих работ. Далее следует составить исковое заявление в судебную инстанцию. В нём изложить суть обращения и обстоятельства, при которых был получен земельный участок в совместное долевое владение. После этого попросить суд разрешить провести меж с последующей регистрацией доли.

Какие понадобятся документы — кадастровые выписки (план\схема), чек об оплате государственной пошлины. Кроме этого понадобится представить нотариально заверенную доверенность, если в интересах истца действует иное лицо. Примерная сумма госпошлины составляет около трёхсот рублей. Срок рассмотрения иска не более 2 месяцев со дня его принятия.


Если доля не выделена в натуре, это не запрещает иным сособственникам пользоваться всем имуществом. Суд может отказать в выделении этой доли, когда не представляется возможным провести эту процедуру без несоразмерного ущерба недвижимому имуществу, которое находится в общем владении. Под этим стоит понимать: ухудшение технического состояния или снижение материальной стоимости надела. Неудобство в эксплуатации и иные последствия.

vydelenie-zemelnogo-uchastka-mnogodetnym-semyam2
Земельный участок многодетным семьям

Согласно действующему закону многодетной семье полагается бесплатный участок для улучшения жилищных условий. На нём можно построить собственный дом. Также имеются и некоторые ограничения. В каждом регионе работают свои акты. Подробную информацию стоит узнать в местной администрации. Это ограничение может заключаться в правовом статусе семьи. Местонахождение и площадь земли формируется местными властями.

Что же непосредственно касается списка документации, он не слишком большой: копии свидетельств о рождении детей, брачное свидетельство, паспорта обращаемых лиц. Кроме этого специалист может затребовать предоставление и иных бумаг. Поэтому заранее необходимо получить консультацию в местной администрации, там расскажут, какие нужно представить документы, в каком регионе выдадут участок и с какой площадью. Также информация доступна на их официальном сайте. Либо позвонить по контактному номеру телефона и задать все интересующие вопросы.

Выделение земельного участка инвалидам

Эти лица могут бесплатно получить участок под индивидуальное строительство жилого дома, для садоводства или ведения личного подсобного хозяйства. Но для этого необходимо придерживаться некоторых условий. Рассмотрим более подробно, как получить землю инвалиду.

Основания

В законодательных актах предусмотрено исключительно возмездное получение территориальных наделов. Так, он должен находиться в арендном пользовании или быть выкупленным. Инвалиды получают участки в первоочередном порядке. Такое право распространяется и на те семьи, где есть лица с ограниченными возможностями. Межевание, постановка земли на кадастровый учёт — выполняют местные власти. В случае выкупа, эти расходы берёт на себя покупатель. Выделяемый ЗУ должен быть абсолютно свободным. То есть не находиться в частном владении, иметь обременения и иные ограничения для реализации.

Условия:

  • ЗУ предоставляются из муниципальной собственности или из государственного земельного фонда. Встать в очередь по получению надела могут как сами граждане с ограниченными возможностями, так и их официальные представители. Это усыновители, опекуны или родители.
  • Землю можно взять в арендное пользование или воспользоваться арендным правом. Если выбирать второй вариант, участок через некоторое время есть возможность выкупить, а затем оформить на него право собственности.
  • Надел должен использоваться по основному целевому предназначению. При нарушении этого условия, администрация вправе выписать штраф. Размер этих санкций назначается на основании статьи под номером №8.8 КоАП Российской Федерации.

Получить территорию для строительства собственного дома можно только в том случае, если семья будет признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Так, на одного человека приходится не меньше 12 квадратных метров жилой площади. Также фактом признаётся и тот случай, когда жильё в полной мере не соответствует санитарно-техническим нормам, в котором сейчас проживает инвалид и его семья.

Порядок действий

  • Написать и подать заявление в местный орган. К нему необходимо прикрепить документы, свидетельствующие о степени инвалидности. Также отразить цель использования ЗУ и его месторасположение.
  • Выбрать территорию из списка имеющихся. Эта информация может быть также представлена на официальном портале местного административного органа.
  • Собрать и предоставить пакет требуемых документов, получить решение о выделе земли.

Отказать в выделении территориального надела могут, если нет свободных участков. При нарушении прав инвалидов, они имеют полное право отстоять свои законные интересы через суд. К исковому заявлению обязательно прикрепить отказ администрации в письменном виде. Это может быть, как оригинал, так и копия.

Предоставление земель из муниципальной собственности

Получить территориальный надел физические и юридические лица из муниципальной собственности безвозмездно. Например, такое право имеется у многодетных семей. Им государство может выделить ЗУ для строительства собственного жилого дома без изначального проведения торгов и предварительного согласования месторасположения объектов.

Отказ возможен только при наличии следующих случаев:

  • земля изъята из оборота;
  • федеральное законодательство установило запрет для приватизации ЗУ;
  • участки находятся в запасе у муниципальных или государственных целей.

Граждане, не имеющие российского гражданства, могут рассчитывать на выделение территории, но только это для них будет платно. Во сколько конкретно обойдётся земля, можно узнать при личном обращении к муниципальным или государственным властям.

Обязанность государственных властей и органов местного управления:

  • Принять заявление от гражданина. Недопустимо ставить особые условия и приоритеты.
  • Отдать распоряжение специальным властям, которые занимаются выделением территориальных наделов.
  • Предоставить список свободных участков для последующего их предоставления юридическим и физическим лицам.

Все сведения, относительно ЗУ публикуются на сайте местного или государственного органа. Также там указаны условия, на которых происходит выделение территориального надела.

vydelenie-zemelnogo-uchastka-mnogodetnym-semyam-pod-mnogokvartirnim-domom
Раздел земельного участка под многоквартирным домом

После покупки недвижимости, покупатель автоматически признаётся владельцем земельного участка, на котором располагается здание. Это правило относится к многоквартирным и частным домам. Во втором случае земля под многоквартирным домом является коллективной собственностью. Каждому владельцу квартиры отводится доля участка согласно общей жилплощади, не меньше этой величины.

Возможно, ли это сделать

В ЖК РФ чётко прописано, что территориальный надел, располагающий под многоквартирным зданием, собственно, как и прилегающий участок к дому, может находиться только в коллективном владении. Если говорить просто, раздел такого участка не допустим. Но здесь есть и другая сторона медали, раздел можно произвести на участке, на котором расположено одноэтажное здание.

Но зачастую в реальности дело обстоит совсем иначе: у жилого дома есть несколько отдельных квартир. Они, в свою очередь, имеют отдельный вход, адрес. Казалось бы, что здесь нет никаких препятствий, но участок под таким домом относится к категории — индивидуальное жилое строительство. Соответственно, здание имеет статус многоквартирного здания.

Выход из этой ситуации, будет такой: предварительное оформление в общую долевую собственность, выделить долю из другого участка. Чтобы инициировать эту процедуру, изначально владельцы должны убедиться в технической возможности раздела надела. Для этого им необходимо будет пригласить независимую экспертизу. Выделение участка возможно посредством мирной договорённости или через судебную инстанцию.

Выделение участка в счёт земельной доли

Проведение собрания будет неотъемлемой частью процедуры, когда присутствуют все участники долевого владения участком. Прежде чем принять то или иное решение, проводится голосование между всеми участниками, затем подсчитываются голоса. Инициатору этой процедуры необходимо определить размер денежной компенсации для возмещения остальным собственникам. Потом необходимо оформить права собственности.

Участок ветеранам боевых действий

Правила предоставления земли ветерану боевых действий в Чечне или в Афганистане регламентируется на региональном уровне. Участки выделяются на бесплатной основе. Чтобы получить участок земли, необходимо собрать документы и подать заявление. Субъект будет поставлен в очередь. Процесс протекает достаточно медленно, придётся набраться терпения, так как срок будет составлять больше 5 лет.

Документы:

  • Удостоверение ветерана боевых действий.
  • Подтверждающая документация об отсутствии в собственности иного недвижимого имущества, земли.
  • Справки об инвалидности и иные документы.

Пакет документации предоставить в уполномоченный орган. После получения предварительного одобрения о выделе участка проводятся кадастровые работы инженерами и постановки земли на учёт. Территориальный надел можно взять в арендное пользование или оформить в собственность.

Приобретение земельного участка в собственность – отличная инвестиция, независимо от способа применения. Используется несколько способов образования определенной земельной территории, в том числе и выделение земельных участков.

Это законодательный способ, он регулируется статье 11.2 Земельного Кодекса Российской Федерации. Выдел земельного участка осуществляется строго по установленной процедуре, только в таком случае земля будет оформлена в собственность по документам.

Что это такое

Но предположение это остается не столь явным и понятным до того момента, пока кто-то из них начинает решать, как выделить участок земли общедолевой. Площадь доли может быть самой разной, это зависит от общей площади всей земли.

Производится выделение из общей долевой собственности путем отделения одной земельной доли или нескольких. Иногда дольщики владеют на бумаге несколькими сотками, иногда даже гектарами. В чем состоит сложность такого совместного владения землей?

  • Каждый из дольщиков не может в одиночку решить, какой деятельностью заниматься на земельном участке. Все решения принимаются совместно.
  • Дольщик не может провести никаких операций со своей частью – ни продать ее, ни сдать в аренду. Только тогда, когда будет проведено преобразование доли в собственный участок, можно будет заниматься сделками по недвижимости.
  • Не может дольщик даже указать, где находится его личная часть, так как не проводится формирование на общей площади отельных долей, закрепленных за каждым.

Даже если это площадь земли сельхозназначения, дольщики вместе решают, какие культуры выращивать на ней. Со временем такая форма хозяйствования может вызывать недовольство и желание забрать себе свой участок выделенный общинной территории.

ВНИМАНИЕ! Все эти недостатки совместного владения землей нивелируются после получения собственного выдела земельной площади.

Если общей собственностью владеет два лица, при выделе участка территория просто делится на две части. Но когда дольщиков больше, один из них забирает свою часть, то другие владеют уже оставшейся площадью. Теперь она будет меньше, но меньше и владельцев.

Важно, чтобы обязательно соблюдался порядок выделения земельной доли. Это связано и с оформлением территории, и с дальнейшей ее эксплуатацией.

Особенности

Различия в этих операциях с землей зависят от особенностей способа дальнейшего владения территорией.

  • Раздел производится в том случае, если общей долевой собственностью владеют только двое людей. Правила действия в такой ситуации простые – площадь делится на две части, дольщики превращаются в собственников.
  • Когда земельной территорией владеет больше двух дольщиков, после отделения одного участка площадь уменьшается, но остается долевой собственностью. Происходит просто перераспределение долей.

К сожалению, особенности таких операций с землей бывают неясными не только простым гражданам, но даже юристам и судьям.

Необходимо уяснить, что если выделен участок из общей собственности двоих дольщиков, долевое участие прекращается. Просто двое людей получают по земельной территории. В других случаях долевое участие сохраняется, уменьшается только на одного количество дольщиков.

Преимущества долевого участия

Для многих собственников участок, преобразуемый из доли общей собственности в личную площадь, —, это новые возможности и перспективы, возможность заниматься хозяйственной деятельностью по усмотрению. Но не все стремятся стать собственниками.

ВНИМАНИЕ! Многих дольщиков более чем устраивает совместное хозяйствование, это зависит от того, как исходный план был на землю.

Их вполне устраивается объединение земель для ведения сельского хозяйства, например, в промышленных масштабах. Также можно на общей земле построить агропромышленный комплекс, организовать большую ферму или воплотить другие цели.

Но некоторыми видами деятельности можно заниматься и самостоятельно, получая приличный доход. Например, не нужно большого объединения для выращивания птицы или грибов.

Как проходит выдел

Не всегда доли общей собственности преобразуются в отдельные участки с правом собственности. Иногда такая операция невозможна по закону. Если созданный отдельный ЗУ будет по площади небольшой, меньше, чем положены по нормам, действие по выделению невозможно.


Поэтому рекомендуется сначала узнать, какая площадь отойдет в собственность, возможно ли в принципе проведение операции с землей, прежде чем начинать процедуру.

В противном случае, если дольщик вынужден будет остаться в той форме совместного владения землей, которая была и раньше, его отношения с другими дольщиками будут испорчены. Его больше не будут воспринимать, как надежного и ответственного партнера, настроенного на перспективное сотрудничество.

Даже если выделение по закону возможно, процесс будет сложным и займет много времени.

  • По правилам новый участок должен отвечать определенным требованиям. В частности, он должен иметь не меньшую площадь, чем установленный законодательством минимум. Устанавливается минимальный показатель площади законодательными актами, градостроительными нормативами, может зависеть от региональных законов.
  • Следующее требование к новому наделу – земля должна сохранять и после отделения ту категорию, которая у нее была и в общей собственности.
  • Не может новый ЗУ своими границами пересекаться с долей находящихся в муниципальной собственности земли.
  • Сам процесс выделения обязательно осуществляется в рамках законодательства и не нарушает интереса третьих лиц, тех же дольщиков.
  • Предоставление выдела не может наносить имущественный ущерб ни физическим, ни юридическим лицам.
  • Новая выделенная территория земли должна располагаться так, чтобы не нарушать доступ к другим участкам оставшихся дольщиков или других собственников.

Участок, выдел которого осуществлен, является теперь собственностью одного человека. Теперь на этой земле собственник будет вести работы с учетом своих планов, но также и с учетом видов разрешенного использования.

Общая недвижимость

Земля общей долевой собственности может использоваться не только для выращивания сельхоз культур, например. На ней могут быть возведены различные строения, которые оформлены также в общую собственность. Как происходит в таком случае выделение отдельной доли одному из дольщиков.

Сначала нужно распределить площади построенного объекта, а потом начинать процедуру выдела участка.

Если нарушить такой порядок, можно получить надел без части строения, оно будет полностью находиться на чужой уже территории.

Порядок проведения процедуры

Чтобы провести оформление пая земли, своей доли в собственность, нужно действовать строго в установленном порядке процедуры. Обязательно проводится межевание участка, кадастровые работы.

  • Для выполнения их приглашается специалисты, имеющий лицензию и профессиональное оборудования. Что дает межевание? У участка появляются четко выраженные границы, закрепленные документально в кадастровом реестре.
  • Следующий шаг – юридическое оформление нового ЗУ, его нужно поставить на кадастровый учет. Регулируется постановка на кадастровый учет участка из общей долевой собственности по статье 24 Закона о кадастре.
  • Адрес участку также нужно присвоить, это делается обычно тогда, когда уже проведено межевание, но еще не осуществлен кадастровый учет. Но можно выполнить такую задачу и после постановки на учет, все зависит от обстоятельств.
  • Последний шаг – государственная регистрация прав собственника.
  • Государственный кадастр должен учесть изменение границ территории, находящейся в долевой собственности.

Обязательным этапом выделения участка является проведение собрания участников долевой собственности, они должны принять совместное решение о преобразовании части территории в собственность.

На общем собрании утверждается проект межевания ЗУ, перечень собственников, которые станут владельцами образуемых участков (их может быть несколько). Также производится на собрании перерасчет долей на исходный участок.

ВАЖНО! Возможен вариант, когда доля не отделяется от всей площади, а претенденту на отдельный участок просто выделяется равнозначная компенсация стоимости его части земли.

Решение вопроса через суд

Нередко возникают и конфликты по поводу отделения части территории от земли в общей долевой собственности. Дольщиков может не устраивать уменьшение территории, что приводит к невозможности ведения хозяйственной деятельности, например. Падает прибыльность использования земли или возникают другие трудности.

Что делать тому дольщику, который решился на отделение?

  • Решить спор с учетом всех нормативов законодательства может суд. Необходимо подать в суд общей юриспруденции заявление с описанием сложившихся обстоятельств.
  • К иску прикладываются правоустанавливающие документы о доле собственности на земельную площадь.
  • Приводятся доказательства того, что без вмешательства суда нет возможностей выделить часть земли.
  • Стоит потребовать и проведение независимой экспертизы.

В судебном разбирательстве должны участвовать все дольщики, так как речь идет об их интересах.

Что такое муниципальная собственность на землю, кто может получить правомочия на владение, пользование и распоряжение муниципальными землями, а также какими законами регулируется оформление муниципальной земли в собственность – об этом читайте в нижеприведенной статье.

Плотников Виталий Николаевич — автор статьи

Муниципальная собственность на землю

  • признанными таковыми Федеральными законами и соответствующими законами субъектов РФ (п. 1 ст. З Закона о введении в действие ЗК РФ);
  • приобретенными на основании требований гражданского законодательства;
  • приобретенными на основании гражданско-правовых сделок;
  • приобретенными на основании безвозмездной передачи из федеральной собственности;
  • перешедшими в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю.

Правомочия собственника реализуются органами местного самоуправления, которые действуют от имени муниципалитета и имеют право передавать землю физическим или юридическим лицам в постоянное или временное пользование, а также продавать, отчуждать и совершать иные сделки, в числе которых аренда муниципальной земли, действуя в рамках российского федерального законодательства. Муниципальная собственность, равно, как государственная и частная, находится под защитой государства. Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть:

  • землями общего пользования, допускающими нахождение на их территории граждан, с правом пользования природными объектами, находящимися на этом участке, в соответствии с разрешением собственника и законно-правовых актов (п.1 ст.262 ГК РФ);
  • землями, закрытыми для общего доступа.

Муниципальная собственность на землю является единым целым, она не делится на различные виды и имеет свое предназначение – обеспечение проживания, работы и отдыха населения. Ответственность за управление муниципальными землями возложена на органы местного самоуправления, структура которых включает в себя подразделения, отвечающие за содержание и использование земель различного назначения (автомобильные дороги, благоустройство городских улиц и парковых территорий и т.д.). Муниципальные земли являются частью земель населенных пунктов и в основном относятся к землям общего пользования, используясь для возведения на них объектов общественного назначения.

Земли, находящиеся в муниципальной собственности, и расположенные за чертой населенных пунктов, могут быть приватизированы в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами органов местного самоуправления.

Средства от аренды либо продажи земли муниципальной собственности поступают непосредственно в бюджет субъекта РФ в полном объеме.

Аренда земель муниципальной собственности

Согласно земельному законодательству РФ земельный участок, находящийся в собственности муниципалитета, можно арендовать на условиях платного пользования либо безвозмездного срочного или бессрочного пользования. Оформить договор аренды на землю вправе, как физическое, так и юридическое лицо, в порядке, предусмотренном Земельным кодексом, законами федеральными или субъектов РФ. В случаях, если муниципальная земля арендуется с целью комплексной застройки жилищных объектов, права аренды передаются через торги и аукционы, которые проводятся органами самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Как правило, такой вид аренды является долгосрочным, а к арендаторам выставляются определенные требования. Отказать в аренде земли муниципальной собственности могут в случаях изъятия земельного участка из оборота либо его резервирования для муниципальных или государственных нужд. Случаи, когда муниципальные земельные участки планируется арендовать без возведения на ней строительных объектов, являются несложной процедурой. Необходимо подать заявление о выборе земельного участка в соответствующий государственный орган для утверждения схемы расположения, и дальнейшей постановки на кадастровый учет (осуществляется будущим арендатором самостоятельно). После получения всех названных документов может быть заключен договор между арендодателем и арендатором. Арендная плата за пользование муниципальными землями исчисляется в соответствии со ставками земельного налога. Кроме того, при продаже права на оформление договора аренды на землю, возникают стартовые земельные платежи, которые также необходимо будет оплатить в оговоренный договором срок.

Выкуп муниципальной земли в собственность

Начиная с 30 октября 2007 г., в силу вступили новые изменения в Федеральный закон №212-ФЗ от 24.07.2007 г., направленные на обеспечение слияния муниципальных и государственных земель и расположенных на них строительных объектов в единые объекты недвижимости. Если до вступления в силу нового закона допускалось приватизировать только жилищные и промышленные здания и сооружения, и при этом земельный участок, на котором они находились, можно было оформить в бессрочное пользование на безвозмездной основе, то новый закон обязал произвести выкуп муниципальной земли в собственность либо оформить договор аренды в срок:

  • до 01.01.2010 г. - для юридических лиц негосударственных форм собственности;
  • до 01.01.2013 г. – для юридических лиц, объекты которых находятся на муниципальных земельных участках, с прохождением через них путепроводов, автомобильных и железны дорог, линий связи и электропередач, иные объекты крупномасштабного значения.

Нарушение сроков оформления перехода муниципальных земель в собственность повлекло за собой штрафы на юридических лиц в размере от 20 до 100 тысяч рублей (ст. 7.34 КоАП). Оформление муниципальной земли в собственность возможно при наличии соответствующих документальных оснований:

  1. документы, подтверждающие право частной собственности на все объекты индивидуального жилищного строительства, находящиеся на этом земельном участке (эти же документы будут основанием для оформления муниципальной земли в частную собственность);
  2. распоряжение органа местного самоуправления о передаче земельного участка в бессрочное пользование либо пожизненное владение (акт, свидетельство, выписка из похозяйственной книги, выданной в администрации по месту расположения участка, и т.д.).

Выкуп муниципальной земли в собственность представляет собой многоэтапный процесс, число действий в котором зависит от местонахождения земельного участка, вида разрешенного использования земли, места расположения региона или муниципалитета, к которому относятся данные земли. В перечень основных этапов по процедуре выкупа муниципальной земли входят:

  • Заключение договора, с указанием в нем размера и срока внесения авансового платежа за участок.
  • Оценка и сравнение рыночной и кадастровой стоимости объекта.

В случае, если кадастровая стоимость окажется выше рыночной, в территориально расположенном органе Росреестра необходимо произвести переоценку кадастровой стоимости земельного участка, являющегося объектом передачи в собственность на основании выкупа.

  • Принятие решения по вопросу купли-продажи земельного участка.
  • Непосредственно заключение договора купли-продажи.
  • Оформление права собственности на землю в государственном органе.

Выкуп муниципального земельного участка может быть выполнен, как с единовременной выплатой его стоимости в полном объеме, так и с рассрочкой платежа.

Договор купли-продажи недвижимости, в данном случае - земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, предусматривает переход права собственности к арендатору. Порядок заключения договора регламентируется ст. ст. 609 и 624 ГК РФ. При заключении договора присутствие и участие владельца земли (арендодателя) является обязательным. В случае уклонения арендодателя от оформления договора по купле-продаже муниципального земельного участка, арендатор может обратить с иском в суд, и на основании решения суда совершить сделку. В данном случае стоимость выкупа муниципальной земли буде определена в соответствии с результатами экспертизы, проведенной независимым оценщиком. Выкуп муниципальной земли возможен в следующих случаях:

  1. Лица, имеющие в собственности объекты недвижимости, находящиеся на выкупном земельном участке. При этом цена выкупа в данном случае не должна превышать его кадастровую стоимость, независимо от собственника (государство или муниципалитет).
  2. Религиозные организации вправе выкупать муниципальные земли с нахождением на них зданий и строений религиозного и благотворительного назначения – на все время их использования.
  3. Муниципальные земли сельскохозяйственного назначения арендатор может выкупить только по истечении 3-х лет со дня подписания договора аренды на этот земельный участок и его надлежащем использовании на протяжении всего срока.

Площадь выкупаемых земельных участков, равно как и срок аренды до выкупа, законом не ограничены. Начиная с 2012 г. выкуп муниципальных земель возможен в сумме, равной 100% его кадастровой стоимости.

Порядок выкупа арендованных муниципальных земель

Для того, чтобы произвести процедуру выкупа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заинтересованное лицо должно предоставить соответствующий орган местного самоуправления:

  • паспорт;
  • заявление установленного образца;
  • договор аренды муниципальной земли;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

После согласования с органами местной власти в Росреестр предоставляются:

  • оригинал договора купли-продажи земельного участка;
  • заявление соответствующего образца о переходе права собственности;
  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • квитанция об уплате стоимости земельного участка;
  • расчет стоимости выкупа земли, выданного оценочной комиссией;
  • постановление о предоставлении земельного участка, выданного местными органами власти.

Право собственности заявитель приобретает с момента регистрации в соответствующих органах. Срок оформления документов составляет – 7 рабочих дней.

В выкупе муниципальной земли в собственность может быть отказано на следующих основаниях:

Читайте также: