Право собственности публично правовых образований объекты основания возникновения и прекращения

Обновлено: 28.05.2024

Субъекты права государственной собственности — Российская Федерация в целом (ей принадлежит федеральная собственность) либо субъект РФ (ему принадлежит собственность субъекта РФ или региональная собственность).

Особенность осуществления права государственной собствен­ности: ее субъекты сами в законодательном порядке устанавлива­ют для себя правила поведения как собственника.

Конкретные государственные органы и должностные лица, выступающие от имени собственника, уполномочиваются им на это в зависимости от тех отношений, в которых они призваны уча­ствовать.

Наиболее широкими полномочиями по управлению и распо­ряжению объектами федеральной собственности наделено Пра­вительство РФ. Оно вправе делегировать свои полномочия феде­ральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов РФ.

Основную организационную работу по управлению имуще­ством, относящимся к федеральной собственности, осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Федеральное агентство по управлению государственным имуще­ством).

Продажу федерального госимущества проводит Российский фонд федерального имущества.

Основными государственными органами, располагающими полномочиями по управлению и распоряжению объектами гос­собственности субъектов РФ, можно считать губернаторов, пра­вительства, комитеты по управлению имуществом и фонды иму­щества субъектов РФ.

Объекты права государственной собственности. Круг объектов федеральной собственности неограничен. В ней может находить­ся любое имущество. Круг объектов региональной собственности несколько уже. В ее состав не могут входить объекты исключи­тельной федеральной собственности: энергетические системы, объекты ядерной энергетики, железнодорожный транспорт, связь, военное имущество и т.п.

Природные ресурсы как объект государственной собственности, Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности (ст. 9 Конституции РФ).

На практике объектом частной и муниципальной собственно­сти служит только земля, причем по узкому кругу оснований, предусмотренных земельным законодательством.

Недра, включая подземное пространство и содержащиеся в нем полезные ископаемые, являются объектом исключительной госу­дарственной собственности и соответственно ограничиваются в обороте — допускается только предоставление их в пользование. А вот добытые из недр ресурсы могут переходить как в муници­пальную, так и в частную собственность юридических и физиче­ских лиц на основании лицензии на пользование недрами.

Лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, нахо­дятся в федеральной собственности. Часть лесного фонда может быть передана в региональную собственность на основании феде­рального закона. Ограниченный оборот лесов также заключается в предоставлении их в пользование юридическим и физическим лицам. Кроме того, граждане вправе свободно пребывать в лесах на праве публичного сервитута. На водные объекты установлена государственная собственность. Муниципальная и частная соб­ственность могут распространяться только на обособленные водные объекты.

Казна и государственная собственность. Все государственное имущество, независимо от принадлежности, подразделяется на две группы:

— имущество, закрепленное за государственными предприя­тиями и учреждениями;

— средства соответствующего бюджета и иное имущество, со­ставляющее государственную федеральную или региональную казну.

Российская Федерация или ее субъекты отвечают по своим обязательствам только тем имуществом, которое составляет их го­сударственную казну, т.е. в него не входит имущество государственных предприятий и учреждений, а также имущество, составляющее исключительную государственную собственность.

Ответчиками по иску о взыскании с государства убытков должны признаваться Федерация или ее субъекты в лице соответствующего финансового или иного управленческого органа: фе­дерального казначейства или регионального управления финан­сов. В случае удовлетворения иска взыскание производится из соответствующего бюджета, а при их недостаточности — за счет иного имущества, составляющего казну.

Ответственность муниципального образования по его долгам аналогична ответственности государства.

Право собственника объектов муниципального имущества осу­ществляют выборные органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъекта РФ и уставами муниципальных образований — непосредственно население (ст. 125 Г К РФ).

Осуществление права государственной и муниципальной соб­ственности. Для обеспечения управления ресурсами, находящи­мися в собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, их охраны и использования в це­лях поддержания производства на необходимом уровне и выпол­нения социализаторских функций, осуществления учета и кон­троля за надлежащим состоянием указанных ресурсов требуется поиск оптимальных организационно-правовых форм осущест­вления государственной и муниципальной собственности.

В составе государственной и муниципальной собственности необходимо различать, с одной стороны, имущество, относящее­ся к имуществу казны и не закрепленное за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юриди­ческими лицами, а с другой — имущество, находящееся в хозяй­ственном ведении или оперативном управлении государственных и муниципальных предприятий и учреждений. В соответствии с этим выделяют осуществление права государственной и муни­ципальной собственности в отношении казенного имущества и в отношении имущества, закрепленного за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юриди­ческими лицами.

приватизация

Правом собственности на сегодняшний день обладает множество граждан Российской Федерации. Данное право является не просто имуществом, а довольно сложной категорией, которая имеет свою специфику, влияние на общее состояние государства.

В ходе эволюции право собственности видоизменялось и усовершенствовалось как с точки зрения гуманности, так и юридической и экономической категорий. На сегодняшний день в Российской Федерации существует как частная, так и общая собственность. А также выделяют такую разновидность, как собственность публично-правовых образований. Что это значит? Кто к ним обносится и какие особенности она имеет рассмотрим далее.

Собственность публично-правовых образований: что это значит

Собственность публично-правовых образований – это вид собственности, который является общим и даёт собственникам возможность распоряжаться и пользоваться правами в отношении какого-то имущества на правах больше, чем обладают обычные физические и юридические лица.

Публично-правовое образование выступает в роли государства Российской Федерации и его субъектов, а также к ним относят ещё и муниципальные учреждения.


По сути, публично-правовые образования – это органы власти, которые наделены правом собственности и имеют законное право издавать нормативно-правовые акты, законы, которые касаются непосредственно самой собственности.

Публично-правовые образования делятся на:

  1. государство;
  2. субъекты Российской Федерации;
  3. муниципалитет.

Законы, которые издаются данными образованиями, как правило, касаются следующих позиций:

  • правила и нормы, которые должны придерживаться субъекты при проведении сделок;
  • выделения земли;
  • налогообложение;
  • наложение публичного сервитута;
  • распоряжение имуществом, в том числе выморочным;
  • другое.

Публично-правовые компании

Согласно Федерального Закона №236 публично-правовая компания (ППП) – это организация, которая предоставляет услуги государства и защищает её интересы, управляет государственным имуществом, продвигает проекты и программы социального характера. ППП является органом государственной власти, который целенаправленно создан для предоставления услуг государственной власти, а также имеет полное право распоряжаться и пользоваться государственным имуществом.

Собственность государственных и муниципальных ППО

По российскому законодательству публично-правовые образования (ППО) имеют абсолютные права. Государству принадлежит:

  • ресурсы природы;
  • земли;
  • оборонные объекты;
  • космические объекты;
  • культурные и исторические памятки;
  • дороги, трассы;
  • стратегические объекты;
  • институты;
  • научная деятельность.

В собственности у субъектов Российской Федерации и муниципалитетов пребывают:

  • недвижимость;
  • инженерные сооружения;
  • коммунальные учреждения;
  • объекты культуры и истории.

Передача прав собственности

Как правило, любая передача прав собственности в данном случае происходит исходя и следующего:

  • обязательно должно быть сохранено целостность передаваемого объекта;
  • невозможно передать права на объекты, которые имеют исключительные права;
  • срочности и возвратности земли;
  • сохранение права на земли в виде публичного сервитута.

Концепция права в основе публичной собственности в РФ

По законодательству Российской Федерации муниципальная собственность может быть передана населению по распоряжению местной администрации. Органы власти по своему усмотрению разделяют жилищный и земельный фонд.

Согласно концепции права, в основе которой является право собственности, Россия имеет англо-американский вариант. Это когда в роли главных собственников выступают ППО, а временных пользователей физические и юридические лица.

Передача в частную собственность

Передача прав собственности от ППО к гражданам осуществляется согласно законодательству Российской Федерации, а именно Жилищного и Земельного кодексов. На безвозмездной основе земли и недвижимость предоставляется:

  • многодетным семьям;
  • гражданам, которые пользуются землёй на правах аренды;
  • граждане, которые получили надел для ведения фермерского хозяйства;
  • земли дачных и садовых кооперативов;
  • граждане, которые получили земельный надел под строительство.

Документы

Для оформления земли в частную собственность гражданин должен предоставить и собрать следующий пакет документов:

  • заявление о предоставлении земельного надела;
  • копия паспорта и его оригинал;
  • акт о территориальном местоположении надела;
  • межевой план;
  • свидетельство о том, что земля используется на законных основаниях;
  • документы, которые подтвердят, что гражданин имеет право претендовать на получение участка в частную собственность;
  • чек об уплате государственной пошлины;
  • заявление в участиях на аукционе и протокол с его проведения;
  • другое.

оформление документов

Участие в имущественном обороте

Участие в имущественном обороте подразумевает под собой использование по целевому назначению имущества, которое входит в публичную собственность.

ППО принимают участия в приватизациях, могут изъять или конфисковать имущество для нужд государства. ППО обязательно должны предоставлять интересы страны и выступать в качестве заказчика различных услуг.

Публично-правовые образования имеют законное право на участие в уставном капитале.

Плюсы и минусы

К преимуществам стоит отнести следующие позиции:

  • защищённость от мошенников
  • нет налогообложения;
  • замена имущества в случае её потери;
  • возможность улучшения имущества через договор социального найма.

К недостаткам относятся:

  • гражданин не имеет права дарить, продавать, распоряжаться имуществом;
  • гражданин не имеет права вносить в качестве залога под ипотечные кредит;
  • гражданин может потерять право на использование имущества.

Распоряжение общественным имуществом

Распоряжение общественным имуществом происходит Росимуществом. К его основным правам относят то, что данный орган власти имеет право на распоряжение имуществом по своему усмотрению. Он имеет право передать объекты в частную собственность физическим и юридическим лицам.

Росимущество имеет право распоряжаться общественными объектами исключительно при соблюдении всех законов Российской Федерации и никак не нарушая интересов страны.

Что такое собственность публично-правовых образований?

Помимо подробно описанных прав граждан и юридических лиц в отношении имущественного права, в Российской федерации выделяют право на владение и распоряжение имуществом для государственных субъектов.

Собственность публично-правовых образований – что это значит и какие правовые аспекты применимы в отношении имущественных прав этих субъектов?

Публично-правовые образования

Понятие публично-правовое образование (ППО) часто встречается в законодательных актах, но его трактовка часто неоднозначна.

Действительно, термин употребляется в Гражданском и Бюджетном кодексах РФ при уточнении аспектов участия ППО в гражданско-правовых отношениях, но не имеет четко прописанной формулировки.

В юридической практике под публично-правовыми образованиями понимают некоторые субъекты Российской Федерации.

Согласно статье 124 Гражданского кодекса РФ, в список субъектов гражданского права включены не только граждане и юридические лица, но и государство.

Субъекты гражданско-правовых отношений делят на несколько категорий:

  • республики;
  • автономные области;
  • автономные округа;
  • края;
  • области;
  • города федерального значения.

Любой из перечисленных субъектов территориально, юридически, законодательно и конституционно обладает особым публичным статусом и считается публично-правовым образованием.

Право собственности

Статья 212 ГК РФ наделяет ППО правом собственности наравне с другими субъектами, если иное не установлено законодательством.

Владение, управление и распоряжение имуществом субъектами признаются и защищаются Конституцией, если это удовлетворяет нескольким условиям:

  • не причиняет ущерба окружающей среде;
  • не нарушает прав и законных интересов членов публично-территориального коллектива и других лиц.

Имущественные отношения публично-правовых образований регулируются так же, как у гражданских субъектов и юридических лиц.

Что такое собственность публично-правовых образований на простом языке и какими нормами она устанавливается? В соответствии с подразделом 3 ГК РФ, под определением понимают имущество (объекты гражданских прав), принадлежащие государственным субъектам.

В определении имущественных прав есть строгая иерархия. Право собственности в Российской Федерации (в его составе и субъектах РФ), а также муниципальных образованиях возникает на основании Федерального закона № 52-ФЗ от 30.11.1994 г и ст. 218 ГК РФ.

Имущественные права государственных публично-правовых образований

Имущественные права государственных публично-правовых образований

Правовое обоснование права государственной собственности закреплено ст. 214 ГК РФ. Согласно законодательству, государственной собственностью признается имущество, которое:

  • является имуществом РФ (федеральная собственность);
  • является имуществом субъектов РФ (собственность субъекта РФ).

Имущественные права государственных публично-правовых образований закрепляются за унитарными предприятиями и учреждениями. В обязанности предприятий входит владение, управление, пользование и распоряжение государственной собственностью на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 294, 296 ГК РФ).

В список также включена казна, которую составляют средства федерального бюджета и бюджетные средства (казна) субъектов РФ.

Государство имеет право владение всеми типами федерального имущества, в том числе ограниченного и изъятого из оборота.

Существует ряд объектов гражданских прав, законодательно закрепленных за государственными публично-правовыми образованиями Постановлением ВС РФ №3020-1 от 27.12.1991 года (под ред. от 24.12.1993 года, далее Положение*).

Федеральная публичная собственность включает следующее имущество:

  • земля, не принадлежащая гражданам, юридическим лицам или муниципальным образованиям;
  • недра и ископаемые ресурсы;
  • лесной фонд;
  • водные ресурсы (в том числе территориальных вод);
  • ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны;
  • железные дороги;
  • производственные мощности по производству и использованию ядерных и радиоактивных материалов (атомные станции, ядерное оружие);
  • исторически значимые объекты на федеральном балансе;
  • объекты культурного наследия федерального значения;
  • монетные дворы и другие предприятия по изготовлению государственных знаков и др.

Перечисленные объекты изъяты из оборота и не могут принадлежать частным или юридическим лицам. Государство вправе распоряжаться собственностью в соответствии с собственными нуждами, с учетом получения пользы заинтересованными лицами.

Собственность муниципальных публично-правовых образований

Собственность муниципальных публично-правовых образований

Муниципальная форма собственности регламентируется ст. 215 ГК РФ. Имущественные права этого субъекта гражданских правоотношений распространяются на объекты гражданских прав, которые принадлежат публично-правовым образованиям на правах муниципальной собственности.

Имущество закрепляется за муниципальными предприятиями на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 294, 296 ГК РФ).

Положение* причисляет к собственности муниципальных публично-правовых образований следующие объекты в рамках ответственности местной исполнительной власти:

  • жилищный и нежилой фонд;
  • объекты инженерной инфраструктуры городов;
  • учреждения образования и здравоохранения;
  • социально-бытовые объекты и т. д.

Собственность также составляют средства местного бюджета и иные средства, не распределенные между муниципальными учреждениями и предприятиями (муниципальная казна).

Управление публичной собственностью

Как любая собственность, имущество публично-правовых образований может использоваться для извлечения пользы владельца. Осуществление прав собственности происходит посредством участия этих образований в гражданских правоотношениях (ст. 124 ГК РФ).

Управление имуществом осуществляется в соответствии со ст. 125 ГК РФ и выполняется следующим образом:

Поскольку имущественные права государственных и муниципальных ППО построены по принципу раздельности имущества, эти образования не отвечают по обязательствам друг друга (ст. 126 ГК РФ).

Передача прав собственности публично-правовых образований

В соответствии со ст. 217 ГК РФ, имущественные права государственных и муниципальных собственников можно передать гражданским и юридическим лицам. Особенно часто это право интересует потенциальных собственников в отношении земли.

Передача объектов выполняется в соответствии с законами о приватизации. Приватизация ограничена для некоторых юрлиц и некоммерческих организаций.

Помимо земельных участков, в рамках приватизации можно приобрести:

  • предприятия;
  • промышленные и гражданские здания и сооружения, в том числе незавершенные);
  • акции открытых акционерных обществ.

Как собственность публично-правовых образований перевести в частную и как выкупить земельный участок? Порядок приобретения и прекращения права собственности государственных и муниципальных публично-правовых образований регулируется соответствующими статьями Гражданского и Земельного кодекса (если законодательством для объектов собственности не предусмотрено другое).

Особенности приобретения земельных участков

Особенности приобретения земельных участков

Гражданско-правовые отношения в отношении такой части имущества публично-правовых образований, как земля, дополнительно регламентируются Земельным кодексом.

В 2022 г. права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, можно приобрести следующим образом:

  • возвести на арендованной земле жилой дом или другое капитальное строение;
  • организовать на арендованной земле сельского поселения крестьянско-фермерское хозяйство;
  • выиграть тендер по продаже земельных участков.

Чтобы убедиться, что земля находится в собственности публично-правового образования, нужно найти свободный от застроек, но сформированный по требованиям ЗК РФ (статья 11) участок на кадастровой карте РосРеестра.

Если сведения на электронном ресурсе не соответствуют действительности, точную информацию можно получить при запросе выписки из ЕГРН.

Имущественное право публично-правовых образований четко регламентируется законодательством РФ. Собственность ППО – это имущество государства, его субъектов и муниципальных образований, которыми владельцы имеют право распоряжаться в интересах публично-территориального коллектива.

Порядок управления публичными объектами гражданско-правовых отношений в РФ определяется Гражданским и Земельным кодексами, а также соответствующими законами и подзаконными актами.

Мы делаем сложные дела простыми. Опыт адвокатов более 8 лет. 96% успешных дел!

Чем мы можем Вам помочь?


Право государственной и муниципальной (публичной) собственности


Субъекты права публичной собственности

Особенностями правового положения государства и других субъ- ектов публичной собственности являются, во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности2; во-вторых, осуществление ими этого права в публичных (общественных) интересах.

Публичная собственность в соответствии с российским законо- дательством имеет две разновидности – государственную и муници- пальную собственность. Право государственной собственности харак- теризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляю- щего федеральную собственность) и ее субъекты – республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собствен- ность) (п. 3 ст. 214 ГК).
Муниципальная собственность относится к публичной, ибо муни- ципальные образования, не будучи государственными образованиями, тем не менее приобретают особый, публично-правовой статус. Поэто му их положение как собственников строится по модели государственной собственности. Субъектами права муниципальной собственности в п. 1 ст. 215 ГК объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом.

Стороной конкретных правоотношений собственности юридиче- ски является именно государство или иное публично-правовое об- разование, а не его орган (последний может стать самостоятельным участником гражданских правоотношений только в качестве юриди- ческого лица – учреждения, не являющегося собственником своего имущества).

Объекты права публичной собственности

Российская Федерация и ее субъекты могут быть собственниками любого имущества, в том числе изъятого из оборота или ограниченного в обороте (ст. 129 ГК). Фактически субъекты РФ в настоящее время яв- ляются собственниками лишь отдельных видов изъятого из оборота иму- щества. Муниципальные же образования могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества только по специальному указанию закона и не вправе иметь в собственности вещи, изъятые из оборота.
Объекты публичной собственности распределяются между Рос- сийской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образова- ниями как самостоятельными собственниками принадлежащего им имущества. Порядок отнесения государственного имущества к феде- ральной собственности и к собственности субъектов РФ должен уста- навливаться специальным законом (п. 5 ст. 214 ГК). Применительно к земельным участкам этот вопрос решается ст. 16–19 ЗК1.

Если же объекты государственной собственности прямо не упомя- нуты ни в одном из приложений к названному постановлению, они пе- редаются в собственность соответствующих субъектов РФ после спе- циального обращения по этому поводу их высших органов (а до этого момента считаются находящимися в федеральной собственности).

Таким образом, имущество, составляющее собственность субъектов РФ, образуется за счет федерального имущества в случаях его прямой передачи (отчуждения) от Российской Федерации в собственность ее со- ответствующего субъекта. Такая передача неоднократно имела место на протяжении 90-х гг. по специальным постановлениям Правительства РФ. В свою очередь субъект РФ вправе передавать находящиеся в его собственности объекты в муниципальную собственность. Такого рода передача осуществляется безвозмездно, будучи публично-правовым ак- том распоряжения государственным собственником своим имуществом. В дальнейшем же, после завершения разграничения публичной собст- венности, отчуждение публичного имущества, в том числе в пользу дру- гих публичных собственников, возможно только на гражданско-право- вых (чаще всего – договорных) началах, ибо имущественные отноше- ния равноправных собственников, в том числе публичных, составляют предмет гражданско-правового регулирования (п. 1 ст. 2 ГК)1.

К числу вещей, составляющих объект исключительно федеральной собственности, по действующему законодательству относятся ресур- сы континентального шельфа, территориальных вод и морской эко- номической зоны Российской Федерации, некоторые особо охраняе- мые природные объекты (в том числе некоторые заповедники, целеб- ные источники и т.п.), особо ценные объекты историко-культурного наследия и некоторые художественные ценности, большинство видов вооружений и объектов оборонного значения, оборудование некото- рых важнейших предприятий и учреждений. Эти виды имущества, как правило, изъяты из оборота.

Некоторые виды недвижимостей, прежде всего природные ресур- сы, могут находиться только в федеральной или в государственной собственности субъектов РФ, но не в муниципальной (и не в част- ной) собственности. К ним относятся участки недр, водные объекты (кроме обособленных – прудов и т.п.), природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т.п.), земли особо охраняемых природных территорий. Они, однако, могут передаваться другим ли- цам в пользование (аренду), что позволяет относить их к вещам, су- щественно ограниченным в обороте.

Вместе с тем в собственности субъектов РФ может находиться только имущество, необходимое для осуществления возложенных на них за- конодательством полномочий, а также для обеспечения деятельности их органов власти, должностных лиц и других работников1. Перечни такого имущества должны устанавливаться законами субъектов РФ.

В собственности муниципальных образований теперь также может находиться лишь то имущество, которое предназначено для решения ими вопросов местного значения или осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, а также для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц и других работников2.
Имущество, находящееся в собственности субъектов РФ или му- ниципальных образований и не отвечающее названным требованиям, подлежит либо перепрофилированию (изменению целевого назначе- ния), либо передаче другим субъектам публичной собственности, либо отчуждению (приватизации). Тем самым установлен принцип целево- го характера публичного имущества, находящегося в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности. Он направлен на дальнейшее ограничение непосредственного участия публично-пра- вовых образований в экономической деятельности.

Распределенное и нераспределенное государственное и муниципальное имущество

Находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за го- сударственными или муниципальными предприятиями и учреждениями на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оператив- ного управления. Это распределенное публичное имущество составля- ет базу для участия в имущественном обороте данных организаций как самостоятельных юридических лиц. Оно не может служить для обес- печения покрытия возможных долгов публичного собственника, ибо унитарные предприятия как юридические лица не отвечают своим иму- ществом по долгам своего учредителя (п. 5 ст. 113 ГК) – этим имущест- вом они должны отвечать по собственным долгам перед своими креди- торами. По смыслу закона имущество учреждений и казенных предпри- ятий также не должно обращаться на погашение долгов создавшего их публичного собственника, если только последний не изымает это иму- щество в установленном законом порядке (п. 2 ст. 296 ГК).

Закон специально оговаривает, что находящиеся в публичной собст- венности земля и другие природные ресурсы могут стать объектом взы- скания кредиторов соответствующего публично-правового образова- ния только в случаях, прямо предусмотренных специальным законом (абз. 2 п. 1 ст. 126 ГК). В его отсутствие такого рода объекты, по сути, забронированы от взыскания кредиторов.

Приватизация государственного и муниципального имущества

Приватизация представляет собой особый способ передачи иму- щества из публичной в частную собственность, связанный с отчуж- дением большого количества объектов, находившихся в публичной собственности в силу особенностей организации прежней, огосудар- ствленной экономики. Она является временной, переходной мерой по формированию материальной базы для развития рыночного хозяйст- ва и соответствующего ему имущественного оборота.

Следует иметь в виду, что заключаемые в ходе приватизации сдел- ки по приобретению в частную собственность приватизируемого иму- щества являются гражданско-правовыми договорами (чаще всего – до- говорами купли-продажи), а потому подпадают под действие общих норм гражданского права, хотя их содержание, а также порядок за- ключения и исполнения в изъятие из принципа свободы договоров во многом определены законом императивно. Решение же о приватиза- ции конкретного объекта (недвижимости) следует рассматривать как одну из форм осуществления публичным собственником своего правомочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом.

Приватизацию можно определить как отчуждение (переход) не- движимого имущества из государственной или муниципальной собст- венности в частную собственность граждан или определенных юриди- ческих лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежа щих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных об- ществ (удостоверенных ими прав).

В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества дол- жен выступать публичный собственник. Согласно действующему Зако- ну о приватизации функциями по приватизации по общему правилу об- ладает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а по специальному поручению правительства продажу приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированные го- сударственные учреждения (п. 1 ст. 6). Аналогичным образом организу- ется приватизация государственного и муниципального имущества1.
В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества согласно п. 1 ст. 5 Закона о приватизации могут выступать любые фи- зические и юридические лица, за исключением юридических лиц, в ус- тавном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%, а также унитарных предприятий и публичных учреждений – не- собственников. Очевидно также, что в этой роли не могут выступать другие публично-правовые образования.
В качестве объектов приватизации могут выступать принадлежащие публично-правовым образованиям на праве собственности:

  1. имущественные комплексы унитарных предприятий, причем со- вместно с занимаемыми ими земельными участками (ст. 11, 27 и п. 2 ст. 28 Закона о приватизации);
  2. отдельные здания, строения, сооружения, а также объекты, строи- тельство которых не завершено, совместно с занимаемыми ими зе- мельными участками (п. 1 ст. 28 Закона о приватизации);
  3. акции открытых акционерных обществ (ст. 19, 22, 26 ЗК);
  4. объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) (ст. 29 Закона о приватизации);
  5. земельные участки (ст. 28, 30, 34, 36 ЗК);
  6. жилые помещения (ст. 2 и 11 Закона о приватизации жилья).

Таким образом, речь идет главным образом об отчуждении находя- щегося в публичной собственности недвижимого имущества. Движи- мое имущество переходит из публичной в частную собственность в ре- зультате обычных сделок купли-продажи (например, поставки продук- ции государственных и муниципальных унитарных предприятий) или иных действий по его отчуждению, а не в порядке приватизации.

Что касается приватизации принадлежащих публично-правовым образованиям акций, то отчуждение этих аналогов ценных бумаг сви- детельствует о переходе корпоративных или обязательственных, а не вещных прав (тем более что акции существуют в бездокументарной форме, не будучи объектом вещных прав).
Приватизация государственного и муниципального имущества осу- ществляется исключительно предусмотренными в законе способами. К их числу в соответствии со ст. 13 Закона о приватизации относятся:

По окончании аукционных или конкурсных торгов с их победите- лем заключается договор купли-продажи приватизируемого имущества. При этом право собственности к покупателю объекта приватизации по конкурсу переходит только после полной оплаты имущества и вы- полнения условий конкурса (который не может превышать один год). Поэтому такой договор может считаться сделкой, заключенной под отлагательным условием (п. 1 ст. 157 ГК).

Внесение государственного и муниципального имущества в устав- ные капиталы открытых акционерных обществ в оплату приобретае- мых акций (ст. 25 Закона о приватизации) предполагает приобретение публично-правовым образованием их пакета в размере не менее, чем 25% плюс одна акция. Государственное имущество (помимо денеж- ных средств) может быть также внесено в уставные капиталы государ- ственных корпораций, юридически являющихся частными собственни ками своего имущества. Однако в этом случае используются правила специальных законов о создании таких корпораций и не применяют- ся нормы Закона о приватизации.
Приватизация жилых помещений и земельных участков произво- дится в соответствии со специальными нормами жилищного и земель- ного законодательства.

Изображение Собственность публично-правовых образований - что это значит

Особенности, что в них входит, можно ли получить в наше врем?

В России существует три вида собственности на жилые дома, квартиры, производственные и общественные здания, земельные участки.

Это государственная, муниципальная и частная собственность.

Первые два вида относятся к публично-правовым образованиям.

Что входит в публично-правовых образования

Таких образований наибольшее количество в общем объеме недвижимости. Причина этому явлению состоит в том, что в недалеком прошлом вся земля и здания в стране принадлежали государству.

С момента преобразований прошло не так много времени. И хотя государство всячески стимулирует граждан оформлять в частную собственность свои дома и участки, те не спешат это делать.

Ответственность за состояние публично-правовых образований принадлежит либо федеральным властям – государственная собственность, либо местному муниципалитету – муниципальная. Муниципальная собственность имеет ограниченное использование.

Это связано с тем, что большинство объектов, входящих в ее структуру, являются общественными и социально-значимыми. Недвижимость, находящаяся в общегосударственной собственности распространена значительно шире. К такому виду собственности также относятся неприватизированные дома и квартиры.

Особенности использования

По сути, гражданин, который пользуется публично-правовыми образованиями, берет их в аренду. То есть, он может жить в квартире, которая принадлежит государству. Пользоваться всеми благами такого проживания.

Платить за коммунальные услуги и делать ремонт. Но при этом он не имеет ее продать или передать по наследству. Особенностью публично-правовых образований является то, что их нельзя купить, но некоторые объекты можно приватизировать.

Использование государственной собственности имеет как свои достоинства, так и недостатки. К достоинствам можно отнести следующие особенности:

  • Если жилье окажется тесным или будет признано аварийным, жильцов расселят в новые дома.
  • В случае просрочки по кредитам и банкротства, банк не сможет наложить арест на квартиру.
  • Нет необходимости ремонтировать за собственный счет, так как этим должно заниматься государство.

К недостаткам можно отнести то, что квартиру нельзя будет продать или подарить. Нельзя будет ее передать по наследству. К тому же государство имеет полное право выселить жильца на улицу, если тот не будет выполнять определенные предписания, касающиеся использования жилья.

Публично-правовые образования используются не только в некоммерческих, но и в коммерческих целях. Государство и местные муниципальные власти сдают в аренду торговые площади и офисные помещения, которые находятся в их собственности.

Также они сдают в аренду землю под садоводческие участки, пастбища, пахотные уделы, под строительство ферм, заводов и фабрик.

Можно ли в наше время получить публично-правовое образование

Согласно Гражданскому Кодексу и Конституции РФ, граждане могут рассчитывать на получение государственного жилья на правах социального найма. По закону эта услуга должна быть доступна всем, но по факту государство предоставляет квартиры и дома только тем, кто занимается определенным видом деятельности.

Например, государство обеспечивает жильем специалистов, учителей и врачей, которые переехали из крупных городов в мелкие провинциальные городки, поселки и села. Квартиры и дома также предоставляются специалистам, ученым, преподавателям, чиновникам в черте города.

Арендованное государственное или муниципальное помещение может быть со временем оформлено в собственность. Однако в связи с этим возникает вопрос, сколько времени нужно проработать специалисту, чтобы иметь право это сделать.

Почему россияне не спешат с приватизацией

Несмотря на все старания государства провести широкомасштабную приватизацию, в реальности, этого не происходит. Причина в этом не только в том, что граждане ленятся оформлять имеющуюся у них жилплощадь в собственность, но и в том, что в стране сложилась ситуация, когда приватизация возможна через суд.

Проблема усугубляется также тем, что для того, чтобы провести приватизацию нужно получить согласие всех прописанных в помещении жильцов. Родственники могут находиться в разъездах, разводе, жить по разным городам и собрать их всех разом не всегда возможно.

Приватизация хотя и считается бесплатной, в реальности придется выложить кругленькую сумму за оформление документов, уплату госпошлины и прочие расходы, связанные с оценкой помещения и подготовкой документов.

Еще одна причина, по которой россияне не особенно спешат с приватизацией – это нежелание платить за общедомовое имущество. Большая часть жилищного фонда находится в плачевном состоянии, и граждане ждут, когда им выдадут новое жилье.

Читайте также: