Нужно ли согласовывать передачу движимого имущества с росимуществом

Обновлено: 10.05.2024

Практически каждое бюджетное учреждение владеет движимым и недвижимым имуществом. Права собственности или иные права (оперативное управление, безвозмездное пользование, бессрочное (постоянное) пользование и др.) на имущество подлежат государственной регистрации и учету в установленном законодательством РФ порядке. В данной статье рассмотрены основные нарушения, выявляемые в ходе проверок и ревизий бюджетных учреждений, связанные с регистрацией и учетом движимого и недвижимого имущества.

Программа ревизии финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений включает правильность учета имущества учреждения, а также его сохранность и рациональное использование. В рамках данного вопроса проверяется имущество учреждения, документы, подтверждающие право владения и пользования им, и др.

В соответствии со ст. 120, 296 ГК РФ бюджетное учреждение владеет имуществом на праве оперативного управления. Имущество бюджетного учреждения может быть движимым и недвижимым.

Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся: земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Рассмотрим основные положения регистрации и учета имущества учреждения, а также наиболее часто встречающиеся нарушения, связанные с ними.

Проверка начинается с предъявленных учреждением документов, подтверждающих его права на находящееся на балансе имущество.

Напомним, согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. При этом регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право постоянного пользования, ипотека, а также иные права в случаях, предусмотренных законодательством.

Право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество согласно ст. 219 ГК РФ возникает с момента его регистрации.

Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.

В основном государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.

Таким образом, ревизор должен удостовериться в наличии государственной регистрации прав на все недвижимое имущество проверяемого учреждения.

Согласно ст. 4 Федерального закона № 122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе аренда.

Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Кроме того, государственная регистрация прав, осуществленная в отдельных субъектах РФ и муниципальных образованиях до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, является юридически действительной.

Добавим, что государственная регистрация возникшего до введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации, возникших после введения в действие данного закона перехода такого права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие указанного закона сделки с объектом недвижимого имущества.

Пример 1

В ходе проверки использования по назначению и сохранности государственного имущества Краснодарского края, закреплённого на праве оперативного управления за государственным учреждением, установлено следующее.

На балансе бюджетного учреждения числятся 10 объектов недвижимого имущества, подлежащего регистрации (здания, сооружения). В период проверки предъявлены свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления на 5 объектов основных средств.

В нарушение ст. 131 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона № 122-ФЗ учреждением не приняты меры по регистрации права оперативного управления на 5 объектов основных средств общей балансовой стоимостью 8 000 000 руб.

В случае если проверка проводится представителями Росфиннадзора и его территориальных органов, согласно п. 122 и 123 Административного регламента*(1) в проверяемое учреждение, допустившее нарушение, должно быть направлено предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства РФ и представление о ненадлежащем исполнении бюджета с указанием срока для их рассмотрения и принятия соответствующих мер по устранению и недопущению в дальнейшем указанных в предписании и представлении нарушений требований бюджетного законодательства РФ.

На практике срок регистрации имущества довольно продолжительный - не менее шести месяцев, поэтому выполнить требования представления и предписания учреждению не удается. В силу п. 126 Административного регламента за неисполнение требований представления или предписания на учреждение или руководителя учреждения может быть возложена административная ответственность в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ, а именно: наложение административного штрафа на должностных лиц - от 1 000 до 2 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет, на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.

В случае если учреждение не может выполнить требования в срок по причинам, не зависящим от него, рекомендуем в письме-ответе о выполнении представления или предписания выразить просьбу о продлении срока исполнения представления или предписания с указанием соответствующих причин. Руководство контролирующего органа может принять решение о продлении срока либо принять во внимание просьбу при вынесении решения о наказании учреждения.

Отметим, что в ходе проверки выявляется нарушение п. 2 ст. 6 Федерального закона № 122-ФЗ, а именно: уплата государственной пошлины при государственной регистрации перехода права на объект недвижимого имущества, возникшего до введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ, ил и сделки об отчуждении данного объекта недвижимого имущества.

В последнее время контролирующие органы интересует вопрос регистрации права на земельные участки проверяемых учреждений.

Напомним, в соответствии со ст. 20 ЗК РФ государственным и муниципальным учреждениям земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование.

Добавим, что Департамент недвижимости Минэкономразвития рассмотрел обращение по вопросу применения положений ст. 22.2 Федерального закона № 122-ФЗ и в Письме от 20.01.2009 N Д23-100 "О применении положений ст. 22.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отметил следующее.

Пунктом 4 ст. 22.2 Федерального закона 3 122-ФЗ установлен порядок государственной регистрации прав в отношении образуемых земельных участков. При этом необходимо отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 11.4 и п. 1 ст. 11.5 ЗК РФ, п. 18 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" измененный земельный участок не является образуемым земельным участком, а сохраняется с тем же кадастровым номером, но в измененных границах.

В то же время согласно п. 6 ст. 22.2 Федерального закона № 122-ФЗ отсутствие государственной регистрации права на измененный земельный участок не является препятствием для государственной регистрации прав на образуемые из него участки.

Пример 2

В декабре 2009 года в бюджетном учреждении проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности за 2008 год.

В ходе проверки установлено, что на балансе учреждения числятся 4 здания, которые закреплены за ним на праве оперативного управления. Документы, подтверждающие права на земельные участки, на которых находятся здания, в период проверки не предъявлены.

Повторим, что в соответствии со ст. 130 ГК РФ регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе. Законодательством РФ предусмотрена государственная регистрация транспортных средств.

В ходе ревизий и проверок в обязательном порядке изучаются документы, подтверждающие регистрацию транспортных средств.

Напомним, в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрацию транспортных средств на территории РФ осуществляют:

Порядок регистрации транспортных средств установлен Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 года № 1001 "О порядке регистрации транспортных средств".

Пример 3

Как объясняет представитель учреждения, одно автотранспортное средство получено пять дней назад, на данный момент документы отправлены на регистрацию в ГИБДД письмом от 11 ноября 2009 года № 259. По остальным транспортным средствам объяснения отсутствуют, в связи с чем учреждению направлено предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства РФ и представление о ненадлежащем исполнении бюджета с указанием срока для их рассмотрения и принятия соответствующих мер по устранению и недопущению в дальнейшем указанных в предписании и представлении нарушений требований бюджетного законодательства РФ.

Некоторые бюджетные учреждения сдают неиспользуемые площади в аренду. В этом случае в ходе ревизии необходимо проверить наличие регистрации договоров аренды.

В соответствии со ст. 609 ГК РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. При этом согласно ст. 26 Федерального закона № 122-ФЗ, ст. 657 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из его сторон.

Если в аренду сдается земельный участок (участок недр) или его часть, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием его части, сдаваемой в аренду.

Обратите внимание, что договоры аренды (субаренды) земельного участка, заключенные на срок менее года, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ст. 26 ЗК РФ).

Если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещений с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или его части регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения).

Пример 4

В ходе проверки образовательного учреждения выявлен факт сдачи имущества в аренду по договору.

Ответственность при государственной регистрации имущества

Статьей 31 Федерального закона № 122-ФЗ предусмотрена ответственность при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Зачастую нарушения допускаются вследствие того, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав и учет имущества, не выполняет свои обязанности в полном объеме.

Вред, причиненный юридическим лицам в результате ненадлежащего исполнения органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, возложенных на них законодательством обязанностей, в том числе в результате внесения в Единый государственный реестр прав записей, не соответствующих закону, иному правовому акту, правоустанавливающим документам, возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме.

Для учреждений предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 19.21 КоАП РФ, а именно: несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 руб., на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.

Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок (ст. 19.22 КоАП РФ), если такая регистрация обязательна, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от 100 до 300 руб., на юридических лиц - от 1 000 до 3 000 руб.

*(1) Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утв. Приказом Минфина РФ от 04 сентября 2007 года № 75н.

*(3) Федеральный закон от 14 марта 2009 года № 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними".

Бюджетные и казенные учреждения распоряжаются недвижимым имуществом только с согласия собственника. Автономному учреждению согласие собственника требуется только в случае, если имущество было закреплено за этим учреждением собственником либо учреждение приобрело имущество на средства, которые собственник выделил на его приобретение.

Договор аренды, заключенный без согласования с собственником, может быть признан недействительным. Кроме того, стороны, заключившие договоры аренды федерального имущества без согласования, могут быть оштрафованы. Административная ответственность за заключение без согласования договора аренды объектов, которые находятся в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности, устанавливается законами субъектов РФ.

Пример нормы, устанавливающей ответственность за нарушение порядка согласования распоряжения объектами нежилого фонда, которые находятся в собственности субъекта РФ.

Порядок согласования сдачи в аренду недвижимости зависит от того, какое именно учреждение хочет передать имущество в аренду.

Федеральные учреждения согласовывают передачу имущества в аренду с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия учредителя. Он, в свою очередь, обращается за согласованием проекта решения в Росимущество.

Срок принятия решения органом, осуществляющим полномочия учредителя, не установлен. Росимущество должно согласовать проект решения о передаче имущества в аренду в течение 15 рабочих дней.

Перечень документов, необходимых для согласования Росимуществом проектов решений, может устанавливаться актом органа, осуществляющего полномочия учредителя. Если такой акт не принят, для подготовки пакета документов следует руководствоваться Письмом Росимущества от 12.10.2015 N ВГ-02/42355.

Пример правового акта об утверждении перечня документов, представляемых учреждениями в орган, осуществляющий полномочия учредителя, для согласования передачи имущества в аренду.

В особом порядке согласовывают передачу имущества в аренду федеральные учреждения, находящиеся в ведении Росморречфлота (за которыми закреплено имущество, находящееся в границах морских портов), Минобороны РФ, Управления делами Президента РФ. Передача в аренду имущества учреждений, подведомственных Федеральному агентству научных организаций, также имеет особенности.

Госучреждения субъектов РФ и муниципальные учреждения согласовывают передачу в аренду имущества с соответствующими органами.

Пример правового акта, устанавливающего порядок согласования передачи в аренду имущества, закрепленного за государственными учреждениями субъекта РФ.

Как провести торги на право аренды

Имущество государственного или муниципального учреждения передается в аренду по результатам торгов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

Если торги не проведены, договор может быть признан недействительным, а должностное лицо, принявшее решение о сдаче имущества в аренду, понесет административную ответственность.

Для организации торгов необходимо:

  1. Установить, в какой форме будут проходить торги: в форме аукциона или конкурса.

Перечень видов имущества, в отношении которого может проводиться конкурс, определен ФАС. При этом в отношении такого имущества также возможно провести торги в форме аукциона. В прочих случаях проводится аукцион (п. 18 Разъяснений ФАС РФ от 01.11.2011).

В отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения или водоотведения торги проводятся только в форме конкурса.

Им может быть само учреждение или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования имуществом. Организатор торгов вправе привлечь специализированную организацию, которая будет выступать от его имени (п. 5 Правил проведения торгов на право аренды).

Организатор торгов (даже если привлечена специализированная организация) создает комиссию по проведению конкурсов или аукционов, определяет начальную (минимальную) цену договора, предмет и существенные условия договора, утверждает проект договора, конкурсную документацию, документацию об аукционе, определяет условия торгов и их изменение, подписывает договор.

Ее состав и порядок работы указываются в решении организатора торгов.

  1. Разработать конкурсную или аукционную документацию.
  2. Разместить извещение о проведении аукциона или конкурса и документацию.
  1. Зарегистрировать поданные заявки на участие в торгах, а также в течение одного рабочего дня с даты поступления каждой электронной заявки подтвердить ее получение.

Заявка на участие в аукционе, поданная после окончания срока приема, не рассматривается и возвращается заявителю. В течение пяти рабочих дней с даты подписания протокола аукциона возвращается задаток (если он был).

Конверты с заявками на участие в конкурсе, полученные после окончания срока подачи, могут быть вскрыты для выяснения обратного адреса заявителя. Если заявка подана в электронной форме, к ней открывают доступ. В тот же день все заявки возвращаются. Задаток (если он был) возвращается в течение пяти рабочих дней с даты, когда подписан протокол вскрытия конвертов и открыт доступ к электронным заявкам.

В случае когда на участие в конкурсе или аукционе не подано ни одной заявки, торги признаются несостоявшимися и организатор вправе провести их повторно. Если подана одна заявка, организатор торгов обязан заключить договор с подавшим ее лицом при условии, что она соответствует требованиям документации о торгах. Когда участником торгов признан один заявитель, последствия аналогичны.

Для конкурса предусмотрен особый порядок вскрытия конвертов.

  1. Рассмотреть заявки на участие в конкурсе или аукционе.

Это необходимо сделать не позднее 20 дней с момента вскрытия конвертов (для конкурса) и не позднее 10 дней с момента окончания приема заявок (для аукциона). При этом ведутся протоколы. По результатам рассмотрения заявок организатор торгов допускает заявителя к участию в конкурсе (аукционе) и признает заявителя участником конкурса (аукциона) или отказывает в допуске.

Победитель конкурса определяется посредством оценки и сопоставления заявок. Срок проведения этой процедуры составляет не более 10 дней с даты, когда подписан протокол рассмотрения заявок. Победителем аукциона считается лицо, предложившее наибольшую цену.

Как заключить договор аренды

Договор аренды, как правило, заключается с победителем торгов. Организатор торгов должен отказаться от заключения договора, если установлен хотя бы один из следующих фактов:

  • проводится ликвидация юридического лица — победителя торгов;
  • победитель торгов признан банкротом;
  • деятельность победителя торгов приостановлена из-за административного правонарушения;
  • победитель торгов предоставил заведомо ложные сведения при подаче заявки на участие в торгах.

В этом случае договор заключается с участником, заявке которого присвоен второй номер.

Типовые условия договора, который заключается при передаче в аренду имущества федерального бюджетного или казенного учреждения, утверждаются Минэкономразвития России. Вместе с тем соответствующий акт на данный момент не принят. Некоторые федеральные органы исполнительной власти установили примерные формы договоров аренды для подведомственных им учреждений. Подобные формы могут разрабатываться также органами власти субъектов РФ и муниципальных образований.

По итогам торгов в договор включаются условия, предложенные победителем конкурса (в случае проведения аукциона — конечная цена).

Организатор торгов передает победителю один экземпляр протокола оценки и сопоставления заявок или протокола аукциона и проект договора в течение трех рабочих дней с даты подписания протокола.

Что делать, если победитель торгов уклоняется от подписания договора

Если победитель не вернул подписанный договор в срок, предусмотренный документацией, он считается уклонившимся от заключения договора. В этом случае организатор торгов вправе либо заключить договор с участником торгов, заявке которого присвоен второй номер, либо в судебном порядке понудить победителя заключить договор, а также возместить причиненные убытки.

Как зарегистрировать договор аренды

Договор аренды здания или сооружения регистрируется, если он заключен на год или более.

С заявлением о регистрации может обратиться одна из сторон. За проведение государственной регистрации взимается пошлина. Если заявление подает учреждение, являющееся органом государственной власти или органом местного самоуправления, пошлина не взимается.

  1. документы, подтверждающие полномочия представителя.

Если заявление подает руководитель учреждения, то ему необходимо предъявить документ, подтверждающий его полномочия без доверенности действовать от имени учреждения (например, решение учредителя о назначении на должность).

Если действует представитель по доверенности, то она должна быть нотариально удостоверена. Исключение — если заявление подается от имени органа государственной власти или местного самоуправления и доверенность представляется на бланке данного органа с печатью и подписью руководителя;

  1. договор аренды (не менее двух экземпляров); , если договор аренды подписан представителем (подлинник и копия).

В любом случае лицо, которое подает документы, предъявляет документ, удостоверяющий личность. Если заявление о регистрации направляется по почте, прилагается копия этого документа. Следует учесть, что к направляемым по почте документам предъявляются особые требования.

Заявитель по своей инициативе может представить:

  • решение собственника о согласовании сделки; об уплате государственной пошлины; либо их копии, удостоверенные нотариусом или заверенные подписью руководителя и печатью учреждения.

Если данные документы не представлены заявителем, государственный регистратор получает содержащиеся в них сведения в порядке межведомственного взаимодействия.

Срок регистрации договора аренды зависит от способа подачи документов. Он составляет, считая с даты приема документов:

    рабочих дней при подаче в подразделение Росреестра; рабочих дней при подаче через МФЦ рабочих дня при подаче в подразделение Росреестра заявления и документов на основании нотариально удостоверенной сделки; рабочих дней при подаче через МФЦ заявления и документов на основании нотариально удостоверенной сделки; рабочий день при подаче в электронной форме в подразделение Росреестра заявления и документов на основании нотариально удостоверенной сделки.

Нюансы учета особо ценного имущества АУ

В статье напомним, какие требования установлены законодательством в части учета имущества автономных учреждений, которым оно не вправе распоряжаться самостоятельно.

В пункте 2 ст. 3 Федерального закона № 174н[1], а также в п. 2 ст. 298 ГК РФ определено, что автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Напомним, к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, иное имущество, отнесенное к данной категории законом (ст. 130 ГК РФ).

Порядок отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу.

Общие критерии отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу определены Постановлением № 538. На основании этого документа в каждом ведомстве, субъекте РФ, муниципальном образовании для подведомственных учреждений установлены свои порядки, которыми, в частности, определены стоимостные критерии имущества и конкретные виды имущества, относящегося к ОЦДИ, а также порядок формирования перечня ОЦДИ.

Так, перечень ОЦДИ федеральных государственных автономных учреждений, подведомственных Минспорту, установлен Приказом Минспорта РФ от 02.02.2017 № 61. В данный перечень включаются следующие категории имущества:

  1. Вычислительная техника.
  2. Информационное оборудование.
  3. Машины и иное оборудование.
  4. Оборудование систем связи.
  5. Оргтехника.
  6. Производственный и хозяйственный инвентарь.
  7. Средства измерения и управления.
  8. Транспортные средства.

Этим же приказом утверждена форма, по которой составляется перечень ОЦДИ учреждениями, подведомственными Минспорту. В ней выделены:

– имущество, балансовая стоимость которого превышает 500 000 руб.;

– иное движимое имущество, без которого осуществление федеральным государственным бюджетным (автономным) учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено;

– имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Ведение перечней ОЦДИ производится учреждениями на основании сведений бухгалтерского учета о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии) (п. 5 Порядка № 538).

По общим правилам решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение (п. 4 ст. 3 Федерального закона № 174‑ФЗ).

При этом необходимо обратить внимание на разъяснения Минфина, приведенные в Письме от 18.11.2011 № 02‑03‑10/5026: если ОЦДИ приобретено за счет собственных средств и используется учреждением для выполнения государственного (муниципального) задания, учредителем может быть рассмотрен вопрос о его закреплении за учреждением. Закрепление имущества за учреждением осуществляется по решению учредителя, принятому в порядке, установленном законодательством РФ. Таким имуществом учреждение без согласия собственника уже не вправе распоряжаться. Примером тому является случай, когда при изменении типа бюджетного учреждения – получателя бюджетных средств на автономное учреждение – получателя субсидий имущество, приобретенное за счет приносящей доход деятельности, закреплялось за учреждением и включалось в перечень ОЦДИ.

Отметим также, что Постановление № 538 не содержит ограничений для отнесения имущества автономных учреждений, приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доходы деятельности, к категории ОЦДИ уже после изменения типа. Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина РФ от 13.01.2020 № 02‑07‑10/668, от 07.05.2019 № 02‑07‑05/33148, от 31.08.2017 № 02‑06‑10/56069. Таким образом, имущество, приобретенное за счет собственных средств, может быть отнесено к категории ОЦДИ (включено в перечень ОЦДИ) исходя из стоимостного или иного критерия в зависимости от того, какой порядок установлен учредителем учреждения.

Таким имуществом (приобретенным за счет приносящей доход деятельности, включенным в перечень ОЦДИ, но не закрепленным за учреждением в установленном порядке) учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Согласно Письму Минфина РФ № 02‑06‑10/56069 учреждение при ведении перечня ОЦДИ может предусмотреть обособленно вести в нем два раздела:

  1. ОЦДИ, которым учреждение распоряжается самостоятельно.
  2. ОЦДИ, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.

Обособление в учете имущества, которым учреждение не вправе
распоряжаться самостоятельно.

В силу п. 5 ст. 3 Федерального закона № 174‑ФЗ автономные учреждения обязаны вести в установленном порядке обособленный учет:

1) недвижимого имущества, закрепленного за автономным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества;

2) особо ценного движимого имущества.

В целях бухгалтерского учета нефинансовых активов инструкциями № 157н[2], 183н[3] предусмотрены счета:

К указанным счетам применяются аналитические группы синтетического счета объектов учета, в частности:

Операции на указанных счетах отражаются в зависимости от источника приобретения имущества по соответствующим кодам вида финансового обеспечения, в частности:

– 2 – собственные доходы (приносящая доход деятельность);

– 4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

– 5 – субсидии на иные цели;

– 6 – субсидии на цели осуществления капитальных вложений;

– 7 – средства по обязательному медицинскому страхованию.

Если расходы, связанные с приобретением (созданием) основных средств или нематериальных активов, произведены по КВФО 5, 6, вложения в указанные объекты учета, отраженные на соответствующих счетах 5 (6) 106 20 000, необходимо перевести на КВФО 4 (счет 4 106 20 000). Принятие к учету объектов основных средств и нематериальных активов по КВФО 5, 6 не допускается, такие операции отражаются по КВФО 4 (по дебету счетов 4 101 20 000, 4 102 20 000 и кредиту счета 4 106 20 000).

Таким образом, на счетах бухгалтерского учета имущество, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения, обособляется следующим образом:

– закрепленное за автономным учреждением собственником этого имущества, в том числе при изменении типа учреждения, отражается на соответствующих счетах аналитического учета счетов 4 101 10 000, 2 101 10 000 (в части недвижимого имущества), 4 10х 20 000, 2 10х 20 000, 7 10х 20 000 (в части ОЦДИ);

– приобретенное автономным учреждением за счет выделенных собственником имущества средств (учитывается на счетах 4 101 10 000 (в части недвижимого имущества), 4 10х 20 000 (в части ОЦДИ).

Корректировка показателей, отраженных на счете 0 210 06 000, осуществляется только в случае поступления или выбытия названного имущества при составлении годовой бухгалтерской отчетности (либо с иной периодичностью, установленной учреждением по согласованию с учредителем, но не реже чем один раз в год) и отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

Увеличен показатель расчетов с учредителем

В сумме балансовой стоимости принятого к учету недвижимого имущества и ОЦДИ, закрепленного за учреждением собственником или приобретенного учреждением за счет средств собственника

Уменьшен показатель расчетов с учредителем

В сумме балансовой стоимости выбывающего имущества (при выбытии недвижимого имущества и ОЦДИ, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения, при передаче объектов основных средств, нематериальных активов учредителю, собственнику, в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления)

Данные операции отражаются в бухгалтерском учете на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) и извещения (ф. 0504805). На суммы изменений показателей счетов 4 210 06 000 (2 210 06 000) учреждение направляет учредителю указанное извещение в порядке, установленном учредителем.

В отношении ОЦДИ, приобретенного учреждением за счет приносящей доход деятельности (включенного в перечень ОЦДИ), но не закрепленного в установленном порядке за учреждением (имущество, которое приобретено после изменения его типа), показатели по счету 2 210 06 000 формированию не подлежат (Письмо Минфина РФ № 02‑07‑10/60698).

В связи с этим показатели балансовой стоимости особо ценного движимого имущества, которым учреждение не может самостоятельно распоряжаться, отраженные на счете 2 210 06 000, и состав движимого имущества, включенного в перечень ОЦДИ, могут различаться (Письмо Минфина РФ № 02‑07‑10/668).

Пример

Автономное учреждение в текущем году приобрело имущество, относящееся к ОЦДИ:

– за счет средств субсидий на иные цели – оборудование, балансовая стоимость которого составила 1 000 000 руб.;

– за счет приносящей доход деятельности – автомобиль, балансовая стоимость которого равна 1 300 000 руб.

Все расчеты осуществлялись с коммерческими организациями.

В этом же году учреждение списало по согласованию с учредителем компьютерную технику (5 единиц), отнесенную к ОЦДИ по приносящей доход деятельности и закрепленную за учреждением при изменении его типа, балансовая стоимость которой составила 150 000 руб. (учтена по счету 2 101 24 000). На данные объекты амортизация начислена полностью, убытки от обесценения не начислялись.

В целях упрощения примера операции по начислению амортизации не приводятся.

В бухгалтерском учете отражены следующие операции:

Сформирована стоимость вложений в основные средства – ОЦДИ в части приобретенного оборудования

Переведены вложения в оборудование
с КВФО 5 на КВФО 4

Принято к учету оборудование по сформированной стоимости

Сформирована стоимость вложений в основные средства – ОЦДИ в части приобретенного автомобиля

Принят к учету автомобиль по сформированной стоимости

Списана компьютерная техника

Приняты на забалансовый учет выбывшие из эксплуатации компьютеры (до момента их демонтажа и (или) утилизации)

Забалансовый счет 02

При отражении расчетов с учредителем необходимо учесть балансовую стоимость оборудования, приобретенного за счет средств целевой субсидии, и стоимость выбывшей компьютерной техники, приобретенной за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности до изменения типа учреждения. Автомобиль, приобретенный за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, не включается в данный показатель, так как учреждение вправе распоряжаться таким имуществом самостоятельно.

Увеличен показатель по расчетам с учредителем в сумме балансовой стоимости поступившего имущества (ОЦДИ)

Уменьшен показатель по расчетам с учредителем в сумме балансовой стоимости выбывшего имущества (ОЦДИ), закрепленного за учреждением при изменении его типа

Выбытие (списание) имущества, которым автономное учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника, осуществляется в порядке, установленном учредителем для своих подведомственных учреждений. В основном такие порядки разрабатываются в соответствии с Положением об особенностях списания федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834.

Подробнее о процедуре списания имущества расскажем на стр. 20.

[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.


Существуют две стороны в отношениях по договору залога. Это залогодатель (тот, кто передает свое имущество в залог), и залогодержатель (тот, кому передается в залог имущество, в обеспечение какого-либо обязательства, как правило, займа (кредита) денежных средств). Заключив договор залога движимого имущества в надлежащей форме, кто-либо из них вправе обратится к любому нотариусу с уведомлением о том, что между ними заключен договор залога определенного движимого имущества, а нотариус обязан зарегистрировать это уведомление в нотариальном реестре уведомлений о залоге движимого имущества. Данный реестр является единым, и работает по всей стране. Закон не обязывает стороны договора залога уведомлять об этом нотариуса - отсутствие в нотариальном реестре уведомлений о залоге движимого имущества записи об учете не затрагивает отношения залогодателя с залогодержателем. Однако залог все-таки лучше зарегистрировать. И вот почему.

Ранее, мне неоднократно приходилось сталкиваться с ситуациями, когда недобросовестный залогодатель, являющийся заемщиком по договору займа/кредита, несмотря на заключенный договор залога с залогодержателем, он же займодавец/кредитор, осознавая, что не сможет вернуть долг, и, желая избежать наступления для себя неблагоприятных последствий в виде обращения взыскания залогодержателем на заложенное имущество, продавал это имущество третьим лицам, которые, как правило, ничего не знали о залоге, или делали вид, что не знали. В основном это были заложенные автомобили, как наиболее распространенные и ликвидные вещи из движимого имущества. После чего начиналась долгая судебная тяжба, с неопределенным финалом, так как судебная практика по таким делам была весьма неоднозначна, и одни судьи признавали покупателей заложенного имущества добросовестными приобретателями и оставляли вещь им, соответственно отказывая залогодержателям в обращении взыскания на это имущество, либо, напротив, покупатель попросту терял свои деньги, так как другие судьи вещь у него изымали, что бы удовлетворить законные требования залогодержателя. Фактически, от такой нелепой ситуации еще совсем недавно никто не был застрахован, ведь невозможно было проверить, заложенную покупаешь ты вещь, или нет. В 90-е годы залог хотя бы автомобилей регистрировался в МРЭО ГАИ, но затем был отменен. Банки, например, страховались от такой ситуации тем, что изымали оригиналы ПТС заложенных автомобилей у залогодателей, что, впрочем, не мешало залогодателям получать дубликаты ПТС и все равно продавать заложенные автомобили, обманывая и банки и покупателей.

Другой распространенной уловкой, позволяющей недобросовестным заемщикам/залогодателям вывести заложенное имущество из-под взыскания, было заключение фиктивного договора залога с доверенным лицом более ранней датой, нежели действительный договор залога, и, соответственно фиктивный залогодержатель получал перед добросовестным действительным залогодержателем преимущество по залогу. То есть, опять-таки, заложенное имущество часто уходило от добросовестного залогодержателя/кредитора.

Недаром, законодатель давным-давно ввел обязательную регистрацию залогов недвижимого имущества/ипотеки. Непонятно правда, что помешало тогда поступить аналогичным образом в отношении движимого имущества.

Для того, чтобы избежать проблем с приобретаемым/принимаемым в залог имуществом, как залогодержателю, так и приобретателю движимого имущества, необходимо перед заключением договора залога/купли-продажи обратится к любому нотариусу с заявлением о выдаче выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества и убедится в том, что имущество не заложено. Только при наличии такой выписки приобретатель имущества в данном случае будет добросовестным, а залогодержатель сможет отстоять свои права.

Сама регистрация уведомления о залоге в нотариальном реестре уведомлений о залоге движимого имущества, как процедура, ничего сложного из себя не представляет. Форму уведомления можно получить у нотариуса. Подробный порядок регистрации регулируется главой XX.1. Основ законодательства о нотариате, которая так и называется - РЕГИСТРАЦИЯ УВЕДОМЛЕНИЙ О ЗАЛОГЕ ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА. Так, согласно статьи 103.1 Основ, регистрацией уведомления о залоге движимого имущества, признается внесение нотариусом в реестр уведомлений о залоге движимого имущества сведений, содержащихся в уведомлении о залоге движимого имущества, направленном нотариусу в случаях, установленных гражданским законодательством. В подтверждение регистрации уведомления о залоге заявителю выдается свидетельство, которое по желанию заявителя может быть выдано в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью нотариуса. Уведомление о залоге может быть направлено нотариусу в электронной форме. В этом случае личная явка заявителя не обязательна, плата за услуги технического и правового характера не взимается.

Согласно статьи 103.2 Основ, нотариус обязан зарегистрировать уведомление о залоге незамедлительно после его поступления. Уведомлению о возникновении залога присваивается уникальный регистрационный номер в реестре уведомлений о залоге движимого имущества, который отражается в свидетельстве о регистрации уведомления о залоге движимого имущества и используется при последующей регистрации уведомлений об изменении залога и об исключении сведений о залоге, касающихся соответствующего залога.

Согласно статьи 103.4 Основ, в уведомлении о залоге указывается вид уведомления о залоге - уведомление о возникновении залога, уведомление об изменении залога или уведомление об исключении сведений о залоге, а также сведения о лице, подписавшем уведомление (заявителе). Сведения о заявителе указываются в виде, предусмотренном настоящей статьей для сведений о залогодателе, залогодержателе. Если заявитель является представителем, дополнительно указываются документы, подтверждающие его полномочия. При направлении нотариусу уведомления о залоге в электронной форме указание сведений об адресе электронной почты заявителя является обязательным.

Таким образом, введение института добровольной регистрации залогов движимого имущества, является восполнением существовавшего ранее пробела в законодательстве о залоге и большим шагом вперед для отечественного права, так как позволяет защитить как права залогодержателя, так и права третьих лиц и ставит прочный заслон на пути недобросовестных лиц.

Читайте также: