После уступки имущественных прав автора автор имеет право требовать

Обновлено: 16.05.2024

1. Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).

При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

2. Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами статьи 152 настоящего Кодекса. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти.

3. В случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 1233 и пунктом 2 статьи 1286.1 настоящего Кодекса, автор может дать согласие на внесение в будущем изменений, сокращений и дополнений в свое произведение, на снабжение его при использовании иллюстрациями и пояснениями, если это вызвано необходимостью (исправление ошибок, уточнение или дополнение фактических сведений и т.п.), при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения.

Комментарий к ст. 1266 ГК РФ

1. В пункте 1 ст. 1266 раскрывается содержание права на неприкосновенность произведения.

Для уяснения смысла указанного положения важен исторический аспект охраны неприкосновенности произведения.

В части 1 ст. 6bis Бернской конвенции устанавливается, что автор вправе противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора.

Исходя из этого при регулировании вопросов охраны неприкосновенности произведений в национальных законах находила отражение одна из двух концепций: объективная (в соответствии с которой устанавливалась охрана произведений от извращений, искажений и иных изменений, способных нанести ущерб чести или репутации автора) или субъективная (безоговорочное запрещение любых изменений) .

См.: Липцик Д. Указ. соч. С. 147.

Отечественное законодательство в процессе своего развития использовало обе эти концепции. Так, в ст. 480 ГК 1964 г. устанавливался запрет снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями. В пункте 1 ст. 15 Закона об авторском праве, напротив, вместо права на неприкосновенность произведения появилось право на защиту репутации автора, понимаемое как право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Объяснением такой замены служило буквальное следование тексту упомянутой ст. 6bis Бернской конвенции.

Однако такое изменение шло вразрез с общепринятым доктринальным пониманием принципов охраны неприкосновенности произведения и практикой применения ст. 480 ГК 1964 г. Указание на ущерб чести и достоинству вносит некоторую двусмысленность при толковании рассматриваемого положения Закона об авторском праве. Как трактовать любое изменение названия произведения? С точки зрения общепринятых принципов регулирования - как нарушение личного неимущественного права по охране неприкосновенности произведения. С точки зрения буквального толкования рассматриваемой нормы - в зависимости от признания (или непризнания) данного факта как способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Это в равной мере относится и к другим частям произведения. Кроме того, возможны ситуации, когда внесенные изменения способствовали росту продаж экземпляров произведения и привлекли больший интерес публики. Это также не может рассматриваться в качестве достаточного основания для внесения подобных изменений. Главную роль при оценке пределов охраны неприкосновенности произведения должно играть усмотрение автора, его творческий замысел, а не "улучшение" произведения, увеличение объемов продаж и т.п. В этом смысле слова о способности "нанести ущерб чести и достоинству автора" становятся излишними, поскольку любое исправление или искажение произведения, против которого возражает автор, способно нанести ущерб его чести и достоинству.

Поэтому при разработке проекта части четвертой ГК было восстановлено право на неприкосновенность произведения, не предполагающее усмотрение какого-либо лица относительно наличия или отсутствия ущерба чести и достоинству автора при внесении исправлений или искажений.

2. Творческий замысел автора - понятие тонкое. К его искажению может приводить не только непосредственное исправление произведения (сокращения, дополнения, переделка отдельных частей), но и снабжение произведения "сопутствующими" материалами, которые не затрагивают непосредственно его содержания, но способны изменить восприятие произведения. Поэтому в абз. 1 п. 1 ст. 1266 устанавливается запрет без согласия автора не только изменять, сокращать и дополнять, но и снабжать произведение при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

В случае нарушения своего права автор может требовать изъятия соответствующих экземпляров произведения, запрета на их распространение в измененном виде, а также осуществления иных действий, направленных на восстановление положения, существовавшего до нарушения его права. Но если помимо прочего внесенные изменения порочат честь, достоинство и деловую репутацию автора, он вправе предпринимать защиту своего права в соответствии со ст. 152 ГК (п. 2 комментируемой статьи).

При этом законом специально предусмотрена возможность требовать защиты чести и достоинства автора после его смерти любым заинтересованным лицом. Например, указанные иски вправе предъявить члены общества поклонников творчества известного автора.

3. После смерти автора ситуация, связанная с охраной неприкосновенности произведения, меняется. Право на неприкосновенность произведения прекратилось в момент смерти автора. Кроме того, невозможность снабдить произведение каким-либо авторскими материалами (авторским предисловием или послесловием) заставляет по-иному смотреть на охрану произведения. Поэтому закон предусматривает другие правила в отношении охраны его неприкосновенности.

Прежде всего, после смерти автора в случае законного его использования допускается снабжать произведение (при его использовании) иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или иными пояснениями, если при этом не наносится ущерб чести и достоинству автора .

Данный вывод вытекает из систематического анализа положений п. п. 1 и 2 комментируемой статьи.

В отношении изменений, сокращений и дополнений в абз. 2 п. 1 ст. 1266 устанавливается, что обладатель исключительного права может разрешить их внесение только при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

Контроль за соблюдением правообладателем этих условий осуществляется лицами, указанными в п. 2 ст. 1267 ГК.

Законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ в ст. 1266 внесено изменение, устанавливающее право автора в случае применения правил "открытой лицензии" или публичного заявления автора о возможности безвозмездного использования его произведения дать согласие на внесение в будущем изменений, сокращений и дополнений в свое произведение, на снабжение его при использовании иллюстрациями и пояснениями, если это вызвано необходимостью (исправление ошибок, уточнение или дополнение фактических сведений и т.п.), при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения. Данное изменение направлено на оптимизацию процессов оборота произведений, в рамках которых зачастую бывают необходимы полномочия на подобную доработку. Прежде всего, условием применения данного права является наличие соответствующей необходимости, например наличие грамматических ошибок или несоответствие фактических данных. Вторым условием является то, что при подобном изменении не должны затрагиваться творческие аспекты произведения, сюжет, персонажи, пр. Новация рассматриваемой нормы направлена на уточнение порядка реализации личных неимущественных прав автора в соответствии с их содержанием и назначением.

Отв. ред. Л.А. Трахтенгерц "КОММЕНТАРИЙ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ) (ПОСТАТЕЙНЫЙ) В 2 Т. Т. 1 И 2"

Горленко С.А., Калятин В.О., Кирий Л.Л., Козырь О.М., Корчагин А.Д., Орлова В.В., Павлова Е.А., Синельникова В.Н., Степанов П.В., Трахтенгерц Л.А., Шилохвост О.Ю., 2016. Издательство "Инфра-М"

Участники коммерческих сделок чаще всего заключают двусторонний договор.

Такое соглашение предусматривает взаимные обязанности и права. Каждая из сторон одновременно выступает и заимодателем, и должником. В этих отношениях актуален вопрос о передаче имущественных благ.

Понятие переуступки права требования

Переуступка права (цессия) может быть:

  • безвозмездная и возмездная.
  • в виде неоплачиваемого и оплатного перевода долга;
  • в виде уступки требований по исполнительному производству.

На практике переуступаться могут права требования на долги в отношениях между кредиторами и заемщиками. Также отчуждаются права на жилье, которое возводится. Это происходит в ситуациях, когда инвесторы вкладывают средства в будущую недвижимость, заключая сделки с дольщиками и строительными организациями.

Закон о переуступке прав требования по договору долевого строительства

Уступка права по договору долевого строительства возможна только:

  • с момента госрегистрации соглашения и до дня подписания сторонами передаточного акта либо иной документации о переходе объекта долевого строительства (квартиры);
  • после полной оплаты дольщиком стоимости сделки. Причем если последний не выплатил всю сумму, то ему кроме соглашения о переуступке прав требования необходимо также оформить документ о переводе задолженности на нового участника долевого строительства. Долг передается с согласия застройщика.

Кроме того, переуступка прав не предусмотрена по договорам, составленными юрлицами (ИП) и относящимся к инвестиционной деятельности по строительству, после исполнения которых у лиц появляется право собственности.

Если дольщик-физлицо при соблюдении всех вышеуказанных требований уступает свою долю застройщику либо иному частному (юридическому) лицу, он получает доход. На основании ст. 209 НК РФ доходы, полученные гражданами, подлежат налогообложению (НДФЛ).

Суммы, полученные физлицами от сделок по уступке права требования на строящееся жилье, являются объектом налогообложения НДФЛ

Переуступка прав требования между физическими (частными) лицами

Гражданское законодательство устанавливает, что субъекты, не являющиеся представителями компаний, вправе подписывать соглашения цессии в качестве физлиц. При этом они имеют право определять типы операций и периоды выплат.

Обстоятельства заключения такого соглашения разнообразны: от приобретения ссуды до раздела объектов имущества при разводе.

Переуступка прав требования

Переуступка прав требования между юридическими лицами (организациями)

В основном сторонами цессии являются юрлица. Организации должны помнить о фиксировании сделки по переуступке права требования в бухгалтерии в обязательном порядке, а также уплате налога на добавленную стоимость. Нужно заметить, что от НДС зависит стоимость составленного соглашения.

Юрлица перед регистрацией соответствующего документа должны проверить на достоверность и законность учредительные бумаги со следующей целью: обезопасить участников соглашения от действий мошенников.

Договор переуступки права требования в 2018 году

Документ обязательно составляют в письменном виде. При оформлении цессии обязаны соблюдаться нормы ГК РФ к сделкам купли-продажи, установленные в гл. 30.

Процесс грамотного оформления заключается в предоставлении бумаг в ФРС (нотариально заверенных). Сюда входит контракт о долевом участии, соглашение цессии, другие сопутствующие бумаги.

Договор могут признать ничтожным в суде. При возникновении претензий в арбитраж подается исковое заявление о признании соглашении переуступки права требования недействительным, не имеющим юридической силы. В соответствии с законом иск могут удовлетворить полностью или в какой-то части.

Застройщик также подает следующие бумаги:

  • учредительное постановление, его пояснения либо дополнения к нему;
  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • документы, удостоверяющие правомочия основного лица.

Правильно оформленная и поданная в срок документация рассматривается госорганом в течение календарного месяца

Образец договора переуступки прав требования 2018 года

Соглашение о переуступке права требования составляется с учетом определенных положений.

Образец содержит следующие пункты:

  • дата, стороны, номер документа;
  • предмет сделки. Уступка прав может иметь место, например, в результате взятия кредита. Также предметом соглашением может быть передача жилого помещения от застройщика на основе контракта о долевом участии;
  • права и обязанности участников;
  • цена. В большинстве случаев сделка является возмездной. Первоначальный заимодатель получает от лица, которое приобретает право требования, денежную сумму, которая соответствует размеру задолженности;
  • ответственность сторон;
  • заключительные положения, реквизиты сторон, их подписи.

По требованиям гражданского законодательства, должник подлежит уведомлению о состоявшейся цессии (о заключении соглашения о переуступке права требования).

Резюме

Договор цессии, который составлен с ошибками или с нарушением требований, может привести к признанию его недействительным или получению нежелательного результата.

Редактор: Людмила Разумова
Людмила Разумова
Редактор
Практикующий юрист с 2006 года

Комментарии

В жилом доме сменилась управляющая компания, при этом долг перед предыдущей управляющей компанией предъявляется к оплате действующей компанией, при этом жильцы о переуступке права требования не информировались. В подписанном договоре управления домом с предыдущей компанией в разделе о спорных вопросах прописано что "все споры решаются путем переговоров и в судебном порядке".

Правомерна ли переуступка права требования долга?

имеет ли право требовать долг действующая управляющая компания?

На какие законы нужно сослаться для написания претензии?

Жилищный кодекс Российской Федерации, Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 04.09.2015)

Здравствуйте, мой автокредит перешёл в другой банк по переуступке прав требований , первоначальный кредитор прислал уведомлелие ксерокопию, по переуступке прав, какие документы мне должен предоставить новый кредитор и должен ли быть открыт счёт на моё имя чтобы я мог платить кредит или просто платить в банк по реквизитам

В силу ст. 385 Гражданского кодекса РФ, уведомление должника о переходе права имеет для него силу независимо от того, первоначальным или новым кредитором оно направлено.

В уведомлении должны быть указаны новые реквизиты, по которым необходимо исполнять обязательство.

Если Вы имели возражения к первоначальному кредитору, то Вы их праве выдвигать против требования нового кредитора, если основания для таких возражений возникли к моменту получения уведомления о переходе прав по обязательству к новому кредитору (ст. 386 ГК РФ).

В соответствии со ст. 388 ГК РФ уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону.
Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором. (ст. 382 ГК РФ)
Все документы вы можете письменно запросить у нового кредитора. Они, конечно, не обязаны, но всё равно предоставят вам все необходимые документы и реквизиты, по которым необходимо будет платить кредит. По старым реквизитам с момента получения уведомления платить не нужно. Все отношения со старым кредитором прекращаются. т.е платить заемщик должен уже новому кредитору.

В любом случае, наилучшим вариантом для Вас является обращение к юристу, который поможет Вам с решением данного вопроса, а также поспособствует достижению поставленных задач.

Здравствуйте, такая ситуация возникла пришло письмо от билайна на переуступку прав требования задолженности по оплате по сотовому оператору. Ссылаясь на изменение договора в одностороннем порядке в этом году. Номер телефона давно не используется.

Вам может быть интересно

Быстро вернуть проблемный долг поможет упрощенная процедура. Иск рассматривается судьей без участия ответчика и истца, в течение 5 дней выпускается судебный приказ, имеющий силу исполнительного листа. Причиной появления такого документа является заявление истца о взыскании денежных средств или имущества должника на основании: Приказное производство является упрощенной процедурой по сравнению с обычным.

Индивидуальные предприниматели и небольшие фирмы нередко объединяются в СРО — саморегулируемые организации. Это позволяет бизнесменам утвердить свое положение на рынке и повысить доверие к себе со стороны потенциальных контрагентов. В ряде отраслей членство в таких объединениях — обязательное условие. Например, в строительной отрасли. Перед вступлением следует определиться, необходимо ли это в вашем.

Под государственной пошлиной понимается денежный сбор, который обязаны уплатить лица, обращающиеся в государственные органы за той или иной услугой. Он может быть оплачен только в денежной форме. На практике в подавляющем большинстве случаев госпошлина вносится безналичным способом путем перечисления денег по определенным реквизитам. Пошлина оплачивается до обращения за какой-либо услугой, и в подтверждение.

Когда истец получает положительное решение об удовлетворении заявленных им требований, это вполне логично воспринимается как полная победа. Однако, чтобы решение суда было выполнено, необходимо дождаться окончания исполнительного производства, которое не всегда быстро и гладко протекает. Основания, последствия и порядок этой процедуры регламентированы Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ. Дополнительные.

Переуступка права требования — юридическое понятие, подразумевающее передачу полномочий кредитора или должника третьему лицу. Важно правильно составить договор цессии, чтобы не потерпеть финансовый крах и не нарушить закон. Она предполагает передачу прав кредитора или/и должника третьему лицу. В большинстве случаев цессию оформляют на договорной основе.В мировой юридической практике уже давно используют.

4 способа доказать свое авторство

Авторские права на произведения науки, литературы и искусства возникают с момента их создания и подлежат охране без соблюдения автором каких-либо формальностей. Это правило вытекает из Бернской конвенции 1886 г., к которой присоединились 179 государств, включая Россию.

Однако на практике часто возникают вопросы, связанные с подтверждением авторства на тот или иной объект. Мы рассмотрим несколько эффективных способов, которые помогут доказать авторство при наличии спора.

Депонирование

Депонирование представляет собой передачу экземпляра произведения на хранение с выдачей документа (обычно сертификата или свидетельства), подтверждающего, что произведение в определенную дату было принято от человека, который заявил свое авторство. Выданный при депонировании документ поможет установить временной приоритет и послужит весомым доказательством авторства, а экземпляр произведения, переданный на хранение, может быть предоставлен в качестве вещественного доказательства.

Чтобы осуществить депонирование произведения, автору необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  • зарегистрироваться на официальном сайте одной из названных выше платформ (указать паспортные данные и прикрепить скан-копию документа, удостоверяющего личность);
  • загрузить в систему файл с произведением, которое автор желает депонировать;
  • выбрать срок депонирования и максимально полно передать информацию о загружаемом произведении (именно эти данные будут указаны в свидетельстве о депонировании);
  • оплатить услуги сервиса (после оплаты внесение изменений в ячейку и описание объекта становится невозможным);
  • получить свидетельство о депонировании (в бумажном или электронном виде).

Стандартная процедура депонирования занимает до 14 календарных дней – в зависимости от того, услугами какой платформы решил воспользоваться автор.

При этом важно понимать: депонирование произведения не создает презумпцию авторства. Факт депонирования свидетельствует лишь о существовании объекта авторского права в определенный момент времени.

Письмо себе

Приведем пример. Автор распечатывает книгу, прописывает в ней свое имя, дату создания и запечатывает ее в конверт. На конверте указывает себя в качестве отправителя и получателя, свой адрес и отправляет конверт Почтой России. Получив конверт, его не вскрывает. При отправке на конверте будет проставлен почтовый штемпель, который и поможет в случае возникновения спора доказать обладание материалом в определенную дату. Если оппонент будет ссылаться на более позднюю дату, то в суде шансов на выигрыш у автора будет существенно больше.

Однако у этого способа также есть недостатки: отправление может быть утеряно или повреждено. Кроме того, возможно, автору придется доказывать, что письмо или почтовый штамп не подделка, конверт не был вскрыт, а после аккуратно заклеен.

Отправка произведения по электронной почте позволит зафиксировать дату его создания и автора, если документ будет соответствующим образом подписан. Об этом свидетельствует судебная практика (например, Определение ВС РФ от 1 июня 2020 г. № 302-ЭС20-7024 по делу № А33-22966/2018). Однако стоит понимать, что доступ к электронному почтовому ящику может быть утерян в результате неправомерных действий третьих лиц.

Является ли отправка письма самому себе альтернативой депонированию?

Депонирование – не единственный эффективный способ подтверждения авторства. Каждый из рассмотренных в этой статье механизмов имеет как свои плюсы, так и минусы. Поэтому выбор механизма зависит исключительно от предпочтений и финансовых возможностей автора.

Удостоверение у нотариуса времени предъявления документа

За совершением этого нотариального действия можно обратиться в любую нотариальную контору. Автор представляет нотариусу первоисточник произведения, права на которое хочет защитить. Документ должен быть передан в двух экземплярах. При удостоверении времени предъявления документа нотариус исследует его и проверяет на предмет исправлений и подчисток. Если такие есть, то их нужно обязательно оговорить.

Затем нотариус совершает удостоверительную надпись на двух экземплярах представленного ему документа. В ней обязательно отражается следующая информация: Ф.И.О. нотариуса, адрес нотариальной конторы, дата и время предъявления документа, Ф.И.О. предъявителя документа и место его жительства.

Один экземпляр остается у автора, второй будет храниться у нотариуса. Если кто-то незаконно воспользуется интеллектуальным трудом, автор сможет представить свою копию произведения с указанием его имени и времени предъявления документа нотариусу.

След в Интернете

Автор может выложить свое произведение в социальных сетях, на сайте или на любой другой интернет-площадке, указав свое имя и дату создания произведения. Это поможет при отстаивании своих прав и законных интересов, если такая необходимость возникнет.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение авторских прав?

Нарушение авторских прав влечет за собой гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Гражданско-правовая ответственность

Защита личных неимущественных прав автора может осуществляться, в частности, путем:

  • признания права;
  • восстановления положения, существовавшего до нарушения права;
  • пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • компенсации морального вреда;
  • публикации решения суда о допущенном нарушении.

Защита исключительных (имущественных) прав автора может осуществляться путем:

  • взыскания убытков с лица, неправомерно использовавшего произведение;
  • изъятия и уничтожения контрафактной продукции;
  • взыскания с нарушителя денежной компенсации в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн руб.; в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров; в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который выбрал нарушитель.

Кроме того, если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает авторские права, суд может принять решение о его ликвидации по требованию прокурора (п. 3 ст. 61 ГК РФ). Аналогичные правила распространяются на индивидуальных предпринимателей.

Административная ответственность

Административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав установлена ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ и влечет за собой наложение штрафа: на граждан – в размере от 1500 до 2 тыс. руб.; на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; на юридических лиц – от 30 тыс. до 40 тыс. руб.

Кроме того, производится конфискация контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за нарушение авторских прав установлена ст. 146 УК РФ. Максимальное наказание – лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет.

Применение к нарушителю авторских прав мер административной или уголовной ответственности не исключает возможность привлечения его к гражданско-правовой ответственности.

Можно ли защитить идею?

Идеи не охраняются авторским правом (ст. 1259 ГК РФ). Охраняется лишь форма, в которой эта идея выражена. Однако имеются альтернативные механизмы, которые можно использовать на практике.

Соглашение о неразглашении конфиденциальной информации (NDA).

Например, автор идеи может подписать с инвестором договор, согласно которому последний не имеет права разглашать информацию, ставшую ему известной в процессе сотрудничества с автором. В случае нарушения такого договора инвестор должен будет выплатить штраф и возместить причиненные убытки.

Соглашение о порядке ведения переговоров (ст. 434.1 ГК РФ).

При вступлении в переговоры, в ходе их проведения и по их завершении стороны обязаны действовать добросовестно. Соглашение может конкретизировать требования к добросовестному ведению переговоров. Так, стороны могут прямо закрепить, что услышанные идеи не подлежат разглашению третьим лицам.

Ноу-хау (секрет производства).

Ноу-хау – это сведения любого характера в научно-технической сфере, имеющие коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности. Следовательно, владелец должен лишь защищать имеющуюся у него информацию. Этого будет достаточно, чтобы она считалась ноу-хау. Нарушитель исключительного права, в том числе лицо, которое неправомерно получило сведения, составляющие ноу-хау, и разгласило или использовало их, а также лицо, обязанное сохранять конфиденциальность ноу-хау, обязаны будут возместить автору причиненные убытки.

Условие о неконкуренции (non-compete clause).

Положение о неконкуренции обычно закрепляют в договорах с сотрудниками и контрагентами, чтобы запретить им осуществлять деятельность, аналогичную деятельности второй стороны договора, в течение определенного срока под угрозой штрафов и возмещения причиненных убытков. Этот способ защиты идей широко распространен в странах Европы и США. Однако в России при его использовании могут возникнуть проблемы, так как ст. 37 Конституции РФ не позволяет ограничивать граждан в выборе места работы и сферы деятельности.

1. Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).

При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

2. Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами статьи 152 настоящего Кодекса. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти.

3. В случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 1233 и пунктом 2 статьи 1286.1 настоящего Кодекса, автор может дать согласие на внесение в будущем изменений, сокращений и дополнений в свое произведение, на снабжение его при использовании иллюстрациями и пояснениями, если это вызвано необходимостью (исправление ошибок, уточнение или дополнение фактических сведений и т.п.), при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения.

Комментарий к Ст. 1266 ГК РФ

Автор заинтересован в полной неприкосновенности своего творения как части своей индивидуальной физиономии, в том, чтобы его произведения, изданного или неизданного, не коснулись самовольно ни чужая рука, ни чужое имя, так что одно воспроизведение сочинения или картины, без разрешения автора, может быть нарушением его личных прав.

1. Право на неприкосновенность произведения является личным неимущественным правом автора. По сути, в его содержание входит два правомочия: право на неприкосновенность произведения и право на защиту произведения от искажения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию.

Право автора на неприкосновенность произведения не поставлено в зависимость от того, в лучшую или худшую сторону изменяется произведение в результате совершения действий, указанных в п. 1 ст. 1266 ГК РФ, достаточно самого факта совершения таких действий для квалификации действий соответствующего лица как противоправных.

Указанное не распространяется на критику произведения, однако следует отметить, что такая критика не может находиться "под одной обложкой" с произведением. В противном случае она может быть квалифицирована как "предисловие, послесловие, комментарий" и нарушать право автора на неприкосновенность произведения.

Одним из наиболее известных нарушителей права на неприкосновенность произведения в настоящее время является Д.Ю. Пучков (более известен под псевдонимом "Гоблин"), который снабжает аудиовизуальные произведения собственными комментариями, зачастую существенно изменяя само произведение.

2. Использование произведения автора после смерти зачастую может потребовать снабжение его комментарием, вступительной статьей и даже внесения изменений. Для этих целей законодатель устанавливает возможность совершения таких действий с согласия обладателя исключительных прав (наследника по закону или завещанию). Положения абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ устанавливают особенности выражения автором своей воли относительно судьбы произведения, причем не важно, делалось ли такое распоряжение на случай смерти либо оно было выражено просто в переписке как пожелание автора. Например, Стэнли Кубрик запретил переводить свой последний фильм "Eyes wide shut", но разрешил снабжать его субтитрами.

3. Защита произведений от извращений, искажений или иного изменения произведений в соответствии с правилами ст. 152 ГК РФ допускается только в том случае, если соответствующее действие порочит честь, достоинство и деловую репутацию автора. Отличие указанного способа защиты прав автора от предусмотренного п. 1 комментируемой статьи заключается в возможности применения мер, предусмотренных ст. 152 ГК РФ, как опубликование опровержения.

Другой комментарий к Ст. 1266 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 1266 раскрывается содержание права на неприкосновенность произведения.

Для уяснения смысла указанного положения важен исторический аспект охраны неприкосновенности произведения.

В части 1 ст. 6 bis Бернской конвенции и устанавливается, что автор вправе противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора.

Исходя из этого, при регулировании вопросов охраны неприкосновенности произведений в национальных законах находила отражение одна из двух концепций: объективной (в соответствии с которой устанавливалась охрана произведений от извращений, искажений и иных изменений, способных нанести ущерб чести или репутации автора) или субъективной (безоговорочно запрещающей любые изменения) .
--------------------------------
См.: Липцик Д. Указ. соч. С. 147.

Отечественное законодательство в процессе своего развития использовало обе эти концепции. Так, в ст. 480 ГК 1964 устанавливался запрет снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями. В пункте 1 ст. 15 Закона об авторском праве, напротив, вместо права на неприкосновенность произведения появилось право на защиту репутации автора, понимаемого как право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Объяснением такой замены служило буквальное следование тексту упомянутой ст. 6 bis Бернской конвенции.

Однако такое изменение шло вразрез с общепринятым доктринальным пониманием принципов охраны неприкосновенности произведения и практикой применения ст. 480 ГК 1964. Указание на ущерб чести и достоинству вносит некоторую двусмысленность при толковании рассматриваемого положения Закона об авторском праве. Как трактовать любое изменение названия произведения? С точки зрения общепринятых принципов регулирования - как нарушение личного неимущественного права по охране неприкосновенности произведения. С точки зрения буквального толкования рассматриваемой нормы - в зависимости от признания (или непризнания) данного факта как способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Это в равной мере относится и к другим частям произведения. Кроме того, возможны ситуации, когда внесенные изменения способствовали росту продаж экземпляров произведения и привлекли больший интерес публики. Это также не может рассматриваться в качестве достаточного основания для внесения подобных изменений. Главную роль при оценке пределов охраны неприкосновенности произведения должно играть усмотрение автора, его творческий замысел, а не "улучшение" произведения, увеличение объемов продаж и т.п. В этом смысле слова о способности "нанести ущерб чести и достоинству автора" становятся излишними, поскольку любое исправление или искажение произведения, против которого возражает автор, способно нанести ущерб его чести и достоинству.

Поэтому при разработке проекта части 4 ГК было восстановлено право на неприкосновенность произведения, не предполагающее усмотрения какого-либо лица относительно наличия или отсутствия ущерба чести и достоинству автора при внесении исправлений или искажений.

2. Творческий замысел автора - понятие тонкое. К его искажению может приводить не только непосредственное исправление произведения (сокращения, дополнения, переделка отдельных частей), но и снабжение произведения "сопутствующими" материалами, которые не затрагивают непосредственно его содержания, но способны изменить восприятие произведения. Поэтому в абз. 1 п. 1 ст. 1266 устанавливается запрет без согласия автора не только изменять, сокращать и дополнять, но и снабжать произведение при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

В случае нарушения своего права автор может требовать изъятия соответствующих экземпляров произведения, запрета на их распространение в измененном виде, а также осуществления иных действий, направленных на восстановление положения, существовавшего до нарушения его права. Но если помимо прочего внесенные изменения порочат честь, достоинство и деловую репутацию автора, он вправе предпринимать защиту своего права в соответствии со ст. 152 ГК (п. 2 комментируемой статьи).

При этом законом специально предусмотрена возможность требовать защиты чести и достоинства автора после его смерти любым заинтересованным лицом. Например, указанные иски вправе предъявить члены общества поклонников творчества известного автора.

3. После смерти автора ситуация, связанная с охраной неприкосновенности произведения, меняется. Право на неприкосновенность произведения прекратилось в момент смерти автора. Кроме того, невозможность снабдить произведение какими-либо авторскими материалами (авторским предисловием или послесловием) заставляет по-иному смотреть на охрану произведения. Поэтому закон предусматривает другие правила в отношении охраны его неприкосновенности.

Прежде всего, после смерти автора в случае законного его использования допускается снабжать произведение (при его использовании) иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или иными пояснениями, если при этом не наносится ущерб чести и достоинству автора .
--------------------------------
Данный вывод вытекает из систематического анализа положений п. п. 1 и 2 комментируемой статьи.

В отношении изменений, сокращений и дополнений в абз. 2 п. 1 ст. 1266 устанавливается, что обладатель исключительного права может разрешить их внесение только при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

Контроль за соблюдением правообладателем этих условий осуществляется лицами, указанными в п. 2 ст. 1267 ГК.

Хомякова Елена Сергеевна

Экскурс в сферу авторского права

В соответствии со ст. 1255 ГК РФ интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

Книги, музыка, песни, фильмы, фотографии, оригинальные сценарии и рекламные ролики, компьютерные программы — всё это является объектами авторского права. Полный перечень объектов авторских прав в зависимости от назначения и способа выражения определен в ст.1259 ГК РФ.

Авторское право на творческий продукт возникает в момент создания последнего. Поэтому законодательство РФ не предусматривает обязательного документального его оформления. Однако, нормативное урегулирование отношений в сфере авторских прав необходимо, так как позволяет авторам заниматься творческим трудом, беспрепятственно пользоваться, распоряжаться и получать доходы от созданных результатов творческой деятельности.

В России отношения в сфере авторских и смежных прав детально регламентированы в четвертой части ГК РФ.

Личные неимущественные и имущественные права автора

Автор обладает всеми права на свое произведение. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме. Автору принадлежат личные неимущественные и имущественные права на его творение. К личным неимущественным правам относятся:

  • право авторства
  • право автора на имя
  • право на неприкосновенность произведения
  • право на обнародование
  • право на вознаграждение за использование служебного произведения
  • право на отзыв
  • право следования
  • право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Личные неимущественные права характеризуются следующими особенностями:

  1. неотделимы от личности автора;
  2. возникают в силу факта создания произведения;
  3. осуществление таких прав не требует каких-либо формальностей или регистрации, за исключением регистрации авторского права на программу ЭВМ;
  4. принадлежат автору независимо от его имущественных прав;
  5. сохраняются за автором в случае уступки исключительных прав на использование произведения;
  6. право авторства и право на имя автора охраняются бессрочно.

Имущественные права автора носят исключительный характер и по своей природе могут отчуждаться, переходить по наследству, являться объектом гражданско-правовой сделки.

К имущественным (исключительным) правам автора относятся:

Автор является главным правообладателем. Однако, возможна передача автором исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности другому правообладателю. То есть, имущественные права на произведение могут принадлежать как его создателю, так и иному лицу.

Передача исключительных прав может быть осуществлена либо по договору отчуждения, либо по договору предоставления права пользования на различных условиях (исключительной или неисключительной лицензии).

Однако, в некоторых ситуациях автор может заранее отказаться от исключительных прав на произведение в пользу другой стороны. Например, при создании автором-работником служебного произведения.

Режим служебных произведений

Служебное произведение – произведение науки, литературы или искусства, созданное работником (автором) в пределах выполнения им своих трудовых обязанностей (ст.1295 ГК РФ).

Для придания произведению, созданному работником, статуса служебного необходимо наличие нескольких условий:

  1. наличие трудовых отношений между автором и работодателем;
  2. создание произведения должно являться частью трудовой функции работника;
  3. обязанность работника по созданию произведений, должна быть письменно закреплена в трудовом договоре (в должностной инструкции работника, ином локальном нормативном акте организации)

Авторские права на такие произведения принадлежат автору.

Исключительное право на служебное произведение, априори, принадлежит работодателю, если иное не предусмотрено трудовым договором или иным соглашением между автором и работодателем (п.2 ст.1295 ГК РФ).

На основании закона исключительное право на служебное произведение к работодателю переходит в объеме, как если бы стороны заключили договор на отчуждение исключительного права на произведение.

Работодатель вправе использовать служебное произведение/распорядиться своим исключительным правом одним из следующих способов:

Данный перечень не исчерпывающий. Работодатель вправе в иной форме и способом распорядиться своим правом.

Кроме предоставленных прав законом установлены обязанности работодателя и ответственность за их невыполнение:

  1. Работодатель обязан использовать служебное произведение или иным образом распорядиться своим исключительным правом в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение. Иначе исключительное право на служебное произведение возвращается к автору.
  2. Работодатель обязан выплачивать автору вознаграждение за служебное произведение, размер, условия и порядок которого определяются договором между ним и работником. В случае несогласования размера вознаграждения, условия или порядка его выплаты, спор между работником и работодателем разрешается судом.

Если исключительное право на основании п.2 ст.1295 ГК РФ принадлежит автору, то это влечет следующие правомочия сторон:

  • Автор имеет право использования служебного произведения любым способом, но за пределами, вытекающими из задания работодателя;
  • Работодатель имеет право использования служебного произведения в пределах служебного задания на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой автору вознаграждения;
  • Работодатель вправе обнародовать служебное произведение, если договором между ним и автором не предусмотрено иное;
  • Работодатель вправе указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование.

Таким образом, служебное произведение создает работник для использования его работодателем.

Сроки действия авторских прав и ответственность за их нарушение

Сроки действия авторских прав – это сроки, по истечении которых не требуется разрешения автора на копирование, опубликование или использование авторской работы каким-либо иным способом.

Срок действия личных неимущественных авторских прав бессрочен. Никто не вправе присваивать себе чужое имя

Исключительное авторское право, по общему правилу, действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Положения статьи 1280 ГК РФ предусматривают исключения из этого правила:

  • если произведение создано в соавторстве, исключительное право действует в течение всей жизни автора, пережившего других авторов и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти;
  • если произведение обнародовано анонимно/под псевдонимом, срок его действия истекает через 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования;
  • если произведение обнародовано после смерти автора, исключительное право действует в течение 70 лет после его смерти;
  • если автор был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права продлевается на 70 лет исчисляясь с 1 января года реабилитации автора;
  • если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права независимо от времени их создания дополнительно продлеваются на четыре года.

По истечении срока действия авторского права произведение считается перешедшим в общественное достояние. Авторское творение может свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения.

Однако, в период срока охраны, нарушение авторских прав влечет за собой привлечение виновного лица к ответственности.

В соответствии с нормами отраслей права ответственность за нарушение авторских прав подразделяется на административную, уголовную и гражданско-правовую.

  • Административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав предусмотрена ст. 7.12 КоАП РФ с наказанием в виде максимального административного штрафа до сорока тысяч рублей для юридических лиц с конфискацией продукцией.
  • Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав предусмотрена ст.146 УК РФ с линейкой наказания от штрафа в 200 т.р. до лишения свободы от 4 до 6 лет.
  • Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторского права предусмотрена четвертой частью ГК РФ и в зависимости от категории нарушенного права включает следующие способы защиты:
    • признание права автора (законного правообладателя);
    • пресечение действий, нарушающих право правообладателя;
    • изъятие у нарушителя материального носителя;
    • взыскание убытков, включая реальный ущерб и упущенную выгоду;
    • взыскание компенсации морального вреда;
    • взыскание специальной компенсации, размер которой варьируется с 10 000 руб. до 5 млн. руб. (ст.1301ГК РФ).

    Законодатель предусматривает ответственность за нарушение авторских прав, однако, автор сам должен активно пользоваться всеми доступными способами защищать свои права.

    Оформление авторского права

    Наиболее часто, подвергаются незаконному использованию объекты интеллектуальной деятельности:

    Объекты интеллектуальной деятельности

    • Произведения, выраженные в письменной, устной форме (в виде публикаций, публичного произнесения или иного публичного исполнения)
    • Произведения, выраженные в форме изображения (в т.ч. фотографии)
    • Произведения, выраженные в форме звуко- или видеозаписи (фильм, записанная песня, видеоролик)

    В целях защиты авторского права от плагиата, в целях доказательства первоисточника и первообладателя продукта творения можно воспользоваться одним из способов оформления авторских прав:

    Порядок регистрации авторского права на программу

    Официальная регистрация в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент) предусмотрена для некоторых объектов авторских прав, в числе которых программы для ЭВМ и базы данных. При этом такая регистрация носит заявительный характер. Законом предусмотрено два способа подачи заявки: электронная подача и подача почтовым отправлением. Срок регистрации программы ЭВМ и выдачи свидетельства составляет 62 рабочих дня.

    Процедура и документы, необходимые для подачи заявки на государственную регистрацию программы ЭВМ:

    Какие бы способы защиты автором не были выбраны, совершать их целесообразно до обнародования своего произведения.

    Читайте также: