Порядок списания похищенного имущества в вс рф

Обновлено: 25.05.2024

Харитонов С.С., кандидат юридических наук, профессор, полковник юстиции запаса.

В статье рассмотрены действия должностных лиц органов военного управления по списанию с учета пришедших в негодное состояние или утраченных материальных средств.

Ключевые слова: списание материальных средств, учет военного имущества, законность списания материальных средств.

Deregistration of those who lost their money or lost material means: the legality of decisions made

Kharitonov S.S., PhD in Law, Professor, Justice Colonel Stock.

The article discusses the actions of officials of the bodies of the military administration on the write-off from the account of the disrepair or lost material.

Key words: write-off of material resources, accounting of military property, legality of writing off material resources.

Соблюдение установленных ведомственными нормативными актами процедур списания с учета пришедших в негодное состояние или утраченных материальных средств является важным условием обеспечения учета и движения материальных средств в воинских частях. Нарушение алгоритма действий тех или иных командиров в указанном процессе приводит, в частности, к судебным спорам, что можно проиллюстрировать на одном из многочисленных, но недавнем по времени судебного разбирательства примере.

Командир воинской части оспорил бездействие начальника Управления финансового обеспечения (УФО) Минобороны России, связанное с исключением из книги учета утрат и недостач его воинской части записи о недостаче по вещевой службе, и просил обязать начальника УФО исключить запись о такой недостаче из названной книги.

В обоснование заявленных требований воинская часть пояснила, что провела все мероприятия, связанные со списанием с учета материальных средств, включая административное расследование и привлечение виновных лиц к ограниченной материальной ответственности. Вот только командир воинской части не выполнил требование о необходимости составления акта о списании ущерба и направления его в Контрольно-финансовую инспекцию Минобороны России и Правовой департамент Минобороны России для проведения его экспертизы.

В связи с несоблюдением командиром воинской части установленного порядка списания ущерба суд пришел к выводу о законности бездействия начальника УФО по вопросу исключения записи о недостаче из названной книги .

Правовые аспекты списания с учета пришедших в негодное состояние или утраченных материальных средств рассматривались в учебной литературе и научных публикациях . Однако принятие новых нормативных актов по указанным вопросам позволяет вновь обратиться к этой теме.

Корякин В.М. Военная администрация: Учеб. М., 2012. 400 с.; Тараненко В.В. Юридический справочник военнослужащего по тыловым вопросам. М., 2007. 208 с.
Криштопа М.В. Подготовка и представление документов на списание утраченного военного имущества по инспекторскому свидетельству: практические рекомендации // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 3; Копытов А.В. Порядок списания утраченных материальных и денежных средств по инспекторским свидетельствам // Там же. 2001. N 3; и др.

Итак, рассмотрим ведомственные документы, регулирующие правовые аспекты списания с учета материальных средств в войсках. Основные из них были приняты в 2013 г., и к ним относятся Приказы Министра обороны Российской Федерации: от 15 апреля 2013 г. N 300дсп "Об утверждении Руководства по учету вооружения, военной, специальной техники и иных материальных ценностей в Вооруженных Силах Российской Федерации"; от 28 марта 2013 г. N 222дсп "Об утверждении Порядка списания с учета вооружения, военной техники и других материальных средств в Вооруженных Силах Российской Федерации" (за прошедшее время в этот Приказ внесено более десяти изменений); от 26 октября 2013 г. N 775дсп "Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по списанию с учета сумм ущерба" .

Согласно установленным предписаниям имущество, выбывшее из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения (недостающее имущество, в том числе превышающее нормы естественной убыли, независимо от его назначения, источников поступления и способов приобретения), списывается с учета воинской части на основании приказа командира воинской части, в котором обязательно указываются решение о списании имущества и сумма ущерба.

В целях подготовки и принятия решения о списании материальных ценностей воинской частью создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения, положение о которой и ее состав утверждаются приказом командира воинской части.

Срок рассмотрения комиссией представленных ей документов не должен превышать 14 дней.

Основная задача комиссии - подготовить акты о списании в необходимом количестве экземпляров. Акты о списании утверждаются командиром воинской части.

В актах о списании указывается стоимость списываемых материальных средств. Соответственно командиры в зависимости от занимаемой должности могут согласовать и утвердить акты на разные суммы, и очевидно, что чем выше должность, тем больше сумма.

Так, с командиром соединения необходимо согласовывать акты о списании материальных ценностей стоимостью до 100 тыс. руб., с командующими армиями - до 2 млн руб., с командующими войсками военных округов - до 5 млн руб., с главнокомандующими видами Вооруженных Сил - до 10 млн руб., а с заместителями Министра обороны Российской Федерации - свыше 10 млн руб.

Акты о списании материальных ценностей, выбывших из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели и уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления их места нахождения, утверждаются командиром воинской части самостоятельно (без согласования), а сумма ущерба отражается в соответствующих регистрах учета.

При утверждении командиром воинской части актов о списании, не подлежащих согласованию, начальником довольствующего органа дается заключение посредством заполнения соответствующего реквизита акта о списании.

После утверждения командиром воинской части по одному экземпляру акта о списании направляются в довольствующий и финансовые органы.

Другим важным условием обеспечения учета и движения материальных средств в воинских частях является списание с учета сумм ущерба, причиненного в результате недостачи, хищения, утраты, уничтожения, повреждения, других действий (бездействия) с имуществом.

Командир воинской части при обнаружении ущерба обязан немедленно:

  • назначить административное расследование для установления причин возникновения ущерба, его размера и виновных лиц. Порядок проведения данного расследования установлен разд. V Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 декабря 2015 г. N 717;
  • по факту образования ущерба доложить вышестоящему командованию и проинформировать довольствующие органы.

Как указывалось выше, имущество, выбывшее из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения, списывается с учета воинской части на основании приказа командира воинской части, в котором обязательно указываются решение о списании имущества и сумма ущерба.

Решение о списании с учета сумм ущерба воинской частью готовит и принимает постоянно действующая комиссия, положение о которой и ее состав утверждает командир воинской части.

Списание ущерба во всех случаях производится на всю сумму одним актом о списании ущерба.

Акт о списании ущерба оформляется не менее чем в четырех экземплярах, из которых первый после его утверждения остается в воинской части, второй с прилагаемыми к нему документами передается в финансовый орган для отражения списания суммы ущерба в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учета, третий и последующие направляются вышестоящему командованию, в довольствующие и иные заинтересованные органы.

Акт о списании ущерба утверждается командиром воинской части только после проведения экспертизы и при наличии положительного заключения по ее результатам.

Проведение экспертизы осуществляется Контрольно-финансовой инспекцией Минобороны России и Правовым департаментом Минобороны России при списании сумм ущерба свыше 7,0 млн руб. либо их региональными управлениями при списании сумм ущерба до 7,0 млн руб.

При направлении акта о списании ущерба для проведения экспертизы в сопроводительном письме, подписываемом командиром воинской части, приводится обоснование необходимости списания суммы ущерба с раскрытием информации о проделанной работе по установлению виновных лиц и возмещению ущерба за их счет.

К сопроводительному письму прилагаются:

  • акт о списании ущерба;
  • копии материалов административного расследования (контрольного мероприятия, ревизии, проверки, дознания) и выписка из приказа командира воинской части о его результатах;
  • выписка из приказа командира воинской части о назначении комиссии по списанию ущерба;
  • копия акта о списании имущества;
  • выписка из книги учета недостач, подписанная командиром воинской части и начальником финансового органа и заверенная печатью воинской части.

В зависимости от обстоятельств причинения ущерба, кроме перечисленных, к сопроводительному письму дополнительно могут быть приложены иные документы, например: копии процессуальных решений следственных и (или) судебных органов, справка о частичном возмещении ущерба за счет виновных лиц и т.д.

Вначале сопроводительное письмо с приложением необходимых документов направляется на финансовую экспертизу, а при ее положительном заключении - на правовую.

Срок проведения правовой и финансовой экспертиз не должен превышать 15 рабочих дней отдельно для каждой из них.

Положительные заключения финансовой и правовой экспертиз позволяют списать ущерб за счет федерального бюджета, акт о списании ущерба утверждается командиром воинской части и направляется в финансовый орган, на обслуживании которого состоит воинская часть.

Изложенный выше алгоритм действий должностных лиц органов военного управления, с одной стороны, схематичен, но, с другой стороны, показывает основные обязательные процедуры, без выполнения которых нельзя в итоге быть уверенным в законности списания с учета пришедших в негодное состояние или утраченных материальных средств.

Библиографический список

  1. Корякин В.М. Военная администрация: Учеб. М.: Российская академия правосудия, 2012. 400 с.
  2. Тараненко В.В. Юридический справочник военнослужащего по тыловым вопросам. М.: За права военнослужащих, 2007. 208 с.
  3. Криштопа М.В. Подготовка и представление документов на списание утраченного военного имущества по инспекторскому свидетельству: практические рекомендации // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 3.
  4. Копытов А.В. Порядок списания утраченных материальных и денежных средств по инспекторским свидетельствам // Право в Вооруженных Силах. 2001. N 3.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Каковы особенности списания объектов основных средств при несоответствии критериям признания их активами у автономных учреждений? Списание какого имущества необходимо согласовывать АУ с учредителем? Какие документы необходимо оформить? Как отразить в бухгалтерском учете АУ данные операции?

передача в порядке, предусмотренном законодательством РФ, объекта имущества другому государственному (муниципальному) учреждению, органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления (муниципальному органу), государственному (муниципальному) предприятию;

возврат объекта учета финансовой аренды при прекращении права пользования и (или) владения без выкупа объекта;

включение объекта имущества в состав государственной части (негосударственной части – по объектам муниципальной собственности) Музейного фонда РФ, Архивного фонда РФ или национального библиотечного фонда;

передача в результате продажи (дарения);

иные основания, предусматривающие в соответствии с законодательством РФ прекращение права оперативного управления имуществом.

Комплекс действий учреждения при принятии решения о выбытии (списании) имущества (в том числе оформление необходимых документов, отражение операций в бухгалтерском учете) в каждом из перечисленных случаев различается.

Далее рассмотрим порядок списания с учета объектов ОС, которые не соответствуют критериям признания их активами, в случаях, когда имущество:

1) непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;

2) выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.

Комплекс действий при списании объектов ОС

Как правило, автономные учреждения при списании имущества с бухгалтерского учета руководствуются своей учетной политикой и нормативными правовыми актами учредителя (собственника имущества), в которых установлен порядок списания (согласования списания) государственного (муниципального) имущества.

В отношении федерального имущества Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 утверждено Положение об особенностях списания федерального имущества (далее – Положение № 834).

Поскольку принципы списания федерального имущества, имущества субъектов РФ (муниципального имущества) аналогичны, далее будем опираться на нормы указанного положения.

Для справки: Положение № 834 не распространяется:

а) на федеральное имущество, изъятое из оборота;

б) на музейные предметы и коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ, а также документы, включенные в Архивный фонд РФ и (или) Национальный библиотечный фонд;

в) на федеральное имущество, расположенное за пределами РФ.

Принятие решения о списании

Решение о списании федерального имущества принимается (п. 4 Положения № 834):

а) в отношении движимого имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением собственником либо приобретенного учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение имущества, – учреждением самостоятельно;

б) в отношении недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением собственником либо приобретенного за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение такого имущества, – учреждением по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится.

С целью подготовки принятия решения о списании федерального имущества нужно осуществить ряд мероприятий, выполнение которых возлагается на созданную в учреждении постоянно действующую комиссию по поступлению и выбытию нефинансовых активов (далее – комиссия).

Комиссия осуществляет следующие полномочия (п. 6 Положения № 834):

осматривает имущество, подлежащее списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;

принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от имущества;

устанавливает причины списания имущества, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания имущества;

подготавливает акт о списании имущества в зависимости от вида списываемого имущества по установленной форме и формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится автономное учреждение.

Для справки: положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом руководителя учреждения, которым на комиссию также могут быть возложены дополнительные полномочия, направленные на обеспечение использования имущества по целевому назначению, в том числе при проведении инвентаризации, а также при своевременной подготовке и принятии решений о списании имущества (п. 7 Положения № 834).

Комиссия правомочна проводить заседания по мере необходимости при наличии кворума, который составляет не менее двух третей членов состава комиссии. При этом срок рассмотрения представленных ей документов не должен превышать 14 дней (п. 7 Положения № 834).

Подготовка документов, необходимых для согласования списания ОС

Перечень документов, необходимых для согласования списания имущества, находящегося в оперативном управлении автономного учреждения, утверждается федеральным органом исполнительной власти, органом власти субъекта РФ, муниципальным органом власти, в ведении которого оно находится.

В качестве примера приведем перечень документов, необходимых для принятия решения о согласовании списания федерального имущества, утвержденный Приказом Минспорта РФ от 28.12.2015 № 1250 в части особо ценного движимого имущества:

1. Сопроводительное письмо с указанием прилагаемых документов и причин списания особо ценного движимого имущества, подписанное руководителем и главным бухгалтером учреждения.

2. Перечень особо ценного движимого имущества, решение о списании которого подлежит согласованию. В перечне указываются:

номер по порядку;

наименование объекта учета;

год ввода в эксплуатацию (год выпуска);

балансовая и остаточная стоимость объекта учета на момент принятия решения о списании;

срок полезного использования и срок фактического использования объекта учета на момент принятия решения о его списании.

3. Копия приказа учреждения о создании постоянно действующей комиссии, на которую возложены полномочия по подготовке и принятию решений о списании имущества, с приложением положения о данной комиссии и сведений о ее составе, утвержденного приказом руководителя.

4. Копия протокола заседания комиссии о списании имущества.

5. Оригинал акта о списании имущества.

6. Инвентарные карточки учета предлагаемого к списанию имущества.

7. Техническое заключение о состоянии объекта имущества независимого эксперта с приложением копий документов, подтверждающих его полномочия по осуществлению соответствующей деятельности на территории РФ.

8. При списании транспортных средств дополнительно представляются:

копия паспорта транспортного средства;

копия свидетельства о регистрации транспортного средства;

акт о техническом состоянии транспортного средства;

копия отчета об оценке рыночной стоимости транспортного средства с фотоматериалами, произведенной не ранее чем за три месяца до представления его учредителю.

9. При списании транспортного средства, выбывшего вследствие аварии, дорожно-транспортного происшествия, дополнительно прилагаются:

акт об аварии или дорожно-транспортном происшествии, выданный уполномоченным органом;

документы о регистрации аварии или дорожно-транспортного происшествия, выданные уполномоченным органом;

справка о размере нанесенного ущерба, составленная учреждением;

постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о прекращении уголовного дела или иные документы, подтверждающие принятие мер по защите интересов или возмещению причиненного ущерба;

постановление об административном правонарушении;

приказ о принятии мер в отношении виновных лиц, допустивших повреждение транспортного средства.

В отношении недвижимого имущества указанным приказом Минспорта утвержден отдельный перечень документов, необходимых для согласования списания недвижимости.

Оформление акта о списании ОС

При принятии комиссией решения о списании объектов основных средств оформляются следующие первичные документы (Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н):

акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104);

акт о списании транспортного средства (ф. 0504105);

акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144).

Для справки: выбытие объектов основных средств в случаях их продажи, безвозмездной передачи и иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, оформляется актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).

Оформленный комиссией акт о списании имущества утверждается руководителем в следующем порядке (п. 10 Положения № 834):

в отношении недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного учреждением за счет средств, выделенных его учредителем, – после согласования с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение;

в отношении иного движимого имущества – самостоятельно.

Реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании (демонтаж, утилизация), и отражение в учете выбытия объекта ОС не допускаются до утверждения в установленном порядке акта о списании (п. 11 Положения № 834, п. 52 Инструкции № 157н).

Отражение в бухгалтерском учете операций по списанию ОС

В бухгалтерском учете списание инвентарных объектов ОС (в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 10 000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом счете 21) отражается на основании решения комиссии, оформленного в установленном порядке соответствующим актом (формы приведены выше), и при наличии согласования собственника (в вышеуказанных случаях).

Одновременно со списанием с балансового учета стоимости объектов основных средств вследствие их выбытия подлежит списанию сумма накопленных по этим объектам амортизационных отчислений, а также убытков от обесценения (при наличии) (п. 52 Инструкции № 157н).

Учет операций по выбытию объектов ОС ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (п. 55 Инструкции № 157н).

При списании объектов ОС с балансового учета необходимо учитывать следующее.

Порядок списания объектов ОС с забалансового счета 02 после демонтажа, утилизации (в том числе формы первичных учетных документов, подтверждающих проведение указанных мероприятий) целесообразно предусмотреть в учетной политике учреждения.

В случае списания ОС вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения (при хищении), такие объекты не отражаются на забалансовом счете 02.

  • персональный компьютер, пришедший в негодность по причине морального износа (балансовая стоимость – 45 000 руб., начисленная амортизация в размере 100 %);

  • письменные столы (5 шт.), пришедшие в негодность по причине физического износа (числящиеся на забалансовом счете 21), стоимостью 3 000 руб. за единицу;

В заключение необходимо отметить, что сведения о выбытии с учета имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, подлежат передаче в соответствующие органы исполнительной власти, на которые возложены полномочия по управлению таким имуществом (в том числе ведению реестра федерального, государственного, муниципального имущества).

В отношении федерального имущества такие полномочия возложены на Росимущество. Положение об учете федерального имущества утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 (далее – Положение № 447).

В пункте 13 Положения № 834 отмечено, что после завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании, утвержденным руководителем АУ, документы, представление которых предусмотрено Положением № 447, в месячный срок направляются учреждением в Росимущество для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества (если иное не установлено актами Правительства РФ).

а) запись о прекращении права собственности РФ на имущество по установленной форме (приложение 3 к Положению № 447) для исключения сведений из карты сведений об объекте учета. Если прекращение права собственности РФ на имущество влечет исключение сведений из других карт сведений об объекте учета, то лицо, которому оно принадлежало на вещном праве, направляет запись в отношении каждой из них;

б) документ, подтверждающий прекращение права собственности РФ на имущество или государственную регистрацию прекращения указанного права, если им является недвижимое имущество.

При подготовке указанных документов рекомендуем уточнить сроки их представления непосредственно в территориальном органе Росимущества по месту регистрации учреждения.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

Начальник Главного управления
тылового обеспечения,
генерал-майор
таможенной службы
В.Ф.Лагирев

Рекомендации о порядке списания с учета пришедшего в негодное состояние или утраченного имущества гражданской обороны

I. Общие положения

1. Настоящие Рекомендации определяют условия списания с учета предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности (далее - организаций) пришедшего в негодное состояние или утраченного имущества гражданской обороны, состав, порядок создания и работы комиссии по его списанию, а также требования к оформлению, согласованию и утверждению документации по списанию.

2. Списание имущества гражданской обороны (далее - имущество), пришедшего в негодное состояние по истечении установленных сроков службы (годности*, выработки технического ресурса), производится по акту технического состояния, а списание преждевременно пришедшего в негодное состояние или утраченного имущества производится по инспекторским свидетельствам.

* В данном случае к имуществу гражданской обороны относятся: средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, фильтровентиляция регенерации воздуха для защитных сооружений гражданской обороны, индикаторные трубки, приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, комплекты специальной обработки, дегазирующие и дезактивирующие вещества (растворы), метеокомплекты и другие средства защиты, находящиеся в запасе организаций.

3. Федеральным органам исполнительной власти разрешается, применительно к настоящим Рекомендациям и специфике отрасли, разрабатывать и вводить в действие ведомственные инструкции о порядке списания с учета пришедшего в негодное состояние или утраченного имущества гражданской обороны.

II. Порядок списания имущества по актам технического (качественного) состояния

4. По актам технического (качественного) состояния списывается состоящее на учете организаций имущество, пришедшее в негодное состояние:

по истечении назначенных ресурсов (сроков службы) до планового ремонта, списания и сроков хранения, указанных в Приложении N 1 к настоящим Рекомендациям, если оно по своему техническому состоянию не может быть отремонтировано и использовано по прямому предназначению;

в процессе испытаний и проверок.

Недостача имущества, в пределах естественной убыли, относится на издержки производства или обращения организации.

5. Определение технического состояния подлежащего списанию имущества и составление актов на его списание производится комиссиями, назначаемыми приказами руководителей организаций.

В состав комиссий необходимо включать:

1) лиц, на которых возложена ответственность за сохранность имущества;

2) начальника штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям организации (работника гражданской обороны);

3) работника финансового органа организации;

4) специалистов из обслуживающего персонала защитных сооружений гражданской обороны и других должностных лиц организаций.

При необходимости в состав комиссий может включаться представитель органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органах самоуправления (далее - орган управления по делам ГОЧС).

6. Комиссии при определении технического состояния имущества:

1) производят непосредственный осмотр изделий, подлежащих списанию, используя при этом необходимую техническую документацию (паспорта на изделие, заключения ремонтных и проверочных органов о техническом состоянии имущества), данные бухгалтерского учета и другие материалы;

2) устанавливать степень износа имущества и целесообразность его списания;

3) устанавливают продолжительность нахождения списываемого имущества в эксплуатации или на хранении;

4) определяют возможность использования отдельного оборудования, узлов и материалов списываемого имущества.

7. По результатам проверки комиссия составляет акт технического (качественного) состояния имущества по форме, указанной в Приложении N 2 к настоящим Рекомендациям.

К акту о списании средств индивидуальной защиты, фильтровентиляции и регенерации воздуха и дозиметрических приборов прилагаются свидетельства ремонтного (поверочного) органа, подтверждающие непригодность изделий для использования по предназначению по результатам лабораторных испытаний и проверок.

Лабораторные испытания и проверка имущества проводятся в сроки, указанные в Приложении N 3 к настоящим Рекомендациям.

8. Первоначальная стоимость имущества, подлежащего списанию по актам технического состояния, определяется комиссией на основании действующих на день составления акта среднерыночных цен.

9. Подписанный председателем и членами комиссии акт о списании пришедших в негодность средств фильтровентиляции и регенерации воздуха и прилагаемые к нему документы представляются организацией на согласование в орган управления по делам ГОЧС субъекта Российской Федерации.

Акты о списании остальных видов имущества согласовываются с органами управления по делам ГОЧС городов, районов.

10. Согласованный акт о списании имущества представляется председателем комиссии на утверждение руководителю организации.

11. Утвержденный акт является основанием для списания с учета организации указанного в нем имущества и оформления на оприходование полученных от разработки изделий, деталей и материалов.

III. Порядок списания имущества по инспекторским свидетельствам

12. Имущество, утраченное в результате недостач, хищений, незаконного или сверхнормативного расходования, уничтожения, порчи и стихийных бедствий, а также преждевременно выведенное из строя, списывается с книг (карточек) учета на основании приказа руководителя организации и записывается в книгу учета утрат материальных средств и книгу учета недостач.

13. Основанием для списания утраченного имущества с книги учета материальных средств, а ущерба с книги учета недостач является инспекторское свидетельство, выданное руководителем организации.

14. Инспекторские свидетельства составляются по форме, указанной в Приложении N 4 к настоящим Рекомендациям, и выдаются в случаях:

утраты (порчи) имущества в результате стихийных бедствий, катастроф, пожаров, аварий;

отсутствия основания для привлечения к материальной ответственности должностных и других лиц;

приведения в негодное состояние имущества при выполнении в чрезвычайных ситуациях аварийно-спасательных работ в зонах радиоактивного, химического и биологического заражения (загрязнения);

если сумма ущерба, причиненного повреждением или утратой имущества, превышает сумму, определенную судебными органами к взысканию с виновного, или превышает сумму начета, который по закону возможно наложить на виновного в административном порядке;

отсутствия чьей-либо вины в причинении ущерба по результатам административного расследования, дознания или арбитражного суда.

15. Размер причиненного ущерба определяется с учетом износа (старения) имущества на момент его утраты или порчи.

16. Стоимость имущества, подлежащего списанию по инспекторскому свидетельству, определяется комиссиями на основании цен, действующих на день выявления утрат материальных средств.

17. Ущерб, причиненный утратой или порчей имущества по вине персонала организации, подлежит возмещению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

18. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организаций, а у бюджетной организации - на уменьшение финансирования (фондов) (Федеральный закон от 21.11.96 "О бухгалтерском учете", ст.12, п.3б).

19. Для получения инспекторских свидетельств на списание имущества руководитель соответствующей службы организации должен представить руководителю организации ходатайство с приложенными к нему документами, обосновывающими необходимость списания материальных ценностей:

материалы административного расследования (дознания, ревизии, проверки) и копию приказа об их результатах;

оформленные паспорта (формуляры) на изделия или карточки-заместители на них;

заключения ремонтных (проверочных) органов, подтверждающие непригодность изделий для использования по предназначению;

расчет остаточной стоимости имущества, подлежащего списанию, подписанный руководителем финансового органа организации.

Кроме того, при необходимости, к ходатайству могут прилагаться:

копия решения судебного органа (государственного арбитража) или постановления следственного органа по фактам утрат материальных ценностей;

заверенные выписки из актов ревизий или проверок;

справка о частном возмещении ущерба за счет виновных лиц и другие документы;

копия акта аварии или стихийного бедствия, подписанного представителем комиссии по чрезвычайным ситуациям и утвержденного руководителем исполнительного органа власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

20. Ходатайство о выдаче инспекторского свидетельства с предлагаемыми документами представляется руководителю организации не позднее 15 дней после завершения административного расследования (дознания) или поступления в организацию постановления от судебного (следственного) органа.

21. Рассмотрение ходатайства и принятие решения о выдаче инспекторского свидетельства осуществляется руководителем организации в полуторамесячный срок со дня поступления ходатайства.

22. Инспекторские свидетельства в организации нумеруются в порядке их учета по журналу регистрации выдачи инспекторских свидетельств.

23. Журнал регистрации выдачи инспекторских свидетельств ведется начальником финансового органа организации по установленной форме (Приложение N 5 к настоящим Рекомендациям).

Начальник Департамента
мероприятий защиты населения
и территорий МЧС России
М.Дзыбов

Назначенные ресурсы (сроки службы) до планового ремонта, списания и сроки хранения имущества гражданской обороны

Читайте также: