Перепрофилирование муниципального имущества это

Обновлено: 18.05.2024

Коллеги ввели в сомнение по поводу того, что требование 131-ФЗ:

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленным в частях 2 и 3 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению.

не распространяются на акции, которыми владеет администрация города, поскольку они обезличены. И администрация вправе их преобретать в целях поплнения бюджета за счет дивидендов.

Так ли это? Я считаю, что акции как и иное имущество, не предназначенное для осуществления соответствующих полномочий подлежит отчуждению.

Коллеги ввели в сомнение по поводу того, что требование 131-ФЗ:
. не распространяются на акции, которыми владеет администрация города, поскольку они обезличены. И администрация вправе их преобретать в целях поплнения бюджета за счет дивидендов.

Так ли это? Я считаю, что акции как и иное имущество, не предназначенное для осуществления соответствующих полномочий подлежит отчуждению.

Не подлежит. Ст.42 Бюджетного Кодекса РФ; пп.5) ч.2 ст.23.1 его же.
Полномочие - самое первое в перечне вопросов местного значения МО, независимо от вида.

Перун, надеюсь, Вас правильно поняла. Акции приносят доход в бюджет, а по 131-ФЗ формирование, утверждение и исполнение бюджета - главное полномочие. Отсюда, такое имущество, как акции не подлежат отчуждению поскольку используются при решении вопросов местного значения.

Не подлежит. Ст.42 Бюджетного Кодекса РФ; пп.5) ч.2 ст.23.1 его же.
Полномочие - самое первое в перечне вопросов местного значения МО, независимо от вида.

ИМХО, несколько спорная и расширительная позиция. Следуя Вашей логике, муниципалитет может иметь в собственности любое имущество, сдевать его в аренду и получать доход (например, помещения и т.д.). На практике эе прокуратура требует отчуждения такого непрофильного имущества.

Согласен с Иван С.. ИМХО приобретение акций - инвестиция, и отталкиваться следует от ст.80 БК и ФЗ об инвестиц. в форме кап.вложений.

Перун

Не подлежит. Ст.42 Бюджетного Кодекса РФ; пп.5) ч.2 ст.23.1 его же.
Полномочие - самое первое в перечне вопросов местного значения МО, независимо от вида.

Следуя Вашей логике, муниципалитет может иметь в собственности любое имущество, сдевать его в аренду и получать доход (например, помещения и т.д.).

Совершенно верно, но тут есть три аспекта:
1. Практически любое имущество, кроме акций, для своего содержания требует расходов, а вот доходы приносит далеко не всегда. У муниципалитетов есть достаточно имущества, которое в аренду не сдашь, а содержать не на что.
2. Если имущество, сданное в аренду, приносит приличный доход в бюджет, а стоимость отчуждения не перекрывает арендной платы в среднесрочной перспективе, то надо доказывать, что оно необходимо для формирования дохолной части бюджета.
3. способ "отстойника": принимается муниципальная программа развития, например, культуры лет на 15-20, куда вносится необходимость реконструкции "нужного" здания под соответствующие нужды лет эдак через пять. В разделе "Источник финансирования" пишется: "бюджет субъекта федерации". Но, чтобы там получить финансирование много чего надо - и проектно-сметную документацию, и включение в соответствующую программу субъекта федерации, так что это вопрос условный.
А прокуратуре заявляется: "Нам отчуждать здание? Да Вы что, оно нам через пять лет понадобится, Его что потом у собственника выкупать в несколько раз дороже?, Да еще он заделает там чего-то, что для перестройки нужно раза в 3 денег больше, чем при теперешнем состоянии. " Что прокуратуре делать? - не в суд же идти.

На практике эе прокуратура требует отчуждения такого непрофильного имущества.

Такая у нее работа..А Вы, что всегда выполняете требования прокуратуры?
Для убеждения прокуратуры в данных вопросах очень хорошо помогают финансово-экономические аргументы (так как, "не рубят" они в этом) представительный орган надо подключать к этому делу.

. К тому же, Бюджетный кодекс не определяет перечень имущества, которое может находится в собственности у муниципалитета, т.ч. ссылки на него некорректны. . а, например, прикупить себе акций Газпрома - не может.

Видите, как бывает: Бюджетный Кодекс запрещает купить акции акции Газпрома, хотя перечня муниципального имущества не содержит. Чудеса!

Перун, надеюсь, Вас правильно поняла. Акции приносят доход в бюджет, а по 131-ФЗ формирование, утверждение и исполнение бюджета - главное полномочие. Отсюда, такое имущество, как акции не подлежат отчуждению поскольку используются при решении вопросов местного значения.

1. Практически любое имущество, кроме акций, для своего содержания требует расходов, а вот доходы приносит далеко не всегда. У муниципалитетов есть достаточно имущества, которое в аренду не сдашь, а содержать не на что.

Этот аргумент я не понял.

2. Если имущество, сданное в аренду, приносит приличный доход в бюджет, а стоимость отчуждения не перекрывает арендной платы в среднесрочной перспективе, то надо доказывать, что оно необходимо для формирования дохолной части бюджета.

Это очень спорно. Фактически это означает, что муниципалитет может заниматься коммерческой деятельностью обосновывая это необходимостью формировать бюджет. Вместе с тем, ФЗ-131 направлен на запрет такого действия.

3. способ "отстойника": принимается муниципальная программа развития, например, культуры лет на 15-20, куда вносится необходимость реконструкции "нужного" здания под соответствующие нужды лет эдак через пять. В разделе "Источник финансирования" пишется: "бюджет субъекта федерации". Но, чтобы там получить финансирование много чего надо - и проектно-сметную документацию, и включение в соответствующую программу субъекта федерации, так что это вопрос условный.

Это, наверное, вариант, но в случае с акциями он не сработает.

Что прокуратуре делать? - не в суд же идти.

Да, есть случаи, когда они идут в суд.

Такая у нее работа..А Вы, что всегда выполняете требования прокуратуры?

Если имущество, сданное в аренду, приносит приличный доход в бюджет, а стоимость отчуждения не перекрывает арендной платы в среднесрочной перспективе, то надо доказывать, что оно необходимо для формирования дохолной части бюджета.


а если муниципалитет имеет акции в обществе, основной вид деятельности которого производство алкогольной продукции? понятно, что доход не маленький, но вид деятельности непрофильный.

а если муниципалитет имеет акции в обществе, основной вид деятельности которого производство алкогольной продукции? понятно, что доход не маленький, но вид деятельности непрофильный.

Очень-очень сомневаюсь, что Вы сможете доказать прокуратуре или суду, что это имущество необходимо Вам для решения вопросов местного значения!

Очень-очень сомневаюсь, что Вы сможете доказать прокуратуре или суду, что это имущество необходимо Вам для решения вопросов местного значения!

Если имущество, сданное в аренду, приносит приличный доход в бюджет, а стоимость отчуждения не перекрывает арендной платы в среднесрочной перспективе, то надо доказывать, что оно необходимо для формирования дохолной части бюджета.


а если муниципалитет имеет акции в обществе, основной вид деятельности которого производство алкогольной продукции? понятно, что доход не маленький, но вид деятельности непрофильный.

Вид деятельности кого?
Вот Иван С. сказал очень неплохие слова:

Фактически это означает, что муниципалитет может заниматься коммерческой деятельностью обосновывая это необходимостью формировать бюджет. Вместе с тем, ФЗ-131 направлен на запрет такого действия.

Кроме того, если внимательно читать 50 статью 131-ФЗ:
"Статья 50. Муниципальное имущество
1. В собственности муниципальных образований может находиться:
1) указанное в частях 2 - 4 настоящей статьи имущество , предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;"
А в ч. 2-4 имущество, для "формирования бюджета" не указано.

Перун

Тут Вы не правы. Коммерческая деятельность не может сводиться исключительно к управлению обществом. Даже если вы стали акционером /сдали дом в аренду/купили свечной заводик - ничего не делаете, а лежите на пляже в Маями и пьете виски с колой, а всем рулит управляющий - вы все равно занимаетесь коммерческой деятельностью.

Есть еще один аргумент:согласно ст.143 ГК РФ акция относится к ценным бумагам. Финансовые органы при исполнении бюджетов используют, и векселя, и чеки, и у прокуратуры не возникает никаких вопросов, что делают эти ценные бумаги в бюджетном процессе

Акции и чеки - это совершенно разные ценные бумаги - никакая "аналогия" тут не применима.

И вот наша управделами, году эдак в 2004-2005 была на семинаре, который проводили разработчики закона. И там задавался вопрос о том, что делать с тем имуществом, которое приносит доход, но его нельзя отнести к имуществу, предназначеному для решения вопросов местного значения. Разработчики ответили, что они подразумевали, чтобы муниципалитеты избавились от убыточного непрофильного имущества, а в отношении доходного имущества сказали: "Находите способы оставлять его на балансе муниципалитетов". Конечно, присутствующие в перерыве обменивались мнениями, типа: "Ага, им легко сказать, а ты потом докажи прокуратуре, что разработчики имели ввиду."

Ну, это все слова. Что они там думали, когда писали закон - никому не ведомо, он с тех пор уже изменился 30 раз.

Мы делаем сложные дела простыми. Опыт адвокатов более 8 лет. 96% успешных дел!

Чем мы можем Вам помочь?


Право государственной и муниципальной (публичной) собственности


Субъекты права публичной собственности

Особенностями правового положения государства и других субъ- ектов публичной собственности являются, во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности2; во-вторых, осуществление ими этого права в публичных (общественных) интересах.

Публичная собственность в соответствии с российским законо- дательством имеет две разновидности – государственную и муници- пальную собственность. Право государственной собственности харак- теризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляю- щего федеральную собственность) и ее субъекты – республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собствен- ность) (п. 3 ст. 214 ГК).
Муниципальная собственность относится к публичной, ибо муни- ципальные образования, не будучи государственными образованиями, тем не менее приобретают особый, публично-правовой статус. Поэто му их положение как собственников строится по модели государственной собственности. Субъектами права муниципальной собственности в п. 1 ст. 215 ГК объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом.

Стороной конкретных правоотношений собственности юридиче- ски является именно государство или иное публично-правовое об- разование, а не его орган (последний может стать самостоятельным участником гражданских правоотношений только в качестве юриди- ческого лица – учреждения, не являющегося собственником своего имущества).

Объекты права публичной собственности

Российская Федерация и ее субъекты могут быть собственниками любого имущества, в том числе изъятого из оборота или ограниченного в обороте (ст. 129 ГК). Фактически субъекты РФ в настоящее время яв- ляются собственниками лишь отдельных видов изъятого из оборота иму- щества. Муниципальные же образования могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества только по специальному указанию закона и не вправе иметь в собственности вещи, изъятые из оборота.
Объекты публичной собственности распределяются между Рос- сийской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образова- ниями как самостоятельными собственниками принадлежащего им имущества. Порядок отнесения государственного имущества к феде- ральной собственности и к собственности субъектов РФ должен уста- навливаться специальным законом (п. 5 ст. 214 ГК). Применительно к земельным участкам этот вопрос решается ст. 16–19 ЗК1.

Если же объекты государственной собственности прямо не упомя- нуты ни в одном из приложений к названному постановлению, они пе- редаются в собственность соответствующих субъектов РФ после спе- циального обращения по этому поводу их высших органов (а до этого момента считаются находящимися в федеральной собственности).

Таким образом, имущество, составляющее собственность субъектов РФ, образуется за счет федерального имущества в случаях его прямой передачи (отчуждения) от Российской Федерации в собственность ее со- ответствующего субъекта. Такая передача неоднократно имела место на протяжении 90-х гг. по специальным постановлениям Правительства РФ. В свою очередь субъект РФ вправе передавать находящиеся в его собственности объекты в муниципальную собственность. Такого рода передача осуществляется безвозмездно, будучи публично-правовым ак- том распоряжения государственным собственником своим имуществом. В дальнейшем же, после завершения разграничения публичной собст- венности, отчуждение публичного имущества, в том числе в пользу дру- гих публичных собственников, возможно только на гражданско-право- вых (чаще всего – договорных) началах, ибо имущественные отноше- ния равноправных собственников, в том числе публичных, составляют предмет гражданско-правового регулирования (п. 1 ст. 2 ГК)1.

К числу вещей, составляющих объект исключительно федеральной собственности, по действующему законодательству относятся ресур- сы континентального шельфа, территориальных вод и морской эко- номической зоны Российской Федерации, некоторые особо охраняе- мые природные объекты (в том числе некоторые заповедники, целеб- ные источники и т.п.), особо ценные объекты историко-культурного наследия и некоторые художественные ценности, большинство видов вооружений и объектов оборонного значения, оборудование некото- рых важнейших предприятий и учреждений. Эти виды имущества, как правило, изъяты из оборота.

Некоторые виды недвижимостей, прежде всего природные ресур- сы, могут находиться только в федеральной или в государственной собственности субъектов РФ, но не в муниципальной (и не в част- ной) собственности. К ним относятся участки недр, водные объекты (кроме обособленных – прудов и т.п.), природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т.п.), земли особо охраняемых природных территорий. Они, однако, могут передаваться другим ли- цам в пользование (аренду), что позволяет относить их к вещам, су- щественно ограниченным в обороте.

Вместе с тем в собственности субъектов РФ может находиться только имущество, необходимое для осуществления возложенных на них за- конодательством полномочий, а также для обеспечения деятельности их органов власти, должностных лиц и других работников1. Перечни такого имущества должны устанавливаться законами субъектов РФ.

В собственности муниципальных образований теперь также может находиться лишь то имущество, которое предназначено для решения ими вопросов местного значения или осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, а также для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц и других работников2.
Имущество, находящееся в собственности субъектов РФ или му- ниципальных образований и не отвечающее названным требованиям, подлежит либо перепрофилированию (изменению целевого назначе- ния), либо передаче другим субъектам публичной собственности, либо отчуждению (приватизации). Тем самым установлен принцип целево- го характера публичного имущества, находящегося в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности. Он направлен на дальнейшее ограничение непосредственного участия публично-пра- вовых образований в экономической деятельности.

Распределенное и нераспределенное государственное и муниципальное имущество

Находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за го- сударственными или муниципальными предприятиями и учреждениями на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оператив- ного управления. Это распределенное публичное имущество составля- ет базу для участия в имущественном обороте данных организаций как самостоятельных юридических лиц. Оно не может служить для обес- печения покрытия возможных долгов публичного собственника, ибо унитарные предприятия как юридические лица не отвечают своим иму- ществом по долгам своего учредителя (п. 5 ст. 113 ГК) – этим имущест- вом они должны отвечать по собственным долгам перед своими креди- торами. По смыслу закона имущество учреждений и казенных предпри- ятий также не должно обращаться на погашение долгов создавшего их публичного собственника, если только последний не изымает это иму- щество в установленном законом порядке (п. 2 ст. 296 ГК).

Закон специально оговаривает, что находящиеся в публичной собст- венности земля и другие природные ресурсы могут стать объектом взы- скания кредиторов соответствующего публично-правового образова- ния только в случаях, прямо предусмотренных специальным законом (абз. 2 п. 1 ст. 126 ГК). В его отсутствие такого рода объекты, по сути, забронированы от взыскания кредиторов.

Приватизация государственного и муниципального имущества

Приватизация представляет собой особый способ передачи иму- щества из публичной в частную собственность, связанный с отчуж- дением большого количества объектов, находившихся в публичной собственности в силу особенностей организации прежней, огосудар- ствленной экономики. Она является временной, переходной мерой по формированию материальной базы для развития рыночного хозяйст- ва и соответствующего ему имущественного оборота.

Следует иметь в виду, что заключаемые в ходе приватизации сдел- ки по приобретению в частную собственность приватизируемого иму- щества являются гражданско-правовыми договорами (чаще всего – до- говорами купли-продажи), а потому подпадают под действие общих норм гражданского права, хотя их содержание, а также порядок за- ключения и исполнения в изъятие из принципа свободы договоров во многом определены законом императивно. Решение же о приватиза- ции конкретного объекта (недвижимости) следует рассматривать как одну из форм осуществления публичным собственником своего правомочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом.

Приватизацию можно определить как отчуждение (переход) не- движимого имущества из государственной или муниципальной собст- венности в частную собственность граждан или определенных юриди- ческих лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежа щих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных об- ществ (удостоверенных ими прав).

В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества дол- жен выступать публичный собственник. Согласно действующему Зако- ну о приватизации функциями по приватизации по общему правилу об- ладает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а по специальному поручению правительства продажу приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированные го- сударственные учреждения (п. 1 ст. 6). Аналогичным образом организу- ется приватизация государственного и муниципального имущества1.
В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества согласно п. 1 ст. 5 Закона о приватизации могут выступать любые фи- зические и юридические лица, за исключением юридических лиц, в ус- тавном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%, а также унитарных предприятий и публичных учреждений – не- собственников. Очевидно также, что в этой роли не могут выступать другие публично-правовые образования.
В качестве объектов приватизации могут выступать принадлежащие публично-правовым образованиям на праве собственности:

  1. имущественные комплексы унитарных предприятий, причем со- вместно с занимаемыми ими земельными участками (ст. 11, 27 и п. 2 ст. 28 Закона о приватизации);
  2. отдельные здания, строения, сооружения, а также объекты, строи- тельство которых не завершено, совместно с занимаемыми ими зе- мельными участками (п. 1 ст. 28 Закона о приватизации);
  3. акции открытых акционерных обществ (ст. 19, 22, 26 ЗК);
  4. объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) (ст. 29 Закона о приватизации);
  5. земельные участки (ст. 28, 30, 34, 36 ЗК);
  6. жилые помещения (ст. 2 и 11 Закона о приватизации жилья).

Таким образом, речь идет главным образом об отчуждении находя- щегося в публичной собственности недвижимого имущества. Движи- мое имущество переходит из публичной в частную собственность в ре- зультате обычных сделок купли-продажи (например, поставки продук- ции государственных и муниципальных унитарных предприятий) или иных действий по его отчуждению, а не в порядке приватизации.

Что касается приватизации принадлежащих публично-правовым образованиям акций, то отчуждение этих аналогов ценных бумаг сви- детельствует о переходе корпоративных или обязательственных, а не вещных прав (тем более что акции существуют в бездокументарной форме, не будучи объектом вещных прав).
Приватизация государственного и муниципального имущества осу- ществляется исключительно предусмотренными в законе способами. К их числу в соответствии со ст. 13 Закона о приватизации относятся:

По окончании аукционных или конкурсных торгов с их победите- лем заключается договор купли-продажи приватизируемого имущества. При этом право собственности к покупателю объекта приватизации по конкурсу переходит только после полной оплаты имущества и вы- полнения условий конкурса (который не может превышать один год). Поэтому такой договор может считаться сделкой, заключенной под отлагательным условием (п. 1 ст. 157 ГК).

Внесение государственного и муниципального имущества в устав- ные капиталы открытых акционерных обществ в оплату приобретае- мых акций (ст. 25 Закона о приватизации) предполагает приобретение публично-правовым образованием их пакета в размере не менее, чем 25% плюс одна акция. Государственное имущество (помимо денеж- ных средств) может быть также внесено в уставные капиталы государ- ственных корпораций, юридически являющихся частными собственни ками своего имущества. Однако в этом случае используются правила специальных законов о создании таких корпораций и не применяют- ся нормы Закона о приватизации.
Приватизация жилых помещений и земельных участков произво- дится в соответствии со специальными нормами жилищного и земель- ного законодательства.

Читайте также: