Ответственность военнослужащих за утрату и хищение оружия боеприпасов и военного имущества

Обновлено: 14.05.2024

Настоящий Федеральный закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу воинской части, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба.

(Статья в редакции, введенной в действие с 12 апреля 2020 года Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 81-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

военнослужащие - военнослужащие, проходящие военную службу по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также граждане, призванные на военные сборы, в том числе граждане, пребывающие в мобилизационном людском резерве;

воинские части - органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, воинские формирования, воинские подразделения, специальные формирования, органы военной прокуратуры, военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, иные органы и организации, в которых военнослужащие проходят (проходили) военную службу, военные сборы;

имущество воинской части (далее также - имущество) - недвижимое и движимое имущество, в том числе вооружение, военная и специальная техника, специальные средства, денежные средства (деньги), денежные документы, ценные бумаги, бланки документов строгой отчетности, другие материальные средства, являющиеся собственностью Российской Федерации и закрепленные за воинской частью;

командиры (начальники) - командиры (начальники, руководители) воинских частей, их заместители, командиры (начальники, руководители) структурных подразделений воинских частей и их заместители;

прямой действительный ущерб (далее - ущерб) - утрата или уменьшение наличного имущества, ухудшение состояния указанного имущества, расходы, которые воинская часть произвела или должна произвести для восстановления, приобретения имущества, затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших от умышленных действий других военнослужащих, произведенные воинской частью, излишние денежные выплаты, включая возмещение ущерба, причиненного военнослужащими третьим лицам, а также уплаченные воинской частью неустойки (штрафы, пени) и компенсации в связи с неправомерными действиями (бездействием) военнослужащих.

(Статья в редакции, введенной в действие с 12 апреля 2020 года Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 81-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 3. Условия материальной ответственности
военнослужащих за причиненный ущерб

1. Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине ущерб.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 апреля 2020 года Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 81-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 203-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

3. Не допускается привлечение военнослужащего к материальной ответственности за ущерб, причиненный этим военнослужащим вследствие исполнения обязательного для него приказа (распоряжения) командира (начальника), иных правомерных действий (правомерного бездействия), в том числе совершенных в состоянии необходимой обороны, при задержании лица, совершившего преступление или административное правонарушение, для доставления органам власти и (или) пресечения возможности совершения им новых преступления или административного правонарушения, в состоянии крайней необходимости, вследствие действий (бездействия), связанных с обоснованным служебным риском, вследствие действий, осуществленных в отношении имущества воинской части в соответствии со специальными предписаниями нормативных правовых актов, а также за ущерб, причиненный вследствие действия непреодолимой силы, в том числе в результате физического принуждения военнослужащего, если вследствие такого принуждения он не мог руководить своими действиями (бездействием).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 апреля 2020 года Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 81-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4. Срок привлечения военнослужащего к материальной ответственности составляет три года со дня обнаружения ущерба.

Днем обнаружения ущерба следует считать день, когда командир (начальник) узнал или должен был узнать о наличии материального ущерба, причиненного военнослужащим.

Течение срока привлечения военнослужащего к материальной ответственности приостанавливается на период досудебного производства и (или) судебного разбирательства.

Течение срока привлечения военнослужащего к материальной ответственности продолжается на следующий день после дня вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) или вступления приговора (постановления) суда по уголовному делу в законную силу.

На период возмещения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ущерба с рассрочкой платежа, предусмотренного пунктом 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, течение срока привлечения военнослужащего к материальной ответственности прерывается. Течение срока привлечения военнослужащего к материальной ответственности в указанном случае начинается заново со дня, следующего за днем просрочки выплаты очередного платежа, исходя из письменного обязательства военнослужащего о добровольном возмещении ущерба.

Командиры (начальники), не принявшие необходимых мер по возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, привлекаются к материальной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом в течение одного года со дня истечения срока, рассчитанного по правилам, предусмотренным абзацами первым - пятым настоящего пункта.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 апреля 2020 года Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 81-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Глава II. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Статья 4. Ограниченная материальная ответственность
военнослужащих

1. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, за ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие несут материальную ответственность в следующих размерах:

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - в размере причиненного ими ущерба, но не более двух окладов по воинской должности;

военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, - в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной ежемесячной надбавки за выслугу лет;

граждане, призванные на военные сборы, - в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, по которой гражданин исполняет обязанности в период прохождения военных сборов (далее - оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части), и одного оклада по воинскому званию гражданина, призванного на военные сборы.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 апреля 2020 года Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 81-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух ежемесячных надбавок за выслугу лет.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 апреля 2020 года Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 81-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3. Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, утраты, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной ежемесячной надбавки за выслугу лет.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 апреля 2020 года Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 81-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4. Командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех ежемесячных надбавок за выслугу лет.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 апреля 2020 года Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 81-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 5. Полная материальная ответственность
военнослужащих

Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:

по неосторожности военнослужащим, которому имущество было вверено на основании документа (документов), подтверждающего (подтверждающих) получение им этого имущества для обеспечения хранения, перевозки и (или) выдачи этого имущества либо производства финансовых расчетов;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 апреля 2020 года Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 81-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

в результате преступных действий (бездействия) военнослужащего, установленных вступившим в законную силу приговором суда;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июля 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года N 170-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;

военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 апреля 2020 года Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 81-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Глава III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ПРИЧИНЕННОГО УЩЕРБА
И ПОРЯДОК ЕГО ВОЗМЕЩЕНИЯ

Статья 6. Определение размера причиненного ущерба

1. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности (для воинских частей, дислоцированных за пределами Российской Федерации, - в стране пребывания) на день обнаружения ущерба.

Цены на вооружение, военную технику, боеприпасы, другое имущество, централизованно поставляемые воинским частям, определяются уполномоченными на то государственными органами.

2. Размер причиненного ущерба определяется с учетом степени износа имущества по установленным на день обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества.

3. При незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, размер ущерба определяется размером выплаченного военнослужащему (лицу гражданского персонала) денежного довольствия (выплаченной заработной платы), а при незаконном назначении на должность, оплачиваемую выше должности, фактически занимаемой военнослужащим (лицом гражданского персонала), - разницей между выплаченным денежным довольствием (выплаченной заработной платой) и денежным довольствием (заработной платой) по фактически занимаемой должности.

4. Размер ущерба, причиненного в случае, предусмотренном абзацем пятым статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется фактическими затратами на лечение военнослужащих, пострадавших в результате умышленных действий других военнослужащих, в медицинских организациях.

5. Размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких военнослужащих, определяется для каждого из них с учетом степени вины и вида материальной ответственности.

6. При привлечении военнослужащего к материальной ответственности размер оклада месячного денежного содержания военнослужащего и размер ежемесячной надбавки за выслугу лет (размер оклада по воинской должности военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, размер оклада по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, и оклада по воинскому званию гражданина, призванного на военные сборы) определяются на день издания приказа командира (начальника) воинской части или принятия судом решения о возмещении ущерба.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 апреля 2020 года Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 81-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 7. Проведение административного расследования
при обнаружении ущерба

1. Командир (начальник) воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба.

В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником), но не более чем на три месяца.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 апреля 2020 года Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 81-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

1_1. В случае, если причины ущерба, его размер и виновные лица могут быть установлены в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка, вместо административного расследования может проводиться указанное разбирательство в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (пункт дополнительно включен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 203-ФЗ).

2. Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом, в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка либо в результате ревизии, проверки или предварительного расследования в порядке уголовного судопроизводства.

Статья 8. Возмещение ущерба военнослужащими

1. Возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной ежемесячной надбавки за выслугу лет (двух окладов по воинской должности военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, одного оклада по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, и одного оклада по воинскому званию гражданина, призванного на военные сборы), производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержания денежных средств из денежного довольствия военнослужащего (денежных выплат гражданину, призванному на военные сборы, денежных выплат гражданину, пребывающему в мобилизационном людском резерве).

В этой статье мы подробнее остановимся на главе 33, где предусмотрены преступления за нарушение порядка прохождения военной службы и общей боевой готовности войск. Ст. 348 УК РФ считается нормой, рассматривающей одно из наименее тяжких преступлений. Вы ознакомитесь с ее содержанием, комментариями к ней, составом преступления и его детальными характеристиками, мерами ответственности и случаями, когда наказания можно избежать или смягчить его.

Краткое содержание статьи 348 УК РФ с комментариями

Согласно уставным обязанностям, каждый военнослужащий должен соблюдать правила сбережения предоставленного ему имущества для служебного применения. Если же он случайно, в силу неосторожности, потерял военное имущество, ему могут грозить штраф, ограничение по военной службе, арест либо тюремное заключение. Подробнее о мерах ответственности мы расскажем далее.

В комментариях к ст. 348 УК РФ обозначены состав правонарушения, его предмет, объект и субъект, а также объективная и субъективная стороны.

Примечание. К рассматриваемому имуществу относят оружие, боевые припасы и предметы военной техники.

В раскрытии предмета нарушения комментарии советуют принимать во внимание следующие статьи УК РФ:

В чем заключается правонарушение

Состав преступления заключается в нарушении порядка использования имущества, выданного военному, и, как следствие, в его утрате. Под утратой подразумевается выход из-под контроля военного имущества, который должен был осуществлять служащий, получивший эти предметы по предписанию. Это может проявляться, к примеру, в похищении указанного имущества кем-либо, его уничтожении или очень сильном повреждении, после которого восстановить предмет практически невозможно (да и нецелесообразно).

Как правило, причинами непреднамеренного уничтожения или крупного повреждения боевых предметов становятся неправильное обращение людей, погодные факторы и т.д.

Правонарушение считается совершенным с момента утраты военнослужащим тех боеприпасов, оружия либо военной техники, которые были ему вверены.

Объективная сторона

Как действие, так и бездействие, послужившее причиной утраты военных предметов, может называться объективной стороной состава преступления. Оба поступка характеризуются нарушением правил порядка сбережения оружия, боеприпасов и военной техники.

Примером неосторожного действия можно назвать хранение имущества в ненадлежащем для этого месте. А примером бездействия – оставление служащим вверенных ему предметов без какого-либо присмотра.

Объектом нарушения признан порядок владения военным имуществом, который прописан в обязанностях Устава внутренней службы ВС РФ и иных нормативных правовых актах.

Субъективная сторона

Субъект правонарушения специальный: им признается должностное лицо, которому были выданы оружие, боеприпасы либо военная техника. Звание и должность здесь не играют роли.

Проблемы в ходе доказательства факта утраты

В ходе расследования могут возникать проблемы с установлением причинно-следственной связи между утратой оружия (и т.д.) и действиями, из-за которых она произошла. Такими проблемами служат, как правило, погодные условия или поступки других людей (как со злым умыслом, так и без него).

К примеру, из-за сильного дождя с ветром военнослужащий поместил вверенные ему боеприпасы под навес, единственный по близости, но этот навес оказался непрочным. По итогу часть боеприпасов была утеряна. Подобный инцидент сложно трактовать как нарушение со стороны служащего, поскольку он пытался сделать все возможное, чтобы сохранить имущество.

Квалификационные признаки

Для доказательства вины следствию потребуется выявить факт нарушения служащим уставных правил по охране и использованию оружия, боеприпасов и прочих предметов.

Какое наказание грозит преступнику

Ответственность за утрату военного имущества по статье 348 УК РФ возлагается на осужденного в виде:

  • штрафа (минимальный предел не дан, но максимальный равен 80 тыс. рублей, либо наказание будет в виде лишения дохода виновного максимум на шесть лет);
  • ограничения по военной службе не более чем на два года;
  • ареста на шесть месяцев (либо меньше шести);
  • содержания в дисциплинарной воинской части максимум на два года;
  • тюремного заключения на два года (либо меньше двух лет).

Можно ли его избежать

Состав правонарушения заключается в причинно-следственной связи между нарушением уставных правил по содержанию вверенного имущества и его утратой. Поэтому, если причиной утраты послужило не нарушение правил устава, служащего, на которого были выписаны эти боеприпасы и пр., не признают виновным.

Если оружие, боеприпасы или техника были выписаны на военного не для личного пользования во время выполнения служебных обязанностей, состава преступления по ст. 348 УК РФ нет.

Важно! Неосторожные действия начальника, послужившие причиной утраты военного имущества у его подчиненных, которым они были выданы для служебного пользования, не квалифицируются по рассматриваемой статье.

Еще один случай, при котором удастся избежать наказания либо добиться наименее строгих условий, – это малозначительность деяния. Примером такового будет последующее нахождение потерянного предмета и возврат его на должное место. Однако все будет зависеть от обстоятельств дела (масштаба утраты, его влияния на общий порядок проведения службы и т.д.).

Примеры из судебной практики

Одним из простых примеров вины по ст. 348 УК РФ являются действия дежурного по части, капитана В. Вследствие употребления алкоголя он забыл в туалете выписанные на него пистолет ПМ и обойму патронов. По возвращении В. обнаружил, что их нет (они были украдены). Военный суд назначил ему наказание по ст. 348 УК РФ за утрату имущества, предоставленного ему для служебного использования.

Заключение

Состав правонарушения по статье 348 УК РФ заключается в утрате военного имущества по причине нарушения порядка его хранения и использования лицом, которому оно было выписано для служебного пользования. Непосредственным объектом утраты военного имущества является порядок его содержания, прописанный в Уставе внутренней службы ВС РФ и иных нормативных правовых актах, а предметом – оружие, боеприпасы и боевая техника.

Нарушение относят к категории небольшой тяжести. Его бывает сложно квалифицировать, если на процесс утраты также влияли неблагоприятные погодные условия либо действия других служащих. Иногда вследствие указанных причин военнослужащего, на которого были выписаны утраченные оружие, боеприпасы либо военная техника, признают невиновным. Обвинение снимают либо меру наказания смягчают, если потерянные предметы удается найти.

Воинскими уставами, наставлениями, инструкциями, руководствами, определяющими порядок хранения, использования и применения соответствующих видов оружия и военного имущества, приказами командиров и начальников разного уровня установлен порядок пользования военным имуществом, который является составной частью воинского правопорядка и призван обеспечить поддержание военной техники, вооружения и других материально-технических средств в постоянной готовности к использованию для решения задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации. Нарушение данного порядка способно не только повлечь снижение боеспособности воинских частей и подразделений войск и сил флота, но и подорвать безопасность государства в целом.

В Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность военнослужащих и граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения ими военных сборов за умышленное уничтожение или повреждение военного имущества (ст. 346 УК РФ), уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности (ст. 347 УК РФ), а также за утрату военного имущества (ст. 348 УК РФ). Указанные нормы объединяет то, что все они обеспечивают уголовно-правовую охрану установленного порядка пользования военным имуществом, вооружением и предметами военной техники. Под преступлениями против порядка сбережения военного имущества понимаются общественно опасные деяния, нарушающие порядок пользования оружием, боеприпасами и предметами военной техники.

Воинские уставы, инструкции, руководства, наставления содержат правила поведения военнослужащих в отношении имущества, требуют соблюдения обязанностей, которые бы исключали уничтожение, повреждение либо какое-то отчуждение военного имущества. Совокупность таких правил образует порядок сбережения военного имущества, на который посягают преступления, предусмотренные ст. ст. 346 - 348 УК РФ.

Нарушение специальных правил заключается в поведении, характеризующемся неисполнением предъявляемого к военнослужащему требования. Под сбережением имущества понимается такое обращение с ним, которое обеспечивает его сохранность и готовность к пользованию. Порядок сбережения имущества регламентируется общевоинскими уставами , приказами министра обороны Российской Федерации и директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации , которые содержат общие правила сбережения для всех видов оружия, боеприпасов и предметов военной техники. Помимо общих нормативных правовых актов, существуют также различные правила, инструкции и наставления, определяющие порядок пользования и сбережения конкретных образцов вооружения . В них содержатся предписания относительно соблюдения условий хранения, охраны, пользования, транспортировки того или иного военного имущества. Нарушение правил сбережения может выражаться, например, в оставлении имущества без присмотра, вследствие чего оно оказывается похищенным либо без средств защиты, в результате чего оно приходит в негодность под воздействием погодных факторов (дождя, ветра и т.д.); в нарушении температурного режима, непроведении технического обслуживания (своевременной смазки, чистки и т.д.).

Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495.
Приказ министра обороны Российской Федерации "Об организации учета, хранения и выдачи оружия и боеприпасов к нему, а также инженерных боеприпасов в Вооруженных Силах Российской Федерации" 1996 г. N 90.
См., например: Директива Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 1999 г. N ДГШ-31.
См., например: Боевая машина "БМ-21". Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М., 1997.

Статьями 346 - 348 УК РФ предусмотрена ответственность за уничтожение, повреждение или утрату не любого военного имущества, а лишь оружия, боеприпасов либо предметов военной техники. К предметам военной техники ст. ст. 346 - 348 УК РФ относят только те предметы техники, которые являются средством ведения либо обеспечения военных действий, а также ее составные части. Другая техника, состоящая на балансе и числящаяся по штату воинской части (полевые прачечные машины, походные хлебопекарни, медицинское оборудование пунктов медицинской помощи и т.п.), предметом рассматриваемых преступлений не является.

Под уничтожением военного имущества в ст. ст. 346 - 347 УК РФ понимается его полное разрушение либо приведение в состояние, не позволяющее использовать это имущество по назначению, если оно не может быть восстановлено либо восстановление является экономически нецелесообразным.

Под повреждением рассматриваемого имущества понимается приведение его любым способом в частичную непригодность к использованию по назначению. При повреждении имущество может быть отремонтировано до восстановления его пригодности к использованию по назначению.

Способы уничтожения и повреждения оружия, боеприпасов, предметов военной техники различные: механические разрушения, использование огневых средств, нарушение системы связи и управления, устройство электрического замыкания. Одним из способов повреждения может быть изъятие какой-либо детали, узла, агрегата и т.п. из той или иной технической системы без ее разрушения. Однако в этих случаях для квалификации по ст. 346 УК РФ необходимо установить, что изъятая деталь была предназначена для обеспечения функционирования соответствующей технической системы, в противном случае повреждения военного имущества не будет. Так, например, нет оснований для квалификации по ст. 346 УК РФ случаев изъятия из военной автомашины радиоприемника, запасного колеса и других подобных предметов.

Под тяжкими последствиями в ст. ст. 346, 347 УК РФ следует понимать причинение крупного материального ущерба воинской части, срыв выполнения боевой задачи, нарушение нормального процесса обучения личного состава, уничтожение или повреждение уникальных образцов оружия, боеприпасов и предметов военной техники.

Статья 346 УК РФ предполагает умышленную форму вины, т.е. военнослужащий осознает, что своими действиями он разрушает или иным способом выводит имущество из строя, желает этого или сознательно допускает.

Мотив преступления значения не имеет. Вместе с тем не исключена возможность (особенно в военное время) мотивации, связанной с оказанием помощи врагу. В этом случае деяние следует квалифицировать как государственную измену в виде оказания помощи иностранному государству (ст. 275 УК РФ).

Статья 347 УК РФ устанавливает ответственность за уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности, повлекшие тяжкие последствия.

Преступление, предусмотренное данной статьей, по своим объективным признакам совпадает с составом преступления, указанным в ч. 2 ст. 346 УК РФ. Особенность заключается только в форме вины: виновный уничтожает или повреждает имущество по неосторожности.

В ст. 348 УК РФ преступное деяние заключается также в нарушении правил сбережения оружия, боеприпасов или предметов военной техники, приводящем к их утрате, однако в данном случае эти предметы должны быть вверены военнослужащему для служебного пользования, т.е. выданы ему, например, на период проведения учений, боевых стрельб, несения караульной службы, конвоирования арестованных и т.п.

Под утратой следует понимать выход имущества из владения лица, которому оно вверено, помимо его воли. Утрата может выражаться, например, в утере предмета, его похищении либо уничтожении посторонним лицом и т.п. Обязательное условие ответственности за утрату военного имущества - наличие причинной связи между утратой и нарушением правил сбережения имущества. Если утрата произошла не вследствие нарушения указанных правил, а по иным причинам, например если оружие было изъято у военнослужащего в результате нападения на него, состава утраты военного имущества, предусмотренного ст. 348 УК РФ, не будет.

Вина при утрате военного имущества имеет форму неосторожности. При этом военнослужащий может осознавать допускаемые им нарушения, легкомысленно рассчитывая на возможность предупреждения утраты (например, во время купания на реке оставляет оружие на берегу), либо не осознавать этого при преступной небрежности (например, при выпадении выданных патронов на марше из незастегнутого подсумка).

Нахождение в служебном пользовании рассматриваемого имущества обязательно только при квалификации по ст. 348 УК РФ. При квалификации по ст. ст. 346 и 347 УК РФ не имеет значения, каким образом оружие, боеприпасы или предметы военной техники оказались у военнослужащего.

Рассмотрев вопросы уголовной ответственности, необходимо уделить внимание некоторым актуальным вопросам дисциплинарной ответственности военнослужащих за нарушение правил сбережения военного имущества.

Сущность любого воинского правонарушения заключается в нарушении установленных военно-правовыми актами требований. Однако в одних случаях правонарушения признаются дисциплинарными проступками, в других - преступлениями, ответственность за которые была рассмотрена выше.

Под дисциплинарным проступком понимается противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

Вопросы дисциплинарной ответственности военнослужащих регламентируются ст. ст. 28.1 - 28.10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ и ДУ ВС РФ, в приложении N 7 к которому дан перечень грубых дисциплинарных проступков.

К грубым дисциплинарным проступкам, наряду с другими, относятся такие, как:

  • умышленное уничтожение, повреждение, порча, незаконное расходование или использование военного имущества;
  • уничтожение или повреждение по неосторожности военного имущества;
  • нарушение правил сбережения вверенного для служебного пользования военного имущества, повлекшее по неосторожности его утрату или повреждение.

Объективные признаки рассматриваемых дисциплинарных проступков во многом совпадают с преступлениями против порядка сбережения военного имущества. Так, например, несложно заметить внутреннее и внешнее сходство дисциплинарного проступка, предусмотренного абз. 13 п. 1 приложения N 7 к ДУ ВС РФ (уничтожение или повреждение по неосторожности военного имущества) и ст. 347 УК РФ (уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности).

Однако есть и различия. Так, ст. 346 УК РФ не предусматривает такие деяния, как порча, незаконное расходование или использование военного имущества, которые предусмотрены абз. 12 п. 1 приложения N 7 к ДУ ВС РФ.

Под порчей в данных статьях понимается причинение вреда военному имуществу, в результате которого оно теряет свои эксплуатационные качества.

Незаконное расходование военного имущества предполагает нарушение установленного порядка расходования военнослужащим денежных средств или имущества.

Незаконное использование военного имущества заключается в нарушении военнослужащим специальных правил, регламентирующих порядок пользования данным имуществом.

Военнослужащий подлежит дисциплинарной ответственности за причинение вреда любому военному имуществу, закрепленному за воинской частью, в то время как предметом преступлений, предусмотренных ст. ст. 346 - 348 УК РФ, являются лишь оружие, боеприпасы и предметы военной техники.

Субъект и субъективные признаки дисциплинарных проступков аналогичны соответствующим признакам преступлений против порядка сбережения военного имущества.

Основным критерием разграничения воинских преступлений и дисциплинарных проступков принято считать отсутствие общественной опасности у дисциплинарных проступков и ее наличие у преступлений. Дисциплинарный проступок является общественно вредным деянием, так как выражается в грубом нарушении воинской дисциплины, что не представляет опасности интересам всего общества, а причиняет вред только интересам военной службы.

На практике возможны ситуации, когда воинское правонарушение хотя и содержит признаки деяния, описанного в статьях гл. 33 УК РФ, но будет представлять собой не преступление, а дисциплинарный проступок. В случаях, когда воинское правонарушение лишь формально содержит признаки того или иного деяния, предусмотренного гл. 33 УК РФ, но в силу малозначительности подпадает под действие ч. 2 ст. 14 УК РФ, это означает, что данное правонарушение не образует преступления и может быть признано дисциплинарным проступком.

Так, например, малозначительными по объективным признакам могут быть признаны такие деяния, как утрата нескольких патронов к автомату, повреждение штык-ножа, которые лишь формально подпадают под признаки соответственно ст. 348 и ст. 347 УК РФ.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.


АРМИЯ РОССИИ

СМИ "Обозник". История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

Уголовная ответственность военнослужащих за нарушение порядка сбережения военного имущества: актуальные вопросы теории и практики

Особым видом государственной службы в Российской Федерации является военная служба, цель которой - осуществление функций обороны и обеспечение безопасности страны.
Реализация данных функций выражается в качественном исполнении военнослужащими обязанностей военной службы, что в большинстве случаев невозможно без использования различных материальных средств - военного имущества.

Критерием для отнесения тех или иных материальных средств к категории военного имущества служит факт нахождения конкретного имущества на праве оперативного управления (хозяйственного ведения) соответствующей воинской части, организации, учреждения, предприятия Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и использования его для обеспечения выполнения задач, осуществления функций, возложенных на определенную военную организацию.

Правовое регулирование оборота военного имущества осуществляется на основании развитой правовой базы, включающей в себя нормативные правовые акты как федерального, так и ведомственного характера. Так, одним из нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, регламентирующих оборот военного имущества, включая порядок его сбережения, является Руководство по войсковому (корабельному) хозяйству, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 июня 2014 г. N 333.
Из анализа вышеназванного приказа можно сделать вывод, что военное имущество представляет собой вооружение, военную и специальную технику и другие материальные ценности, используемые в ходе боевой и повседневной деятельности войск.

При этом, из всей совокупности военного имущества как наиболее важные для выполнения задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, выделяются оружие, боеприпасы и военная техника, представляющие собой основную материальную базу непосредственного вооруженного противостояния, материальную основу вооруженной борьбы. Именно поэтому правовое регулирование порядка сбережения перечисленных материальных средств является важной задачей военного права.

К правовой базе, регулирующей порядок оборота оружия, боеприпасов и военной техники, включающий в себя порядок их сбережения, можно отнести Федеральный закон "Об оружии" от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ, Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" от 21 июля 1998 г. N 814, общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495, Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя, введенный в действие приказом главнокомандующего Сухопутными войсками от 31 августа 2004 г. N 130, и другие нормативные правовые акты.
Анализ совокупности указанных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что порядок сбережения оружия, боеприпасов и военной техники представляет собой систему специальных правил, регулирующих соответствующую систему общественных отношений по обеспечению сохранности названного имущества.

Порядок сбережения оружия, боеприпасов и военной техники имеет существенные особенности в сравнении с правилами обеспечения сохранности иного военного имущества. Эти особенности во многом обусловлены целью, преследуемой порядком сбережения оружия, боеприпасов и военной техники, которая заключается не просто в обеспечении интересов сохранности собственности, а главным образом направлена на защиту интересов обороны и безопасности Российской Федерации.
Кроме этого, порядок сбережения оружия, боеприпасов и военной техники наибольшим образом сопряжен с исполнением обязанностей военной службы - имеет выраженный воинский характер, в то время как оборот иного имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах может происходить и не затрагивая непосредственные военно-служебные отношения.
Специальный характер правил сбережения оружия, боеприпасов и военной техники обусловливает необходимость обеспечения защиты их от нарушения системой специальных мер ответственности, выделенной из системы мер ответственности за нарушение порядка сбережения иного военного имущества, что нашло свое отражение и в разграничении мер уголовной ответственности.

Так, уголовная ответственность за нарушение порядка сбережения оружия, боеприпасов и военной техники предусмотрена ст.ст. 346-348 УК РФ, входящими в систему специальных составов преступлений против военной службы.
Привлечение к уголовной ответственности за нарушение порядка сбережения иного военного имущества происходит на основании общеуголовных норм, предусмотренных ст.ст. 167-168 УК РФ.
Таким образом, система мер уголовной ответственности за нарушение порядка сбережения военного имущества (система преступлений против порядка сбережения военного имущества) включает в себя как общеуголовные, так и специальные нормы.
Вместе с тем, наука военно-уголовного права под системой преступлений против порядка сбережения военного имущества понимает лишь специальные нормы - преступления, предусмотренные ст.ст. 346-348 УК РФ*(1), которые фактически соотносятся с остальной совокупностью преступлений против порядка сбережения военного имущества как часть и целое.

Подобное противоречие, на наш взгляд, обусловлено тем, что существующая система классификации преступлений против порядка прохождения военной службы по видовому объекту сформировалась еще до принятия действующего УК РФ, определившего в качестве предмета преступлений против порядка сбережения военного имущества оружие, боеприпасы и военную технику. Ранее действовавший уголовный закон к предмету рассматриваемых преступлений относил и иное имущество, что и дало основание именовать группу данных преступлений преступлениями против порядка сбережения военного имущества.
Исходя из изложенного на современном этапе развития уголовного законодательства в отношении преступлений против порядка прохождения военной службы, в целях недопущения искажения их содержания, группу преступлений, предусмотренных ст.ст. 346-348 УК РФ, объединенных общим видовым объектом, наиболее правильно было бы именовать преступлениями против порядка сбережения оружия, боеприпасов и военной техники.

Важным вопросом при применении ст.ст. 346-348 УК РФ является определение относимости того или иного имущества к предмету данных преступлений.
Диспозиции указанных статей определений оружия, боеприпасов и военной техники не содержат. Использование для толкования названных терминов положений других нормативных правовых актов по принципу бланкетного характера норм уголовного закона представляется не вполне корректным, что обусловлено различным подходом к пониманию оружия, боеприпасов и военной техники в различных сферах правоотношений.
Так, основополагающим нормативным правовым актом для правоотношений, связанных с оборотом оружия и боеприпасов, является Федеральный закон "Об оружии". Этот документ устанавливает основные правила регулирования отношений, возникающих в процессе оборота оружия и боеприпасов к нему, права и обязанности участников этих отношений. Согласно ст. 1 указанного Закона под оружием, например, понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. Однако такое понимание оружия не в полной мере подходит для целей ст.ст. 346-348 УК РФ (в частности, сигнальное оружие не может быть предметом рассматриваемых преступлений). Кроме этого, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении "О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" от 12 марта 2002 г. N 5 разъясняет, что положения Федерального закона "Об оружии" регулируют только правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия, в то время как уголовный закон предусматривает ответственность за противоправные действия как с указанными видами оружия, так и с иными видами боевого огнестрельного оружия, которые находятся на вооружении и на которые действие Федерального закона "Об оружии" не распространяется.

Аналогичным образом вызывает затруднение определение военной техники как предмета ст.ст. 346-348 УК РФ. А.И. Ноздринов*(2), например, отмечает отсутствие легального определения данного термина, которое подходило бы универсально для использования в различных правоотношениях. Как отмечает В.М. Сырых, неясный текст нормативного правового акта является одним из факторов, снижающих эффективность его использования*(3).
При такой ситуации выработка определений оружия, боеприпасов и военной техники как предметов рассматриваемых преступлений представляется необходимой. Эту выработку целесообразно производить с использованием положений Боевого устава по подготовке и ведению общевойскового боя, введенного в действие приказом главнокомандующего Сухопутными войсками - заместителя Министра обороны Российской Федерации от 31 августа 2004 г. N 130, как правового акта, регламентирующего порядок использования перечисленных предметов в условиях боевых действий, т.е. в условиях их непосредственного целевого предназначения, а также с использованием научного толкования и судебной практики.
Другим важным вопросом совершенствования уголовного законодательства в вопросах уголовной ответственности за нарушение порядка сбережения оружия, боеприпасов и военной техники является выработка системы зависимости вида и размера назначаемого наказания от вида, объема или количества уничтоженного, поврежденного или утраченного военного имущества.
В настоящее время дифференцирующие признаки и квалифицированные составы (за исключением ст. 346 УК РФ) отсутствуют. При этом, санкции соответствующих статей УК РФ, предусматривающие уголовную ответственность за нарушение порядка сбережения иного военного имущества (например, ст. 167 УК РФ) такую дифференциацию имеют.

Так, согласно ст. 167 УК РФ умышленное уничтожение или повреждение имущества (в том числе военного имущества, за исключением оружия, боеприпасов и военной техники) имеет простой и квалифицированный составы.
Критерием разграничения составов выступает мотив (из хулиганских побуждений) и способ (путем поджога, взрыва или иным общественно опасным способом) совершения преступных действий, а также характер наступивших общественно опасных последствий (повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия).
Соответственно квалифицированный состав ст. 167 УК РФ предусматривает более высокую степень ответственности (максимальное наказание - до 5 лет лишения свободы) по сравнению с простым составом (максимальное наказание - до 2 лет лишения свободы).
Умышленное уничтожение или повреждение оружия, боеприпасов и военной техники (ст. 346 УК РФ), являясь специальным составом по отношению к ст. 167 УК РФ, хотя и предусматривает простой и квалифицированный составы преступления, дифференцируется лишь по степени общественной опасности (ч. 2 ст. 346 УК РФ предусматривает ответственность за те же деяния, повлекшие тяжкие последствия).
Такое изложение диспозиции специальной нормы уголовного закона представляется не вполне проработанным, создающим трудности в толковании и затрудняющим правоприменительную деятельность, а также оставляет без внимания способ совершения преступных действий и их мотив.

Статьи 347-348 УК РФ, предусматривающие уголовную ответственность за уничтожение или повреждение оружия, боеприпасов и военной техники по неосторожности, а также их утрату, квалифицированных составов не имеют вовсе.
Кроме этого, несмотря на отнесение преступлений против порядка сбережения оружия, боеприпасов и военной техники к категории специальных составов, санкции за их совершение по степени наказания практически не различаются.
Так, максимальное наказание за умышленное уничтожение или повреждение оружия, боеприпасов и военной техники (ч. 1 ст. 346 УК РФ) установлено в виде лишения свободы сроком до 2 лет. Такое же максимальное наказание предусмотрено и за умышленное уничтожение или повреждение иного военного имущества, ответственность за совершение которого наступает по ч. 1 ст. 167 УК РФ.

Квалифицированные составы умышленного уничтожения или повреждения оружия, боеприпасов и военной техники (ч. 2 ст. 346 УК РФ), равно как и иного военного имущества (ч. 2 ст. 167 УК РФ), также имеют одинаковые максимальные наказания - лишение свободы сроком до 5 лет.
Уничтожение или повреждение оружия, боеприпасов и военной техники по неосторожности, равно как и их утрата (ст.ст. 347, 348 УК РФ), в качестве максимального наказания предусматривают лишение свободы сроком до 2 лет, что лишь на год больше максимального срока наказания, предусмотренного за уничтожение или повреждение по неосторожности иного военного имущества, ответственность за совершение которых наступает по ст. 168 УК РФ.

Подобное равенство санкций общих и специальных норм уголовного закона противоречит принципу отнесения тех или иных деяний в группу преступлений со специальным составом, так как не учитывает повышенную степень их общественной опасности.
Устранить данные недочеты необходимо путем законодательного усиления мер уголовной ответственности за преступления против порядка сбережения оружия, боеприпасов и военной техники, предусмотренных ст.ст. 346-348 УК РФ.
Таким образом, проведенный анализ отдельных вопросов уголовной ответственности военнослужащих за нарушение порядка сбережения военного имущества позволяет сделать вывод о необходимости изучения данных преступлений в целях как совершенствования теории военно-уголовного права, так и оптимизации правоприменительной практики.

А.В. Баженов,
адъюнкт кафедры уголовного права Военного университета,
капитан юстиции

Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 1, январь 2016 г., с. 103-107.

Читайте также: