Особенности формирования земельно имущественного комплекса туристско рекреационного кластера

Обновлено: 04.05.2024

В данной статьей будут рассмотрены основные условия развития территории кластерным подходом, а также его влияние на социально-экономическое развитие Краснодарского края. Целью исследования является анализ существующие системы планирования и прогнозирования развития региона. В ходе изучения основных вопросов предстоит проанализировать существующую нормативно-правовую базу действующих регламентов развития территории кластерным методом. Итогом проведенного исследования являются предложения по изменению действующей системы развития территорий и формирование нового (инновационного) подхода к определению кластерной политики.

Одним из главных препятствий динамичного развития кластерного подхода к развитию территорий является инвестиционная составляющая. В настоящий момент в Краснодарском крае отсутствует действенная мотивация к производствам способствовать развитию смежной территории и совершенствования материально-технической базы социальной направленности. Каждый инвестор, заходящий на реализацию своего проекта в регион, определяет экономическую составляющую реализации своего проекта с естественной большой выгодой для себя.

Во-вторых, в регионе многие системы государственной поддержки действуют адресно и разрознено друг от друга, это позволяет им быть с одной стороны независимыми, но в тоже время не позволяют в полной мере комплексно всеми ими воспользоваться.

В-третьих, в общем понимании система развития прогнозирования и планирования территории не предусматривает кластерный подход к формированию как к единому формату для применения и реализации развития той или иной территории.

В Краснодарском крае за последние года сильно преобразилась система развития мер государственной поддержки, начиная от субсидий и льготных займов, заканчивая полным сопровождением инвестиционного проекта любой направленности. Принимая во внимание тот факт, что Краснодарский край в среднем ежегодно принимает порядка 18 млн. туристов, а также учитывая географические особенности региона, разумно опираться на ведущие отрасли региона, в том числе туристическую.

Пример развития Сочи и Красной Поляны следует перенести на другие районы Краснодарского края. В частности, с учетом инвестиционного потенциала муниципальных образований согласно рейтингу Агентства стратегических инициатив и имеющейся инфраструктуры и ресурсов туристско-рекреационные кластеры предполагается разделить следующим образом, представленным в таблице.

Тематическое разделение туристско-рекреационных кластеров

Направление деятельности, смежный производственный профиль

Приморско-Ахтарск – Должанская, Ейск)

Курджипский (Апшеронский район)

Горно-туристический комплекс для всех категорий и возрастов

Центр логистического узла Черноморского побережья

В качестве инициатора развития указанных территорий предлагается определить куратора в лице уполномоченной межведомственной комиссией под председательством главы администрации (губернатора) Краснодарского края.

В настоящее время, устойчивое развитие межотраслевых связей, сокращения транспортных затрат, комплексное использование всех видов ресурсов с учетом экологии и формирования действенной системы по её защите способны положительно пройти посткризисный период, который несомненно настигнет и курортную отрасль Краснодарского края.

Произойдет реконструкция системы в принципе рационального сочетания территориально-отраслевого и программно-целевого планирования и управления. Формирование туристско-рекреационных кластеров инвесторами будет возможно только после создания и развития уже сложившейся социально-производственной инфраструктуры. Интегральный эффект (использование существующих мощностей ведомственного подчинения (туристские базы, организации отдыха и санаторно-курортного, транспортной инфраструктуры, формирования особых экономико-экологических рекреационных зон, комплексного освоения рекреационных ресурсов и др.);

Особым пунктом в программе формирования туристско-рекреационных кластеров стоит значение развития и совершенствования социальной инфраструктуры, охрана и воспроизводство природных ресурсов. Защита экологии и сохранения особых ценных территорий Краснодарского края должно происходить вместе с созданием условий возможности её содержания и обеспечения к ней туристов.

Формирование туристско-рекреационных кластеров – стандарт устойчивого развития Краснодарского края. Инструменты государственной поддержки разработаны, их объединение и приведение к единому четкому гарантированному стандарту – залог успеха реализации данной программы и выхода Краснодарского края на совершенно новый уровень предоставления услуг населению и инвесторам в реализации своих проектов.

ул. Мало-Тобольская_Степанюк ВВ (1).jpg

гостиница Алтай_Степанюк ВВ (1).jpg

Нагорный парк_Степанюк ВВ (2).jpg

Нагорный парк_Степанюк ВВ (3).jpg

Нагорный парк Барнаул_ Иоанн Степанченко (6).jpg

Нагорный парк_Степанюк ВВ.jpg

Ленинский проспект_Иоанн Степанченко.jpg

ул. Мало-Тобольская.jpg

Нагорный парк.jpg

набережная Барнаулка.jpg

Цель проекта – на основе уникального историко-культурного наследия сформировать широко востребованный туристский продукт и тем самым привлечь дополнительный поток гостей в столицу региона.

Задачи проекта:

расширение потенциала историко-культурного наследия г. Барнаула;

создание благоприятных условий для развития внутреннего туризма;

формирование уникального туристского продукта;

строительство инженерной инфраструктуры;

развитие туристской инфраструктуры;

повышение качества туристских услуг.

выгодное географическое положение – в центре России, рядом с Казахстаном и в непосредственной близости к Китаю и Монголии;

проект расположен во въездной зоне г. Барнаула – столицы Алтайского края и объединяет в себе все популярные туристические маршруты города;

наличие исторических объектов, в том числе объектов купечества России;

использование потенциала существующей инфраструктуры г. Барнаула при реализации нового проекта;

устойчивый спрос на туристско-рекреационные услуги;

рост популярности внутреннего туризма;

реализация проекта при федеральной поддержке.

За годы реализации проекта создан полный комплекс обеспечивающей инфраструктуры:

модульная котельная по ул. Чехова, 24;

террасирование склонов Нагорного парка, созданы две новые лестницы, ведущие в парк, проложены инженерные коммуникации, выполнено благоустройство;

реконструкция двух мостов через р. Барнаулку по проспекту Ленина и проспекту Социалистическому;

сети бытовой канализации по улице Льва Толстого;

сети ливневой канализации по улицам Л. Толстого и Мало-Тобольской с установкой очистных сооружений, организована пешеходная зона на улице Мало-Тобольской;

берегоукрепление реки Обь, создана набережная, протяженностью 514 м;

сети ливневой канализации по улицам Гоголя, Пушкина, Ползунова в границах проспектов Ленина и Социалистического.

В формирование туристской инфраструктуры кластера привлечено3,4 млрд рублей частных инвестиций, благодаря которым проведена реконструкция исторических зданий, открыты новые объекты питания, размещения и торговли. За период 2015-2019 годов выполнены следующие мероприятия:

1. Реставрация здания по ул. Короленко, 63.

2. Реставрация здания по проспекту Ленина, 17.

11. Реставрация исторического здания по ул. Л. Толстого, 30.

17. Реставрация здания по ул. Л. Толстого, 8.

20. Реставрация фасада здания, расположенного в границах пешеходной улицы, ул. Мало-Тобольская, 30.

21. Реставрация здания и приспособление к современному использованию, ул. Ползунова, 34а.

23. Строительство автоматизированной парковочной системы, проспект Ленина, 20а.

26. Восстановление мемориального комплекса с храмом Иоанна Предтечи и благоустройством территории, ул. Мамонтова, 19.

27. Строительство административного центра для делового туризма по ул. Гоголя, д. 36/ул. Максима Горького, д. 29.

29. Строительство административного здания, ул. Ползунова, 52а.

30. Реконструкция торгово-офисного центра PLAZA (поул. Короленко, 104, ул. Короленко, 105, ул. Короленко, 102), Гоголя, 86.

31. Строительство административно-культурного центра по ул. Пушкина, 62.

32. Строительство комплексов для проживания по адресам: ул. Большая Олонская, д. 34, ул. Мало-Олонская, д. 31.

37. Создание медицинского центра, ул. Пушкина, 7.

38. Открытие творческого пространства, ул. Л. Толстого, 30.

39. Создание центра пластической хирургии и косметологии, пл. В.Н. Баварина, 1.

Благодаря проведенным мероприятиям историческая часть города получила новый импульс развития, стала местом притяжения для горожан и гостей столицы региона. Появление новых туристских объектов, модернизация городской инфраструктуры, создание общественных пространств способствуют атмосфере комфортного времяпрепровождения на указанной территории, а реконструкция исторических зданий, обновление фасадов, установка туристской навигации пробуждает интерес к культурно-познавательному туризму.

Появились новые тематические турмаршруты, общественность стала уделять особое внимание историческому наследию, что привело к необходимости решения вопроса восстановления и приспособления под туристские цели Барнаульского сереброплавильного завода. С данным объектом связано дальнейшее развитие кластера. Продолжатся мероприятия по созданию инфраструктурных объектов - планируется строительство набережной р. Барнаулки, сетей ливневой канализации в центральной части г. Барнаула, реконструкция трамвайного разворотного кольца на проспекте Социалистическом, формирование инженерной и транспортной инфраструктуры к объектам культурного наследия.


1. Егоров В.Е. Туристско-рекреационные особые экономические зоны Российской Федерации: понятия, перспективы и проблемы в профессиональной подготовке специалистов // Туризм: право и экономика. – 2006. – № 6.

3. Кархова И.Ю., Кунаков Д.А. Особые экономические зоны как инструмент повышения конкурентоспособности и диверсификации национальной экономики // Российский внешнеэкономический вестник. – 2007. – № 9.

4. Лаврова Т.А. Формирование туристско-рекреационных и автотуристских кластеров в Санкт-Петербурге как основа эффективного управления туризмом // Вестник Национальной академии туризма. – №3 (19), июль-сентябрь 2011. – С.35.

7. Райзберг Б.А., Стародубцева Е.Б. и др. Современный экономический словарь. 5-е изд. перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 495с.

8. Степанова С.А. Развитие туристского комплекса региона на основе повышения инвестиционной привлекательности туристско-рекреационных территорий: автореф. дис. … д-ра эк. наук. – Санкт-Петербург: СПбГИЭУ, 2010. – С. 9.

Массовое развитие туризма имеет свои пространственные особенности. Отталкиваясь от общепринятого определения туризма как перемещения, осуществляемого на срок более 24 часов за пределы мест своего существования с различными целями, заметим, что в зависимости от активности людей, они (перемещения) могут осуществляться и вблизи основного места жительства, что не требует специального планирования и ощутимых финансовых затрат, и с перемещением на значительные расстояния. Однако характерной особенностью этих перемещений является то, что они в большинстве своем используют рекреационные территории. При этом характер отдыха в значительной степени влияет на освоенность территории, ее использование в целях рекреации и туризма, да и, собственно, на процессы управления такими территориями.

Туристский регион должен отвечать потребностям туристов. Когда турист выбирает цель своего путешествия, он сравнивает между собой различные места и те услуги, которые там имеются, и выбирает из них то, что ему лучше подходит. Тот продукт, который турист заказывает и покупает, состоит из услуг, предлагаемых в данном месте (туристском регионе). Таким образом, туристский регион является своеобразным продуктом, свойства которого каждым туристом (или группой туристов) воспринимаются и потребляются по-своему, исходя из аттрактивности территории, удаленности от места жительства, личностно-психологических качеств и других факторов. По-сути туристский регион является важной таксонометрической единицей для оценки развития туризма.

Фактически синонимом данному понятию является понятие туристский район, обозначаемый в научной литературе по туризму как территория, обладающая определенными признаками аттрактивности и обеспеченная туристской инфраструктурой и системой организации туризма. Совокупность экономически взаимосвязанных туристских предприятий, расположенных на территории туристского района и специализирующихся на обслуживании туристов, позволяет наилучшим образом удовлетворить их потребности, используя существующие природные и культурно-исторические комплексы и социально-экономические условия [6].

Туристские районы отличаются следующими основными признаками: временем возникновения, историчностью, плотностью населения и составом, природными, историко-культурными, социально-экономическими предпосылками формирования; уровнем развития туристской инфраструктуры; туристской специализацией.

Сложившаяся ситуация в области туризма РФ и неэффективность его развития привели в последние годы к популяризации использования кластерного подхода. Его сторонники полагают, что кластер является реальным механизмом сотрудничества в проведении совместной деятельности всех заинтересованных в туристско-рекреационной деятельности лиц. Кластеры призваны регулировать взаимоотношения частных компаний и государственных структур. Здесь очень важно использовать существующие межотраслевые связи и работать в пользу сотрудничества государственного и частного сектора, развивать межотраслевые ассоциации.

Несмотря на широкое распространение кластеров в экономике различных стран, их природа пока осмыслена не в полной мере. В теории и практике не учитывается тот факт, что кластеры в экономике являются лишь одной из форм проявления универсальных процессов кластеризации в живой и неживой природе, а также в обществе (например, жизнедеятельность этноса на конкретной ограниченной территории региона). Следовательно, для того чтобы управлять созданием и развитием кластеров, необходимо выявить и изучить общие свойства, условия возникновения и закономерности развития.

Например, кластеры предприятий являются частным случаем кластеризации как универсального природного процесса объединения малых частиц в большое целое. Такие процессы весьма распространены в природе и проявляются в разных формах: кристаллизация (из однородных частиц), агломерация, конгломерация (объединение в целое разнородных частиц). В обществе, по аналогии, это процессы кооперирования, интегрирования, картелизация, консолидирование.

В современном экономическом словаре говорится, что кластер представляет собой совокупность однородных элементов, идентичных объектов, образующих группу единиц [7].

Кластерный подход в области развития туризма и рекреации предполагает сосредоточение на ограниченной территории различных предприятий и организаций, занимающихся формированием, производством, реализацией, продвижением комплексного туристско-рекреационного продукта, способного удовлетворить потребности различных групп туристов и других потребителей (рекреантов, местного населения и других).

По мнению Лавровой Т.А., туристско-рекреационные кластеры представляют собой комплекс взаимосвязанных объектов рекреационной и культурной направленности – коллективных средств размещения, предприятий питания и сопутствующих сервисов, снабженных необходимой обеспечивающей инфраструктурой [4]. Позволим не согласиться с данным утверждением, довольно близким по смыслу к понятию туристско-рекреационного комплекса.

Существуют и иные точки зрения. Так, Кальченко О.М. определяет туристский кластер как систему интенсивного выборочно-технологического и информационного взаимодействия туристских предприятий и организаций, производителей основных и дополнительных услуг, входящих в состав туристского продукта [2].

Туристско-рекреационный кластер – сконцентрированная на определенной территории группа социальных институтов сферы туризма и гостеприимства, взаимодополняющие и усиливающие конкурентные преимущества отдельных компонентов и кластера в целом. При этом деятельность участников кластера ориентирована на сохранение, реновацию и использование объектов культурно-исторического наследия, строительство, реконструкцию, эксплуатацию объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также на добычу и использование природных лечебных ресурсов.

Таким образом, в состав туристско-рекреационного кластера входят независимые производственные, инфраструктурные и сервисные фирмы, включая разработчиков услуг, поддерживающие и обеспечивающие предприятия, научно-исследовательских и образовательных организаций, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания добавленной стоимости туристского продукта.

При формировании кластеров могут быть использованы различные подходы. Это использование имеющегося потенциала предприятий, которые потенциально войдут в кластер и их инновационной активности; ориентация на удовлетворение не только внутреннего спроса, но и внешнего.

Основными характеристиками кластера являются: концентрация необходимого количества основных и вспомогательных предприятий на конкретной территории; тесная взаимосвязь и взаимодействие предприятий, увязанных в единое целое по поводу создания единого туристско-рекреационного продукта; существование различных видов интеграции (вертикальной, горизонтально, смешанной); рыночный механизм функционирования; формирование конкурентной среды.

Фундамент кластера, как правило, составляют сильные компании, проверенные рынком. В структуре кластера значительная роль отводится малому и среднему бизнесу. Туристско-рекреационные кластеры, основанные на кооперации преимущественно малых и средних предприятий, будут иметь экономическую устойчивость, инвестиционную привлекательность, гибкость и конкурентоспособность на внешнем рынке. Значимым участником кластера является государство. Кластерные образования во многом зависят от содействия со стороны Правительства региона, на территории которого формируется кластер, в решении проблем, связанных с их развитием.

Важнейшая задача создания туристско-рекреационных кластеров – обеспечение коммуникации между предприятиями, входящими в кластер, и повышение их конкурентоспособности.

Ярким примером формирования кластеров в туризме является создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа. В наиболее общем понимании туристско-рекреационная зона представляет собой одну из видов свободных экономических зон.

Таким образом, в качестве основных характеристик туристско-рекреационных зон выступают: конкретно очерченная граница хозяйствования субъектов туристско-рекреационной деятельности, наличие развитой инфраструктуры, высокие экономический потенциал и плотность объектов туристского интереса, транспортная доступность, благоприятные природно-климатические условия, особый режим осуществления предпринимательской туристско-рекреационной деятельности.

При имеющемся многообразии особых экономических зон в мире, а также теоретических моделей формирования таких зон, суть этой категории сводится в необходимость создания на определённой территории государственного так называемого экономического оазиса, имеющего беспошлинный, либо льготные режим ввоза и вывоза продукции, налоговые льготы, упрощённые административные процедуры, преференции в области осуществления иностранных капиталовложений. При этом такие зоны имеют, как правило, тесную связь с международным пространством. Формирование ТРЗ сопровождается комплексом дополнительных, а в некоторых случаях уникальных мер экономического и административного воздействия, которые бы обеспечивали функционирование ТРЗ и их влияние на всю социальную систему страны. Среди таких мер, помимо льгот и преференций, для резидентов ТРЗ относятся различные формы косвенной поддержки – инвестиционное консультирование, содействие в патентной защите и коммуникационные кампании [3].

Государственная поддержка особых экономических зон в различных государствах выступает одним из ключевых факторов их эффективности. Как показывает международный опыт, эффективность функционирования ТРЗ напрямую зависит от используемой системы стимулирования таких зон – государственных субсидий, дотаций, ссуд на льготных условиях, а также гарантий.

На основе наших рассуждений попытаемся представить визуально соотношение рассматриваемых туристско-рекреационных дефиниций и их сущностей (рис.1).


Рис.1. Взаимосвязь основных понятий

Очень важно подчеркнуть, что не существует четко очерченных границ для туристско-рекреационных комплексов, кластеров, зон, районов: несколько зон могут быть объединены в кластер, несколько кластеров – в зону, сам по себе комплекс может являться отдельным кластером (хотя есть пусть и множественные, но вполне конкретные понятия многих сущностей, с которыми соглашается большинство ученых). Это, по всей видимости, и создает дальнейшую путаницу в туристско-рекреационном районировании и формировании эффективной системы управления кластерами.

Таким образом, изучение международного и российского опыта показало повышение общественно-экономической роли туристско-рекреационных зон, так как они являются наиболее эффективной и перспективной формой привлечения капитала для развития экономического и научного потенциала государства, либо его отдельных территорий, могут иметь определённую специфику, наиболее характерным является активное участие государства и органов местной власти на начальных этапах в создании благоприятных условий для ведения бизнеса, хорошей материальной базы, социальной и инженерной инфраструктуры, налоговых льгот, отражают и локальную специфику местности, города, региона, с другой, имеют всю необходимую инфраструктуру, способную удовлетворить возрастающие потребности туристов и местного населения, в отличие от развитых стран, где свободные экономические зоны выполняют функции развития проблемных регионов, в России формирование таких зон ориентировано, наоборот – на перспективные и наиболее благополучные регионы.

Системообразующая роль в эффективном развитии сферы туристско-рекреационных услуг, реализации стратегических и тактических планов и программ на различных уровнях (от муниципалитетов до уровня государства, от туристско-рекреационных комплексов, районов до туристских макрорегионов отводится кластерам).

Вместе с тем анализ вышеперечисленных понятий дает понимание, что основным принципом выделения выступает территория, и в туристско-рекреационных кластерах эта территория имеет более очерченные границы. Однако для управления такими территориальными образованиями важно знать не только границы, в которых осуществляется это управление, но и сущность протекающих процессов. В связи с этим представляется более правильным употреблять понятие кластер туристско-рекреационных услуг.

Взяв во внимание обобщенные определения туристско-рекреационного кластера, туристско-рекреационной зоны, можно с уверенностью сказать, что кластер туристско-рекреационных услуг является целостным системным образованием, состоящим из гармонично связанных и взаимодействующих друг с другом предприятий, участвующих в воспроизводстве туристско-рекреационных услуг на конкретной территории с учетом ограничений.

Малоизученными остаются вопросы управления кластерами, поскольку на сегодняшний день говорят о кластерах вообще и формировании кластерной политики, но при этом оказываются не очерченными четко границы самих кластеров, не раскрываются свойства и связи между составляющими кластер элементами, что является необходимым условием для формирования системы управления ими. По-прежнему не достаточно четко сформулированы субъекты, объекты и предметы управления (связи, принципы, методы). Непонимание сущности протекающих процессов, рассмотрение в качестве главного предмета – совокупность объектов, а не связей между ними и их свойств, приводит, на наш взгляд, к ошибкам в формировании стратегии развития туристско-рекреационных кластеров.

Рецензенты:

Боголюбов В.С., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве, СПбГЭУ, г. Санкт-Петербург.

Боголюбова С.А., д.э.н., профессор, профессор кафедры социально-культурного сервиса и туризма, СПбГЭУ, г. Санкт-Петербург.


Кластерный подход в туризме
Системный подход рассматривает кластер как совокупность объектов
(туристских аттракторов, туристской инфраструктуры) и субъектов (участники
ТК) туристского кластера.
Структурный подход - предпринимательские структуры + органы власти +
общественные институты.
Процессный подход - ТК как процесс кооперации, объединения усилий,
организации туризма (Митрофанова А. И., Хваджа А. Н., Рассадин Б. И.).
Системный объектно-субъектный подход: совокупность
предпринимательских структур, органов власти и государственных
учреждений, общественных организаций, функционирующих в индустрии
туризма и смежных отраслях, совместно использующих туристские
ресурсы определённого региона для формирования, продвижения и
реализации его туристского продукта с целью удовлетворения
рекреационных потребностей и повышения своей
конкурентоспособности и конкурентоспособности региональной
экономики.
Добровольное объединение предприятий различных отраслей, аходящихся
в одном регионе с целью с целью развития туристского бизнеса и
повышения конкурентоспособности в долгосрочном периоде , основанное
на использовании туристского потенциала региона. .

Специфика кластерного подхода в
туризме
Объект ТК - определенная территория, на которой расположены туристские
аттракторы, обладающая сложившейся туристской инфраструктурой
(туристские ресурсы региона).
Субъект ТК - его целевые группы: предпринимательские структуры, органы
власти и государственные учреждения, население и общественные
организации. Целевые группы ТК имеют вертикальные (внутри продуктовой
цепочки индустрии туризма) и горизонтальные взаимосвязи (между
структурами, участвующими в процессе производства турпродукта).
Цель функционирования ТК : повышение конкурентоспособности объектов и
субъектов кластера, а также удовлетворение рекреационных потребностей
Предмет функционирования ТК : формирование, продвижение и реализация
туристского продукта региона.

Туристско-рекреационный кластер
• Это группа географически соседствующих
взаимодействующих компаний,
общественных организаций и связанных с
ними органов государственного
управления, формирующих и
обслуживающих туристские потоки,
использующие рекреационный потенциал
территории

Причины объединения в кластер
.
• В кластере формируется
особая инновационная
среда, способствующая
повышению
конкурентоспособности
входящих в нее фирм и
процветанию региона;
Кластер снижает степень
риска, укрепляет имидж,
обеспечивает рост качества
за счет синергетического
эффекта;
• Кластер обеспечивает боле
гармоничное развитие
территории и занятость
населения;
• Создание муниципальных и
региональных кластеров
формирует единую туристскорекреационную систему
России;
• Создание туристскорекреационных кластеров
способствует развитию
смежных отраслей народного
хозяйства регионов

Ключевые участники кластера и их выгоды от объединения
АДМИНИСТРАЦИЯ
Формирование и
увеличение налоговой
базы за счет
концентрации
налогоплательщиков
в регионе
Удобный инструмент
для конструктивного
взаимодействия с
бизнесом
Увеличение уровня
конкурентоспособност
и региона в целом
Расширение
возможностей для
притока инвестицией
в регион.
БИЗНЕС
Доступ к кадровой
инфраструктуре
Снижение издержек за
счет близости
поставщиков и
присутствия между
ними конкуренции;
Расширение
инфраструктуры для
научных разработок и
исследований.
Повышение уровня
квалификации
работников
СООБЩЕСТВО
• Рост уровня
заработной платы
• Увеличение
занятости в
регионе
• Повышение
объема
отчислений в
бюджеты
различных
уровней и во
внебюджетные
фонды.
• Развитие
инновационной и
финансовой
инфраструктуры

Технология создания и управления туристскорекреационными кластерами (ТРК)
Первый этап
• Принятие решения о развитии индустрии туризма;
• Проведение социологического опроса местных жителей и
гостей о необходимости туристско-рекреационного
освоения территории;
• Разработка научно-обоснованной концепции и создание
программы туристско-рекреационного развития
территории на основе оценки её потенциала и
экологического состояния;

ТРК
Второй этап
• Разработка туристско-рекреационного паспорта
территории (инвентаризация ресурсов);
• Разработка проекта туристско-рекреационного
кластера и создание управляющей компании по
его реализации;
• Проведение туристско-рекреационной
экспертизы;

ТРК
Третий этап
• Создание координационного совета при
администрации с участием общественности,
представителей бизнеса и администрации,
специализированных учебно-научных заведений;
• Проведение работы по привлечению инвестиций и
получению кредитов;
• Обеспечение строительства и эксплуатации
инженерных объектов ТРК на основе
государственно-частного партнёрства с
использованием нормативного и индикационного
подходов;

ТРК
Четвертый этап
• Обеспечение подготовки и переподготовки
профессиональных кадров для обслуживания
потоков туристов и инфраструктуры ТРК;
• Создание условий для эффективного
управления ТРК.
• Администрация формирует структуру или
вводит зама главы администрации,
регулирующую управление через
взаимодействие туризма, спорта и культуры.

Оценка туристско-рекреационного
потенциала территории
• Туристско-рекреационный потенциал
территории – совокупность
туристскорекреационных ресурсов, их
территориальных сочетаний и условий,
способствующих удовлетворению
потребностей населения в туристской и
рекреационной деятельности

Условия реализации туристскорекреационного потенциала:
1.Общественно-географическая ситуация:
• а)собственно рекреационно-географическое положение;
• б) доступность территории потребителям туристско-рекреационных
услуг;
• в) общий уровень социально-экономического развития территории;
• г) наличие общехозяйственной инфраструктуры, включая
социальную;
• д) место туристско-рекреационного комплекса в хозяйственном
комплексе территории;
• е) атмосфера гостеприимства.
2. Геополитическая ситуация:
• а) безопасность территории и отсутствие пограничных конфликтных
зон;
• б) экономическая и политическая стабильность;
• в) низкая преступность

Условия реализации туристскорекреационного потенциала
3. Организационно-правовые условия:
• а) государственное регулирование и стимулирование развития
туристской отрасли;
• б) разработанность и сопряженность законодательных актов,
определяющих туристско-рекреационную деятельность, на
региональном и федеральном уровнях;
• в) инвестиционная и предпринимательская привлекательность
территории;
• г) экономические механизмы стимулирования туристскорекреационной деятельности;
• д) упрощение туристских формальностей (паспортно-визовый режим,
таможенное законодательство и т.д.);
• е) регулирование конфликтных ситуаций при столкновении интересов
различных природопользователей;
• ж) предпринимательская активность населения

Условия реализации туристскорекреационного потенциала:
4. Экологические условия:
• а) экологическая обстановка на территории;
• б) наличие ООПТ;
• в) учет особо опасных техногенных и природных объектов
и явлений.
5. Адаптационные свойства территории:
• а) емкость территории;
• б) открытость территории;
• в) развитие туристско-рекреационного хозяйства в
контексте устойчивого развития территории

Использование ГИС-технологий для оценки
туристско-рекреационного потенциала
Методическая основа – метод классификации
Основные этапы:
1. первичная обработка данных. Формирование базы данных,
статистически обоснованное восполнение недостающей
информации.
2. сокращение числа показателей и, как следствие, объема
информационного массива при сохранении его репрезентативности
и аналитических свойств. Эта операция проводится с помощью
процедуры компонентного анализа.
3. нормирование показателей. В результате информация, отличающаяся
количественной, качественной и динамической неоднородностью,
может сопоставляться и анализироваться.
4. классификация территориальных объектов (субъектов ЦФО)
выполняется автоматически с помощью процедуры кластерного
анализа.

Первая группа показателей ТРП –природные
условия и ресурсы
Погодные условия: Количество дней с …, (в%):
солнечных дней;
• без солнца; l для дней с грозами в году;
• с осадками 0.1 мм и более;
• С устойчивым снежным покровом;
• с туманами;
• со среднесуточной температурой более 20град;
• безморозных дней;
Другие показатели:
• лесистость;
• доля ООПТ;
• обводненность территории;
• доля охотничьих и рыболовных угодий;

Вторая группа - показатели культурноисторического потенциала:
• Количество музеев, выставочных комплексов на
1000 жителей,
• Среднее количество посетителей музеев,
выставочных комплексов на 1000 жителей;
• Досуговые предприятия: театры, кино, клубы,
цирки, планетарии на 1000 жителей
• Число стадионов с трибунами на 1,5 тыс. мест и
более на 1000 жителей;
• Количество памятников истории, культуры,
архитектуры на 1000кв.км;
• Количество объектов Всемирного культурного и
природного наследия на 1000 кв.км.

Туристско-рекреационный паспорт
территории
• Это комплексный документ, созданный на
основе ГИС-технологий, фиксирующий
современное туристско-рекреационное
состояние территории и являющийся
основой для формирования и дальнейшего
развития кластеров

Читайте также: