Основания возникновения права пользования участками недр

Обновлено: 20.05.2024

Основаниями возникновения права пользования участками недр являются:

1) решение Правительства Российской Федерации, принятое по результатам конкурса или аукциона, для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии) на участках недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;

2) решение Правительства Российской Федерации при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации за счет собственных средств и возместившим затраты государства на геологическое изучение недр на этом участке, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения;

3) решение Правительства Российской Федерации, принятое в интересах обеспечения обороны и безопасности государства, решения социально-экономических проблем отдельных регионов, о предоставлении права пользования участком недр конкретному пользователю недр для целей разведки и добычи полезных ископаемых, а также для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений различного назначения, не связанных с добычей полезных ископаемых;

4) решение Правительства Российской Федерации для целей захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов;

5) решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа для целей геологического изучения участков недр, в том числе участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;

6) решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, принятое по результатам конкурса или аукциона, для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

7) решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных средств и возместившим затраты государства на геологическое изучение недр на этом участке, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения;

8) решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа для предоставления права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр, для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которым досрочно прекращено;

9) решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности;

10) решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа для целей старательской добычи полезных ископаемых;

11) решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

12) решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации для целей строительства нефте- и газохранилищ в пластах горных пород и эксплуатации таких нефте- и газохранилищ, размещения промышленных и бытовых отходов;

13) решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации для образования особо охраняемых геологических объектов;

14) решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации для целей сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;

15) установленный органами государственной власти субъектов Российской Федерации порядок получения права пользования участками недр местного значения, в том числе содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также используемых для добычи подземных вод из одиночных скважин;

16) случаи перехода права пользования участками недр в соответствии с основаниями, установленными настоящим Кодексом;

17) вступившее в силу соглашение о разделе продукции, заключенное в соответствии с Федеральным законом “О соглашениях о разделе продукции”.


Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия)

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Вниманию недропользователей: как исключить риски в сфере экологии?

Вниманию недропользователей: как исключить риски в сфере экологии?

Наша республика богата полезными ископаемыми, ведётся большая работа по их промышленному освоению. В указанной связи серьёзно стоят вопросы охраны окружающей среды.

Какие права есть у граждан в сфере недропользования? Какие требования должны соблюдаться недропользователями при использовании участков недр и добыче полезных ископаемых? Что свидетельствует об их нарушении и какую ответственностью несут недропользователи за них? Об этом рассказал старший помощник Якутского природоохранного прокурора Данил Вадюхин.

На основании каких документов возникает право пользования участками недр?

Таким образом, деятельность предусматривающая пользование участком недр является лицензируемым видом деятельности, которым могут заниматься только профессиональные участники рынка - субъекты предпринимательской деятельности.

Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без соответствующей лицензии. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 5тыс. рублей; на должностных лиц – до 50 тыс. рублей; на юридических лиц – до 1 млн. рублей.

Кроме того, в случае если безлицензионной добычей полезных ископаемых нанесен ущерб в размере 2,5 млн. руб. и выше, в соответствии со ст. 171 Уголовного кодекса РФ установлена также уголовная ответственность с максимальным наказанием в виде обязательных работ на срок до 480 часов либо арестом на срок до 6 месяцев.

То есть обычные граждане – не предприниматели не могут использовать осуществлять добычу полезных ископаемых?

- Не совсем так. Положениями ст. 19 Закона о недрах предусмотрены определенные гарантии для граждан, позволяющие им использовать для собственных нужд общераспространенные полезные ископаемые и подземных воды на собственных земельных участках или участках, предоставленных в пользование на правах аренды.

Что понимается под использованием для собственных нужд?

- Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод понимается их использование для целей не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В силу положений обозначенной статьи граждане могут осуществлять на своих и арендуемых земельных участках:

  • добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе;
  • строительство подземных сооружений для своих нужд на глубине до 5 м без применения взрывных работ;
  • устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин до водоносного горизонта, не являющегося источником централизованного водоснабжения.

Проще говоря, гражданину не нужна лицензия для добычи, например, песка на собственном участке, если он не собирается этот песок реализовывать, для строительства подвалов и погребов глубиной до 5 метров.

Какие обязанности организацией и предпринимателей предполагает пользование участками недр?

- В первую очередь это обязанности по соблюдению отраслевого законодательства – закона о недрах и условий пользования недрами, которые являются неотъемлемой частью лицензии.

Основными условиями пользования недрами являются: внесение платежей как разового, так и регулярных за пользование недрами, сроки действия лицензии, сроки подготовки технических проектов ведения работ, сроки начала работ на участке недр, ежегодное предоставление в территориальный фонд геологической информации о недрах.

Кроме того, к условиям пользования недрами относится обязанность по выполнению требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды, а также проведение работ по рекультивации и консервации нарушенных в результате деятельности недропользователя земель.

Здесь необходимо отметить, что за нарушение условий пользования недрами для обладателя лицензии установлена административная ответственность, предусмотренная ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, административное наказание предусмотрено в виде штрафа на должностных лиц - до 40 тысяч рублей; на юридических лиц - до 500 тысяч рублей.

Кроме того, при нарушении условий пользования недрами уполномоченным органом – Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия) может быть принято решение о приостановлении лицензии или её отзыве.

Так, в 2018 году Управлением отозвано свыше 20 лицензий по причине несоблюдения лицензионных условий. В 2019 году – свыше 60 лицензий.

Какие нарушения условий пользования недрами чаще всего допускаются организациями и индивидуальными предпринимателями?

- Чаще всего это нарушения при сдаче информационной отчётности о недрах. Например, в прошлом году по делам об административных нарушениях, возбужденных по постановлениям Якутской природоохранной прокуратуры по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, 22 недропользователя привлечены к административной ответственности за непредставление информационных отчётов о пользовании недрами.

Кроме того, нередки нарушения сроков подготовки технических проектов и сроков начала работ на участках недр, а также нарушения технических проектов в части несоблюдения установленных объёмов добычи полезных ископаемых.

Так, уже в текущем году, свыше 20 недропользователей за подобные нарушения по постановлениям Якутской природоохранной прокуратуры привлечены к административной ответственности с назначением штрафов.

Прежде всего, указанные нарушения допускаются малыми и средними предприятиями, а также индивидуальными предпринимателями.

Поскольку в настоящее время малый бизнес активно развивается, многие предприниматели задумываются над тем, чтобы получить лицензию на небольшие участки недр с целью геологического изучения и добычи полезных ископаемых, это касается общераспространенных полезных ископаемых и даже золота.

Зачастую берут лицензии на объемы, которые не могут добыть и освоить, либо надеются на предварительные договоренности с инвесторами, а потом инвесторы отказываются, пропадают. Отсюда вытекают нарушения связанные со сроками, предусмотренными лицензионными условиями и техническими проектами, несдача в срок отчетов, поскольку многие заблуждаются и думают, что если работы на участке не осуществлялись, то и отчеты сдавать нет необходимости. Такое бездействие сразу делает недропользователя нарушителем.

Поэтому, хотелось бы предупредить предпринимателей о необходимости соблюдения лицензионных условий, сдаче в срок отчётности, соблюдении установленных сроков и объёмов добычи, поскольку штрафные санкции достаточно велики и могут серьёзно ударить по финансовому состоянию как раз небольших предприятий.

Как пресекаются экологические нарушения и какая ответственность предусмотрена для нарушителей?

- Действительно помимо обязанности соблюдения отраслевого законодательства в сфере охраны и использования недр на обладателях лицензий лежит обязанность соблюдения Водного, Лесного, Земельного кодексов Российской Федерации, а также законов об охране окружающей среды и охране атмосферного воздуха.

Иногда недропользователи пытаются экономить на соблюдении обязательных требований по охране окружающей среды. Хотелось бы их предостеречь от пренебрежительного отношения к нормам экологического законодательства. Для обеспечения соблюдения таких требований желательно иметь специалиста-эколога.

Помимо административной и уголовной ответственности, законодательством об охране окружающей среды предусмотрено обязательное возмещение ущерба, причиненного природным объектам.

Имеются ли у нас в республике значимые примеры взыскания ущерба?

Ущерб, причиненный водному объекту вследствие сброса недостаточно очищенных сточных вод, составил свыше 46 млн. руб.

По постановлению природоохранной прокуратуры общество и его должностное лицо привлечены к административной ответственности за нарушение требований к охране водных объектов по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ и по ст. 7.6 КоАП РФ за самовольное занятие водного объекта. юридическому лицу и его должностному лицу назначено наказание в виде штрафов на общую сумму свыше 100 тыс. руб..

Также, Якутской природоохранной прокуратурой в суд предъявлено исковое заявление о взыскании с Общества ущерба, причинённого окружающей среде. Решением Алданского районного суда исковое заявление прокурора удовлетворено в полном объеме на сумму свыше 46 млн. руб.

Верховным судом Республики Саха (Якутия) решение суда первой инстанции отставлено без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы Общества отказано. В настоящее время предприятие находится в процессе банкротства.

Поэтому несоблюдение норм законодательства об охране окружающей среды может повлечь еще и негативные финансовые последствия для предприятия.

Какие обязанности имеются у недропользователей при использовании лесов?

- В случае, если предоставленный в пользование участок недр расположен на территории земель лесного фонда, то использование лесного участка без соответствующих правоустанавливающих документов (договор аренды лесного участка, проект освоения лесов) расценивается как самовольное занятие лесных участков, то есть административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.9 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – до 100 тысяч рублей; на юридических лиц – до 300 тысяч рублей.

К одним из наиболее серьёзных нарушений в сфере лесопользования законодательством отнесены незаконная рубка лесных насаждений, а также их уничтожение или повреждение в результате неосторожного обращения с огнем или источниками повышенной опасности.

За незаконную рубку, то есть в отсутствие разрешительных документов (договор, проект освоения лесов, лесная декларация, акт отвода и таксации лесосеки), повреждение лесных насаждений статьёй 8.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для юридических лиц в виде штрафа до 600 000 рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также возможно с конфискацией орудия совершения административного правонарушения.

В случае совершения незаконной рубки в значительном, крупном или особо крупном размере, для виновного лица наступает уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет, предусмотренная ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации. Значительным размером в указанной статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям, превышающий всего 5000 рублей.

Перед началом пожароопасного сезона в лесах нелишним будет напомнить недропользователям об ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности в лесах.

Так, за нарушение указанных правил статьей 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа в размере до 1 000 000 руб.

В случае уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности ст. 261 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 10 лет.

Кроме того, с виновного лица взыскиваются затраты государства на тушение лесного пожара и возмещение ущерба, причинённого лесному фонду.

Как известно нередко добыча полезных ископаемых осуществляется на территориях, где проживают и осуществляют свою традиционную хозяйственную деятельность коренные малочисленные народы Севера. Имеются ли какие-то законодательные ограничения по использованию недрапользователями таких территорий?

Информацию о нахождении на предоставленном участке территорий традиционного природопользования КМНС недропользователям следует получать в Министерстве по развитию Арктики и делам народов Севера РС(Я).

В целях оценки намечаемой хозяйственной деятельности на территории традиционного природопользования, в том числе работ по добыче полезных ископаемых, на исконную среду обитания и традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов в обязательном порядке должна проводиться этнологическая экспертиза.

Органом, оказывающим государственную услугу по организации проведения этноэкспертизы, является также Министерство РС(Я) по развитию Арктики и делам народов Севера.

В 2019 году вступили в силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях Республики Саха (Якутия), предусматривающие ответственность за нарушение законодательства об этнологической экспертизе и нарушение правового режима территории традиционного природопользования.

Поэтому недропользователям, получившим в пользование участки недр, расположенные на территориях традиционного природопользования, необходимо в обязательном порядке подать соответствующее заявление Министерство Арктики во избежание негативных последствий.

Об утверждении Правил предоставления права пользования участками недр по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 10-1 Закона Российской Федерации "О недрах"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 ноября 2021 г. № 1906

МОСКВА

Об утверждении Правил предоставления права пользования участками недр по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 101 Закона Российской Федерации "О недрах"

В соответствии с частью второй статьи 101 Закона Российской Федерации "О недрах" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления права пользования участками недр по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 101 Закона Российской Федерации "О недрах".

2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральным агентством по недропользованию в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности его работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральному агентству по недропользованию на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 2 ноября 2021 г. № 1906

ПРАВИЛАпредоставления права пользования участками недр по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 101 Закона Российской Федерации "О недрах"

1. Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления по результатам аукциона права пользования участком недр федерального значения для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии (далее - аукцион), а в случае, предусмотренном частью восьмой статьи 131 Закона Российской Федерации "О недрах", порядок предоставления права пользования указанным участком недр лицу, заявка которого соответствует требованиям Закона Российской Федерации "О недрах" и условиям объявленного аукциона (далее - единственный заявитель), или единственному участнику аукциона по решению создаваемой Правительством Российской Федерации аукционной комиссии.

2. Уплата окончательного размера разового платежа за пользование недрами (далее - разовый платеж) или 1-й части разового платежа производится победителем аукциона, единственным заявителем или единственным участником аукциона в течение 30 дней со дня размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (далее - сайт для размещения информации о проведении торгов) протокола о результатах аукциона, протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе.

3. Победитель аукциона, единственный заявитель или единственный участник аукциона, которым предоставляется право пользования участком недр, в течение 30 дней со дня размещения на сайте для размещения информации о проведении торгов протокола о результатах аукциона, протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе уплачивают государственную пошлину, предусмотренную подпунктом 92 пункта 1 статьи 33333 Налогового кодекса Российской Федерации, в установленном порядке.

4. Выдача лицензии на пользование недрами победителю аукциона, единственному заявителю или единственному участнику аукциона осуществляется в соответствии со статьей 121 Закона Российской Федерации "О недрах" после поступления окончательного размера разового платежа или 1-й части разового платежа на счет соответствующего администратора доходов федерального бюджета, доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, а также государственной пошлины на счет соответствующего администратора доходов федерального бюджета.

Выдача лицензии на пользование недрами ранее чем через 10 дней со дня подписания членами аукционной комиссии, создаваемой Правительством Российской Федерации, протокола о результатах аукциона или протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе не допускается.

5. Федеральное агентство по недропользованию в случае, предусмотренном частью тринадцатой статьи 131 Закона Российской Федерации "О недрах", не позднее 35 дней со дня размещения на сайте для размещения информации о проведении торгов протокола о результатах аукциона уведомляет участника аукциона, предложение которого о размере разового платежа предшествовало предложению первоначального победителя аукциона (далее - 2-й участник аукциона), о признании его победителем аукциона и о предоставлении ему права пользования участком недр при условии уплаты разового платежа в размере, предложенном таким участником в ходе проведения аукциона, но не менее размера разового платежа, установленного условиями аукциона, увеличенного на "шаг аукциона", а также размещает указанную информацию на сайте для размещения информации о проведении торгов.

Уведомление направляется на адрес электронной почты 2-го участника аукциона, указанный в заявке на участие в аукционе, а также посредством портала недропользователей и геологических организаций "Личный кабинет недропользователя" на официальном сайте Федерального агентства по недропользованию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии).

6. Уплата окончательного размера разового платежа или 1-й части разового платежа производится 2-м участником аукциона в течение 30 дней со дня размещения на сайте для размещения информации о проведении торгов информации о предоставлении ему права пользования участком недр. В течение 30 дней со дня размещения на сайте для размещения информации о проведении торгов информации о предоставлении 2-му участнику аукциона права пользования участком недр 2-й участник аукциона уплачивает государственную пошлину, предусмотренную подпунктом 92 пункта 1 статьи 33333 Налогового кодекса Российской Федерации, в установленном порядке.

7. В случае, предусмотренном пунктом 6 настоящих Правил, выдача лицензии на пользование недрами 2-му участнику аукциона осуществляется в соответствии со статьей 121 Закона Российской Федерации "О недрах" после поступления окончательного размера разового платежа или 1-й части разового платежа на счет соответствующего администратора доходов федерального бюджета, доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, а также государственной пошлины на счет соответствующего администратора доходов федерального бюджета.

8. Право пользования недрами не предоставляется в случае, если в сроки, установленные настоящими Правилами, разовый платеж или 1-я часть разового платежа не были уплачены по результатам аукциона победителем аукциона и 2-м участником аукциона, а также в случае, если разовый платеж или 1-я часть разового платежа не были уплачены единственным заявителем или единственным участником аукциона при признании аукциона несостоявшимся.

Читайте также: